РАЗВИТИЕ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ «БОЛЬШОГО ЗАЛИВА» КИТАЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Струкова П. Э.
Гуанчжоуский Институт Наньфан, Гуанчжоу, Китай. E-mail: [email protected]
DOI: 10.19181/demis.2021.1.2.10
Для цитирования: Струкова П. Э. Развитие сферы образования в регионе «Большого залива» Китая на современном этапе // ДЕМИС. Демографические исследования. 2021. Т. 1. № 2. С. 126-138. DOI: 10.1918l/demis.2021.1.2.10
Аннотация. В статье предпринята попытка обзора и анализа процесса развития сферы образования в регионе «Большого залива» (провинция Гуандун - Гонконг - Макао) в Южном Китае в наши дни. Данный интенсивно развивающийся экономический район представляет собой городской кластер, включающий в себя одиннадцать городов, два из которых являются специальными автономными районами - Гонконг и Макао - с высокой степенью автономности и локальной спецификой образовательных систем. В связи с этим в дельте р. Чжуцзян тщательно планируются и активно осуществляются процессы стандартизации и многоуровневой интеграции образовательных систем района. Уникальный опыт Китая в этом вопросе заслуживает пристального изучения, особенно принимая во внимание отсутствие достаточного количества материалов на данную тему на русском языке. Проанализированные в статье материалы включают официальные печатные аналитические обзоры и научные публикации китайских специалистов, которые имеют непосредственный доступ к первоисточникам, а также глубоко понимают тему. Для получения наиболее приближенной к реальности картины в статье также представлен обзор уже осуществленных Китаем конкретных проектов в сфере образования региона «Большого залива». Кроме того, приводятся примеры достижений в данном аспекте, выделяются тенденции дальнейшего развития, как, например, пошаговая реализация стратегии создания зоны передового образования и, как следствие, территории скопления высококвалифицированных специалистов в Южном Китае. Кроме того, анализируются выявленные в процессе реализации местными учебными заведениями и органами управления планов проблемы, такие как сложность интеграции при многоязычном преподавании в учебных заведениях, отсутствие согласованности действий между властями субъектов района, недостаточная интернационализация кадров и модернизация учебных программ. Также приводятся прогнозируемые китайским научным сообществом трудности и предполагаемые пути их решения. В частности, в ближайшем будущем ожидаются изменения в вопросах трудоустройства выпускников местных вузов, привлечение иностранных кадров, создание единой базы данных учащихся, создание специальных институтов профессиональной подготовки и объединений методистов, повышение прозрачности административных процессов, а также стандартизация системы квалификаций внутри региона «Большого залива» в Южном Китае.
Ключевые слова: Китай, регион «Большого залива», образование, Южный Китай, Гуандун, Гонконг, Макао.
Введение
Осуществление амбициозной инициативы «Один пояс и один путь»1 китайского правительства задействует ресурсы различных стран, регионов и территорий, среди которых ключевым для самого Китая является регион «Большого залива» (провинция Гуандун - Гонконг - Макао)2. Данный экономический регион на территории дельты р. Чжуцзян3 включает в себя девять городов и два специальных административных района (САР) Китая4, сотрудничество с которыми проходит в контек-
1 Кит. —^—S^-. Также известна как проект «Один пояс - один путь», инициатива «пояса и пути», «ОПОП». выдвинутое в 2010-х годах Китайской Народной Республикой (КНР) предложение объединенных проектов «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века».
2 Кит. англ. Guangdong-Hong Kong-Macau Greater Bay Area, GBA. Также известен как район Большого залива Гуандун - Гонконг - Макао, зона Большого залива Гуандун - Сянган - Аомэнь.
3 Кит. ftfX. Также известна как р. Жемчужная.
4 Особые территориально-административные единицы КНР, пользующиеся высокой степенью автономии.
сте принципа «одна страна, две системы»5, предложенного Дэн Сяопином в конце 1980-х гг.
Являясь важнейшей платформой для подготовки кадров и проведения инновационных научных исследований, образовательные учреждения региона «Большого залива» сегодня ищут новые форматы реализации своего потенциала с учетом новых задач и совокупности влияющих факторов. Общие направления реформ, проводимых правительством Китая в регионе «Большого залива», сконцентрированы на стандартизации, модернизации и взаимной интеграции образовательных ресурсов, норм и проектов всех субъектов этой территории [Чжан Сыпин, 2019: 82].
Тема данной статьи представляет теоретический и практический интерес не только для специалистов узкой направленности, но и для широкого круга специалистов различных областей, а также для руководящих кадров и работников сферы образования в РФ. Опыт КНР в вопросе развития сферы образования в регионе «Большого залива» описан в скромном количестве научных публикаций на русском языке, однако же является уникальным и, несомненно, заслуживает подробного изучения.
В отечественной китаистике и дидактике традиционно уделяется существенное внимание системе образования в Китае в целом. Исторический обзор становления и реформирования современной системы образования всех уровней в Китае предлагают исследователи Семенова С. С., Чжаомин Чэнь, Мишланова Л. Н. и Мишла-нов В. А., Лисин Чжан, Новикова Л. А., Ушакова Л. К., Панова Л. Д., Бражник Е. И., Машкина О. А., Суворова Е. А., Цин Хэ, Коротаева Е. В., Белоусова С. С. Вопросам организации образования различных социальных групп посвятили свои работы такие специалисты, как Захарьин А. Б., Лэйлэй Чжан, Савинова Е. В. Тему женского образования в Китае затрагивают работы Вейхун Чжэн, Вейли Чжэн, Чжэн Цзилень. О профессиональном, узкоспециальном и языковом образовании в Китае пишут такие исследователи, как Уразаева Л. Ю., Дацун Н. Н., Галимов И. А., Чебунин А. В., Зубкова Г. И., Тарасова Н. М., Черников А. М. Об интернационализации и регионализации образования в Китае можно прочесть в работах Хисамутдинова А. А., Шведовой И. А., Кимовой С. З., Лю Чжиянь.
