Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БЕРЕЗОВСКОМ РАЙОНЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1970-Х ГГ'

РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БЕРЕЗОВСКОМ РАЙОНЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1970-Х ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / ГОРОДСКАЯ ШКОЛА / ИНТЕРНАТ / ШКОЛЬНОЕ ЗДАНИЕ / ВМЕСТИМОСТЬ / ИНВЕНТАРЬ / УЧИТЕЛЬСКИЕ КАДРЫ / ЖИЛЬЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ / RURAL SCHOOL / URBAN SCHOOL / ORPHANAGE / SCHOOL BUILDING / CAPACITY / EQUIPMENT / TEACHERS STAFF / TEACHERS' HOUSING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кирилюк Денис Валериевич

В данной статье рассматриваются вопросы истории школ и интернатов Березовского района в 1976-1980 гг. Подробно анализируются достижения и трудности строительства и ремонта новых школьных зданий, их комплектования мебелью и учебно-наглядными пособиями, оформления учебных кабинетов и перевода на кабинетную систему обучения, обеспечения учителей жильем и т. д. В работе выявляются не только общие закономерности развития школьного образования в регионе, но и отличительные черты жизни школ Березовского района.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кирилюк Денис Валериевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL EDUCATION DEVELOPMENT IN BEREZOVSKIY DISTRICT IN THE SECOND HALF OF 1970S

The questions of schools and orphanages history in Berezovskiy district in 1976-1980 years are concerned in this article. The achievements and difficulties of construction and mending of new schools, their furnishing and acquisition with training AIDS, design of school rooms and cross over to the desk study system, the teachers’ housing provision are analyzed in details. Not only the main rules of school education development in the region, but distinctive features of school life in Berezovskiy district are revealed in this article.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БЕРЕЗОВСКОМ РАЙОНЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1970-Х ГГ»

превышение фактических отборов нефти. Как считают тюменские историки, «переломным моментом в развитии нефтяной отрасли Западной Сибири стал период 1976-1977 гг., когда произошло снижение годовых приростов добычи, обозначилось снижение среднесуточного дебита скважин, началось сокращение удельного веса фонтанной нефти, наметилось снижение коммерческих скоростей в бурении. 1977-1980 гг. отмечены срывами в выполнении плановых заданий по отдельным объединениям Главтюменьнефтегаза. Запланированный на 1980 г. объем добычи в 315 млн т не был достигнут» [11, с. 163].

Решение проблемы абсолютного выправления сложившегося положения и дальнейшего наращивания добычи нефти Миннефтепром связывал с обустройством и вводом в эксплуатацию нового нефтяного района, расположенного на 300-500 км севернее Сургута, в Ямало-Ненецком автономном округе. «Для этого было создано производственное объединение «Ноябрьскнефтегаз» <.. .> с задачей - достичь уровня добычи нефти более 100 млн тонн нефти в год» [1, с. 67].

Одним из базовых нефтяных месторождений в его составе должно было стать Суторминское, открытое в 1975 году и введенное в эксплуатацию в 1982 г. Ему пророчили судьбу Самотлора, но запасы углеводородов оказались завышенными. Предположения геологов не получили подтверждения. В последующие годы запасы были уточнены, и было снято с учета значительное количество числившихся тогда разведанными запасов. Только по Суторминскому месторождению было списано 200 млн т запасов нефти. Предполагаемые запасы нефти были завышены в 2,5 раза [2, с. 58]. В 1989 г. на Суторминском месторождении было добыто максимальное количество нефти - 11 млн 370 тыс. тонн, но уже в 1998 г. почти в 2,5 раза меньше - чуть более 4 млн тонн нефти. 20 млн тонн нефти в год, которые были обозначены в проекте разработки месторождения, оказались несбыточной мечтой. Это было самое большое по запасам и по добыче нефти месторождение в районе города Муравленко.

