Страницы истории
РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ
и.С. ГЛАДКОВ, доктор экономических наук, профессор
и. ю. Зорина
российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова
На рубеже XVIII — XIX столетий Российская империя обладала весьма существенным экономическим потенциалом. Так, вследствие расширения, ее территория имела значительную площадь и протяженность (от прибалтийского до дальневосточного региона) с населением около 40 млн человек. На протяжении XIX века процессы увеличения территории и численности населения страны продолжались. В этот период к Российской империи присоединены были Финляндия, Закавказье, Казахстан, Средняя Азия и Памир, что позволило общей площади ее достичь 22,4 млн кв. км. Согласно данным переписи 1897 г., российское население составило уже 128,2 млн чел., включая европейскую часть страны, где проживало 93,4 млн чел. (для сравнения: в Сибири — 5,8 млн жителей) [1].
Хозяйственная эволюция в России протекала в достаточно сложных и противоречивых условиях. На протяжении первых шести десятилетий XIX в. в стране сохранялось крепостное право. Это обстоятельство не могло не оказывать серьезного влияния на ряд процессов, включая первоначальное накопление, развитие сельского хозяйства как доминирующего в это время сектора, а также некоторый прогресс в сфере нарождавшейся отечественной промышленности и торговли.
Очевидно, что для обеспечения позитивной динамики хозяйственного развития России требовались радикальные перемены. Поскольку состояние отечественной экономики первой половины XIX века характеризовалось как предкризисное, целесообразным, остро необходимым было реформирование устаревших феодальных отношений и форм хозяйствования.
В первой половине XIX столетия государственная политика Российской империи в области
промышленности и торговли формировалась в условиях противоборства двух основных подходов — покровительственного по отношению к этому сектору экономики и фритредерства. В связи с тем, что в среде крупных отечественных промышленников и влиятельного дворянства превалировали протекционистские идеи, это и обусловило соответствующий характер экономической политики государства в первой половине XIX в.
Наиболее явно протекционизм в государственной политике России проявился в 1823 — 1844 гг., в период, когда руководство министерством финансов осуществлял граф Е. Ф. Канкрин. Введенные в 1811 и 1832 гг. покровительственные тарифы существенно ограничивали приток в страну тех иностранных товаров, которые уже производились на предприятиях отечественной промышленности. Эти меры обеспечивали ее надежную защиту от конкуренции извне.
К середине XIX столетия произошли довольно существенные сдвиги в промышленной политике России в направлении признания эффективности доктрины «свободы торговли», что предопределило частичную отмену защитительных тарифов. К концу 1850-х гг. они охватывали только 7 товарных позиций, включая сахар, спиртные напитки и металлы.
Определенное содействие процессу становления отечественной промышленности в этот период оказало также совершенствование российской транспортной системы. Так, в число действующих постепенно вводились речные каналы, шоссейные дороги, было начато сооружение железных дорог.
Развитие промышленности в России в определенной степени опиралось также на нарождающуюся систему кредитования, которая была ориентирована
прежде всего на поддержку горнопромышленников, владельцев вотчинных и посессионных мануфактур -ных производств.
Правительственная поддержка нашла выражение также в учреждении в период 1828 — 1829 гг. Мануфактурного и Коммерческого Советов как совещательных органов промышленников и негоциантов при Министерстве финансов Российской империи. Мануфактурный совет выступил куратором регулярного проведения промышленных выставок, издания профильного журнала, где публиковались материалы научно-практического характера по проблемам технического прогресса. Определенный вклад был внесен также в совершенствование технического и коммерческого образования в России [3].
Немалый интерес представляет также генезис выставочного движения в Российской империи, история которого насчитывает почти 180 лет. Так, в 1828 г. было обнародовано Высочайшее соизволение императора Николая I на открытие первой Публичной Выставки в Санкт-Петербурге в 1829 г. [4].
В последующем промышленные выставки как своеобразные смотры достижений отечественной индустрии стали проводиться постоянно, чаще в Санкт-Петербурге, в Москве, но также и в провинции.
Однако можно выделить также факторы, оказывавшие негативное влияние на развитие российской промышленности в первой половине XIX столетия. Если касаться экономической сферы, следует указать на известные слабости кредитно-банковской системы России, которая сохранилась с конца XVIII века фактически неизменной. Несмотря на некоторые ее усовершенствования, она мало способствовала прогрессу в отечественной индустрии. В итоге, развитие системы кредитования оставалось в пред-реформенную эпоху одной из наиболее актуальных проблем для российской промышленности.
Если рассматривать динамику промышленной эволюции России в первой половине XIX в., можно выделить два ее основных этапа.
