Научная статья на тему 'Развитие рыночных отношений в туристической сфере Брянской области'

Развитие рыночных отношений в туристической сфере Брянской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
405
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКИЕ ФИРМЫ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ / РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ТУРИЗМЕ / КОНКУРЕНЦИЯ НА ТУРИСТИЧЕСКОМ РЫНКЕ / TRAVEL COMPANIES / TOURIST PRODUCT / MARKET RELATIONS IN TOURISM / COMPETITION IN THE TOURIST MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дьяченко О. Н., Полесская О. П.

Исследования, проведенные с начала 2000-х годов, указывают на постоянно возрастающую роль туристической сферы в экономическом развитии стран и территорий. В настоящее время на территории большинства регионов России туризм из стихийного явления превратился в элемент рыночной системы. Данный сектор экономики развивается на основе воздействия основных механизмов рынка спроса и предложения. Особое значение имеет оценка туристической отрасли на региональном уровне. Брянская область относится к группе типичных областей Центральной России с характерными для них проблемами развития рыночных отношений в сфере туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Since the early 2000 's studies pointed to the growing role of tourism in the economic development of countries and territories. At the moment in most regions of Russia tourism of natural phenomenon has turned into the element of market system. This sector of the economy is growing on the base of the underlying mechanisms of market such as supply and demand. Special importance belongs to the evaluation of the tourism industry at the regional level. Bryansk region belongs to the group of typical areas of Central Russia with the typical problems of development of market relations in the sphere of tourism

Текст научной работы на тему «Развитие рыночных отношений в туристической сфере Брянской области»

УДК - 379.854: 908 (470.319)

РАЗВИТИЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ТУРИСТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

О.Н. Дьяченко, О.П. Полесская

Исследования, проведенные с начала 2000-х годов, указывают на постоянно возрастающую роль туристической сферы в экономическом развитии стран и территорий. В настоящее время на территории большинства регионов России туризм из стихийного явления превратился в элемент рыночной системы. Данный сектор экономики развивается на основе воздействия основных механизмов рынка - спроса и предложения. Особое значение имеет оценка туристической отрасли на региональном уровне. Брянская область относится к группе типичных областей Центральной России с характерными для них проблемами развития рыночных отношений в сфере туризма.

Ключевые слова: туристические фирмы; туристический продукт; рыночные отношения в туризме; конкуренция на туристическомрынке

В июле 2010 года правительство РФ утвердило концепцию федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2016 годы», в соответствии с которой в национальных хозяйственных системах должны быть созданы благоприятные условия для устойчивого развития туризма и, как следствие, оздоровления экономики России, дальнейшего экономического роста за счет формирования современного эффективного конкурентоспособного туристского рынка. В результате в России прогнозируется увеличение численности иностранных туристов в семь раз, российский туристов - в 1,4 раза; объема платных туристских услуг, оказанных населению - в 4,4 раза, объем услуг гостиниц и аналогичных средств размещения - в 3,9 раза; работников туристской отрасли - в 1,4 раза [1, с.18].

На рынке туристических услуг в Брянской области преобладают фирмы, занимающиеся продвижением и продажей туров (турагенты). Турфирмы, занимающиеся формированием, продвижением и продажей туров, представлены значительно скромнее (см. табл. 1). К крупным турфирмам относится только одно предприятие - «Адмирал-Тур», по основному виду деятельности причисляемая к туроператорам, как и некоторые другие.

Таблица 1

Группировка турфирм по формам собственности, единиц

Число турфирм Все турфирмы в том числе:

Туроператоры Турагенты

2008 2009 2010 2008 2009 2010 2008 2009 2010

Всего 47 53 62 5 8 12 38 43 48

в т. ч. по формам собственности: государственная

муниципальная

частная 47 53 62 5 8 12 38 43 48

смешанная российская собственность

прочие формы собственности

Из стр. 01, работавших в отчетном году: полный год 35 38 43 5 5 8 27 31 34

не полный год 12 15 19 - 3 4 11 12 14

На основе статистических данных можно сделать следующие выводы.

Во-первых, количество зарегистрированных (около 140 предприятий) и действующих (62 предприятия) турфирм значительно отличается. К сожалению, большинство турфирм не представляет отчеты и сведения о своей деятельности. Это происходит по нескольким причинам:

• некоторые из них прекратили деятельность;

• не занимались туристической деятельностью вообще;

• отсутствовали по указанному адресу;

• другие причины.

Во-вторых, по данным за три года наблюдается тенденция увеличения количества туристических фирм, это видно как по количеству зарегистрированных, так и по количеству действующих. Из этого можно сделать вывод, что туристический бизнес в Брянской области стабильно развивается, количество туристских фирм растет равномерно. На основе этого можно предположить, что количество турфирм будет расти и далее, что позволяет делать прогноз на 2011-

2012 годы.

