Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА'

РАЗВИТИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
розничная торговля / торговые сети / устойчивое развитие / ESG-концепции / транснационализация / потребительское поведение / retail trade / retail chains / sustainable development / ESG concepts / transnationalization / consumer behavior

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кутяшова Елена Васильевна, Скобелева Ольга Александровна, Аношин Анатолий Васильевич

В статье рассмотрены отдельные аспекты влияния международных торговых сетей на развитие российского потребительского рынка. За счет возможности концентрации ресурсов торговые сети являются наиболее эффективной формой торговли, в странах с развитой экономикой на их долю приходится около 80 % продаж. В деятельности глобальных торговых сетей активно реализуется концепция устойчивого развития, что оказывает существенное влияние на всю их операционную, производственную деятельность и логистические цепочки. На основе аналитических докладов и рейтингов международных консалтинговых компаний A.T. Kearney, Deloitte, рассмотрены вопросы привлекательности российского рынка розничной торговли, перспективы развития национальных сетевых розничных компаний. На основании статистики внешнего сектора Банка России, проведен анализ динамики прямых иностранных инвестиций в сферу торговли за десять лет, результат свидетельствует о высоком уровне привлекательности данного сектора экономики. В рамках проведенного исследования сделаны выводы об усилении роли глобальных торговых сетей на развивающихся рынках, о влиянии их модели развития на деятельность национальных торговых сетей, активном внедрении инноваций и принципов устойчивого развития в российских компаниях сетевой торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF RETAIL TRADE IN RUSSIA IN THE CONDITIONS OF TRANSNATIONALIZATION OF THE CONSUMER MARKET

The article examines certain aspects of the influence of international retail chains on the development of the Russian consumer market. Due to the possibility of resource concentration, retail chains are the most effective form of trade; in countries with developed economies they account for about 80% of sales. The concept of sustainable development is actively implemented in the activities of global retail chains, which has a significant impact on their operational, production activities and supply chains. Based on analytical reports and ratings of international consulting companies A.T. Kearney, Deloitte, the issues of attractiveness of the Russian retail market, prospects for the development of national chain retail companies are considered. Based on the statistics of the external sector of the Bank of Russia, an analysis of the dynamics of foreign direct investment in the trade sector over ten years has been carried out; the result indicates a high level of attractiveness of this sector of the economy. As part of the study, conclusions are drawn about the strengthening role of global retail chains in emerging markets, the impact of their development model on the activities of national retail chains, the active introduction of innovations and principles of sustainable development in Russian retail chain companies.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА»

УДК 339.372(045)

Е.В. Кутяшова, О.А. Скобелева, А.В. Аношин РАЗВИТИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ

В УСЛОВИЯХ ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

В статье рассмотрены отдельные аспекты влияния международных торговых сетей на развитие российского потребительского рынка. За счет возможности концентрации ресурсов торговые сети являются наиболее эффективной формой торговли, в странах с развитой экономикой на их долю приходится около 80 % продаж. В деятельности глобальных торговых сетей активно реализуется концепция устойчивого развития, что оказывает существенное влияние на всю их операционную, производственную деятельность и логистические цепочки. На основе аналитических докладов и рейтингов международных консалтинговых компаний A.T. Kearney, Deloitte, рассмотрены вопросы привлекательности российского рынка розничной торговли, перспективы развития национальных сетевых розничных компаний. На основании статистики внешнего сектора Банка России, проведен анализ динамики прямых иностранных инвестиций в сферу торговли за десять лет, результат свидетельствует о высоком уровне привлекательности данного сектора экономики. В рамках проведенного исследования сделаны выводы об усилении роли глобальных торговых сетей на развивающихся рынках, о влиянии их модели развития на деятельность национальных торговых сетей, активном внедрении инноваций и принципов устойчивого развития в российских компаниях сетевой торговли.

Ключевые слова: розничная торговля, торговые сети, устойчивое развитие, ESG-концепции, транснационализация, потребительское поведение.

DOI: 10.35634/2412-9593-2024-34-4-638-644

Мировой рынок розничной торговли является одним из динамично развивающихся секторов глобальной экономики, вносит весомый вклад в формирование валового внутреннего продукта различных стран. Расширение масштабов деятельности путем экспансии на внешние рынки является стратегией развития всех международных торговых сетей. Глобальные торговые сети представляют более эффективную форму торговли, чем отдельно существующие небольшие магазины, за счет высокой концентрации ресурсов и капитала.

