Научная статья на тему 'Развитие сети телекоммуникационной компании направление, связанное и параллельно эволюционирующее со стратегией опережающего развития широкополосного доступа в Интернет'

Развитие сети телекоммуникационной компании направление, связанное и параллельно эволюционирующее со стратегией опережающего развития широкополосного доступа в Интернет Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие сети телекоммуникационной компании направление, связанное и параллельно эволюционирующее со стратегией опережающего развития широкополосного доступа в Интернет»

Созонов С.В. РАЗВИТИЕ СЕТИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПАНИИ - НАПРАВЛЕНИЕ, СВЯЗАННОЕ И ПАРАЛЛЕЛЬНО ЭВОЛЮЦИОНИРУЮЩЕЕ СО СТРАТЕГИЕЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ ШИРОКОПОЛОСНОГО ДОСТУПА В ИНТЕРНЕТ

В статье рассматривается одно из основных направлений инновационного стратегического менеджмента телекоммуникационной компанией: развитие сети компании. Данное инициатива стратегического

управления тесно связанным и параллельно эволюционирующим со стратегией опережающего развития широкополосного доступа в Интернет.

Высокоскоростная передача данных на расстоянии высоко востребована в современном обществе, и, как уверяют аналитики, спрос на подобные услуги будет только увеличиваться. Сегодня все больше людей становятся потребителями услуг связи от различных телекоммуникационных компаний, порой пользуясь услугами нескольких компаний одновременно, выбирая лучшее качество и стоимость услуги. В последнее время многие транспортные сети (сети, образующие канальные ресурсы) в телекоммуникациях стали строиться на технологиях, ориентированных на IP-транспорт (Internet Protocol) - основной протокол передачи данных сети Интернет) . Перспективой развития телекоммуникационной системы считается концепция NGN (Next Generation Network) - сети связи следующего поколения (рис. 1), основные требования к которым заключаются в обеспечении возможности оптимальной передачи голосового трафика, трафика данных, создания и предоставления новых сервисов, снижения расходов на капитальное строительство и операционных издержек по сравнению с существующими сетями связи.

Технологии автоматической коммутации каналов мигрирют от аналоговых к цифровым [1], технологии пакетной коммутации определяются видами используемых сетей: Frame Relay (FR), Asynchronous Transfer Mode (ATM) и Internet Protocol (IP). Как правило, эти технологии обозначаются аббревиатурой, в которой первые две буквы (Vo) означают «голос через» (Voice over), а следующие указывают тип используемой сети - VoFR, VoATM, VoIP. Все три технологии постепенно меняются, что объясняется их миграцией в направлении NGN [2].

К концу 2009 года широкополосное подключение к Интернету имело около 22% всех домохозяйств России. Несмотря на кризис в экономике, рост в этом сегменте рынка был довольно устойчивым - число частных абонентов ШПД увеличилось за год более чем на 3 млн и достигло 11,4 млн. Основная масса подключений пришлась на региональные рынки - за пределами Москвы и Санкт-Петербурга операторам удалось привлечь к услугам ШПД более чем 2,8 млн новых пользователей (рис. 2).

Постоянное развитие сети телекоммуникационной компании является направлением, тесно связанным и параллельно эволюционирующим со стратегией опережающего развития широкополосного доступа в Интернет (ШПД) . Реализация данного направления инновационного стратегического управления является основой сохранения компанией конкурентоспособности через достижение двух целей (инновационные составляющие) : увеличения скорости передачи данных и создания возможности оказания новых услуг абонентам

[3], что важно для развития услуг ШПД и снижения затрат на обслуживание сети в результате перехода на сеть нового поколения.

Реализация инновационного направления требует от телекоммуникационной компании достижения целей:

- возможность предоставления ШПД со скоростью 6-8 Мб/с на как большинстве линий в городской местности и 20 Мб/с в районах с высоким уровнем потенциального спроса на премиальное предложение;

- завершение миграции на сеть нового поколения в регионах, где это экономически оправдано.

