Научная статья на тему 'Развитие сети дошкольных учреждений на территории Восточной Сибири во второй половине 1930-х гг'

Развитие сети дошкольных учреждений на территории Восточной Сибири во второй половине 1930-х гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
115
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ / ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШ ЕНИИ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА / HISTORY OF EASTERN SIBERIA / NURSERY SCHOOLS / STATE POLICY REGARDING MOTHERHOOD AND CHILDHOOD

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Афанасова Елена Николаевна

Рассматривается вопрос развития сети дошкольных учреждений на территории Восточной Сибири во второй половине 1930-х гг. на основе материалов региональных архивов, нормативно-правовых актов центральных и региональных органов государственной власти, печатных изданий 1930-х гг. Отмечено, что в результате реализации постановления ЦИК и СНК СССР от 27.06. 1936 г., а также региональных нормативно -правовых актов органов здравоохранения и капитального строительства увеличилось количество мест в прежде существующих дошкольных учреждениях и были открыты новые дошкольные учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PRESCHOOL INSTITUTION NET IN EASTERN SIBERIA IN MID- 1930s

The article discusses the problem of the development of preschool institution net on the territory of Eastern Siberia in the second half of 1930s. The study is based on the data of regional archives, regulatory legal acts of the state and regional authorities and periodicals of 1930s. It is noted that due to the implementation of the resolution of the Central Executive Committee and the Soviet of the People's Commissars of June 27, 1936 and other regional regulatory legal acts of the Health authorities and capital construction there was a noticeable increase of places in operating nursery schools as well as new preschool facilities were built.

Текст научной работы на тему «Развитие сети дошкольных учреждений на территории Восточной Сибири во второй половине 1930-х гг»

УДК 372.2.09(571.5) "193":311.42

РАЗВИТИЕ СЕТИ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1930-х гг.

л

Е.Н.Афанасова'

Филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 666679, г. Усть-Илимск, ул. Крупской, 7.

Рассматривается вопрос развития сети дошкольных учреждений на территории Восточной Сибири во второй половине 1930-х гг. на основе материалов региональных архивов, нормативно-правовых актов центральных и региональных органов государственной власти, печатных изданий 1930-х гг. Отмечено, что в результате реализации постановления ЦИК и СНК СССР от 27.06. 1936 г., а также региональных нормативно-правовых актов органов здравоохранения и капитального строительства увеличилось количество мест в прежде существующих дошкольных учреждениях и были открыты новые дошкольные учреждения. Библиогр. 10 назв.

Ключевые слова: история Восточной Сибири; дошкольные учреждения; государственная политика в отношении материнства и детства.

DEVELOPMENT OF PRESCHOOL INSTITUTION NET IN EASTERN SIBERIA IN MID- 1930s E.N. Afanasova

Ust-Ilimsk Branch of Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation,

7 Krupskaya St., Ust-Ilimsk, 666679.

The article discusses the problem of the development of preschool institution net on the territory of Eastern Siberia in the second half of 1930s. The study is based on the data of regional archives, regulatory legal acts of the state and regional authorities and periodicals of 1930s. It is noted that due to the implementation of the resolution of the Central Executive Committee and the Soviet of the People's Commissars of June 27, 1936 and other regional regulatory legal acts of the Health authorities and capital construction there was a noticeable increase of places in operating nursery schools as well as new preschool facilities were built. 10 sources.

Key words: history of Eastern Siberia; nursery schools; state policy regarding motherhood and childhood.

Во второй половине 1930-х гг. на территории Восточной Сибири продолжался процесс создания и расширения сети дошкольных учреждений, что стало отражением целенаправленной политики советского государства. Низкий уровень социально-экономического обеспечения большинства советских людей и наличие большого контингента детей, нуждающихся в социальной помощи государства, обусловило необходимость развития сети дошкольных учреждений. Система дошкольных учреждений способствовала включению в трудовой процесс большого количества женщин, что было крайне необходимо в условиях форсированного развития советской экономики во второй половине 1930-х гг.

