Научная статья на тему 'Развитие сети лесовозных дорог - важнейший фактор повышения экономической доступности лесных ресурсов и лесопользования в регионах Европейского Севера России'

Развитие сети лесовозных дорог - важнейший фактор повышения экономической доступности лесных ресурсов и лесопользования в регионах Европейского Севера России Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
202
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
AVAILABILITY OF FOREST RESOURCES / LOGGING ROADS / TIMBER ROAD TRUCK / LOCAL STONE MATERIALS / ROAD CONSTRUCTION / ДОСТУПНОСТЬ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ / ЛЕСОВОЗНЫЕ ДОРОГИ / ЛЕСОВОЗНЫЙ АВТОПОЕЗД / МЕСТНЫЕ КАМЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ / СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОГ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Шегельман И.Р., Васильев А.С.

Существенное развитие сети лесовозных дорог необходимо для повышения экономической доступности лесов для сплошных и выборочных рубок, рубок ухода, лесовосстановления. Необходимо это и для повышения экономической эффективности функционирования лесовозных автопоездов при вывозке леса, повышения степени освоения расчетной лесосеки, повышения уровня лесопожарной безопасности лесов, предотвращения и тушения лесных пожаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Шегельман И.Р., Васильев А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the network of forestry roads is the important factor of increasing economic availability of forest resources and forest use in the regions of the european north of russia

The development of a network of logging roads and increasing the efficiency of its functioning is the most important factor in increasing the economic accessibility of forest resources and intensifying forest management in the regions of the European North of Russia. Substantial development of the network of forest roads is necessary to increase the availability of forests for continuous and selective cutting, thinning, reforestation. It is also necessary to improve the efficiency of the operation of logging road trains while exporting forests, to increase the degree of development of the allowable cutting area, to increase the level of forest fire safety of forests, and to prevent and extinguish forest fires.

Текст научной работы на тему «Развитие сети лесовозных дорог - важнейший фактор повышения экономической доступности лесных ресурсов и лесопользования в регионах Европейского Севера России»

Развитие сети лесовозных дорог - важнейший фактор повышения экономической доступности лесных ресурсов и лесопользования в регионах Европейского Севера России

И. Р. Шегельман, А. С. Васильев Петрозаводский государственный университет

Аннотация: существенное развитие сети лесовозных дорог необходимо для повышения экономической доступности лесов для сплошных и выборочных рубок, рубок ухода, лесовосстановления. Необходимо это и для повышения экономической эффективности функционирования лесовозных автопоездов при вывозке леса, повышения степени освоения расчетной лесосеки, повышения уровня лесопожарной безопасности лесов, предотвращения и тушения лесных пожаров.

Ключевые слова: доступность лесных ресурсов, лесовозные дороги, лесовозный автопоезд, местные каменные материалы, строительство дорог.

В связи с необходимостью повышения конкурентоспособности и развития регионов Европейского Севера страны [1] для лесопромышленных регионов этой зоны, включая Республику Коми, Республику Карелия, Архангельскую, Вологодскую и другие области, и в целом для лесопромышленных регионов России в последние годы обострилась проблемы повышения экономической доступности лесных ресурсов и интенсификации лесопользования. В названных выше регионах Европейского Севера страны расположены крупнейшие целлюлозно-бумажные и лесопильно-деревообрабатывающие предприятия страны, поставляющие продукцию на внутренний и внешний рынок, а неудовлетворительная доступность лесных ресурсов может поставить под угрозу стабильность поставок древесного сырья от территориально разобщенных лесных участков и их сырьевую безопасность.