Рис. 1. Эволюция телекоммуникационных технологий

Для достижения поставленных целей компании необходимо выполнить задачи:

1. Определить приоритетность отдельных микро-регионов, исходя из потенциала проникновения ШПД и ожидаемой конкурентной ситуации, для инвестирования:

а) в модернизацию сетей доступа для повышения скоростей доступных пользователям до 6-8 Мб/с путем ремонта кабеля или внедрения технологий ЕТТС (архитектура построения сети, при которой для соединения телефонной станции со шкафом, установленным на улице, используется оптико-волоконный кабель - оптика до группы домов) и ЕТТВ (оптика до здания);

б) в расширение покрытия/пропускной способности сети передачи данных на уровнях агрегации и базовой сети.

2. Провести миграцию на ^-сеть нового поколения в зависимости от возраста и типа коммутационного оборудования, установленного в регионе.

После успешного решения основных задач предлагается учитывать некоторые второстепенные шаги: в

случае позитивной чистой приведенной стоимости использовать сети Wi-Fi/Wi-Max (Wi-Max - протокол широкополосной радиосвязи) в регионах с низким качеством инфраструктуры и низкой плотностью абонентов, либо в регионах, где подобные проекты поддерживаются местными властями, для оказания услуг ШПД; в случае отсутствия жестких лицензионных требований приобрести лицензии И^Мах в крупных городах для получения опциона на оказание услуг мобильной связи в будущем и сокращения возможностей для конкуренции на рынке ШПД.

■ Москва ■ Санкт-Петербург Регионы

Рис. 2. Чистые подключения частных абонентов ШПД (тыс., 2009 г.)

Стратегические управленческие действия, необходимые для реализации инновационного направления развития ШПД:

- Определение приоритетных микро-рынков для крупномасштабного внедрения услуг ШПД и инвестиции

в сеть. Проведение маркетингового исследования должно дать информацию о том: сколько потенциаль-

ных потребителей услуг ШПД в каждой конкретной географии; к какому потребительскому сегменту они относятся; какие услуги ими востребованы и сколько они готовы платить. Анализ возможностей сети показывает: какие скорости возможно предоставлять на существующих сетях; где возможно предоставление цифровой абонентской линии со скоростью не менее 8 Мб/с на существующей витой, а где требуется волоконно-оптическая связь; где целесообразно предложить беспроводной доступ вместо существенных инвестиций в проводную сеть; где возможно предоставление премиальных продуктов со скоростью 25-30 Мб/с. Самыми приоритетными географиями, надо полагать, окажутся крупные города. Большинство потребителей не воспринимают дальнейшее повышение скорости как повышение качества ШПД после перехода за порог 6-8 Мб/с, и небольшим количеством высокоплатежеспособных потребителей будут востребованы 2 5-3 0 Мб/с (при современных методах компрессии данных такая скорость соответствует одновременному просмотру нескольких программ телевидения, включая телевидение высокого разрешения, и пользование высокоскоростным Интернетом).

- Внедрение мер по расширению возможностей сети. Необходимо: принять меры, чтобы обеспечить

предложение ШПД со скоростью 512 Кб/с-1 Мб/с в приоритетных районах в ближайшие сроки; проанализировать: где будут активно устанавливаться DSLAM и кроссироваться линии и где начнётся внедрение FTTC или FTTB для достижения максимальных скоростей (до 3 0 Мб/с) для премиальных клиентов. Внедрять волоконно-оптические сети следует на новостройках и в районах высокого платежеспособного спроса, однако приоритетом является расширение покрытия со скоростями до 6-8 Мб/с. Так как основные капитальные затраты связаны с прокладкой кабеля и не зависят от типа кабеля, на новостройках более экономно прокладывать волоконно-оптические линии связи чем медную витую пару.