Вопрос о создании и развитии системы дошкольного воспитания в советском государстве неоднократно поднимался в научных исследованиях исторического и педагогического характера. В период до 1950-х гг. исследования затрагивали преимущественно вопросы организации работы дошкольных учреждений, определения содержания дошкольного воспитания, истории дошкольного воспитания в отдельных регионах. Нередко исследования носили персонифицированный характер, так как показывали роль видных педагогов в

развитии системы дошкольного воспитания. Отдельное место занимает работа Л.И. Красногорской, в которой обобщается опыт дошкольного строительства в РСФСР.

В период 1950-1960-х гг. количество исследований, посвященных изучению развития дошкольного воспитания, увеличилось. Первым крупным исследованием исторического развития дошкольного воспитания являются «Очерки по истории дошкольного воспитания в России» И.В. Чувашева [9]. В большинстве научных работ данного периода дошкольное воспитание преимущественно рассматривалось как часть системы народного образования, использовались идеологические интерпретации исторических фактов [5].

В 1970-1980-х гг. появились исследования исторического развития дошкольного воспитания, имеющие региональный характер [10]. С началом 1990-х гг. в исследовании развития системы дошкольного воспитания стал преобладать критический анализ исто-рико-педагогических фактов с позиций системного подхода, стала рассматриваться возможность использования исторического опыта в развитии современной системы дошкольного образования. На современном этапе продолжаются исследования региональных ас-

1Афанасова Елена Николаевна, кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой гуманитарных и общих естественнонаучных дисциплин, тел.: 89246133855, e-mail: lebeden81@mail.ru

Afanasova Elena, Candidate of History, Associate Professor, Head of the Department of Humanitarian and General Natural-Science Disciplines, tel.: 89246133855, e-mail: lebeden81@mail.ru

пектов развития дошкольного воспитания в рамках изучения народного образования [1,4,6,8]. Однако исследования развития дошкольного воспитания на территории Восточной Сибири остаются малочисленными, не носят комплексного многостороннего характера, материалы региональных и центральных архивов по данной тематике исследования остаются малоизученными.

Данная статья посвящена изучению процесса реализации одного из разделов постановления ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 г. «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети роддомов, детских яслей и детских садов, об усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах» на территории Восточной Сибири.

Данный нормативно-правовой акт содержит информацию о планах советского государства по расширению сети дошкольных учреждений. К первому января 1939 г. было запланировано удвоить существующую сеть ясельных коек по городам, совхозам, рабочим поселкам и на железнодорожном транспорте, доведя их общее количество до 800 тысяч коек. Из них 100 тысяч планировалось ввести в действие в 1936 г., по 150 тысяч в 1937 г. и 1938 г. [7, с.1]. Такие же грандиозные планы советское государство строило в отношении яслей в сельской местности. В постоянных сельских яслях планировалось увеличить количество коек на 500 тыс., а в сезонных - на четыре миллиона коек. Из них в 1936 г. было запроектировано создать 170 тысяч коек в постоянных яслях и 500 тысяч в сезонных, в 1937 г. - 200 тысяч коек в постоянных яслях и 1 млн. 500 тысяч в сезонных, в 1938 г. - 200 тысяч и два миллиона соответственно [7, с.1].

Наблюдение за развертыванием указанной сети было возложено на народные комиссариаты здравоохранения союзных республик и краевые, областные и районные исполнительные комитеты.

С 1 января 1937 г. в городах и промышленных местностях вводилась двухсменная работа яслей по 16 часов в сутки, включая работу в выходные дни. Дополнительно на подготовку медицинского персонала для детских яслей было отпущено в 1936 г. 15 миллионов рублей. К первому января 1939 г. было запланировано построить 800 новых молочных кухонь в городах, промышленных и районных центрах для питания 1,5 миллиона детей до трехлетнего возраста.