К основным конкурентным преимуществам международных торговых сетей относятся:

- наличие отлаженных систем логистики и операционной деятельности магазинов;

- использование системы консолидированных закупок широкого ассортимента товаров;

- заключение с поставщиками договоров на максимально выгодных условиях;

- наличие финансовых ресурсов для покупки действующих национальных сетей и быстрого освоения новых рынков;

- направленность деятельности на удовлетворение потребностей массового покупателя и осуществление ее в наиболее востребованных форматах торговли - супермаркет, гипермаркет, дискаун-тер и т. п. [1].

Одной из современных тенденций мирового рынка розничной торговли является активное развитие розничной интернет-торговли потребительскими товарами, формирование магазинов разного типа, работающих в Сети, включая онлайн-маркетплейсы [2-4].

Еще одной тенденцией является внедрение концепции устойчивого развития в деятельности международных и национальных сетевых компаний розничной торговли, в частности принципы ESG (Концепция ключевых измерений - environmental, social и corporate governance) [5; 6].

ESG-концепции, связанные с охраной окружающей среды (изменением климата, истощением природных ресурсов, возможностью возобновляемой энергии и т. д.), социальными вопросами бизнеса (такими, как условия труда, качество продукции, доступность здравоохранения и другими) и управлением компанией (бизнес-этика, вознаграждение топ-менеджмента и т. д.) становятся ключевым направлением в формировании стратегии развития компаний розничной торговли [7; 8].

Рассматривая современные тенденции на российском рынке розничной торговли, можно отметить следующее: доля оборота розничных торговых сетей в общем объеме розничной торговли имеет тенденцию к повышению, но еще существенно отстает от значения данного показателя в странах с развитой экономикой; в отрасли происходит процесс концентрации и консолидации; в связи с усиле-

нием конкуренции, торговые сети ищут новые форматы взаимодействия с контрагентами и потребителями; одним из ключевых трендов развития является увеличение доли онлайн-торговли. Доля оборота розничных торговых сетей в общем объеме оборота розничной торговли выросла с 22,9,5 % в 2014 году, до 39,7 % в 2022 году, а доля продаж через Интернет в общем объеме оборота розничной торговли выросла с 0,7 % в 2014 году до 6 % в 2022 году [9].

Важную роль в развитии розничной торговли России играют иностранные торговые сети. Доля зарубежных розничных торговых сетей хоть и снизилась за последние 10 лет, но продолжает сохраняться на уровне более 20 %. Самым крупным сегментом сетевой розничной торговли является ри-тейл продовольственных товаров: 48 % в 2021 г., из которых 12 % приходится на зарубежные компании («Metro», «Auchan», «Globus», «Spar» и др.). На долю интернет-магазинов приходится, по данным на 2021 г., 8 % (из которых 2 % приходится на иностранную сеть «AliExpress»). Иностранные сети имеют преимущество в сегменте товаров для строительства и обустройства дома: 4 % приходится на зарубежные компании «Leroy Merlin» и «IKEA», а 2 % - на отечественные розничные сети [10].

Таким образом, актуальным представляется рассмотрение вопросов развития розничной торговли России в аспекте транснационализации российского потребительского рынка. Целью исследования является определение тенденций в развитии розничной торговли России, обусловленных влиянием деятельности международных торговых сетей на российский потребительский рынок.

Методология исследования основана на изучении теоретических источников, анализа статистических данных из открытых источников. В рамках исследования использовался анализ научных публикаций, посвященных развитию международных и российских торговых сетей. Для анализа развития мировой розничной торговли использовались аналитические доклады и рейтинги международных консалтинговых компаний A.T. Kearney, Deloitte. Для анализа показателей развития розничной торговли в РФ использовались данные Росстата, статистика ЦБ России.

В XXI веке глобализация в сфере ритейла продолжает активно развиваться. Глобальная диверсификация становится важным способом снижения экономических, политических и других рисков, а также улучшения конкурентоспособности компаний. Замедление роста и насыщение рынка во многих развитых странах продолжают привлекать внимание международных ритейлеров к благоприятным возможностям на развивающихся рынках, где зачастую доминируют традиционные модели розничной торговли.

