DOI 10.24411 /2076-1503-2020-11230 ДАИТОВА Лариса Ивановна,
кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный аграрный университет» им. М.М. Джамбулатова,
e-mail: [email protected]
ДАИТОВ Виктор Викторович,
кандидат экономических наук, доцент филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса» в г. Махачкале,
e-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ СЕКТОРА МАЛЫХ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОДУКТА СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА
Аннотация. Исследование проведено с целью определения степени соответствия сектора малых средств размещения текущим потребностям развития туристической индустрии Республики Дагестан. Предлагается комплекс мер для дальнейшего развития ту-ристско-рекреационного комплекса региона. Говорится о важности привлечения финансовых средств, в т.ч. инвестиционных, для эффективного развития потенциала сельского туризма в Дагестане. Акцентируется внимание на необходимости, в т. ч. улучшения деятельности малого гостиничного бизнеса. Отмечается необходимость выработки средств и методов экономического и статистического учета предприятий Республики.
Ключевые слова: гостиничные услуги, аграрный туризм, сельский туризм, гостиничный сектор, малые средства размещения.
DAITOVA Larisa Ivanovna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Dzhambulatov Dagestan State Agrarian University
DAITOV Viktor Viktorovich,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Russian State University of Tourism and Service in Makhachkala
DEVELOPMENT OF THE SECTOR OF SMALL ACCOMMODATION IN THE CONTEXT OF FORMATION OF A RURAL TOURISM PRODUCT
Annotation. The study was conducted to determine the degree of compliance of the small accommodation sector with the current needs of the development of the tourism industry in the Republic of Dagestan. A set of measures is proposed for the further development of the tourist and recreational complex of the region. The importance of attracting financial resources, including investment, for the effective development of the potential of rural tourism in Dagestan is discussed. Attention is focused on the need, among other things, to improve the activities of the small hotel business. The need to develop means and methods of economic and statistical accounting of enterprises of the Republic is noted.
Key words: hotel services, agricultural tourism, rural tourism, hotel sector, small accommodation facilities.
Задачи, стоящие перед гостиничной индустрией, а именно: повышение туристской привлекательности территории Дагестана, развитие делового и индивидуального туризма, встраивание в систему продви-
жения регионального турпродукта, - не всегда обеспечены соответствующими ресурсами.
Усилия Министерства по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан сосредоточены на помощи гостиничным
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020
предприятиям в прохождении процедуры классификации, как первоочередном направлении работы.
Ориентиры более высокого уровня нашли свое отражение в государственной программе Республики Дагестан «Развитие туристско-рекре-ационного комплекса и народных художественных промыслов в Республике Дагестан», утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан № 143 от 16.07.2019 г. № 143 (с изм. на 16.06.2020) [4]. Программа предусматривает финансирование в объеме 3205.00 млн руб. в течение 5 лет. Бюджетные ассигнования республиканского бюджета Республики Дагестан предполагается предусмотреть по направлениям «Организационная поддержка туристско-рекреа-ционного комплекса» в размере 227.96 млн руб., «Инвестиционная поддержка туристско-рекреаци-онного комплекса» - в размере 5.00 млн руб., «Инфраструктурная поддержка туристско-рекреа-ционного комплекса» - в размере 41.36 млн руб., «Усиление кадрового потенциала и научно-исследовательской деятельности в туристско-рекреа-ционной сфере» - 4.75 млн руб., «Повышение уровня безопасности туристских объектов» - 2.35 млн руб., «Продвижение туристско-рекреацион-ного комплекса» - 92.94 млн руб., «Развитие народных художественных промыслов и ремесел» - 51.07 млн руб., «Развитие санаторно-курортного комплекса Республики Дагестан» - 5.60 млн руб., «Развитие сельского (аграрного) туризма в Республике Дагестан» - 57.80 млн руб. [4].
Уровень конкуренции, традиционно высокий в гостиничной индустрии, в настоящий момент растет опережающими темпами, что связано со строительством и вводом в эксплуатацию новых объектов, а также перспективами прихода на рынок российских гостиничных сетей, в частности AZIMUT Hotels. В конечном счете данная тенденция должна привести участников рынка к необходимости снижения тарифов и повышения качества оказываемых услуг.