Существующую сеть детских садов планировалось утроить к первому января 1939 г. Число мест в детских садах в городах, фабрично-заводских поселках и на железнодорожном транспорте планировалось увеличить с 700 тысяч в 1936 г. до двух миллионов 100 тысяч к первому января 1939 г. В сельской местности было запланировано довести количество мест со 130 тысяч до 300 тысяч. Дополнительно должны были быть созданы новые колхозные детские сады на 700 тысяч мест. Все дети колхозов должны были быть охвачены сезонными дошкольными площадками, для чего планировалось развернуть 21 миллион 500 тысяч

мест. Народные комиссариаты союзных республик были обязаны уже во вторую половину 1936 г. подготовить 50 тысяч воспитателей для вновь открываемых детских садов, для чего государством было отпущено 35 миллионов рублей.

Для финансирования расширения сети дошкольных учреждений и подготовки дополнительного числа педагогических работников данных учреждений необходимо было выделение дополнительного ассигнования денежных средств. Исходя из этого, на строительство детских яслей в городах в 1936 г. было выделено дополнительно 320 миллионов рублей, детских садов в городах - 221 миллион рублей. На содержание до конца 1936 г. построенных детских яслей было выделено дополнительно 11,8 миллиона рублей.

В связи с тем, что в течение 1930-х гг. достаточно остро стояла проблема помещений для дошкольных учреждений и большая часть из них располагалась в неприспособленных старых помещениях, большое внимание в Постановлении 1936 г. уделено финансированию мероприятий, направленных на решение проблемы размещения дошкольных учреждений. Предполагалось использовать и приспособить для размещения дошкольных учреждений новую предоставляемую площадь, веранды и другие летнего типа помещения, существующие при детских садах, освободить часть жилого фонда под дошкольные учреждения и произвести мелкий ремонт. На эти мероприятия из государственного бюджета было выделено 30 миллионов рублей.

Большое внимание было уделено решению кадровой проблемы дошкольных учреждений, которая ясно осознавалась центральными органами государственной власти. На подготовку кадров воспитателей городских детских садов, подчиняющихся системе Народного Комиссариата Просвещения, было выделено 17 миллионов рублей, а на подготовку кадров воспитателей сельских детских садов Народного Комиссариата Просвещения - 18 миллионов рублей.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 г. устанавливался единообразный порядок финансирования детских садов и детских яслей. Прежде в соответствии с постановлением СНК СССР от шестого июля 1935 г. «Об обязательных взносах предприятий и учреждений на содержание детских яслей и детских садов» устанавливались обязательные выплаты в размере одной четверти процента от фонда заработной платы. С 27 июня 1936 г. было установлено на 1936 г. прямое ассигнование из государственного бюджета на сумму 300 миллионов рублей, для чего были внесены соответствующие изменения в финансовые планы хозяйственных учреждений и предприятий, а также в расходную и доходную часть бюджета государственного социального страхования.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 г. «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети роддомов, детских яслей и детских садов, об усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах»

существенно менялась система управления дошкольными учреждениями. Этому был посвящен отдельный шестой пункт данного нормативно-правового акта «Об изменении порядка руководства детскими садами», в соответствии с которым было изменено постановление Совета Народных Комиссаров СССР от шестого июля 1935 г. о сосредоточении руководства и управления всеми детскими садами в системе народных комиссариатов просвещения республик.

В ведение хозяйственных народных комиссариатов, учреждений и предприятий передавались детские сады, в которых содержались дети рабочих и служащих этих учреждений и предприятий. В ведении народных комиссариатов просвещения сохранились лишь детские сады, обслуживающие мелкие учреждения и предприятия, а также не имеющие своих детских садов. Непосредственное руководство детскими садами было возложено на администрацию предприятия или учреждения, при котором состоял детский сад с привлечением фабрично-заводских комитетов и комсомольских организаций этих предприятий и учреждений. За народными комиссариатами просвещения сохранялось лишь педагогическое руководство, контроль за правильным построением сети детских садов и подготовка педагогических кадров.