«Ноябрьскнефтегаз» родился на основе НГДУ «Холмогорнефть» при мощной поддержке объединения «Юганскнефтегаз». И уже в 1982 г. в Ноябрьске, который получил статус города, проживали 25 тыс. человек, а к концу ХХ-го столетия - свыше 100 тысяч. Принятое 20 марта 1980 г. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О неотложных мерах по усилению строительства в районе Западно-Сибирского нефтегазового комплекса» стало судьбоносным для Ноябрьска, а также и Муравленко, которые застраивались как единое целое. Обязанности генеральных подрядчиков по строительству были возложены на Министерство строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР [5, с. 180-181]. Генеральным проектировщиком г. Муравленко был институт «Новосибирскгражданпроект», а генеральным заказчиком на строительство города вплоть до 1995 г. - НГДУ «Суторминскнефть», которое впоследствии передало эти функции администрации города.

По утверждению главного архитектора Тюменской области А. Н. Отрадного, «самыми напряженными годами были 1979-1989. Областная архитектура напоминала штаб огромной стройки, куда стекалась вся информация, координировались все вопросы проведения инженерных изысканий, проектирования и строительства новых городов, их инженерного обеспечения, масса других вопросов. Можно представить объем работы, связанный с началом проектирования и строительства 17 новых поселений» [3, с. 50]. Из 17 новых поселений, намечаемых схемой расселения 1980 г., 14 получили статус городов. В их числе Ноябрьск (в 1982 г.) и Муравленко (в 1990 г.), который фактически стал городом-«спутником» «старшего брата».

Оценивая сегодня «градостроительный бум» 1980-х гг. в Тюменской области, можно согласиться с оценкой Н. Ю. Гавриловой, что «появление городов-«спутников» <...> явилось проявлением сиюминутных интересов ведомств и было скорее порождением стихийности градостроительной политики» [3, с. 48]. Одним из последствий градостроительного бума стало появление г. Муравленко - города-«спутника» Ноябрьска.

В.Н. Курятников

Открытие Суторминского, а впоследствии и Муравленковского месторождений стало решающим фактором, повлиявшим на принятие решения о развитии безымянного поселения и преобразовании его в город. Он был включен в схему расселения 1980 г. Неверная, завышенная оценка запасов углеводородов Суторминского месторождения стала тем нулевым циклом, с которого и началась закладка г. Муравленко.

Получив в Приполярье статус «базового города», Ноябрьск вполне мог справиться с задачами по нефтедобыче на прилегающих к нему нефтяных месторождениях и без муравленковцев. Однако город состоялся и увековечил в Сибири память о деятельности В. И. Муравленко.

Жесткая миграционная политика администрации города стабилизировала рост численности населения на уровне конца ХХ-го столетия. В настоящее время в нем проживает немногим более 37 тыс. человек, свыше 4-х тысяч имеют вид на жительство, временно проживают вахтовики. В г. Ноябрьске нефть и газ добывает ОАО «Газпром-Ноябрьскнефтегаз», а в Муравленко действует его филиал - «Газпромнефть-Муравленко». Им ежемесячно добывается более 650 тыс. т нефти, 400 млн м3 природного газа, извлекается из нефти около 150 млн м3 попутного нефтяного газа. Общая численность работников предприятия составляет около 2700 человек [4].

Несмотря на суровый климат, сложную экономическую обстановку, г. Муравленко продолжает нести нефтяную и газовую вахты, постигать свою историю, которая началась с геологической ошибки в подсчете ресурсных запасов нефти на Суторминском месторождении.

Литература

1. Агеев В. Г. «Пурнефтегаз»: в начале пути... // Ветераны (воспоминания): из истории развития нефтяной и газовой промышленности. Вып. 16. М. : Нефтяное хозяйство, 2004. С. 66-71.

2. Быковский В. А. Есть город на земле Ямала - Муравленко. Екатеринбург : Изд-во «Екатеринбург», 1999. 176 с.

3. Гаврилова Н. Ю. Социальное освоение нефтегазодобывающих районов Севера Западной Сибири: от концепции к реализации // Проблемы модернизации сибирского Севера: сборник научных трудов / отв. ред. В. П. Карпов. Тюмень : ТюмГНГУ, 2011. 264 с.

4. Город Муравленко, Ямало-Ненецкий автономный округ // Официальный сайт МО г. Муравленко. Режим доступа: www.muravlenko.com

5. Донгарян Ш. С. На стройках нефтяного века (записки нефтегазостроителя). М. : Нефтяное хозяйство, 2008. 432 с.

