Научная статья на тему 'Развитие рынка туристских услуг Вьетнама и сотрудничество с Россией'

Развитие рынка туристских услуг Вьетнама и сотрудничество с Россией Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
594
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Вьетнам / международный туризм / географическое положение / туристская специализация / объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО / туристская конкурентоспособность / Vietnam / international tourism / geographical location / tourism specialization / UNESCO world heritage sites / tourism competitiveness.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Тетеркина Ирина Геннадьевна

В XXI веке с учетом постоянного сотрудничества стран в различных областях, а также улучшения уровня жизни лю дей, происходит активное развитие как внутреннего, так и междуна родного туризма. Вьетнам является одним из самых перспективных направлений для данного вида деятельности и считается страной с высоким спросом на туристские услуги, в том числе и со стороны граждан Российской Федерации. Целью статьи является выявление основных тенденций и перспектив развития рынка туристских услуг рассматриваемого государства, а также анализ его сотрудничества в рамках данного сектора с Россией. В связи с этим на основе данных официальной статистики анализируется уровень развития сферы туристских услуг Вьетнама. Рассмотрены различные факторы, влияющие на рассматриваемый сектор, а именно, уровень эконо мического развития, географическое положение, обеспеченность объектами всемирного наследия ЮНЕСКО, туристская специали зация, туристская конкурентоспособность. Также оценен уровень сотрудничества России и Вьетнама в рамках сферы туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Тетеркина Ирина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of the tourism market of Vietnam and cooperation with Russia

In the XXI century, considering the constant cooperation of countries in various fields, as well as improving the standard of living of people, there is an active development of both domestic and international tourism. Vietnam is one of the most promising areas for this type of acti vity and is considered a country with high demand for tourist services, in cluding from the citizens of the Russian Federation. The purpose of the article is to identify the main trends and prospects for the development of the market of tourist services, as well as make an analysis of its cooperati on in this sector with Russia. In this regard, the level of development of tourism services in Vietnam is analyzed based on official statistics. Vario us factors affecting the sector are considered, namely, the level of econo mic development, geographical location, availability of UNESCO world heritage sites, tourist specialization, and tourist competitiveness. The le vel of cooperation between Russia and Vietnam in the sphere of tourism was also assessed.

Текст научной работы на тему «Развитие рынка туристских услуг Вьетнама и сотрудничество с Россией»

DOI: 10.24411/9999-043A-2020-10033

И.Г. Тетеркина

РАЗВИТИЕ РЫНКА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ ВЬЕТНАМА И СОТРУДНИЧЕСТВО С РОССИЕЙ

Аннотация. В XXI веке с учетом постоянного сотрудничества стран в различных областях, а также улучшения уровня жизни людей, происходит активное развитие как внутреннего, так и международного туризма. Вьетнам является одним из самых перспективных направлений для данного вида деятельности и считается страной с высоким спросом на туристские услуги, в том числе и со стороны граждан Российской Федерации. Целью статьи является выявление основных тенденций и перспектив развития рынка туристских услуг рассматриваемого государства, а также анализ его сотрудничества в рамках данного сектора с Россией. В связи с этим на основе данных официальной статистики анализируется уровень развития сферы туристских услуг Вьетнама. Рассмотрены различные факторы, влияющие на рассматриваемый сектор, а именно, уровень экономического развития, географическое положение, обеспеченность объектами всемирного наследия ЮНЕСКО, туристская специализация, туристская конкурентоспособность. Также оценен уровень сотрудничества России и Вьетнама в рамках сферы туризма.

Ключевые слова: Вьетнам, международный туризм, географическое положение, туристская специализация, объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО, туристская конкурентоспособность.

Автор: Тетеркина Ирина Геннадьевна, ассистент кафедры региональной экономики и природопользования СПбГЭУ. E-mail: itisrina@outlook.com

I.G. Teterkina

The development of the tourism market of Vietnam and cooperation with Russia

Abstract. In the XXI century, considering the constant cooperation of countries in various fields, as well as improving the standard of living of people, there is an active development of both domestic and international tourism. Vietnam is one of the most promising areas for this type of activity and is considered a country with high demand for tourist services, including from the citizens of the Russian Federation. The purpose of the article is to identify the main trends and prospects for the development of the market of tourist services, as well as make an analysis of its cooperation in this sector with Russia. In this regard, the level of development of tourism services in Vietnam is analyzed based on official statistics. Various factors affecting the sector are considered, namely, the level of economic development, geographical location, availability of UNESCO world heritage sites, tourist specialization, and tourist competitiveness. The level of cooperation between Russia and Vietnam in the sphere of tourism was also assessed.