Содержание текста данного нормативно-правового акта позволяет определить существование и развитие трех основных видов дошкольных учреждений во второй половине 1930-х гг.: детские ясли, детские сады и детские площадки. Детские ясли - это дошкольные стационарные учреждения, направленные на пребывание в них детей, не достигших трехлетнего возраста. Детские сады - это дошкольные стационарные учреждения, предназначенные для пребывания в них детей, не достигших шестилетнего возраста. Детские площадки - сезонные учреждения, преимущественно летнего типа, обычно создаваемые на базе какого-либо образовательного учреждения.

Большое внимание Народным комиссариатом здравоохранения РСФСР уделялось организации яслей для грудных детей матерей-колхозниц летом 1936 г. Еще 28 апреля 1936 г. вышла инструкция Народного комиссариата здравоохранения РСФСР «Об организации передвижных полевых яслей». Стахановское движение в данный период охватило практически все сферы деятельности, в том числе и сельское хозяйство. Летняя прополочная кампания 1936 г. также была организована под влиянием стахановского движения. Необходимо было привлечь большое количество сельских женщин, в том числе и с грудными детьми, к участию в сельскохозяйственных работах, максимально использовать женский труд, что требовало открытие нового вида дошкольных учреждений. Ввиду отсутствия смесей для кормления грудных детей в 1930-х гг., единственным источником питания грудных детей оставалось грудное молоко, что делало невозможным размещение детей в традиционных сельских яслях в период активных сельскохозяйственных работ.

Полевые ясли организовывались как отделения сезонных или постоянных яслей совхоза, колхоза. Ко-

личество детей в передвижных яслях определялось наличием грудных детей. Каждые полевые ясли организовывались на 10-15 детей. Полевые ясли располагались на близком расстоянии от работы матерей (не далее чем 2 км), передвигались по мере надобности в том же направлении, что и работающие матери. Помещением для полевых яслей служила брезентовая палатка, фургон-палатка или вагончик. Штат полевых яслей на 10-15 детей включал одну ясельную сестру и одного технического работника. Врачебное наблюдение возлагалось на врача консультации, медучастка или врача медбригады и проводилось перед отправлением бригад в поле [3, д.61, л. 77].

Региональные органы власти сразу после опубликования данных нормативных актов приступили к его реализации на территории Восточной Сибири. Планировалось за лето 1936 г. существенно расширить сеть дошкольных учреждений и повысить эффективность их деятельности.

В Красноярском крае была разработана инструкция, утвержденная начальником Управления капитального строительства Шефлером, «Об отводе участков для строительства детских яслей». В данном документе обозначалась необходимость выделения земельных участков вблизи жилых домов. Размер выделяемого участка зависел от количества предполагаемых мест в дошкольных учреждениях. Так, для детских яслей на 36 коек выделялось 0,3 га, на 54 -0,5 га, 120 - 0,7 га, 180 - 1 га [3, д.61, л. 58].

Однако фактически процесс расширения сети дошкольных учреждений протекал крайне сложно. Так, в Красноярском крае общий процент готовности детских яслей на 20 ноября 1936 г. составлял 15,6% [3, д.90, л. 67]. Основными причинами провала намеченного активного строительства дошкольных учреждений летом 1936 г. явились: недостаточная обеспеченность квалифицированной рабочей силой, несвоевременное поступление строительных материалов, а зачастую их полное отсутствие. Помимо этого, некоторые представители местных органов власти без особого энтузиазма приступили к реализации данного постановления.

