Научная статья на тему 'Развитие сельскохозяйственной кооперации в условиях переходной экономики России'

Развитие сельскохозяйственной кооперации в условиях переходной экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
454
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / АГРАРНАЯ РЕФОРМА / КОЛХОЗЫ / КООПЕРАЦИЯ / КРЕСТЬЯНСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / СОВХОЗЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агошкова Н. В.

В статье рассматривается становление сельскохозяйственной кооперации в Рос-сии в условиях проведения аграрной реформы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие сельскохозяйственной кооперации в условиях переходной экономики России»

УДК 338.436:631.115

АГОШК'ОВА Н.В. Развитие сельскохозяйственной

кооперации в условиях переходной экономики России

В статье рассматривается становление сельскохозяйственной кооперации в России в условиях проведения аграрной реформы.

Ключевые слова: аграрная политика, аграрная реформа, колхозы, кооперация, крестьянское хозяйство, рыночная экономика, сельское хозяйство, совхозы.

Переход к рыночной экономике обусловил необходимость осуществления коренных структурных преобразований в сельском хозяйстве России. В системе мероприятий по реформированию агропромышленного комплекса важное значение придавалось развитию сельскохозяйственной кооперации.

Первоочередной задачей стала реорганизация совхозов и колхозов в новые организационно-правовые формы хозяйствования, включая кооперативные. Рыночные реформы в сельском хозяйстве осуществлялись на основе следующих нормативно-правовых актов: Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности»1, Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР»2, Постановления Правительства от 29 декабря 1991 г. «О порядке реорганизации колхозов и совхозов»3 и др.

Согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 4 января 1991 г. «О поддержке развития крестьянских (фермерских) хозяйств, их ассоциаций, союзов и кооперативов», убыточные и низкорентабельные колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные предприятия на добровольной основе могли быть преобразованы в крес-

тьянские (фермерские) хозяйства, их ассоциации, сельскохозяйственные кооперативы и малые предприятия с передачей им безвозмездно основных фондов4.

Указ Президента РФ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» положил начало реорганизации колхозно-совхозной системы. Данный нормативный акт предписывал колхозам и совхозам в 1992 году провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и перерегистрироваться в соответствующих органах.

Преобразование убыточных и низкорентабельных хозяйств включало их ликвидацию и создание новых организационно-правовых форм на основе Законов РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О земельной реформе», «О предприятиях и предпринимательской деятельности».

Теоретически колхозы всегда признавались производственными кооперативами. Многие ученые считают, что развитие колхозов представляет собой особую эпоху в истории производственной кооперации, и этот опыт сейчас необходимо учитывать5. Но многолетний процесс огосу-

дарствления колхозов в условиях плановой экономики привел к тому, что ни один из кооперативных принципов в отношении их фактически не действовал. Колхозы, по существу, не имели права распоряжаться своим имуществом и произведенной продукцией. Поэтому в ходе аграрной реформы было принято решение о реорганизации колхозов и совхозов в новые, современные виды коммерческих организаций.

При этом Постановлением Правительства Российской Федерации «О ходе и развитии аграрной реформы в России» от 6 марта 1992 г. было разрешено пожеланию коллектива предприятия оставлять прежнюю форму хозяйствования при условии осуществления перерегистрации колхозов и совхозов с закреплением за ними земли в соответствии с действовавшим законодательством и обеспечения безоговорочного права выхода со своим земельным и имущественным паем любого члена колхоза (работника совхоза), кооператива, товарищества, акционерного общества, ассоциации и других предпринимательских структур из их состава для создания крестьянского (фермерского) хозяйства без согласия на то трудового коллектива или администрации предприятия (организации)6.

Правом оставить прежнюю форму предприятия воспользовалось значительное число коллективов колхозов. Такой выбор формы хозяйственной деятельности, как правило, был связан с тем, что основная масса бывших колхозников не была готова к самостоятельному хозяйствованию.

Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса»7 вводились особые условия реорганизации и приватизации отдельных сельскохозяйственных предприятий, обусловленные необходимостью сохранения их прежней специализации и функций. При проведении приватизации не допускалась ликвидация животноводческих комплексов, сооружений и других средств производства. Обязательным условием реорганизации названных хозяйств было сохранение выполнения ими производственных функций по основной специализации.

Реорганизация и приватизация предприятий и организаций агропромышленного комплекса, созданных на средства колхозов,совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, а также бюджетных ассигнований, осуществлялись путем акционирования. Допускалось преобразование акционерных перерабатывающих и обслуживающих предприятий в кооперативные путем объединения деятельности и капитала с сельскохозяйственными товаропроизводителями и оформления акций в кооперативные доли с обеспечением в органах их управления большинства голосов за сельскохозяйственными товаропроизводителями.

