Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ И ЕГО РОЛЬ ДЛЯ КАМЧАТСКОГО КРАЯ'

РАЗВИТИЕ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ И ЕГО РОЛЬ ДЛЯ КАМЧАТСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Техника и технологии»

CC BY
72
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Северный морской путь / хаб-порт / Камчатский край / план / стратегия развития / проект / Northern sea route / hub port / Kamchatka Territory / plan / development strategy / project

Аннотация научной статьи по технике и технологии, автор научной работы — М.Ю. Бобров, М.В. Лаптев

В статье приведены аспекты развития Северного морского пути. Указаны и разобраны разделы про-екта Северного морского пути. Представлены положительные последствия реализации проекта Северного морского пути для Камчатского края и, в частности, города Петропавловска-Камчатского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технике и технологии , автор научной работы — М.Ю. Бобров, М.В. Лаптев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF NORTHERN SEA ROUTE AND ITS ROLE FOR KAMCHATKA TERRITORY

The aspects of Northernsea route development are presented. Sections of the Northern Sea Route project are indicated and analyzed. The positive consequences of implementation of the Northern Sea Route project for the Kamchatka Territory and, in particular, for Petropavlovsk-Kamchatsky are presented.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ И ЕГО РОЛЬ ДЛЯ КАМЧАТСКОГО КРАЯ»

УДК 656.61

М.Ю. Бобров, М.В. Лаптев

Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: laptevmaxlol.com@gmail.com

РАЗВИТИЕ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ И ЕГО РОЛЬ ДЛЯ КАМЧАТСКОГО КРАЯ

В статье приведены аспекты развития Северного морского пути. Указаны и разобраны разделы проекта Северного морского пути. Представлены положительные последствия реализации проекта Северного морского пути для Камчатского края и, в частности, города Петропавловска-Камчатского.

Ключевые слова: Северный морской путь; хаб-порт, Камчатский край, план, стратегия развития, проект.

M.Y. Bobrov, M.V. Laptev

Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky 683003 e-mail:laptevmaxlol.com@gmail.com

DEVELOPMENT OF NORTHERN SEA ROUTE AND ITS ROLE FOR KAMCHATKA TERRITORY

The aspects of Northernsea route development are presented. Sections of the Northern Sea Route project are indicated and analyzed. The positive consequences of implementation of the Northern Sea Route project for the Kamchatka Territory and, in particular, for Petropavlovsk-Kamchatsky are presented.

Key words: Northern sea route, hub port, Kamchatka Territory, plan, development strategy, project.

Развитие грузоперевозок через Северный морской путь - один из приоритетов государственной политики по развитию Арктики. Северный морской путь (далее - СМП) - это главная судоходная магистраль Арктики, которая представляет собой кратчайшую трассу от Дальнего Востока до европейской части страны. Президент России В.В. Путин поставил стратегическую цель сделать СМП глобальной транспортной артерией в Арктике и кратно увеличить ежегодный грузооборот уже к 2024 году до 80 млн тонн.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 августа 2022 года был утвержден план развития Северного морского пути до 2035 года. Стоит отметить, что данный план является достаточно комплексным, он охватывает множество сфер и отраслей экономики: от реализации проектов по освоению нефтяных месторождений «Восток Ойл» и организации регулярных каботажных рейсов по акватории Северного морского пути до строительства морского терминала на мысе Наглёйнын и строительства железнодорожных подходов к транспортно-логистическому узлу [1].

Камчатский край, исходя из географического положения, будучи воротами СМП, готов участвовать в достижении поставленных целей. Петропавловск-Камчатский располагается на побережье глубоководной незамерзающей Авачинской бухты. Навигация осуществляется в течение всего года. Авачинская - вторая по величине в мире естественная бухта. Ее длина составляет

24 км, максимальная глубина достигает 28 м. Общая площадь бухты - 215 кв. км

Проект развития СМП состоит более чем из 150 мероприятий и пяти ключевых разделов. О данных разделах сейчас и пойдет речь [2].

1. Раздел «Грузовая база» содержит осуществление мониторинга ключевых инвестиционных проектов, предусматривается заключение взаимообязывающих соглашений между Минво-

Пятая международная научно-техническая конференция

стокразвития России, Госкорпорацией «Росатом» и грузоотправителями в части ежегодного обеспечения грузопотока по СМП. Кроме того, разделом предусматриваются мероприятия по развитию СМП как национальной транспортной артерии для доставки грузов из западной части страны в восточную и в обратном направлении, в том числе грузов северного завоза.

2. Раздел «Транспортная инфраструктура» предусматривает обеспечение перевозок в акватории СМП сопутствующей транспортной инфраструктурой, в первую очередь, портовой и железнодорожной. Так, сейчас идет строительство терминалов «Утренний», «Бухта Север», «Енисей», развитие Мурманского и Архангельского транспортных узлов, создание западного и восточного портов-хабов для транзитной линии с российским оператором. Отдельное внимание уделено мероприятиям по дноуглублению в акватории СМП на лимитирующих речных и морских участках.

3. Раздел «Грузовой и ледокольный флот» содержит планы по строительству пяти серийных атомных ледоколов проекта 22220, головного ледокола проекта «Лидер», а также дополнительных четырех ледоколов с битопливной энергетической установкой. Предусматривается строительство грузового флота арктического класса для вывоза продукции проектов освоения месторождений в Арктике, флота снабжения для грузов северного завоза, а также контейнеровозов для транзитной контейнерной линии.