Материалы региональных архивов содержат многочисленные докладные записки о строительстве дошкольных учреждений. Так, докладная записка о строительстве детских яслей в Березовском районе Красноярского края, составленная инструктором крайисполкома Л.А. Калугиным, содержит следующие сведения: вместо 46 лошадей, необходимых в соответствии с планом, фактически на стройке были задействованы восемь, три месяца ждали брус для строительства, вместо необходимых 100 кубометров пиломатериалов было получено только 20, вместо необходимых 63 тыс. кирпичей - только 32,5 тыс., вместо 400 кг гвоздей получили только 200. Рабочие три месяца не получали заработную плату. По утвержденной крайисполкомом смете должны были перечислить на строительство 66 тысяч рублей, а фактически перечислили только 28 тысяч рублей [3, д.90, л.1]. Перечисленные данные показывают, что в среднем недофинансирование составляло 50%. Идентичная ситуация наблюдалась при строительстве яслей в

других городах. По результатам обследования строительства яслей в г. Черногорске Красноярского края было отмечено отсутствие транспорта, плохая организация работы, отсутствие профсоюзного руководства, инициативы у рабочих [3, д.90, л. 11].

В некоторых районах строительство дошкольных учреждений даже не было начато. Такая ситуация наблюдалась в Иланске, Назаровском и Ужурском районах. В Таштыпе директор совхоза снял всех рабочих со строительства и отправил их на уборку хлеба со словами «За уборку меня будут судить, а за ясли нет» [3, д.90, л. 14].

11 декабря 1936 г. было принято постановление уполномоченного комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б) по Красноярскому краю «О срыве строительства детских яслей в Камалинском и Дзержинском совхозах». В результате проверки было установлено, что директора совхозов: Камалинского - Б.И. Марсов и Дзержинского - К.А. Скульский, имея все возможности начать строительство в срок, установленный правительством, к этому делу отнеслись с исключительным пренебрежением и строительство сорвали (на 11 декабря по Камалинскому совхозу ясли готовы на 15%, а по Дзержинскому - на 20%). В результате руководителям этих колхозов был объявлен выговор с занесением в учетную карточку [3, д.37, л.14].

28 декабря 1936 г. было принято постановление Красноярского краевого исполнительного комитета «О строительстве детских яслей и родильных домов в крае», в котором обозначалось, что руководители городских и районных органов здравоохранения не обеспечили своевременного развертывания строительства детских яслей и оперативного руководства строительством. Председатели горсоветов и райисполкомов не учли огромной важности этого строительства и, несмотря на указания НК РСФСР и ряд постановлений Крайисполкома, до последнего времени не взяли строительство под свой контроль. Со стороны президиума крайисполкома также не был организован контроль за выполнением графика строительства, утвержденного председателем крайисполкома 28.10. 1936 г., поэтому строительство детских яслей в крае осуществлено неудовлетворительно, на 20 декабря 1936 г. техническая готовность составляла всего 38,6% [3, д.37, л. 4]. В результате на некоторых должностных лиц были наложены дисциплинарные взыскания.

20 января 1937 г. было принято постановление Президиума Красноярского краевого исполнительного комитета «Результаты проверки выполнения решений Крайисполкома от 28. 12. 1936 г. о строительстве детских яслей и родильных домов». Отмечалось, что председатели Боготольского, Иланского, Таштыпско-го, Рыбинского, Черногорского, Каннского райисполкомов не возглавили работу по строительству детских яслей и родильных домов, не учли политической важности данного строительства и не обеспечили повседневного контроля за ходом работы. Директора Камалинского совхоза и Таштыпского мясозавода вместо принятия мер по ускорению строительства оказывали сопротивление. Возможно, данные решения стали

отражением процесса репрессивной политики государства и поиска «врагов народа».

