Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ РЫНКА КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ В УЗБЕКИСТАНЕ'

РАЗВИТИЕ РЫНКА КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ В УЗБЕКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
программа BAS / услуга / Узбекистан / ведение бизнеса / разработка бизнес-планов / внедрение / BAS program / service / Uzbekistan / doing business / developing business plans / implementing

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Холбутаева Ш. А.

В данной статье рассматривается развитие консалтинговых услуг для достижения высоких устойчивых темпов роста, макроэкономической сбалансированности, модернизации и диверсификации экономики в процессе развития экономики и эффективного функционирования в условиях рыночных отношений. Также рассматривается роль иностранных консалтинговых фирм для совершенствования рынка консалтинговых услуг Узбекистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE CONSULTING SERVICES MARKET IN UZBEKISTAN

In this article, the development of consulting services is considered to achieve high sustainable growth rates, macroeconomic balance, modernization and diversification of the economy in the process of economic development and effective functioning in market conditions. The role of foreign consulting firms is also considered to improve the market of consulting services in Uzbekistan.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ РЫНКА КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ В УЗБЕКИСТАНЕ»

УДК 330

Холбутаева Ш.А. ассистент

кафедра «Социально-гумунитарные преметы» Ташкентский институт инженеров железнодорожного

транспорта Узбекистан, г. Ташкент

РАЗВИТИЕ РЫНКА КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ В УЗБЕКИСТАНЕ

Аннотация: В данной статье рассматривается развитие консалтинговых услуг для достижения высоких устойчивых темпов роста, макроэкономической сбалансированности, модернизации и диверсификации экономики в процессе развития экономики и эффективного функционирования в условиях рыночных отношений. Также рассматривается роль иностранных консалтинговых фирм для совершенствования рынка консалтинговых услуг Узбекистана.

Ключевые слова: программа BAS, услуга, Узбекистан, ведение бизнеса, разработка бизнес-планов, внедрение

Kholbutaeva Sh.A.

assistant of the department " Social and humanitarian subjects "

Tashkent Institute of Railway Engineers

DEVELOPMENT OF THE CONSULTING SERVICES MARKET IN

UZBEKISTAN

Annotation: In this article, the development of consulting services is considered to achieve high sustainable growth rates, macroeconomic balance, modernization and diversification of the economy in the process of economic development and effective functioning in market conditions. The role of foreign consulting firms is also considered to improve the market of consulting services in Uzbekistan.

Keywords: BAS program, service, Uzbekistan, doing business, developing business plans, implementing

Быстро развивающимся сектором современной экономики является сфера услуг. Создавая сферу услуг, рынок потребовал и расширения сферы профессиональных услуг. Уровень индустриализации и экономического развития отражает спрос на консалтинг, а также сложность и запутанность проблем по управлению, с которыми сталкиваются как и частные так и государственные секторы. Трансформация спроса на консалтинговые услуги связаны с наиболее существенными изменениями на рынке услуг, в которых становится все более осознаваемой. В условиях современных рыночных отношений во многих стран консалтинговые услуги представляют собой важный фактор эффективного функционирования и развития субъектов хозяйствования.

Для мировой экономической жизни в современных условиях

характерен переход к новой модели бизнеса, во многих областях индустрии акценты смещаются в сторону спроса и предложения консалтинговых услуг по вопросам налогообложения, менеджмента, права, обучения, анализа, оценки рынков, научно - исследовательских изысканий, обоснования инвестиционных проектов. Рынок консалтинговых услуг имеет широкий формат участия в качественном преобразовании экономики страны вызывая необходимость изыскания путей наращивания и планомерного вовлечения его потенциала в реализацию социально - экономических задач, формирования условий по доступности услуг для широкой предпринимательской среды. Здоровая предпринимательская среда требует здоровой конкуренции. Если нет конкуренции и обстоятельств, требующих повышения эффективности, то и возможностей для получения и разработки задач по консультированию тоже нет, то есть эти факторы имеют важное наличие потребности в эффективности и более высоких стандартах функционирования.

