Научная статья на тему 'Развитие розничной торговли на современном этапе'

Развитие розничной торговли на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1288
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ТОРГОВЛИ / МАГАЗИН "У ДОМА" / NEW ECONOMIC ENVIRONMENT / TRADE TRANSFORMATION / CORNER STORE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боркова Елена Аркадьевна, Шистеров Павел Иванович, Войлоков Артемий Ильич

Статья посвящена анализу развития розничной торговли на современном этапе. Отмечена специфика предприятий розничной сети. Дана характеристика торговых сетей, их влияние на удовлетворение потребностей покупателей. Проведен анализ существующих форматов торговых предприятий и сделаны выводы о необходимости развития различных форматов торговли с учетом зарубежного опыта и экономических условий России. Уделено внимание перспективам развития мелких семейных магазинов с уникальным ассортиментом Био или Эко-продуктов и возможностью привлечения малого бизнеса на реализацию этих проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RETAIL DEVELOPMENT AT THE PRESENT STAGE

The article presents the analysis of retail development at the present stage. The specific features of the retailers are highlighted. The trade networks are described as well as the effect thereof on satisfaction of the purchasers’ needs. The existing formats of trade enterprises are analyzed and the conclusions of the need for development of various trade formats are made taking into account the international experience and the Russian economic environment. The development prospects of the small mom and pop stores with unique range of bioproducts or eco-products and possibility to involve the small businesses into the implementation of such projects are considered.

Текст научной работы на тему «Развитие розничной торговли на современном этапе»

УДК 339.37

РАЗВИТИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Е. А. Боркова, П.И. Шистеров, А.И. Войлоков

Статья посвящена анализу развития розничной торговли на современном этапе. Отмечена специфика предприятий розничной сети. Дана характеристика торговых сетей, их влияние на удовлетворение потребностей покупателей. Проведен анализ существующих форматов торговых предприятий и сделаны выводы о необходимости развития различных форматов торговли с учетом зарубежного опыта и экономических условий России. Уделено внимание перспективам развития мелких семейных магазинов с уникальным ассортиментом Био или Эко-продуктов и возможностью привлечения малого бизнеса на реализацию этих проектов.

Ключевые слова: новые экономические условия, трансформация торговли, магазин «у дома».

Экономический кризис 2015 года, связанный с падением курса национальной валюты, а также дальнейшее введение экономических санкций и запрет импорта целого ряда продуктов питания, не могли не отразиться на условиях и результатах работы торговых предприятий в России. Происходящее, еще докризисное, укрупнение торговых сетей подтвердило их жизнеспособность, гибкость, способность оперативно менять стратегию и бизнес процессы.

Стратегия на развития розничных сетей направленная на развитие магазинов «у дома» оказалась успешной.

Есть ли возможность развиваться мелкорозничной сети и мелким семейным магазинам? В этой статье мы попробовали затронуть эту тему и обозначить важность развития всех форматов торговли для удовлетворения покупательского спроса.

Развития торговли на современном этапе

Под торговой сетью понимается совокупность торговых предприятий или торговых единиц, объединенных с целью продажи товаров и обслуживания покупателей.

Торговая сеть предусматривает централизованное управление и централизованный контроль над поставками товаров, а также единую стратегию в реализации бизнес процессов. Кроме того, торговая сеть- это

единая философия конкретного бизнеса, единые цели, задачи, миссия, и, разумеется, единый ассортимент товаров во всех торговых единицах.

Примерами отечественных торговых сетей могут служить «Магнит», «Пятерочка», «Перекресток», «Лента» и другие, которые функционируют в большинстве регионов Российской Федерации.

Данные сети достаточно успешно функционируют и имеют все перспективы для дальнейшего роста. Кроме того, на российском рынке не менее успешно развиваются иностранные торговые сети, такие как «Auchan», «Billa», «MetroCash&Care».

Развитию современных розничных сетей способствуют многие факторы как экономического, так и социального плана. Если говорить о российских розничных сетях, то основным фактором, привлекающим покупателей, являются низкие цены, далее по значимости -соотношение цены и качества. Так, по мнению Игруновой О.М., Казинской Е.А., Сазонова О.М. [1], около 80 % покупателей выберут фактор низкой цены.

Тем не менее, отечественные розничные сети больший акцент, наряду с ценовым фактором, делают на приближенность торговых единиц к жилым районам.