Зачастую нежелание совхозов и колхозов заниматься организацией дошкольных учреждений было связано с тем, что большая часть материальных расходов компенсировалась из средств бюджетов колхозов и совхозов. Так, в соответствии с Инструкцией Народного комиссариата здравоохранения РСФСР от 16 января 1936 г. приобретение игрушек, посуды, мануфактуры, аптечки должно было быть включено в денежную смету колхозов, в которую также включалось ассигнование на приобретение отсутствующих в колхозах продуктов питания, освещения яслей, покупка керосина и мыла. Из натуральных фондов колхозов в дошкольные учреждения поступали продукты питания, инвентарь, топливо, обеспечение транспортом [3, д.61, л.1]. Удельный вес родительских денежных средств в детских садах колхозов и совхозов должен был составлять только 12-15% фактической стоимости содержания ребенка в детском саду в год. Эта сумма составляла в год 1100 рублей [3, д.61, л. 63]. Ввиду этого, открытие дополнительных мест в дошкольных учреждениях, а тем более нового ранее не существовавшего учреждения, оборачивалось для колхозов серьезными дополнительными финансовыми и натуральными расходами. В целом ряде районов Красноярского края, например, в Боготольском, Ба-лахтинском, Уярском, Енисейском, ясли не были открыты, а ассигнования краевого отдела здравоохранения так и остались не использованными [3, д.61, л. 72].

Несмотря на низкую степень эффективности организации процесса развития сети дошкольных учреждений, их число продолжало увеличиваться. Уже в 1938 г. в Красноярском крае насчитывалось 1288 мест в дошкольных ясельных учреждениях [3, д.246, л. 133]. На начало 1939 г. количество мест уже составляло 1951 и по сравнению с 1938 г. увеличилось на 50% [3, д.560, л. 26]. В г. Чите в 1938 г. функционировало 126 детских садов, в которых воспитывалось 4789 детей [8, с. 5]. В соответствии с проектом строительства на 1939 г. детских яслей в Красноярском крае было запланировано построить по районам края новые детские ясли, рассчитанные на 555 мест [3, д.560, л. 27].

Несмотря на постепенное расширение сети дошкольных учреждений, увеличение их численных показателей, в деятельности детских яслей и детских садов наблюдалась масса сложностей финансового, организационного, материального и кадрового характера. Региональные и центральные архивы сохранили документы, которые показывают реальное состояние дошкольных учреждений второй половины 1930-х гг. Эта информация преимущественно содержится в актах обследования дошкольных учреждений, которые показывают недостаточную материальную обеспеченность детских садов и яслей, отсутствие подходящих помещений, нерешенность кадрового вопроса, переполненность дошкольных учреждений, нередко их антисанитарное состояние.

Материалы региональных периодических изданий показывают всю остроту проблемы нехватки мест дошкольных учреждений. Так, 22 июня 1936 г. в газете «Красноярский рабочий» вышла статья под названием «В Красноярске не хватает детских яслей». В данной статье обозначалось, что в городе насчитывалось 12 тысяч детей ясельного возраста, а вся сеть детских яслей была рассчитана только на 905 мест. Естественно, что даже интенсивные темпы строительства новых дошкольных учреждений при таком уровне дефицита мест в дошкольных учреждениях не могли удовлетворить потребности населения [2, с. 3].

Подотделом материнства и младенчества отдела здравоохранения исполнительного комитета Красноярского краевого совета депутатов трудящихся в 1937 г. было осуществлено обследование детских яслей Красноярского края. В результате было осмотрено шесть яслей, рассчитанных на 305 коек. Обследование показало отсутствие изоляторов и боксов для больных детей, здоровые дети находились в одних помещениях с больными детьми. Врачами дошкольных учреждений не велись истории физического развития детей, редкие записи носили характер кратких историй заболеваний ребенка. Абсолютно не проводились прогулки детей вследствие отсутствия теплой одежды. На каждого ребенка приходилось 2,5 смены белья, что не соответствовало санитарно-гигиеническим нормам того периода. Детские ясли были переполнены, в том числе детьми, которым на момент обследования исполнилось три года, и они по возрастным критериям должны были находиться в детском саду. Однако детские сады отказывались принимать таких детей ввиду отсутствия мест. Обследование показало удовлетворительное питание детей, но явно недостаточное по калорийности. При этом педагогический и технический персонал дошкольных учреждений питался вместе с детьми за одним столом [3, д.198, л.4].

