РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ОТРАСЛЕВОЙ КОНВЕРГЕНЦИИ
DEVELOPMENT OF AGRICULTURAL COOPERATION IN THE CONTEXT OF
INDUSTRIAL CONVERGENCE
DOI:10.24411/2588-0209-2021-10350 А.А. Дементьева, аспирант, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина», г. Краснодар
A.A. Dementieva, [email protected]
Аннотация. Отраслевая конвергенция способствуют экологическому взаимодействию между растениеводством и животноводством и создают возможности для обмена ресурсами между ними. При этом конвергенция отраслей может быть организована за пределами одного хозяйства, на межхозяйственном уровне, предполагающем сотрудничество между двумя и более хозяйствами. Целью исследования явилась комплексная оценка развития кооперативного движения в сельском хозяйстве Краснодарского края в контексте отраслевой конвергенции. В статье представлен обзор развития отраслей сельского хозяйства в Краснодарском крае. Обоснована актуальность решения проблем, обусловленных усилением интенсификацией и специализацией производства, путем формирования системы отраслевой конвергенции на территориальном уровне. Уточнены преимущества и пределы сотрудничества сельхозтоваропроизводителей по вопросам обмена ресурсами. Рассмотрены направления государственной политики, ориентированной на
развитие отраслевой конвергенции в сельском хозяйстве на территориальном уровне. Описаны механизмы грантовой поддержки сельскохозяйственных кооперативов. Отражены перспективы государственной поддержки кооперативного движения в Краснодарском крае в контексте отраслевой конвергенции.
Summary. Industrial convergence fosters ecological interactions between crop and livestock production and creates opportunities for resource exchange between them. At the same time, the convergence of industries can be organized outside one farm, at the inter-farm level, which implies cooperation between two or more farms. The aim of the study was a comprehensive assessment of the development of the cooperative movement in agriculture in the Krasnodar Territory in the context of industrial convergence. The article provides an overview of the development of agricultural sectors in the Krasnodar Territory. The urgency of solving the problems caused by the intensification and specialization of production through the formation of a system of industrial convergence at the territorial level is substantiated. The advantages and limits of cooperation between agricultural producers on the exchange of resources have been clarified. The directions of the state policy focused on the development of industrial convergence in agriculture at the territorial level are considered. The mechanisms of grant support for agricultural cooperatives are described. The prospects of state support for the cooperative movement in the Krasnodar Territory in the context of industrial convergence are reflected.
Ключевые слова: сельское хозяйство, сельскохозяйственная кооперация, отраслевая конвергенция, специализация, обмен ресурсами, государственная поддержка, Краснодарский край
Keywords: agriculture, agricultural cooperation, industrial convergence, specialization, resource exchange, government support, Krasnodar Territory
Проблема развития сельскохозяйственной кооперации в контексте отраслевой конвергенции является актуальной в связи с усиливающемся разрывом между отраслями растениеводства и животноводства.
Для современного сельского хозяйства в последние несколько десятилетий характерны тенденции специализации и интенсификации, обусловленные стремлением сельхозтоваропроизводителей увеличить доходность аграрного сектора экономики и выйти на траекторию устойчивого экономического роста.
Специализация отраслей сельского хозяйства Краснодарского края усиливается. Развитие животноводства отстает от развития растениеводства (табл. 1). Одной из основных причин данной ситуации является низкий уровень доходности животноводства, устаревшая материально-техническая база отрасли и недостаточный уровень субсидирования сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся одновременно развитием подотраслей животноводства и растениеводства.
Таблица 1 - Сравнительная характеристика отраслей растениеводства и животноводства
Краснодарского края, %
Показатель Год Абс. отклонение 2019 г. к
2000 2005 2010 2015 2018 2019 2000 г. 2018 г.