Необходимость опережающего развития гостиничной индустрии республики обусловлена как нынешним отставанием от темпов роста туристской отрасли, так и приоритетами социально-экономического развития региона.
Ключевой приоритет - раскрытие потенциала туристской отрасли Республики Дагестан в полном объеме за счет привлечения средств, в т.ч. инвестиционных, в создание и модернизацию магистральной и сопутствующей туристской инфраструктуры, а также за счет создания и продвижения нового продукта по приоритетным видам туризма, увеличения туристического потока и, соответственно, увеличения вклада туризма в ВРП.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020
К важнейшим направлениям развития тури-стско-рекреационного комплекса Республики Дагестан можно отнести следующие:
- формирование туристского профиля каждого района Республики Дагестан с целью определения приоритетных видов туризма и предельной емкости с учетом природ-но-ландшафтных особенностей;
- формирование туристского продукта в сфере агротуризма (сельского туризма), этнотуризма;
- формирование программы поддержки малого и среднего предпринимательства, в т.ч. с целью выведения предпринимателей из «серой зоны»;
- формирование нового продукта в сельских поселениях, горных районах (агротуризм).
В настоящий момент в законодательстве Российской Федерации нет четкого определения малого средства размещения. В утратившем силу ГОСТ Р 54606-2011 «Услуги малых средств размещения. Общие требования» дан следующий термин: «Малое средство размещения - помещения, используемые организациями различных организационно-правовых форм, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, оборудованные для предоставления услуг размещения с номерным фондом не более 50 номеров» [3].
Для дальнейшего анализа мы также будем использовать данный критерий номерного фонда для определения малого средства размещения.
Ограничения, вызванные пандемией коро-навирусной инфекции, стали причиной антирекорда по загрузке российских отелей в 2020 г. Впервые российский рынок показал загрузку на уровне 5-10%. Однако пандемия дала мощный толчок развитию внутреннего туризма. В среднем по стране доходы коллективных средств размещения (КСР), к которым относятся гостиницы, санатории, пансионаты, дома отдыха и турбазы, снизились по сравнению с прошлым годом на 176 млрд руб., или на 39%. При этом численность постояльцев сократилась на 27 млн человек -44%. Несмотря на остановку деятельности курортов практически до середины июня, высокий туристский сезон прошел по основным направлениям, предлагающим отдых, даже лучше, чем обычно. Рост спроса в третьем квартале 2020 г., по предварительным оценкам, составил до 40% по сравнению с прошлым годом [14].
Гостиничный сектор дагестанской индустрии гостеприимства в течение последних 10 лет является стабильно развивающимся [6]. В табл. 1 приведены значения показателей, характеризующих динамику развития отрасли в период с 2011 по 2019 г.
Таблица 1
Показатели развития гостиничной индустрии Республики Дагестан
Показатели Ед. изм. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2020 г. к 2011 г. 2020 г. к 2015 г.
Въездной и внутренний туристский поток тыс. чел. 226.0 240.0 272.0 330.0 430.0 513.0 608.0 685.0 850.0 840.0 в 3.7 раза 195%
Количество гостиниц ед. 90 92 101 111 116 127 131 125 127 130 144% 112%
Количество номеров в гостиницах ед. 881 927 1031 1550 1888 1959 2484 2573 2569 2661 в 3 раза 140%
Источник: Министерство по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан [14].
Анализ полученных данных показывает, что темпы роста гостиничной индустрии отстают от темпов развития туристской отрасли Республики Дагестан. Почти четырехкратный рост туристского потока не обеспечивается соответствующими цифрами развития гостиничного сектора.
Положительные изменения в динамике количества средств размещения и номерного фонда связано не только с ростом активности в бизнес-среде. Имеет место переориентация туристического потока на внутренний рынок, восстановление историко-культурных достопримечательностей, резкое качественное и количественное увеличение массовых спортивных и культурных мероприятий. Вместе с тем, увеличение количества средств размещения связано и с серьезными шагами государства в области официальной регистрации предприятий и постановке их на налоговый учет. В связи с этим развитие рынка качественных гостиничных услуг не совпадает со статистическими данными.
