Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СЕКТОРА ИТ-УСЛУГ В ИНДИИ И СТРАТЕГИЯ «ЦИФРОВАЯ ИНДИЯ»'

РАЗВИТИЕ СЕКТОРА ИТ-УСЛУГ В ИНДИИ И СТРАТЕГИЯ «ЦИФРОВАЯ ИНДИЯ» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
619
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕКТОР ИТ-УСЛУГ / ИНДИЯ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / СТРАТЕГИЯ "ЦИФРОВАЯ ИНДИЯ" / "ЕДИНОРОГИ" / СТАРТАПЫ / ТНК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цветкова Нина Николаевна

Индия с 1990-х гг. специализируется на аутсорсинге компьютерных услуг и бизнес-процессов. В статье показано место Индии в мировом экспорте компьютерных услуг. Рассматривается эволюция индийского сектора услуг ИТ - БПМ, показаны место в нем иностранных и индийских ТНК. Особое внимание уделено стартапам цифровой экономики, которые трансформируются в «единороги», когда их рыночная капитализация превышает 1 млрд.долл. Рассматриваются некоторые итоги реализации стратегии «Цифровая Индия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IT SERVICES SECTOR EVOLUTION IN INDIA AND “DIGITAL INDIA” STRATEGY

Since 1990-s India has attained in the global system of international division of labour a role of computer services and business processes outsourcing center. The paper shows the place of India in world exports of computer services. It characterizes the evolution of IT services sector, (including both computer services and business process outsourcing, actually called business process management, BPM), the role of transnationals and largest Indian companies that have also become TNCs. The focus is also on startups that become unicorns as their market capitalization exceeds 1 billion dollars. Some results of “Digital India” strategy are shown.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СЕКТОРА ИТ-УСЛУГ В ИНДИИ И СТРАТЕГИЯ «ЦИФРОВАЯ ИНДИЯ»»

ЭКОНОМИКА

Научная статья

DOI: 10.31696/2227-5568-2021-04-043-061

РАЗВИТИЕ СЕКТОРА ИТ-УСЛУГ В ИНДИИ И СТРАТЕГИЯ «ЦИФРОВАЯ ИНДИЯ»

Цветкова Нина Николаевна a

a - Институт востоковедения РАН, Москва, Россия a -vladtsvetkov@mail.ru, ORCID: 0000-0002-4126-9159

Аннотация. Индия с 1990-х гг. специализируется на аутсорсинге компьютерных услуг и бизнес-процессов. В статье показано место Индии в мировом экспорте компьютерных услуг. Рассматривается эволюция индийского сектора услуг ИТ - БПМ, показаны место в нем иностранных и индийских ТНК. Особое внимание уделено стартапам цифровой экономики, которые трансформируются в «единороги», когда их рыночная капитализация превышает 1 млрд. долл. Рассматриваются некоторые итоги реализации стратегии «Цифровая Индия». Ключевые слова: сектор ИТ-услуг, Индия, цифровая экономика, стратегия «Цифровая Индия», «единороги», стартапы, ТНК

ECONOMY

Original article

IT SERVICES SECTOR EVOLUTION IN INDIA AND "DIGITAL INDIA" STRATEGY

Nina Tsvetkovaa

a - IOS RAS, Moscow, Russia

a - vladtsvetkov@mail.ru, ORCID: 0000-0002-4126-9159

Abstract. Since 1990-s India has attained in the global system of international division of labour a role of computer services and business processes outsourcing center. The paper shows the place of India in world exports of computer services. It characterizes the evolution of IT services sector, (including both computer services and business process outsourcing, actually called business process management, BPM), the role of transnationals and largest Indian companies that have also become TNCs. The focus is also on startups that become unicorns as their market capitalization exceeds 1 billion dollars. Some results of "Digital India" strategy are shown. Keywords: IT services sector, India, digital economy, "Digital India" strategy, unicorns, startups, TNCs

Китай, Республика Корея, Сингапур встроились в третью промышленную революцию, став производителями электронного оборудования: сначала потребительской электроники (телевизоров, радиоприемников, магнитофонов, видео- и аудиоаппаратуры), затем компьютерного и телекоммуникационного оборудования. Индия нашла другую нишу в глобальной системе международного разделения труда в условиях третьей промышленной революции: с 1990-х гг. она стала специализироваться на аутсорсинге и офшоринге компьютерных услуг и бизнес-процессов.

Индия стала одним из ведущих экспортеров компьютерных услуг. По экспорту компьютерных услуг существует подробная статистика ЮНКТАД, и она позволяет оценить эволюцию позиций Индии на мировом рынке. Вплоть до 2013 г. ЮНКТАД публиковала только общую статистику по экспорту компьютерных и информационных услуг. В экспорте последних преобладают развитые страны, на них в 2019 г. приходилось 82% всего экспорта информационных услуг1. У Индии речь идет об экспорте именно компьютерных услуг. Уже к 2000 г. Индия заняла пятое место в мировом экспорте компьютерных и информационных услуг (9,0% экспорта). К 2013 г. доля Индии в мировом экспорте компьютерных и информационных услуг возросла до 17,3%, она занимала второе место, после Ирландии (17,9% экспорта), с весьма незначительным отставанием2.

C 2013 г. публикуются отдельные данные по экспорту компьютерных услуг.

Таблица 1

Экспорт компьютерных услуг, 2013-2019 гг. (млрд долл.)

Страны/годы 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Все страны 302,3 346,4 359,6 375,9 415,4 491,5 546,2