Растениеводство
Продукция растениеводства, млн руб 29930 56893 114609 252731 275207 317470 +287540 +42263
Доля растениеводства в общем объеме продукции, % 64,1 58,6 62,3 74,2 72,0 74,3 +10,2 +2,3
Уровень рентабельности, % 57,1 28,7 26,6 50,1 33,7 29,7 -27,4 -4,0
Животноводство
Продукция животноводства, млн руб 16769 40213 69474 87836 107261 109780 +93011 +2519
Доля животноводства в общем объеме продукции, % 35,9 41,4 37,7 25,8 28,0 25,7 -10,2 -2,3
Уровень рентабельности,% -1,4 14,8 14,0 27,1 13,1 17,7 +19,1 +4,6
Это привело к сокращению численности поголовья КРС в 2019 г. к уровню 2000 г. в 1,7 раза, свиней - в 2,4 раза. Тогда как животноводство играет существенную роль в жизни общества, выполняя широкий спектр различных функций: обеспечивает население продуктами питания, работой, содействует социально-экономическому развитию региона и экологической устойчивости территории [5].
Специализация в растениеводстве в отдельных случаях явилась причиной нарушения научно обоснованного севооборота, что обуславливает деградацию почвы, истощение природных ресурсов и утрату биоразнообразия. В этой связи возникла необходимость повышения эффективности сельскохозяйственного производства при сохранении качества окружающей среды, что может быть обеспечено путем внедрения системы отраслевой конвергенции, способствующей улучшению взаимодействия между системами растениеводства и животноводства за счет оптимизации использования и обмена ресурсами между отраслями. Отраслевая конвергенция на уровне хозяйства решает ряд задач сельского хозяйства: получение высоких урожаев, уменьшение использования синтетических удобрений и пестицидов, сокращение загрязнения окружающей среды, содействие биоразнообразию и снижение рисков, связанных с колебаниями рынка [3].
Тем не менее, существуют препятствия для организации отраслевой конвергенции на уровне хозяйства, связанные с ограничением имеющихся ресурсов (площадь земельного участка, рабочая сила). Помимо инвестиций, необходимых для развития нового направления (строительство зданий, приобретение сельскохозяйственных животных, оборудования и т.д.), также требуются знания и навыки.
В качестве альтернативы внутрихозяйственной конвергенции может быть организована конвергенция на межхозяйственном уровне, предполагающая сотрудничество между двумя и более хозяйствами. В данном случае можно получить преимущества, характерные для внутрихозяйственной конвергенции, при меньших затратах ресурсов.
Конвергенция растениеводства и животноводства между хозяйствами может принимать несколько форм от обмена ресурсами до объединения в сельскохозяйственные кооперативы. Так, сельхозтовапроизводители могут сотрудничать по вопросам распределения земли и обмениваться ресурсами (навоз, солома и т.д.). Животноводческим хозяйствам, не имеющим посевных площадей и собственного производства кормов, целесообразно обменивать навоз в качестве органического удобрения на кормовые культуры у хозяйств, специализирующихся на производстве продукции растениеводства и имеющих в структуре посевных многолетние травы.
Примером кооператива, образованного на принципах отраслевой конвергенции, является Сельскохозяйственный потребительский перерабатывающий заготовительный снабженческо-сбытовой кооператив (СППЗССК) «Ферма настоящих продуктов» Славянского района. Кооператив специализируется на производстве молока и молочных продуктов и объединяет 11 пайщиков. Он был создан в 2013 году с целью самостоятельной переработки молока и выпуска собственной готовой молочной продукции, минуя посредников. Позже участники кооператива расширили свое первоначальное сотрудничество для распределения земельной базой за счет внедрения общего севооборота. Внедрение общего севооборота дает возможность решить весь комплекс задач по рациональному использованию земли, воспроизводству плодородия почвы и повышению урожайности сельскохозяйственных культур.
В Краснодарском крае наблюдается положительная тенденция в развитии сельскохозяйственной потребительской кооперации. По состоянию на 01.01.2020 на территории Краснодарского края зарегистрировано 179 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, что на 21,5% больше, чем на аналогичную дату 2018 года. Такая динамика стала возможной благодаря созданным в крае благоприятным условиям для развития системы сельскохозяйственной потребительской кооперации: оказанию государственной поддержки за счет средств краевого бюджета и информационно-консультационной помощи сельскохозяйственным потребительским кооперативам и представителям малых форм хозяйствования [6].