Такое положение дел ведет к постепенной нехватке коллективных средств размещения в центрах туристской активности, при этом приемлемых по стоимости проживания и отвечающим стандартам качества предоставляемых услуг. В
этой связи получившийся избыток спроса приходится на малые гостиничные предприятия и аналогичные формы размещения, т.к. данные предприятия способны оперативно реагировать на изменения рынка и внешнее воздействие на предприятие по сравнению с крупными гостиничными комплексами.
Одна из основных проблем изучения деятельности малого гостиничного бизнеса Российской Федерации - недостаток средств и методов экономического и статистического учета предприятий, что не позволяет грамотно и точно оценивать социальный и экономический эффект от деятельности малых гостиниц в стране [5; 7; 8; 9; 10; 11; 12].
Для дальнейшего анализа мы также будем использовать критерий номерного фонда для определения малого средства размещения.
На декабрь 2020 г. в реестр гостиниц Республики Дагестан включено 127 гостиниц с номерным фондом в 2569 номеров и 5288 мест. Из них только 9 не относятся к малым средствам размещения по признаку номерного фонда. На рис. 1, 2 показана доля малых средств размещения в структуре гостиничного сектора Республики Дагестан [15].
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020
Рис. 1. Структура гостиничного сектора Республики Дагестан, количество предприятий
Рис. 2. Структура гостиничного сектора Республики Дагестан, количество номеров [15]
Таким образом, значение малых средств размещения в гостиничной индустрии наиболее ярко характеризуют следующие показатели:
- 93% всех гостиниц Дагестана являются малыми;
- 78% номерного фонда относится к малым средствам размещения.
Согласно Правилам предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2020 г. № 1853 [2], предоставление гостиничных услуг допускается только при наличии
свидетельства о присвоении гостинице определенной категории, предусмотренной положением о классификации гостиниц, утверждаемым в соответствии с ч. 7 ст. 5 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», в случае, если такое требование предусмотрено законодательством Российской Федерации [1].
На текущий момент в Республике Дагестан классифицировано 37 гостиниц и иных средств размещения, в т.ч. 31 малое (табл. 2).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020
Таблица 2
Малые средства размещения Республики Дагестан, включенные в Федеральный перечень туристских объектов
OI 1= Наименование средства размещения Город Категория Кол-во номеров Кол-во мест
1 Гостиничный комплекс «Люкс» Махачкала Без звезд 20 40
2 Гостиница «Президент» Махачкала Без звезд 19 20
3 Гостиница «Аэропорт» Каспийск Без звезд 45 86
4 Гостиница «Ленинград» Махачкала Без звезд 38 76
5 Отель «Central City Hotel Makhachkala» Махачкала Без звезд 22 44
6 Гостиница «Приморская» Махачкала Без звезд 2 4
7 Отель «Фламинго» Хасавюрт 1 звезда 37 72
8 Гостиница «Амбо» Ботлихский р-он, с. Ботлих 2 звезды 19 42
9 Отель «Ак-Гель» Махачкала 2 звезды 27 41
10 Отель «Лорд» Махачкала 2 звезды 33 66
11 Гостиница «Центральная» (2 корпус) Махачкала 2 звезды 20 36
12 Гостиница «Метрополь» Махачкала 3 звезды 49 83
13 Гостиница «Шахристан» Дербент 3 звезды 10 20
14 Отель «Петровск» Махачкала 3 звезды 40 50
15 Гостиничный комплекс «Адмирал» Махачкала 3 звезды 45 57
16 Гостиница «Океан» Дербент 3 звезды 21 29
17 Гостиница «Алые Паруса» Дербент 3 звезды 17 28
18 Отель «Ассорти» Дербент 3 звезды 24 48
19 Гостиница «Центральная» (1 корпус) Махачкала 3 звезды 32 66
20 Гостиница «Кавказ» Махачкала 3 звезды 32 64
21 Отель «Абу Даги» Махачкала 3 звезды 40 80
22 Гостиница «Кэпитал» Махачкала 3 звезды 42 52
23 Отель «Тархо» Махачкала 3 звезды 27 44
24 Гостиница «Golden Beach» Дербент 4 звезды 26 52
25 Гостиница «МАИС ГОЛД» Махачкала 4 звезды 45 94
26 Гостиница «Европа» Дербент 4 звезды 19 35
27 Гостиница «Арена» Каспийск 4 звезды 45 90
28 Гостиничный комплекс «Гранд Отель» Каспийск 4 звезды 31 48
29 Гостиница «1000 и одна ночь» Махачкала 4 звезды 46 69
30 Гостиница «Белый медведь» Махачкала 4 звезды 15 -
31 Отель «Жак» Махачкала 4 звезды 18 36
ИТОГО: 906 1572
Источник: Федеральный перечень туристских объектов: отели, пляжи, горнолыжные трассы [13].