На основе данных таблицы 1 видно, что в Брянской области все туристские фирмы находятся в частной собственности. Это объясняется тем, что туристический бизнес требует мобильности, диверсификации, чем в большей степени обладает частный бизнес. Государство не всегда своевременно реагирует на изменения конъюнктуры рынка. Одни из них работают полный год, другие - неполный. Причем в 2009, а затем и в 2010 годах, количество турфирм, работающих неполный год, увеличилось. Наиболее это заметно на примере туроператоров. Сравнивая количества турфирм за 2008 и 2009, 2009 и 2010 годы, можно предположить, что работают неполный год турфирмы, возникшие в новом году. Они еще не приобрели постоянных клиентов и пользуются меньшим спросом у туристов в силу того, что за столь короткое время они не успели себя зарекомендовать. Большинство туристских фирм занимают арендованные помещения. Это объясняется тем, что деятельность турфирм относится преимущественно к малому бизнесу, и приобретать собственное помещение просто невыгодно.

В целом на региональном рынке туризма Брянской области можно говорить о ситуации сложившейся монополистической конкуренции между субъектами отрасли [2, с.77]. Основными признаками здесь являются: наличие большого числа (62 фирмы) независимо действующих турагентов, предлагающих похожую, но не идентичную туристическую продукцию; очень ограниченный контроль турпредприятий над рыночной ценой туруслуг; нет взаимной зависимости между турфирмами; невозможен сговор турфирм по ценовой политике.

Многие фирмы делают сильный акцент на торговые знаки, ссылку на известных туроператоров, период существования своего предприятия как средство убеждения потребителей в том, что их туры лучше, чем у конкурентов. Таким образом, экономическое соперничество между фирмами сосредотачивается не только на цене, но и на неценовых факторах. В результате, складывается ситуация предпочтения некоторыми потребителями (туристами) определенных продавцов. Вступить в отрасль с монополистической конкуренцией и выйти из нее легко.

В настоящее время развитие рыночных отношений в сфере туризма Брянской области диктует переход к чистой конкуренции, когда прекращает играть роль неценовая конкуренция [2, с.78].

Наиболее близкой к туризму профессией является распространение туров, т.е. работа туристических агентств. Непосредственно привлечены к туризму авиакомпании, компании по прокату машин, железные дороги, автобусы, гостиницы и рестораны, такие организации называются сторонними. К сторонним видам бизнеса также можно отнести финансовые структуры, которые финансируют развитие сферы обслуживания.

Расходы по приобретению прав на услуги сторонних организаций, используемых туроператорами при производстве туристского продукта с каждым годом возрастают [4]. Это объясняется несколькими причинами:

• увеличение количества туристов, это в свою очередь способствует увеличению потребляемых ими ресурсов;

• рост уровня инфляции, вследствие которого возрастают цены.

В сфере гостиничного хозяйства наблюдается ситуация использования частного сектора, при размещении туристов. Это говорит о том, что туризм начинает развиваться и в сельской местности, где частные дома служат чуть ли не единственным средством размещения.

Также возрастают расходы по транспортному обслуживанию. Роль в транспортном обслуживании экскурсионных автобусов падает, зато возрастает роль воздушного и железнодорожного транспорта, аренды автомобилей. Тем более это интересно, что в 2008 году этих расходов не было. Нововведением в 2009 году стала организация прямых вылетов из Брянска в Египет. А также были возобновлены вылеты в Турцию, которые отменили в 2008, по причине кризисной ситуации.

При раскрытии основных особенностей функционирования брянских турфирм, необходимо учитывать, что большинство предприятий туризма в Брянске работает на выезд.

Внутрироссийский туризм в основном представлен отдыхом у моря, экскурсионными турами и санаторно-курортным лечением (чаще всего за пределами Брянской области).

В 2009 году количество туристов, отправленных в туры по России, сократилось. Это можно объяснить тем, что увеличилось число туристов, отдыхающих за границей.

Большую часть туров по России составляют туры к Черноморскому побережью. Предпочтительнее для русских граждан отдых в России остается потому, что:

• относительно низкая стоимость путевки;

• возможность путешествовать на личном транспорте, боязнь самолетов;

• нет потребности в загранпаспорте;

• наличие санаторно-курортной местности на русском побережье Черного моря;

• отсутствуют языковые барьеры и др.

Число туристов, отправленных в туры по Брянской области, с каждым годом сокращается. Это объясняется несколькими причинами:

• отсутствие экзотических природных дестинаций;

• недостаточное развитие инфраструктуры;

• наличие территорий, загрязненных в результате Чернобыльской аварии;

• в последние годы утрачено большое количество историко-культурных достопримечательностей;

• отсутствие развитой системы туристического предложения.

Туризм помогает решать общие экономические проблемы регионов, но, учитывая многоаспектный характер туристического рынка, он не может развиваться сам по себе. Экономическая активность туризма напрямую связана с развитием экономики страны и ее регионов.