Keywords: Vietnam, international tourism, geographical location, tourism specialization, UNESCO world heritage sites, tourism competitiveness.

Author: Irina G. Teterkina, Assistant of the Department of regional Economics and environmental management SPBSUE (e-mail: itisrina@outlook.com).

В дополнение к сотрудничеству России и Вьетнама в различных областях, идёт и стремительное развитие туризма. Вьетнам считается государством с высоким туристским спросом, в том числе и для россиян.

Развитие рынка туристских услуг в государстве поднимается большим количеством ученых. Туризм во Вьетнаме рассматривался с различных сторон во множестве работ как зарубежных, так и отечественных исследователей. Данная статья была написана для структурирования и освещения важнейших причин, оказывающих влияние на данный сектор услуг Вьетнама, сотрудничество в его рамках с Россией, а также для отображения состояния туризма в нынешнее время, используя современные научные данные и методы.

Анализируя уровень экономического развития Вьетнама, непосредственно оказывающего влияние на сферу туризма, обширные реформы с начала эпохи Дой Мой в 1986 г. и строгая приверженность макроэкономической стабильности в последнее время заложили основу для стремительного роста ВВП, который в 2012 г. составлял 5,2 % и достиг 6,8 % в 2017 г. По итогам 2017 г. номинальный ВВП составил 223,837 млн долл., а ВВП на душу населения — 2,390 долл. [Сайт ASEAN Stats].

В стране было проведено множество реформ, направленных на стимулирование экономического роста, подписаны различные торговые соглашения, улучшены институты управления; также был достигнут высокий прогресс во внедрении интернета и цифровиза-ции. Тем не менее, несмотря на свои достижения, Вьетнам сталкивается с серьезными проблемами, связанными с его двойным переходом от плана к рынку и от ферм к фабрикам и услугам. На данный момент страну можно назвать аграрно-индустриальной. Вьетнам покинул ряды беднейших в мире и превратился в страну с уровнем дохода ниже среднего, что является достаточно хорошим результатом.

Для более наглядного видения уровня экономического развития государства было проанализировано три международных рейтинга стран за 2018 год. Индекс глобальной конкурентоспособности оценивает макроэкономические и микроэкономические основы национальной конкурентоспособности, которые трактуются как совокупность институтов политики и факторов, определяющих уровень производительности в стране. Оценка дается по четырем основным факторам: создание благоприятных условий, человеческие ресурсы, экономика и инновационная экосистема. В данном рейтинге Вьетнам занимает 55-е место в мире, что является неплохим показателем [Сайт World Economic Forum: The Global Competitiveness Report]. Что касается уровня экономической свободы, он оценивается в 55,3 балла, что дает Вьетнаму 128-е место в мире по индексу экономической свободы [Сайт Heritage]. В 2018 г. его экономика росла быстрыми темпами и получила выгоду от новых глобальных системных поставок, которые развиваются в результате продолжающейся торговой напряженности между США и Китаем. Для продолжения экономи-

ческого роста Вьетнаму потребуется реформировать государственные предприятия, упростить бюрократические операции, усилить прозрачность бизнес-сектора и повысить признание прав частной собственности. Укрепление институтов для повышения эффективности регулирующего режима, сокращение бюрократии, повышение ее прозрачности и укрепление слабой судебной системы способствовали бы экономической свободе. Также важен рейтинг doing business, в котором наглядно отражается влияние уровня экономической свободы на страну. В нем Вьетнам занимает 69 место в мире, что является показателем ниже среднего [Сайт World Bank: Doing Business].

Большая часть сферы услуг Вьетнама приходится на туризм. Доля сектора в ВВП страны составляет 9,2 %, а доля занятых в секторе 7,4 % [Сайт WTTC]. В сравнении с другими странами Юго-Восточной Азии, данный показатель также является невысоким, что связано с некоторыми проблемами, такими как низкий уровень обеспечения инфраструктурой, визовая политика и др.