Говоря о материалах на китайском языке, необходимо отметить, что о системе образования в регионе «Большого залива» написано не такое большое количество работ, как о финансовой или юридической составляющей происходящих здесь интеграционных процессов. Отчасти это связано с тем, что открытые данные о результатах проведения реформ начали появляться лишь недавно. Тем не менее, всесторонний анализ предлагают, например, китайские исследователи Ло Фаньмин и Чжао Хэнъюй из Академии общественных наук провинции Гуандун. В своей работе «Цифры говорят: вступление в новую эру больших данных», вошедшей в сборник докладов о создании региона «Большого залива» за 2018 г., они приводят статистические данные широкого спектра, позволяющие составить общее представление о состоянии сферы образования в регионе.
В этом же сборнике докладов представляет интерес и статья Ю Айцюн, которая ведет исследования в области региональной экономики и политики привлечения и удержания высококвалифицированных кадров. Соавтором выступает Чжоу Чжунгао,
5 Кит. —ИМИ. Формат государственного устройства, при котором существует только один Китай, но территории Гонконг, Макао и Тайвань могут иметь собственные капиталистические экономические и политические системы, в то время как в остальной части Китая применяется социалистическая система.
исследователь и заместитель директора Института социологии и демографии Академии социальных наук провинции Гуандун. В их работе под названием «Концентрация трудового потенциала, построение территории скопления талантов в регионе «Большого залива», детально обсуждается вопрос подготовки кадров и недостатки функционирующей на данный момент в регионе образовательной системы.
Специалист в области международных финансов, а также экономических реформ материкового Китая, САР Гонконг и Макао, Го Шипин в книге «План региона "Большого залива" и глобальное позиционирование» раскрывает логику реализации плана интеграции всех одиннадцати субъектов региона, отдельно останавливаясь на особенностях локальной системы образования, а также на возникших в процессе ее усовершенствования затруднениях.
Далее, Фэн Цзэнцзюнь, директор Центра по исследованиям модернизации образования Университета Сунь Ятсена, профессор и научный руководитель Школы образования Университета Сунь Ятсена, в своей статье «Реформы образования провинции Гуандун, Гонконга и Макао при третьей промышленной революции и сотрудничество», а также исследователь Чжан Гуйцзюй в статье «Освещение политики "многоязычного образования" в Гонконге и Макао по подготовке кадров в провинции Гуандун» в сборнике статей, посвященных сотрудничеству провинции Гуандун, Гонконга и Макао подробно рассказали о механизмах сотрудничества в образовательном секторе между тремя ключевыми территориями залива.
Чжан Сыпин, экономист и министр Рабочего отдела Единого фронта КНР6, в своей работе «Регион "Большого залива" (провинция Гуандун - Гонконг - Макао): новая страница политики реформ и открытости Китая» подробно анализирует процессы, происходящие сегодня в дельте р. Чжуцзян, немало внимания уделяя и сфере образования, а также реформам на рынке труда.
Важно подчеркнуть, что все эти исследования и предложенный анализ ситуации с разных точек зрения относятся преимущественно к 2017-2019 гг.
Из анализа литературы по теме становится очевидно, что в настоящий момент внимание китайских авторов приковано к конкретным шагам по модернизации сферы образования и смежных сфер в провинции Гуандун, как части городского кластера «Большого залива». В числе первых по актуальности тем стоит детальное изучение опыта САР Гонконг в формировании конкурентной передовой образовательной среды. Некоторое внимание уделяется и удачным примерам комплексной культурной интеграции в образовательной сфере Макао, а также особенностям многоязыкового и кросс-культурного обучения школьников в этом САР.
Принимая по внимание все вышесказанное, целью данной обзорной статьи является рассмотрение актуальных на сегодняшний день особенностей развития сферы образования в регионе «Большого залива» Южного Китая.
Для достижения указанной цели предприняты попытки выявления и обзора характерных черт сферы образования данного района, таких как концентрация молодых специалистов на территории провинции Гуандун, САР Гонконг и Макао, позиционирование района как зоны «скопления талантов», существенное различие форматов образовательных систем на территории городского кластера Гуандун - Гонконг - Макао, а также лингвистические различия этих трех территорий. Кроме того, прослеживается ориентация на мировые стандарты, фокусирование на научно-техниче-
6 Кит. Ш—Политическое объединение под управлением Коммунистической партии Китая.
ской сфере, приводятся примеры и результаты активных интеграционных процессов в регионе. Также, с опорой на мнение китайских специалистов, дается прогноз дальнейших изменений в сфере образования региона «Большого залива».
Методы исследования
При подготовке данной работы и для наиболее полного изучения опыта Китая использовался ряд методов. В первую очередь, базовое понимание вопроса позволил сформировать обзор данных научно-аналитических отчетов и докладов китайских специалистов. Предпочтение было отдано именно официальным печатным источникам на китайском языке ввиду всестороннего и реалистичного описания в них актуального состояния сферы образования Южного Китая. Далее, примененный метод системного анализа позволил рассмотреть характеристики сферы образования в регионе «Большого залива», сформулировать и проследить воплощение планов правительства Китая, а также выделить проблемы в данной сфере. Кроме того, был использован аналитический метод для выявления трендов развития образования в дельте р. Чжуцязн.