Все страны Азии 91,8 103,6 112,8 118,2 124,7 153,4 172,2

Япония 1,7 2,1 2,4 2,9 3,1 5,0

Израиль 6,9 8,1 8,9 10,0 11,6 13,9

Развивающиеся страны Азии, в т.ч. 83,0 93,6 101,6 105,6 109,9 136,0 150,9

Китай 15,4 18,9 24,1 24,8 26,0 45,0 51,4

Сингапур 5,7 6,1 7,2 10,0 10,7 12,6 12,6

Южная Корея 1,2 1,9 2,3 2,4 2,9 2,8 3,0

Индия 51,4 52,1 51,2 51,2 51,8 55,5 61,8

Филиппины 2,8 3,1 3,2 5,2 5,2 5,3 5,4

Малайзия 1,7 1,6 1,6 1,6 2,0 2,0

Шри-Ланка 0,6 0,6 0,7 0,7 0,8 0,8 0,9

Пакистан 0,6 0,6 0,7 0,7 0,8 0,8 0,9

ОАЭ 4,2 4,4 4,5 4,7 4,9 5,0

Турция 0,9 0,9 0,8 0,5 0,6 0,9 1,1

Прочие страны

США 14,6 16,9 20,6 24,4 28,8 30,9 36,8

Канада 5,8 5,8 4,9 4,8 5,7 6,3

Бельгия 6,4 7,7 6,7 6,9 8,6 9.8 10,2

Германия 22,8 24,5 25,9 30,4 32,9 36,3 36,4

Финляндия 6,7 8,4 8,1 7,6 7,7 7,6 11,6

Франция 9,4 11,7 10,4 11,5 12,5 13,7 13,4

Ирландия - 55,8 55,9 64,3 76,3 100,6 122,0

Нидерланды - 18,0 24,5 14,2 14,7 15,6 16,7

Испания - 9,5 8,0 8,9 9,9 11,8 12,3

Швеция 13,0 14,2 13,8 12,2 12,2 13,0 13,2

Великобритания 13,8 14,6 14,4 14,0 14,8 16,7 14,4

РФ 2,5 2,7 2,5 2,7 3,4 4,1 4,5

Составлено по: Services (BPM6) Exports and imports by service-category and by trade-partner, annual. Exports. https://unctadstat.unctad.org/ wds/TableViewer/ tableView.aspx (21.08.2020).

1 Services (BPM6): Exports and imports by service-category and by trade partner, annual. Exports. Information services.https://unctadstatunctad.org/wds/ Table Viewer/tableView.aspx (22.08.2020).

2 Цветкова Н.Н. Информационно-коммуникационные технологии в странах Востока: производство товаров ИКТ и ИТ-услуг. М.: ИВ РАН, 2016. С. 91.

2014

Ирландия Китай

Великобритания Финляндия Прочие страны

Индия

Нидерланды

Швеция

Израиль

Германия США Франция Сингапур

Рисунок 1. Ведущие экспортеры компьютерных услуг, 2014 г.

Составлено: по источникам к табл. 1

В 2014 г. Индия занимала второе место (15% экспорта) по экспорту компьютерных услуг после Ирландии (16% экспорта), их доли были почти равными. Китай был четвертым (6% экспорта). В число ведущих экспортеров входили также Израиль и Сингапур (см. рис. 1).

2019

Прочие страны 28%

| Ирландия США

| Великобритания

Индия

Германия

Израиль

Китай

Нидерланды Франция

Рисунок 2. Ведущие экспортеры компьютерных услуг. 2019 г. (%).

Составлено по: источникам к табл. 1.

В 2019 г. Ирландия находилась на первом месте по экспорту компьютерных услуг (23% мирового экспорта). Индия (11% экспорта) была второй, а разрыв между ними стал значительным. На третье место к 2019 г. вышел Китай (9% экспорта), ставший для Индии серьезным конкурентом (см. рис. 2). Высокая доля Ирландии в мировом экспорте связана с деятельностью в стране ряда крупнейших американских цифровых ТНК, которые регистрируют там результаты своего бизнеса (доходы от лицензий на свое программное обеспечение), Ирландия является для них своего рода офшором.

70 60 50 40 30 20 15,4 10 0

51,4

I

12,6

61,8

51,4

■1

13,9

5,4

2,8- 1,7 2 0,6 0,9 0,6 0,9 ■ 0,9 1,1

.1 -

5

I

Л* ^

✓ ✓ ✓ # V

5 6,9 5

/

12013 ■ 2019

Рисунок 3. Экспорт компьютерных услуг, страны Азии

Составлено: по источникам к табл. 1.

Среди стран Азии достаточно крупными экспортерами компьютерных услуг были к 2019 г., кроме двух лидеров - Индии (61,8 млрд долл.) и Китая (51,4 млрд долл.), Израиль (13,9 млрд долл. в 2018 г.), Сингапур (12,6 млрд долл.), Филиппины (5,4 млрд долл.), ОАЭ (5 млрд долл.), Япония (5 млрд долл.), хотя разрыв по масштабам экспорта между этими странами и двумя лидерами весьма значителен (см. рис. 3).

Для сравнения динамики экспорта за длительный период (2000-2019 гг.) следует рассмотреть общие данные по экспорту компьютерных и информационных услуг. Экспорт Индии увеличивался достаточно плавно: с 4,1 млрд долл. в 2000 г. до 21,4 млрд долл. в 2006 г. (в 5 раз за 6 лет), 39 млрд долл. в 2010 г. (в 2 раза за 4 года), 51,4 млрд долл. в 2015 г. и 62,4 млрд долл. в 2019 г. (на 21% за 4 года), рост явно замедлился, в то время как за этот же период резко возрос экспорт из Ирландии и Китая (см. рис. 4).

140

123,7

100

120

40

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

80

20

60

0

62,1

США

Ирландия Индия Китай Германия

Рисунок 4. Экспорт компьютерных и информационных услуг, 2000-2019 гг. (млрд долл.)

Составлено: по материалам табл. 1, а также по: Services (BPM5): Exports and imports by service-category, value, shares and growth, annual, 1980-2013.http://unctadstat.unctad.org/wds / TableViewer/tableView.aspx?ReportId=17629 (12.04.2015).

Однако Индия является еще и крупным экспортером услуг по аутсорсингу бизнес-процессов. Если по экспорту компьютерных услуг ЮНКТАД публикует сопоставимые данные по разным странам, то гораздо сложнее обстоит дело с оценкой экспорта услуг по аутсорсингу бизнес-процессов. В международной статистике услуги по аутсорсингу бизнес-процессов (БПО) не выделяются в отдельную статью, они включены в статью «прочие бизнес-услуги» (или прочие услуги по обеспечению коммерческой деятельности), наряду с другими видами услуг. На развивающиеся страны Азии в 2019 г. приходилось 22,5% мирового экспорта «прочих бизнес-услуг», ведущими экспортерами были Индия (74,0 млрд долл.), Китай (73,2 млрд долл.), Сингапур (56,5 млрд долл.), Республика Корея (23,4 млрд долл.), только потом шли Филиппины (17,3 млрд долл.), Гонконг и Тайвань. Но отнюдь не у всех из этих стран речь шла о международном аутсорсинге бизнес-процессов.

У Индии это было действительно так. Из общего экспорта в 74,0 млрд долл. 54,3 млрд долл. приходилось на профессиональные услуги и услуги по управлению бизнес-процессами (БПМ), 5 млрд долл. - на услуги по НИОКР и 14,8 млрд долл. - на технические, связанные с торговлей и прочие деловые услуги (классификация ООН)3.