В первую очередь, популярность туризма в стране связана с ее географическим положением. Вьетнам находится в восточной части полуострова Индокитай и полностью омывается Южно-Китайским морем. Разнообразие природных условий, которое привлекает в государство множество туристов, обусловлено его расположением на рубеже различных природных зон. Рельеф страны преимущественно горный: почти полностью восточная сторона покрыта горами, плато и плоскогорьями. Горные хребты отделяют Вьетнам от соседних государств, а именно, Китая, Лаоса и Камбоджи. Что касается береговой линии, вдоль нее узкой полосой расположены равнины. Вьетнаму также принадлежат острова и архипелаги.

Страна делится на 2 климатические зоны. На севере климат субтропический муссонный, характеризующийся мягкой и сухой зимой и жарким и влажным летом. Южная часть Вьетнама отличается тропическим климатом: жаркая зима и сезон дождей с конца весны по начало осени.

Говоря о секторе туризма, важно отметить значимость объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. В целом во Вьетнаме насчитывается 8 объектов всемирного наследия, ради которых каждый год в стра-

ну приезжают миллионы человек. Благодаря благоприятному географическому положению, а также многовековой культуре, в стране имеются все виды уникальных объектов: природные, культурные и смешанные. Такое культурное наследие как исторический город Хойан и комплекс памятников Хюэ полностью отражает быт и местные традиции как Вьетнама, так и Юго-Восточной Азии в целом. А такие объекты, как святилище Мишон, цитадель династии Хо и Императорская цитадель Тханг Лонг, показывают культурное влияние на развитие Вьетнама различных азиатских религий и стран.

Природные объекты, а именно Национальный парк Фонг-ня-Кебанг и Бухта Ха-Лонг, представлены тропическими лесами и карстовыми плато с разнообразными геологическими проявлениями, а также живописнейшим приморским ландшафтом благодаря разбросанным на мелководье скалистым известняковым островкам. Биологическая ценность наследия безупречно сочетается с его уникальной эстетикой, что ежегодно привлекает множество туристов. Также производит уникальное впечатление единственный смешанный объект всемирного наследия ЮНЕСКО Вьетнама — ландшафтный комплекс Транг. Это место сочетает в себе ландшафт известняковых карстовых вершин, пронизанных долинами, многие из которых частично погружены и окружены крутыми, почти вертикальными скалами, и храмы, пагоды, рисовые поля и небольшие деревни, что очень впечатляет [Сайт UNESCO].

Автором был проведен расчет плотности объектов всемирного наследия ЮНЕСКО Вьетнама, который равен 28. Данный показатель отражает соотношение количества объектов к площади территории и численности населения страны. Для государства данный результат является средним, но не плохим.

Количество иностранных прибытий в государство с каждым годом растёт все больше, динамика прибытий с 2012 г. отражена на рис. 1. На 2018 год Национальной администрацией туризма Вьетнама было зарегистрировано 15 млн человек. Среди них 608 тыс. чел. — прибывшие из России, что говорит о популярности данного направления для граждан РФ. В сравнении с количеством прибывших из стран Азии, которых на 2018 год 12 млн чел., это число достаточно большое, так как расстояние от России до Вьетнама составля-

(млн чел.)

is

■ 2012 "2013 "2014 2015 "2016 "2017 "201S

Рис. 1. Динамика международных туристских прибытий во Вьетнам 2012—2018 г.

Составлено автором.

ет в среднем 6735 км, что не является удобным [Сайт Vietnam National Administration of Tourism].

Благодаря своему благоприятному географическому положению Вьетнам имеет все условия для развития пляжного туризма. Сочетание уникальных и интересных курортных зон и приятного климата делают страну одним из лучших мест для отдыха. Вместе с этим активно развивается спортивный туризм, который включает в себя дайвинг, снорклинг и рыбалку. Также уникальные природные условия способствуют увеличению популярности экологического туризма. Неповторимые достопримечательности Вьетнама содействуют развитию культурно-познавательного туризма. Что касается наименее развитых, но, тем не менее, имеющихся во Вьетнаме туристских специализаций, это лечебно-оздоровительный и деловой туризм. В табл. 1 указано, какое влияние оказывают отрасли специализации туризма на развитие данного сектора услуг страны.

Говоря о гражданах России, наиболее волнующие вопросы касаемо отдыха во Вьетнаме связаны с санитарией, сервисом и безопасностью. Предпочтение отдается пляжному туризму, нежели культурно-познавательному. Также россияне часто пользуются спа-про-цедурами, так как во Вьетнаме гораздо больше профессионалов и цены значительно ниже.