В то же время основной целью создания сельскохозяйственных кооперативов является сбыт произведенной продукции. Тогда как сельскохозяйственная кооперация имеет потенциал для решения не только социально-экономических, но и экологических вопросов. Решающее значение для развития отраслевой конвергенции в сельском хозяйстве на территориальном уровне имеет государственная политика, основными направлениями которой являются:
- Экологическая политика;
- Финансовая поддержка;
- Информационно-консультационная поддержка.
Экологическая политика устанавливает налоги или штрафы за загрязнение окружающей среды, вынуждает сельхозтоваропроизводителей учитывать издержки загрязнения, стимулируя более экологически ответственное производство [2].
Сюда же следует отнести обязанность по Закону Краснодарского края от 7 июня 2004 года №725-КЗ «Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на
территории Краснодарского края» владельцев и арендаторов земельных участков сельхозназначения площадью от 100 га и более обязаны обеспечить не менее 10% посевов многолетних бобовых трав и бобовых культур в общей площади посевов. Данная мера способствуют сохранению плодородия почвы, а также стимулирует сельхозтоваропроизводителей объединяться для решения вопроса реализации выращенных многолетних трав.
Законом Краснодарского края от 18 мая 2017 года №3612-К3 «О системе производства и заготовки кормов для обеспечения малых форм хозяйствования на территории Краснодарского края» предложено субъектам малых форм хозяйствования объединяться в сельхозкооперативы и из выращенных кормовых культур производить корма и кормовые добавки. Стимулировать производство кормов в таких кооперативах предлагается с использованием механизма субсидирования части процентной ставки по взятым сельхозкооперативами кредитам и части затрат на приобретение ими кормоприготовительных комплексов, машин и оборудования для производства гранул, комбикормов и кормовых добавок.
Однако данный закон не действует, государственная поддержка развития сельскохозяйственных кооперативов, осуществляющих деятельность по производству кормов, не предусмотрена в государственной программе Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».
В настоящее время в Краснодарском крае сельскохозяйственные кооперативы, осуществляющие деятельность по производству кормов, не созданы. В том числе это связано с тем, что сельхозтоваропроизводители предпочитают осуществлять заделку растительных остатков в почву для поддержания плодородия. Однако навоз является более ценным органическим удобрением. И сотрудничество с животноводческими хозяйствами может быть более выгодным в долгосрочной перспективе.
Финансовая поддержка предполагает предоставление субсидий и грантов, направленных на стимулирование объединения сельхозтоваропроизводителей. Государственная поддержка может оказать сильное влияние на развитие отраслевой конвергенции в сельском хозяйстве, позволяя сельзхозтоваропроизводителям использовать производственные системы с более высокими эксплуатационными и инвестиционными затратами.
В целях развития сельскохозяйственной кооперации реализуется государственная программа Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утвержденная постановлением
главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 октября 2015 г. №944 [1]. В рамках программы с 2017 года оказывается государственная поддержка сельскохозяйственным потребительским кооперативам на развитие материально-технической базы (табл. 2).