Помимо перечисленных во введении источников, в работе также использованы тексты правительственных отчетов последних лет, так или иначе затрагивающих тему развития сферы образования региона «Большого залива» в Южном Китае в контексте интеграционных процессов, а также в ближайшем обозримом будущем.
Результаты
Анализируя упомянутую выше литературу по данному вопросу на китайском языке, можно выделить несколько характерных черт всей сферы образования региона «Большого залива» в Южном Китае, достаточно точно отражающих ее состояние на настоящее время.
1. Высокая концентрация молодых специалистов
Регион «Большого залива», помимо территории самого интенсивного экономического развития, одновременно является и самой «молодой» территорией Китая. По данным статистики, подавляющее большинство населения здесь - люди в возрасте 21-40 лет [Отчет о состоянии..., 2019: 12]. В 2016 г. количество людей в возрасте от 15 до 64 лет в данном регионе составляло 51,81 млн человек, это 76,22% населения, проживающего на всей территории провинции Гуандун, а также САР Гонконг и Макао [Ю Айцюн, Чжоу Чжунгао, 2018: 187]. Если сравнить с другими подобными зонами заливов в Нью-Йорке, Сан-Франциско и Токио, то регион «Большого залива» в Южном Китае уже самый густонаселенный, и данные показатели лишь растут.
Говоря об общем уровне образования населения дельты р. Чжуцзян, необходимо отметить, что проведенный в 2015 г. социологический опрос показал: 17,47% населения региона «Большого залива» имели высшее образование, это 11,87 млн из почти 68 млн жителей района на тот момент. Высшее образование получали партийные и административные кадры, управленцы на предприятиях, научно-технические сотрудники, работники сельского хозяйства, соцработники и высококвалифицированные специалисты в других сферах [Ю Айцюн, Чжоу Чжунгао, 2018: 187]. При этом интересно уточнить, что концентрация высококвалифицированных специалистов в провинции Гуандун приходится на города Гуанчжоу, Шэньчжэнь, Чжухай, Чжуншань и составляет 74,08%; больше всего ценных специалистов проживает в г. Шэньчжэнь - 35,53%. Стоит оговориться, что подсчет касается постоянно проживающих специа-
листов и не учитывает тех, кто приезжает на временные проекты. В целом среди всех городов «Большого залива» данный показатель, что ожидаемо, выше всего в Гонконге [Ю Айцюн, Чжоу Чжунгао, 2018: 191].
Если обратить внимание на приграничный город Шэньчжэнь - региональный центр притяжения молодых специалистов - то по данным на 2018 г., в нем проживало 64% людей со степенью бакалавра и по 15% - со степенями специалиста и магистра. Жители со степенью PhD и лица только со школьным образованием составляли по 3% [Отчет о состоянии..., 2019: 16].
2. Ориентация на мировые стандарты и научно-техническую сферу
Согласно «Рейтингу университетов мира» Quacquareiii Symonds за 2018 г., в зоне залива Нью-Йорка работали 95 вузов, в зоне залива Сан-Франциско - 80, в зоне залива Токио - 100, а в зоне Большого залива в Китае - 160 вузов. При этом в первую сотню сильнейших в мире входили по 3, 9, 2, 5 вузов каждой территории соответственно. Плюс к этому, 18 вузов дельты р. Чжуцзян вошли в государственный план «Университеты мирового класса и первоклассные специальности»7 [Чэнь Цзин, 2019: 95]. Кроме программ широко известных вузов вроде Университета Гонконга (HKU), Научно-технического университета Гонконга (HKUST), Китайского университета Гонконга (CUHK), также в дельте р. Чжуцзян признаны выдающимися на мировом уровне 18 дисциплин, преподаваемых в Университете им. Сунь Ятсена (SYSU), Южно-китайском технологическом университете (SCUT), Цзинаньском университете (JNU), Южно-китайском педагогическом университете (SCNU) и Гуанчжоуском университете китайской медицины (GUCM) [Ло Фаньмин, Чжао Хэнъюй, 2018: 91].
К примеру, Исследовательский центр по вопросам развития (при Госсовете КНР) сообщает, что улучшение инвестиционного климата в дельте р. Чжуцзян и ориентация на научно-техническую сферу в значительной степени повлияли на структуру, содержание и формат обучения по инженерно-техническим специальностям в вузах провинции Гуандун. Выяснилось, что спрос на специалистов здесь превышает предложение, а также что масштаб их подготовки уступает другим провинциям и регионам. В 2016 г. в список топ-100 технологических вузов материкового Китая вошли всего два вуза, расположенных в провинции Гуандун: Южно-китайский технологический университет (SCUT) и Политехнический университет провинции Гуандун (GPNU). Аналитики центра считают, что виной всему устаревшая концепция преподавания и не отвечающее новейшим стандартам содержание обучения [Исследовательский центр., 2019: 305].
3. Позиционирование региона как зоны «скопления талантов»
Описывая образовательную систему одиннадцати городов территории залива и перспективы, китайские авторы используют такие термины, как «А^й№» - «скопление талантов» и «А^^^» [Ло Фаньмин, Чжао Хэнъюй 2018: 191] [Ю Айцюн, Чжоу Чжунгао, 2018: 186; Чэнь Цзин, 2019: 103], что может переводиться как «принцип использования главным образом талантливых, выдающихся, высококвалифицированных кадров в определенных регионах» и в китайском научном дискурсе называется «следующим шагом общества на пути от капитализма» [Ло Фаньмин, Чжао Хэнъюй, 2018: 193], что обозначает вектор развития целой совокупности систем, включая образовательную.
7 Кит. (сокр. М—'Ш). В сентябре 2017 г. «Проект 985» и
«Проект 211» были объединены и трансформированы в новый, целью которого является создание университетов и дисциплин мирового класса к концу 2050 r.