Усиление присутствия международных ритейлеров на развивающихся рынках наблюдается в течение нескольких десятилетий.

Для оценки перспективности выхода международных ритейлеров на развивающиеся рынки международным агентством A.T. Kearney был разработан Глобальный индекс развития розничной торговли - Global Retail Development Index (GRDI), отслеживающий отдельные развивающиеся рынки розничной торговли [11].

Чем выше показатель индекса GRDI, тем более привлекательным в инвестиционном плане является местный рынок розничной торговли. Индекс ранжирует развивающиеся рынки, исходя из шкалы в 100 максимально возможных баллов - чем больше страна набрала баллов, тем выше ее рейтинг, и, следовательно, больше благоприятных возможностей для вхождения на ее рынок розничной торговли.

Страны выбираются из 200 государств на основе пяти критериев: страновой риск, численность населения, торговая площадь, розничные продажи и благосостояние. Индекс рассчитывается как средневзвешенное значение четырех субиндексов: странового риска, рыночной привлекательности, насыщенности рынка и нехватки времени. Страновой риск включает: политические риски, экономические показатели, показатели задолженности, доступ к банковскому финансированию, издержки бизнеса, связанные с терроризмом, преступностью, насилием и коррупцией. Чем выше рейтинг, тем ниже риск неудачи и ведения бизнеса. Привлекательность рынка оценивается через такие показатели, как розничные продажи на душу населения, численность населения, городское население, количество крупных городов, эффективность бизнеса и потоки прямых иностранных инвестиций. Насыщенность рынка включает: долю современной розничной торговли, количество представленных международных ритейлеров, современные площади розничных продаж на одного городского жителя и долю рынка ведущих ритейлеров. Субиндекс нехватки времени, измеряемый историческим и прогнозируемый ростом современных розничных продаж, взвешенным с учетом общего экономического развития страны и площади розничных продаж, взвешенной с учетом недавно созданных современных площадей розничных продаж, измеряет фактор времени, основанный на данных с 2018 по 2023 год.

Исследование включает оценку «Окна возможностей» (WOO) для инвестиций и развития розничной торговли на развивающихся рынках. Исследование позволяет определить, на какой стадии развития находится рынок развивающейся страны и выработать стратегию продвижения. При этом развивающиеся страны могут одновременно занимать несколько позиций на графике «Окна возможностей». Например, разница между городскими и сельскими районами Китая и Индии настолько велика, что рекомендуется рассматривать их не как один рынок, а как два или три, каждый из которых находится на разной стадии в индексе WOO.

По рейтингу 2021 года наиболее перспективными рынками являются потребительские рынки Китая, Индии, Малайзии, Индонезии и Бангладеша. Также в десятку лидеров вошли Марокко, Египет, Гана, Вьетнам, Доминиканская республика. Положение России в рейтинге в динамике представлено в таблице.

Рейтинг России в Глобальном индексе развития розничной торговли

(Составлено авторами на основании глобального индекс развития розничной торговли) [11]

Год 2005 2007 2009 2011 2013 2015 2017 2019 2021

Позиция в рейтинге 2 2 2 14 23 21 22 23 15

Значение индекса 99 89 60 51,8 48,7 48,6 43,2 43,6 49,3

В 2021 году Россия занимала 15 позицию в рейтинге из 200 стран, со значением индекса 49,3 из 100. По субиндексам Россия оценена следующим образом: рыночная привлекательность - 75 баллов из 100, страновой риск - 52,8 баллов из 100, насыщенность рынка - 0 баллов, нехватка времени -70 баллов.

Несмотря на тенденцию снижения значения индекса по сравнению с 2005 годом, потребительский рынок России остается интересным для иностранных инвесторов и перспективным для транснациональных торговых сетей, расширяющих свое присутствие по всему миру, что подтверждается, в том числе динамикой прямых иностранных инвестиций в сектор розничной и оптовой торговли России. Поступление прямых иностранных инвестиции за период с 2010 по 2021 год представлено на рисунке синим цветом, отдельно красным цветом выделены поступления в сферу торговли.