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020
Данные, представленные выше, характеризуют малые средства размещения Республики Дагестан, как несоответствующие современному этапу развития региональной туристской индустрии. Лишь 26% малых гостиниц прошли процедуру классификации. Если брать для анализа цифры по номерному фонду, то ситуация выглядит более оптимистичной - 45% номеров относятся к классифицированным гостиницам [13].
Можно сделать вывод о том, что почти три четверти малых средств размещения Республики Дагестан, предоставляя гостиничные услуги на данный момент, нарушают законодательство РФ.
На рис. 3 представлено распределение категорий, присвоенных малым средствам размещения Республики Дагестан в процессе классификации.
Рис. 3. Структура малых средств размещения РД по категориям, присвоенным в процессе
классификации.
64% классифицированных малых средств размещения в Республике Дагестан представлены категориями 3 и 4 звезды, что позволяет характеризовать гостиничный продукт, как ориентированный на достаточно требовательного и платежеспособного потребителя.
Следует признать, что важной проблемой, стоящей как перед бизнес-сообществом, так и перед Министерством по туризму и народным художественным промыслам РД, является необходимость в течение 2021 г. провести процедуру классификации 74% малых средств размещения, предоставляющих более 70% номерного фонда [14].
По оценкам экспертов Ассоциации предприятий туристско-рекреационной и отельно-ресто-
ранной индустрии Республики Дагестан (далее -ТРиО) [15], региональный турпродукт ориентирован на индивидуальных туристов и туристов в составе малых групп. Среди популярных направлений, по экспертным оценкам ТРиО, выделяются: Сулакский каньон, Дербент, Гунибский, Хун-захский, Дахадаевский и Шамильский районы. При этом территориальное распределение малых средств размещения характеризует концентрацию номерного в прибрежной части Республики Дагестан (табл. 4, рис. 15) [15].
В табл. 4 представлены данные по количеству малых средств размещения и их номерному фонду по городам и районам Республики Дагестан.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020
Таблица 4
Распределение малых средств размещения по городам и районам
Республики Дагестан
№ п/п Город, район РД Количество малых средств размещения, ед. Количество номеров, ед. Количество мест, ед.
1 Махачкала 45 893 1694
2 Дербент 28 351 803
3 Избербаш 6 157 373
4 Кизляр 5 81 140
5 Каспийск 4 123 228
6 Буйнакск 3 37 83
7 Хасавюрт 3 123 251
8 Кизилюрт 1 4 8
9 Южно-Сухокумск 1 11 25
10 Агульский район 1 6 20
11 Акушинский район 1 3 12
12 Ахтынский район 19 51
13 Ботлихский район 1 20 50
14 Буйнакский район 1 3 6
15 Гунибский район 1 20 50
16 Докузпаринский район 1 30 50
17 Каякентский район 68 202
18 Кулинский район 1 4 10
19 Кумторкалинский район 1 9 20
20 Сергокалинский район 1 6 12
21 Сулейман-Стальский район 1 9 18
22 Тарумовский район 5 28 66
23 Шамильский район 1 3 16
Для более наглядной иллюстрации данных, представленных в табл. 4, построим карту распределения номерного фонда малых средств размещения по территории Республики Дагестан
(рис. 4). Диаметр меток демонстрирует количество номерного фонда, сосредоточенного на конкретной территории.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020
Рис. 4. Распределение номерного фонда малых средств размещения по территории
Республики Дагестан
Очевидный дисбаланс распределения номерного фонда в сторону прибрежных территорий в перспективе может негативно сказаться на развитии экскурсионно-маршрутной сети туристского продукта Республики Дагестан, что, в совокупности с непроработанной транспортной инфра-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020
структурой, может стать серьезным барьером развития туристской индустрии в регионе. Такого рода негативную тенденцию в развитии сельского туризма крайне важно преодолеть и создать необходимые предпосылки для формирования позитивного образа туриндустрии Дагестана.
