Е. Д. Крайнова
РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ В НАЦИОНАЛЬНОМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Ключевые слова: самостоятельная деятельность, развитие проектно-конструктивных способностей, профессиональная компетентность бакалавра.
Рассматривается развитие самостоятельной деятельности будущих бакалавров технологического направления в процессе математической подготовки с целью развития проектно-конструктивных способностей как основного элемента профессиональной компетентности бакалавров.
Key words: independent activity, development of design-constructive abilities, professional
competence of the bachelor.
Development of independent activity of the future bachelors of a technological direction in the course of mathematical preparation for the purpose of development of design-constructive abilities as basic element of professional competence of bachelors is considered.
Инновационное образование направлено на формирование у специалистов в области техники и технологий не только определенных знаний и умений, но и особых компетенций, сфокусированных на способности применения их на практике, в реальном деле, при создании новой конкурентоспособной продукции. Приоритетным становится не столько получение знаний, сколько управление знанием, информацией для решения конкретных социальных и профессиональных задач, в которых они могут проявиться. В настоящее время знания становятся средством преобразования ситуации.
Основой компетентности инженера является достаточный уровень развития проектно-конструктивных способностей (формализационных (А), конструктивных (В), исполнительских (С)). Проблему из области профессиональной деятельности необходимо формализовать, сконструировать алгоритм решения и исполнить решение [1]. В проектах стандартов третьего поколения универсальные и профессиональные компетенции бакалавра обеспечивают проектную, производственно-технологическую, организационноуправленческую, научно-исследовательскую деятельности и связаны с углубленным изучением технологических процессов для развития современных технологий, приоритетного развития нанотехнологий. В компетенциях как наиболее важные следует отметить способности применять современные методы исследования, разрабатывать проекты, использовать информационные технологии при их разработке, которые требуют развития проектно-конструктивных (АВС) способностей. Унификация образовательной программы бакалавра под его дальнейшую подготовку для научной или производственной деятельности определяет уровень развития его проектно-конструктивных способностей как основную составляющую профессиональной компетентности бакалавра технологического направления. Профессиональная подготовка бакалавра
технологического направления как умелого пользователя программных пакетов связана с качественной математической подготовкой, особенно с освоением метода математического моделирования для решения профессиональных задач. Этапы математического моделирования связаны с развитием проектно-конструктивных способностей (построение математической модели (А), ее изучение с помощью математических методов (В), анализ полученного решения (С)). Вместе с тем, эти способности проявляются и развиваются в процессе деятельности по самостоятельному освоению математических методов при выполнении определенных самостоятельных работ, требующих действий по формализации задачи, конструированию и исполнения их решения - самостоятельной деятельности в процессе математической подготовки.
Проведенный анализ требований к профессиональной подготовке бакалавров технологического направления позволяет выявить следующие педагогические условия развития их самостоятельной деятельности в процессе математической подготовки, которые способствуют успешному формированию профессиональной компетентности: 1) модель развития самостоятельной деятельности в процессе математической подготовки включает содержание и организацию самостоятельной деятельности как средства развития и саморазвития проектно-конструктивных способностей совместно с усвоением математических методов; 2) проектирование содержания самостоятельной деятельности осуществляется в виде системы самостоятельных математических работ с иерархической многомерной структурой, определяемой уровнями развития проектно-конструктивных способностей и уровнями деятельности; 3) проектирование организации самостоятельной деятельности представлено в виде поэтапного процесса с уровневой дифференциацией, соответствующим педагогическим сопровождением и мониторингом на основе критериев развития и саморазвития проектно-конструктивных способностей [2]. Методологической основой модели являются компетентностный и акмеологический подходы, нацеленные на формирование профессиональной компетентности (И.А.Банько, И.А.Зимняя, Г.А.Вайзер, А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин, Н.К.Нуриев).
В модели акмеологический подход через максимальное раскрытие творческого потенциала студента, его творческую самореализацию обеспечивает саморазвитие проектно-конструктивных способностей. Содержание самостоятельных математических работ соответствует модулям математической подготовки и представлено учебнопроектными работами с реально-виртуальной поддержкой. Использование принципов индивидуализации, проектного обучения, рефлексии способствует активному включению студентов в деятельность по самостоятельному выполнению типовых и индивидуализированных учебно-проектных работ с самоанализом, самоконтролем и самооценкой результата.