Материалы Государственного архива Красноярского края показывают медленные темпы строительства детских яслей. Ясли Красмашстроя к 1937 г. были закончены только на 83%, городские ясли - на 75%. Помещения двух дошкольных учреждений Красноярска были заняты другими учреждениями, и на все просьбы Городского отдела здравоохранения и даже Краевого отдела здравоохранения вернуть помещения были получены отказы. По подсчетам Красноярского краевого отдела здравоохранения в 1937 г. должно было родиться более тысячи детей, и даже вместе с построенными яслями все равно сохранялась проблема нехватки мест в дошкольных учреждениях. Часть женщин была вынуждена оставить работу для ухода за новорожденным ребенком [3, д.198, л.23].

При этом не во всех районах Красноярского края проблема недостаточного количества мест в дошкольных учреждениях стояла также остро. В небольших городах и сельской местности были случаи наличия определенного количества свободных мест. Так, в апреле 1937 г. в Канском районе Красноярского края было обследовано пять дошкольных учреждений,

рассчитанных на 220 коек. Результаты обследования показали, что на момент обследования в яслях лесозавода из 35 штатных мест было занято только 31, в яслях мелькомбината из 25 штатных коек - только 11, в яслях военного городка из 25 мест занято 20 [3, д.198, л.23]. При этом обследователи детских яслей мелькомбината отметили неудовлетворительное питание детей, полное отсутствие медицинского персонала и педагогической работы, редкое нахождение заведующей яслями на рабочем месте [3, д.198, л.13]. Акт обследования детских яслей «Гавань №1» содержит идентичные результаты. Из всех обследованных дошкольных учреждений штатный врач был только в одном из них, в остальных посещения врачей носили редкий кратковременный эпизодический характер.

Практически не проводилась вакцинация детей в связи с недостаточным количеством вакцины и медицинского персонала, халатным отношением органов здравоохранения, что часто приводило к вспышкам инфекционных заболеваний, среди которых большую опасность представляла корь, нередко приводившая к смертельным исходам. Так, в апреле 1937 г. в детских яслях №6 г. Красноярска заболело корью 17 детей, из них умерло 11. Из 11 детей, заболевших корью в мае 1937 г., умерло 7. Несмотря на столь высокий процент смертности, ни в одном детском учреждении не проводилось мероприятий, направленных на предотвращение распространения данного инфекционного заболевания, нигде не были проведены даже разъяснительные беседы [3, д.198, л.42].

Для решения кадрового вопроса дошкольных учреждений большое распространение получила кратковременная курсовая подготовка воспитателей непосредственно на местах открытия детских яслей и садов. Обычно курсовая подготовка длилась 3-4 месяца. На курсы записывались женщины в возрасте от 18 до 35 лет, которые проходили теоретическую подготовку и прикреплялись к дошкольным учреждениям для отработки практического опыта. Существовала и более короткая подготовка, рассчитанная на один месяц, в содержании которой отсутствовала теоретическая часть. Однако такое кратковременное обучение не могло эффективно обеспечить дошкольные учреждения высококвалифицированными кадрами, нередко подготовка преподавателей курсов была на недостаточно высоком уровне ввиду отсутствия у них специализированного образования, большая часть курсантов были абсолютно неграмотными.

Таким образом, период второй половины 1930-х гг. стал временем масштабного процесса расширения прежде существующих и создания новых дошкольных учреждений, что способствовало более интенсивному привлечению женщин к производственному труду, повышению их общественно-политической активности. Однако процесс расширения сети дошкольных учреждений сопровождался сохранением всех проблем их функционирования, возникших еще в течение 1920-х гг. Нерешенный кадровый вопрос, недостаточное материальное обеспечение дошкольных учреждений, отсутствие помещений, соответствующих всем санитарным нормам, серьезным образом осложняли дея-

тельность дошкольных учреждений, уровень эффективности которой нередко оставался на недостаточно высоком уровне в течение второй половины 1930-х гг.

Основные тенденции в развитии системы дошкольного воспитания в Восточной Сибири определялись специфическими социально-экономическими особенностями региона и выражались в замедленных, по сравнению с европейской частью РСФСР, темпах развития сети дошкольных учреждений, неблагополучном состоянии материально-технической базы, кадрового и методического обеспечения, преоблада-

нии в течение исследуемого периода краткосрочных форм подготовки кадров.