Однако на пути создания зоны «скопления талантов» в Южном Китае существуют очевидные преграды. Например, из-за наличия в зоне территорий, где «Запад встречается с Востоком» (САР Гонконг и САР Макао), и реальной необходимости подготовки кадров для экономического развития и международного сотрудничества остро встает вопрос многоязыкового обучения. Сейчас в вузах провинции Гуандун уже открыты специальности с обучением на английском языке, но по-прежнему не хватает квалифицированных кадров для реализации таких образовательных программ [Фэн Цзэнцзюнь, 2015; Чжан Гуйцзюй, 2015].
4. Различие форматов образовательных систем на трех территориях региона
Данную характерную черту региона подробно рассматривает исследователь
Фэн Цзэнцзюнь. Так, в провинции Гуандун образование базовое, ориентированное на рейтинг, по большей части государственное и сопутствует экономическому развитию, а базовое и профессиональное образование разделены. В Гонконге образование является непрерывным, направлено на комплексное развитие человека, процент продолжающих повышение квалификации высок, в равной степени есть и частные, и государственные школы, а само образование опережает экономику, отличается тесной связью с промышленностью и большим количеством инвестиций. В Макао же обязательное образование в целом составляет 15 лет (включая садик), в отличие от двух других территорий, где обязательное обучение длится 12 лет. Оно разнообразно, интернационализировано и направлено на индивидуальное развитие талантов, в основном частное и подстраивается под экономику, а открытости образовательных процессов в обществе уделяется повышенное внимание [Фэн Цзэнцзюнь, 2015: 18-21].
5. Лингвистические различия трех территорий региона
Подробно о языковой специфике пишет Чжан Гуйцзюй: за последние годы школьное образование в Гонконге эволюционировало из формата обучения, в котором английский превалировал над китайским (общенациональный китайский язык путунхуа8), в формат, когда китайский используется чаще, чем английский. В самое последнее время повсеместно используется формула «два письменных языка и три устных языка», то есть письменные английский + путунхуа и устные английский + путунхуа + кантонский диалект9. В Макао же устойчиво сохраняется формат «три письменных языка и четыре устных языка», то есть письменные английский + путун-хуа + португальский и устные английский + путунхуа + кантонский + португальский [Чжан Гуйцзюй, 2015: 301]. При таком языковом разнообразии крайне сложно координировать программу и содержание обучения, а также унифицировать образовательные услуги в пределах всей зоны залива.
6. Активные интеграционные процессы в регионе
Исследователь Чэнь Цзин отмечает, что образование - важнейший аспект укрепления подобных территорий интенсивного экономического развития. По его мнению, очевидно недостаточно глубокое сотрудничество между субъектами региона «Большого залива» на всех уровнях для максимально эффективного использования плюсов всех образовательных форматов, существующих на данной территории [Чэнь Цзин, 2019: 95]. Также он пишет, что на сегодняшний день изменения носят
8 Официальный язык в Китайской Народной Республике и Республике Сингапур. Это понятие относится, прежде всего, к устной, произносительной норме; письменный стандарт носит название байхуа.
9 Также известен как гуанчжоуский диалект. Хотя кантонский диалект и путунхуа имеют много общего в лексике и грамматике, они взаимонепонятны носителям, во многом из-за разницы в произношении.
преимущественно качественный характер, и для достижения более высоких количественных показателей необходимо усилить образовательные обмены на всех уровнях [Чэнь Цзин, 2019: 97].
Рассматривая процесс интеграции и модернизации образовательных систем в регионе дельты р. Чжуцзян уместно привести и краткий обзор наиболее значимых событий в этой области. Несмотря на то, что городская агломерация в регионе провинции Гуандун, Гонконга и Макао стала активно фигурировать в правительственных планах еще в начале XXI в., первым действительно знаковым событием в региональной сфере образования стало открытие в октябре 2012 г. в материковом приграничном г. Шэньчжэнь отделения совместного Китайского университета Гонконга (CUHK) [Чэнь Цзин, 2019: 96].
В июне 2016 г. был организован союз инновационных разработок вузов региона. Его возглавил Гонконгский университет науки и технологий, также в числе участников - Университет Макао (UM), Университет им. Сунь Ятсена (SYSU), Южно-китайский технологический университет (SCUT), Гуанчжоуский политехнический институт (GIST) и Университет Гуанчжоу (GZHU). В районе Наньша, к юго-востоку от г. Гуанчжоу, эти университеты совместно открыли Исследовательский институт им. Генри Фока. Общими силами были разработаны форматы сотрудничества в сфере инноваций и в сфере совместного финансирования проектов на ближайшие годы [Го Шипин, 2018: 177]. В то же время были созданы Союз высших учебных заведений региона «Большого залива», а за год до того - Союз вузов в области инноваций и предпринимательства [Чэнь Цзин, 2019: 99].
По имеющимся данным, на 2017 г. только в провинции Гуандун преподавали 13 тыс. высококвалифицированных специалистов из общего числа 55,5 тыс. преподавателей, обучались 1,9 млн студентов, при этом абитуриентов насчитывалось 0,6 млн человек. По данным показателям провинция Гуандун лидировала в материковом Китае. При этом 9 университетов уже приняли унифицированную модель оценки знаний для поступления абитуриентов, что стало очевидным прогрессом на пути достижения общих целей [Ло Фаньмин, Чжао Хэнъюй, 2018: 91].