6. Корнилов Г. Г. Особенности формирования поселенческой сети ЯНАО в период активного промышленного освоения (1970-е - 1980-е гг.) // Проблемы модернизации сибирского Севера: сборник научных трудов / отв. ред. В. П. Карпов. Тюмень : ТюмГНГУ, 2011. 264 с.

7. Россия: Энциклопедический справочник / под ред. А. П. Горкина, А. Д. Зайцева, В. М. Карева. М. : Дрофа, 1998. 592 с.

8. Самарский областной государственный архив социально-политической истории (СОГАСПИ). Ф. 656. Оп. 163. Д. 487.

9. Славкина М. В. Время не ждет / под ред. А. М. Галустова. М. : ЦЕНТР, 2009.

302 с.

10. Славкина М. В. Российская Добыча. М. : Родина МЕДИА, 2014. 360 с.

11. Тюменский индустриальный «взрыв»: история мегапроекта: монография / В. П. Карпов, Г. Ю. Колева, Н. Ю. Гаврилова, М. В. Комгорт, А. И. Тимошенко. Тюмень : Вектор Бук, 2011. 260 с.

УДК 625(091)(571.12)

Веселое С. И.

Veselov S. I.

АВТОДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО НА СЕВЕРЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

(1980-е - НАЧАЛО 1990-х ГГ.)

ROAD CONSTRUCTION IN THE NORTH OF THE TYUMEN REGION

(1980s - EARLY 1990s)

В статье анализируется автодорожное строительство на севере Тюменской области в 1980-е - начале 1990-х гг. По мнению исследователя, в данный период формируется опорная сеть автомобильных дорог на севере Тюменской области.

In the article the roads construction in the North of Tyumen region in 1980s - early 1990s is analyzed. According to the researcher, in this period the fundamental road network in the North of Tyumen region is being formed.

Ключевые слова: автодорожное строительство, Минтрансстрой CCCP, ЗСНГК, Минавтодор РСФСР, Миннефтепром СССР, Тюменский обком КПСС.

Keywords: road construction, Ministry of Transport Construction of the USSR, West Siberian oil and gas complex, Ministry of Autoroads of the RSFSR, Ministry of Oil Industry of the USSR, Tyumen Regional Committee of the CPSU.

Процесс создания автодорожной сети севера Тюменской области проходил в сложных климатических условиях. Строительство автомобильных дорог налагало на себя определенные препятствия при огромной заболоченности территории, отсутствии строительных материалов, отдаленности баз снабжения. Тем не менее строительство межпромысловых и внутрипромысловых дорог обеспечивало функционирование транспортной инфраструктуры Западно-Сибирского нефтегазового комплекса (далее ЗСНГК).

В конце 1970-х гг. в развитии автодорожного строительства севера Тюменской области обозначилось отставание. Дорожно-строительные организации Министерства транспортного строительства СССР («Тюменьдорстрой», «Нижневартовскдорстрой») не справлялись с правительственным заданием по опережающему вводу автодорог на нефтяных и газовых месторождениях. Об этом свидетельствуют документы нефтегазовых объединений. В декабре 1978 г. «Сургутнефтегаз» докладывал об отставании в строительстве дорог и объектов инженерного обеспечения трестом «Тюменьдорстрой» [5, л. 410]. В 1979 г. «Тюменьдорстрой» не справился с планом ввода автодорог [6, л. 406]. Не выполнял показатели по автодорогам и «Нижневартовскдорстрой» [1, л. 1-2]. Причинами отставания послужили недостаточная оснащенность дорожной техникой, неблагоприятные погодные условия, нехватка грузового автотранспорта, несвоевременная поставка строительных материалов. Крупной проблемой являлось отсутствие круглогодичной дорожной связи северных районов с югом Тюменской области.

