Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СБЫТОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

РАЗВИТИЕ СБЫТОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
102
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТОВО-РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ДОСТУПНОСТЬ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ / СБЫТОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Трубилин Александр Иванович, Шарипов Салимзян Ахтямович, Тюпаков Константин Эдуардович, Михайлов Арсений Эдуардович

В статье выявлена роль сбытовой инфраструктуры в обеспечении продовольственной безопасности страны и региона. Выполнено экономическое обоснование размещения и обеспечения эффективности функционирования сельскохозяйственных оптово-распределительных центров на территории Краснодарского края. Доказана необходимость развития сети региональных оптово-распределительных центров сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров для повышения уровня продовольственной самообеспеченности регионов России и продовольственной безопасности страны в целом. Показано, что уровень самообеспеченности, определенный Доктриной продовольственной безопасности, достигнут по таким продуктам питания, как мясо и мясопродукты, яйца, сахар, рыба. При этом потребление овощей и фруктов, молока и молочных продуктов составляет 60-70% от рекомендуемых научных норм, что обусловлено низкой экономической эффективностью производства этих продуктов и неготовностью товаропроводящих сетей к работе с небольшими ее объемами, производимыми крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. Представлен методологический подход к формированию и развитию региональных оптово-распределительных центров, основывающийся на проектировании оптимальной сети распределения и инвентаризации существующей инфраструктуры, что позволяет максимально удовлетворить население региона продуктами питания, а перерабатывающие организации сельскохозяйственным сырьем. На основе экономико-статистического метода вычисления центра тяжести обосновано местоположение оптово-распределительных центров в Краснодарском крае. Представлена бизнес-модель и обоснована эффективность организации региональных оптово-распределительных центров в Краснодарском крае, что позволит не только обеспечить население и гостей региона высококачественной продукцией, но и получить около 200 млн руб. дополнительной прибыли в год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Трубилин Александр Иванович, Шарипов Салимзян Ахтямович, Тюпаков Константин Эдуардович, Михайлов Арсений Эдуардович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MARKETING INFRASTRUCTURE AS A FACTOR OF ENSURING FOOD SECURITY

The article reveals the role of marketing infrastructure in ensuring food security of the country and the region. The economic justification of the placement and ensuring the efficiency of the functioning of agricultural wholesale distribution centers on the territory of Krasnodar Territory has been carried out. The necessity of developing a network of regional wholesale distribution centers of food and agricultural products to increase the level of food self-sufficiency of Russian regions and food security of the country as a whole has been proved. It is shown that the level of self-sufficiency determined by the Food Security Doctrine has been achieved for such food products as meat and meat products, eggs, sugar, fish. At the same time, the consumption of vegetables and fruit, milk and dairy products is 60-70% of the recommended scientific standards, which is due to the low economic efficiency of the production of these products and the unwillingness of distribution networks to work with small volumes produced by peasant farms. A methodological approach to the formation and development of regional wholesale distribution centers is presented, based on the design of an optimal distribution network and inventory of existing infrastructure, which makes it possible to satisfy the population of the region with food products as much as possible, and processing organizations with agricultural raw materials. Based on the economic and statistical method of calculating the center of gravity, the location of wholesale distribution centers in Krasnodar Territory is justified. The business model is presented and the effectiveness of the organization of regional wholesale distribution centers in Krasnodar Territory is substantiated, which will not only provide the population and guests of the region with high-quality products, but also receive about 200 million rubles of additional profit per year.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СБЫТОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

АГРАРНАЯ РЕФОРМА И ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Научная статья

