Ахмедуев А.Ш., Аджиева Д.А., Гамидова М.С.
Развитие рынка и предпринимательства в сфере образования
В России и ее регионах происходят радикальные изменения во всех сферах жизнедеятельности. Одним из направлений трансформации общественной системы является развитие предпринимательства и формирование предпринимательского потенциала в обществе. Вместе с тем развитие предпринимательства является одним из важнейших факторов преодоления кризиса и подъема экономики и социальной сферы на современный уровень. Поэтому исключительно актуальной является задача дальнейшего развития предпринимательской деятельности, особенно малого предпринимательства.
Особого подхода требует организация предпринимательской деятельности в отраслях так называемой непроизводственной сферы (школьном, среднем специальном и высшем образовании, здравоохранении, науке и научном обслуживании, культуре, искусстве и т.д.). Формы и принципы предпринимательской деятельности как в целом в этой сфере, так и в каждой из ее отраслей имеют свою специфику.
Прежде всего надо признать, что эту важную сферу деятельности невозможно оградить от воздействия рынка и его законов, как это предлагают отдельные ученые и практические работники. Более того, интересы развития этих сфер, особенно повышения качества услуг, требуют постепенного и неуклонного их вовлечения в рынок, формирования и развития здесь предпринимательских структур, создания особо деликатного механизма конкуренции, сочетающей в себе элементы общественной оценки экономической, социальной и нравственной значимости результатов деятельности.
Особо остро стоит вопрос о создании организационно-правовой, экономической и нормативной основы формирования рынка образовательных услуг и развития предпринимательской деятельности в этой сфере. В школьном, среднем специальном и высшем образовании России происходят радикальные преобразования. Суть этих преобразований состоит в: 1 устранении государственной монополии; 2)развитии рынка образовательных услуг; 3)формировании наряду с государственными учреждениями негосударственных предпринимательских структур различных организационно-правовых форм; 4)развитии элементов предпринимательской деятельности в системе государственного образования.
В настоящее время образование в России существенно отличается от образования советского периода и характеризуется многообразием организационно-правовых форм, видов и типов образовательных учреждений, способов получения образования. Важнейшим элементом этих перемен стало создание негосударственного сектора в российском образовании. Появление негосударственного образования стало отражением экономических и политических процессов, происходящих в российском обществе. Неоднородность и имущественная дифференциация населения стимулирует развитие рынка образовательных услуг, предъявляет новые тре-
бования как к самому содержанию образования, так и к формам и методам его получения.
Негосударственная система образования наиболее гибко отреагировала на спрос образовательных услуг общества, на новые требования к качеству и разнообразию знаний. Прежде всего надо подчеркнуть, что альтернативное негосударственное общее образование в России стало реальностью. В 2002/2003 учебном году работало 683 негосударственных общеобразовательных учреждений (свыше 1% от общего числа), в которых обучалось 68,0 тыс. детей (0,4% от общего числа). Характерно, что число этих учреждений и численность обучающихся в них медленно, но уверенно растет (табл. 1).
Таблица 1
Основные показатели негосударственных общеобразовательных учреждений в России (на начало учебного года)1
1993/94 1995/96 1999/2000 2000/2001 2001/2002 2002/2003 2002/2003 в % к 1993/94
Число общеобразовательных учреждений 368 525 607 635 662 683 185,6
Численность учащихся, тыс. человек 32,0 46,0 53,0 61,0 66,0 68,0 212,5
1 Российский статистический ежегодник. Госкомстат России, 2003. С. 213-214.
За 8 лет с 1994/1995 учебного года число негосударственных учреждений выросло в 1,9 раза, а число обучающихся в них - в 2,1 раза. Преимущественное развитие негосударственное образование получает в крупных экономически развитых регионах - Москве, Санкт-Петербурге, Московской области и др., - где для этого имеется материальная и финансовая база. Например, в общем числе общеобразовательных учреждений негосударственными являются в Москве - 7,4%, Московской области - 3,7%, а в них обучаются 1,5% и 0,8% общего числа учащихся соответственно.
Вместе с тем получают распространение новые современные формы общеобразовательных учреждений. В России в 1999/2000 учебном году работали 1050 гимназий (840 тыс. учащихся) и 729 лицеев (493 тыс. учащихся). Такие учреждения на рынке общеобразовательных услуг отвечают современным стандартам, получают распространение и имеют большую перспективу.
В Дагестане в настоящее время функционирует 3 негосударственных общеобразовательных школ (0,2% к общему числу) с числом обучающихся 363 учащихся (0,1%). Действующие в Дагестане негосударственные школы по существу являются предпринимательскими структурами. Хотя получение прибыли в уставе не определено как цель их деятельности, они функционируют на принципах предпринима-
тельства в условиях рыночной конкуренции. Согласно уставу негосударственная общеобразовательная школа имеет полную самостоятельность, несет ответственность за выполнение взятых на себя обязательств перед партнерами по заключенным договорам, государственным бюджетом и банками, а также перед работниками по действующему законодательству.