На 2018 г. в регионе «Большого залива» были открыты 25 ведущих государственных лабораторий, 25 национальных центров инженерных исследований, 97 НИИ нового типа, 449 научно-технических инкубаторов, привлечено 150 академиков из данной провинции и других мест, привлечен 161 иностранный высококвалифицированный специалист, организованы 6 баз по интеграции производства, преподавания и исследований, запущено 1128 образовательных программ на разных уровнях [Ло Фаньмин, Чжао Хэнъюй, 2018: 93]. В том же году в регионе «Большого залива» функционировали 6 кластеров высоких технологий и инноваций государственного значения, 2 парка программного обеспечения, 1 технологический вуз государственного значения, а кроме того, работало более 30 вузов и исследовательских организаций с лицензией на присуждение степени магистров выпускникам [Го Шипин, 2018: 233].
В качестве экспериментальной базы был открыт Китайско-французский колледж ядерной инженерии и технических дисциплин, где испытывается сочетание двух подходов к организации образования. Бирмингемский университет и Университет Цзинань создали совместный международный институт с той же целью [Ло Фаньмин, Чжао Хэнъюй, 2018: 93]. В рамках международного сотрудничества и усиления связей с такими странами как Израиль, Англия, Германия и т. д. были открыты в общей сложности 240 зарубежных исследовательских учреждений. Успешно
продвигаются инновационные платформы, например, Китайско-израильский международный производственный парк научно-технического сотрудничества (в г. Дун-гуань) и др. Также в г. Дунгуань основан высокотехнологичный производственный технопарк Суншаньху: роль его состоит в создании инновационной базы между северной и южной частью региона «Большого залива» [Го Шипин, 2018: 232].
Если говорить о направлениях обучения и научной деятельности, то можно отметить, что Университет им. Сунь Ятсена в сотрудничестве с Южно-китайским политехническим университетом и отделением Академии наук КНР в Гуанчжоу усиленно работают над курсами и проектами по облачному программированию, квантовой связи, «умному» производству и робототехнике. В Макао и Чжухае, а именно в Университете Макао и кампусе Университета им. Сунь Ятсена в Чжухае работают над микроэлектроникой, морским и океаническим специальным оборудованием, вопросами традиционной китайской медицины. Здесь активно используется связь Макао с португалоговорящими странами и странами Латинской Америки для образовательного и научного обмена [Го Шипин, 2018: 232].
Эти и другие достижения коррелируют с общим направлением развития и в полной мере отражают темпы развития сферы образования в регионе «Большого залива» в Южном Китае.
Обсуждение
В проанализированных материалах на китайском языке по данной теме, помимо общих перспектив, перечисляются и конкретные шаги по усовершенствованию сферы образования в дельте р. Чжуцзян. Например, в ближайшем будущем ожидается создание специальных институтов профессиональной подготовки, в задачи которых будут входить разработка и коррекция имеющихся обучающих курсов, унификация планов и содержания обучения. Кроме того, можно прогнозировать и стандартизацию системы квалификаций, равно как и повышение прозрачности образовательных и административных процессов. Для этого идет подготовка к открытию узкоспециализированного районного центра стандартизации. Данный центр будет выполнять необходимые исследования, составлять отчеты, прогнозы, рекомендации. На его базе будет создана платформа для общения и обмена опытом, объединения специалистов и образовательных структур.
Также среди шагов упоминается создание единой базы для проведения экзамена на профпригодность, который для экономии сил и времени оптимально проводить в формате комплексной единоразовой аттестации. Так, выпускник может рассчитывать на получение сразу трех сертификатов для разных целей. Полученный опыт планируется распространить на весь Китай. Уже сейчас в качестве единой системы взаимозачета баллов предлагается использование специальной региональной системы, разработанной на базе European Credit Transfer System (ECTS) [Регион..., 2019: 107].
Учитывая различия трех систем образования провинции Гуандун, а также САР Гонконг и Макао и реальные потребности региона «Большого залива», правительством Китая ставится первоочередная цель - поднять уровень образования на материке до мировых стандартов путем обмена опытом, главным образом, с Гонконгом. Как отмечает Чжан Сыпин, для достижения этой цели наиболее важно поощрять развитие и укрепление образовательных структур из Гонконга, открывших своих программы на материке; это относится к программам для любого возраста. Уже сегодня через пограничные переходы в Шэньчжэне ежедневно проходит около 30 тыс. школьников
для так называемого «трансграничного обучения»10. Целесообразно предоставлять учащимся и их родным различные льготы, максимально упростить процедуры пересечения границы [Чжан Сыпин, 2019: 165].
Предполагается, что Гонконг станет образовательным центром всего региона «Большого залива». На сегодняшний день по приблизительным оценкам только из провинции Гуандун на учебу за границу уезжает более 10 тыс. чел. в год, эти китайские студенты тратят в других странах примерно 2 трлн юаней (около 311 млн долл. США) в год, поэтому в планах правительства Китая перенаправить в Гонконг хотя бы 30% от общего числа потенциальных потребителей [Чжан Сыпин, 2019: 164].
Масштабность проектов предполагает в ближайшем будущем создание интернет-платформы с образовательными курсами, использование больших данных и новых методов обучения. Активный и открытый обмен информацией между учебными учреждениями также позволит снизить издержки, достичь большей эффективности.
Немаловажной деталью для успешной реализации планов в сфере образования в регионе «Большого залива», служащему в том числе целям инициативы «Один пояс и один путь», является интернационализация кадров. Доля постоянно проживающих официально трудоустроенных иностранных специалистов в среднем в мире составляет 3,3%, в развитых странах - до 10%. В Китае этот показатель составляет всего 0,06%, при этом на Шэньчжэнь приходится 0,2%, на Гуанчжоу - 0,36%, на Шанхай - 0,73%, а на Пекин - 1%; лишь в Гонконге этот показатель составляет 10%. Для сравнения, количество иностранных специалистов, постоянно проживающих в Нью-Йорке, составляет 36%, Сингапуре - 33%, а в Кремниевой долине - 50% [Ю Айцюн, Чжоу Чжунгао, 2018: 199]. По примеру развитых стран и районов, Китай ведет работу по активному привлечению иностранных специалистов разного возраста и статуса, главным образом концентрируясь на привлечении этнических китайцев с иностранным гражданством.