На наш взгляд, это не менее важно, при прочих равных условиях, чем низкая цена и соотношение цены и качества товаров. Возможность регулярных покупок в магазинах шаговой доступности от дома экономит время на совершение покупки, позволяет делать более частые небольшие покупки товаров первой необходимости.

Магазины «у дома» покупательский сегмент за счет неработающих пенсионеров, школьников, студентов, которым затруднительно делать покупки в удаленных магазинах, на окраине или в крупных торговых центрах.

За счет роста оборачиваемости товарных запасов, минимального ассортимента, консолидации логистических и других бизнес процессов такие сети не только держатся на плаву, но и значительно расширяются и конкурируют с крупными розничными единицами и торговыми центрами, в том числе иностранными розничными сетями, имеющими более широкий ассортимент, более высокий уровень обслуживания и предлагающие товары более высокого уровня и качества.

Крупные торговые центры, как правило, делают акцент на широту ассортимента, качество товаров, применение инноваций в обслуживание, возможность сделать комплексную покупку, удобные парковки и близкое расположение к развлекательным и досуговым центрам, а также к предприятиям общественного питания, кафе, ресторанам.

Крупные иностранные сети «Auchan», «Globus» [2] внедряют технологические инновации, ускоряющие обслуживание и интересные покупателям, такие, как терминалы самообслуживания.

На наш взгляд, для крупных торговых центров наряду с указанными выше факторами, имеет большее значение стратегия соотношения цены и качества для привлечения покупателей.

Довольно часто, являясь якорными арендаторами, крупные торговые единицы внутри торговых центров имеют конкурентные преимущества за счет более низкой аренды. Кроме того, конкурентным преимуществом таких единиц является наличие более платежеспособных покупателей, что позволяет им держать цены либо демпинговать в период скидок и распродаж.

Крупные иностранные торговые сети, такие, как «АисИап», Ме^оСавИ&Саге», расположенные на выезде из крупных городов, имеют удобные подъездные пути, что позволяет привлекать покупателей из близлежащих пригородных районов.

Организация бесплатных автобусных маршрутов позволяют также привлечь дополнительных покупателей, снизив их затраты времени на совершение покупки.

Экономический кризис 2015 года в России вызвал снижение реальных доходов населения, что, в свою очередь, отразилось на снижении потребительского спроса, переориентации покупательского потока с использования удаленных торговых единиц, в том числе и иностранных сетей, в направлении сегмента «магазин у дома».

Калинушкин В.С. [3] считает, что розничным сетям, которые в основном представлены магазинами в шаговой доступности, в период кризиса удалось сохранить свои позиции, либо снижение показателей таких сетей не представлялись критичными для дальнейшего развития розничных предприятий. В их числе сеть «Магнит», сеть «Дикси». Автор статьи [3] считает, что крупным компаниям легче удалось адаптироваться к последствиям кризиса и падения курса национальной валюты.

Большинство из них достаточно оперативно провели изменения и откорректировали бизнес-процессы, нашли новых поставщиков с аналогичным ассортиментом, непопадающим под экономические санкции и постепенно увеличили отечественный ассортимент товаров по демократичным ценам.

Так «Магнит» по итогам 2015 года [3] нарастил чистую прибыль на 23 %. Выручка сети «Дикси» увеличилась на 18 % за аналогичный период. Выручка сети Х5КешЮгоир возросла на 27 % и составила 804 млрд руб. за 2015 год.

Другие экономисты, в частности В. П. Чеглов, А.Н. Столярова, в своей статье [4] приводят данные о преобразовании розничных торговых сетей в торговые системы компаний, оборот которых сопоставим с крупнейшими финансово-промышленными группами. Такие укрупнения позволили получить, по итогам 2017 года, товарооборот 1143 млрд руб. торговой системе «Магнит» (прирост-6 %), торговая система Х5КешЮгоир получила консолидированный оборот в размере 1295 млрд руб. (прирост к 2016 году составил 25,5 %). Для сравнения оборот группы ВТБ составил 1330 млрд, оборот группы компаний Сургутнефтегаз-1156 млрд руб. [4].

Удельный вес торговых розничных систем неуклонно растет, в 2010 году доля розничных сетей в общем объеме розничного товарооборота составлял 15,8 %, в 2017 году аналогичный показатель был равен уже 30 %. [4].

На рисунке представлена динамика роста удельного веса розничных объединений в общем объеме розничного товарооборота.

