Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СФЕРЫ УСЛУГ - РЕЗУЛЬТАТЫ НАСТОЯЩЕГО ДЛЯ ПЕРСПЕКТИВ В БУДУЩЕМ'

РАЗВИТИЕ СФЕРЫ УСЛУГ - РЕЗУЛЬТАТЫ НАСТОЯЩЕГО ДЛЯ ПЕРСПЕКТИВ В БУДУЩЕМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛУГИ / ПЕРЕДОВЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / ИННОВАЦИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бегалов Баходир Абдусаломович, Жуковская Ирина Евгеньевна

В настоящей статье на основе анализа научной литературы, специальных методических материалов, статистических данных, полученных на основе применения передовых технологических решений, проанализировано развитие сферы услуг в Республике Узбекистан. Авторами показано, что в условиях цифровой трансформации в отраслях и сферах национальной экономики Узбекистана развиваются новые виды услуг, целью которых является повышение конкурентоспособности экономики и качества жизни населения страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бегалов Баходир Абдусаломович, Жуковская Ирина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE SERVICE SECTOR - RESULTS OF THE PRESENT FOR THE FUTURE PERSPECTIVE

In this article, based on the analysis of scientific literature, special methodological materials, statistical data obtained using advanced technological solutions, the development of the service sector in the Republic of Uzbekistan is analyzed. The authors show that in the context of digital transformation, new types of services are developing in the sectors and areas of the national economy of Uzbekistan, the purpose of which is to increase the competitiveness of the economy and the quality of life of the country's population.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СФЕРЫ УСЛУГ - РЕЗУЛЬТАТЫ НАСТОЯЩЕГО ДЛЯ ПЕРСПЕКТИВ В БУДУЩЕМ»

Бегалов Б.А., Жуковская И.Е.

РАЗВИТИЕ СФЕРЫ УСЛУГ - РЕЗУЛЬТАТЫ НАСТОЯЩЕГО ДЛЯ ПЕРСПЕКТИВ В БУДУЩЕМ

Аннотация. В настоящей статье на основе анализа научной литературы, специальных методических материалов, статистических данных, полученных на основе применения передовых технологических решений, проанализировано развитие сферы услуг в Республике Узбекистан. Авторами показано, что в условиях цифровой трансформации в отраслях и сферах национальной экономики Узбекистана развиваются новые виды услуг, целью которых является повышение конкурентоспособности экономики и качества жизни населения страны.

Ключевые слова. Услуги, передовые технологические решения, инновации, эффективность, конкурентоспособность, качество жизни населения.

Begalov B.A., Zhukovskaya I.E.

DEVELOPMENT OF THE SERVICE SECTOR - RESULTS OF THE PRESENT

FOR THE FUTURE PERSPECTIVE

Abstract. In this article, based on the analysis of scientific literature, special methodological materials, statistical data obtained using advanced technological solutions, the development of the service sector in the Republic of Uzbekistan is analyzed. The authors show that in the context of digital transformation, new types of services are developing in the sectors and areas of the national economy of Uzbekistan, the purpose of which is to increase the competitiveness of the economy and the quality of life of the country's population.

Keywords. Services, advanced technological solutions, innovations, efficiency, competitiveness, quality of life of the population.

Введение

В условиях формирования цифровой экономики в мировом масштабе большое внимание уделяется поступательному развитию сферы услуг. Как показывает современная практика, основными факторами, влияющими на развитие сферы услуг, являются быстрота получения оплаты за оказываемые услуги в различных отраслях экономики, взаимодействие между различными видами деятельности внутри самой сферы услуг, что способствует, в конечном итоге, росту валового внутреннего продукта. Большое значение в этом процессе играет применение передовых технологических механизмов, позволяющих получить качественные научные достижения в фундаментальных и прикладных науках, направленных

ГРНТИ 06.71.51 EDN IZGSFF

© Бегалов Б.А., Жуковская И.Е., 2022

Баходир Абдусаломович Бегалов - доктор экономических наук, профессор, Председатель Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике (г. Ташкент, Узбекистан).

Ирина Евгеньевна Жуковская - доктор экономических наук, профессор департамента «Бизнес-информатика» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (г. Москва).