В тех случаях, когда технологически был возможен и целесообразен раздел предприятия (организации) на индивидуальные хозяйства, но трудовой коллектив или его часть не приняли решения о ведении индивидуального хозяйства, при реорганизации колхозов и совхозов или их части было рекомендовано использовать форму производственного кооператива8.

В Постановлении Правительства РФ от 6 июля 1994 г. «О программе аграрной реформы в Российской Федерации на 19941995 годы» отмечалось, что создание новых предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, рыбы и морепродуктов, материально-техническому обслуживанию и обеспечению агропромышленного комплекса целесообразно осуществлять на кооперативной основе9. Созданные на базе существовавших животноводческих ферм, механических мастерских, зерносушильных комплексов, гаражей и т.п. кооперативные организации позволяли наиболее рационально использовать имевшийся производственно-технический потенциал и трудовые ресурсы. В качестве участников кооперации могли выступать сельскохозяйственные товаропроизводители, предприятия по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, производственно-техническому и иному обслуживанию, материально-техническому обеспечению агропромышленного комплекса, промышленные предприятия, коммерческие банки, иностранные и другие инвесторы.

В этот период можно выделить несколько направлений формирования сельскохозяйственных кооперативов: реорганизацию в сельскохозяйственные кооперативы колхозов и совхозов, добровольное объединение в кооперативы крестьянских (фермерских) хозяйств, преобразование акционерных обществ и товариществ в кооперативы, создание межхозяйственных и агропромышленных объединений.

В мае 1992 г. Центросоюз Российской Федерации был принят в Международный кооперативный альянс. Представители российской кооперации стали принимать участие в международных кооперативных форумах и в работе специализированных организаций Альянса.

В результате радикальной экономической реформы существенно изменился хозяйственной строй России. Получили развитие новые процессы, присущие рыночной экономике. Появились новые, не существовавшие ранее в рамках государственно-планового народного хозяйства организационно-правовые формы хозяйственной (коммерческой) деятельности, соответствующие рыночным отношениям.

Однако хозяйство страны и сельское хозяйство как одна из его главных отраслей находились в глубоком кризисе. Сельское хозяйство испытывало серьезные трудности из-за инфляции и неравномерности происходивших в экономике структурных изменений. Возникший диспаритет цен привел к тяжелым финансовым последствиям для большинства сельских товаропроизводителей. Государство не смогло сдержать роста цен и тарифов в таких высокомонополизированных отраслях, как сельскохозяйственное машиностроение, нефтепереработка, электроэнергетика и др. Темпы роста цен и тарифов в этих отраслях были намного выше, чем темпы роста закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию. Однако нарушение связей между предприятиями по производству, переработке и торговле сельскохозяйственной продукцией, разрушение производственной и социальной инфраструктуры села, кризис платежеспособности и потребность сельскохозяйственных товаропроизводителей в финан-

совых ресурсах способствовали развитию сельскохозяйственной кооперации.

Уже в этот период на нее возлагались большие надежды. Так, доктор юридических наук, профессор М.И. Козырь писал, что «за фермерскими кооперативами в России большое будущее. Более того, вне развития таких кооперативов трудно представить себе и широкое распространение и развитие самих крестьянских (фермерских) хозяйств, остро нуждающихся в кооперировании их сервисного обслуживания, переработки и сбыта производимой сельскохозяйственной продукции...»10.

Для преодоления кризисных явлений в экономике была разработана Программа Совета Министров - Правительства Российской Федерации на 1993-1995 годы «Развитие реформ и стабилизация российской экономики», которая включала в число важнейших приоритетов проводимой правительством экономической политики вопросы рационализации государственного регулирования и поддержки агропромышленного комплекса, формирования нового аграрного строя, основанного на частной собственности на землю, конкуренции, сельскохозяйственной кооперации, при предоставлении коллективам сельскохозяйственных предприятий и отдельным работникам свободы выбора различных форм собственности и хозяйствования11.

Но для того чтобы кооперация стала не только объективной необходимостью, но и реальной возможностью, необходимо наличие благоприятной законодательной базы. В эти годы (1993-1995) осуществлялось формирование нормативно-правовой базы аграрной реформы, закрепившей права собственников на землю, условия и механизмы формирования рынка земли, сохранения целевого использования земель и др. Данные аспекты аграрной реформы прямо или косвенно затрагивали вопросы развития сельскохозяйственной кооперации.