<

3

и

4 ч

о

ч

240 000 220 000 200 000 180 000 160 000 140 000 120 000 100 000 80 000 60 000 40 000 20 000 0

иВСЕГО

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

ТОРГОВЛЯ ОПТОВАЯ И РОЗНИЧНАЯ; РЕМОНТ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И МОТОЦИКЛОВ

Рис. Поступление прямых иностранных инвестиций. Поступление прямых иностранных инвестиции за период с 2010 по 2021 год представлено на рисунке синим цветом, отдельно красным цветом выделены поступления в сферу торговли. Составлено авторами на основании данных ЦБ РФ [12]

Из представленных данных можно сделать вывод, что динамика прямых иностранных инвестиций в сектор торговли имеет положительную направленность, доля за 2021 год составила 27 % от общего объема поступивших инвестиций. Сектор торговли отличается относительно высокой прибыльностью, высокой скоростью оборачиваемости капитала, имеет высокую фондоотдачу и является интенсивно развивающимся. География иностранных инвестиций в розничном секторе представлена германским, французским капиталом, финским, китайским (гонконгским) капиталом. Среди крупнейших иностранных розничных сетей, представленных в России, можно выделить «Леруа Мерлен», «Ашан» (Франция), «Metro Cash & Carry», «Globus» (Германия), «Бургер Кинг» (США).

Также специфической особенностью прямых иностранных инвестиций в торговле является оффшорное инвестирование (Кипр, Британские Виргинские острова, Люксембург), что зачастую может является свидетельством реинвестирования российского, ранее вывезенного, капитала обратно в экономику России.

Рассмотрим деятельность крупнейших торговых сетей в мире, основные направления их развития. В исследовании международной консалтинговой компании Deloitte «Глобальные возможности розничной торговли в 2023 году» перечислены 250 компаний с самыми высокими объемами продаж в секторе розничной торговли [13].

В пятерку крупнейших ритейлеров мира вошли четыре компании из США - Walmart (годовой доход 573 млн долл. США, представлена в 24 странах, доход от зарубежной деятельности 31 %), Amazon (годовой доход 239 млн долл. США, представлена в 21 стране, доход от зарубежной деятельности 33 %), Costco Wholesale Corporation (годовой доход 196 млн долл. США, представлена в 12 странах, доход от зарубежной деятельности 28 %), The Home Depot (годовой доход 151 млн долл. США, представлена в 3 странах, доход от зарубежной деятельности 8 %), одна компания из Германии - Schwarz Group - сети Lidl и Kaufland (годовой доход 154 млн долл. США, представлена в 33 странах, доход от зарубежной деятельности 73 %).

В рейтинге есть пять российских компаний: X5 Retail Group (39-е место), «Магнит» (49), «Лента» (181), DNS (160), «М-Видео» (189). В рейтинг 50 из 250 самых быстрорастущих компаний вошли четыре российские компании - DNS (9 место), «М-Видео» (18), X5 Retail Group (28), «Магнит» (44).

Совокупный темп роста розничной торговли 250 крупнейших ритейлеров составляет 8 % в год, рост дохода от зарубежных операций около 3 %.

Основной тенденцией, прослеживающей в деятельности мировых лидеров розничной торговли, является ориентация на потребителя через призму устойчивого развития, концентрация внимания на четырех ключевых областях: важность рынка перепродаж, необходимость внедрения практики устойчивого развития во всю цепочку поставок и операций, повышение роли технологий в обеспечении устойчивости и соблюдение правил и норм, связанных с ESG.

Согласно отчету Deloitte об устойчивом развитии за 2023 год, 53 % руководителей компаний розничной торговли заявили, что они уже используют энергоэффективное или экологически чистое оборудование, технологии и оборудование в рамках усилий по устойчивому развитию. Использование технологических инструментов, таких как блокчейн, может повысить уровень отслеживаемости и прозрачность операций цепочки поставок ритейлеров. Может быть использован для отслеживания продуктов и компонентов по мере их разработки через цепочку создания стоимости, от снабжения до производства, и от покупки до утилизации, тем самым помогая обеспечить замкнутый цикл стратегии цепочки поставок. Искусственный интеллект можно использовать для сокращения потерь на стадии проектирования жизненного цикла продукта, также можно использовать для повышения надежности прогнозов и повышения эффективности прогнозирования, уменьшения затоваривания, тем самым помогая сократить отходы розничного продавца [13].

