Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СФЕРЫ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН'

РАЗВИТИЕ СФЕРЫ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1446
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / культурное наследие / туристическая отрасль / концепция. / tourism / cultural heritage / tourism industry / concept.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Жалолхон Инагамходжаев, Иззатилла Исамиддинов

В статье изучены основные моменты развития туризма в Узбекистане. Развитие туризма является важным спектором отрасли, которая тесно связана с развитием страны в целом. На сегодня организацией обслуживания в сфере туризма и создание концепции по туризму – один из основных индикаторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE SPHERE OF TOURISM IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

The article examines the main points of the development of tourism in Uzbekistan. Tourism development is an important sector of the industry, which is closely related to the development of the country as a whole. Today, the organization of services in the field of tourism and the creation of a concept for tourism is one of the main indicators.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СФЕРЫ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН»

РАЗВИТИЕ СФЕРЫ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

Жалолхон Инагамходжаев Иззатилла Исамиддинов

Студенты 3 курса Технического института Ёджу в городе Ташкент

АННОТАЦИЯ

В статье изучены основные моменты развития туризма в Узбекистане. Развитие туризма является важным спектором отрасли, которая тесно связана с развитием страны в целом. На сегодня организацией обслуживания в сфере туризма и создание концепции по туризму - один из основных индикаторов.

Ключевые слова: туризм, культурное наследие, туристическая отрасль, концепция.

DEVELOPMENT OF THE SPHERE OF TOURISM IN THE REPUBLIC OF

UZBEKISTAN

Jalolkhon Inagamkhodjaev Izzatilla Isamiddinov

3rd year student's of Yeoju Technical Institute in Tashkent

ABSTRACT

The article examines the main points of the development of tourism in Uzbekistan. Tourism development is an important sector of the industry, which is closely related to the development of the country as a whole. Today, the organization of services in the field of tourism and the creation of a concept for tourism is one of the main indicators.

Keywords: tourism, cultural heritage, tourism industry, concept.

ВВЕДЕНИЕ

Узбекистан имеет большой потенциал для развития туризма. Хотя на протяжении многих лет этой сфере уделялось мало внимания, за последние года страна значительно изменилась и все больше обращает внимание развитию этого спектра. На сегодняшний день туризм является одной из самых доходных отраслей. Из года в год в мире наблюдается устойчивая тенденция роста числа международных туристов. Например, в 2018 году этот показатель достиг 1,4 млрд., а туристский экспорт составил 1,7 трлн. долларов США. Таким образом, страна, обладающая туристическим потенциалом, просто обязана развивать туриндустрию. Узбекистан, безусловно, относится к числу таких стран. Так как именно в нашей стране можно развить все виды туризма, начиная от обычного горного до туризма «Шелкового пути».

В настоящее время в Узбекистане запущен процесс кардинального реформирования данной отрасли. Его целью является преобразование туризма в стратегическое направления развития страны, которое обеспечит ускоренное развитие регионов. В своем Послании Президент Ш.М. Мирзиёев определил одной из основных задач в социальной сфере в 2019 году «принять комплексные меры по развитию туризма, привлечению инвестиций в сферу, повышению потенциала кадров».

Для реализации поставленной задачи, а также в целях формирования благоприятных условий для развития туризма была предложена и утверждена Концепция развития сферы туризма в Республике Узбекистан на 2019-2025 года, в которой дан анализ текущего состояния сферы туризма, поставлены основные цели, определены этапы и направления развития отрасли.

МЕТОДОЛОГИЯ

Принятая концепция будет реализовываться в двум этапам:

1. 2019-2020 гг. - институциональные реформы по созданию прочной законодательной основы развития туризма, модернизации инфраструктуры и продвижению туристического бренда страны.

2. 2021-2025 гг. - увеличение доли индустрии туризма в экономике страны. В этом направлении поставлена цель увеличения доли туризма в ВВП страны до 5%.

Узбекистан имеет огромный потенциал для развития туризма. В стране более 7400 объектов культурного наследия, 209 из которых включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Кроме того, в стране есть 11 национальных парков и государственных заповедников, 12 заповедников, 106 музеев и многие другие объекты, которые могут привлечь туристов.

Надо отметить, что эта цель достаточно амбициозная, так как, по данным WTTC, прямой вклад туристического сектора в ВВП Узбекистана составил 0,9%, или 2,22 трлн. сум., а общий - 2,8%, или 6,7 трлн. сумов.

Можно рассмотреть более подробно основные направления развития туризма, представленные в Концепции, а также проанализировать результаты.

ОБСУЖДЕНИЕ

В нашей стране открываются новые перспективы для туризма, реализуются масштабные проекты по разным направлениям. В частности, в последние годы набирают популярность новые туристические направления, такие как альпинизм, верховая езда, катание на верблюдах, велоспорт, внедорожные путешествия, рыбалка, рафтинг, геотуризм, познавательный туризм, медицинский туризм.

За короткий срок принято 16 нормативно-правовых актов, направленных на комплексное развитие туристического потенциала Узбекистана. На основании

этих документов туристическим организациям были предоставлены значительные налоговые и таможенные льготы и другие льготы.

В целях обеспечения соответствия туристической отрасли нашей страны требованиям Международной организации по стандартизации (ISO) были разработаны и зарегистрированы 2 новых государственных стандарта по терминологии туризма и требованиям безопасности отелей.