35

30

25

^ 20 и

« 15

35 2 I л ч

и

^

10

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

годы

Динамика роста удельного веса розничных объединений в товарообороте розничной торговли России, %

В связи с этим хочется отметить, что наряду с успехами крупных розничных сетей представители мелкорозничной сети с аналогичным ассортиментом товаров повседневного спроса несли значительные потери. Не всегда затраты отечественных, чаще мелких производителей, позволяют держать низкие цены. Кроме того, цены на продукты малого бизнеса, фермерских хозяйств не вписываются в формат и политику крупных торговых сетей, старающихся держать низкие цены, на которые ориентирован покупательский поток «магазина у дома».

Существует определенный, незначительный сегмент рынка, имеющий потребности в продуктах фермерских хозяйств. И на этот сегмент ориентированы малые предприятия бизнеса.

Безусловно, такие структуры малого бизнеса имеют все предпосылки к развитию, но требуют другого, отличного от сетевого формата, варианто реализации товаров. Здесь целесообразен будет формат небольших магазинов, расположенных в оживленных районах. Такой формат поддерживается растущим спросом на экологически чистые продукты товаров, произведенных без химических удобрений. Что касается животноводства, то это - мясо животных, выращенных на экологически чистых природных кормах, методом вольного выпаса. Такие продукты должны иметь маркировку «Био», что позволит обосновать более высокие цены, учитывая затраты производителей и соответствующие ожиданиям сформировавшегося сегмента потребителей.

0

Что мы понимаем под органической продукцией? Это прежде всего продукты без химии и добавок, без антибиотиков и пестицидов.

В европейских странах рост рынка такой продукции составляет порядка 20 % ежегодно. В России также существует определенный сегмент рынка, имеющий регулярные потребности в продуктах фермерских хозяйств и «Био» продуктах. Торговля такими продуктами в нашей стране находится на начальном этапе. На наш взгляд, «ниша» по удовлетворению этого сегмента покупателей практически свободна, конкуренция в этой «нише» отсутствует.

На сегодняшний день, к сожалению, ассортимент, предложение, качество упаковки идут в разрез с ожиданиями покупателей, готовых платить более высокую цену за качественные экологические товары.

Фермеры готовы выращивать и производить подобную продукцию, но во многом их стремления ограничиваются отсутствием нормативной базы и отсутствием отлаженной системы сбыта продукции.

Производство данной продукции более затратно, не используются антибиотики, гормоны, препараты роста, ветеринарные препараты, продукция имеет ограниченные сроки хранения и дополнительные издержки по реализации и хранению. Что в итоге влияет на цену товара.

Высокие цены объясняются экологической безопасностью.

Основными формами реализации фермерской продукции служат небольшие магазины Эко-товаров, семейные фермерские магазины, а также реализация через интернет-магазины и сбыт реализаторам и ресторанам.

Мелкие магазины Эко-товаров хорошо вписались бы в форматы«магазин - у дома» в районах интенсивной застройки, а также в оживленные районы, рядом со станциями метро.

Таким образом, развитие такого формата торговли видится нам перспективным в ближайшем будущем, наряду с развитием крупных розничных сетей.

Основные задачи, которые должны ставиться в сфере торговли, это приведение в соответствие ожиданий покупателей и возможностей розничных предприятий, дальнейшее сегментирование торговых предприятий, поиск «своего» покупателя. Немалую роль в этом процессе играет потребность целенаправленного формирования спроса посредством рекламы, промоакций и прочее.

Немаловажную роль играет правильный выбор формата торгового предприятия для определенных сегментов покупателей. В этом вопросе есть смысл обратиться к опыту развития торговли в зарубежных странах. Так, Феоктистова Е.М. [5] считает, что использование разнообразных форматов розничных сетей позволит наиболее полно удовлетворить потребности покупателей, в частности различных сегментов покупателей.

Под форматом понимается совокупность определенных параметров торговых предприятий, которые дают возможность определить принадлежность магазина к определенному виду, принятому в зарубежной практике. Среди форматов автор выделяет рассмотренный нами выше формат

магазина в шаговой доступности от дома. Автор считает его достаточно перспективным в российской действительности. У покупателей такие магазины имеют спрос ввиду экономии времени, дают возможность делать мелкие ежедневные покупки, удовлетворяют потребности в товарах повседневного спроса. Такой формат удобен покупателям, многие не желают тратить время на пробки и ехать в гипермаркеты на окраины. Такие магазины имеют положительный зарубежный опыт [6] и составляют более 96 % в США, 90% в Германии и порядка 82 % в остальных странах Западной Европы.