Контактные данные для связи с авторами (Жуковская И.Е.): 125993, г. Москва, Ленинградский пр., 49 (Russia, Moscow, Leningradsky av., 49). Тел.: +7 910-941-21-75. E-mail: irishka.165@mail.ru. Статья поступила в редакцию 18.07.2022.

на развитие промышленного производства, сельского хозяйства, образования, здравоохранения, сервиса, создание новых рабочих мест, защиту окружающей среды и совершенствование социальной сферы в условиях формирования цифровой экономики.

Целью настоящей статьи является статистический анализ развития сферы услуг в Республике Узбекистан на основе применения цифровых технологических решений, выявление положительных и отрицательных тенденций в развитии сферы услуг для ее дальнейшего совершенствования и формирования конкурентоспособной экономики. Анализ литературных источников по теме

В современной научной литературе большое внимание уделяется правовым основам развития сферы услуг, анализу перспективных направлений ее развития, статистической оценке. К числу работ по данной тематике можно отнести труды таких ученых, как Аганбегян А. [1], Агеев А.И. [2], Асадуллина А.В. [3], Балац-кий Е.В., Екимова Н.А. [4], Беликова К.М., Бабич А.М., Бегалов Б.А. [5], Волгин Н.А., Восколович Н.А. [6], Гаджиева А.Г. [7], Гербина Т., Горбашко Е.А. [8], Елохов А.М., Александрова Т.В. [9], Егоров Е.В., Жильцов Е.Н., Жуковская И.Е. [10], Зуев В.М., Лапидус Л.В. [11], Молчанов И.Н., Полякова В.В. [12], Понкин И.В., Редькина А.И., Руденко М.Н. Грибанов Ю.И. [13], Санникова Т.Д., Богомолова А.В., Жигалова В.Н. [14], Сидоров А.А. [15], Смелов П.А., Егорова Е.А., Прохоров П.Э. [16], Соколин В.Л. [17], Федорков А.А., Бирюков О.А. [18], Халин В.Г., Чернова Г.В. [19], Шестопалова А.Н. [20], Шинке-вич А.И., Кудрявцева С.С. [21] и др.

В связи с тем, что в настоящей работе производится статистическая оценка сферы услуг национальной экономики Республики Узбекистан, авторами были изучены нормативно-правовые документы в данной сфере, в частности: Распоряжение от 12 сентября 2017 года «О мерах по обеспечению открытости и прозрачности экономических и финансовых показателей в Республике Узбекистан», Указ Президента Республики Узбекистан от 5 февраля 2019 года № УП-5655 «Об утверждении Концепции переписи населения Республики Узбекистан в 2022 году», Закон Республики Узбекистан «О переписи населения» [23], Постановление от 9 апреля 2019 года № III1-4273 «О дополнительных мерах по обеспечению открытости и прозрачности государственного управления и повышению статистического потенциала страны», Постановление от 3 августа 2020 года № ПП-4796 «О мерах по дальнейшему совершенствованию и развитию национальной статистической системы Республики Узбекистан» [23] и т.д.

Анализ литературных источников показал, что сфера услуг на сегодняшний день исследуется учеными различных стран. В настоящее время разработаны разноплановые методики для оценки ее деятельности. На основе проведенного анализа, изучения современных программных продуктов, применяемых для оценки функционирования сферы услуг, была поведена статистическая оценка с использованием программных продуктов, применяемых в деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике. Статистические данные были получены и обработаны на основе использования автоматизированной информационной системы получения статистической отчетности в электронном виде (е81а1>4.0) на базе современных веб-технологий.

Кроме того, анализ специальной литературы показал, что в условиях цифровой трансформации необходимо дальнейшее развитие статистической сферы на основе оптимизации технических и технологических решений. В частности, следует более эффективное применять технологии, позволяющие использовать ин-фографику, видео- и аудиоформаты данных. Вместе с тем, авторами выявлено, что такие цифровые технологии, как интернет вещей (1оТ), использование различных мобильных устройств меняют современные экономические отношения, влекут за собой новые формы социального взаимодействия, что требует постоянного повышения квалификации сотрудников, осуществляющих свою трудовую деятельность на экономических объектах.