До 1 января 1995 г. правовую основу развития сельскохозяйственных кооперативов создавали законы «О кооперации в СССР»12 (1988 г.), «О потребительской кооперации»13 (1992 г.), «О предприятиях и

предпринимательской деятельности» (1992 г.). Но содержание ни одного изэтих законодательных актов не отражало особенностей организации и функционирования сельскохозяйственной кооперации и соответственно не могло служить полноценной правовой базой ее регулирования.

Вступивший в силу с 1 января 1995 г. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) легализовал кооперативную организационно-правовую форму хозяйственной жизни на высоком уровне. Однако здесь кооперативы представлены только двумя видами: производственные и потребительские. Деятельность кредитных и страховых сельскохозяйственных кооперативов в данном законодательном акте не получила отражения.

С 1 января 1996 г вступил в силу Закон «О сельскохозяйственной кооперации». С принятием этого документа начинается новая веха в развитии сельскохозяйственной кооперации в России. В нем предприняты попытки учесть специфику кооперативной формы хозяйствования на селе. После его принятия активизировалось создание сельскохозяйственных кооперативов.

На данный момент Закон «О сельскохозяйственной кооперации» является важнейшим государственным документом, определяющим порядок функционирования кооперативов.

К середине 90-х годов XX века относятся первые попытки создания кредитных кооперативов в ряде субъектов Российской Федерации. В 1997 г. сельскохозяйственная кредитная кооперация выделилась как самостоятельная ветвь кредитной кооперации - был создан Союз сельских кредитных кооперативов14.

В настоящее время кооперативное кредитование на национальном уровне представлено Советом по проблемам кредитной кооперации и микрофинансирования, в который входят Лига кредитных союзов и Союз сельских кредитных кооперативов15.

По данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи, по состоянию на 1 июля 2006 г. потребительской кооперацией было охвачено 3,7% сельскохозяйственных организаций, 2,2% крестьянских

(фермерских) хозяйств, 1,5% индивидуальных предпринимателей и 0,6% личных подсобных хозяйств граждан16. В масштабах всей страны это достаточно скромные показатели, но их наличие уже говорит о том, что в развитии сельскохозяйственной кооперации наметилась положительная динамика.

Предварительные итоги переписи использовались при обосновании Приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 гг.

Развитие сельскохозяйственной кооперации было предусмотрено в рамках реализации Приоритетного национального проекта «Развитие АПК»17. По направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования» предполагалось создание условий для привлечения малыми формами хозяйствования в АПК кредитов и займов для улучшения их материально-технической базы за счет субсидирования части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным личными подсобными хозяйствами, крестьянскими фермерскими хозяйствами и создаваемыми ими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных кооперативах; развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе кредитных, перерабатывающих, заготовительных и снабженческо-сбытовых; развитие(создание) системы земельно-ипотечного кредитования, выдача кредитов под залогземельныхучастков. Для поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов (СПоК) в 2006-2007 годах в уставный капитал ОАО «Россельхозбанк» было направлено 8,1 млрд. руб. средств федерального бюджета. Совместно с региональными органами власти банк оказывает организационную, информационно-методическую, юридическую и финансовую помощь СПоК, в том числе:

- информирование сельского населения, популяризацию идей кооперации в

федеральных и региональных средствах массовой информации;

- развертывание сети информационно-консультационных пунктов на базе территориальных подразделений ОАО «Рос-сельхозбанк» (в настоящее время банк насчитывает 71 региональный филиал и 770 дополнительных офисов);

- оказание содействия в создании сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе помощи при подготовке пакета необходимых документов;

- предоставление необходимых средств в форме кредитов вновь созданным СПоК18.

В 2006 г. в рамках реализации Приоритетного национального проекта «Развитие АПК» были разработаны «Концепция развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов»19 и «Концепция развития системы сельской кредитной кооперации»20. На основе этих документов при участии соответствующих министерств и ведомств, региональных органов власти, региональных представительств Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов (АККОР), Союза сельских кредитных кооперативов и Фонда развития сельской кредитной кооперации, а также при участии ОАО «Россельхозбанк» разрабатывались региональные программы.

Государственная политика направлена на стимулирование создания разнообразных типов кооперативных структур как эффективного механизма преодоления депрессивного состояния агропромышленного комплекса. Развитие сельскохозяйственной кооперации является одним из направлений реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы21.