Таблица 1. Типология уровня влияния на отрасли туристской специализации Вьетнама. Составлено автором

Туристская специализация Решающее влияние Сильное влияние Слабое влияние Отсутствие влияния

Пляжный туризм +

Спортивный туризм +

Экологический туризм +

Лечебно-оздоровительный туризм +

Деловой туризм +

Культурно-познавательный туризм +

Страна является одним из главных партнеров РФ в сфере туризма. Именно поэтому 4 апреля 2016 г. в столице Вьетнама открылся восьмой национальный туристский офис «Visit Russia», работа которого направлена на регион Юго-Восточной Азии [Сайт Туристической Ассоциация «Мир без границ»]. С 2009 г. российским туристам, въезжающим в страну не более чем на 15 дней, виза не требуется. Также ее наличие не нужно для пребывания в некоторых провинциях на срок до 30 дней [Сайт Vietnam National Administration оf Tourism].

Важным показателем, отражающим уровень развития рассматриваемого сектора, является рейтинг глобальной туристской конкурентоспособности. Вьетнам поднялся на восемь мест в 2017 г., заняв 67-е место в мире. Страна оказалась на 4 месте в списке государств с наибольшим прогрессом. [Сайт World Economic Forum: The Travel & Tourism Competitiveness Report]. Основными движущими силами конкурентоспособности страны в сфере туризма и путешествий являются природные и культурные ресурсы, ценовая конкурентоспособность. Вьетнам добился значительного роста показателей благодаря повышению квалификации рабочей силы и частично упрощенного регулирования найма иностранной рабочей силы. Также страна улучшила свои передовые технологии. Сегодня более 94 % национальной территории покрыто сигналом 3G, и индивидуальное использование интернетом выросло с 44 % до 53 %, что свидетельствует о том, что проникновение информационных технологий стано-

вится более устойчивым. Рост экономического развития привел к увеличению количества деловых поездок. Чтобы продолжать развивать конкурентоспособность сектора туризма и путешествий Вьетнам должен сосредоточиться на таких экологических проблемах, как высокий уровень выбросов в атмосферу, обезлесение и ограниченная водоочистка.

Таким образом, рост популярности рассматриваемой сферы услуг во Вьетнаме вызван такими факторами, как благоприятное географическое положение, ускоренное социально-экономическое развитие государства, а также большое количество объектов всемирного наследия ЮНЕСКО и интеграция с другими странами, в том числе и с РФ.

Туристская специализация страны обусловлена ее географическим положением, а также непосредственно связана с обеспеченностью туристской инфраструктурой и количеством уникального наследия ЮНЕСКО. Именно поэтому ключевыми во Вьетнаме являются пляжный и культурно-познавательный туризм.

Что касается отношений Вьетнама и Российской Федерации в сфере туризма, они друг для друга являются одними из главных партнеров. Из общего количества прибывших во Вьетнам за 2018 год 4 % — туристы из России. Для улучшения отношений в рассматриваемом секторе существуют различные проекты, одним из которых является Visit Russia. Также для туристов из России во Вьетнаме действует упрощенный визовый режим.

Библиографический список

Сафина С.С., Амосова Г.М.Анализ туристской конкурентоспособности стран Азиатско-Тихоокеанского региона // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. С-Пб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017. С. 30—36.

Сафина С.С., Лимонина И.Г., Калоева А.Г.Рекреационное хозяйство и международных туризм в странах изучаемого региона: Зарубежная Европа, Азиатско-Тихоокеанский регион, Латинская Америка. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017. 168 с.

Всемирный банк: Doing business рейтинг стран благоприятности условий ведения бизнеса 2018 г. URL: http://russian.doingbusiness.org/ru/rankings (дата обращения: 29.09.2019).

Всемирный совет по туризму и путешествиям: анализ стран по туристской деятельности 2018 г.: Вьетнам. URL: https://www.wttc.org/economic-impact/countr y-analysis/country-reports/ (дата обращения: 30.09.2019).

Всемирный экономический форум: доклад о глобальной конкурентоспособности 2017-2018 г. URL: http://clc.am/F8EdXQ (дата обращения: 29.09.2019).

Всемирный экономический форум: доклад о глобальной туристской конкурентоспособности 2017 г. URL: http://clc.am/9yuuPg (дата обращения: 29.09.2019).

