Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ РЫНКА ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ'

РАЗВИТИЕ РЫНКА ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
418
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ / ЭНЕРГОСНАБЖАЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / РЕГУЛИРУЕМЫЕ ТАРИФЫ / ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ В ГОРОДЕ / ЕДИНАЯ ТЕПЛОСЕТЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чекалин В.С., Краснова А.В.

Действующая система теплоснабжения в крупном городе является базовой сферой жизнеобеспечения и от состояния рынка теплоснабжения во многом зависит устойчивое развитие города в целом. В то же время, в сфере теплоснабжения существует ряд проблем, включая высокую степень износа основных фондов и соответствующее повышение уровня аварийности, чрезмерные потери энергии при передаче тепла от генерирующих устройств к потребителям, несоответствие цен (тарифов) и качества предоставляемых услуг. Для решения этих и ряда других проблем предлагается проведение мер по упорядочиванию рынка путём закрытия ряда неэффективных котельных, разработки программ сокращения затрат, созданию единой теплосетевой организации и введению на территории Санкт-Петербурга ценовой зоны с переходом к модели альтернативной котельной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE HEAT SUPPLY MARKET IN SAINT-PETERSBURG

The existing heat supply system in a large city is the basic sphere of life support and the stable development of the city as a whole largely depends on the state of the heat supply market. At the same time, the heat supply market has various problems, including an increase in the level of accidents, losses of energy while transferring heat from generating devices to consumers, a mismatch between tariffs and the quality of services provided. To solve the problems in this sphere, it is proposed to take measures to optimize the market by closing a number of inefficient boiler houses, developing programs to reduce costs, creating a unified heat supply network organization and introducing a price zone on the territory of St. Petersburg with the transition to an alternative boiler house model.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ РЫНКА ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ»

РАЗВИТИЕ РЫНКА ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ В.С. Чекалин1, д-р экон. наук, профессор

А.В. Краснова2, заместитель начальника отдела анализа и тарифообразования 1Санкт-Петербургский государственный экономический университет 2ГУП «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-3-2-220-228

Аннотация. Действующая система теплоснабжения в крупном городе является базовой сферой жизнеобеспечения и от состояния рынка теплоснабжения во многом зависит устойчивое развитие города в целом. В то же время, в сфере теплоснабжения существует ряд проблем, включая высокую степень износа основных фондов и соответствующее повышение уровня аварийности, чрезмерные потери энергии при передаче тепла от генерирующих устройств к потребителям, несоответствие цен (тарифов) и качества предоставляемых услуг. Для решения этих и ряда других проблем предлагается проведение мер по упорядочиванию рынка путём закрытия ряда неэффективных котельных, разработки программ сокращения затрат, созданию единой теплосетевой организации и введению на территории Санкт-Петербурга ценовой зоны с переходом к модели альтернативной котельной.

Ключевые слова: рынок теплоснабжения, энергоснабжающие организации, регулируемые тарифы, проблемы и основные направления развития систем теплоснабжения в городе, единая теплосетевая организация.

Система теплоснабжения является жизненно важной сферой, а рынок теплоснабжения в большинстве городов страны является регулируемым. Так, ежегодно Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга утверждаются тарифы более чем для 50 энергоснабжающих организаций. К числу основных проблем данного рынка следует отнести высокую степень износа основных фондов и соответствующее повышение аварийности, падение доходов энерго-снабжающих организаций из-за превышения температур наружного воздуха в отопительный период над утверждёнными в тарифах, отвлечение средств от инвестиционной деятельности на покрытие убытков по операционной деятельности в связи с недостаточным уровнем тарифов.

В настоящей статье рассмотрены указанные проблемы и определены основные направления развития рынка теплоснабжения в крупном городе, включая избавление от неэффективных источников, разработку программ сокращения затрат, создание единой теплосетевой организации и введение на территории Санкт-Петербурга

ценовой зоны с переходом к модели альтернативной котельной.