В частности, для повышения уровня присутствия иностранцев в дельте р. Чжуцзян, в том числе и в сфере образования, в ближайшем будущем планируется упростить процедуру нахождения на территории всего региона «Большого залива» специалистов, приезжающих на срок менее 90 дней (что подходит для приглашенных лекторов), отменить необходимость оформления разрешения на работу; предполагается масштабное внедрение специальной визы R для высококвалифицированных кадров. Также обсуждаются возможности расширения круга лиц, имеющих преференции при подаче документов на вид на жительство в Китае, рассматривается вероятность предоставления двойного гражданства и прочие варианты, актуальные для преподавательского состава и научных сотрудников [Ю Айцюн, Чжоу Чжунгао, 2018: 192].
Что касается иностранных выпускников вузов в регионе «Большого залива», то им планируется дать больше возможностей для трудоустройства на этой же территории путем упрощения всей процедуры. Такой подход уже применяется экспериментально в некоторых городах и отдельных районах провинции Гуандун. Также для иностранных студентов активно вводятся различные программы финансирования, предоставляются льготы.
Как иностранных, так и местных аспирантов и докторантов предполагается активно привлекать для работы не только в исследовательских центрах, но и на крупных предприятиях для ускоренного применения исследований на практике и для
10 Данные до пандемии коронавируса и закрытия границ. Есть все основания полагать, что после возобновления трансграничных контактов число не уменьшится.
сокращения разрыва между наукой и реальными производственными нуждами [Ю Айцюн, Чжоу Чжунгао, 2018: 200]. Уже в 2017 г. более 90% выпускников провинции Гуандун оставались в зоне «Большого залива», в частности, в г. Шэньчжэнь; из них более 40% приняты на работу в крупные 1Т компании, такие как Huawei и Тепсеп [Регион..., 2019: 77].
В ближайшем будущем можно ожидать упрощение ряда процедур и снятие некоторых ограничений, связанных с применением всекитайской системы регистрации хозяйств и прописки в материковом Китае - хукоу [Ю Айцюн, Чжоу Чжунгао, 2018: 201]. Широко обсуждается то факт, что эта система более не отвечает актуальным потребностям не только региона «Большого залива», но и всех регионов Китая, существенно снижая мобильность населения.
Эти и другие проекты пользуются комплексной поддержкой соответствующих структур и государства. Так, в 2015-2016 гг. были утверждены планы и конкретные проекты, что привнесло системный подход в реформировании сферы образования в регионе «Большого залива», обеспечило своевременный контроль и распределение нагрузки [Го Шипин, 2018: 176]. К наиболее знаковым из них относятся документы: «Об общем плане продвижения экспериментов по комплексной инновационной реформе в некоторых региональных системах»11 Госсовета КНР (сентябрь 2015 г.), «План реализации строительства национальной независимой демонстрационной зоны инноваций в дельте р. Чжуцзян (2016-2020 гг.)»12 правительства провинции Гуандун (апрель 2016 г.), «План систематического продвижения комплексного тестирования инновационных реформ провинции Гуандун»13 Госсовета КНР (июнь 2016 г.), а также «Пилотный план действий по продвижению комплексной инновационной реформы провинции Гуандун»14 правительства провинции Гуандун (ноябрь 2016 г.). В этих и других документах подробно представлены 117 государственных проектов различного уровня и направленности.
Тем не менее, несмотря на трансграничные коллаборации и гибкое регулирование, к сдерживающим факторам развития сферы образования в регионе «Большого залива» Китая относятся риск поляризации локального управления, возрастающая автономность и возможное ослабевание роли центрального правительства. Также на реализации планов негативно сказываются затруднения в достижении договоренностей из-за локальных интересов, рассинхронизации воплощения планов, различия в стандартах и нормах регулирования в городах провинции Гуандун, а также в САР Гонконг и Макао. Сдерживает темпы развития и общая напряженная ситуация с земельными ресурсами, из-за чего замедляется появление новых учреждений и реализация крупномасштабных проектов [Го Шипин, 2018: 179].
Несмотря на большое количество детально проработанных официальных документов и постановлений, со стороны педагогического коллектива и управленцев возникает множество вопросов касательно конкретных действий. Дает о себе знать и боязнь нового, стремление избежать ответственности, некоторая неоднозначность перспектив, а также консервативность взглядов, приверженность старым идеалам и форматам работы [Регион., 2019: 133].
В рамках всего перечисленного, от руководящих чинов и работников сферы об-
11
12
13
Кит. Кит.
кит. г&шттш£ш®тшшш. кит. гшштт±щтштжъшм.
разования трех территорий, входящих в состав региона «Большого залива», требуется оперативная работа с информацией и создание благоприятной обстановки, стимулирующей развитие региона [Чжан Сыпин, 2019: 210].
Заключение
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что в сфере образования региона «Большого залива», как важной составляющей инициативы «Один пояс и один путь», сегодня имеют место следующие характерные особенности: высокая концентрация молодых специалистов в районе; позиционирование района как территории высококвалифицированных кадров; существенное различие форматов образовательных систем на территории городского кластера Гуандун - Гонконг - Макао; лингвистические различия трех территорий; ориентация на мировые стандарты и научно-техническую сферу, а также активные интеграционные процессы в регионе.