Способность предприятий быстро меняться в обстановке стремительно развивающегося рынка - одно из главных условий успешного развития бизнеса. Для сохранения своей жизнеспособности предприятия вынуждены постоянно эволюционировать, перестраиваться, внедрять новые технологии, что требует немалых усилий, знаний и умений, которые в наше время являются основным источником конкурентного преимущества. Усложнение экономических процессов на современном этапе модернизации вызвало необходимость передачи в товарной форме знаний, опыта и методов управленческого труда в самостоятельную сферу экономических отношений, что в свою очередь способствовало образованию национальных и международных рынков консалтинговых услуг.

В настоящее время увеличился спрос на услуги по разработке интегрированных систем управления, внедрению новых финансовых технологий, оценке бизнеса, маркетинговые исследования. При этом клиент заинтересован в комплексном решении проблем организации и ведения бизнеса, в эффективной реализации проектов. Взаимодействие хозяйственных механизмов, соответствующих современному развитию рынка услуг, со всей остротой требует совершенствования теоретической и методической базы формирования и развития рынка консалтинговых услуг. С одной стороны, признаки рынка налицо, существует целая сеть отечественных консалтинговых фирм, многие из которых имеют более или менее постоянных клиентов. В то же время спрос на их услуги пока недостаточно развиты и слабо структурированы. Рост спроса на консалтинговые услуги обусловливает превращение аудиторских, юридических и оценочных фирм в объединения компаний, оказывающих комплексный спектр услуг.

В основном спрос на консалтинг создается проектами развития и в многих случаях заказчиками остаются государственный сектор. Недостача квалификации и опыта местных консультантов выходят за пределы

возможностей, и это ведёт к привлечению иностранных специалистов. В результате предприятия отдают предпочтение зарубежным консультирующим фирмам, компаниям во многом случаи это компании с мировыми названиями «Большой четверки» транснациональные консалтингово-аудиторские компании: Ernst & Young, PricewaterhouseCoopers, Deloitte, KPMG [6]. Большие процветающие транснациональные корпорации, имеющие сильное руководство и квалифицированный персонал, регулярно обращаются к консультантам по управлению. Там, где услуги фирмы хорошо себя зарекомендовали, заключается много повторных сделок. В некоторых консалтинговых фирмах объем повторных сделок достигает от 70 до 80 %. Многие корпорации имеют своих постоянных консультантов [2].

Для обеспечения высоких устойчивых темпов роста, макроэкономической сбалансированности, модернизации и диверсификации экономики необходимо достичь устойчивого развития сферы услуг. В республике приняты дополнительные меры по ускоренному развитию сферы услуг и сервиса в 2013-2016 годах. В прошлом году создано свыше 13 тысяч предприятий по оказанию услуг, в том числе торгово-бытовых комплексов, филиалов мини — банков, страховых компаний и других. По итогам 2014 года объем оказанных услуг возрос на 13,5 процента, а их доля в структуре ВВП составила 53 процента против 37 процентов в 2000 году [1]. В Узбекистане для большинства предпринимателей, да и самих консультантов, консалтинг — это любая помощь, оказываемая внешними консультантами в решении той или иной проблемы. Поэтому консультантам приходится решать вопросы управленческой, экономической, финансовой, инвестиционной деятельности предприятий, стратегического планирования, оптимизации общего функционирования компании, ведения бизнеса, исследования и прогнозирования рынков сбыта и заниматься много еще чем — от взыскания дебиторской задолженности до приватизации, реструктуризации и поиска иностранных инвесторов. Это делает границы исследуемого рынка очень расплывчатыми. Поэтому анализ конъюнктуры рынка в строгом смысле этого слова невозможен. Получилось скорее «структурное» исследование, т. е. попытка определить, на какие основные сегменты делится консалтинговый рынок Узбекистана и какие из них развиваются наиболее динамично, в каких случаях чаще всего обращаются к консультантам предприниматели и какие проблемы у самих консультантов. Статистики объемов консультационных услуг, оказанных бизнесу, не существует, как нет и сколь-либо точных данных о количестве работающих в этой сфере организаций и занятых в них людей. Тому есть две причины. Первая — объективная: спектр оказываемых консультантами услуг весьма широк и поэтому подвести их под какой-то единый стандарт достаточно сложно. Вторая — скорее из разряда субъективных: не очень серьезное отношение к этому бизнесу со стороны государственных органов. Считается, что консультации в первую очередь нужны начинающим предпринимателям