В качестве основного фактора, влияющего на устойчивое развитие сектора розничной торговли, рассматривается изменение потребительского поведения.

Растет популярность рынка перепродаж в розницу, что обусловлено переходом к экологически сознательному потреблению и высоким уровнем цен на новые товары. Потребители, особенно представители миллениалов (поколение Y) и поколения Z, готовы покупать бывшие в употреблении товары, которые они считают более экологичным вариантом по сравнению с покупкой совершенно новых вещей.

Растущая стоимость новинок заставляет потребителей также обратиться к покупке бывших в употреблении товаров, которые можно получить по более низкой цене. Исследование Deloitte Global

в сфере праздничной розничной торговли в 2022 году обнаружило, что 32 % потребителей в США планировали купить подержанные товары в праздничный сезон в качестве меры экономии. Среди категорий, предпочтительных для покупки подержанных товаров, одежда возглавила список (51 %), за ней следуют игрушки и категория хобби (40 %).

Ритейлеры выходят на рынок подержанных товаров. Например, компания Nike в 2021 году запустила программу «Nike Refurbished», в рамках которой она перепродает возвращенные кроссовки покупателями в течение 60 дней с момента покупки. Кроссовки проверяют и оценивают как «ношеные день или два», «ношенные осторожно» и «косметически дефектные», прежде чем их почистят и перепродадут по более низкой цене [13].

Все большее значение вопросы устойчивого развития приобретают и для российских компаний, в том числе в сфере ритейла. Компании, следующие принципам устойчивого развития Организации объединенных наций, приобретают дополнительные конкурентные преимущества, увеличивают лояльную клиентскую базу и получают доступ к новым рынкам сбыта. Оценить соблюдение организациями ESG-принципов позволяют различные методологии присвоения рейтингов в трех ключевых сферах: экологической, социальной и корпоративной [14].

Индексы и рейтинги ESG позволяют выявить степень следования компании концепции устойчивого развития, а также спрогнозировать возможные корпоративные, социальные и экологические риски в процессе ее деятельности. Высокий ESG-показатель указывает на грамотное стратегическое мышление топ-менеджмента, нацеленность бизнеса на достижение долгосрочных результатов [15].

По оценке рейтинговой группы RAEX, в ESG - рэнкинге X5 Retail Group находится на 19 месте (рейтинг ВВВ - умеренно высокий уровень), ПАО «Детский мир» на 62 (рейтинг В - сравнительно низкий уровень), «Лента» на 64 месте (рейтинг В - сравнительно низкий уровень), «М-Видео» на 76 (рейтинг ССС - низкий уровень), «Магнит» на 79 (рейтинг ССС - низкий уровень), «ВкусВилл» на 149 месте (рейтинг С - самый низкий уровень), «Азбука Вкуса» на 155 месте (рейтинг С - самый низкий уровень) [16].

Положение X5 Retail Group в ESG-рэнкинге означает, что управление рисками и возможностями, связанными с ESG, находится на умеренно высоком уровне. Среди экологических факторов компания наиболее эффективно снижает риски, связанные с загрязнением окружающей среды, за счет планомерной реализации комплекса мероприятий по уменьшению объема образуемых отходов. Также компания успешно внедряет программы по использованию энергии из возобновляемых источников и по реализации энергоэффективной политики. Компания имеет развитую практику корпоративной социальной ответственности и предоставляет своим сотрудникам конкурентоспособный социальный пакет. Компания поддерживает диалог с местными сообществами и реализует разнонаправленные социальные программы в регионах присутствия. Наибольшие возможности для роста находятся в области социальных и экологических рисков цепочки поставок. Компания получила высокую оценку по блоку корпоративного управления за счет открытости структуры и деятельности совета директоров, а также за счет предусмотрительного подхода в управлении рисками. Компания демонстрирует высокий уровень детализации и прозрачности нефинансовой отчетности.