УДК 339.332:338.439.68

doi: 10.55186/25876740_2022_65_1_85

РАЗВИТИЕ СБЫТОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

А.И. Трубилин1, С.А. Шарипов2, К.Э. Тюпаков1, А.Э. Михайлов1

1Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, Краснодар, Россия

2Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса, Казань, Россия

Аннотация. В статье выявлена роль сбытовой инфраструктуры в обеспечении продовольственной безопасности страны и региона. Выполнено экономическое обоснование размещения и обеспечения эффективности функционирования сельскохозяйственных оптово-распределительных центров на территории Краснодарского края. Доказана необходимость развития сети региональных оптово-распределительных центров сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров для повышения уровня продовольственной самообеспеченности регионов России и продовольственной безопасности страны в целом. Показано, что уровень самообеспеченности, определенный Доктриной продовольственной безопасности, достигнут по таким продуктам питания, как мясо и мясопродукты, яйца, сахар, рыба. При этом потребление овощей и фруктов, молока и молочных продуктов составляет 60-70% от рекомендуемых научных норм, что обусловлено низкой экономической эффективностью производства этих продуктов и неготовностью товаропроводящих сетей к работе с небольшими ее объемами, производимыми крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. Представлен методологический подход к формированию и развитию региональных оптово-распределительных центров, основывающийся на проектировании оптимальной сети распределения и инвентаризации существующей инфраструктуры, что позволяет максимально удовлетворить население региона продуктами питания, а перерабатывающие организации сельскохозяйственным сырьем. На основе экономико-статистического метода вычисления центра тяжести обосновано местоположение оптово-распределительных центров в Краснодарском крае. Представлена бизнес-модель и обоснована эффективность организации региональных оптово-распределительных центров в Краснодарском крае, что позволит не только обеспечить население и гостей региона высококачественной продукцией, но и получить около 200 млн руб. дополнительной прибыли в год.

Ключевые слова: оптово-распределительный центр, продовольственная безопасность, доступность продовольствия, сбытовая инфраструктура, экономическая эффективность

Original article

DEVELOPMENT OF MARKETING INFRASTRUCTURE AS A FACTOR OF ENSURING FOOD SECURITY

A.I. Trubilin1, S.A. Sharipov2, K.E. Tyupakov1, A.E. Mikhailov1

1Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin, Krasnodar, Russia 2Tatar Institute of Agribusiness Personnel Retraining, Kazan, Russia

Abstract. The article reveals the role of marketing infrastructure in ensuring food security of the country and the region. The economic justification of the placement and ensuring the efficiency of the functioning of agricultural wholesale distribution centers on the territory of Krasnodar Territory has been carried out. The necessity of developing a network of regional wholesale distribution centers of food and agricultural products to increase the level of food self-sufficiency of Russian regions and food security of the country as a whole has been proved. It is shown that the level of self-sufficiency determined by the Food Security Doctrine has been achieved for such food products as meat and meat products, eggs, sugar, fish. At the same time, the consumption of vegetables and fruit, milk and dairy products is 60-70 % of the recommended scientific standards, which is due to the low economic efficiency of the production of these products and the unwillingness of distribution networks to work with small volumes produced by peasant farms. A methodological approach to the formation and development of regional wholesale distribution centers is presented, based on the design of an optimal distribution network and inventory of existing infrastructure, which makes it possible to satisfy the population of the region with food products as much as possible, and processing organizations with agricultural raw materials. Based on the economic and statistical method of calculating the center of gravity, the location of wholesale distribution centers in Krasnodar Territory is justified. The business model is presented and the effectiveness of the organization of regional wholesale distribution centers in Krasnodar Territory is substantiated, which will not only provide the population and guests of the region with high-quality products, but also receive about 200 million rubles of additional profit per year. Keywords: wholesale distribution center, food security, food availability, marketing infrastructure, economic efficiency

Введение

Современные геополитические процессы, экономические кризисы, неблагоприятные погодные условия последних десятилетий, пандемия ШШ-19 привели к повышенному спросу на продовольственные товары во всех странах мира. В этих условиях одной из актуальных задач

современной России является увеличение объемов производства продовольственных товаров и своевременная доставка их потребителю, что способствует обеспечению продовольственной безопасности страны.

Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации определяет ее как

© Трубилин А.И., Шарипов С.А., Тюпаков К.Э., Михайлов А.Э., 2022

Международный сельскохозяйственный журнал, 2022, том 65, № 1 (385), с. 85-89.

«состояние социально-экономического развития страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость РФ, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевой продукции, соответствующей обязательным требованиям, в объемах не меньше рациональных норм

потребления пищевой продукции, необходимой для активного и здорового образа жизни» [1]. Причем для обеспечения необходимого уровня продовольственной безопасности российского населения необходимо наличие в торговой сети порядка 85-95 % наиболее важных продуктов питания отечественного производства.