За предшествующие годы Министерство транспортного строительства СССР (Минтрансстрой) построило 1800 км автодорог с твердым покрытием, чего категорически не хватало для полноценного развития ЗСНГК [22, с. 328]. Вследствие этого требовался пересмотр концепции развития автодорожного строительства на севере Тюменской области. Инициатором новой дорожно-строительной концепции выступили ЦК КПСС и Совет Министров СССР по предложению Министерства транспортного строительства.

С.И. Веселое

Новая концепция по развитию автодорожного строительства отразилась в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров № 241 от 20 марта 1980 года «О неотложных мерах по усилению строительства в районе Западно-Сибирского нефтегазового комплекса» [12, л. 202-226]. В постановлении отмечалось, что дальнейшее развитие ЗСНГК сдерживается из-за отставания строительства объектов производственного и непроизводственного значения, особенно жилых домов и автомобильных дорог. За Минтранстроем СССР подтверждались функции генерального подрядчика по строительству дорог на севере Западной Сибири. К строительству привлекались дорожные организации союзных республик РСФСР: Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии, Эстонии, Узбекистана. Строители-дорожники союзных республик выполняли задание по договору с Министерством транспортного строительства, то есть являлись субподрядчиками [12, л. 202-205]. На 1980-1983 гг. министерству поручалось вводить в эксплуатацию по 665-830 километров автодорог [12, л. 226].

Для выполнения поставленных задач и ускоренного ввода дорог на севере Западной Сибири Минтрансстрой произвел структурные преобразования в Главном управлении по строительству автомобильных дорог в районах Урала и Западной Сибири. 4 декабря 1980 г. было создано производственное строительно-монтажное объединение (ПСМО) «Запсибдорстрой» в г. Нижневартовске [2, л. 1-2]. 29 декабря 1980 г. Минтрансстрой в связи с возрастающими объёмами дорожного строительства в Западной Сибири образовал новый трест «Сургутдорстрой» [7, л. 40].

Следовательно, советское правительство решило кардинально изменить неудовлетворительное положение в дорожном строительстве севера Западной Сибири путём количественного увеличения новых дорожных организаций, укрупнения существующих и привлечения министерств союзных республик.

На 01.01.1981 г. дефицит автодорог с твердым покрытием по Главтюменнефтегазу составлял 520 км. Из 23 месторождений на 17 не были построены автодороги [23, с. 77]. По этой причине «Запсибдорстрой» возводил магистральные автодороги нефтегазовых месторождений Фёдоровское - Холмогорское, Правдинское - Салымское, Холмогорское -Муравленковское, Поточное - Аганско - Покачёвское, Варьеганское - Бахиловское -Хохряковское, ст. Когалымская - Повховское месторождение, которые соединили Сургут с Когалымом, Ноябрьском, Нижневартовск с Радужным и Лангепасом [4, л. 111-124]. В начале 1980-х гг. автодорожное строительство охватило районы Дальнего Севера - Ямало-Ненецкий автономный округ. Создаются тресты «Надымдорстрой» (в 1982 г.), «Уренгойдорстрой» (в 1984 г.) для строительства автодорог и взлётно-посадочных полос на Уренгойском и Медвежьем газоконденсатных месторождениях [20, с. 18].

С 1980 г. по решению Совета Министров СССР вторым заинтересованным подрядчиком становится Министерство автомобильных дорог РСФСР, которое приступило к созданию своих дорожно-строительных организаций и их материально-технической базы. В июле 1980 г. в Тобольске был образован трест «Сибдорстрой», которому было поручено строительство важнейшей автодороги Тобольск - Южный Балык протяженностью 510 км [9, л. 24]. Эта дорога впоследствии стала единственной транспортной артерией, соединяющей север Тюменской области с другими регионами страны.

Возведение этой автодороги осуществлялось с величайшими трудностями. Дорога Тобольск - Южный Балык проходила по высокому правому берегу Иртыша. Первым препятствием дорожных строителей оказался широкий овраг на правом берегу Иртыша. Через него построили земляную насыпь длиной 243,5 м и высотой 12 м. Дальше автодорогу стали прокладывать восточнее г. Тобольска, рядом с железной дорогой, и далее на север. Дорогу вводили отдельными участками по 40-60 км ежегодно [18, с. 280]. Начальник Тюменского областного производственного управления строительства и эксплуатации автомобильных дорог («Тюменьавтодора») в 1981-1995 гг. Ю. В. Куренков

вспоминал, что на строительстве автодороги Тобольск - Южный Балык «работало около тысячи единиц новой техники, армия рабочих и ИТР из Тюменской и других областей России» [18, с. 320].