Данные об общем обороте сферы ИТ-услуг и экспорте публикуются и в Индии, например, НАССКОМ (Национальной ассоциацией ИТ-компаний).

3 Services (BPM6): Exports and imports by service-category and by trade partner, annual. Exports. Technical, trade related and other business services. https://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx (22.08.2020); Руководство по статистике международной торговли услугами, 2010 год (РСМТУ-2010). 2011 год. Организация Объединенных Наций. Статистическое бюро Европейского союза.

Рисунок 5. Экспорт и производство ИТ-услуг и БПО для внутреннего рынка в Индии (млрд. долл.)

Цветкова H. Н., 2016, С.117; Составлено по: Information Economy Report 2007-2008, p. 123-127; NASSCOM. The IT-BPM Sector in India. Strategic Review 2014. February 2014. http://Nasscom/indian-itbpo-industry (20.01.2015).

Рисунок 6. Индия, сфера ИТ-услуг и БПМ: общий оборот и экспорт, 2016-2020 гг. (млрд долл.)

Составлено по: 5 Years of Digital Bharat. Ministry of Electronics and Information Industry. July 1, 2020.

Итак, по данным НАССКОМ (2014) и по информации из доклада об осуществлении стратегии «Цифровая Индия» (2020), оборот отрасли ИТ - БПО возрос с 40 млрд долл. в 2006/07 ф.г. до 109 млрд долл. в 2012/13 ф.г. и далее до 143 млрд долл. в 2016 г., 167 млрд долл. в 2018 г. и 191 млрд долл. в 2020 г. Экспорт ИТ-услуг и услуг БПМ увеличился при этом с 32 млрд долл. в 2006/07 ф.г. до 76 млрд долл. в 2012/13 ф.г. и далее до 108 млрд долл. в 2016 г., 136 млрд долл. в 2018 г. и 147 млрд долл. в 2020 г. На экспорт направлялось соответственно 80%, в 2006/07 ф.г., 70% в 2012/13 ф.г., 76% в 2016 г., 81% в 2018 г. и 77% в 2020 г. (подсч. по рис. 5, 6).

Сектор ИТ-услуг в Индии

Индустрия ИТ-услуг в Индии зародилась в Мумбаи в 1967 г. с созданием Tata Consultancy Services (TCS). Там же в Бомбее (так тогда назывался Мумбаи) была создана в 1973 г. первая специальная экспортная зона для ИТ-услуг (SEEPZ). Было время, когда более 80% экспорта компьютерных услуг из Индии давала именно эта СЭЗ.

В 1990-х гг. в сфере ИТ-услуг в Индии действовали компании TCS, Infosys, Wipro, HCL, это были тогда небольшие компании. Параллельно с этим осуществляли инвестиции в сферу ИТ-услуг западные ТНК. Особенно известным и успешным был филиал General Electric, созданный для обслуживания других звеньев своей компании, предоставления им услуг по бухгалтерской отчетности, оформлению коммерческой документации, компьютерных услуг (такие филиалы называют captives). Однако в 2003 г. успешный филиал был преобразован в смешанную компанию, в которой General Electric принадлежит лишь часть капитала, а остальное - инвестиционным фондам. Компания обслуживает и General Electric, и третьи стороны, то есть занимается аутсорсингом. Такова же и история компании WNS, она имеет штаб-квартиру в Мумбаи, хотя материнская компания группы WNS (Holdings) Limited зарегистрирована на острове Джерси (Великобритания), в известном офшоре. Сначала WNS была создана как филиал авиакомпании British Airways в Индии, предоставлявший услуги по ИТ и БПО для материнской компании, специально созданный в стране с дешевой рабочей силой и работавший исключительно на свою компанию и ее филиалы в других странах. Затем с 2002 г. этот филиал стал оказывать услуги по БПО третьим сторонам. У компании WNS было 35 центров в разных странах мира, включая, кроме Индии, Китай, Коста-Рику, Филиппины, Польшу, Румынию, ЮАР, Шри-Ланку, Великобританию и США. На Индию приходилось 4/5 от общего числа сотрудников4.

Ведущие индийские ИТ-компании к середине 2000-х гг. трансформировались в настоящие ТНК с сетью зарубежных филиалов. В «четверку» крупнейших в 2005 г. входили TCS, Infosys, Wipro, Satyam (позднее руководство компании Satyam обвинили в финансовых махинациях, ее активы

4 http://www.wns.com/About-Us.aspx; (10.11.2014).

скупила компания группы Mahindra, ныне Tech Mahindra). В 2010-2011 гг. крупнейшими работодателями в индийской отрасли ИТ-услуг и БПО были компании «пятерки»: TCS, Infosys, Wipro, HCL, Tech Mahindra, а также менее крупные индийские ИТ-компании Serco, FirstSource, Hinduja и филиалы иностранных ТНК: американских IBM, Cognizant, Genpact, Mphasis (компания с участием Hewlett Packard), Aegis, ирландской Accenture, французской Capgemini5. Среди иностранных компаний есть такие, которые могут быть американскими, но с сильным индийским компонентом, они созданы в США индийцами и ведут свою производственную деятельность в основном в Индии: это, например, Syntel6, Cognizant.

В отрасли ИТ-услуг — БПО Индии на 2014 г. действовало более 750 филиалов зарубежных ТНК, созданных для оказания ИТ-услуг и БПО своей родительской компании (captives). Всего на 11 крупнейших компаний во всей сфере ИТ-услуг — БПО приходилось более 40% оборота отрасли: среди них НАССКОМ названы пять ведущих индийских компаний: Tata Consultancy Services (TCS), Infosys, Wipro, HCL, Mahindra Tech, и филиалы западных ТНК: IBM India, MPhasys, Genpact, Accenture7. В 2014 г. в отрасли было занято 3 млн человек, из них 700 тыс. (около 1/4) работали всего в 4 крупных фирмах: Tata Consultancy Services (TCS), Infosys, Wipro, HCL, в том числе более 10% от занятых в отрасли — в одной только TCS. Всего же в отрасли действуют 15-16 тыс. компаний. На 120-150 средних по обороту компаний приходилось 35-40% оборота ИТ-отрасли. 15 тыс. компаний ИТ-отрасли — это малые предприятия, их совокупная доля в обороте индийской ИТ-индустрии составляла 9-10%8. В отрасли создается большое число стартапов.

Иностранные ТНК сыграли важную роль в становлении индийской отрасли ИТ-услуг. И сегодня среди крупных компаний в отрасли представлены, с одной стороны, индийские компании, с другой стороны, филиалы крупнейших западных и японских ТНК, действующие в разных сегментах сферы ИТ: одни обслуживают собственные компании, другие специализируются на аутсорсинге для третьих сторон, третьи сочетают и то, и другое.