Список литературы:
[1] Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 г. № 132-Ф3 (посл. ред.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_12462/ (дата обращения: 01.12.2020).
[2] Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 г. № 1853 [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/74929324/ (дата обращения: 01.12.2020).
[3] ГОСТ Р 54606-2011 «Услуги малых средств размещения. Общие требования» [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/ document/1200093465 (дата обращения: 01.12.2020).
[4] Программа Республики Дагестан «Развитие туристско-рекреационного комплекса и народных художественных промыслов в Республике Дагестан», утвержденная постановлением Правительства Республики Дагестан № 143 от 16.07.2019 г. (с изм. на 16.06.2020) [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-dag.ru/2013-05-27-06-54-30/ postanovleniya-pravitelstva-rd/postanovlenie-pravitelstva-rd-ot-16-iyulya-2019-g-163-ob-utverzhdenii-gosudarstvennoj-programmy-respubliki-dagestan-razvitie-turistsko-rekreatsionnogo-kompleksa-i-narodnykh-khudozhestvennykh-promyslov-v-respublike-dagestan.html (дата обращения: 01.12.2020).
[5] Бушуева И.В. Новые стратегические приоритеты развития туризма в России // Сервис Plus.
- 2019. - № 4. - С. 25-33.
[6] Даитова А.А., Классификация гостиниц в контексте развития индустрии гостеприимства Республики Дагестан // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2019. - № 2. - С. 27-33.
[7] Дусенко С.В., Рогачева О.А. Технология и организация предоставления дополнительных услуг в гостиничном бизнесе // Инновации и инвестиции. - 2020. - № 5. - С. 320-322.
[8] Коновалова Е.Е. Стратегии и современные тренды развития гостиничного бизнеса в Московском регионе: сб. материалов Всеросс. науч.-практ. конф. «Стратегии и современные тренды развития предприятий туристского и гостиничного бизнеса». - М.: Русайнс, 2020. - С. 122129.
[9] Кривошеева Т.М. Государственная политика Российской Федерации в сфере туризма: совершенствование и расширение инструментария // Современные проблемы сервиса и туризма.
- 2020. - Т. 14. - № 1. - С. 24-34.
[10] Платонова Н.А., Вапнярская О.И., Даи-тов В.В. и др. Гостиничный менеджмент: учеб. пособие. - М.: КНОРУС, 2016. - 426 с.
[11] Платонова Н.А., Харитонова Т.В., Вапнярская О.И. и др. Проектирование гостиничной деятельности: учеб. пособие. - М.: Кнорус, 2016. - 224 с.
[12] Шубин В.С., Коновалова Е.Е. Источники дополнительного дохода в отельной сфере: сб. материалов Всеросс. науч.-практ. конф. «Стратегии и современные тренды развития предприятий туристского и гостиничного бизнеса». - М.: Русайнс, 2020. - С. 293-300.
[13] Федеральный перечень туристских объектов [Электронный ресурс]. URL: http://dagtourism. com/ (дата обращения: 01.12.2020).
[14] Официальный сайт Министерства по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан // http://dagtourism.com/ (дата обращения: 01.12.2020).
[15] Официальный сайт Ассоциации предприятий туристско-рекреационной и отельно-ре-сторанной индустрии Республики Дагестан // https://www.rbc.ru/companies/id/1190571004469-assotsiatsiya-predpriyatij-turistsko-rekreatsionnoj-i-otelno-restorannoj-industrii-respubliki-dagestan/ (дата обращения: 01.12.2020).
Spisok literatury:
[1] Federal'nyj zakon \"Ob osnovah turistskoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federacii\" ot 24.11.1996 g. № 132-FZ (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_12462/ (data obrashcheniya: 01.12.2020).
[2] Pravila predostavleniya gostinichnyh uslug v Rossijskoj Federacii, utv. postanovleniem Pravi-tel'stva Rossijskoj Federacii ot 18.11.2020 g. № 1853 [Elektronnyj resurs]. URL: https://base.garant. ru/74929324/ (data obrashcheniya: 01.12.2020).