Анализ литературы по рассматриваемой теме

Проблематике развития рынка теплоснабжения посвящены работы следующих авторов: В.А. Стенникова [1], В.В. Семи-кашева [2], О.В. Дёминой [3], диссертационные исследования Т.М. Бугаевой [4], В.И. Гимади [5], А.Н. Горбачева [6] и др. Проблемы развития системы инженерно-энергетического комплекса крупного города подробно рассмотрены в работе [6]. В то же время острота проблем развития рынка теплоснабжения, преобразований, направленных на трансформацию взаимоотношений поставщиков и потребителей энергии, в значительной мере нарастает и далеко не все из них исследованы в полной мере. Поэтому в данной статье представлена оценка состояния рынка теплоснабжения Санкт-Петербурга, выявлены проблемы и обозначены пути дальнейшего развития системы теплоснабжения города.

Постановка проблемы

В общем виде теплоснабжение представляет собой выработку тепловой энер-

гии на источниках (ТЭЦ, котельные), транспортировку тепла и горячей воды до конечного потребителя и реализацию (сбыт) тепловой энергии и теплоносителя. Но для устойчивого развития рынка теплоснабжения необходимо достаточное финансовое обеспечение всех хозяйствующих субъектов. В то же время большинство (более 60%) теплоснабжающих организаций в Российской Федерации убыточны [7], а взаимоотношения между производителями и потребителями тепловой энергии недостаточно урегулированы.

Рынок теплоснабжения Санкт-Петербурга представлен более чем 50 энергоснабжающими организациями (далее - ЭСО), эксплуатирующими различ-

ные источники теплоснабжения - котельные, в том числе блочно-модульные котельные (БМК), и теплоэнергоцентрали (ТЭЦ), вырабатывающие тепловую и электрическую энергию. Причём, ЭСО функционируют на разных правовых основаниях: право собственности, договор аренды, право хозяйственного ведения.

По данным официального сайта Комитета по тарифам Санкт-Петербурга [8], процедура государственного регулирования тарифов на 2021 год была осуществлена в отношении 51 организации. На рисунке 1 представлены сведения о структуре рынка теплоснабжения Санкт-Петербурга на 2021 год.

ООО

"Петербургтеплоэнерго"

^^ 6%

ПАО "ТГК-1" (филиал

"Невский") __ООО "ТЕПЛОЭНЕРГО"

34% ■—"" 2%

прочие организации (доля

^^^^^ у V в общей НВВ < 1%)

ГУП "ТЭК СПб" 10%

Рис. 1. Структура рынка теплоснабжения Санкт-Петербурга на 2021 год Источник: стандарты раскрытия информации Комитетом по тарифам Санкт-

Петербурга в сфере теплоснабжения

Как следует из данных, приведённых на рис. 1, в системе теплоснабжения города наиболее крупными ЭСО по объёму выручки являются: ГУП «ТЭК СПб» (48%),

ПАО «ТГК-1» филиал «Невский» (34%), ООО «Петербургтеплоэнерго» (ПТЭ) -6%. Основные сведения об указанных организациях представлены в таблице 1.

Таблица 1. Сведения о крупнейших ЭСО Санкт-Петербурга

Наименование показателя Ед.изм. ГУП «ТЭК СПб» ПАО «ТГК-1» + АО «Теплосеть» OOO «ПТЭ»

Среднеотпускной тариф 2021 руб./Гкал 2 562,94 1 901,57 1 901,81

Объём реализации тепловой энергии, 2021 тыс.Гкал 18 226,72 17 078,34 2 962,96

Количество котельных / ТЭЦ шт. 276 0 / 8 256

Протяжённость тепловых сетей (в однотрубном исчислении) км 4783 2500 1053

Потери в тепловых сетях по факту 2019 года тыс.Гкал 1 924,29 1 840,86 131,30

% к выработке 9,3% 10,0% 4,1%

Источник: стандарты раскрытия информации Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга в сфере теплоснабжения