Методика исследования

При написании настоящей статьи были использованы как общепризнанные научные методы, к которым относятся анализ, синтез, наблюдение, сравнение, обобщение, так и положения специальных методик, принятых в Республике Узбекистан, применяемых в деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике.

В частности, нами были использованы «Методические положения по статистическому учету произведенных (оказанных) услуг, включая услуги, оказанные в сельской местности, утвержденные По-

становлением Государственного комитета Республики Узбекистан от 28 сентября 2021 года № 38, целью которых является формирование системы статистических показателей по сфере услуг для достижения их сопоставимости на международном уровне. Кроме того, была учтена разработанная в соответствии с международными стандартами и Законом Республики Узбекистан «Об официальной статистике» «Методика по формированию показателей статистики транспорта», которая определяет базовые положения и методы получения статистической информации о деятельности юридических и физических лиц в сфере транспорта, при осуществлении статистических наблюдений органами государственной статистики для предоставления достоверной официальной информации о текущем состоянии и развитии транспортного комплекса страны.

Учтены такие методические материалы, как «Порядок организации и проведения обследования физических лиц, оказывающих рыночные услуги в сфере информационно-коммуникационных технологий», утвержденный Постановлением Государственного комитета Республики Узбекистана по статистике от 30 июля 2021 года № 71, «Порядок организации и проведения выборочного обследования перевозочной деятельности индивидуальных владельцев транспорта», «Порядок организации и проведения выборочного обследования физических лиц, оказывающих рыночные услуги», «Методические рекомендации по организации и проведению выборочного обследования зарегистрированных физических лиц, оказывающих рыночные услуги», «Методические положения по статистическому учету произведенных услуг, включая услуги, оказанные в сельской местности, «Методические положения по расчету индексов тарифов на услуги по перевозке и связи», «Методические положения по организации статистического учета внешней торговли услугами», утвержденные Постановлением Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике 28 января 2022 г. № 7 и т.д. [23].

Анализ и результаты

Анализ литературных источников, сбор и обработка статистических данных с помощью специальных методических материалов и средств передовых информационно-коммуникационных и цифровых технологий, применение специальных программных продуктов позволили представить результаты, изложенные в статье. На рисунке проиллюстрирована структура услуг по видам экономической деятельности в Республике Узбекистан, выраженная в процентах, за период январь -май 2022 года.

Транспортные услуги

Услуги торговли

25,0

22,0

Услуги связи и информатизации

23,0

Финансовые услуги

6,4 < 14,7

Прочие услуги

V V

Услуги по 3;1 41

проживанию ^ у

и питанию

Услуги в сфере образования

Услуги по ремонту компьютеров

Рис. Структура услуг по видам экономической деятельности в Республике Узбекистан, %, за период январь - март 2022 года (составлено авторами на основе данных Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике)

Как явствует из рисунка, максимальный удельный вес в структуре оказанных рыночных услуг по видам экономической деятельности за период с января по май 2022 года занимают услуги торговли (25,0%). Их структура выглядит следующим образом: услуги по розничной торговле, кроме торговли

автомобилями и мотоциклами - 65,8%; услуги по оптовой торговле, кроме торговли автомобилями и мотоциклами - 26,6%; услуги по оптовой и розничной торговле автомобилями и мотоциклами, включая услуги по их ремонту - 7,6% [22].

Высокие показатели имеют также финансовые услуги (23,0%) и транспортные услуги (22,0%). Наименьший процент составляют услуги по ремонту компьютеров (1,7%). В свою очередь, услуги связи и информатизации за указанный период составили 6,4%, Услуги в сфере образования - 4,1%, услуги по проживанию и питанию - 3,1%. На прочие услуги приходится 14,7% [22].

Структура финансовых услуг за январь - май 2022 года в Республике Узбекистан следующая: услуги финансовые, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению - 88,2%; услуги по страхованию - 6,6%; вспомогательная финансовая деятельность - 5,2%. А структура транспортных услуг по видам транспорта выглядит следующим образом: автомобильный транспорт - 54,6%; воздушный транспорт - 12,3%; железнодорожный транспорт - 12,2%; трубопроводный транспорт - 11,2%; вспомогательная транспортная деятельность - 9,7% [22].