Важным признаком предпринимательства является то, что негосударственная общеобразовательная школа осуществляет свою деятельность на основе заказов и заключаемых договоров. Вместе с тем их экономической основой все больше становятся собственные доходы, ориентирующие на поэтапный переход на самофинансирование. В настоящее время средства негосударственной общеобразовательной школы формируются за счет: оплаты за обучение; спонсорской и благотворительной помощи учреждений, общественных фондов и организаций, частных лиц; нормативного бюджетного финансирования, определяемого действующим законодательством, банковского и других видов кредита и иных, не запрещенных законом поступлений.
К признаку экономического обособления и предпринимательства относится и то, что негосударственная общеобразовательная школа является собственником как доходов от предпринимательской деятельности, так и имущества - школьного оборудования, мебели, технических средств обучения, спортивного инвентаря, других элементов материально-технической базы, интеллектуальной собственности.
Для формирования и развития открытого рынка общеобразовательных услуг, создания и поддержания в этой сфере конкурентной среды, повышения качества обучения учащихся следует совершенствовать организационно-экономический механизм и нормативно-правовую базу в двух направлениях: 1) создания условий, способствующих широкому распространению частного предпринимательства и открытию негосударственных общеобразовательных школ; 2) внедрения элементов предпринимательства и конкуренции в самом государственном секторе общего образования.
Во многих развитых странах идет интенсивный поиск своеобразных методов формирования открытого рынка общеобразовательных услуг и создания конкурентной среды. Например, в США около 20% школ находится в частном владении, в которых учатся около 12% учащихся. Вместе с тем в США государственным школам на конкурентной основе частные фирмы оказывают необходимые услуги, не связанные с учебным процессом (транспорт, питание, охрана, медицинское обслуживание и т.д.). Распространено частное обучение детей дома (1% всех детей). Крупные образовательные центры создают сеть малых субподрядных организаций на местах, что может также способствовать приватизации школьного обучения.
Однако наибольший интерес, по нашему мнению, представляют проводимые в американском государственном школьном образовании эксперименты по расширению свободы «образовательного выбора». Суть их заключается в том, что родителям детей школьного возраста выдается сертификат (ваучер) номинальной стоимостью, равной средней стоимости обучения ребенка в государственной школе. Роди-
тели по своему усмотрению выбирают школу и «оплачивают» обучение ребенка ваучером.
Государство финансирует школу путем выкупа у нее ваучеров. Такая система, по идее, должна вызвать конкуренцию между школами с целью привлечения возможно большего числа учеников и соответственно государственного финансирования. Этого можно добиться лишь путем резкого повышения качества обучения. В этих условиях для привлечения необходимого числа учащихся и обеспечения самофинансирования руководство государственной школы вынуждено осуществлять новаторскую предпринимательскую деятельность, постоянно совершенствовать организацию учебного процесса, повышать качество обучения.
Представляется целесообразным использовать этот опыт американцев и провести в России эксперимент по финансированию государственных школ посредством введения государственных именных финансовых обязательств (ГИФО), выдаваемых родителям учеников (по аналогии студентам ВУЗов) по установленным нормативам в размере годовой стоимости обучения одного ученика. Это даст родителям учеников возможность на деле осуществлять свободный выбор школы, предъявлять соответствующие требования к качеству учебы. При этом, как и в частной школе, возникнут взаимные обязательства и ответственность как школы, так и родителей, а финансирование по набранным ГИФО будет соответствовать оптимальной педагогической нагрузке, а также стимулировать повышение качества учебы и уровня знаний учащихся в государственных школах.
Высокими темпами развивается рынок образовательных услуг и предпринимательство в среднем и высшем профессиональном образовании. В 1999/2000 учебном году 27,1% студентов средних специальных учебных заведений России обучалось на платной основе с полным возмещением затрат, в том числе в государственных средних учебных заведениях 25,8% и негосударственных - 1,3%. В том же году 33,6% студентов высших учебных заведений также обучалось на платной основе с полным возмещением затрат, в том числе 25,1% в государственных и 8,5% в негосударственных высших учебных заведениях. В 2002/2003 учебном году в России 37,0% высших учебных заведений были негосударственными, в которых обучалось 12,1 % общего числа студентов.
Широкое распространение получила альтернативная негосударственная система высшего образования в Республике Дагестан. Первый негосударственный ВУЗ в республике был открыт в 1993 г., а в 2002/2003 учебном году их стало 7 с числом обучающихся 9,3 тыс. или 10,3% общего числа студентов.