В ноябре 1982 г. руководитель треста «Сибдорстрой» просил Тюменский областной комитет КПСС ускорить землеотвод под строительство дороги заказчику - Тобольскому нефтепроводному управлению. В письме отмечалось, что на участках дороги 50-83 км, 125-185 км, подлежащих выполнению в 1983 г., не оформлены документы для вырубки леса, «проектно-сметная документация на строительство автодороги имеется только до станции Демьянская» [13, л. 214].

Неоднократно министерства игнорировали финансирование строительства участка автодороги Тобольск - Южный Балык. В июле 1985 г. Тюменский обком КПСС высказывал опасения по вопросу финансирования участка автодороги Салым - Южный Балык. В записке отмечалось, что финансирование выполняло Министерство нефтяной промышленности СССР (Миннефтепром СССР), но по поручению Совмина СССР сооружение дороги должны финансировать на долевом участии Миннефтепром, Мингазпром, Мингео СССР и Минавтодор РСФСР. Но поручение не выполнялось. Строительство дороги финансировал только Миннефтепром СССР [10, л. 34].

Если дорога Тобольск - Южный Балык сталкивалась со сложностями, то «Запсибдорстрой» в 1981-1985 гг. достиг колоссальных показателей: построил 3717 км автомобильных дорог с твердым покрытием [20, с. 18]. Темпы строительства значительно возросли: если в 1980 г. «Тюменьдорстрой» и «Нижневартовскдорстрой» ввели в эксплуатацию за год 291 км, в 1985 г. «Запсибдорстрой» строил в 3 раза больше - 916 км дорог [3, л. 117].

Таким образом, в начале 1980-х гг. автодорожное строительство севера развивалось интенсивными темпами. На наш взгляд, эффективному выполнению плана ввода автодорог способствовала совокупность причин: 1) создание крупного объединения «Запсибдорстрой»; 2) деятельность проектных и научно-исследовательских институтов Гипротюменнефтегаз, Союздорпроект, СоюздорНИИ в разработке новых технологий для строительства дорог; 3) помощь Тюменского облисполкома и обкома КПСС.

В воспоминаниях строителей-дорожников положительно оценивается деятельность первого секретаря Тюменского обкома КПСС Г. П. Богомякова и председателя облисполкома В. В. Никитина. Начальник ПСМО «Запсибдорстрой» в 1980-1998 гг.

A. И. Каспаров вспоминал, что в разговорах с Г. П. Богомяковым «не нужно было увязывать суть проблемы с географией: обладая феноменальной памятью, он помнил не только наименование всех строящихся дорог, но и их протяженность. Под стать первому секретарю обкома был и председатель областного Совета народных депутатов

B. В. Никитин» [19, с. 94].

Помимо того развивалась и мостостроительная отрасль на севере Тюменской области. Строительство автодорожных мостов осуществлял Мостострой-11. В ноябре 1984 г. Мостострой-11 завершил строительство моста через Юганскую Обь возле г. Нефтеюганска [24, с. 74]. «Наше предприятие, - вспоминает руководитель треста в 19762005 гг. В. Ф. Солохин, - построило 2700 больших и малых автодорожных мостов» [8]. С 1984 г. автомобильная дорога соединила Нефтеюганск с Пойковским, Мамонтово и стала представлять единую транспортную автомагистраль Нефтеюганск - Мамонтово - Южный Балык.

Ключевые изменения подхода в транспортном освоении севера произошли после выхода партийно-правительственного постановления № 797 от 20 августа 1985 г. «О комплексном развитии нефтяной и газовой промышленности в Западной Сибири в 19861990 гг.» [16, л. 2-16]. В постановлении акцентировалось внимание на изменении ведомственной «прописки» автомобильных дорог. Для этого Миннефтепрому, Мингазпрому предлагалось рассмотреть условия передачи существующих и вводимых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.