Содержание самостоятельной деятельности будущих бакалавров в процессе математической подготовки представлено в виде системы самостоятельных работ с многомерной классификацией. Выделено шесть классов, определяемых прежде всего приоритетным развитием проектно-конструктивных способностей и уровнями деятельности [2]. Классы также зависят от уровня изученности теоретической и практической частей. Теоретическая часть (Т) изучение: 1) знакомого, 2) частично незнакомого, 3) частично знакомого и 4) незнакомого материала; практическая часть (П): 1) решение стандартных задач с известным способом решения, 2) решение задач с неявным способом решения, 3) решение задач с неизвестным способом решения, 4) решение нестандартных задач.
С учетом матрицы
Vn)-
в табл.1 приведена многомерная
((1,1) (1,2) (1,3) (1,4) ^
(2.1) (2,2) (2,3) (2,4)
(3.1) (3,2) (3,3) (3,4)
, (4,1) (4,2) (4,3) (4,4),
классификация самостоятельных математических работ.
Таблица 1 - Многомерная классификация самостоятельных математических работ
Типы'"''-- Р Р-П П П-Т
А АВС АСВ (3,3), (4,2),(2,4) (4,4), (4,3),(3,4)
В ВСА ВАС (3.1), (1,3), (2.2) (4,1), (1,4),(3,2),(2,3)
С САВ СВА (1,1) (1,2),(2,1)
В соответствии с табл.1 введены основные классы 1. А(П-Т), 2. А(П), 3. В(П), 4. В(Р-П), 5. С(Р-П), 6. С(Р), которые определяют задания типовых и
индивидуализированных учебно-проектных работ по модулям базовой дисциплины «Математика» и вариативной дисциплины «Многомерный анализ и его приложения». Предусмотрена реально-виртуальная поддержка в виде учебных пособий и виртуального кабинета преподавателя.
Данный проект был реализован в электронной оболочке Moodle. Он включает презентацию модулей с контрольными вопросами, задания для типовых учебно-проектных работ с тренажером по отдельным заданиям, выполненные во «flash», тестовые задания для итогового контроля, вопросы и тест - викторины для самостоятельной работы студентов и для проверки приоритетного уровня развития исполнительских и конструктивных способностей совместно с усвоением математических методов.
Для оценки знаний учащихся в конце первого семестра мы предлагаем студентам пройти тесты на темы «Элементы линейной алгебры и аналитической геометрии», «Математический анализ. Дифференциальное исчисление функций одной переменной». Студенты отвечают на вопросы теста и, система Moodle оценивает выполненную работу, согласно заданным преподавателем правилам. Большое количество настроек, позволяет провести детальный контроль знаний, подготовить каждому учащемуся индивидуальный вариант теста, составить тренировочные задания и т. д. Преподаватель назначает дату и время начала и окончания тестирования. Студент после завершения теста получает отчет о проделанной работе, который выглядит следующим образом:
Тест начат Суббота 30 Август 2008,22 38 Завершен Суббота 30 Август 2008,22 46 Прошло времени 8 мим 28 сек Набрано баллов 167/3(56%)
Оценка 5,56 от максимума 10
Страница: 1 2 3 (Дальше)
Отображать все вопросы на одной странице
На этой странице имеется информация о дате и времени начала и завершения теста, о количестве времени, затраченного на решение теста, количество набранных баллов из максимума и оценка тесте. Ниже помещены все вопросы теста с отметками - правильно решено или нет. Рядом с каждым решенным вопросом - комментарии, сделанные преподавателем (эти комментарии могут быть записаны предварительно на стадии разработки вопроса или написаны после ответа).
Использование информационного обеспечения самостоятельной деятельности способствует ее акивизации и дополняет педагогическое сопровождение развития проектно-конструктивных способностей совместно с усвоением математических методов.
Литература
1. Нуриев, Н.К. Ключевые способности поддержки деятельности и формализованные условия потенциальной компетентности специалиста / Н.К. Нуриев, Л.Н. Журбенко, С.Д. Старыгина // Вестник Казанского государственного университета. - №5. - 2007. - С.199-205.
2. Крайнова, Е.Д. Проектирование содержания самостоятельной деятельности в процессе математической подготовки бакалавров технологического направления / Е.Д.Крайнова, Л.Н.Журбенко // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2009. - № 6. - С.314-318.
© Е. Д. Крайнова - ст. преподаватель каф. высшей математики КГТУ, Lena19752007@rambler.ru.