Важнейшим объектом инженерно-технического обеспечения систем теплоснабжения Санкт-Петербурга, наряду с

энергоисточниками, являются тепловые сети. Через них тепловая энергия от источников генерации (котельных и ТЭЦ)

передается потребителям. Всего в Санкт-Петербурге функционирует около 8 тыс.км тепловых сетей диаметром от 50 до 1400 мм (в однотрубном исчислении). Порядка 4,7 тыс.км сетей или 57% от их общей протяженности эксплуатирует ГУП «ТЭК СПб». По сетям ГУП «ТЭК СПб» обеспечивается более 40% тепловых нагрузок потребителей Санкт-Петербурга. Из них доля сетей, которые находятся в эксплуатации свыше 25 лет и нуждаются в первоочередной замене, превышает 20%.

В зоне обслуживания АО «Теплосеть Санкт-Петербурга» расположены 2,5 тыс.км или 30% тепловых сетей города. При этом через тепловые сети организации обеспечивается 45% тепловых нагрузок потребителей города, поскольку все они в основном присоединены к крупным ТЭЦ ПАО «ТГК-1». В 2010 году, когда создавалась АО «Теплосеть Санкт-Петербурга», доля её сетей, отслуживших свой нормативный срок, была около 21%. Но на сегодняшний день в зоне её ответственности таких трубопроводов уже около 45%.

В соответствии с федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» [9] и постановлением правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» [10], тарифы в сфере теплоснабжения подлежат государственному регулированию. Для установления тарифов на период регули-

рования в срок до 1 мая текущего года ЭСО предоставляют в администрацию города расчётные и обосновывающие материалы. Комитет по тарифам, как регулирующий орган, проводит экспертизу предложений ЭСО и утверждает тарифы в сфере теплоснабжения. В результате в следующий период регулирования ЭСО осуществляют теплоснабжение потребителей и производят расчёты по утвержденным тарифам.

В соответствии с действующим порядком тарифы устанавливаются на основании объёма теплоотпуска согласно балансу тепловой энергии (мощности) на плановый период в гигакалориях (Гкал) и объёму необходимой валовой выручки (в тыс.руб.). В размер выручки ЭСО включаются планируемые на расчётный период регулирования расходы, связанные с производством и реализацией тепловой энергии, в том числе затраты на энергоресурсы, оплату труда работников, содержание и обслуживание оборудования, амортизационные отчисления, затраты на материалы и услуги производственного характера, уплату налогов, выплату процентов по кредитам и ряд других.

Сведения о среднеотпускных тарифах крупнейших ЭСО Санкт-Петербурга в динамике за 2018-2021 годы представлены на рисунке 2.

ОАО "ТГК-1" филиал "Невский" ООО "Петербургтеплоэнерго"

Рис. 2. Среднеотпускные тарифы по крупнейшим ЭСО Санкт-Петербурга за 2018-2021 годы

Структура тарифов за 2018-2021 годы по крупнейшим ЭСО Санкт-Петербурга представлена в таблице 2.

Таблица 2. Структура необходимой валовой выручки ГУП «ТЭК СПб», ПАО «ТГК-1», ООО «Петербургтеплоэнерго», млн. руб._

№ п/п Статьи затрат ГУП «ТЭК СПб» ÜAO «ТГК-1» с учётом AO «Теплосеть СПб» OOO «Петербургтеплоэнерго»

2018 2019 2020 2021 2018 2019 2020 2021 2018 2019 2020 2021

1 Себестоимость 35 161 38 954 40 174 42 119 24 246 28 680 29 027 29 677 5 102 5 113 5 293 5 294

1.1 Энергоресурсы 22 793 24 732 25 345 25 661 16 864 19 986 20 136 20 593 2 889 2 963 3 070 3 018

1.2 Фонд оплаты труда 4 860 7 009 7 265 7 482 2 107 2 774 2 833 2 902 1 462 1 459 1 507 1 560