Основным направлением государственной аграрной политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности является развитие транспортной и логистической инфраструктуры, в том числе в отдаленных районах страны. Развитие региональной транспортно-логисти-ческой инфраструктуры позволит агропромышленным организациям, в том числе и крестьянским (фермерским) хозяйствам, хранить, подрабатывать и поставлять продукцию к местам ее потребления, что обеспечит снижение непроизводственных потерь, повышение экономической и физической доступности качественной пищевой продукции для формирования здорового питания всех групп населения. Решить эту проблему, на наш взгляд, поможет создание системы региональных оптово-распреде-лительных сельскохозяйственных центров [2].

Предварительные расчеты показали, что развитие товаропроводящей сети позволит производителям довести свою долю в цене продукции до 60 %%, в то время как сегодня этот показатель из-за наличия цепи посредников не превышает 30-35 %%. Кроме того, это позволит снизить розничные цены на продовольственные товары на 15-20 %%, что увеличит объем потребления продовольствия не менее чем на 10-12 %%, а улучшение условий хранения позволит снизить объем потерь произведенной продукции, особенно овощей и фруктов, на 40-50 %%.

Методология исследования

Методологической базой исследования послужила совокупность методов анализа и синтеза, сравнительного анализа, монографического, рейтинговой оценки, экономико-статистического метода вычисления центра тяжести.

Результаты исследования

и их обсуждение

Реализация политики импортозамещения позволила аграриям страны нарастить объемы производства зерна и муки, мяса и мясопродуктов, овощей и фруктов, картофеля и растительного масла. По данным Федеральной службы государственной статистики РФ, за период с 2014 по 2020 гг. рост производства сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров крупными, средними и малыми организациями агропромышленного сектора превысил 180 %%. Производство зерна и зернобобовых культур достигло 120 млн т, сахарной свеклы — 54,4, картофеля — 22,1, овощей открытого и закрытого грунта — 14,1, плодов и ягод — 3,5 млн т. Объем производства скота и птицы на убой, молока составил 15,2 и 31,3 млн т соответственно, что на 2-2,5 %% выше уровня 2018 г.

В рамках реализации ведомственного проекта «Развитие отраслей агропромышленного комплекса, обеспечивающих ускоренное им-портозамещение основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», особое внимание уделяется средним и малым формам хозяйствования, которые произвели: картофеля — 7,6 млн т, овощей — 6,8, плодов и ягод — 1,2, мяса скота и птицы — 11 млн т. Темп роста производства сельскохозяйствен-

ной продукции в средних и малых сельскохозяйственных организациях составил 106,6 %%, в том числе в растениеводстве — 109,3 %%, в животноводстве — 103,4 %.

Стабильные показатели роста производства продукции показывают и предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье. Объем производства хлебных продуктов позволил обеспечить потребление их населением страны на уровне 116 кг/год на человека, при рекомендованной норме 96 кг/год на человека. Молоко и молочные продукты в структуре розничного товарооборота продовольственными товарами занимают 4,4 %, что обеспечивает 84,4 % внутреннего потребления населением. Производство сыров и сырных продуктов с 2014 г. выросло в 2 раза и составило 698 тыс. т, что обеспечило предложение на рынке (вместе с запасами) в объеме 878,6 тыс. т. Объем производства подсолнечного масла вслед за ростом производства семян подсолнечника увеличился на 32,5 °% по отношению к 2014 г. и составил 5,3 млн т, что позволило довести уровень самообеспеченности этим продуктом до 175,9 °%. Производство свекловичного сахара в 2019 г. составило 7,3 млн т, что на 16,5 °% выше уровня прошлого года, а объем потребления сахара составил 39,7 кг на человека. Объем всех реализованных продовольственных товаров в РФ за последние 5 лет увеличился на 29,6 °% и к 2020 г. составил свыше 14 трлн руб. [3, 6].

