Научная статья на тему 'Развитие самооценки и самосознания младших школьников с умственной отсталостью'

Развитие самооценки и самосознания младших школьников с умственной отсталостью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1760
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / САМООЦЕНКА / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Крюкова Светлана Викторовна

В статье проанализирована литература различных авторов изучавших проблему самосознания и самооценки детей с умственной отсталостью. Определено значение самооценки в процессе обучения в школе. Раскрыты особенности развития самооценки и самосознания младших школьников с умственной отсталостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Крюкова Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие самооценки и самосознания младших школьников с умственной отсталостью»

РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ И САМОСОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Крюкова С.В.

Крюкова Светлана Викторовна - студент, Кафедра специального (дефектологического) образования, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь

Аннотация: в статье проанализирована литература различных авторов изучавших проблему самосознания и самооценки детей с умственной отсталостью. Определено значение самооценки в процессе обучения в школе. Раскрыты особенности развития самооценки и самосознания младших школьников с умственной отсталостью. Ключевые слова: самосознание, самооценка, умственная отсталость, педагогика.

Проблема исследования. Вырабатывание и развитие самосознания ребенка считается достаточно актуальной проблемой в педагогике, психологии, что определено его существенным значением в развитии личности ребят в целом, вырабатывании у них возможности полной трудовой деятельности и социального приспособления.

Цель исследования: определение развития самооценки, самосознания ребят с умственной отсталостью младших классов.

Проблему самосознания у ребят с умственной отсталостью изучали отечественные и зарубежные психологи и педагоги, как: С.Я. Рубинштейн, М.С. Певзнер, В.М. Махова, Л.Ф. Хайртдинова, Б.В. Зейгарник, Б.И. Пинский, У. Джемс, К. Роджерс, Р. Бернс и другие.

Основной материал исследования. Одним из важных личностных образований ребенка выступает самосознание - понимание того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызвано это отношение. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке, т.е. в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности, а также в уровне притязаний - желаемом уровне самооценки личности.

Самосознание умственно отсталого ребенка вырабатывается позднее, в сравнении с ровесниками оно достаточно искривлено (Л.В. Занков, Р.Б. Стеркина, В.Г. Петрова, Ж.И. Намазбаева).

В качестве важных личностных образований ребенка выступает самосознание -понимание того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызвано это отношение. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке, т.е. в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, качества, возможности, а также в уровне притязаний -желаемом уровне личностной самооценки.

Е.Т Соколова считает, что самосознание выявляет развитие личности, обеспечивая осуществление саморегуляции поведения индивида в современном обществе, возможность реализации самостоятельной оценки, контроля поведения, способность оценки итогов работы, порядок сложных программ действий, характерным личным возможностям, которые учитывают контекст социальных ситуаций, процессы, без которых немыслима социализация, личностное саморазвитие [11].

В случае умственной отсталости вопрос исследования самосознания приобретает особенную актуальность, поскольку развитие самосознания у ребят с нарушением интеллекта считается сложным и длительным процессом, что поясняется тем, что все психические процессы, личностные качества, с которыми обусловлено самосознание, у ребят с умственной отсталостью обладают некоторые особенности [3].

В работах отечественных исследователей С. Я. Рубинштейн, В.Г.Петровой, И.В. Беляковой, И. М. Бгажноковой, О. Е. Шаповаловой, И.А. Коробейникова,

Ю.И. Матасова и др. достаточно полно раскрыты особенности протекания познавательных процессов, высших психических функций, эмоционально-волевая сфера умственно отсталых ребят. В источниках проблема личностного развития, особенности самосознания, возможности его вырабатывания у умственно отсталого ребенка только затрагиваются.

По мнению Л.С. Выготского, В.И. Лубовского, М.С. Певзнер, С.Л. Рубинштейна и иных ученых, структурные компоненты личности ребенка с олигофренией те же, что и у нормальных детей. Однако вследствие недостатков познавательной работы, высших психических функций, недоразвития эмоционально-волевой сферы, незрелости мотивационно-потребностной сферы, слабой выраженности и кратковременности побуждений к деятельности, сниженной критичности и специфики социальной ситуации развития компоненты личности лиц с умственной отсталостью обладают своеобразием [2; 4; 8; 10].

Образование самосознания умственно отсталых детей является актуальной проблемой специальной педагогики, психологии, что определено важной ролью самосознания в образовании детской личности, воспитание у него возможности полноценной трудовой деятельности и социального приспособления [7].

Данной проблемой занимаются авторы Л.С. Выготский, Б. И. Пинский, С.Л. Рубинштейн, П.П. Столярова, Е.Т. Соколова.

По мнению Т.В. Архиреевой своевременная реабилитация структурных составляющих самосознания до адекватного функционирующего уровня позволяет полноценно реализовать идею психологической готовности ученика к учебе, опередить возникновение различных форм дезадаптации учеников младшего возраста, нормализовать развитие разнообразных сфер личности - эмоциональной, интеллектуально-когнитивной, коммуникативной [1].