1.3 Амортизация 5 117 4 964 5 221 6 535 3 276 3 581 3 617 3 796 170 171 193 167

1.4 Производственные и эксплуатационные расходы 2 391 2 251 2 343 2 440 1 999 2 339 2 442 2 386 581 520 523 549

2 Расходы из прибыли, и т.ч. 2 114 2 058 4 343 4 970 895 1 007 1 124 903 106 59 76 65

2.1 на развитие производства Q Q 1 783 Q Q Q Q Q Q Q Q 1б

3 Корректировка НВВ 644 -94 455 -375 506 672 665 1 242 -17 144 144 143

4 Предпринимательская прибыль 0 0 0 0 557 631 638 654 66 129 135 134

5 Необходимая валовая выручка 37 918 40 919 44 972 46 714 26 204 30 991 31 454 32 476 5 257 5 445 5 648 5 635

6 Теплоотпуск, тыс.Гкал 17 780 18 279 18 656 18 227 17 257 17 312 17 310 17 078 3 093 3 073 3 065 2 963

7 Среднеотпускной тариф, руб./Гкал 2 132,7 2 238,5 2 410,6 2 562,9 1 518,5 1 790,2 1 817,1 1 901,6 1 699,4 1 771,9 1 842,7 1 901,8

В В расчёте на 1 Гкал, руб./Гкал

Энергоресурсы 1 282,0 1 353,0 1 358,5 1 407,9 977,3 1 154,5 1 163,3 1 205,8 934,0 964,3 1 001,6 1 018,6

9 Удельный вес, %

Энергоресурсы б0%% б0 % 5б%% 55 % б4%%0 б4%%0 б4%%0 б3 % 55 % 54 % 54%%о 54%%0

Фонд оплаты труда 13% 17% 1б% 1б% 8% 9% 9% 9% 28% 27% 27% 28%

Амортизация 13% 12% 12% 14% 13% 12% 11% 12% 3% 3% 3% 3%

Прочие условно-постоянные расходы б% б% 5% 5% 8% 8% 8% 7% 11% 1Q% 9% 1Q%

Расходы из прибыли 7% 5% 11% 1Q% 7% 7% 8% 9% 3% б% б% б%

Источник: стандарты раскрытия информации Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга в сфере теплоснабжения

Структура затрат по рассматриваемым ЭСО отличается, что обусловлено, в том числе, различными техническими характеристиками эксплуатируемых объектов теплоснабжения. Наибольшее влияние на тарифы оказывают затраты на энергоресурсы, амортизация, фонд оплаты труда и расходы из прибыли.

Затраты на энергоресурсы в расчёте на 1 Гкал максимальны у ГУП «ТЭК СПб». Наибольшее влияние на размер этих затрат оказывает покупная тепловая энергия. Из объёма реализуемой потребителям энергии собственная выработка ГУП «ТЭК СПб» составляет порядка 60%. В соответствии с действующей схемой теплоснабжения ГУП «ТЭК СПб» покупает тепловую энергию у ЭСО, передаёт её по собственным сетям и реализует потребителям, что обусловлено схемой расположения источников генерации и тепловых сетей, к

которым подключены абоненты. При этом стоимость 1 Гкал покупной тепловой энергии существенно выше топливной составляющей (порядка 1 300 руб./Гкал против 800 руб./Гкал), что увеличивает затраты на энергоресурсы в тарифе ГУП «ТЭК СПб».

Фонд оплаты труда зависит от количества работающих единиц оборудования и их производительности. Наибольший размер фонда оплаты труда в расчёте на 1 Гкал и средняя заработная плата среди рассматриваемых ЭСО у ООО «Петербур-гтеплоэнерго». Необходимо учитывать, что ГУП «ТЭК СПб» имеет наибольшее количество котельных и центральных тепловых пунктов (ЦТП), наибольшую протяженность тепловых сетей, а, следовательно, и численность работников, занятых их обслуживанием.