Основные потоки продовольственных товаров сосредоточены в Центральном (35,7 °%), Приволжском (18,6 °%), Южном (10,0 °%) и Северо-Западном (8,8 °%) федеральных округах, в которых проживает около 70 % населения страны, а плотность достигает 60 человек/км2. Основными торговыми сетями России, по которым осуществляется движение продуктов питания, являются «X5 Retail Group», «Магнит», «Лента», «Ашан», «Дикси», «Metro Cash&Carry», «О'Кей» и др. В последнее время предъявляются все более высокие требования к поставщикам продовольственных товаров, поэтому некоторые региональные и локальные ритей-леры (московская торговая сеть «Алые паруса»,

петербургская «ТД Интерторг», мурманская «Ев-ророс») не выдерживают конкуренции и уходят с рынка. Сложившаяся система узкоспециализированных хранилищ отдельных видов сельскохозяйственной продукции вокруг крупных городов и агломераций страны обеспечивает сезонные потребности населения в основном продуктами растительного происхождения (овощи, фрукты, ягоды). Более того, создать единую систему заготовки, переработки, хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров в регионах сегодня не позволяют разрозненность и несогласованность связей существующих торговых сетей, а также высокие тарифы на оказываемые услуги.

Таким образом, возникла необходимость в создании новой системы оптово-распреде-лительных сельскохозяйственных центров, базирующейся на оптимальной логистической сети распределения и инвентаризации существующей инфраструктуры регионов страны. Создание такой системы требует не только технико-технологического обоснования проекта и анализа продовольственного баланса региона, но и учета специфики региональных логистических цепочек по основным видам продукции. Количество создаваемых оптово-распредели-тельных сельскохозяйственных центров в стране или регионе зависит от объема производимой продукции и возможностей ее длительного хранения. Блок-схема формирования оптово-распределительных сельскохозяйственных центров в регионе представлена на рисунке 1.

Исходя из неравномерности производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия и размещения населения по территории страны и регионов, необходимо определить границы территорий, для которых будет выполняться поиск оптимального местоположения. Чтобы определить местоположение оптово-распределительного центра, обеспечивающего минимальные транспортные издержки, необходимо учитывать сроки хранения и условия перевозки различных видов продукции, а также динамику потребительского спроса на нее.

Создание сети оптово-распределительных центров

1 1 1

Суммарная потребность региона Объем распределенной продукции Анализ сырьевой базы региона

Анализ существующей транспортно-логистической инфраструктуры

Определение оптимального местоположения и числа объектов

Критерии: максимальное удовлетворение населения региона продовольствием; -минимальные затраты на транспортировку

Разработка проекта каждого оптово-распределительного центра

Рисунок 1. Блок-схема формирования оптово-распределительных сельскохозяйственных центров [5] Figure 1. Block diagram of the formation of wholesale and distribution agricultural centers [5]

АГРАРНАЯ РЕФОРМА И ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

£

Важной составляющей разработки проекта организации оптово-распределительных центров в определенном месте является наличие необходимого объема инвестиционных ресурсов, в противном случае проект придется корректировать.

В зависимости от указанных факторов опто-во-распределительные сельскохозяйственные центры предлагается разделить на следующие уровни:

- региональные оптово-распределительные центры, обслуживающие территорию в радиусе от 150 до 350 км. Здесь возможна доработка сельскохозяйственной продукции (сушка, переработка, упаковка). Формируются мелкооптовые партии товаров и распределяются по торговым сетям на территории региона. Товарооборот таких центров может достигать 50 тыс. т продукции в год;

- межрегиональные оптово-распределитель-ные центры, ареал обслуживания которых может достигать 600 км, а товарооборот превышает 50 тыс. т. Такие центры должны быть оснащены необходимым оборудованием не только для хранения разнородной продукции, но и для подработки, первичной переработки, упаковки, маркировки, а также ветеринарного и фитосанитарного контроля. В них могут формироваться консолидированные партии товаров для межрегиональных поставок и распределения импортных потоков сельскохозяйственного сырья и продовольствия;

- национальные оптово-распределительные центры, которые формируют национальную сеть распределения аграрной продукции, осуществляют экспортно-импортные операции объемом более 200 тыс. т и охватывают всю территорию страны [5].

Каждый оптово-распределительный сельскохозяйственный центр должен иметь линии для обработки продукции, в том числе линии сортировки, калибровки, мойки, упаковки, нарезки и транспортировки. На холодильники с регулируемым температурным режимом от -25оС до +10оС должно приходиться около 65 % площади оптово-распределительного сельскохозяйственного центра. Причем сам центр может закупать продукцию, а также предоставлять свои услуги участникам агропродовольственно-го рынка, что позволит агропромышленным организациям найти наиболее выгодных покупателей и предложить им товар с необходимыми ценовыми и качественными характеристиками. Условия открытости и доступности информации, обеспечения конкурентных преимуществ, отсутствия дискриминации,добровольного исполнения сторонами достигнутых соглашений, справедливого распределения рисков и свободы заключения соглашений позволят значительно снизить экономические, технологические и другие риски и угрозы обеспечения продовольственной безопасности.