Полагаем, что решить эти проблемы невозможно без экономически обоснованного развития сети лесовозных дорог и повышения экономической эффективности ее функционирования, поскольку показатели, характеризующие эту сеть в развитых лесопромышленных странах Европы, в

особенности Финляндии, на порядок выше отечественных. Например, в южной зоне Карелии плотность сети лесовозных дорог составляет 3-5 км/1000 га, в северной, где располагаются уникальные массивы сосновых и еловых лесов эта плотность всего 0,9-1,2 км/1000 га. Приведенные показатели в среднем в 4-5 раз меньше нормативных и все они значительно ниже среднеевропейского уровня - порядка 10 км/1000 га леса.

Существенное развитие сети лесовозных дорог необходимо не только для повышения экономической доступности лесов для сплошных и выборочных рубок леса, для рубок ухода за лесом, для своевременного и научно обоснованного лесовосстановления и экономической эффективности функционирования лесовозных автопоездов [2 - 3]. Это необходимо и для существенного повышения экономической эффективности

функционирования лесовозных автопоездов при вывозке леса с лесных участков лесопотребителям, а следовательно и экономической эффективности лесопромышленных предприятий и лесного комплекса страны в целом, для повышения степени освоения расчетной лесосеки, для повышения уровня лесопожарной безопасности лесов, предотвращения и тушения лесных пожаров.

Серьезное внимание в работах российских ученых уделяется перспективным методам вовлечения в промышленную переработку и использования местных минерально-сырьевых ресурсов при строительстве лесовозных дорог. Например, авторы исследований [4], доказывая экономическую эффективность использования местного каменного материала для строительства и реконструкции лесовозных автомобильных дорог, установили характеристики изменения межзерновой пустотности уплотняемого щебня и рекомендуют оптимальное содержание крупной фракции в смеси для щебеночных оснований лесовозных дорог.

Активно исследуются вопросы изучения состояния и повышения длительности функционирования лесовозных дорог как важнейшего фактора их экономической эффективности в процессе их эксплуатации. Исследования воздействия подвижного автомобильного состава на состояние дорожной конструкции автомобильных дорог, учитывающие особенности лесовозного транспорта, выполнены в работе [5].

Ряд исследований посвящен вопросам повышения увеличение длительности функционирования построенных и ремонтируемых лесовозных автомобильных дорог путем обеспечения сохранности их поверхностей автодорог и оснований [6 - 8]. В этих работах изучались: зависимость состояния лесовозных дорог от применяемого при строительстве и ремонте дорог модификатора и свойств модифицированных битумов, от крупности применяемого щебня, от применения геосинтетических материалов. Изучалась также эта зависимость от использования отходов камнедробления известняков и доломитов и отходов химической промышленности.

Особое внимание в исследованиях отечественных ученых уделено эксплуатации лесных дорог с учетом сезонности лесозаготовок и, особенно, в зимних условиях. Так, например, доказана возможность сохранения антигололедных, физико-механических и эксплуатационных свойств покрытий дорог из щебеночно-мастичные асфальтобетонов (ЩМА) при отрицательных температурах воздуха (ниже - 7 0С) и при длительном воздействии агрессивной среды (воды). Так же предложено устраивать покрытие из ЩМА и перед механическим удалением льда производить вибрирование его поверхности [9].

Продолжаются начатые в прошлом веке исследования использования плит и блоков колейных покрытий временных лесовозных автомобильных дорог, например, в работе [10] предлагаются блоки из композиционного материала для частичной замены железобетонных плит.

Вероятностная модель, обоснованная в работе [11], опирается на мониторинг и статистику динамики изменения стоимости материалов и услуг и предложена для прогнозирования стоимости строительных материалов, полуфабрикатов и энергоресурсов в период строительства лесных дорог. Для снижения затрат на ремонт участков лесовозных дорог на 13-14 % и более предложена модель управления запасами, которая рекомендуется для планирования ремонтных мероприятий [12]. Серьезное внимание вопросам экономико-математической оптимизации проектирования и создания лесовозных работ посвятили J. Sessions, A. Weintraub, R. Church, A. Murray, M. Guignard [13 - 14] и др.