или даже тем, кто хотел бы стать предпринимателем, а опытные бизнесмены сами способны найти выход из любого затруднительного положения или тех, кто поможет им в этом. Поэтому развитию консалтинга внимание уделяется, прежде всего, в рамках палат товаропроизводителей и предпринимателей и бизнес — инкубаторов, для которых основные задачи — создание нового бизнеса и оказание помощи малым предприятиям, микрофирмам и индивидуальным предпринимателям. Первая проблема, с которой сталкивается исследователь отечественного рынка консалтинговых услуг, — отсутствие систематизированной информации об этом рынке. Для решения данной проблемы потребуется усовершенствовать систему статистической отчетности таким образом, чтобы консалтинговые услуги бизнесу можно было вычленить из общего комплекса услуг и других видов деятельности. Второй немаловажный вопрос — сегментация этого рынка, т. е. изучение того, из каких однородных групп производителей и потребителей консалтинговых услуг он состоит. Видов консультаций может быть столько же, сколько типов проблем существует в бизнесе. Поэтому для удобства исследования необходимо объединить их, а затем выделить сегменты, получившие наибольшее развитие в Узбекистане. По сегментации рынок консультационных услуг делится в Узбекистане на два больших сектора: обязательные услуги, оказание которых предписывается законодательством (регистрация предприятий, правовая экспертиза договоров, аудит для акционерных компаний, банков и некоторых других видов организаций, оценка имущества при переоценке основных фондов и т. п.), и добровольно приобретаемые услуги (маркетинговые исследования, управленческое консультирование, разработка бизнес-планов, внедрение автоматизированных систем управления и многое другое). Если предприятие собирается взять кредит, оно должно представить банку» бизнес-план». Существуют следующие основные сегменты отечественного рынка консультационных услуг: юридические услуги; аудит, бухгалтерский учет, налоговое консультирование; управленческий консалтинг; консалтинг в области консалтинга; инвестиционный и производственный консалтинг; консалтинг на рынке ценных бумаг. Определенным толчком в развитии и совершенствовании рынка консалтинговых услуг Узбекистана стала деятельность международных организаций (World Bank, IFC, EBRD, ADB, TACIS, USAID, JICA), в рамках реализации проектов которых были привлечены как известные иностранные консалтинговые фирмы, так и лидеры местного консалтингового рынка. Программа развития консультационных услуг (BAS) Европейского банка реконструкции и развития при поддержке правительства Японии реализуется в Узбекистане с октября 2001 года. Она нацелена на помощь малому и среднему бизнесу (посредством содействия в получении квалифицированных консалтинговых услуг по вопросам ведения бизнеса и покрытия 50 % стоимости консультаций на грантовой основе) и на дальнейшее развитие рынка консультационных услуг. Спектр консалтинговых услуг, поддерживаемых