Крупные продовольственные оптово-розничные рынки универсального характера широко распространены во Франции, Испании, Польше, США, Индии, Китае, Японии и других странах. Использование передовых инновационных технологий доработки, хранения, логистики и управления позволяют концентрировать в них около 15-20 тыс. наименований различных видов продуктов питания, что создает возможность для организации прямых поставок в розничную торговлю.

Основной задачей оптово-распределитель-ных сельскохозяйственных центров является удовлетворение потребностей населения в продовольственных товарах при минимальных затратах на доставку, доработку, хранение, распределение и реализацию продукции. Их экономическая и технологическая эффективность зависит от месторасположения относительно производителей и потребителей сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Сбор информации о расположении поставщиков и заказчиков, объеме грузооборота и транспортных издержках позволит определить оптимальные координаты месторасположения оптово-распределительного центра методом центра тяжести по грузообороту [7]. Поскольку оптово-распределительные центры ориентированы прежде всего на решение наиболее острых проблем со сбытом произведенной продовольственной продукции в малых формах хозяйствования, то в качестве критерия оптимальности предлагается использовать минимум транспортных затрат при существующем объеме производства и потребления населением региона сельскохозяйственной продукции. Для этого необходимо определить координаты местоположения х0 и у, при которых суммарные затраты на транспортировку будут минимальны:

ТС = ЪЪа,1 * д, * Т * Бу

¿—¡¿.и V

► тш,

(1)

где 01 — объем грузопотока ¡-го поставщика/ потребителя до ближайшего оптово-распреде-лительного центра, т/год; Т — средние затраты на перевозку 1 т груза в регионе, руб./т-км; й, — расстояние между у-м оптово-распределитель-ным центром и ¡-м поставщиком/потребителем, км; а — бинарная переменная, равная 1, если ¡-й пост;) вщик/потребитель находится в зоне обслуживания у-го распределительного центра; } — множество оптово-распределительных центров; I — множество поставщиков/потребителей.

Бинарные переменные в модели (1) должны быть нормированы по поставщикам/потребителям так, чтобы выполнялось условие:

= 1, V , е I.

(2)

Расстояние между оптово-распределитель-ными центрами, поставщиками и потребителями можно приблизительно определить по формуле эвклидового расстояния в двумерном пространстве. Для более точных расчетов предлагается задачу (1) решать на данных распределения дорожно-транспортной сети в регионе, представленных в виде квадратной матрицы продолжительности путей, скорректированных на их пропускную способность.

С помощью итерационного сходящегося алгоритма можно найти оптимальные координаты х0 и у0 размещения для каждого оптово-распре-делительного центра, обслуживающего отдельные зоны региона и страны:

Ъа-у **(( *Т)

_ е_

Ъ д. *т 1

¡^г

Ъа * у, *(( * т)

,еI_

Ъ д * т '

(3)

где х, у — фактические координаты места расположения -го поставщика/потребителя;

ху, у. — искомые координаты места расположения у-го оптово-распределительного центра.

При определении координат необходимо учитывать наличие существующей транспортной сети, размер и конфигурацию обустраиваемого под центр участка, а также планы местных органов власти в отношении обустройства территории. Данный метод позволяет ориентировочно определить координаты размещения оптово-распределительного центра, а точное место выбора должно определяться с учетом возможностей данной местности [4].