[3] GOST R 54606-2011 «Uslugi malyh sredstv razmeshcheniya. Obshchie trebovaniya» [Elektronnyj resurs]. URL: http://docs.cntd.ru/docu-ment/1200093465 (data obrashcheniya: 01.12.2020).
[4] Programma Respubliki Dagestan «Razvitie turistsko-rekreacionnogo kompleksa i narodnyh hudozhestvennyh promyslov v Respublike Dagestan», utverzhdennaya postanovleniem Pravitel'stva Respubliki Dagestan № 143 ot 16.07.2019 g. (s izm. na 16.06.2020) [Elektronnyj resurs]. URL: http:// www.e-dag.ru/2013-05-27-06-54-30/postanovleni-ya-pravitelstva-rd/postanovlenie-pravitelstva-rd-ot-16 -iyulya-2019-g-163-ob-utverzhdenii-gosudarstven-noj-programmy-respubliki-dagestan-razvitie-turist-sko-rekreatsionnogo-kompleksa-i-narodnykh-khu-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020
dozhestvennykh-promyslov-v-respublike-dagestan. html (data obrashcheniya: 01.12.2020).
[5] Bushueva I.V. Novye strategicheskie prior-itety razvitiya turizma v Rossii // Servis Plus. - 2019.
- № 4. - S. 25-33.
[6] Daitova A.A., Klassifikaciya gostinic v kon-tekste razvitiya industrii gostepriimstva Respubliki Dagestan // Vestnik associacii vuzov turizma i servisa. - 2019. - № 2. - S. 27-33.
[7] Dusenko S.V., Rogacheva O.A. Tekh-nologiya i organizaciya predostavleniya dopolni-tel'nyh uslug v gostinichnom biznese // Innovacii i investicii. - 2020. - № 5. - S. 320-322.
[8] Konovalova E.E. Strategii i sovremennye trendy razvitiya gostinichnogo biznesa v Moskovskom regione: sb. materialov Vseross. nauch.-prakt. konf. «Strategii i sovremennye trendy razvitiya predpriyatij turistskogo i gostinichnogo biznesa». - M.: Rusajns, 2020. - S. 122-129.
[9] Krivosheeva T.M. Gosudarstvennaya poli-tika Rossijskoj Federacii v sfere turizma: sovershen-stvovanie i rasshirenie instrumentariya // Sovremennye problemy servisa i turizma. - 2020. - T. 14. - № 1.
- S.24-34.
[10] Platonova N.A., Vapnyarskaya O.I., Daitov V.V. i dr. Gostinichnyj menedzhment: ucheb. posobie. - M.: KNORUS, 2016. - 426 s.
[11] Platonova N.A., Haritonova T.V., Vapnyarskaya O.I. i dr. Proektirovanie gostinichnoj deya-tel'nosti: ucheb. posobie. - M.: Knorus, 2016. -224 s.
[12] Shubin V.S., Konovalova E.E. Istochniki dopolnitel'nogo dohoda v otel'noj sfere: sb. materialov Vseross. nauch.-prakt. konf. «Strategii i sovremennye trendy razvitiya predpriyatij turistskogo i gostinichnogo biznesa». - M.: Rusajns, 2020. - S. 293300.
[13] Federal'nyj perechen' turistskih ob"ektov [Elektronnyj resurs]. URL: http://dagtourism.com/ (data obrashcheniya: 01.12.2020).
[14] Oficial'nyj sajt Ministerstva po turizmu i nar-odnym hudozhestvennym promyslam Respubliki Dagestan // http://dagtourism.com/ (data obrashcheniya: 01.12.2020).
[15] Oficial'nyj sajt Associacii predpriyatij turist-sko-rekreacionnoj i otel'no-restorannoj industrii Respubliki Dagestan // https://www.rbc.ru/companies/ id/1190571004469-assotsiatsiya-predpriyatij-turist-sko-rekreatsionnoj-i-otelno-restorannoj-industrii-res-publiki-dagestan/ (data obrashcheniya: 01.12.2020).
ЮРКОМ ПАНИ
www. law-books. ru
л_
-^
Юридическое издательство
«ЮРКОМПАНИ»
Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.
Профессионально.
В максимально короткие сроки.
Размещаем в РИНЦ, Е-ИЪгагу.
/
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020