Программой BAS, достаточно широк: разработка бизнес-планов для получения финансирования; проведение маркетинговых исследований; содействие в поиске партнеров и инвесторов; реструктуризация и реорганизация предприятия; разработка и внедрение энергосберегающих технологий; содействие во внедрении автоматизированных систем управления и бухгалтерского учета; совершенствование системы учета и контроля; совершенствование системы корпоративного управления. На сегодняшний день сотрудниками Программы BAS координируется более 90 проектов по различным направлениям консалтинга, и уже можно с полной уверенностью утверждать, что по отдельным видам услуг сложились устойчивые сегменты рынка. На них активно работает ряд специализированных компаний, имеются все признаки конкуренции и сложившийся ценовой диапазон. К таким услугам относятся разработка бизнес-планов для получения кредитов и оборудования в лизинг, привлечения инвесторов и выпуска корпоративных облигаций. Анализ показал, что отсутствие международного сертификата снижает цены наших товаров на зарубежных рынках на 20-25 %. Поэтому в рамках Программы BAS предприятиям-экспортерам оказывается помощь не только в разработке и внедрении таких систем, но и в софинансировании расходов по международной сертификации. По данной специализации осуществляется 11 проектов как в традиционных для Узбекистана направлениях пищевой промышленности — производство сухофруктов, джемов, фруктовых соков, так и новых — производство сухоовощей, продуктов питания глубокой заморозки. Кроме того, проекты по созданию системы управления качеством реализуются и на предприятиях химической и легкой промышленности, специализирующихся на выпуске экспортоориентированной продукции. В числе предприятий, внедривших системы управления качеством, — «HanBioTech», «BerAd», «Наманганмаш», «Гауч», «МузимпэксТижорат». К результатам реализации Программы BAS можно отнести внедрение некоторых стандартов консалтинговой деятельности; содействие предприятиям малого и среднего бизнеса в идентификации проблем, формулировании технического задания по проекту; достижение понимания необходимости привлечения признанных экспертов для решения конкретных задач по оптимизации бизнеса; развитие культуры взаимоотношений клиентов с консультантами.

Таким образом, Программа Деловых Консультаций (BAS Programme) в Узбекистане имеет две стратегические цели: содействие субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении своего бизнеса и поддержка профессионального развития и роста местных консультантов.

Использованные источники: 1. Доклад первого Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год

http://old.lex.uz/ru/news/156

2. Блинов, А. О. Управленческое консультирование: учебник для магистров / А. О. Блинов, В. А. Дресвянников. - М. : Дашков и К°, 2013. - 212 с.

3. Ефремов В.С. Управленческий консалтинг как бизнес. // www.bcg.ru

4. Consulting Industry// Consultancy.uk [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultancy.uk/consulting-industry. (дата обращения 17.05.2018 г.)

УДК 378.57

Худойбердиева М. О. преподаватель академического лицея Ташкентский Педиатрический Медицинский Институт

Узбекистан, г. Ташкент СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ Аннотация: В этой статье обсуждаются современные методы преподавания биологии

Ключевые слова: Учитель, урок, информационная технология обучения, метод

Xudoyberdiyeva M. O. Teacher academician lyceum at Tashkent Pediatric Medical Institute Uzbekistan, Tashkent city MODERN METHODS OF TEACHING BIOLOGY Abstract: This article discusses modern methods of teaching biology Keywords: Teacher, lesson, information technology of teaching, method

Каким должен быть образец современного урока? Какова должна быть его структура, форма, техника? Какие требования он должен выполнить? Сколько объяснений, шумов и аргументов вокруг этого ...

Результаты работы учителя оцениваются навыками его учеников, уровнем самозанятости студентов на уроке, отношением студентов к предмету, учителем, друг другом, образовательной и развивающейся мобильностью личности, возникшей во время урок.

В результате моей работы в школе я пришел к выводу, что можно добиться хороших успехов в обучении только за счет увеличения интереса к моему предмету. Для этого я использую современные педагогические технологии, в том числе информационно-коммуникационные технологии.

Обучение информационным технологиям - педагогическая технология, использующая специальные методы, программное обеспечение и аппаратные средства (кино, аудио и видео, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

Как и все методы, методы, методы обучения, они выполняют триаду дидактических функций, которые в принципе остаются неизменными в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.