4. Раздел «Безопасность судоходства по СМП» предусматривает создание арктической спутниковой группировки мониторинга гидрометеорологической обстановки и радиолокационного наблюдения (создание и обновление группировки в составе четырех аппаратов «Арктика-М», двух «Кондор-ФКА» и одного «Обзор-Р»). Запланировано строительство 46 судов аварийно-спасательного флота, многофункционального спасательного судна класса Arc5, строительство четырех комплексных аварийно-спасательных центров для размещения подразделений МЧС России в п. Сабетте, пгт Диксоне, п. Тикси и г. Певеке и их оснащение необходимым оборудованием и средствами спасения, в том числе 13 вертолетами в арктическом исполнении.

5. Раздел «Управление и развитие судоходства по СМП» направлен на обеспечение информационными и цифровыми услугами в арктических акваториях, в том числе создание и развитие единой платформы цифровых сервисов, а также развитие международного сотрудничества в целях развития судоходства по Севморпути.

Также было создано главное управление СМП. Это поможет централизовать полномочия по управлению движением судов в акватории Северного морского пути и повысить безопасность судоходства на этом важнейшем направлении [3].

Проект развития СМП играет огромнейшую роль для дальнейшего развития Камчатского края.

Во-первых, освоение СМП позволит снизить цены на различную продукцию внутри края, ведь Петропавловск-Камчатский, согласно проекту, должен стать ключевым хабом СМП. Огромное количество грузов со всех уголков страны и мира смогут в круглогодичном режиме проходить через Камчатский край. Любые грузы из Петербурга, Мурманска, Архангельска могут быть доставлены за две недели до столицы края с минимальной стоимостью. Это один из главных путей по снижению стоимости доставки и транспортной наценки, которая сейчас определяет высокие цены на доставляемую продукцию [4].

Во-вторых, навигация СМП повлечет за собой развитие судоремонта и портовых мощностей. В плане развития СМП предусмотрено огромное количество проектов, направленных на развитие инфраструктуры в этой сфере: постройка терминалов для разнообразнейших грузов, постройка перегрузочных комплексов, модернизация и закупка новых судов для Камчатского края и т. д. [5, 6].

В-третьих, проект СМП стимулирует создание новых рабочих мест в регионе посредством мультипликативного эффекта. Появится множество новых объектов инфраструктуры, на которых необходимы будут различные специалисты: от обслуживающего технического персонала до профессиональных инженеров [7, 8].

В-четвертых, так как г. Петропавловск-Камчатский станет главным хабом СМП, это позволит привлечь множество судов с других регионов и стран в наш край. Денежная масса, в свою очередь, будет стягиваться в главном хабе СМП, частично оставаясь в данном хабе.

В целом проект можно оценить как один из самых приоритетных для Российской Федерации на данный момент. Он позволит расширить возможности торговли с иностранными государствами, уменьшит срок и стоимость доставки грузов морским путем, даст огромный толчок к

развитию судоремонтных кластеров регионов страны. Но необходимо учитывать, что общий объем финансирования мероприятий плана развития СМП до 2035 года составляет почти 1,8 трлн руб., что, безусловно, является огромной суммой. В конечном итоге данный стратегический проект позволит сэкономить огромную долю средств в сфере транспортировки грузов морским путем.

Литература

1. Транзитно-логистический порт-хаб [Электронный ресурс] // Морские вести России, 2021.

- № 9. - URL: http://www.morvesti.ru/analitika/1691/91529/ (дата обращения: 20.09.2022)

2. План развития Северного морского пути на период до 2035 года [Электронный ресурс] // Правительство Российской Федерации. Распоряжение от 1 августа 2022 г. № 2115 - URL: рhttp://static.govemment.m/media/fües/StA6ySKbBceANLRA6V2sF6wbOKSyxNzw.pdf (дата обращения: 20.09.2022).

3. Белов О.А., Зайцев С.А. К вопросу оценки безопасности морских судов камчатского флота // Природные ресурсы, их современное состояние, охрана, промысловое и техническое использование: Материалы X Нац. (всерос.) науч.-практ. конф. - Петропавловск-Камчатский, 2019.

- С. 80-83.

4. Белов О.А. Аналитический обзор факторов эффективной эксплуатации морского транспорта // Техническая эксплуатация водного транспорта: проблемы и пути развития: Материалы Междунар. науч.-техн. конф. - Петропавловск-Камчатский, 2019. - Ч. 1. - С. 5-9.

5. Белов О.А. Техническое обеспечение морских судов как фактор эффективной и безопасной эксплуатации морского транспорта // Техническая эксплуатация водного транспорта: проблемы и пути развития: Материалы Четвертой междунар. науч.-техн. конф. - Петропавловск-Камчатский, 2022. - С. 5-9.

6. Белов О.А., Швецов В.А. К вопросу о повышении экологической безопасности судов при долговременном стояночном режиме // Природные ресурсы, их современное состояние, охрана, промысловое и техническое использование: Материалы IX Всерос. науч.-практ. конф. - Петропавловск-Камчатский, 2018. - С. 119-121.

7. Белов О.А., Белова Е.П. Инженерное образование как фактор развития техники и технологий // Наука, образование, инновации: пути развития: Материалы X Нац. (всерос.) науч.-практ. конф. - Петропавловск-Камчатский, 2019. - С. 106-108.

8. Белов О.А., Толстова Л.А. Моделирование процесса обучения курсантов для формирования навыков технической эксплуатации // Вестник Государственного морского университета им. адмирала Ф.Ф. Ушакова. - 2016. - № 3 (16). - С. 78-81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.