Государство заинтересовано в развитии сельскохозяйственной кооперации еще и потому, что она удешевляет производство, переработку, хранение, перевозку и сбыт сельскохозяйственной продукции. Это, в свою очередь, ведет к относительному сдерживанию повышения заработной платы рабочих и служащих в промышленнос-

ти данной страны по сравнению с другими странами, что постепенно снижает цены на промышленные товары и, следовательно, повышает конкурентоспособность данных промышленныхтоваров на внутреннем и внешнем рынках, ведет к превышению экспорта над импортом, росту валютных резервов, богатства и благосостояния народа данной страны22.

Вместе с тем на данный момент существует целый ряд факторов, которые сдерживают развитие кооперации в России:

- слабая социальная база кооперации (это во многом связано с активно развивающимися процессами дифференциации в среде фермеров: крупные фермерские хозяйства не заинтересованы в развитии кооперации, остальные - еще не созрели для организации кооперативных структур);

- в большинстве случаев формально проведенная в свое время приватизация колхозов и совхозов, реально не наделившая их работников земельными долями, что не позволяет им в полной мере распоряжаться своей земельной собственностью;

- отсутствие навыков хозяйственного самоуправления у сельских жителей;

- отсутствие знаний о роли и возможностях кооперации в рыночной экономике;

- нехватка лидеров, способных возглавить кооперативное движение;

- отсталость материально-технической базы рыночной инфраструктуры и системы рыночной информации;

- несовершенство кооперативного законодательства.

На основе вышесказанного становится очевидно,что в Российской Федерации во всех документах, касающихся аграрного реформирования, предусматривается создание правовых, экономических и организационных условий для эффективного функционирования кооперативов и их союзов. В настоящее время государство осуществляет активное воздействие на развитие сельскохозяйственной кооперации через кредитное и налоговое регулирование, бюджетное финансирование, государственные программы и др. Однако процесс развития кооперации в аграрном секторе пока идёт медленно.

Проблемы развития сельскохозяйственной кооперации в современных условиях остаются весьма актуальными и требуют дальнейшей разработки с учетом изменяющихся условий и региональных особенностей. Вновь возникающие кооперативные отношения и процессы требуют от экономической науки тщательного изучения и поиска наиболее эффективных кооперативных форм хозяйствования в рыночной экономике.

1 Закон РСФСР от 25.12.1990 № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» //http://www.businesspravo.ru

2 Указ Президента РФ от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» //http:// www.bestpravo.ru

3 Постановление Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» //http:// www.bestpravo.ru

4 Постановление Совмина РСФСР от

04.01.1991 № 9 «О поддержке развития крестьянских (фермерских) хозяйств, их ассоциаций, союзов и кооперативов» //http:// www.bestpravo.ru

5 См.: Кооперация и интеграция в АПК / В.М. Володин, Л.Н. Дубова, Г.А. Баклаженко, Ю.Д. Бахтеев, А.И. Рассказов; под общ. ред. В.М. Володина. Пенза, 2005. С. 18.

6 П. 6. Постановление Правительства РФ от 6 марта 1992 г. № 138 «О ходе и развитии аграрной реформы в Российской Федерации» // http://www.pravoteka.ru

7 Постановление Правительства РФ от 04.09.92 № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» // http:// www.zakonprost.ru

8 Рекомендации Минсельхоза РФ от

14.01.1992 «По реорганизации колхозов и совхозов» //http://www.bestpravo.ru

9 Постановление Правительства РФ от 06.07.1994 № 791 «О программе аграрной реформы в Российской Федерации на 1994-1995 годы» // http://www.consultant.ru

10 Козырь М.И. Актуальные правовые проблемы развития сельскохозяйственных кооперативов в условиях проведения аграрной реформы // Сельскохозяйственная кооперация и право: Сб. статей. М.: Институт государства и права РАН, 1993. С. 9.

" Программа Совета Министров - Правительства Российской Федерации на 19931995 годы «Развитие реформ и стабилизация российской экономики» // http:// www.bestpravo.ru

12 Закон от 26.05.1988 г. № 8998-XI «О кооперации в СССР» //base.garant.ru

13 Закон РФ № 3085-1 от 19.06.1992 г. «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» //base.garant.ru

14 Богзыков Ю.С. Развитие сельскохозяйственной кредитной кооперации. Элиста: ЗАО «НПП «Джангар», 2008. С. 60.

15 Ткач A.B., Ткач A.A. Роль кредитной кооперации в реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2006. № 11. С. 54.

16 Итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи //http://www.gks.ru

17 Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» //http://www.rost.ru

18 Там же.

19 «Концепция развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов» // http://www. rost.ru

20 «Концепция развития системы сельской кредитной кооперации» //http://www.rost.ru

22 Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы //http:// www.mcx.ru

22 Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения. М.: ИКЦ «Маркетинг», 2002. С. 62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.