Индийские компании сферы ИТ-услуг действуют по контрактам с зарубежными заказчиками, в основном западными, причем преимущественно американскими и британскими ТНК. Между индийскими компаниями сферы ИТ-услуг и западными ТНК заключаются долгосрочные контракты на оказание ИТ-услуг и БПМ на суммы в десятки миллионов долларов.

К началу 2020-х гг. ведущими провайдерами ИТ-услуг в Индии остаются компании «большой пятерки»: TCS, Infosys, Wipro, Tech Mahindra Satyam и HCL. На них приходится порядка 1/3 из общего числа занятых в отрасли

5 http://www.igate.com/ (10.09.2015).

6 http://www.syntelinc.com/ (10.09.2015).

7 NASSCOM. The IT-BPM Sector in India. Strategic Review 2014. http://Nasscom/indian-itbpo-industry (20.01.2015).

8 Цветкова Н.Н. Информационно-коммуникационные технологии в странах Востока: производство товаров ИКТ и ИТ-услуг. М.: ИВ РАН, 2016. С. 119-120.

в 4,5 млн. Численность персонала компании TCS к 2021 г. достигла 450 тыс. человек (350 тыс. работают в Индии, остальные в зарубежных филиалах компании)9.

По-прежнему в отрасли важную роль играют иностранные филиалы, в их числе филиалы ведущих цифровых ТНК, таких как Google, IBM, Genpact, Mphasis, Cognizant. Процессы развиваются разнонаправленно. С одной стороны, компании «большой пятерки» выкупают активы иностранных ТНК. С другой стороны, зарубежные инвесторы делают крупные приобретения. Так, Accenture, крупнейшая ирландская ТНК сферы ИТ-услуг, в 2021 г. приобрела компанию BRIDGEi2i, работающую с технологиями искусственного интеллекта и аналитики данных, в которой занято 800 профессионалов. Основанная в 2011 г., BRIDGEi2i специализируется на разработке ИТ-решений по цифровой трансформации для компаний разных отраслей из разных стран, используя сочетание инжиниринга данных, продвинутой аналитики, проприетарных (разработанных самой компанией) акселераторов ИИ и предоставления консалтинговых услуг10. Компания находится в Бенгалуру.

Бенгалуру, где сконцентрированы и дочерние компании ТНК, и индийские фирмы, работающие по заказам пользователей из развитых стран, занимающиеся разработкой программного обеспечения, получил название индийской Силиконовой долины. Первоначально Бенгалуру был для ТНК излюбленным местом, где они рекрутировали программистов для относительно низкооплачиваемой (по меркам развитых стран, но чрезвычайно выгодной для выходцев из бедных стран) работы в США.

Кроме Бенгалуру, к городам первого эшелона - центрам отрасли ИТ-услуг в Индии относят Дели (точнее регион Национальная столичная территория с Нойдой), Ченнаи, Хайдарабад, Мумбаи, Пуну, иногда Колкату (в разных источниках списки разные). К городам второго эшелона относят Чандигарх, Коимбатур, Ахмедабад, Вадодару, Джайпур, Нагпур, Тривандрум. Есть и города третьего эшелона. К ним отнесены, например, Патна, Шринагар, Джамму, Музафарпур, Сопор11. В городах второго и третьего эшелонов уровень зарплаты заметно ниже, чем в городах первого эшелона, меньше арендная плата за офисы и жилье, что ведет к существенному снижению издержек, хотя есть и некоторые проблемы (в одних - отсутствие аэропорта, в других -тяжелый климат). В 2012 г. 65% общего пула квалифицированных кадров сферы НИОКР в индустрии ИТ приходилось на города первого эшелона, в том числе 17% на Дели, по 13% на Бенгалуру и Ченнаи, 10% на Мумбаи12.

9 https://www.businesstoday.in/current/corporate/post-coronavirus-75-percent-of-3-5-lakh-tcs-employees-permanently-work-from-home-up-from-20-percent/story/401981.html (22.08.2020).

10 Irish IT giant, Accenture to acquire Bengaluru-based AI firm, BRIDGE i2i. https://www.businesstoday.in/ latest/corporate/story/irish-it-giant-accenture-to-acquire-bengaluru-based-ai-firm-bridge-i2i-309120-2021-10-12?ref=taboola. Bismah Malik. Oct 12, 2021 (22.10.2021).

11 Digital India Journey in the Last 5 Years. Touching the Lives of Every Indian. MEII. 1 July, 2020. P.16.

12 Location Analysis: Emerging cities of India. Zinnov LLC. January 2012. Pdf. P. 40-46.

Индийские ИТ-компании действуют в 200 городах 80 стран. Они обслуживают 2/3 компаний из списка Форчун-500, крупнейших по обороту компаний мира13. Около % занятости в ИТ-секторе приходится на технопарки. В стране на 31 марта 2019 г. создано 59 технопарков, 51 из них - в городах 2-го и 3-го эшелона14.

ИТ-компании к 2020 г. создали в Индии 4,1 млн рабочих мест, а их косвенное влияние на занятость оценивалось в 13 млн рабочих мест. Важно и то, что 34% занятых в ИТ в Индии - женщины15. К 2021 г. число занятых в секторе ИТ-услуг достигла 4,5 млн (как было показано выше).

ИТ-сектор в период пандемии

Сессия НАССКОМ в феврале 2020 г. проходила при довольно оптимистичном настроении участников - представителей индийских ИТ-компаний, которые заявляли: «Рост ИТ сектора возобновляется с прежних 2-3% в год в последние 2-3 года до двухзначных цифр, коронавируса не боимся!»16.

Совсем другие речи стали слышны в июне 2020 г., когда Индия оказалась охвачена пандемией. Спрос на услуги по аутсорсингу ИТ - БПО в мире упал на 10,2%. Расходы на аутсорсинг ИТ - БПО в мире снизились с 1169 млрд долл. в 2019 г. до 1050 млрд долл. в 2020 г., по предварительным оценкам консалтинговой компании HFS. Компании сферы ИТ-услуг обслуживают клиентов, работают по контрактам с ними, по их запросам. А клиенты, компании целого ряда отраслей, столкнулись с немалыми трудностями. Сокращение бюджета компаний-клиентов произошло на фоне падения ВВП в Западной Европе и США17. Особенно заметно сократились расходы заказчиков на ИТ-аутсорсинг и БПО в таких секторах, как туризм, гостиницы, логистика (на 32,5%); обрабатывающая промышленность (на 18,2%), развлечения и СМИ (на 14,4%), розничная торговля (на 18,8%). Заметно меньшим было сокращение в госсекторе (3,1%), в банковском и финансовом секторе (8,4%)18.