Исследования авторов, проводимые с помощью информационной системы е^а!;- 4.0 и специальных веб-сервисов, показали, что на 1 июня 2022 года число предприятий и организаций, функционирующих в сфере услуг, составило 366 881 единица. По сравнению с прошлым годом наблюдается стабильный рост - темпы роста составили 110.7%. В ходе настоящего исследования была изучена также динамика производства услуг по видам экономической деятельности (таблица 1).

Данные таблицы 1 свидетельствуют, что темпы роста производства услуг в Республике Узбекистан имеют устойчивую динамику к увеличению. Данная тенденция прослеживается и в ежемесячном росте оказанных услуг на душу населения. Данные Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике показывают, что за период январь - май 2022 года рассматриваемый показатель составил 3722,8 тыс. сум. Темпы роста по сравнению с показателями аналогичного периода прошлого года составили 113,4% [5, 22].

Применение современных методик, инновационных технологических подходов, информационных систем, применяемых в сфере статистики Республики Узбекистан и специализированных веб-сервисов, позволили выявить динамику по данному показателю во многих разрезах. Например, в областном разрезе динамика по данному показателю приведена в таблице 2. Как видно, самый большой объем оказываемых услуг приходится на город Ташкент - 17 363,4 тыс. сум, а минимальный отмечается в Сурхан-дарьинской области - 1750,1 тыс. сум.

Таблица 1

Основные показатели производства услуг по видам экономической деятельности

(январь - май 2022 года) [22]

Основные показатели производства услуг Объем, млрд сум Темп роста к 2021 г., %

Услуги - всего, в том числе: 131 608,6 115,8

услуги связи информатизации 8 388,2 124,2

финансовые услуги 30 239,1 130,4

транспортные услуги 28 960,6 114,6

в том числе услуги автотранспорта 15 800,3 107,8

услуги по проживанию и питанию 4 125,5 114,6

услуги торговли 32 885,6 108,6

услуги, связанные с недвижимым имуществом 3 662,8 110,7

услуги в сфере образования 5 473,6 102,8

услуги в сфере здравоохранения 2 379,7 109,4

услуги аренды и проката 2 487,4 110,4

услуги по ремонту компьютеров и бытовой техники 2 210,7 107,6

индивидуальные услуги 3 284,5 106,9

услуги в области архитектуры, инженерных изысканий, технических испытаний и анализа 2 637,3 110,0

прочие услуги 4 873,6 112,2

Таблица 2

Основные показатели производства услуг на душу населения по регионам Республики Узбекистан

(январь - май 2022 года) [22]

Регионы Объем услуг, тыс. сум Темпы роста, %

Республика Каракалпакстан 1 980,6 114,9

Андижанская область 2 031,1 109,1

Бухарская область 2 993,7 112,2

Джизакская область 2 091,5 111,1

Кашкадарьинская область 1 758,6 109,7

Навоийская область 3 384,6 115,1

Наманганская область 1 930,9 115,4

Самаркандская область 2 102,1 109,9

Сурхандарьинская область 1 750,1 110,1

Сырдарьинская область 2 179,9 108,7

Ташкентская область 3 321,4 115,0

Ферганская область 2 166,5 114,7

Хорезмская область 1 999,1 110,8

Ташкент 17 363,4 110,9

Вместе с тем, в ходе исследования была выявлена структура действующих предприятий и организаций сферы услуг по видам экономической деятельности по состоянию на 1 июня 2022 года (без фермерских и дехканских хозяйств). Данная структура имеет вид: предприятия торговли - 45,9%; предприятия, осуществляющие услуги по проживанию и питанию - 9,4%; предприятия, предоставляющие услуги по перевозке и хранению товаров - 5,2%; предприятия, обеспечивающие информационные услуги и услуги связи - 3,0%; предприятия, оказывающие услуги здравоохранения - 3,0%; предприятия, обеспечивающие другие виды услуг - 33,5%.