Журнал «Вьетнам брифинг»: Продолжение роста сектора туризма во Вьетнаме в 2018 г. URL: https://www.vietnam-briefing.com/news/vietnams-tourism-industr y-continues-growth-2018.html/ (дата обращения: 02.10.2019).

Международный валютный фонд: Вьетнам 2019 г. URL: https://www.imf.org/ en/Publications/CR/Issues/2019/07/16/Vietnam-2019-Article-IV-Consultation-Press -Release-Staff-Report-and-Statement-by-the-47124 (дата обращения: 02.10.2019).

Национальная администрация Вьетнама по туризму: международные прибытия во Вьетнам в 2018 г. URL: http://www.vietnam-tourism.com/en/index.php/ news/items/15150 (дата обращения: 26.09.2019).

Национальная администрация Вьетнама по туризму: официальный сайт по туризму во Вьетнаме. URL: https://vietnam.travel/ (дата обращения: 27.09.2019).

Официальный сайт всемирного наследия ЮНЕСКО: список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. URL: https://whc.unesco.org/ru/list/ (дата обращения: 03.10.2019).

Статистический ежегодный сборник АСЕАН 2018 г. URL: https://www.asean stats.org/wp-content/uploads/2019/01/asyb-2018.pdf (дата обращения: 30.09.2019).

Туристическая Ассоциация «Мир без границ»: Во Вьетнаме открылся офис Visit Russia. URL: http://www.visit-russia.ru/news/vo-vetname-otkrylsya-ofis-visit-russia (дата обращения: 29.09.2019).

Фонд «Наследие»: рейтинг стран по индексу экономической свободы 2019 г. URL: https://www.heritage.org/index/ (дата обращения: 29.09.2019).

References

Safina S. S., Amosova G. M. Analysis of tourism competitiveness of the Asia-Pacific region. Izvestiya Saint-Petersburg state university of economics SPbSUE publishing house, St. Petersburg, 2017. P. 30—36.

Safina S. S., Limonina I. G., KaloevaA. T. Recreational economy and international tourism in the countries of the studied region: Foreign Europe, Asia-Pacific region, Latin America / / Textbook. SPbSUE publishing house, St. Petersburg, 2017, 168 p.

ASEAN Statistical yearbook 2018 URL: https://www.aseanstats.org/wp-content/ uploads/2019/01/asyb-2018.pdf (accessed: 30 September, 2019).

Heritage: 2019 index of economic freedom URL: https://www.heritage.org/index/ (accessed: 29 September, 2019).

International Monetary Fund: Vietnam 2019. URL: https://www.imf.org/en/Pub lications/CR/Issues/2019/07/16/Vietnam-2019-Article-IV-Consultation-Press-Relea se-Staff-Report-and-Statement-by-the-47124 (accessed: 02 October, 2019).

Tourism Association "World without borders": "Visit Russia" office opened in Vietnam URL: http://www.visit-russia.ru/news/vo-vetname-otkrylsya-ofis-visit-russia (accessed: 29 September, 2019).

UNESCO: list of UNESCO world heritage sites URL: https://whc.unesco.org/ru/ list/ (accessed: 03 October, 2019).

Vietnam briefing: Vietnam's tourism industry continues growth 2018. URL: https:// www.vietnam-briefing.com/news/vietnams-tourism-industry-continues-growth-2018. html/ (accessed: 02 October, 2019).

Vietnam National Administration of Tourism URL: https://vietnam.travel/ (accessed: 27 September, 2019).

Vietnam National Administration of Tourism: international arrivals in Vietnam in 2018. URL: http://www.vietnam-tourism.com/en/index.php/news/items/15150 (accessed: 26 September, 2019).

World Bank: Doing Business 2018 URL: http://russian.doingbusiness.org/ru/ran kings (accessed: 29 September, 2019).

World Economic Forum: The Global Competitiveness Report 2017—2018. URL: http://clc.am/F8EdXQ (accessed: 29 September, 2019).

World Economic Forum: The Travel & Tourism Competitiveness Report 2017 URL: http://clc.am/9yuuPg (accessed: 29 September, 2019).

WTTC: Country analysis 2018: Vietnam URL: https://www.wttc.org/economic-impact/country-analysis/country-reports/ (accessed: 30 September, 2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.