В расчете на 1 Гкал тепловой энергии амортизация максимальна в тарифе ГУП

«ТЭК СПб». Амортизация как источник финансирования ремонта, модернизации и реконструкции теплоэнергетических объектов составляет значительную часть в составе условно-постоянных затрат ГУП «ТЭК СПб» Начисление амортизации ГУП «ТЭК СПб» производится в соответствии с правилами бухгалтерского учёта по объектам, находящимся в хозяйственном ведении предприятия. Объекты ООО «Петер-бургтеплоэнерго» находятся в аренде, поэтому амортизация по основным средствам не начисляется.

Основную долю в расходах из прибыли ГУП «ТЭК СПб» занимают проценты по кредитам, привлекаемым в условиях дефицита оборотных средств во избежание срывов сроков оплаты поставщикам энергоресурсов. Расходы из прибыли у ГУП «ТЭК СПб» и ПАО «ТГК-1» находятся в сопоставимых объёмах, а у ООО «Петер-бургтеплоэнерго» данные затраты заметно

SWOT-анализ текущей структуры рынка Санкт-Петербурга позволяет сформулировать возможные направления развития рынка теплоснабжения города путём его реструктуризации.

Рынок теплоснабжения крупного города достаточно статичен, монополизирован и

ниже, что, в первую очередь, обусловлено отсутствием налога на имущество (на объекты в аренде налог на имущество не уплачивается). Необходимо отметить также, что в 2020 году в тариф ГУП «ТЭК СПб» включена прибыль на капитальные вложения (95,6 руб./Гкал), что позволило увеличить вложения в модернизацию основных средств и повысить надёжность теплоснабжения. Следует учитывать, что по действующему законодательству в выручку унитарных предприятий не может быть включена предпринимательская прибыль. Таким образом, ГУП «ТЭК СПб» недоступен данный источник, ежегодно принимаемый в составе тарифа ПАО «ТГК-1» и ООО «Петербургтеплоэнерго».

Основные результаты и их обсуждение

На основании изложенных данных проведён SWOT-анализ текущей структуры рынка теплоснабжения Санкт-Петербурга.

находится под влиянием ряда ограничений (технологических, социально-

экономических и др.). Изменения на данном рынке должны быть комплексными, поэтапными, при участии и под контролем органов государственной власти, а также активного участия общественности.

Таблица 3. SWOT-анализ текущей ст

руктуры рынка Санкт-Петербурга

Сильные стороны (Strengths)

• Стабильный спрос со стороны потребите-й;

• Отсутствие неопределённости в продолжении деятельности в кризисных условиях;

• Возможность получить государственную поддержку в качестве системообразующих организаций в кризисной ситуации (государственные гарантии, отсрочка / рассрочка налогов, субсидии).

Слабые стороны (Weaknesses)

• Высокий физический износ объектов;

• Чрезмерно высокая доля централизации;

• Значительные потери тепловой энергии при транспортировке до потребителя;

• Ограниченность тарифов предельными индексами роста;

• Зависимость ЭСО от субсидий из бюджета Санкт-Петербурга;

• Разность организационно--правовых форм ЭСО (унитарное предприятие, акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью) накладывает ограничения на возможности привлечения дополнительных средств путём возможности выпуска ценных бумаг, применения метода обеспечения доходности инвестированного капитала._

Возможности (Opportunities)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Использование актуальных когнитивных методов и информационных технологий для оптимизации схемы теплоснабжения и разработка цифровой модели города (в том числе модели межотраслевого баланса);

• Реструктуризация рынка теплоснабжения Санкт-Петербурга, оптимизация отношений ЭСО, бюджета и конечных потребителей, в том числе путём переключения неэффективных источников теплоснабжения на ТЭЦ, и создания единой теплосете-вой организации.

Угрозы (Threats)

• Риск снижения фактического объёма теплоотпуска ЭСО относительно утверждённого в тарифе вследствие повышения температуры в зимний период, что ведёт к снижению доходов при значительной доле условно-постоянных затрат.

