Научная статья на тему 'Развитие сервисной экономики на региональном уровне'

Развитие сервисной экономики на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
241
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СЕРВИСНАЯ ЭКОНОМИКА / СЕРВИСНЫЙ ПРОДУКТ / СФЕРА УСЛУГ / УСЛУГА / ЭФФЕКТИВНОЕ И СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коновалов М.С.

В статье дано определение «сервисной экономики» различных авторов, а также проанализировано развитие сервисной экономике на региональном уровне. В процессе рыночного взаимодействия контрагенты рынка вступают в многосторонние взаимоотношения, результатом которых выступают не только действия, связанные с вещественными взаимоотношениями (покупка и продажа товаров), но и комплекс операций, сопровождающих эти взаимодействия, которые опосредованы различными сервисными услугами. То есть сервис услуг присутствует на различных стадиях логистической цепи продвижения товаров от изготовителя к потребителю. В этом и заключается значимость развития сервисной экономики. Цель-проанализировать развитие сервисной экономике на региональном уровне. Методы исследования общенаучные методы познания, сравнительный и экономический анализ, статистический метод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие сервисной экономики на региональном уровне»

2. «Об использовании криптовалют» [Электронный ресурс] // Федеральная служба по финансовому мониторингу. Режим доступа: http://fedsfm.ru/news/957

© Клоков Д.В., 2017

УДК 338.462

М.С. Коновалов

магистратура, 1курс, ОГУ г. Оренбург, РФ Е-таП: Konovalov-91@mail.ru

РАЗВИТИЕ СЕРВИСНОЙ ЭКОНОМИКИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Аннотация

В статье дано определение «сервисной экономики» различных авторов, а также проанализировано развитие сервисной экономике на региональном уровне.

В процессе рыночного взаимодействия контрагенты рынка вступают в многосторонние взаимоотношения, результатом которых выступают не только действия, связанные с вещественными взаимоотношениями (покупка и продажа товаров), но и комплекс операций, сопровождающих эти взаимодействия, которые опосредованы различными сервисными услугами. То есть сервис услуг присутствует на различных стадиях логистической цепи продвижения товаров от изготовителя к потребителю. В этом и заключается значимость развития сервисной экономики.

Цель-проанализировать развитие сервисной экономике на региональном уровне.

Методы исследования - общенаучные методы познания, сравнительный и экономический анализ, статистический метод.

Ключевые слова

сервисная экономика, сервисный продукт, сфера услуг, услуга, эффективное и современное предприятие.

На данный момент, в условиях существования постиндустриального общества, где экономическое развитие трансформировалось из индустриальной экономики в экономику услуг или сервисную экономику, произошла смена приоритетов и расстановка иных ориентиров экономического процесса, что несомненно влияет на понимание и функционирование современного и эффективного предприятия в целом.

В научной литературе встречаются различные дефиниции данной модели экономики. Например, Д. Белл использует термин «экономика услуг»[2], а Э.Тоффлер употребляет словосочетание «экономика сферы услуг» и «экономика сферы обслуживания» [3].

В современной интерпретации под сервисной экономикой следует понимать совокупность производственных отношений, которая характеризуется смещением экономической активности из сферы производства в сферу услуг. При этом услуги могут быть как частного типа, так и общественного: услуги здравоохранения, образования, научно-исследовательская деятельность и т.д.[1]

В 2010-2012 годах объем платных услуг населению рос по всем группам регионов, наиболее динамично - в среднеразвитых (рисунок 1). С 2013 года высокоразвитые регионы достигли «точки насыщения», а в других группах рост замедлился. Текущий кризис негативно отразился на объемах потребления платных услуг населению во всех группах регионов, кроме менее развитых, хотя темпы сокращения объемов услуг в целом значительно ниже скорости падения объемов розничных продаж товаров.

о >

а

->---^—-------20 ч

а.

10

хсо^хсо^хсо^хсо^хсоэсхсо^хс

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 —Фин.-эк. центры —Развитые

—Среднеразвитые —Сыр. экспорт, (правая ось)

Менее развитые (правая ось)

Рисунок 1 - Месячная динамика объема платных услуг населению по группам регионов России, 2010-2016 годы, млрд руб. в ценах 2013 года, сезонно скорректированные ряды Источник - Росстат, расчеты Аналитического центра

В высокоразвитых регионах, где на финансово-экономические центры приходится 85% суммарного объема услуг (в среднем за 2010-2016 годы), объем платных услуг населению снизился в начале 2015 года (показатель I полугодия 2015 г. на 3% ниже показателя I полугодия 2014 г.), но уже в конце 2015 года наметилась тенденция к восстановлению. В развитых и среднеразвитых регионах объем платных услуг населению упал в меньшей степени, но продолжает снижаться и в 2016 году.

Объем платных услуг на душу населения по типам регионов в целом зависит от их уровня экономического развития (таблица 1). В высокоразвитых регионах (финансово-экономических центрах и сырьевых экспортоориентированных регионах) население в 2010-2015 годах в среднем за месяц тратило на платные услуги 6,2 и 4,6 тыс. руб./чел. (в ценах 2013 года). При этом у обоих типов регионов среднедушевой уровень расходов существенно снизился за 2015 год - на 4-6%. В регионах с опорой на добывающую промышленность среднемесячный душевой объем платных услуг за 2015 год также уменьшился на 4%, а в среднем по России снижение составило 2%. [7]

Таблица 1

Среднемесячный объем платных услуг на душу населения по типам регионов, тыс. руб./чел., 2010-2015

