МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-1/2016 2410-700Х
УДК 33
Суховей Ольга Николаевна
студентка ДонГАУ 4 курса экономического факультета профиль «экономика предприятий и организаций» п. Персиановский, РФ Е-тай: [email protected]
РАЗВИТИЕ РЫНКА АВИАПЕРЕВОЗОК
Аннотация
В статье рассмотрены динамика, коэффициент и структура как международного, так и внутреннего российского рынка авиаперевозок. Определены основные меры поддержки отрасли России в условиях нестабильной экономической и политической обстановки, обеспечивающие рост объемов въездного и выездного рынка авиаперевозок России.
Ключевые слова
рынок авиаперевозок, пассажиропоток, пассажирооборот, российские авиакомпании, коэффициент
авиационной подвижности населения России.
Роль пассажирских авиаперевозок в сегодняшней экономике трудно переоценить. Ведь ни для кого не секрет, что состояние рынка авиаперевозок находится в прямой зависимости от развития экономики и уровня жизни в стране. Особую значимость авиатранспорт приобретает в такой стране, как Россия, где от авиационного сообщения во многом зависит экономическая целостность страны.
Финансирование научных исследований, развитая инфраструктура, стабильные внешнеэкономические связи и внутренний политический баланс приводят к тому, что улучшается благосостояние граждан, в результате чего среди них возрастает спрос на услуги авиационной сферы. Все это, безоговорочно, способствует тому, что рынок авиаперевозок в стране процветает.[3]
Однако нельзя не отметить, что, по официальным статистическим данным, пассажиропоток авиакомпаний в России в 2015 году сократился более чем на 11%. На международных линиях сокращение достигло 28%, однако на внутренних маршрутах отмечается небольшой рост в 3,8%. Общее число пассажиров, воспользовавшихся услугами российских авиакомпаний в 2015 году, составило 5,6 млн. человек. На рисунке 1 показан коэффициент авиационной подвижности населения России в период с 2004 по 2015гг.[4]
Рисунок 1 - Коэффициент авиационной подвижности населения России[1]
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-1/2016 ISSN 2410-700Х_
Так, впервые за шесть лет российский рынок авиаперевозок показал отрицательную динамику общего количества авиапассажиров. По итогам периода 2015г., общее количество авиапассажиров по всем типам рейсов сократилось на 1,2%. Последнее сокращение этого показателя наблюдалось по итогам 2009 года, когда динамика составила -9,4%. В декабре 2015г., пассажирооборот российских авиакомпаний сократился на 18,8%, по сравнению с декабрем 2014г.[5]
К снижению пассажиропотока российских авиакомпаний привело сразу несколько факторов, считают аналитики АТОР. Один из ключевых - общий экономический спад в России, значительный рост курса доллара и евро по отношению к российскому рублю. Как следствие, сократился объем потребительского рынка. Второй немаловажный фактор - уход с рынка авиакомпании «Трансаэро» (второго по величине перевозчика в России). Практически все запланированные рейсы «Трансаэро» были выполнены «Аэрофлотом» и представителями группы и других российских перевозчиков. Поэтому, в полной мере отсутствие «Трансаэро» на рынке будет заметно по итогам текущего года. С января по декабрь прошлого года доля «Трансаэро» составляла 12,2%.
Наконец, третьим фактором, оказавшим негативное влияние на объем пассажиропотока, стало закрытие полетных программ туроператоров в Турцию и Египет. Два этих направления вместе составляли порядка 40% организованного выездного турпотока из России.[2]
Самым "громким" последствием ухудшения конъюнктуры рынка стал уход с рынка "Трансаэро", второго по величине авиаперевозчика. Большая часть его зарубежных маршрутов отошла "Аэрофлоту". Одновременно с этим, о прекращении полетов в Россию объявил и целый ряд зарубежных авиакомпаний -AirBerlin, Easyjet и др. В результате, конкуренция на рынке значительно снизилась, а "Аэрофлот" фактически превратился в монополиста на целом ряде направлений. В связи с этим увеличились цены авиакомпаний на авиаперевозки по региональным и местным воздушным линиям. На рисунке 2 показана средняя стоимость перевозки авиакомпаний РФ 2013-2015гг.