Таблица 2 - Показатели грантовой поддержки сельскохозяйственных кооперативов в
Краснодарском крае
Показатель 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2019 г. к 2017 г., %
Количество сельскохозяйственных кооперативов, ед 136 154 179 131,6
Общий объем грантовой поддержки сельскохозяйственных кооперативов - всего, млн руб 296,7 362,9 436,2 147,0
Количество новых постоянных рабочих мест, созданных в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, ед 76 114 87 114,5
Прирост объема сельскохозяйственной продукции, реализованной сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, % 37,8 54,4 40,3 Х
Государственная программа Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»
Предоставление грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам на развитие материально-технической базы, млн руб
Финансирование 196,7 210,0 220,0 111,8
Освоение 186,9 163,5 214,4 114,7
Освоено, % 95,0 77,9 97,5 х
Количество действующих сельскохозяйственных кооперативов, получивших грантовую поддержку, ед 8 5 8 100,0
Предоставление грантов начинающим сельскохозяйственным потребительским кооперативам на развитие материально-технической базы, осуществляющим свою деятельность не более 12 месяцев с даты регистрации, млн руб
Финансирование 100,0 152,9 202,0 202,0
Освоение 100,0 152,8 202,0 202,0
Освоено, % 100,0 99,9 100,0 х
Количество начинающих сельскохозяйственных кооперативов, получивших грантовую поддержку, ед 3 5 10 333,3
Региональный проект Краснодарского края «Создание системы поддержки фермеров и развития сельскохозяйственной кооперации»
Предоставление субсидий сельско-
хозяйственн ым потребительским кооперативам на возмещение части затрат на развитие материально-технической базы, млн руб
Финансирование — — 14,2 —
Освоение - — 0,6 —
Освоено, % — — 4,2 —
Количество сельскохозяйственных кооперативов, получивших грантовую поддержку, ед 1
С 2019 года в министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края реализует региональный проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации», обеспечивающий достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации», входящего в состав национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», направленного на увеличение численности занятых в сфере малого и среднего бизнеса в агропромышленном комплексе, а также на развитие сельскохозяйственной кооперации.
В рамках регионального проекта предоставляются субсидии сельскохозяйственным потребительским кооперативам на возмещение части затрат на развитие материально-технической базы. На реализацию данного мероприятия в 2019 году из федерального и краевого бюджетов выделено 14,2 млн рублей. В настоящее время субсидии на возмещение части затрат представлены одному сельскохозяйственному потребительскому кооперативу. Неполное освоение средств связано с отсутствием претендентов, отвечающих условиям и требованиям предоставления субсидий.
В целом с 2017 по 2019 годы на поддержку кооперативов в Краснодарском крае было направлено около 1095,8 млн рублей, грантовую поддержку на развитие материально-технической базы получили 21 действующий сельскохозяйственный потребительский кооператив и 18 начинающих сельскохозяйственных потребительских кооператива [7]. Полученные средства сельскохозяйственные кооперативы направили на развитие и переоборудование производственных цехов, а также на закупку нового оборудования, увеличение поголовья сельскохозяйственных животных, укрепление своей материально-технической базы [4].
Государственная поддержка позволила ускорить процесс развития сельскохозяйственной кооперации, увеличить объемы производства сельскохозяйственной продукции, создать новые рабочие мест [8].
Не смотря на то, что существующая государственная поддержка сельскохозяйственной кооперации косвенно способствует развитию отраслевой конвергенции на территориальном уровне, она не направлена на стимулирование объединения сельхозтоваропроизводителей, занятых в разных отраслях сельского хозяйства.
Информационно-консультационная поддержка предполагает сопровождение сельхозтоваропоизводителей, желающих объединиться, при реализации новых проектов. В целях развития сельскохозяйственной кооперации в Краснодарском крае оказывается информационно-консультационная помощь представителям малых форм хозяйствования. В 2019 году центром компетенций на базе государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Кубанский сельскохозяйственный информационно-консультационный центр» в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров Краснодарского края проведено 22 семинаров-совещаний. Общее число участников составило 980 человек из числа работников органов местного самоуправления, курирующих сектор развития малых форм хозяйствования; специалистов информационно-консультационных центров и центров поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; специалистов районных центров компетенций по развитию кооперации; руководителей фермерских и хозяйств населения и действующих сельскохозяйственных потребительских кооперативов. В то же время действующая информационно-консультационная поддержка не предусматривает распространение информации по использованию процессов, методов и технологий организации отраслевой конвергенции, преимуществ взаимодействия хозяйств на территориальном уровне.
Таким образом, существующая государственная поддержка в Краснодарском крае является действенным механизмом развития сельскохозяйственной кооперации, но лишь косвенно способствует развитию отраслевой конвергенции на территориальном уровне. На наш взгляд, в целях стимулирования внедрения и поддержания отраслевой конвергенции на территориальном уровне необходимо расширить формы финансовой и информационно-консультационной государственной поддержки.