Отдельно необходимо остановиться на инновациях мировых лидеров ритейла. Так, в 2021 году Walmart запустил услугу «Будь своей моделью» на свое приложение Walmart для iOS, где пользователи смогут моделировать предметы одежды, практически используя свою фотографию; несколько других функций AR были запущены в 2022, включающие предоставление пользователям возможности размещать виртуальную мебель в своих домах, примерить покупателям виртуальные очки в магазине. Schwarz Group объявила, что будет расширять свою сеть электронной зарядки для электромобилей на своих магазинах, на сегодняшний день она в общей сложности насчитывает 13 000 зарядных пунктов. Внедрение Home Depot новых товаров в магазинах и технологий продолжают стирать границы между физическим и виртуальным миром. Используя технологии дополненной реальности (AR), Home Depot предоставляет своим клиентам возможность протестировать различные материалы для полов в своих домах [13].

Инновационная активность российских лидеров ритейла направлена на цифровизацию клиентского сервиса с целью изучения потребностей клиентов и учета индивидуальных запросов, на автоматизацию операционной торговой деятельности с помощью цифровых технологий, внедрение новых управленческих и организационных технологий. Традиционный ритейл открывает новые форматы магазинов, удовлетворяющие спрос на удобство, впечатления и новый клиентский опыт: магазины

без кассиров в «Пятерочке», тематические суперсторы в «Магнит», фиджитал-сторы (цифровые решения: планшеты продавцов, электронные ценники, touch-панели и медиаэкраны, кассы самообслуживания, зоны самостоятельного оформления выдачи заказа) в Hoff, концепт-сторы (умная спальная система Askona iSense, 3D-сканер подбора подушки и матраса) в Askona, pop-up сторы в «Декатлон», шоу-румы в «Технопарк» и другие.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

- растет доля оборота розничных торговых сетей в общем объеме розничной торговли России;

- доля зарубежных розничных торговых сетей сохраняться на уровне более 20 %;

- самым крупным сегментом сетевой розничной торговли является ритейл продовольственных товаров;

- глобализация в сфере ритейла продолжает активно развиваться, усиливается присутствие международных ритейлеров на развивающихся рынках;

- положение России в Глобальном рейтинге развития розничной торговли позволяет сделать вывод о привлекательности ее рынка в инвестиционном плане;

- динамика прямых иностранных инвестиций в сектор торговли России имеет положительную направленность, что также свидетельствует о высоком уровне его привлекательности;

- одной из ключевых тенденций является внедрение концепции устойчивого развития в деятельности международных и национальных сетевых компаний розничной торговли;

- лидером в реализации принципов ESG в России является компания X5 Retail Group;

-одним из определяющих трендов развития является внедрение различных инноваций в деятельности сетевого ритейла.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Песчаный Н.Д., Скворцова Н.В. Тенденции развития международных розничных торговых сетей в России в условиях глобализации экономики // Молодой ученый. 2016. № 23 (127). С. 276-281. URL: https://moluch.ru/ archive/127/35063/ (дата обращения: 05.03.2024).

2. Минаков А.В. Перспективы развития интернет-торговли и интернет-магазинов в России // Теория и практика общественного развития. 2023. № 6 (182). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-internet-torgovli-i-internet-magazinov-v-rossii (дата обращения: 05.03.2024).

3. Паскова А. А. Цифровая трансформация розничной торговли: тенденции и технологии // Новые технологии. 2020. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-roznichnoy-torgovli-tendentsii-i-tehnologii (дата обращения: 05.03.2024).

4. Мунши А.Ю., Александрова Л.Ю., Мунши Ш.М. Развитие розничной торговли России в контексте ее цифро-визации // Экономика, предпринимательство и право. 2022. Т. 12, № 5. С. 1599-1612. URL: http://1economic.ru/ lib/114640 (дата обращения: 05.03.2024)

5. Ревинова С.Ю., Третьякова Д.А. Достижение целей устойчивого развития в условиях дальнейшего распространения электронной коммерции в Российской Федерации // Вопросы инновационной экономики. 2023. Т. 13, № 1. С. 255-274. URL: http://1economic.ru/lib/117410 (дата обращения: 05.03.2024)

6. Завьялова Е.Б., Старикова Е.А. Современные тенденции участия бизнеса в реализации социально-ориентированных целей устойчивого развития // Право и управление. XXI век. 2018. № 3. С. 107-120. URL: http://mgimopravo.elpub.ru/jour/article/view/113/112 (дата обращения: 05.03.2024)

7. Мацько В.В. ESG-позиционирование, как устойчивый подход к повышению узнаваемости бренда // Вестник СИБИТа. 2022. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/esg-pozitsionirovanie-kak-ustoychivyy-podhod-k-povysheniyu-uznavaemosti-brenda (дата обращения: 05.03.2024)