Анализ позволяет констатировать чрезвычайную актуальность НИОКТР российских и зарубежных ученых, направленных на решение чрезвычайно актуальных для лесопромышленных регионов Европейского Севера России проблем повышения экономической доступности лесных ресурсов и экономики лесопользования. Значимое место при решении этой проблемы занимают поисковые и прикладные НИОКТР, посвященные развитию сети лесовозных дорог и экономической эффективности ее функционирования. Эти исследования базируются на использовании современных методов экономико-математического моделирования и решают важные задачи:

- повышения экономической эффективности функционирования лесовозных автомобильных дорог и техники для их эксплуатации и строительства, в том числе в зимний сезон года;

- обеспечения подготовки экономически эффективных материалов для строительства и ремонта автомобильных лесовозных дорог, включая местные минерально сырьевые ресурсы и энергоэффективное производство щебня с минимальными потерями каменного сырья;

- оптимизацию затрат на процессы проектирования автомобильных лесотранспортных сетей с обоснованием вариантов сетей, позволяющих минимизировать экономические затраты на лесовозный транспорт;

- оптимизацию процессов строительства и ремонта лесовозных дорог со снижением при этом ресурсопотребления;

- использования при строительстве и ремонте лесовозных дорог принципиально новых долговечных строительных материалов и изделий, включая геосинтетические;

- прогнозирования влияющих на экономическую эффективность лесовозного транспорта леса и эффективность функционирования лесовозных дорог периодов сезонности в ведении лесозаготовок и др.

Литература

1. Цукерман В.А., Горячевская Е.С. Об оценке конкурентоспособности регионов Севера и Арктики // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2015. № 4 (47). С. 86-99.

2. Кузнецов А.В., Скрыпник В.И., Васильев А.С., Шегельман И.Р. Возможности эффективного решения технико-экономических инженерных задач при планировании и оптимизации работы транспорта // Инженерный вестник Дона, 2017, № 2 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N2y2017/4173.

3. Шегельман И.Р., Скрыпник В.И., Кузнецов А.В., Васильев А.В. Повышение функционально-технологической эффективности гидроманипулятора лесовозного автопоезда // Инженерный вестник Дона, 2017, №1 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2017/3995.

4. Бадрудинов А.Н., Сангаджиев М.М., Эрдниев О.В., Леджинов В.С. Исследование физико-механических свойств местных строительных материалов для укрепления обочин (Нижнее Поволжье) // Геология, география и глобальная энергия. 2016. № 2 (61). С. 14-29.

5. Афоничев Д.Н., Занин А.А. Комплексная оценка воздействия подвижного состава на дорожную конструкцию в системе автоматизированного проектирования с учетом особенностей лесовозного автотранспорта // Моделирование систем и процессов. 2009. № 3-4. С. 23-28.

6. Гоптарев С.М., Морковин В. А. Обоснование объемов строительства временных лесовозных автомобильных дорог // Воронежский научно-технический Вестник. 2013. № 4 (6). С. 76-83.

7. Бурмистрова О.Н., Пластинина Е.В., Воронина М.А. Обоснование расчетных схем и математических моделей нежестких дорожных одежд, армированных геосинтетическими материалами // Вестник Поволжского ГТУ. Серия: Лес. Экология. Природопользование. 2012. № 1 (15). С. 45-51.

8. Вайс К.Е., Николаев Г.Б. Особенности строительства лесовозных дорог в сложных инженерно-геологических условиях на Севере Европейской части России // В сборнике: Ориентированные фундаментальные и прикладные исследования - основа модернизации и инновационного развития архитектурно-строительного и дорожно-транспортного комплексов России. 2012. С. 56-66.

9. Веюков Е.В. Технологии строительства и очистки ото льда лесовозных дорог с антигололедным покрытием: дисс. ... канд. техн. наук: 05.21.01. Йошкар-Ола, 2013. 158 с.