На первом этапе, который продолжался до 1840-х гг., продолжали действовать прежние тенденции. Так, выпуск «промышленной» продукции оставался уделом главным образом мелких промысловиков. Различные виды промыслов (ткачество, гончарное дело, производство одежды и обуви) получили распространение прежде всего в нечерноземной зоне. Постепенно на основе сельских промыслов складывались довольно известные крупные промышленные центры (особенно в таких отраслях, как производство текстильных, кожевенных изделий, металлообработка). В этот период свое значение сохранила также рассеянная мануфактура, что
часто предполагало широкое использование труда крестьян-надомников. Наконец, в северо-западных и центральных районах империи существенную роль играла зародившаяся еще в XVII в. система отхожих промыслов, в которую было вовлечено до 2/5 всего крестьянства.
В целом, в 1820 — 1830 гг. удельный вес крепостных крестьян составлял около 46 % общего числа «промышленных» рабочих в России, а к началу проведения реформы он понизился примерно до 18 %. Но и среди прочих категорий работников отечественных «промышленных» предприятий превалировали не вольнонаемные, а отпущенные помещиками на заработки крестьяне. Очевидно, малопроизводительный труд всех названных категорий занятых обусловливал не только высокие издержки производства, но и низкое качество выпускаемой продукции, особенно в сравнении с теми предприятиями, которые использовали вольнонаемных работников.
Второй этап индустриального развития был связан с началом в 1830 — 1840 гг. промышленного переворота в России. Этот сложный процесс трактуется как переход от мануфактурного к фабричному производству. С ним связано и формирование новых отношений в сфере производства между промышленниками и наемными работниками. К последним в этот период можно отнести ушедших на оброк помещичьих, а также казенных крестьян.
Следует отметить, что промышленный переворот в России произошел прежде всего в текстильном производстве, в частности, в хлопчатобумажной индустрии (здесь и далее см.: [2; 5; 6; 7]).
Как известно, хлопчатобумажное производство включает три основные отрасли (причем последовательность определяется технологическим циклом) — бумагопрядение, ткачество, набивку (окраску) тканей.
Тем не менее в России хлопчатобумажное дело первоначально стало развиваться именно с набивки ткани. В последние десятилетия XVIII века ситценабивное производство получило распространение под Санкт-Петербургом, где функционировала крупная по размерам Шлиссельбургская мануфактура, а также в промышленном селе Иваново Владимирской губернии, в котором с 1776 г. действовала первая крупная ситценабивная мануфактура М. И. Гарелина. В первой половине XIX в. ситценабивное дело и ткачество бумажных изделий получили широкое распространение в Московском промышленном районе, закономерно обусловив растущий спрос на бумажную пряжу. Поэтому машинное производство в хлопчатобумажном деле впервые в России было внедрено в бумагопрядении на импортном хлопке в Петербургском районе.
РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика
73
Следует иметь в виду, что именно хлопкопрядение оказалось первым машинным производством в стране. Первым же российским предприятием, где выпуск изделий был основан на машинной технике, стала основанная еще в 1798 г. (с 1799 г. — казенная) Александровская хлопчатобумажная мануфактура под Санкт-Петербургом на Шлиссельбургском тракте1.
Важным представляется также то, что начавшиеся в середине XIX в. в России процессы концентрации производства получили распространение прежде всего в области хлопкопрядения. Действительно, в этот период здесь функционировал ряд крупных производств, отличавшихся довольно высокой производительностью труда и рентабельностью. Среди таких фабрик стоит упомянуть о созданной в 1857 г. Кренгольмской бумагопрядильной и ткацкой мануфактуре в Нарве, которая вскоре оказалась крупнейшим предприятием отрасли не только в России, но также в Европе. Ее успех во многом был обусловлен активной деятельностью ее главного учредителя — обрусевшего германского фабриканта Л. Г. Кнопа, прежняя компания которого еще в 1840-х гг. оказалась монополистом поставок британского машинного оборудования для текстильных предприятий России. Уже накануне реформы, в 1857—1861 гг. на лидирующие позиции по объемам производства в России смогла выйти Никольская мануфактура фабриканта С. В. Морозова, построенная в 1845 — 1847 гг. у г. Орехово-Зуево.