Однако впоследствии стало ясно, что спрос на цифровые сервисы в контексте пандемии возрос.

В июне 2021 г. НАССКОМ (Индийская ассоциация ИТ фирм). выступила с заявлением, что в 2021-2022 ф.г. ведущие 5 индийских компаний сферы ИТ-услуг планируют взять на работу еще 96 тыс. сотрудников. Это заявление было сделано после того, как Bank of America заявил, что индийские

13 Цветкова Н.Н. Информационно-коммуникационные технологии в странах Востока: производство товаров ИКТ и ИТ-услуг. М.: ИВ РАН, 2016. С. 119; 5 Years of Digital Bharat. Р. 16, 17.

14 5 Years of Digital Bharat. Р. 18, 21.

15 Цветкова Н.Н. Информационно-коммуникационные технологии в странах Востока: производство товаров ИКТ и ИТ-услуг. М.: ИВ РАН, 2016. С. 119; 5 Years of Digital Bharat. Р. 16, 17.

16 NASSCOM 2020... no Coronavirus excuses as India comes bowling back. February 16, 2020 | Phil Fersht. https://www.horsesforsources.com/nasscom2020_021620 (22.09.2020).

17 IT and business services is taking a massive 10.2% hit this year June 02, 2020. Jamie Snowdon, Phil Fersht. https://www.horsesforsources.com/post-covid-hfs-forecast_06022020 (22.09.2020).

18 https://www.horsesforsources.com/post-covid-hfs-forecast_06022020 (22.09.2020).

фирмы по разработке ПО собираются сократить к 2022 г. 3 млн рабочих мест и таким образом уменьшить свои издержки на 100 млрд долл. (Для справки: всего в секторе ИТ-услуг в Индии в 2021 г. было занято 4,5 млн человек). НАССКОМ опровергла эти заявления американского банка. «С развитием технологий и распространением автоматизации характер и функции традиционных рабочих мест в сфере ИТ меняются, возникает спрос на новые функции и новую специализацию. Индустрия продолжает нанимать квалифицированных специалистов, в 2021 ф.г. - в целом число занятых возросло на 138 тыс. Индустрия провела тренинги по повышению квалификации более чем 250 тыс. сотрудников, приняты на работу более 40 тыс. выпускников вузов. Поставлена цель достичь к 2025 г. оборота отрасли ИТ-услуг в 300-350 млрд долл. Ожидается, что оборот одной только сферы БПМ может достичь к 2025 г. 180-220 млрд долл.19.

По заявлениям НАССКОМ, в секторе БПМ (business process management, BPM) занято 1,4 млн. В целом занятость в секторе ИТ-БПМ в Индии к марту 2021 г. составила 4,5 млн человек. Считается, что именно БПМ в наибольшей степени подвержена автоматизации. НАССКОМ дала разъяснение о том, что автоматизация и RPA (robotic process automation, роботизированная автоматизация процессов) в последние годы привела к чистому росту занятости в сфере БПМ (то есть одни рабочие места сокращались, а другие создавались, и последних было больше)20. Тенденция такова, что сами индийские компании разрабатывают и внедряют передовые технологические решения, включающие роботизацию, в частности, РПА. Они оказывают услуги по разработке решений по цифровой трансформации предприятий, что пользуется большим спросом.

На фоне роста спроса на цифровые сервисы в условиях пандемии в Индии возрос спрос на облачные услуги. По оценкам консалтинговой фирмы Gartner, расходы пользователей на облачные услуги составляли в 2020 г. 4,2 млрд долл., в 2021 г. - 5,6 млрд долл. В 2021 г. расходы конечных пользователей на услуги публичного облака в Индии выросли на 35% (двузначные темпы роста наблюдаются на протяжении 4 лет). Ожидается, что в 2022 г. они возрастут еще на 30%, а рынок услуг публичного облака составит 7,3 млрд долл.

Росту распространения облачных услуг способствует политика государства, осуществление стратегии «Цифровая Индия». Например, платформа Meghraj и программа Cloud Vision for India 2022 будут полезными для малых и средних предприятий, которые решат произвести миграцию своей ИТ-инфраструктуры в облако.

19 Indian IT sector to add over 96,000 employees in FY22, to remain a net hirer: Nasscom. https://www. businesstoday.in/industry/it/story/indian-it-sector-to-add-over-96000-employees-in-fy21-to-remain-a-net-hirer-nasscom-298968-2021-06-17 (22.10.2021).

20 Indian IT sector to add over 96,000 employees in FY22, to remain a net hirer: Nasscom. https://www. businesstoday.in/industry/it/story/indian-it-sector-to-add-over-96000-employees-in-fy21-to-remain-a-net-hirer-nasscom-298968-2021-06-17 (22.10.2021).

Облачные вычисления позволяют пользователям брать в аренду или использовать ПО, хранилища данных, серверы по требованию, вместо того чтобы покупать нужные устройства и ПО. С распространением новых технологий, таких как Большие данные, аналитика, ИИ и Интернет вещей спрос на облачные услуги в Индии колоссально увеличился. Частные компании -провайдеры облачных услуг способствуют реализации государственных инициатив. ИТ-компании инвестируют в облачные услуги, чтобы ответить на растущий спрос. Wipro через свое подразделение FullStride Cloud Services вложила 1 млрд долл. в облачные технологии, в покупку компаний, в ней работает более 79 тыс. специалистов по облачным вычислениям. Infosys создала облачную платформу Cobalt и предлагает 35 000 облачных активов и более 300 облачных решений. Есть целый ряд стартапов и даже единорогов, предлагающих облачные услуги, такие как SaaS (ПО как услуга). Следующим шагом развития облачных технологий в Индии должна стать разработка и внедрение собственных облачных технологий21.

В период пандемии повсеместно, в разных странах, возросло использование онлайн-платежей. Правда, индийцы в период самой острой вспышки пандемии стремились запастись наличными деньгами из опасения, что вдруг в условиях кризиса будут повторены какие-то меры типа демонетизации, проведенной в 2016 г. Но параллельно возросло и использование онлайн-платежей. В Индии в 2016 г. в рамках стратегии «Цифровая Индия» была создана государственная цифровая платформа электронных платежей UPI. К октябрю 2021 г. общая сумма транзакций на платформе достигла более 100 млрд долл. Только в октябре 2021 г. через платформу было сделано 4,21 млрд транзакций. Через 5 лет после демонетизации сумма наличных денег в обращении увеличилась, хотя она возросла бы несравненно больше, если бы среди индийцев не увеличилась популярность онлайн-платежей22.

