Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ '

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
математика / электронный образовательный ресурс / самостоятельная работа / умения / mathematics / electronic educational resource / independent work / skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.А. Абрамов, Н.А. Лозовая

Рассмотрены ключевые умения самостоятельной деятельности студентов. На основе анализа принципов организации обучения в электронной среде и анализе личного опыта перечислены рекомендации по работе с дистанционным курсом по математике с целью развития самостоятельной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н.А. Абрамов, Н.А. Лозовая

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INDEPENDENT ACTIVITY OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF DISTANCE MATHEMATIC COURSE

The paper lists the key skills of independent activity of students. Based on an analysis of the principles of organizing training in an electronic environment and an analysis of personal experience, recommendations are listed for working with a distance mathematics course in order to develop independent activity.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ »

Секция

«ИННОВАЦИОННЫЕ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ»

УДК 378:51

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ

Н. А. Абрамов Научный руководитель - Н. А. Лозовая

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: nikitabrams@mail.ru

Рассмотрены ключевые умения самостоятельной деятельности студентов. На основе анализа принципов организации обучения в электронной среде и анализе личного опыта перечислены рекомендации по работе с дистанционным курсом по математике с целью развития самостоятельной деятельности.

Ключевые слова: математика, электронный образовательный ресурс, самостоятельная работа, умения.

DEVELOPMENT OF INDEPENDENT ACTIVITY OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF DISTANCE MATHEMATIC COURSE

N. A. Abramov Scientific Supervisor - N. A. Lozovaya

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: nikitabrams@mail.ru

The paper lists the key skills of independent activity of students. Based on an analysis of the principles of organizing training in an electronic environment and an analysis of personal experience, recommendations are listedfor working with a distance mathematics course in order to develop independent activity.

Keywords: mathematics, electronic educational resource, independent work, skills.

Математика - одна из фундаментальных дисциплин для будущего выпускника инженерного направления подготовки и инструмент в его профессиональных исследованиях. Математическая подготовка в современном образовании имеет ряд особенностей, что связано с ее трудоемкостью и усиленной математизацией в естественно-научной и профессиональной областях. Необходимость освоить большой объем информации, а затем адаптировать его к решению нематематических, прикладных задач, потребность в обновлении знаний в будущей профессии требует от студентов готовности к самостоятельной деятельности. Дистанционное обучение, реализуемое посредством электронных образовательных ресурсов, ориентировано на самостоятельную работу обучающихся.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2020. Том 3

Цель работы - описание опыта изучения математики в условиях дистанционного обучения и составление рекомендаций по работе с электронным образовательным ресурсом для развития самостоятельной деятельности студента.

При дистанционном обучении образовательный процесс реализуется в электронной среде и не предусматривает аудиторные занятия. Современные исследования подтверждают заинтересованность студентов в использовании электронных учебных и научных материалов: прослушивание видеолекций, просмотр презентаций, выполнение тестов, электронных тренажеров [1, с. 87]. Эффективное изучение математики в условиях дистанционного обучения основано на умениях и навыках самостоятельной работы и вовлечении студентов в самостоятельную деятельность. Такая форма организации обучения предполагает их дальнейшее развитие, т. е. развитие самостоятельной деятельности.

Изучение математики в электронной среде способствует решению ряда задач: для студента появляется возможность в любое время, в любом месте и в комфортном темпе самостоятельно проработать большие объемы информации, структурированные в соответствии с рабочей программой дисциплины; есть возможность взаимодействия студентов и преподавателя, в том числе и в режиме реального времени, через видеолекции, чаты, форумы, электронную почту; функции контроля и самоконтроля позволяют ритмично заниматься в курсе и придерживаться плана изучения дисциплины, но учитывая при этом свои индивидуальные возможности и потребности.

Обучение, ориентированное на студента, основывается на принципах, которые сформулировали В. А. Шершнева, Ю. В. Вайнштейн, Т. О. Кочеткова: персонализации учебного процесса; различия форм представления учебного контента; цикличности обучения; восполнения пробелов в знаниях и умениях, полученных ранее; мотивации студентов к обучению; направленности на достижение результатов обучения; актуальности содержания обучения для будущей профессиональной деятельности; консультирующей роли преподавателя [2, с. 163]. Студенту полезно знать о существовании этих принципов и учитывать их в ходе освоения дисциплины.

Для студентов направления 35.03.02 Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств дистанционное обучение организовано при помощи электронного образовательного ресурса [3].