10. Черников Э.А., Зобов С.Ю. Технологические принципы изготовления блоков колейных покрытий временных лесовозных автомобильных дорог из ДСВКМ // Воронежский научно-технический Вестник. 2014. № 4 (10). С. 88-91.

11. Смирнов М.Ю., Скрыпников А.В., Кондрашова Е.В., Дорохин С.В., Скворцова Т.В. Методы, модели, алгоритмы управления процессом строительства, ремонта и содержания лесных автомобильных дорог в

условиях ограниченных ресурсов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 6. С. 126-128.

12. Камусин А.А., Кондрашова Е.В., Левушкин Д.М., Бурмистров В. А. Ресурсное обеспечение процесса строительства, ремонта и содержания участков лесных автомобильных дорог // Лесной вестник. Forestry Bulletin. 2014. № 2 (101). С. 21-27.

13. Sessions J. A. Heuristic algorithm for the solution of the variable and fixed cost transportation problem // Symposium on System Analysis in Forest Resources. Univ. of Georgia, Athens, 1987. Pp. 324-336.

14. Weintraub A., Church R. L., Murray A. T., Guignard M. Forest management models and combinatorial algorithms: analysis of state of the art // Annals of Operations Research 96, 2000. Pp. 271-285.

References

1. Tsukerman V.A., Goryachevskaya E.S. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka. 2015. № 4 (47). Pp. 86-99.

2. Kuznetsov A.V., Skrypnik V.I., Vasil'ev A.S., Shegel'man I.R. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2017, №2 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N2y2017/4173.

3. Shegel'man I.R., Skrypnik V.I., Kuznetsov A.V., Vasil'ev A.V. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2017, №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2017/3995.

4. Badrudinov A.N., Sangadzhiev M.M., Erdniev O.V., Ledzhinov V.S. Geologiya, geografiya i global'naya energiya. 2016. № 2 (61). Pp. 14-29.

5. Afonichev D.N., Zanin A.A. Modelirovanie sistem i protsessov. 2009. № 3-4. Pp. 23-28.

6. Goptarev S.M., Morkovin V.A. Voronezhskiy nauchno-tekhnicheskiy Vestnik. 2013. № 4 (6). Pp. 76-83.

7. Burmistrova O.N., Plastinina E.V., Voronina M.A. Vestnik Povolzhskogo GTU. Seriya: Les. Ekologiya. Prirodopol'zovanie. 2012. № 1 (15). Pp. 45-51.

8. Vays K.E., Nikolaev G.B. V sbornike: Orientirovannye fundamental'nye i prikladnye issledovaniya - osnova modernizatsii i innovatsionnogo razvitiya arkhitekturno-stroitel'nogo i dorozhno-transportnogo kompleksov Rossii. 2012. Pp. 56-66.

9. Veyukov E.V. Tekhnologii stroitel'stva i ochistki oto l'da lesovoznykh dorog s antigololednym pokrytiem [Technologies for the construction and cleaning of ice from logging roads with anti-ice coating]: diss. ... kand. tekhn. nauk: 05.21.01. Yoshkar-Ola, 2013. 158 p.

10. Chernikov E.A., Zobov S.Yu. Voronezhskiy nauchno-tekhnicheskiy Vestnik. 2014. № 4 (10). Pp. 88-91.

11. Smirnov M.Yu., Skrypnikov A.V., Kondrashova E.V., Dorokhin S.V., Skvortsova T.V. Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovaniy. 2014. № 6. Pp. 126-128.

12. Kamusin A.A., Kondrashova E.V., Levushkin D.M., Burmistrov V.A. Lesnoy vestnik. Forestry Bulletin. 2014. № 2 (101). Pp. 21-27.

13. Sessions J. A. Symposium on System Analysis in Forest Resources. Univ. of Georgia, Athens, 1987. rp. 324-336.

14. Weintraub A., Church R. L., Murray A. T., Guignard M. Annals of Operations Research 96, 2000. rp. 271-285.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.