Литература
1. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 октября 2015 г. №944. Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».
2. Артемова Е.И. Направления государственной поддержки отраслевой конвергенции в сельском хозяйстве краснодарского края / Е.И. Артемова, А.А. Дементьева // Экономика и
управление в условиях современной России: Материалы II всероссийской научно-практической конференции . - 2019. - С. 15-19.
3. Артемова Е.И. Проблемы воспроизводства почвенного плодородия в Краснодарском крае / Е.И. Артемова, А.А. Дементьева // Вестник Академии знаний. - 2019. - №2(31). - С. 10-14.
4. Артемова Е.И. Развитие сельскохозяйственной кооперации в Краснодарском крае / Е.И. Артемова, Е.В. Плотникова // Вестник Академии знаний. - 2018. - №4(27). - С. 41-47.
5. Дементьева А.А. Роль животноводства в развитии сельских территорий / Е.И. Артемова, А.А. Дементьева // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - №29(3). -С. 49-52.
6. Нестеренко М.А. Государственное управление развитием кооперации малых форм хозяйствования / М.А. Нестеренко, А.А. Дементьева // Животноводство Юга России. - 2016. - №5(15). - С. 33-36.
7. Сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Краснодарского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy.krasnodar.ru/gos-prog-kk/itogi/files/Doclad.
8. Сидоренко Б.М. Программно-целевое регулирование развития малого предпринимательства в Краснодарском крае / Б.М. Сидоренко, Е.В. Плотникова // Экономика и управление в условиях современной России: Материалы всероссийской научно-практической конференции. - 2018. - С. 266-271.
References
1. Postanovlenie glavy administratsii (gubernatora) Krasnodarskogo kraya ot 5 oktyabrya 2015 g. №944. Ob utverzhdenii gosudarstvennoi programmy Krasnodarskogo kraya «Razvitie sel'skogo khozyaistva i regulirovaniya rynkov sel'skokhozyaistvennoi produktsii, syr'ya i prodovol'stvi YA».
2. Artemova E.I. Napravleniya gosudarstvennoi podderzhki otraslevoi konvergentsii v sel'skom khozyaistve krasnodarskogo kraya / E.I. Artemova, A.A. Dement'eva // Ehkonomika i upravlenie v usloviyakh sovremennoi Rossii: Materialy II vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii . - 2019. - S. 15-19.
3. Artemova E.I. Problemy vosproizvodstva pochvennogo plodorodiya v Krasnodarskom krae / E.I. Artemova, A.A. Dement'eva // Vestnik Akademii znanii. - 2019. - №2(31). - S. 10-14.
4. Artemova E.I. Razvitie sel'skokhozyaistvennoi kooperatsii v Krasnodarskom krae / E.I. Artemova, E.V. Plotnikova // Vestnik Akademii znanii. - 2018. - №4(27). - S. 41-47.
5. Dement'eva A.A. Rol' zhivotnovodstva v razvitii sel'skikh territorii / E.I. Artemova, A.A. Dement'eva // Estestvenno-gumanitarnye issledovaniya. - 2020. - №29(3). - S. 49-52.
6. Nesterenko M.A. Gosudarstvennoe upravlenie razvitiem kooperatsii malykh form khozyaistvovaniya / M.A. Nesterenko, A.A. Dement'eva // Zhivotnovodstvo Yuga Rossii. - 2016. -№5(15). - S. 33-36.
7. Svodnyi godovoi doklad o khode realizatsii i otsenke ehffektivnosti gosudarstvennykh programm Krasnodarskogo kraya [Ehlektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://economy.krasnodar.ru/gos-prog-kk/itogi/files/Doclad.
8. Sidorenko B.M. Programmno-tselevoe regulirovanie razvitiya malogo predprinimatel'stva v Krasnodarskom krae / B.M. Sidorenko, E.V. Plotnikova // Ehkonomika i upravlenie v usloviyakh sovremennoi Rossii: Materialy vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. - 2018. - S. 266271.