Рассмотрим наполнение дистанционного курса на примере раздела «Обыкновенные дифференциальные уравнения». Остановимся на его элементах и их влиянии на развитие самостоятельной деятельности студентов. Материал раздела разбит на три темы: дифференциальные уравнения первого порядка, дифференциальные уравнения высших порядков, системы дифференциальных уравнений. В каждой папке темы есть теоретический и практический материал, который необходимо изучить в первую очередь. После каждой темы предложены тесты: тест на проверку усвоения основных понятий и обучающий тест-практикум по решению практических заданий. Есть итоговый тест по разделу, гиперссылки на видеоуроки и дополнительный материал, ссылки на видеолекции, проводимые преподавателем в определенное время. Также отдельно прикреплены документы со справочным материалом и индивидуальные задания, которые необходимо выполнить и прикрепить решения на проверку в курсе. Организован форум и чат.

Для повышения эффективности усвоения учебного материала и развития своих способностей к самостоятельной деятельности важен следующий план. Перед видеолекцией самостоятельно изучить предложенный материал и составить вопросы, для обсуждения с преподавателем. Перед прохождением обучающих тестов важно выполнить тест на усвоение теоретического материала, а уже после приступать к его выполнению и выполнению индивидуальных заданий и итоговому тесту. По мере необходимости нужно возвращаться к изученному ранее теоретическому материалу, видеоурокам, дополнительному и справочному материалам. Такая последовательность направлена на самоконтроль,

Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»

самооценку, самодиагностику и самостоятельную коррекцию дальнейших действий, а также на развитие умений, связанных с поиском и анализом источников информации; целеполаганием и планированием самостоятельной деятельности; развитием умений по определению логики и очередности различных видов самостоятельной работы; умениями реализовать сформулированные цели и планы; коммуникационными умениями [4, с. 222].

Опыт работы с электронным образовательным ресурсом позволил выработать для себя некоторые правила, повышающие эффективность самостоятельной работы, а анализ перечисленных ранее принципов помог в составлении рекомендаций, выполнение которых позволит повысить уровень самостоятельности студентов при освоении учебного материала в электронной среде и окажет благоприятное влияние на развитие самостоятельной деятельности.

Сформулируем эти рекомендации:

- регулярность работы с электронным образовательным ресурсом;

- последовательность изучение тем;

- цикличность;

- охват всех тем курса;

- взаимодействие с преподавателем.

Итак, дистанционное обучение позволяет организовать контролируемую самостоятельную работу, которая впоследствии может превратиться в самоуправляемую самостоятельную работу [5, с. 21], путем убывающей помощи студентам на основе использования активных методов обучения. Дистанционное обучение, реализуемое посредством электронных образовательных ресурсов, способствует решению задачи вовлечения обучающихся в самостоятельную деятельность, с учетом их потребностей и возможностей. Личностная заинтересованность студента позволяет повысить эффективность такой работы.

Библиографические ссылки

1. Белякова Е. Г., Захарова И. Г. Взаимодействие студентов вуза с образовательным контентом в условиях информационной образовательной среды // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 3. С. 77-105. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-3-77-105

2. Шершнева В. А., Вайнштейн Ю. В., Кочеткова Т. О. Адаптивная система обучения в электронной среде // Программные системы: теория и приложения. 2018. Т. 9. № 4 (39). С. 159-177. DOI: 10.25209/2079-3316-2018-9-4-159-177

3. Лозовая Н. А. Роль дистанционных курсов в индивидуализации математической подготовки будущих инженеров // Современные тенденции естественно-математического образования: школа - вуз. Материалы VIII международной научно-практической конференции. Соликамск, 2019. С. 61-64.

4. Милованова Г. В., Харитонова И. В., Фомина С. Н., Дайкер А. Ф. Определение значимых умений самостоятельной работы для успешного обучения в вузе // Интеграция образования. 2017. Т. 21. № 2. С. 218-229. DOI: 10.15507/1991-9468.087.021.201702.218-229

5. Образовательная деятельность студентов и преподавателей в системе дистанционного обучения [Электронный ресурс]: электронное учеб.-метод. пособие / Л. Н. Рулиене, В. В. Матонин, Н. В. Очирова, Т. Л. Денисова, Н. Б. Семёнова. Улан-Удэ: ОДТО БГУ, 2013. 91 с.

© Абрамов Н. А., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.