Стартапы в сфере цифровой экономики

Наряду с иностранными филиалами, крупными и средними национальными компаниями, мелкими предприятиями, в ИТ-отрасли Индии действует большое число стартапов: в 2005 г. их было около 1000, а к 2014 г. -около 3000. Одним из центров, где «как грибы после дождя» растут стартапы, является признанный центр отрасли, Бенгалуру. На 1000-1200 новых компаний приходится 9-10% оборота отрасли. Стартапы на некоторых инновационных направлениях весьма успешно конкурируют даже с компаниями «пятерки». Наибольшее число стартапов в 2014 г. насчитывалось в электронной торговле - более 500. Кроме того порядка 400 компаний дей-

21 India's cloud end-user spending to grow by 35% in 2021: Gartner. https://www.businesstoday.in/ technology/story/indias-cloud-end-user-spending-to-grow-by-35-in-2021-gartner-311397-2021-11-05?utm_ source=newsletter&utm_medium= email&utm_campaign=netcore (13.11.2021).

22 Five years after demonetisation, notes in circulation on rise; digital payments also surgePTI. Nov 07, 2021. https://www.businesstoday.in/latest/economy/story/ five-years-after-demonetisation-notes-in-circulation-on-rise-digital-payments-also-surge-311520-2021-11-07?utm_source=newsletter&utm_medium=email&utm_ campaign=netcore (13.11.2021).

ствовало в сфере образования и в Интернете, более 250 стартапов обслуживало профессиональные услуги, розничную торговлю, сферу туризма. Более 100 стартапов специализировались на финансовых услугах, 120-150 действовали в сферах телекоммуникаций, недвижимости, в обрабатывающей промышленности, занимались разработкой компьютерных игр, созданием анимации. Новые возможности для стартапов открываются в облачных технологиях (Платформа как услуга, PaaS), в использовании искусственного интеллекта, в производстве встроенного в технику ПО, в электронной торговле и в SMAC (социальных сетях, приложениях к мобильным устройствам, облачных технологиях)23.

К 2020 г. в сфере высоких технологий в Индии работали 9300 стартапов, в 2020 г. 27 из них входили в число единорогов (стартапов с рыночной капитализацией более 1 млрд долл.) Многие из стартапов занимаются разработкой и внедрением таких технологий, как ИИ, блокчейн, робототехника, аналитика данных и автоматизация24.

Период пандемии, коронакризиса в Индии сопровождался ростом спроса на цифровые сервисы, стремительным развитием стартапов цифровой экономики и трансформацией целого ряда из них в единороги (unicorns), стар-тапы, чья рыночная капитализация перешла порог в 1 млрд долл.

Согласно докладу PricewaterhouseCoopers (PwC) под названием 'Start-up Perspectives - India start-up deals tracker Q3 CY21', Индия в 2021 г. вышла на второе место в мире по числу единорогов после США (до этого она занимала четвертое место, после Китая и Великобритании). В 2021 г. только за первые 9 месяцев в Индии возникло 29 единорогов, всего стало 66 единорогов. Новые единороги действуют прежде всего в таких сферах, как SaaS (облачные вычисления, ПО как услуга), Fintech, онлайн-образование (Edtech). В их числе Moglix, платформа электронной торговли, которая получила инвестиции от фонда с участием Ратана Таты; CRED (финтех), Meesho (онлайн-торговля); платформа по торговле криптовалютой CoinDCX, платформа онлайн-торговли Groww, приложение для электронных платежей BharatPe и платформа онлайн-образования upGrad25.

Инвестиции в стартапы и единороги цифровой экономики вкладывают известные западные, японские, китайские инвестиционные фонды и компании, а также индийские инвестиционные фонды. Среди индийских инвестиционных фондов активно инвестирует в стартап фонд с участием Ратана Таты.

Например, купным инвестором в стартапы стала японская компания Softbank. Ее руководитель Масаёси Сон вкладывал деньги в такие компании как Kingston, Yahoo в США. В 2000-х гг. он вложил 20 млн долл. в компанию

23 NASSCOM. The IT-BPM Sector in India, 2014.

24 5 Years of Digital Bharat. Ministry of Electronics and Information Industry. July 1, 2020.

25 India has second largest number of unicorns; Sequoia top investor, says PwC India report. BusinessToday.In. Oct 18, 2021, https://www.businesstoday.in/ entrepreneurship/news/story/india-has-second-largest-number-of-unicorns-sequoia-top-investor-says-pwc-india-report-309677-2021-10-18 (22.10.2021).

Alibaba (Алибаба). А теперь объект его внимания - индийские стартапы. Он инвестировал в индийский стартап Flipkart, а позднее эта компания электронной торговли была куплена американской Woolmart. Как пишут, Softbank получила 60% на вложенный капитал. Рыночная капитализация Flipkart достигла в 2021 г. 37 млрд долл.

Таблица 2

Портфель инвестиций в индийские стартапы Softbank к 2021 г.

Сфера деятельности Инвестиции (млрд долл.)

Flipkart Электронная торговля 3,6

Swiggy Онлайн-торговля готовой едой 1,25

Erudituw Онлайн-образование 0,65

Cars24 Онлайн-торговля подержанными автомобилями 0,45

Unacademy Онлайн-образование 0,44

Meesho Онлайн-торговля В2В 0,35

Источник: India having a unicorn flurry year, $20 billion raised so far in 2021. https://www.business-today.in/entrepreneurship/ news/story/india-having-a-unicorn-flurry-year-20-billion-raised-so-far-in-2021-308305-2021-10-02?utm_source=newsletter&utm_medium=email&utm_campaign=netcore (22.20.2021).

Softbank также инвестировала в единороги Paytm (финтех), OYO Rooms (онлайн-платформа аренды жилья), Ola Cabs (агрегатор такси), Delhivery (логистика), FirstCry (электронная торговля), Lenskart (электронная торговля), PolicyBazaar (финтех).

Инвестиции RNT Associates, инвестиционного фонда Ратана Таты, вложены в стартапы Ola cabs, Zomato (онлайн-торговля готовой едой), Lenskart, FirstCry (электронная торговля).

Китайская компания Tencent вложила инвестиции в стартапы Biju's (онлайн-образование), Swiggy, Dream11 (онлайн-игры). Alibaba Singapore (сингапурский филиал известной китайской компании) - в Paytm, Paytm Mall, (электронная торговля), Zomato, BigBasket (онлайн-торговля)26.