Ведущее место среди регионов страны по производству и переработке сельскохозяйственной продукции занимает агропродо-вольственный комплекс Краснодарского края. В структуре стоимости производимой в России сельскохозяйственной продукции доля Краснодарского края составляет свыше 7 %. В крае ежегодно производится 800-850 тыс. т овощей и бахчевых культур, свыше 350 тыс. т картофеля, около 500 тыс. т плодов и ягод, 227 тыс. т винограда, 1500 тыс. т молока, 400 тыс. т мяса, 5 тыс. т меда, 1600 млн шт. яиц. Масложировая, молочная, мясная, сахарная, плодоовощная и консервная промышленность региона производит свыше 3000 наименований продуктов питания, потребляемых не только на территории края, но и за его пределами. Пищевой промышленностью ежегодно перерабатывается и консервируется мяса и мясной пищевой продукции — 450 тыс. т, рыбы, ракообразных и моллюсков — 42,2 тыс. т, фруктов и овощей — 1382 муб, молочной продукции — 580 тыс. т, хлебобулочных и мучных кондитерских изделий — 390 тыс. т, муки, крупы, крахмала — 389 тыс. т, сахара 1898 тыс. т, кормов для животных — 2350 тыс. т, не считая напитков и табачных изделий. Самообеспеченность населения Краснодарского края мясом и мясопродуктами (85 %), молоком и молоко-продуктами (103 %), картофелем (91%), овощами и бахчевыми культурами (106 %), фруктами и ягодами (78 %) достигает или превышает пороговые значения, указанные в Доктрине продовольственной безопасности [1]. Рост объемов производства и переработки сельскохозяйственной продукции в Краснодарском крае требует развития торговой инфраструктуры за счет организации и строительства оптово-распре-делительных сельскохозяйственных центров, что позволит насытить внутренний продовольственный рынок региона качественными продовольственными товарами.

В 2019-2020 гг. в Краснодарском крае функционировало около 40 оптово-распределитель-ных центров и транспортно-логистических компаний, около 22700 торговых точек по продаже продовольственных товаров различного формата. Свыше 8000 магазинов относятся к федеральным розничным сетям: «Магнит», «О'Кей», «Ашан», «Лента», «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель», «Светофор». Региональным торговым сетям «Агрокомплекс» и «Табрис» принадлежит около 1200 торговых точек, остальные представляют собой различные форматы торговли продовольственными товарами. Также имеются ярмарки, рынки и точки нестационарной торговли. Все они нуждаются в наличии многофункциональной оптово-розничной инфраструктуры.

Создание оптово-распределительного сельскохозяйственного центра на территории Краснодарского края должно быть направлено на повышение эффективности производственно-

Международный сельскохозяйственный журнал. Т. 65, № 1 (385). 2022

X

экономической деятельности средних и малых сельскохозяйственных организаций региона, а также цехов переработки продукции и производства продовольственных товаров. Опрос потенциальных клиентов оптово-распредели-тельного центра (сельскохозяйственных организаций и предприятий пищевой промышленности Краснодарского края) показал, что 70 % из них отдают предпочтение хранению небольших партий продукции в складах, а также доработке, сортировке, консолидации, дроблению, формированию и стикетированию партий товара, сертификации грузов, таможенной очистке, услугам страховых компаний, банков, автосервиса и др.

Проведенный в 2019 г. в Краснодарском крае анализ торговых потоков сельскохозяйственной продукции и продовольствия позволил определить три области размещения оптово-распреде-лительных центров в регионе (табл.).

Северная оптово-распределительная зона охватывает 19 районов Краснодарского края и приграничные зоны Ростовской области на расстоянии около 100 км. С центром в Павловском районе оптово-распределительный центр может обеспечить сельскохозяйственной продукцией и продовольственными товарами 1,5 млн человек на сумму 85 млрд руб. Западный

ареал обслуживания включает города Краснодар, Анапу, Геленджик и Новороссийск, а также 9 районов Краснодарского края, в которых проживает почти 2,4 млн человек, а объем реализации продовольственных товаров составляет 450 млрд руб. Центр южной зоны базируется в Республике Адыгея в пригороде г. Майкопа. Этот центр сможет обеспечить жителей (1,5 млн человек) и сезонных отдыхающих (10 млн человек) курортной зоны Краснодарского края продуктами питания на сумму свыше 200 млрд руб. (рис. 2).