Интересно отметить, что не всегда они расположены на маленькой площади, размер ряда магазинов такого формата может иметь площадь до 290 кв.м иметь на своей территории мини-кафе, интернет-кафе, салоны проката и прочее, часто подобные магазины имеют продленные часы работы. Автор отмечает, что часто сетевые магазины подобного формата в России не предоставляют покупателям дополнительных услуг.

Развитие данного формата даст возможность использовать потенциал малого и среднего бизнеса, способного конкурировать с крупными и сетевыми форматами за счет более высокой индивидуализации услуг и деятельности в специализированных нишах.

Согласимся с автором, что мультиформатность является достаточно эффективным подходом в продуктовом ритейле. Безусловно, сосредоточение на близлежащих от дома территориях продуктовых магазинов достаточно удобно, сокращает время на совершение покупки.

Среди магазинов указанного формата, исходя из личных наблюдений, на наш взгляд, видится перспективным опыт функционирования сети «ЬГОЬ» в Европе. Данная сеть имеет широкий уровень распространения практически во всех густонаселенных районах. Данная сеть обладает хорошо развитой логистической системой и предлагает укрупненный ассортимент товаров повседневного спроса по демократичным ценам. Широкий спектр поставщиков из разных стран позволяет поддерживать оптимальное соотношение цены и качества товаров повседневного спроса. Отлаженная система дисконта является конкурентным преимуществом данной сети и позволяет держать цены ниже конкурентов, предлагая тематически уникальный товар, обновлять тематику ассортимента.

Регулярно организуется предложение товаров, к примеру:«неделя товаров из Италии», «неделя товаров из Франции», «неделя азиатских товаров». В конце тематических недель обязательно организуются акции и распродажи. Формы активных продаж этой сети были бы полезны и применительно к российской действительности.

Развитие и поддержка мелкорозничной сети видится нам актуальной еще и ввиду того, что у покупателя должна быть альтернатива выбора, наряду с крупными торговыми центрами и сетевыми магазинами «у дома» должна развиваться мелкая специализированная торговая сеть, которая была вытеснена в период укрупнения и развития розничных торговых систем.

Такие магазины создают уникальный микроклимат в обслуживании, имеют специальный, порой эксклюзивный, ассортимент, развивают семейный бизнес, возрождают и формируют национальную культуру потребления.

Безусловно, таким структурам нужна поддержка государства, необходима альтернативная интеграция в фермерские союзы, регионально-закупочные союзы и прочее. Необходимо также развитие логистической системы и совершенствование бизнес-процессов на предприятиях малого бизнеса.

Следует отметить момент необходимости выгодного кредитования для таких предприятий ввиду потребности в оборотных средствах, более затратного механизма доставки и хранения товаров.

В свою очередь, рост числа таких магазинов позволит стимулировать местных производителей к развитию производства продуктов земледелия без применения химических удобрений и продуктов животноводства, выращенных на основе натуральных кормов, позволят заполнить нишу предложения биологически произведенных продуктов питания.

Целесообразно было бы отметить и такой формат торговли, как интернет-торговля. М. Д. Белецкий [2] приводит данные о ежегодном приросте онлайн-торговли порядка 30 %. Объем предоставляемых посредством данного канала товаров и услуг, по данным за 2016 год, приближается к триллиону рублей.

Автор уточняет факторы, повлиявшие на такой значительный рост и объемы продаж, среди них наряду с ростом пользователей интернета — это рост доверия к подобным покупкам, небольшой срок окупаемости подобных проектов, возможность более мобильно реагировать на потребности покупателей и изменение спроса. Многие стационарные торговые предприятия сочетают свою деятельность с интернет - торговлей.

В настоящее время наметилась тенденция в развитии торговли, когда предприятия вынуждены применять мультиформатность, чтобы снизить издержки, привлечь дополнительных клиентов, противостоять конкурентам.

В ходе анализа розничной торговли на современном этапе можно сделать ряд выводов:

1. Монополию на рынке розничной торговли занимают крупные розничные системы, объединившиеся в торговые группы, оборот которых сопоставим с оборотами крупных финансовых и промышленных групп компаний.

2. Второй крупнейший игрок на рынке - интернет-магазины, имеющие перспективы дальнейшего роста.

3. Крупные торговые компании, в том числе и иностранные, в борьбе за покупателя привлекают инновационные технологии, тем самым развивая технологически отрасль.