Для максимально успешной реализации интеграционных процессов в региональной системе образования ожидается осуществление следующих шагов:
1. Создание союза научного сообщества и педагогических кругов;
2. Утверждение и конкретизация совместных планов в сфере образования провинции Гуандун, САР Гонконг и Макао по различным направлениям;
3. Лингвистическая унификация программ обучения на всех уровнях;
4. Создание единой базы данных;
5. Использование системы различных поощрений трансграничных образовательных контактов на всех уровнях, в том числе и налоговых льгот;
6. Стимулирование свободного перемещения внутри региона;
7. Привлечение большого количества иностранных специалистов;
8. Создание возможностей для трудоустройства в пределах территории региона;
9. Сотрудничество руководства материкового Китая, а также САР Гонконг и Макао по широкому спектру вопросов.
Одна из главных задач Китая на этом пути - сделать так, чтобы законы и нормы регулирования системы образования и образовательных услуг соответствовали потребностям населения для обеспечения среды для комфортного проживания, разностороннего обучения, раскрытия творческого потенциала и эффективной работы в регионе «Большого залива» в Южном Китае.
Список литературы
Го Шипин [ ДЩТ]. План региона «Большого залива» (провинция Гуандун - Гонконг - Макао) и глобальное позиционирование Гуанчжоу: Народное издательство
провинции Гуандун, 2018. 280 с.
Ло Фаньмин [^ЖВД], Чжао Хэнъюй [ШММ®]. Цифры говорят: вступление в новую эру больших данных // Доклад о создании региона «Большого залива» (провинция Гуандун - Гонконг - Макао) (2018) [#ШША?ШШ5№^(2018) ] / под ред. Академии общественных наук КНР по провинции Гуандун. Пекин: Издательство научной литературы по общественным наукам, 2018. С. 61-104.
Отчет о состоянии предпринимательства в регионе «Большого залива» (провинция Гуандун -Гонконг - Макао) за 2019 г. Под ред. Жэнь Тин Ян Люсун
[ЙШШ]. Пекин: Издательство корпоративный менеджмент, 2019. 228 с.
Регион «Большого залива» (провинция Гуандун - Гонконг - Макао) и прикладное образование новой эпохи [^ШШ^Ш^даЖ^Я^Й^Й*]. Под ред. Ван Яньбинь [1ШЙ]. Гуанчжоу: Издательство Высшее образование провинции Гуандун, 2019. 305 с.
Синяя книга развития провинции Гуандун за 2019 г. [ . 2019]. Под ред. Исследо-
вательского центра по вопросам развития (при Госсовете КНР) народного правительства провинции Гуандун [АЖ^АЙЙШ^-ЩВДЯФ^]. Гуанчжоу: Народное издательство провинции Гуандун, 2019. 636 с.
Фэн Цзэнцзюнь ]. Реформы образования провинции Гуандун, Гонконга и Макао при тре-
тьей промышленной революции и сотрудничество //
Сотрудничество провинции Гуандун, Гонконга и Макао, и новая волна развития провинции Гуандун —/ под ред. Чжоу Хуа [Д^]. Пекин: Издательство научной литературы по общественным наукам, 2015.12. C. 17-25.
Чжан Гуйцзюй [ЖЙЗД. Освещение политики «многоязычного образования» в Гонконге и Макао по подготовке кадров в провинции Гуандун
^ЙЙЙ^] // Сотрудничество провинции Гуандун, Гонконга и Макао, и новая волна развития провинции Гуандун —/ под ред. Чжоу Хуа [Д^]. Пекин: Издательство научной литературы по общественным наукам, 2015. C. 301-309.
Чжан Сыпин [ЖЙТ]. Регион «Большого залива» (провинция Гуандун - Гонконг - Макао): новая страница политики реформ и открытости Китая Пе-
кин: Издательство CITIC, 2019. 234 с.
Чэнь Цзин [КЗД. IP региона «Большого залива» (провинция Гуандун - Гонконг - Макао): позиционирование и создание IP региона «Большого залива» (провинция Гуандун - Гонконг - Макао) [^
Пекин: Издательство экономики и менеджмента,
2019. 202 с.
ЮАйцюн [^ЯШ], Чжоу Чжунгао [Д{+й]. Концентрация трудового потенциала, построение территории скопления талантов в регионе «Большого залива» (Гуандун - Гонконг - Макао) [Ж^А
// Доклад о создании региона «Большого залива» (провинция Гуандун - Гонконг - Макао) (2018) [#ЖША?ШШ5№^(2018) ] / под ред. Академии общественных наук КНР по провинции Гуандун. Пекин: Издательство научной литературы по общественным наукам, 2018. p. 185-215.
Сведения об авторе:
Струкова Полина Эдуардовна, PhD, доцент, Гуанчжоуский институт Наньфан, Гуанчжоу, Китай.
Контактная информация: e-mail: [email protected]; ORCID ID: 0000-0002-0962-5109; РИНЦ Author ID: 1105026.