Самооценка учеником младших классов формируется в основном под влиянием учителя. Особое значение дети придают интеллектуальным возможностям и тому, как их оценивают другие (взрослые люди, ровесники). При этом им важно, чтобы положительная оценка была общепризнанна. Самооценка и связанная с ней степень претензий являются личностными параметрами умственной деятельности и позволяют судить о том, как проходит процесс развития личности младших учеников под влиянием учебы. Поэтому психологу и педагогу важно следить за формированием самооценки [1].

Проблема создания адекватной самооценки, самоидентификации у учеников с умственной отсталостью выступает главной коррекционной задачей специализированной школы [5]

Существуют стадии создания оценочной работы:

- интерперсональная оценка выступает оценкой малышом иных людей из личного окружения;

- интраперсональная оценка подразумевает ожидаемую ребятами оценку их поступков со стороны окружающих;

- самооценка включает оценку своей личности.

Причиной недостаточной сформированности самооценки, самоидентификации учеников с умственной отсталостью выступает не сформированность интерперсональных оценок [5].

В основании советов педагогам положен личностно-ориентированный подход взрослых людей к ребятам, при котором учтены его возрастные и персональные качества.

С целью развития самосознания у учеников младших классов с умственной отсталостью предлагается содержание коррекционно-развивающей деятельности.

Процесс развития адекватной самооценки должен охватывать все стороны жизнедеятельности учащихся. Главная роль в развитии адекватной самооценки у учеников с умственной отсталостью должна отводиться игровым методикам.

Необходимо понимать, что единственная игра, даже самая лучшая, не может обеспечить успеха в решении всех стоящих перед педагогом задач, по этой причине самой оптимальной стратегией его деятельности является разработка и реализация в работе с детьми целостного комплекса игр (игровой программы)[6].

Выбираемые для комплекса игры должны предусматривать активные действия учеников, самонаблюдение и самоконтроль. Игры помогают учащемуся обратить внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе - оценить свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности.

Игры понимаются младшими школьниками с весельем, поскольку соответствуют их возрастному старанию к игре. В основание этих приемов учитель должен класть те заманчивые задачи, действия, которые характерны для независимых игр.

Следует помнить, что задачей учителя при использовании игровых приемов -выбрав определенный прием, адекватно выявить его место в сочетании с прямыми приемами обучения.

При отборе игрового приема важно стараться к естественности его использования, которая продиктована логикой игры, задачами, которые стремится решить педагог, применяя этот прием.

И.Н. Никулина считает, что существенное воздействие на развитие самооценки проявляют факторы [8]:

1) взгляд окружающих;

2) понимание детьми особенностей личной работы, ее процесса и итогов.

Педагог должен обучить учеников с умственной отсталостью видеть и осознавать

себя, согласовывать личные действия с действиями окружающих, увязывать личные желания с желаниями и нуждами других людей.

Важно развивать в коллективе учащихся атмосферу взаимного уважения и признания, что считается важным фактором личностного развития.

Необходимо в процессе повседневной учебной и иной деятельности давать учащимся задание осуществлять самооценку, высказывая свои мысли вслух.

Таким образом, особенности создания самосознания учеников с умственной отсталостью важно учесть в коррекционно-развивающей деятельности в специализированной школе, в каждодневной работе педагога, в общении родных со школьником. Важно оказать помощь ребятам оценить личные действия, работу, поступки, возможности, качества личности. Самым эффективным способом считается разработка адекватных реакций на успешность и провал.

Выводы. Таким образом, изменение в самосознании ярче всего проявляется в самооценке, т.е. в том, что ребенок оценивает себя, личные достижения, промахи, прислушивается к тому, какую оценку дают его поведению другие.

Правильное развитие самооценки - один из важнейших факторов развития личности ребёнка. Умственно отсталые младшие школьники требуют особый подход при развитии самооценки. Поэтому учителя начальных классов специальных школ должны овладеть необходимыми сведениями, относящимися к психологии самооценки.

Список литературы

1. Архиреева Т.В. Структура образа Я младшего школьника // Новые педагогические

исследования: Сборник научных статей / Сост. В.И. Тютюнник. Великий

Новгород: НРЦРО, 2000. 116 с.

2. Белобрыкина О.А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте /

О.А. Белобрыкина. СПб.: Речь, 2006. 320 с.

3. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Вангер.

М.: ВЛАДОС, 2005. 190 с.

4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. М.: Союз, 2004. 290 с.

5. Гангнус Н.А. Формирование у младших школьников позитивной Я-концепции в учебно-познавательной деятельности: Автореферат дисс. канд. пед. Наук / Н.А. Гангнус. Пермь, 2007. 48 с.

6. Головей Л.А. Практикум по возрастной психологии / Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. М.: Издательство «Речь», 2006. 267 с.

7. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Уч. пособие для студентов средн. пед. учебн. завед. / И.В. Дубровина. М.: Академия, 2009. 301 с.

8. Никулина И.Н. Развитие самооценки школьников с нарушениями зрения: Учебно -методическое пособие / И.Н. Никулина. СПб., 2008. 201 с.

9. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В.И. Любовский. М., 2009. 560 с.

10. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника / С.Я. Рубинштейн. М., 2007. 158 с.

11. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности / Е.Т. Соколова. М., 2010. 156 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.