Развитие и широкое распространение рынка образовательных услуг, сети негосударственных учебных заведений и обучения студентов на платной основе, в том числе в государственных средних и высших учебных заведениях, обусловлено объективными причинами, в частности:
• несоответствием уровня и качества бесплатного образования в государственных учебных заведениях современным требованиям;
• несоответствием сложившихся направлений, а также специализации средних и высших учебных заведений условиям новой формации и объективной потребностью их расширения, необходимостью в дополнительном или втором образовании, повышении квалификации и т.д.;
• существенным отставанием материальной базы учебных заведений от современных требований и отсутствием источников средств для ее развития и обновления;
• постоянным уменьшением и недостатком финансовых средств, выделяемых из бюджета на среднее и высшее образование.
Эти объективные факторы ускорили процесс становления и развития предпринимательства в сфере среднего и высшего профессионального образования, который был неизбежен в условиях рыночной трансформации экономики России. Об этом свидетельствуют закономерности и тенденции развития образования в развитых странах и в мире в целом.
Предпринимательская деятельность в сфере среднего и высшего образования в России и Дагестане находится лишь на стадии зарождения и становления. Естественно, что здесь много недостатков и нерешенных правовых, экономических, социальных и этических вопросов. Но при всем этом очевидно, что это перспективное и проверенное мировой практикой направление радикального реформирования среднего и высшего образования, формирования в этой сфере конкурентной среды и резкого повышения качества подготовки специалистов средней и высшей квалификации для народного хозяйства.
Одним из важнейших и, на наш взгляд, перспективных направлений модернизации высшего образования является введение Единого государственного экзамена (ЕГЭ) и государственных именных финансовых обязательств (ГИФО). ЕГЭ предусматривает совмещение государственной (итоговой) аттестации выпускников XI(XII) классов общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний для поступления в ВУЗы. Результаты ЕГЭ признаются общеобразовательными учреждениями в качестве результатов государственной (итоговой) аттестации, а ВУЗами - в качестве результатов вступительных испытаний.
Вместе с тем результаты ЕГЭ будут увязаны с государственными именными финансовыми обязательствами. Каждый выпускник школы в зависимости от набранных баллов получит сертификат одной из 4-х категорий - А, Б, В и Г. Каждой из категорий А, Б и В будет соответствовать определенная сумма ГИФО, зависящая от суммы набранных баллов, и выделяемая государством абитуриенту для оплаты его обучения в ВУЗе. Сертификат серии Г не будет обеспечен средствами государственного бюджета.
Такая система коренным образом меняет не только порядок зачисления в ВУЗы, но и государственного финансирования высшего образования. Государство будет финансировать не отрасль образования и не учебное заведение, а конфетного гражданина, который по своему выбору определяет учебное заведение и по существу оплатит свое обучение. Дифференциация размера ГИФО в зависимости от
набранных баллов при ЕГЭ и категории сертификата будет стимулировать повышение уровня знаний учащихся общеобразовательных школ. Иначе им не выдержать конкурс.
Вместе с тем государственные и негосударственные ВУЗы будут конкурировать между собой за привлечение абитуриентов с сертификатами более высоких категорий, для чего необходимо резко поднять качество обучения. Государственные и негосударственные ВУЗы по существу будут поставлены в равные условия. Они будут вынуждены развернуть предпринимательскую деятельность в условиях свободного рынка образовательных услуг и функционировать на самофинансировании.
По нашему мнению, здесь огромный потенциальный резерв предпринимательства, использование которого позволит резко поднять уровень и качество услуг всей сферы образования.
Гусейнова А.И.
Предпринимательский потенциал: взаимосвязь и взаимообусловленность
Предпринимательский потенциал реализуется в определенной среде, на конкурентном рынке. Рост нестабильности среды и интенсивность соперничества на конкурентных рынках заставляет предприятия внимательно отслеживать и прогнозировать состояние предпринимательской среды, целевых рынков. Условия и особенности среды и конкурентных рынков ставят определенные пределы использования предпринимательских возможностей. Изучение состояния конкурентного рынка, его структуры и особенностей является одним из первых шагов в управлении возможностями на предприятии.
Различные факторы окружающей среды воздействуют на элементы, обеспечивающие предпринимательский потенциал. В различных окружающих средах одни и те же элементы потенциала будут иметь разное значение для формирования интегральной оценки. Так маркетинговая потенция может быть признана наиболее важной в динамичной, конкурентной среде, в то время как в стабильной, низкоконкурентной среде ее высокий уровень не привнесет такое же качество в интегральную оценку предпринимательского потенциала. То есть уровень предпринимательского потенциала меняется от одной среды к другой, от одного состояния конкурентного рынка к другому.
Для среды, в которой реализуется предпринимательский потенциал характерны ряд свойств:
1 Взаимосвязанность составляющих факторов. Например, сокращение возможностей получения прибыли на одном конкурентном рынке, при прочих равных условиях, сокращает его привлекательность, побуждает ряд предприятий уйти с этого рынка и начать осваивать другие, снижая при этом интенсивность конкуренции