Статья поступила в редакцию 08.02.2021; принята в печать 13.04.2021.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
EDUCATION SECTOR DEVELOPMENT IN THE GREATER BAY AREA OF CHINA TODAY
Polina E. Strukova
Guangzhou Nanfang College, Guangzhou, China. E-mail: [email protected]
For citation: Polina E. Strukova. Education sector development in the Greater Bay Area of China today. DEMIS. Demographic research. 2021. Vol. 1. No. 2. P. 126-138. DOI: 10.1918l/demis.2021.1.2.10
Abstract. The article attempts to review and analyze the resent development process of the education sector in the Greater Bay Area of Guangdong-Hong Kong-Macao in South China. This rapidly developing economic region is an urban cluster that includes eleven cities, two of which are Special Autonomous Regions - Hong Kong and Macau - with a high degree of autonomy and local specificity of educational systems. In this regard, the processes of standardization and multi-level integration of the district's educational systems is being carefully planned and actively implemented in the Pearl River Delta. China's unique experience in this matter deserves close study, especially considering the lack of a sufficient number of publications on this topic in Russian language sources. The materials analyzed in the article include official printed analytical reviews and scientific publications written by Chinese specialists who have direct access to primary sources and deeply understand the topic. To get the realistic picture, the article also provides an overview of specific projects which have been already implemented by China in the Great
Bay Area education sector. In addition, examples of achievements in this aspect are given, trends for further development are highlighted, such as the step-by-step implementation of the strategy for creating a zone of advanced education and, therefore, the territory to accumulate the highly qualified talents in South China. Moreover, problems identified in the process runed by local educational institutions and authorities are analyzed. Such as the complexity of integration in multilingual teaching in educational institutions, lack of coordination between the authorities of the local governments, insufficient personnel internationalization, and need for curriculum modernization. It also presents the difficulties predicted by the Chinese scientific community and the proposed ways of solving them. Soon, changes in the local universities graduates' employment process, foreign employees infusing, a unified students' database creation, the creation of special training institutes and methodologists' associations are expected. An increase in the transparency of administrative processes, as well as the qualifications system standardization within the Guangdong-Hong Kong-Macao Great Bay area in South China are of a great importance.
Keywords: China, Greater Bay Area, education, South China, Guangdong, Hong Kong, Macau.
References
Chen Jing. Yuegang'ao dawanqu IP: Yuegang'ao dawanqu jiazhi fajue yu IP dazao [Guangdong-Hong Kong-Macao Greater Bay Area IP: Value Discovery and IP Creation in the Guangdong-Hong Kong-Macao Greater Bay Area]. Beijing: Economics and Management Publishing House, 2019. 202 p.
Feng Zengjun. Di san ci gongye geming xia de yuegang'ao jiaoyu biange yu hezuo [Guangdong, Hong Kong and Macao Education Reform and Cooperation Under the Third Industrial Revolution]. In: Yuegang'ao hezuo yu guangdong xin yi lun fazhan [Guangdong, Hong Kong and Macao Cooperation and The New Round of Guangdong Development]. Ed. Zhou Hua. Beijing: Social Science Publishing House, 2015. P. 17-25.
Guangdong fazhan lanpishu 2019 [Guangdong Development Blue Book 2019]. Ed. Guangdong Provincial People's Government Development Research Center. Guangzhou: Guangdong Provincial People's Publishing House, 2019. 636 p.
Guo Shiping. Yuegang'ao dawanqu guihua he quanqiu dingwei [Annual Report on Guangdong, Hong Kong and Macao Bay Area Construction]. Guangzhou: Guangdong Renmin Publishing House, 2018. 280 p.
Luo Fanming, Zhao Hengyu. Shuju shuohua, jinru da shuju de xin shidai [Data Speaks, Enters a New Era of Big Data]. In: Yuegang'ao dawanqu jianshe baogao (2018) [Annual Report of Guangdong, Hong Kong and Macao Bay Area Construction (2018)]. Ed. Academy of Social Sciences of China. Beijing: Social Science Publishing House, 2018. P. 61-104.
You Aiqiong, Zhou Zhonggao. Jiju renli ziyuan, jianshe Yuegang'ao dawanqu rencai gaodi [Gather human resources to build a talent pool in the Guangdong-Hong Kong-Macao Greater Bay Area]. In: Yuegang'ao dawanqu jianshe baogao (2018) [Guangdong-Hong Kong-Macao Greater Bay Area Construction Report (2018)]. Ed. Chinese Academy of Social Sciences for Guangdong Province. Beijing: Social Science Scientific Literature Publishing House, 2018. P. 185-215.
Yuegang'ao dawanqu chuangye shengtai baogao 2019 [Guangdong-Hong Kong-Macao Greater Bay Area Entrepreneurship Environment Report 2019]. Ed. Ren Ting, Yang Liusong. Beijing: Corporate Management Publishing House, 2019. 228 p.
Yuegang'ao dawanqu yu xin shidai yingyong xing gaodeng jiaoyu [Guangdong-Hong Kong-Macao Greater Bay Area and Applied Higher Education in the New Era]. Ed. Wang Yanbin. Guangzhou: Guangdong Provincial Higher Education Publishing House, 2019. 305 p.
Zhang Guiju. Gang'ao diqu "duo yan duo yu" jiaoyu zhengce dui guangdong duo yuzhong rencai peiyang de qishi [The Enlightenment of the "Multilingual and Multilingual" Education Policy in Hong Kong and Macau on the Training of Multilingual Talents in Guangdong]. In: Yue gang'ao hezuo yu guangdong xin yi lun fazhan [Guangdong-Hong Kong-Macao Cooperation and Guangdong's New Round of Development]. Ed. Zhou Hua. Beijing: Social Science Scientific Literature Publishing House, 2015. P. 301-309.
Zhang Siping. Yuegang'ao dawanqu: Zhongguo gaige kaifang de xin pianzhang [Guangdong, Hong Kong and Macao Bay Area: A New Chapter of China's Reform and Open to The Outside World]. Beijing: CITIC, 2019. 234 p.
Bio note:
PolinaE.Strukova, PhD, Associate Professor, Guangzhou Nanfang College, Guangzhou, China.
Contact information: e-mail: [email protected]; ORCID ID: 0000-0002-0962-5109; RSCI Author ID: 1105026.
Received on 08.02.2021; accepted for publication on 13.04.2021.
The author has read and approved the final manuscript.