Можно говорить о настоящем «буме» единорогов в Индии в 2021 г.

«Цифровая Индия»

В июле 2020 г. был опубликован доклад Министерства электронной промышленности и информационной отрасли «Пять лет Цифровой Индии». В нем подводятся итоги осуществления стратегии «Цифровая Индия» за 5 лет. Премьер министр Нарендра Моди характеризует ее как «стратегию, обеспечивающую развитие, ориентированное на людей, управляемое людьми и дружественное по отношению к нашей планете» (People Centric, People Driven and Planet Friendly Development)27. Программа «Цифровая

26 Hurun India Unicorn Investor List 2020 https://www.indianweb2.com/2020/08/hurun-india-top-unicorn-investors-list.html (22.20.2021).

27 5 Years of Digital Bharat. Aatmanirbhar Bharat. July 1, 2020. Ministry of Electronics and Information Technology. Government of India, 2020. P. 2.

Индия» призвана обеспечить индийцев возможностями, открываемыми ИКТ, сократить цифровое неравенство, обеспечить цифровую инклюзию в обществе. Реализация программы должна быть основана на разработанной в стране технологии, с невысокими издержками28.

Таблица 3

Индия: распространение мобильной связи, интернета и число зарегистрированных пользователей электронных идентификационных карт Аадхаар, 2014-2020 гг.

Июнь 2014, млн Январь 2020, млн

Число пользователей мобильных телефонов 220 500+

Число подписок на мобильные телефоны 900 1174

Число интернет-пользователей 243 688

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Число зарегистрированных пользователей Аадхаар (млн человек) До мая 2014 К маю 2020

610 1258

BharatNet линии оптоволоконной связи (км) Июнь 2014 Май 2020 г.

358 433268

Место Индии по индексу Digital Governance 118 96

Составлено по: 5 Years of Digital Bharat, 2020. P. 6, 13.

В результате реализации стратегии повысился доступ населения Индии к цифровым технологиям. С июня 2014 г. по январь 2020 г. в Индии число пользователей мобильных телефонов возросло с 220 млн до более чем 500 млн, при этом число подписок на мобильные телефоны увеличилось с 900 млн до 1174 млн. Число интернет-пользователей в Индии возросло за тот же период с 243 млн до 688 млн (см. табл. 3). Объем электронной торговли увеличился с 28 млрд долл. в 2016 г. до 33 млрд долл. в 2017 г., 39 млрд долл. в 2018 г., 43 млрд долл. в 2019 г. и 54 млрд долл. в 2020 г.

Если говорить о цифровой экономике, о сфере ИКТ, то особенность Индии, специфика ее положения в системе международного разделения труда на современном этапе состоит в том, что она стала центром офшо-ринга и аутсорсинга ИТ-услуг. Стратегия «Цифровая Индия» делает ставку на использование этого преимущества. Развитие ИТ-услуг остается национальным приоритетом. Принята и Национальная политика по программным продуктам (National Policy on Software Products). Впервые программные продукты рассматриваются отдельно от ИТ-услуг. Поставлена задача способствовать созданию 10 000 стартапов в сфере производства программных продуктов, что позволит создать 3,5 млн новых рабочих мест, увеличить выручку от продажи не ИТ-услуг, а программных продуктов с 7,1 млрд долл. до 70-80 млрд долл. в 2025 г. Большое внимание уделяется созданию инкубаторов для стартапов, развитию экосистем29.

28 5 Years of Digital Bharat. Р. 3.

29 5 Years of Digital Bharat. Р. 20, 21.

В целях инклюзивного развития, обеспечения занятости поставлена задача роста занятости в сфере ИТ-услуг в сельской Индии, в небольших городах, развития аутсорсинга бизнес-процессов (БПО) в деревне, создания микропредприятий БПО в общинных сервисных центрах, в каждом из них может быть 5-10 рабочих мест для молодых людей. Расходы на программу стимулирования БПО в сельской местности к 2020 г. достигли 4930 млн рупий. ИТ-услуги получили развитие в городах 2-го и 3-го эшелонов, таких как Патна, Музаффарпур, Каримнагар, Сангли, Бадгам, Шринагар, Джамму, Сопор, Барейли, Веллор, Гунтур, Сагар. Если в 2016/2017 г. в них насчитывалось 14 900 рабочих мест в сфере ИТ-услуг, то в 2020/2021 г. - 53 348 рабочих мест. Всего было создано 282 предприятия по БПО в 123 городах 2-го и 3-го эшелонов, на которых занято 1,2 млн человек. Программа стимулирования БПО на Северо-Востоке Индии ставит целью создать рабочие места для 15 000 человек. Предприятия по БПО работают в таких городах, как Имфал, Кохима, Гувахати, Маджули, Шиллонг30.

Важный элемент стратегии «Цифровая Индия», призванный обеспечить инклюзивное развитие, - развитие сети общинных сервисных центров (Common Service Centres, ОСЦ), а также киосков цифровых услуг на местах. Число таких центров возросло с 83 тыс. в 2014 г. до 365 тыс. в 2020 г. Благодаря ОСЦ создано 1,2 млн рабочих мест (с учетом прямого и косвенного воздействия на занятость), стимулируется деятельность предпринимателей цифровой экономики, в том числе женщин. Более 38000 женщин-предпринимательниц работают в ОСЦ. В центрах ведется разъяснительная работа по проблемам женского здоровья. В период пандемии в них стали изготавливать средства индивидуальной защиты. Среди услуг, представляемых в ОСЦ, - оформление ID-карты избирателя, оплата коммунальных платежей, заказ билетов онлайн, услуги, связанные с земельным реестром; телемедицина, обучение компьютерной грамотности, страховые услуги, банковские услуги, предоставление лекарств традиционной индийской медицины Джан Аушадхи, дистанционные юридические консультации. В центах создаются и микро-предприятия по аутсорсингу бизнес-процессов.

Важное направление стратегии - развитие ИКТ-инфраструктуры Протяженность линий оптоволоконной связи BharatNet увеличилась с мая 2014 г. по май 2020 г. с 358 км до 433 268 км. Перед BharatNet поставлена цель - подключить к Интернету 250 000 панчаятов, на 31 мая 2020 г. было подключено 140 104 панчаятов. В сентябре 2016 г. группа Reliance Industries запустила в Индии сеть 4G под названием Jio, осуществив инвестиции на сумму в 20 млрд долл. Поставлена цель - охватить сетями 4-го поколения до 90% населения Индии31.