2013-2015гг.
10000
8000 6000 4000 2000 0
6698 7145 6773 6297 7372 6428
' 6//3 /3/2 -------^8618 "
И И И
hil
7372 6428 6517 8618 6714 5712 8299 5892
5712 8299 5892
2013 2014 2015 2 мес2016 (янв-фев)
Внутренние перевозки ■ Международные перевозки ■ Всего
Рисунок 2 - Средняя стоимость перевозки авиакомпаний РФ 2013-2015гг. [1]
Так, по данным видно, что средняя стоимость перевозки авиакомпаний РФ в период 2013-2015гг., из года в год колебалась. После увеличения цен на билеты в 2015 году, авиакомпании, потерявшие 30 млр. руб., уже в начале 2016г., снижают цены, что бы удержать пассажиров.
В ближайшие годы (2017 - 2033 гг.) согласно расчетам Airbus Global Market Forecast, пассажирские перевозки будут увеличиваться ежегодно на 4.7%. Для перевозок пассажиров в 2033 году, необходимо 31400 новых пассажирских самолетов (на 100 мест и выше) с общей стоимостью 4.6 трлн. долларов.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-1/2016 ISSN 2410-700Х
Авиационный флот для пассажирских и грузовых перевозок, используемый сегодня, составляет 18500 самолетов и должен увеличиться до 37500 единиц к 2033 году. Из общего количества воздушных судов 12400 единиц, подлежит замене по причине низкой эффективности эксплуатации, и будут списаны.[2]
Таким образом, в целом, рынок пассажирских авиаперевозок в России имеет предпосылки к дальнейшему росту.
Список использованной литературы
1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.gks.ru
2. Внешэкономбанк, О состоянии и перспективах развития российского рынка пассажирских авиаперевозок [Электронный ресурс] // учебное пособие, Москва, 2013
3. Интернет-портал «Borger», статья «Российский рынок авиаперевозок» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bor-ger.ru/articles/rossijskij-rynok-aviaperevozok
4. Прогноз развития рынка авиаперевозок 2014 - 2033 гг.// [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://avia.pro/blog/prognoz-razvitiya-rynka-aviaperevozok-2014-2033-gghttp://avia.pro/blog/prognoz-razvitiya-rynka-aviaperevozok-2014-2033-g
5. Особенности формирования российского рынка авиаперевозок, Эксперт РА [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http:// www.raexpert.ru/researches/avia/part2
© Суховей О.Н., 2016
УДК 330
Темирчиева Елена Аслановна
студентка 3 курса института экономики ФГБОУ ВО КБГАУ им. В.М. Кокова г. Нальчик, КБР E-mail: [email protected]
УЧЕТ ЗАТРАТ НА ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Аннотация
Универсальной информационной системой, удовлетворяющей разнообразным информационным потребностям управления экономикой хозяйствующего субъекта является бухгалтерский учет, следовательно, для формирования качественных учетных процедур в области
потребления хозяйственных средств в инновационной деятельности хозяйствующему субъекту необходимо иметь регламентированную подсистему бухгалтерского учета.
Ключевые слова
инновационная деятельность, активы, доходы, затраты, ресурсы, аналитический учет.
Инновационная деятельность на микроэкономическом уровне представляет собой деятельность в области формирования новых и пополнения имеющейся совокупности производственных и финансовых активов для получения экономических выгод. Основными признаками инновационной деятельности являются формирование активов для обеспечения рентабельности обычной деятельности и повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта в целом, а также ориентация на будущее.
Информационное обеспечение инновационной деятельности заключается в формировании