- Определение приоритетов перевода фрагментов сети на NGN-оборудование (коммутаторы класса 5 и 4) на основе детальных расчётов эффекта экономии операционных затрат и возраста имеющегося оборудования. Решаемые вопросы: 1) На каких фрагментах сети для большинства коммутаторов класса 5 приближается срок их замены? 2) Где проживают абоненты, которые вероятно откажутся иметь IP конечное устройство? 3) Сколько места на центральных станциях занято коммутаторами класса 5, каковы цены на недвижимость и как можно продать, сдать в аренду или самим целесообразно употребить освобождающееся место? 4) Сколько электричества тратится на коммутаторы, кондиционирование занимаемого ими помещения и на снабжение линии? 5) Каковы трудозатраты на обслуживание коммутаторов? 6) Сколько стоит NGN-оборудование по сравнению с TDM (технология передачи данных, при которой несколько низкоскоростных каналов уплотняются для передачи в высокоскоростной канал) оборудованием? Внедрение NGN вместо установки нового TDM-оборудования будет экономически оправдано. В случае замены нового TDM-оборудования бизнес-обоснование будет неоднозначным. Самым эффективным способом миграции является замена всех коммутаторов класса 5 и в последствии относящегося к ним коммутатора класса 4. При этом возможные разницы в плотности населения в регионе фрагмента сети ключевого. Экономия внедрения NGN-оборудования вместо коммутаторов класса 5 будет особенно положительной при одновременном внедрении FTTH/FTTC (FTTH - широкополосных телекоммуникационных систем, базирующихся на проведении оптоволоконного канала и его завершения на территории конечного пользователя путем установки терминального оптического оборудования для предоставления комплекса телекоммуникационных услуг - оптика до дома, пользователя). Электричество на снабжение линии можно экономить только при условии, что у абонента будет IP конечное устройство. Переход на NGN позволит сократить 4 0-50% инженеров, обслуживающих коммутаторы, и всех инженеров, занимающихся ребалансировкои трафика.

- Разработка новых бизнес-процессов. Необходимо определить: какова потенциальная экономия трудозатрат при переходе на полностью автоматизированный процесс подключения; как повысить степень автоматизации процесса биллинга; какова потенциальная экономия трудозатрат при переходе на новый процесс подключения биллинга; как обеспечить обучение сотрудников новым процессам. NGN предоставляет возможность сделать процесс подключения полностью автоматизированным, а так же упростить и повысить степень автоматизации процесса биллинга, особенно для корпоративных клиентов.

- Разработка программы реорганизации и сокращения персонала вследствие перехода на NGN. Решаемые вопросы: 1) Возможно ли сокращение персонала в соответствующем с NGN миграцией масштабе? 2)

Как обеспечить переход к новой структуре управления сети? 3) Как провести соответствующие реорганизации в области биллинга и подключения?

- Получение лицензии на частоты Wi-Max. Следует проанализировать процесс получения лицензии и

координации действий телекоммуникационной компании для получения лицензии во всех крупнейших городах. Wi-Max представляет собой возможный способ, для того, чтобы в будущем стать мобильным иг-

роком и иметь возможность на предоставление конвергентных услуг.

- Определение приоритетных районов для внедрения сетей Wi-Fi и WiFi-Mesh. Необходимо определить: где находятся регионы с невысокой застройкой средней плотности; где находятся регионы или точки с высоким числом платежеспособных потенциальных пользователей беспроводным доступом; какими будут капитальные затраты на внедрение Wi-Fi (оборудование, трудозатраты, арендная плата владельцам помещения); какой может быть плата за Wi-Fi пользование. Wi-Fi не дорого внедрить и эксплуатировать. Таким образом, данная технология является нерискованным способ предоставления беспроводного доступа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Bellamy J.C. Digital Telephony. Third Edition. - John Wiley&Sons, Inc, 2000.

2. Milner M., Pizzica V. Pragmatic Evolution to the Next Generation Networks. - Alcatel Tele-

communications Review, 1th Quarter 2003.

3. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 215 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.