Важным направлением реформ стало введение общенациональной идентификационной системы, электронных удостоверений личности,

30 5 Years of Digital Bharat. Р. 15, 16, 29.

31 OECD Digital Economy Outlook 2017. OECD, P., 2017. Р. 147; 5 Years of Digital Bharat. Р. 13.

12-значных номеров, к которым привязаны имя, фамилия, адрес, номер телефона, банковской карты, а также биометрические данные - отпечатки пальцев и сканы оболочки глаза. Число зарегистрированных пользователей Аадхаар возросло с 610 млн в мае 2014 г. до 1258 млн к маю 2020 г., то есть обеспечен очень высокий охват населения. Аадхаар используется для прямого перевода государственных социальных пособий (Digital Benefits Transfer, DTI). К 31 мая 2020 г. были переведены субсидии на общую сумму в 1,14 трлн рупий. При этом 1,7 трлн рупий было сэкономлено благодаря удалению фиктивных претендентов на субсидии. Кроме того, 591,5 млн индийцев привязали к Аадхаар 877,9 млн своих банковских счетов32. Формально регистрация в идентификационной системе добровольная, но без нее невозможно получение субсидий, государственных услуг и т.д.

Для реализации стратегии «Цифровая Индия» создан целый ряд онлайн-платформ. Среди этих цифровых платформ - UPI, платформа электронных платежей, число транзакций на ней возросло с 915,2 млн в 2017/2018 г. до 1234,5 млн к маю 2020 г. Создана единая налоговая платформа GSTN (Goods and Services Tax Network) под лозунгом «Одна нация, одна налоговая платформа». Налоговые платежи могут осуществляться через портал (кроме ISGT на импорт). Создана единая онлайн-платформа для государственных закупок Government e-Marketplace, что обеспечивает более высокую прозрачность транзакций. Число организаций, осуществляющих закупки на этой торговой площадке, - 45404, число продавцов, провайдеров услуг - 397807, число продуктов - 29921; предложений услуг-29921, объем транзакций - 552,39 млн рупий (см. табл. 4).

Таблица 4

Индия: развитие цифровых сервисов

2017/18 Май 2020

Число транзакций UPI (млн) 915,2 1234,5

DigiLocker, число зарегистрированных пользователей (млн) 12 39

Сбор на дорогах, число квитанций 1,22 млн 12,27 млн

RuPay, объем 667,7 1480,7

NKN, National Knowledge Network, число подключенных институтов 1226 1721

Коммунальные центры услуг, число 83 000 (2014) 365 000

Составлено по: 5 Years of Digital Bharat, 2020. P. 9, 11, 13.

Цифровой сервис DigiLocker, созданный в 2015 г. с участием Министерства финансов, Резервного банка Индии, Министерства автодорожного транспорта, Министерства людских ресурсов, Бомбейской Фондовой биржи ^ЕВ1), позволяет гражданам безопасно хранить и использовать

32 5 Years of Digital Bharat. Р. 8.

документы, предоставлять к ним электронный доступ для провайдеров услуг. Всего на платформе хранилось к началу 2020 г. 3790 млн документов, задействовано 159 организаций, выдающих документы. Число зарегистрированных пользователей сервиса возросло с 2017/2018 финансового года по май 2020 г. с 12 млн до 39 млн. UMANG (United Mobile App for New Age Governance) - единое приложение для доступа к электронным государственным услугам на английском и 12 национальных языках Индии. С его помощью доступно более 875 услуг. Цифровой сервис NETCFastTag (National Electronic Toll Collection) позволяет совершать электронные платежи по сборам за парковку, в аэропортах. В цифровом сервисе, сети платежных карт RuPay Contactless, участвуют более 1100 банков, по 628 млн карт можно совершать платежи онлайн и офлайн, сеть обслуживают 150 тыс. терминалов33.

BBPS (Bharat Bill Payment System) - система платежей по коммунальным услугам, страхованию, уплате местных муниципальных налогов. Ее обслуживают более 500 агентов, включая кооперативные банки. Используются различные цифровые каналы (мобильные приложения банкинга, вебсайты, сетевой банкинг). Платежная система BHIM (Bharat Interface for Money) действует и за пределами Индии. Платежная система AePS (Aadhaar Enabled Payment System) осуществляет аутентификацию пользователей по биометрическим данным, с ее помощью можно получать субсидии Digital Benefits Transfer (DTI), обслуживание бесплатно для клиентов. С целью развития инноваций создана такая цифровая инфраструктура, как National Knowledge Network; эта сеть научных институтов, университетов соединена с мировыми центрами, такими, как швейцарский CERN, GARUDA, GLORIAD. Число подключенных к сети National Knowledge Network учреждений возросло с 1226 в 2013/2014 г. до 1721 к маю 2020 г. Цифровой сервис Meghraj, который упоминался выше, ставит целью ускорить предоставление электронных услуг на основе использования облачных технологий. Национальный центр геоинформатики предоставляет открытый доступ к базе данных в облаке, использует 504 веб-приложения и 34 мобильных приложения, задействованы 28 центральных министерств и 19 штатов. Приложения используются для реестра земельных участков, мониторинга добывающей промышленности, есть и приложения для полиции. Главные приложения -Government Land Information System, Mining Surveillance System, Aspirational Districts, Talpar - Delhi Police applications34.

Развитие этих и других цифровых сервисов (в сфере здравоохранения, образования) создает колоссальный спрос на услуги индийского сектора ИТ-услуг. Уменьшается его зависимость от спроса зарубежных клиентов.

Принимаются и новые меры по развитию цифровых платформ. Премьер-министр Индии Нарендра Моди в октябре 2021 г. объявил о запуске

33 5 Years of Digital Bharat. Р. 10, 11.

34 5 Years of Digital Bharat. Р. 12-14.

крупномасштабного амбициозного проекта Gati Shakti. Речь идет об интеграции на единой цифровой платформе 16 министерств, с тем чтобы обеспечить полную координацию между ведомствами35.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Цветкова Нина Николаевна - к.э.н., ведущий научный сотрудник ЦИОПСВ ИВ РАН, Москва

Nina Tsvetkova - PhD (Economics), Leading Research Fellow, Center of Studies of Common Problems of Contemporary East (CSCPCE), Institute of Oriental studies, RAS, Moscow

35 PM Modi's audacious Rs 100 lakh crore master plan and how it will help. https://www.businesstoday.in/ news-reel/video/pm-modis-audacious-rs-100-lakh-crore-master-plan-and-how-it-will-help-309383-2021-10-14?ref=taboola (24.10.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.