Организацию логистической инфраструктуры Краснодарского края предлагается реализовывать по бизнес-модели агропромышленного парка на условиях частно-государственного партнерства в соответствии с ФЗ-№ 115 от 21.07.2005 г. «О концессионных соглашениях», ФЗ-№ 224 от 13.07.2015 г. «О государственно-частном партнерстве, муни-ципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Постановление Правительства РФ № 1413 от 24.11.2018 г., а также приказы Минсельхоза России № 549 и № 550 от 29.11.2018 г. предусматривают государственную поддержку создания

Таблица. Области размещения оптово-распределительных центров Краснодарского края Table. Areas of placement of wholesale distribution centers of the Krasnodar Territory

Название цента Предлагаемое размещение, координаты (x,y) Количество районов в зоне обслуживания центра Мощность, тыс. т/год Грузооборот, тыс. т-км Расстояние до краевого цента, км

Север (208,230) 16 1972,6 82309,4 82

Запад (118,174) 14 844,2 33309,8 49

Юг (246,134) 13 911,3 54508,8 85

Рисунок 2. Области размещения оптово-распределительных центов на территории Краснодарского края Figure 2. Areas of location of wholesale distribution centers in the Krasnodar Territory

таких центров в виде 20 % субсидий на возмещение части прямых инвестиционных затрат.

Общий объем инвестиций в создание одного агропромышленного торгово-распредели-тельного центра мощностью 50 тыс. т продукции составит около 1 млрд руб., включая субсидии со стороны органов государственной власти. Учитывая социальную направленность проекта, планируемая прибыль при выходе проекта на 100 % мощность превысит 200 млн руб. в год, срок окупаемости капиталовложений в создание оптово-распределительного центра составит 8 лет, при этом численность сотрудников агропромышленного парка составит около 250 человек, что будет приносить бюджету региона более 15 млн руб. дополнительных налоговых отчислений ежегодно.

Заключение

Стратегической целью обеспечения продовольственной безопасности страны является повышение доступности населения к качественному и недорогому продовольствию. Достижение этой цели требует развития аграрной сбытовой инфраструктуры. Предложенный методологический подход к формированию и развитию комплексной сбытовой инфраструктуры региона и страны, в котором оптимальное размещение агропромышленных торгово-распределитель-ных центров предлагается определять методом поиска центра тяжести координат с учетом объема производимой продукции, расстояния между производителями и потребителями, удельных затрат на товародвижение.

Расчетами настоящего исследования подтверждается экономическая эффективность создания и использования бизнес-модели агропромышленного торгово-распределительного центра на базе государственно-частного партнерства. При государственном софинансиро-вании инвестиционного проекта срок окупаемости капитальных вложений в его реализацию составит около 8 лет, а бюджетный эффект превысит 15 млн руб.

Особенностью предложенной концепции бизнес-модели агропромышленного торгово-распределительного центра является ориентация на малые и средние сельскохозяйственные и перерабатывающие организации. Создание отвечающей современным требованиям аграрной торгово-распределительной структуры значительно расширит возможности развития отечественного аграрного бизнеса, что будет способствовать повышению уровня самообеспеченности населения региона качественными продуктами питания по более доступным ценам и укреплению продовольственной безопасности страны.

Список источников

1. Алтухов А.И. Парадигма продовольственной безопасности России. М.: Фонд развития и поддержки молодежи «Кадровый резерв», 2019. 685 с.

2. Трубилин А.И., Эпштейн Д.Б., Куртисс Я. и др. Аграрная экономика России: проблемы и векторы развития. Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, 2018. 342 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Нечаев В.И., Бершицкий Ю.И., Тюпаков К.Э., Сайфет-динова Н.Р. Методические особенности обоснования рациональных размеров сельскохозяйственных организаций // Вестник АПК Ставрополья. 2015. № 1 (17). С. 333-340.

4. Рыкова И.Н., Смирнов М.А. Проблемы и перспективы развития в России оптово-распределительных центров для сбыта сельскохозяйственной продукции // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 34 (220). С. 2-11.

АГРАРНАЯ РЕФОРМА И ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

5. Трубилин А.И., Тюпаков К.Э., Адаменко А.А. Продовольственная безопасность: проблемы и пути решения // Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2021. № 90. С. 5-10. doi: 10.21515/1999-1703-90-5-10

6. Jalali, S., Seifbarghy, M., Sadeghi, J., Ahmadi, S. (2016). Optimizing a bi-objective reliable facility location problem with adapted stochastic measures using tuned-parameter multi-objective algorithms. Knowl. Based Syst., vol. 95, pp. 45-57.

7. Указ Президента РФ от 21.01.2020 г. № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» // Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ. Режим доступа: https://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/73338425/ (дата обращения: 30.10.2021).

References

1. Altukhov, A.I. (2019). Paradigma prodovol'stvennoi bezopasnosti Rossii [The food security paradigm of Russia].

Moscow, Fund for the development and support of youth «Personnel reserve», 685 p.