Форсированное увеличение количества дошкольных учреждений без учета региональной специфики проходило в условиях хронического невыполнения планов в связи с недостатком квалифицированных кадров и финансирования. Следствием авторитарно-директивного стиля управления образованием стали нестабильность системы дошкольного воспитания, низкий уровень качества дошкольной работы, невысокий профессионализм педагогов дошкольных учреждений.

1.Афанасьева Л.М. Охрана материнства и детства на Дальнем Востоке в 1920-1930-х гг. Комсомольск-на-Амуре: ГОУ ВПО «КнАГГТУ», 2010. 163 с.

2.В Красноярске не хватает детских яслей // Красноярский рабочий. 1936 г. 22 июня.

3.ГАКК (Государственный архив Красноярского края). Ф. р-1384, оп. 1.

4.История Красноярского края. Образование / под ред. В.В. Бибиковой. Красноярск, 2008. 646 с

б.Королев Ф.Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики 1921-1931 гг. М.: Учпедгиз, 1961. 507 с. 6.Кузьмина В.Г. Из истории дошкольного образования в Забайкалье // Народное образование Забайкалья: история и опыт. Сборник материалов научной конференции. Чита: Поиск, 2000. С. 213-216.

ский список

7.Постановление ЦИК и СНК СССР от 27.06. 1936 г. «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети роддомов, детских яслей и детских садов, об усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах» // Красноярский рабочий. 1936. 29 июня.

8.Филиппов Г.Г. Развитие образования на территории Читинской области (1937 - 1997 гг.) // Народное образование в Забайкалье. Сборник материалов научной конференции. Чита: Изд-во ЗабГПУ, Поиск, 2000. С.5-11.

9. Чувашев И.В. Очерки по истории дошкольного воспитания в России. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1955. 370 с.

10. Шамахов Ф.Ф. Из истории сибирской школы (1917-1931 гг.). Новосибирск: Изд-во Новосиб. пед. ин-та, 1976.150 с.

УДК 82-1

КОСМОГОНИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЗЕМЛИ В ПОЭЗИИ ГАЛИНЫ РАДНАЕВОЙ Л.В.Бабкинова1

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассматривается космогонический образ земли - один из традиционных художественных образов в творчестве бурятской поэтессы Галины Раднаевой. Земля в поэзии предстаёт как в образе девочки, так и в образах матери, бабушки, невестки. Пример отождествления земли и матери тесно связан с мотивом очага, материнства, продолжения рода. В поэзии Г. Раднаевой наиболее чётко обозначен синтез шаманских и буддийских мифологических традиций. Отмечено, что в основе шаманского мировоззрения лежит идея возвращения человека в землю после смерти, а в основе буддийского - закон кармы, вследствие которого осуществляется цепь перерождений человека, и только после выхода из круга - сансары достижение просветления. Библиогр. 12 назв.

Ключевые слова: архетип земли; архетип матери; образ матери -земли; эжины земли; Баян Хангай.

COSMOGONICAL IMAGE OF LAND IN GALINA RADNAEVA'S POETRY L.V.Babkinova

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

Cosmogonic image of land is one of traditional artistic images in the works of the Buryat poet Galina Radnaeva. The land in her poetry appears in the image of the girl and in the images of the mother, grandmother, sister-in-law as well. The example of identification of the land and the mother is closely linked with the motif of the hearth, motherhood, procreation. In G. Radnaeva's poetry the synthesis of shamanistic and Buddhist mythological traditions is most clearly indicated.

1Бабкинова Лидия Валерьевна, доцент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации, тел.: 89246066460, e-mail babkinova@mail.ru

Babkinova Lidiya, Associate Professor of the Department of Russian Language and Intercultural Communication, tel.: 89246066460, e-mail babkinova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.