годы, в ценах 2013 года

Группа Тип регионов

Высокоразвитые Финанс.-эконом, центры 6,3 6,3 6,3 6,3 6.2 5,9

Сырьевые экспортоориент. 4,4 4,5 4,6 4,7 4,7 4,4

С диверсиф. экономикой 3,4 3,5 3,6 3,7 3.8 3,8

Развитые С опорой на обраб. промсть 2,6 2.7 2,8 2,8 2.8 2,7

С опорой на добыв, пром-сть 3,3 3,4 3,5 3,5 3,5 3,4

Среднеразвитые Промышленно-аграрные 3,0 3,2 3,3 3,5 | 3,6 3,5

Аграрно- промышленные 2.6 2,8 2,9 3,0 3,1 3,1

Менее развитые Менее развитые сырьевые 2,7 2,9 3,2 3,2 3,2 3,2

Менее развитые аграрные 1,7 1,8 1,9 1,9 2,0 2,0

РОССИЯ в среднем 3.5 3,6 3,7 3,8 3,8 3,7

Источник - Росстат, расчеты Аналитического центра

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_

Ситуация стабильна в регионах с диверсифицированной экономикой (где расходы на платные услуги находятся на среднероссийском уровне), аграрно-промышленных регионах и менее развитых аграрных. В последних уровень расходов минимальный, а отсутствие спада может объясняться тем, что в расходы входят только наиболее необходимые услуги. Например, в Республике Калмыкия (регионе с самым низким объемом платных услуг на душу населения в 2015 году) 44% расходов на услуги в 2015 году пришлось на ЖКУ, 28% - на связь. В других регионах-аутсайдерах по душевому показателю -Республиках Тыва и Алтай и отдельных регионах СКФО - помимо ЖКУ и связи большую долю в объеме платных услуг также занимают транспортные услуги - 15-20% в 2014-2015 годах, что сопоставимо со среднероссийским уровнем (рисунок 2).[7]

Рисунок 2 - Объем платных услуг населения в отдельных регионах в 2015 году, млрд руб. в ценах 2013г

(всего за год и на человека в месяц) и его структура Источник - Росстат, расчеты Аналитического центра

Лидером по объему платных услуг, потребляемых на душу населения, является Сахалинская область: в 2015 году этот показатель в регионе составил 8,3 тыс. руб./чел. в месяц (в ценах 2013 года). В десятку входят и другие дальневосточные регионы, а также Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край и Республика Татарстан.

Высокий душевой уровень потребления услуг объясняется не только общим высоким уровнем социально-экономического развития (например, в столичных регионах), но и высокой стоимостью услуг (например, жилищно-коммунальные услуги на Дальнем Востоке существенно дороже). Основные статьи расходов населения на услуги в различных типах регионов в целом совпадают. Сильнее всего от среднероссийских показателей отличается структура платных услуг населению в столичных регионах, где самые высокие в России доли расходов на транспортные услуги (24% против 19% в среднем по стране) и услуги связи (19% против 16%), а также самые низкие в стране доли жилищно-коммунальных (21% против 28%) и бытовых (8% против 11%) услуг.

Таким образом, сервисная экономика - это специфические субъект-субъектные отношения, которые

включены в широкий спектр хозяйственных деятельностей, направленных на удовлетворение потребностей человека, нужд производства и общества в целом.

В 2010-2012 годах объем платных услуг населению рос по всем группам регионов, наиболее динамично - в среднеразвитых. С 2013 года высокоразвитые регионы достигли «точки насыщения», а в других группах рост замедлился. В высокоразвитых регионах, где на финансово-экономические центры приходится 85% суммарного объема услуг (в среднем за 2010-2016 годы), объем платных услуг населению снизился в начале 2015 года, но уже в конце 2015 года наметилась тенденция к восстановлению. В развитых и среднеразвитых регионах объем платных услуг населению упал в меньшей степени, но продолжает снижаться и в 2016 году. Список использованной литературы

1. Бахшиян Д.В., Зевеке О.Ю. Трансформация «клиентоориентированного подхода» в условиях сервисной экономики // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 3.

2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. Пер. с англ. // -М.: Academia. - 2010. - С. 171.

3. Тоффлер Э. Третья волна. М. : АСТ. - 2014. -С.114.

4. Каточков В.М. Российское предпринимательство. - М.: 2013.

5. Общероссийский классификатор услуг населению (в ред. Изменений 12/2010, утв. Приказом Росстандарта от 23.12.2010; №1072-ст).

6. Стрелец И.А. Сетевая экономика: учебник / И.А. Стрелец. - М.: Эксмо, 2016. - 208 с.

7. Бюллетень социально- экономического кризиса в России// Режим доступа: http://ac.gov.ru/files/publication/a/9804.pdf

© Коновалов М.С., 2017г

УДК 33

Екатерина Игоревна Кукса

магистр 2-го курса ИНТЕГУ, кафедра бизнес-технологий и управления, ФГБОУ ВО МИРЭА

г. Москва, РФ E-mail: kate94-94@mail.ru

УПРАВЛЕНИЕ СТРУКТУРОЙ КОРПОРАТИВНОГО КАПИТАЛА

Аннотация

Вопросы совершенствования структуры капитала являются чрезвычайно актуальными именно для современных российских предприятий. Под воздействием последствий глобального финансово-экономического кризиса вполне возможно возникновение проблемных ситуаций в ряде компаний, у которых была неправильно выстроена структура капитала.

Ключевые слова капитал, структура капитала, собственные средства, заемные средства

В настоящее время, в условиях существования различных форм собственности в России, особенно актуальным становится изучение вопросов формирования, функционирования и воспроизводства корпоративного капитала. Возможности становления предпринимательской деятельности и ее дальнейшего развития могут быть реализованы лишь только в том случае, если собственник разумно управляет капиталом, вложенным в корпорацию.

В экономике капитал это ресурсы, которые применяются при изготовлении товаров или оказании услуг. Любое средство производства при этом является физическим капиталом. В то же время средства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.