2. Trubilin, A.I., Ehpshtein, D.B., Kurtiss, Ya. I dr. (2018). Agrarnaya ehkonomika Rossii: problemy i vektory razvitiya [Agrarian economy of Russia: problems and vectors of development]. Krasnodar, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin, 342 p.

3. Nechaev, V.I., Bershitskii, Yu.I., Tyupakov, K.Eh., Saifetdinova, N.R. (2015). Metodicheskie osobennosti obos-novaniya ratsional'nykh razmerov sel'skokhozyaistvennykh organizatsii [Methodological features of substantiating the rational size of agricultural organizations]. Vestnik APK Stavropol'ya [Agricultural bulletin of Stavropol region], no. 1 (17), pp. 333-340.

4. Rykova, I.N., Smirnov, M.A. (2014). Problemy i pers-pektivy razvitiya v Rossii optovo-raspredelitel'nykh tsentrov dlya sbyta sel'skokhozyaistvennoi produktsii [Problems and prospects of development in Russia of wholesale distribution centers for the sale of agricultural products]. Finansovaya

analitika: problemy i resheniya [Financial analytics: problems and solutions], no. 34 (220), pp. 2-11.

5. Trubilin, A.I., Tyupakov, K.Eh., Adamenko, A.A. (2021). Prodovol'stvennaya bezopasnost': problemy i puti resheniya [Food security: problems and solutions]. Trudy Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [Proceedings of the Kuban State Agrarian University], no. 90, pp. 5-10. doi: 10.21515/1999-1703-90-5-10

6. Jalali, S., Seifbarghy, M., Sadeghi, J., Ahmadi, S. (2016). Optimizing a bi-objective reliable facility location problem with adapted stochastic measures using tuned-parameter multi-objective algorithms. Knowl. Based Syst., vol. 95, pp. 45-57.

7. Ukaz Prezidenta RF ot 21.01.2020 g. № 20 «Ob utver-zhdenii Doktriny prodovol'stvennoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii» [Decree of the President of the Russian Federation No. 20 dated 21.01.2020 "On Approval of the Food Security Doctrine of the Russian Federation"]. Available at: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73338425/ (accessed: 30.10.2021).

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ & КОРОЛЬ ИНДУСТРИЯ ХОЛОДА для АПК

Russia 2022

15-17 МАРТА

п/ РОССИЯ,

00 МОСКВА,

стран КРОКУСЭКСПО

m

щщм

Ш:

M

(■i. J^r У//Ж

W'

Выставка Meat & Poultry Industry Russia -

специализированная выставка, отражающая всю цепочку производства в мясной промышленности и птицеводстве - от поля до стола.

Выставка проводится в Москве с 2001 года, а с 2004 года проходит при поддержке VIVworldwide.

ф

MAP

MEAT AND POULTRY

RUSSIA

+ 7 (495) 797 69 14 | info@meatindustry.ru | www.meatindustry.ru

Информация об авторах:

Трубилин Александр Иванович, доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАН, ректор, trubilin.a@kubsau.ru

Шарипов Салимзян Ахтямович, доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАН и АН РТ, главный научный сотрудник, tipka_umo@mail.ru Тюпаков Константин Эдуардович, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и внешнеэкономической деятельности, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-9335-2686, tupakov@yandex.ru

Михайлов Арсений Эдуардович, аспирант кафедры экономики и внешнеэкономической деятельности, roben.90@mail.ru Information about the authors:

Alexander I. Trubilin, doctor of economic sciences, professor, corresponding member of the Russian academy of sciences, rector, trubilin.a@kubsau.ru Salimzyan A. Sharipov, doctor of economic sciences, professor, corresponding member of the Russian academy of sciences and the Academy of sciences of the Republic of Tatarstan, chief researcher, tipka_umo@mail.ru

Konstantin E. Tyupakov, doctor of economic sciences, professor of the department of economics and foreign economic activity, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-9335-2686, tupakov@yandex.ru

Arseniy E. Mikhailov, postgraduate student of the department of economics and foreign economic activity, roben.90@mail.ru

0 tupakov@yandex.ru

- 89

Международный сельскохозяйственный журнал. Т. 65, № 1 (385). 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.