В этом направлении активная работа началась еще в 2016 году. С того времени было принято более 55 законодательных актов различного уровня, которые способствовали обновлению отрасли в целом. В первую очередь, было принято решение о преобразовании НК «Узбектуризм» в Государственный комитет по развитию туризма с новой организационной структурой. В состав комитета входят 9 территориальных управлений и 4 департамента по развитию туризма. Помимо этого были приняты программы ускоренного развития внутреннего и въездного туризма, направленные на равномерное развитие туристической индустрии и сглаживание сезонных колебаний туристического спроса.

На сегодня совершенствование нормативно-правовой базы в сфере туристической деятельности и имплементация международных норм и стандартов является важным звеном развития туризма в целом.

Ключевым результатом проводимого совершенствования законодательной базы стало принятие «Закона о туризме», в разработке которого участвовали специалисты, непосредственно заинтересованные в развитии данной отрасли. По сравнению с предыдущей версией закона, в новой содержится 45 статей, охватывающих все аспекты деятельности сферы туризма, что свидетельствует об актуальности нового закона.

На сегодняшний день для граждан 86 стран установлен безвизовый режим, а граждане 77 стран имеют возможность получения электронных виз, которых выдано уже более 59000. Эти меры привели к увеличению количества туристов на 57% только в течение 8 месяцев текущего года. Таким образом, Узбекистан становится все более открытым и привлекательным для иностранных туристов направлением.

Однако, несмотря на значительные позитивные изменения в области законодательства, в этой сфере существует еще много задач, требующих своего решения. На наш взгляд, в первую очередь это касается дальнейшего совершенствования механизма государственно-частного партнерства. Ведь если будет создана нормативно-правовая база, защищающая и поддерживающая предпринимателей, то они будут активнее участвовать в инвестиционном процессе. Внедрение механизма возмещения части затрат инвестора на строительство и оснащение гостиницы за счет государственного бюджета, предусмотренное Постановлением Президента от 05.01.2019 г., является

доказательством заинтересованности руководства страны в развитии данного приоритетного направления.

Вторым важным аспектом развития туризма является - развитие инфраструктуры туризма и сопутствующей инфраструктуры во всех регионах республики с учетом потребностей и запросов туристов.

Анализ динамики числа гостиниц и аналогичных средств размещения позволяет говорить о их практически стабильном росте. Только в 2019 и 2020 годах наблюдается отрицательные показатели по отношению к предыдущим годам из-за распространённого ковида (пандемии) во всем мире.

РЕЗУЛЬТАТ

На сегодня приоритетным является привлечение мировых гостиничных брендов в Узбекистан. В настоящее время уже функционируют такие гостиницы, как Radisson Blu, Wyndham Hotel & Resorts, Ramada, Hyatt Regency Tashkent, Lotte City Hotel Tashkent Palace и прочие. Также завершено строительство гостиницы сети Hilton. Помимо гостиниц большое внимание уделяется развитию семейных гостевых домов и хостелов. По итогам 2018 года в Узбекистане функционируют 81 семейный гостевой дом и 57 хостелов, в которых было размещено 7 тысяч и 19 тысяч туристов соответственно. В текущем году были созданы 644 новых семейных гостевых дома, расположенных, в основном, в отдаленных сельских районах.

Работы по улучшению инфраструктуры туризма ведутся постоянно. Начиная с 2018 года улучшено обслуживание транспортных магистралей, открыты информационные центры и организованы точки wi-fi-зоны. Если деятельность в этом направлении будет продолжаться в таком же высоком темпе, то в будущем Узбекистан будет часто посещаемым объектом в сфере туризма.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На сегодня создание единого национального бренда - это неотъемлемое условие развития сферы туризма Узбекистана. Участие в международных выставках, проведение тематических фестивалей, форумов способствуют популяризации страны за рубежом. Одними из доказательств объективной необходимости дальнейшего развития этого направления являются публикации об Узбекистане и в зарубежных СМИ почаще. Также значительными достижениями в данной сфере являются получение различных наград, таких как «Самое быстро развивающееся туристическое направление» по версии журнала Wanderlust, номинация «Гастрономический туризм» по версии National Geographic Traveler, вхождение в пятерку самых безопасных стран для туристов-одиночек. Помимо этого, нужно продолжать продвигать туристический продукт не только на внешний, но и на внутренний рынок. Для популяризации туризма также нужно

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 1 I 2021

ISSN: 2181-1601

налаживать организацию мероприятий, связанных со спецификой каждого региона республики. Создание дайджестов, презентативных роликов, единого ежегодного календаря культурно-развлекательных, спортивных, выставочных и других мероприятий, на наш взгляд, безусловно, будет эффективным средством развития туризма в нашей стране в целом.

REFERENCES

1. Туризм в Узбекистане // С Убайдуллаев, А Арипова, Н Истамов - CENTRAL ASIAN JOURNAL OF INNOVATIONS ON ..., 2021

2. "Tourism in Uzbekistan: Development of Tourism Industry and Tourist Realities" // http://sersc.org/journals/index.php/IJDRBC/article/view/35992 // https://orcid.org/0000-0002-5921-6741

3. https://uzanalytics.com/iqtisodi%D0%B5t/3795/

4. https://review.uz/post/sleduya-konceptualnomu-kursu

5. Ancient Uzbek Tribes And Clans Inhabiting In Central Asia // AK Aripova - The American Journal of Social Science and Education 2020

6. ТУРИЗМ-КАК ВЕДУЩИЙ СЕКТОР МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ // Н Истамов, С Убайдуллаев, Ж Махмудхужаев... - CENTRAL ASIAN JOURNAL OF INNOVATIONS ON 2021

7. https: //strategy.uz/index.php?news=874

8. Sociocultural realities in the development of personality // A Aripova - 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.