8. Панюкова В.В. Зачем торговые сетевые компании реализуют повестку устойчивого развития? Анализ современного состояния и направлений развития ESG в торговле // Вестник евразийской науки. 2023. Т. 15, № 6. URL: https://esj .today/PDF/23ECVN623 .pdf (дата обращения: 05.03.2024)

9. Кутяшова Е.В., Скобелева О.А. Перспективы развития розничной торговли России // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Экономика и право. 2024. Т. 34, вып. 1. С. 28-33. URL: https://journals.udsu.ru/econ-law/article/view/8402) (дата обращения: 05.03.2024)

10. Забродина Е.Ю. Роль российских и иностранных сетевых компаний в российском ритейле: факторы внедрения на рынок и особенности функционирования // Глобальная экономика и образование. 2023. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-rossiyskih-i-inostrannyh-setevyh-kompaniy-v-rossiyskom-riteyle-faktory-vnedreniya-na-rynok-i-osobennosti-funktsionirovaniya (дата обращения: 05.03.2024)

11. Глобальный индекс развития розничной торговли. URL: https://www.kearney.com/industry/consumer-retail/ global-retail-development-index/ (дата обращения: 05.03.2024)

12. Статистика внешнего сектора. URL: https://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/ (дата обращения: 05.03.2024)

13. Глобальные возможности розничной торговли в 2023 году. URL: https://www.across-magazine.com/ research/deloitte-global-powers-of-retailing-2023/(дата обращения: 05.03.2024)

14. Жатикова Д.В., Щербаченко П.С. Методология присвоения ESG-рейтингов // Вестник ГУУ. 2023. № 8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-prisvoeniya-esg-reytingov (дата обращения: 05.03.2024)

15. Что такое ESG рейтинги и зачем они нужны белорусским компаниям. URL: https://myfin.by (дата обращения: 05.03.2024)

16. ESG-рэнкинг российских компаний (январь 2024 года). URL: https://raex-rr.com/ESG/ESG_companies/ ESG_rating_companies/2024.1/ (дата обращения: 05.03.2024)

Поступила в редакцию 07.03.2024

Кутяшова Елена Васильевна, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики E-mail: 9128504681@mail.ru

Скобелева Ольга Александровна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики E-mail: osfort@izh.com

Аношин Анатолий Васильевич, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики E-mail: ieu@inem.uni.udm.ru

ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)

E.V. Kutyashova, O.A. Skobeleva, A.V. Anoshin

DEVELOPMENT OF RETAIL TRADE IN RUSSIA IN THE CONDITIONS OF TRANSNATIONALIZATION OF THE CONSUMER MARKET

DOI: 10.35634/2412-9593-2024-34-4-638-644

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article examines certain aspects of the influence of international retail chains on the development of the Russian consumer market. Due to the possibility of resource concentration, retail chains are the most effective form of trade; in countries with developed economies they account for about 80% of sales. The concept of sustainable development is actively implemented in the activities of global retail chains, which has a significant impact on their operational, production activities and supply chains. Based on analytical reports and ratings of international consulting companies A.T. Kearney, Deloitte, the issues of attractiveness of the Russian retail market, prospects for the development of national chain retail companies are considered. Based on the statistics of the external sector of the Bank of Russia, an analysis of the dynamics of foreign direct investment in the trade sector over ten years has been carried out; the result indicates a high level of attractiveness of this sector of the economy. As part of the study, conclusions are drawn about the strengthening role of global retail chains in emerging markets, the impact of their development model on the activities of national retail chains, the active introduction of innovations and principles of sustainable development in Russian retail chain companies.

Keywords: retail trade, retail chains, sustainable development, ESG concepts, transnationalization, consumer behavior.

Received 07.03.2024

Kutyashova E.V., Candidate of Economics, Associate Professor, Head of the Department of Economics E-mail: 9128504681@mail.ru

Skobeleva O.A., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor at the Department of Economics E-mail: osfort@izh.com

Anoshin A.V., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor at the Department of Economics E-mail: ieu@inem.uni.udm.ru

Udmurt State University

Universitetskaya st., 1/4, Izhevsk, Russia, 426034

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.