• Отсутствие источника финансирования текущих расходов, необходимость привлечения кредитных средств;

• Секвестрование бюджетных средств и снижение бюджетных инвестиций и субсидий на компенсацию недополученных доходов;

• Аварийность тепловых сетей в результате недофинансирования инвестиционных программ._

По мнению ряда авторов, [1] для изменения сложившейся ситуации на рынке теплоснабжения необходимо провести ряд организационных преобразований, направленных, в первую очередь, на трансформацию взаимоотношений поставщиков и потребителей энергии, а также включение в систему тарифообразования маркетинговых принципов.

Среди инструментов реструктуризации системы теплоснабжения крупного города можно выделить следующие направления:

- Выявление неэффективных котельных, в том числе с использованием модели межотраслевого баланса систем коммунальной инфраструктуры и энергетики. Передача неэффективных государственных котельных в концессию с последующим закрытием и переключением нагрузок на ТЭЦ, что позволит снизить стоимость генерации тепловой энергии и избавиться от непроизводителных затрат на содержание неэффективных теплоисточников.

- Поэтапное введение на территории города единой ценовой зоны путём установления тарифа альтернативной котельной. Для этого предусматривается разработка целевой модели рынка тепловой энергии, основанной на определение справедливой цены не выше устанавливаемого предельного уровня («альтернативной котельной»). Кроме того, предусматривается наделения единой теплоснабжающей организации (далее - ЕТО) с функциями «одного окна» для потребителей по поставке всех товаров и услуг в сфере теплоснабжения в границах зоны своей деятельности и исполнения ЕТО функций по оперативному управлению системой теплоснабжения.

Цели и задачи перехода к методу альтернативной котельной, сгруппированные в виде системы сбалансированных показателей (Balanced Score Card), представлены в таблице 4.

Таблица 4. Цели и задачи перехода к методу альтернативной котельной

Финансовая перспектива • либерализация отношений в сфере теплоснабжения, отказ от регулирования тарифов; • переход от прямого ценового регулирования к регулированию правил организации отношений в сфере теплоснабжения и государственному контролю • повышение инвестиционной привлекательности сферы теплоснабжения Перспектива внутренних бизнес-процессов • повышение управляемости системами теплоснабжения • обеспечение эффективного стратегического развития и технического управления системами теплоснабжения, стимулирование развития эффективных источников тепловой энергии и тепловых сетей • предотвращение прогрессирующего физического и морального износа основных фондов

Потребительская перспектива • снижение административного регуляторного давления на бизнес с повышением ответственности бизнеса перед потребителями • повышение клиентоориентированности ЕТО • повышение уровня удовлетворенности потребителей качеством и стоимостью товаров и услуг в сфере теплоснабжения Перспектива инноваций и развития • стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности

- Создание единой теплосетевой организации на базе ГУП «ТЭК СПб» или АО «Теплосеть Санкт-Петербурга». Данное мероприятие позволит наделить создаваемую организацию расширенными полномочиями и ответственностью перед конечными потребителями, снизить стоимость транспортировки тепловой энергии за счёт исключения из тарифа условно-постоянных затрат, не относящихся непо-

средственно к деятельности по передаче тепловой энергии.

- Заключение концессионных соглашений и энергосервисных контрактов, что позволит привлечь частный капитал к финансированию модернизации и реконструкции объектов системы теплоснабжения, а также повысить энергоэффективность генерации и транспортировки тепловой энергии. Так при реализации энерго-

сервисных контрактов подрядчиком выполняется модернизация теплоэнергетического оборудования с повышением энергоэффективности за счёт собственных средств, а достигаемая экономия в течение установленного периода направляется в подрядную организацию для компенсации выполненных работ. Данный механизм требует детальной проработки, так как в рамках ограничения уровня роста тарифа сохранение экономии в составе тарифа означает возможное сокращение прочих статей затрат.