Проведенные исследования туристического рынка Брянской области показывают, что за последние годы изменился сам принцип работы туристических фирм: они перешли от первоначального стихийного получения доходов, к более грамотной оценке спроса и предложения туристических услуг, конкурентов и партнеров по отрасли.

В туристической сфере региона преобладает добровольное предоставление статистической отчетности, в связи с чем, не все турорганизации постоянно и в полном объеме публикуют данные о своей деятельности. Кроме того, многие турфирмы до настоящего времени не прошли четкого разграничения на туроператоров и турагентов, выполняя функции так называемых оптоворозничных фирм, юридически являясь агентствами. К таким предприятиям относятся, например, «Адмирал-Тур», «Клен-тур», «Мир путешествий» и ряд других, которые в различных

аналитических сведениях приводятся то в качестве туроператоров, то в виде турагенств. Данные специфические особенности усложняют проведение исследований в данной сфере и вносят определенные расхождения в определение процессов рыночного развития рассматриваемой отрасли.

Потенциал развития рыночных отношений на рынке туризма Брянского региона значителен, однако, еще не в полной мере учитывается влияние на данную сферу возможностей внутриобластных направлений, нет строгого учета деятельности всех предприятий области в данной отрасли.

Авторы разделяют мнение ряда исследователей [3], в соответствии с которым формирование туристского кластера на уровне конкретного региона является действенным и очень востребованным инструментом решения проблем развития туризма.

Выделим три основные причины территориальной концентрации субъектов предпринимательского сектора сферы туризма в Брянской области.

1. Возможность получать экономическую выгоду в результате распределения издержек для обеспечения доступа к региональным туристским ресурсам в процессе создания, реализации и использования туристского продукта и функционирования туристских цепей.

2. Территориальная близость к размещению специфических для региона туристских ресурсов, создающая условия для формирования более низких тарифов на туристские услуги и обеспечения в более короткие сроки их предоставления.

3. Возникновение особого информационного ресурса в процессе социальноэкономических взаимодействий субъектов хозяйствования, сосредоточенных в одном месте, создание единого информационного пространства в области применения эффективных технологий в отрасли, в том числе социальных коммуникаций, обучения и использования рабочей силы в туристской деятельности.

Существует две причины применения туристского кластера в рамках исследуемого региона. Во-первых, туристский кластер является понятием мезоэкономики. Его использование связано с проведением комплексного и глубокого анализа состояния туристской отрасли в конкретном регионе и его прогнозирования. Во-вторых, формирование кластеров предполагает разработку, обоснование и реализацию региональной стратегии развития туризма и смежных с ним сфер деятельности в рамках общей концепции социально-экономического развития соответствующей территории. При этом предполагается рост эффективности субъектов

хозяйствования этих отраслей: повышение производительности труда, инновационности,

прибыльности и рентабельности, конкурентоспособности.

Туристский кластер региона способен повысить эффективность деятельности входящих в его состав субъектов хозяйствования. Для последних усиливается обмен информацией и внедрение нововведений, облегчаются вопросы координации совместных действий, появляется возможность совместного использования инфраструктурных объектов, обслуживающих туристов. Становится реальностью подготовка кадров в крупных образовательных структурах, сравнение хозяйствующими субъектами-конкурентами эффективности деятельности друг у друга. На территории функционирования туристского кластера возникает возможность создания благоприятных условий для появления новых структур, связанных с располагаемыми в регионе трудовыми ресурсами соответствующей квалификации, особых режимов налогообложения и инвестиционной деятельности в рамках хозяйствования участников кластера.

Since the early 2000 's studies pointed to the growing role of tourism in the economic development of countries and territories. At the moment in most regions of Russia tourism of natural phenomenon has turned into the element of market system. This sector of the economy is growing on the base of the underlying mechanisms of market such as supply and demand. Special importance belongs to the evaluation of the tourism industry at the regional level. Bryansk region belongs to the group of typical areas of Central Russia with the typical problems of development of market relations in the sphere of tourism

The key words: travel companies; tourist product; market relations in tourism; competition in the tourist market

Список литературы:

1. Кусков А.С. Основы туризма: учебник / А.С. Кусков, Ю.А. Джаладян. 3-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2011. 392 с.

2. Быстров С.А., Воронцова М.Г. Туризм: макроэкономика и микроэкономика. СПб.: «Издательский дом Герда», 2008. 464 с.

3. Малахова Н. Н., Ушаков Д. С. Инновации в туризме и сервисе: Издательство: Издательский центр "МарТ", Феникс 2010 г. 244 с.

4. www.bryansk.gks.ru

Об авторах:

Дьяченко О.Н.- кандидат экономических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, dyachenko.oly@yandex.ru

Полесская О.П. - кандидат экономических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, kamchatka18@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.