4. Малые семейные, фермерские магазины имеют все шансы занять нишу в предложении эксклюзивных продуктов питания, в частности продуктов с маркировкой «Эко» и «Био».

5. В настоящее время для розничной системы характерны «мультиформативность» и соединение в одной сети нескольких форматов, что является перспективным.

6. Заслуживает внимания иностранный опыт развития мелких специализированных магазинов формата» магазин у дома», дающих возможность удовлетворить специфический спрос растущего сегмента рынка.

Список литературы

1. Игрунова О.М., Казинская Е.А., Сазонов М.О. Анализ факторов, влияющих на выбор магазина шаговой доступности жителями Зеленограда // Экономические и социально гуманитарные исследования. 2018. №3.

2. Белецкий М.Д. Основные направления развития российского ритейла в новых экономических условиях // Дискуссия. 2016. №6. С. 22 - 29.

3. Калинушкин В.С. Розничная торговля и ее современные тенденции // Управление и экономика в XXI веке. 2014. №2. С. 21 - 22.

4. Чеглов В.П., Столярова А.Н. Как встроить малый торговый бизнес России в новую экономическую реальность // Российское предпринимательство. 2018. №11. С. 3463 - 3477.

5. Феоктистова Е.М. Адаптация зарубежных форматов торговли к российскому рынку // Вестник РЭА им. Г.В. Плеханова. 2014. №12. С. 73 - 87.

6. Подсумкова Л.А. К вопросу о факторах и фактах развития розничной торговли в России // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. №3. С.73-77.

Боркова Елена Аркадьевна, канд.экон.наук., доц. кафедры Общей экономической теории и истории экономической мысли, e. borkova@,mail. ru, Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный экономический университет,

Шистеров Павел Иванович, соискатель, факультет общей экономической теории, shist.p@yandex. ru, Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный экономический университет,

Войлоков Артемий Ильич, соискатель, факультет общей экономической теории, artemii. voilokov@mail. ru, Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский

государственный экономический университет

RETAIL DEVELOPMENT AT THE PRESENT STAGE E.A. Borkova, P.I. Shisterov, A.I. Voilokov

The article presents the analysis of retail development at the present stage. The specific features of the retailers are highlighted. The trade networks are described as well as the effect thereof on satisfaction of the purchasers' needs. The existing formats of trade enterprises are analyzed and the conclusions of the need for development of various trade formats are made taking into account the international experience and the Russian economic environment. The development prospects of the small mom and pop stores with unique range of bioproducts or eco-products and possibility to involve the small businesses into the implementation of such projects are considered.

32

Key words: new economic environment, trade transformation, corner store.

Borkova Elena Arkadyevna, candidate of economic sciences, associate proffesor of general economics theory and history of economics department, e.borkova@mail.ru , Russia, Saint-Petersburg, Saint-Petersburg State University of Economics,

Shisterov Pavel Ivanovich, student of general economics faculty, shist.p@yandex.ru, Russia, Saint-Petersburg, Saint-Petersburg State University of Economics,

Voilokov Artemii Ilych, student of general economics faculty, artemii.voilokov@mail.ru, Russia, Saint-Petersburg, Saint-Petersburg State University of Economics

УДК 658.5

ПРИМЕНЕНИЕ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПЛАНИРОВАНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КОМПЛЕКСА

Е.М. Гункин

К одному из основных универсальных методов исследования в экономике являются экономико-математическое моделирование тех или иных процессов или явлений, протекающих в экономических системах. Преимущества применения моделей очевидны -быстрота построения и невысокая стоимость в сравнении с проведением практических исследований, возможность многократного повторения исследуемых процессов. В настоящее время с учётом специфических особенностей функционирования предприятий оборонно-промышленного комплекса, значимости военной продукции в системе обеспечения национальной безопасности применение моделирования в системе планирования предприятий отрасли становится особенно актуальным

Ключевые слова: экономико-математические модели, оборонно-промышленный комплекс, система ограничений.

События последних лет на международной военно-политической арене, формирование многополярного мирового устройства совершенно явно подчёркивают необходимость обладания ведущими мировыми державами современными вооружёнными силами, способными обеспечить национальные интересы и гарантировать суверенитет через увеличение военной мощи и оборонно-промышленный потенциал, который определяется состоянием ОПК и военной экономики в целом [1]. Российская Федерация не является исключением в этом плане.

В системе планирования и прогнозирования производственной деятельности практически любого промышленного предприятия наиболее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.