В рамках настоящей статьи остановимся подробнее на создании единой теплосе-тевой организации (далее - ЕТСО). Работа по обоснованию создания ЕТСО проводится экспертным сообществом Санкт-Петербурга. Так экспертами Национального исследовательского университета Высшей школы экономики были выполнены работы по оценке последствий реформы теплоснабжения с учетом создания ЕТСО Санкт-Петербурга [11].

Эффективная работа систем теплоснабжения в значительной степени зависит от работы тепловых сетей и находится в зоне ответственности теплоснабжающих организаций, эксплуатирующих сети. Как правило, в теплосетевых компаниях сосредоточена возможность влияния на технологические вопросы надёжного и эффективного теплоснабжения.

Концентрация всех эксплуатируемых в одном субъекте РФ тепловых сетей под управлением единой организации позволит сократить затраты на содержание тепловых сетей за счёт оптимизации косвенных затрат вследствие эффекта «масштаба», а также сократить часть прямых затрат, в том числе затрат на оплату труда за счет оптимизации структуры персонала. Также концентрация тепловых сетей у ЕТСО позволит сократить потери тепловой энергии (теплоносителя), за счёт организации эффективного управления режимами работы теплосетей, руководство которой возможно будет осуществить из единого центра управления.

В качестве первоочередных шагов к созданию ЕТСО предлагаются:

1. Проведение выбора ЭСО, на основе которой создаётся ЕТСО. Для Санкт-Петербурга выбор ЭСО логично осуществить между ГУП «ТЭК СПб» и АО «Теплосеть Санкт-Петербурга», которые осуществляют большую часть транспортировки тепловой энергии в городе.

2. Оценка эффективности устаревших котельных ГУП «ТЭК СПб» с перспективой передачи их ПАО «ТГК-1» для последующего переключения на ТЭЦ.

3. Отказ ПАО «ТГК-1» от статуса ЕТО в зонах действия создаваемой ЕТСО. Таким образом, создаваемая ЕТСО становится ЕТО на большинстве территорий.

4. Заключение ЕТСО договоров с ПАО «ТГК-1» и другими теплогенери-рующими организациями на поставку тепловой энергии с коллекторов. ЕСТО сможет одновременно стимулировать ЭСО к модернизации источников или выводу неэффективного и излишнего оборудования, что приведёт к сокращению издержек на приобретение тепловой энергии.

5. Утверждение единого тарифа на теплоснабжение в Санкт-Петербурге, обеспечивающего объёмы капитального ремонта, необходимые для повышения производственной эффективности, и обеспечения рыночной нормы прибыли. На официальном сайте Минэнерго в разделе «Целевая модель рынка тепловой энергии» размещён шаблон расчёта предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) при методе альтернативной котельной [12]. Согласно данному шаблону, тариф альтернативной котельной для Санкт-Петербурга на 2020 год составляет порядка 1700 руб./Гкал (для сравнения, среднеот-пускной тариф ГУП «ТЭК СПб» составляет 2410,6 руб./Гкал).

6. Создание стимулов повышения эффективности энергопотребления у конечных потребителей для использования современной техники и активного внедрения энергосберегающих технологий.

7. Разработка ЕТСО долгосрочной финансовой модели и программы модернизации теплосетевой инфраструктуры.

Заключение. Система теплоснабжения является базовой сферой жизнеобеспечения крупного города, определяющей ус-