Отдельно следует отметить предприятия малого бизнеса и предпринимательства, функционирующие в сфере услуг. Их количество на 1 июня 2022 года составило 300 958 единиц, удельный вес в общем количестве - 61,8% [22].

Данные показатели были достигнуты за счет всестороннего развития и расширения сферы услуг на основе применения инновационных технологий и платных услуг, развития сферы услуг не только в городе, но и в сельской местности, развития туристической сферы, дополнительных образовательных услуг, финансовой сферы, аудита, маркетинга, консалтинга и т.д. Большое значение в развитии сектора услуг играет постоянное совершенствование нормативно-правовой базы, подготовка высококвалифицированных кадров для различных отраслей и сфер экономики, учет передового опыта зарубежных стран и выработка собственных моделей развития услуг в отраслях и сферах национальной экономики [5].

При развитии сектора услуг в Республике Узбекистан большое внимание уделяется экосистеме высокотехнологичных производств. Большое распространение получают в стране «умные производства», объединения предприятий промышленности, НИИ, инновационные компании [10, 11]. Кроме того, развитию сектора услуг способствует развитие цифровой экосистемы. Как показывает практика, в стране все больше и больше получают свое развитие виртуальные площадки взаимодействия участников различных отраслей и сфер экономики, внедряются цифровые сервисы, внедряются разнообразные инновационные инструменты развития услуг в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении, образовании, туризме и т.д.

В условиях цифровой трансформации необходимо обратить внимание на тот факт, что различные виды услуг получают свое развитие на основе создания кросс-отраслевых экосистем, базирующихся на функционировании цифровых платформ, развитии международной кооперации, учете всех видов рисков и т.д. [15]. Развитие инновационных услуг основывается на принципах кросс-отраслевого взаимодействия, сетевого взаимодействия на основе вертикальных и горизонтальных связей, взаимовыгодности отношений, цифровой прозрачности процессов и субъектов цифровых платформ, самоорганизации и саморазвития. Особый интерес представляет сектор услуг ИКТ, контента и СМИ (табл. 3).

Таблица 3

Альтернативная совокупность секторов услуг ИКТ, контента и средств массовой информации

(январь - май 2022 года) [22]

Альтернативная совокупность секторов услуг ИКТ, контента и СМИ Объем, млрд сум Удельный вес в общем объеме, %

Всего, в том числе: 8 846,1 100,0

сектор услуг ИКТ 8 074,3 91,3

сектор контента и средств массовой информации 771,8 8,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сектор услуг ИКТ

Сектор услуг ИКТ, в том числе: 8 074,3 100,0

услуги по изданию программного обеспечения 214,7 2,7

услуги телекоммуникационные 5 599,0 69,3

услуги по компьютерному программированию, консультационные и другие сопутствующие услуги 1 351,3 16,7

услуги по обработке данных, их размещению и взаимосвязанные услуги, web-порталы 451,5 5,6

услуги по ремонту компьютеров и оборудования связи 457,8 5,7

Сектор контента и средств массовой информации

Сектор контента и средств массовой информации, в том числе: 771,8 100

услуги по изданию книг, периодических изданий и прочие издательские услуги 174,6 22,6

услуги по производству кино-, видеофильмов и телевизионных программ, услуги по звукозаписи изданию музыкальных произведений 70,8 9,2

услуги по составлению программ и телерадиовещанию 315,0 40,8

прочие информационные услуги 211,4 27,4

Как видно из приведенной таблицы, в условиях цифровой трансформации и активного использования передовых технологических решений, услуги в отраслях и сферах экономики автоматизируются и цифровизируются, что в конечном итоге способствует их эффективному применению во всех сферах экономической деятельности и социальных отношений.

Заключение

Проведенное исследование показало, что в настоящее время в национальной экономике Республики Узбекистан при активной поддержке государства активно развивается сектор услуг в отраслях и сферах экономики, базирующийся на передовых инновационных решениях. Данная тенденция направлена на повышение качества жизни населения и на повышение конкурентоспособности страны на мировом рынке.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Аганбегян А. Как подстегнуть ВВП: ставка на «умную экономику» ускорит рост экономики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: htpp://www.forbes.ru/biznes/349545-kak-podstegnut-rost-vvp-stavka-na-umnuyu-екопотки-изкогй-гоБ^есопотк! (дата обращения 01.07.2022).

2. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Формирование организационных и информационных механизмов управления построением в России цифровой экономики // Экон. стратегии. 2018. № 3 (153). С. 56-67.

3. Асадуллина А.В. Цифровая экономика в России: текущий статус и проблемы развития // Рос. внешнеэкон. вестн. 2018. № 6. С. 98-112.

4. Балацкий Е.В., Екимова Н.А. Инновационно-технологические матрицы и национальные стратегии экономического развития // Управленец. 2019, Т. 10. № 5. С. 9-19.

5. Бегалов Б.А., Жуковская И.Е. Оценка развития малого бизнеса и частного предпринимательства в Республике Узбекистан на основе цифровых технологических решений // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2022. № 1 (57). С. 122-133.

6. Восколович Н.А. Измерение влияния цифровой трансформации сферы услуг на качество жизни населения // Государственное управление. Электронный вестник. 2019. № 75. С. 6-23.

7. Гаджиева А.Г. Цифровизация и занятость: роль отраслей сектора услуг // Инновации. 2018. № 2 (232). С. 61-70.

8. Горбашко Е.А. Влияние цифровизации на качество жизни с позиций устойчивого экономического развития // Сборник статей по итогам XIV международной научно-практической конференции «Современный менеджмент: проблемы и перспективы». СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2019.

9. Елохов А.М., Александрова Т.В. Подходы к оценке результатов цифровой трансформации экономики России // Учет. Анализ. Аудит. 2019. № 6 (5). С. 24-35.

10. Жуковская И.Е. Основные направления совершенствования методологии применения передовых информационно-коммуникационных технологий в статистической деятельности Республики Узбекистан в условиях формирования цифровой экономики // Статистика и экономика. 2020. № 17 (5). С. 68-80.

11. Лапидус Л.В. Цифровая экономика: управление электронным бизнесом и электронной коммерцией. М.: ИНФРА-М, 2017. 281 с.

12. Полякова В.В. Основы теории статистики. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. 148 с.

13. Руденко М.Н., Грибанов Ю.И. Тенденции цифровизации и сервисизации экономики // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2019. № 2 (40). С. 5-8.

14. Санникова Т.Д., Богомолова А.В., Жигалова В.Н. Зарубежные модели цифровой трансформации и перспективы их использования в российской практике // Экономические отношения. Т. 9, № 2. С. 482-494.

15. Сидоров А.А. Развитие сферы услуг в условиях цифровой трансформации национальной экономики // Теоретическая и прикладная экономика. 2021. № 1. С. 39-47.

16. Смелов П.А., Егорова Е.А., Прохоров П.Э. Современные ИКТ в статистике в эпоху цифровой экономики // Материалы международной научно-практической конференции «Статистика в цифровой экономике: обучение и использование» (Санкт-Петербург, 1-2 февраля 2018 г.). СПб.: Изд. СПбГЭУ, 2018. С. 140-141.

17. Соколин В.Л. Статистика СНГ: 30 лет общей работы // Вопросы статистики. 2022. № 29 (1). С. 5-19.

18. Федорков А.А., Бирюков О.А. Цифровая экономика: особенности управления и тенденции развития // Петербургский экономический журнал. 2017. № 3. С. 60-66.

19. алин В.Г., Чернова Г.В. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски // Управленческое консультирование. 2018. № 10 (118). С. 46-63.

20. Шестопалова А.Н. Стратегические ориентиры развития сферы услуг в цифровой экономике // Цифровая наука. 2020. № 9. С. 24-32.

21. Шинкевич А.И., Кудрявцева С.С. Управление открытыми национальными инновационными системами в экономике знаний. Казань, 2014.

22. Официальный портал Государственного комитета по статистике Республики Узбекистан. [Электронный ресурс]. Режим доступа: htpp://www.stat.uz (дата обращения 01.07.2022).

23. База данных нормативно-правовых актов Республики Узбекистан. [Электронный ресурс]. Режим доступа: htpp://www.lex.uz (дата обращения 01.07.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.