тойчивое развитие города. Однако учиты- Петербурга, стать единым центром взаи-вая накопленные проблемы в сфере тепло- модействия с потребителями, обеспечи-снабжения (износ основных фондов, по- вающим высокое качество услуги за счёт вышение уровня аварийности, увеличение диспетчеризации всего технологического потерь тепловой энергии, неоптималь- цикла. Итогом проводимых преобразова-ность устанавливаемых тарифов), необхо- ний для города будет либерализация от-димы меры по оптимизации состояния ношений в сфере теплоснабжения, переход рынка, в том числе путём выявления не- от прямого ценового регулирования к ре-эффективных источников теплоснабжения гулированию правил организации отноше-с их последующим закрытием и переклю- ний в данной сфере, создание единого чением на более эффективные источники центра ответственности по всему циклу (в том числе ТЭЦ), разработки программ передачи тепловой энергии до конечного сокращения затрат ЭСО, создания единой потребителя. Бизнесу это принесёт опти-теплосетевой организации (ЕТСО) на тер- мизацию структуры затрат, а конечному ритории Санкт-Петербурга. потребителю - гарантию качества и ра-

Представляется, что ЕТСО может стать циональное соотношение цены и качества институтом развития и центром координа- услуг теплоснабжения. ции всей сферы теплоснабжения Санкт-

Библиографический список

1. Стенников В.А. Проблемы российского теплоснабжения и пути их решения / В.А. Стенников, А.В. Пеньковский // ЭКО. - 2019. - № 9 (543). - С. 66-69.

2. Семикашев В.В. Теплоснабжение в России: текущая ситуация и проблемы инвестиционного развития // ЭКО. - 2019. - №9 (543). - С. 45-47.

3. Дёмина О.В. Регулирование теплоэнергетики в России: реакция локальных рынков // Пространственная экономика. - 2017. - №3. - С. 62-82.

4. Бугаева Т.М. Методы и модели планирования развития энергетического комплекса мегаполиса: Диссертация на соискание учёной степени кандидата экономических наук: 08.00.05 / Бугаева Татьяна Михайловна; [Место защиты: ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»]. - Санкт-Петербург, 2020.

5. Гимади В.И. Альтернативные методы регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в России: Диссертация на соискание учёной степени кандидата экономических наук: 08.00.05 / Гимади Виктория Ильинична; [Место защиты: ФГБУН Институт энергетических исследований Российской академии наук]. - М., 2017.

6. Чекалин В.С., Любарская М.А., Ермакова М.Ю. Энергетический комплекс крупного города: проблемы и пути развития // Известия СПбГЭУ. - 2020. - №4 (124). - С. 56-62.

7. Горбачев А.Н. Организационно-экономические методы управления теплоснабжением в устойчивом развитии территорий: Диссертация на соискание учёной степени кандидата экономических наук: 08.00.05 / Горбачев Антон Николаевич; [Место защиты: Российский университет дружбы народов]. - Москва, 2020. - 24 с.

8. Стандарты раскрытия информации Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tarifspb.ru/

9. Федеральный закон от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении».

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения».

11. Пресс-центр ГУП «ТЭК СПб». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gptek.spb.m/press/ekspertnoe-mnenie/?ELEMENT_ID=134054

12. Министерство Энергетики РФ, Целевая модель рынка тепловой энергии. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minenergo.gov.ru/node/4227

DEVELOPMENT OF THE HEAT SUPPLY MARKET IN SAINT-PETERSBURG

V.S. Chekalin1, Doctor of Economic Sciences, Professor

2

A.V. Krasnova , Deputy Head of the Department of Economic Analysis and Tariffs 1Saint Petersburg State University of Economics

State Unitary Enterprise «Fuel and Energy Complex of St. Petersburg» (Russia, St. Petersburg)

Abstract. The existing heat supply system in a large city is the basic sphere of life support and the stable development of the city as a whole largely depends on the state of the heat supply market. At the same time, the heat supply market has various problems, including an increase in the level of accidents, losses of energy while transferring heat from generating devices to consumers, a mismatch between tariffs and the quality of services provided. To solve the problems in this sphere, it is proposed to take measures to optimize the market by closing a number of inefficient boiler houses, developing programs to reduce costs, creating a unified heat supply network organization and introducing a price zone on the territory of St. Petersburg with the transition to an alternative boiler house model.

Keywords: the heat supply market, energy supply organizations, regulated tariffs, problems and main directions of development of heat supply systems in the city, unified heating network organization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.