Таким образом, в дореформенный период происходило ускоренное развитие отечественного текстильного, прежде всего, хлопчатобумажного производства как самой передовой отрасли российской промышленности. Покровительственная политика властей обусловила примерно 5-кратное увеличение численности предприятий данной отрасли в указанный период. По имеющимся оценкам, темпы роста российской хлопчатобумажной промышленности опережали аналогичные показатели в Англии и Франции. Не менее важным аспектом
1 В это же время в Москве бывшим крестьянином В. И. Прохоровым создана ставшая впоследствии знаменитой текстильная фабрика «Трёхгорная мануфактура». Уже к 1810 году на его фабрике было занято около 100 человек, но почти вся работа осуществлялась вручную, лишь два механизма располагали конными приводами. В дальнейшем, успешному развитию этой фирмы способствовало разорение Москвы французскими войсками в 1812 году. Поскольку большая часть московских предприятий была разбита, прохоровская мануфактура в условиях отсутствия серьезной конкуренции смогла за короткий период увеличить объемы своего производства примерно в десять раз. Кроме того, положительное влияние на успешность дела В. И. Прохорова оказало быстрое развитие хлопчатобумажной промышленности в Европе в послевоенный период.
машинизации отечественного бумагопрядения был массированный импорт оборудования из Великобритании, где крупнейший машиностроительный район, Манчестер, фактически целиком работал на поставки в Россию. На фоне общего повышения объемов производства предприятий отрасли отмечалось расширение его географии. После разрушения центров текстильной промышленности Московского промышленного региона в ходе Отечественной войны 1812 г. деловая активность переместилась из Москвы в ближнюю провинцию — Иваново, Кострому, Владимир.
Несколько иначе складывалась ситуация в одном из традиционных секторов отечественной промышленности — в металлургии, где в начале XIX столетия отчетливо проявились негативные сдвиги. При этом сложно утверждать, что металлургическая промышленность перестала развиваться: в 1801 — 1861 гг. прирост выплавки чугуна составил 72 — 73 %. Причинами же застойных тенденций можно было считать повсеместное использование крепостного труда, усложнявшее повышение эффективности производства. Государство в этот период оказывало поддержку отрасли, размещая на ее предприятиях крупные военные заказы. Однако эти меры оказывались половинчатыми. В это время настоятельно потребовалось техническое переоснащение металлургического производства.
Технико-технологическая реконструкция в отечественной металлургии началась в 1830-е гг. Но, несмотря на появление нового оборудования на ряде крупных предприятий отрасли, распространение технических новшеств носило ограниченный характер, оказалось неравномерным. В частности, не проявился спрос на изобретения, открытия отечественных мастеров, которые предлагали осваивать новые способы выплавки и формовки металла. Общий уровень оснащения производства оставался невысоким, что обусловило в начале XIX в. сокращение объемов выпуска металлов. Результатом этого стала утрата Россией лидирующих позиций в данной области и переход первенства к Великобритании2, которая в рассматриваемый период уже закончила машинизацию металлургического производства.
Тем не менее в России постепенно создается новая отрасль индустрии — отечественное машиностроение. В этом процессе принимали участие казна и частные вкладчики капитала. Одним из первенцев новой отрасли стало основанное в 1722 г. по указу Петра I в пригороде Санкт-Петербурга (г. Колпино)
2 К 1860 году на долю России приходилось всего около 3,9 % (18 млн пудов) от мировой выплавки чугуна. В то же время на долю Великобритании, где годовая выплавка составляла 234 млн пудов, приходилось 50,9 % мирового производства чугуна.
и приписанное к Адмиралтейству государственное предприятие «Адмиралтейские Ижорские заводы». В 1803 г. в рамках его технического переоснащения был создан машиностроительный завод. Кроме того, важную роль в развитии отрасли сыграли производства на Санкт-Петербургском литейном и механическом заводе (позднее — Путиловском), Александровском и Луганском литейно-механических предприятиях.
Для выпуска оборудования, использовавшегося затем на предприятиях отечественной текстильной индустрии, при уже упомянутой выше казенной Александровской текстильной мануфактуре функционировала механическая мастерская.
Первым российским частным заведением в области машиностроения стало предприятие, основанное на рубеже XVIII — XIX вв. в Санкт-Петербурге инженером и крупным заводчиком шотландского происхождения Ч. Бердом. На этом заводе выпускались машины для пароходов, железнодорожное оборудование. Здесь же в 1815 г. было изготовлено, спущено на воду и прошло испытание первое российское паровое судно, родоначальник первых отечественных пароходов под названием «Елизавета». В дальнейшем корабли пароходства Ч. Берда занимались пассажирскими и грузовыми перевозками (в основном по реке Нева).
На протяжении 1820 — 1830 гг. в России были основаны другие частные заводы отрасли (в частности, Сноведский литейный и механический завод). Уже в 1840 — 1850 гг. наиболее крупными по мощности и производительности предприятиями отрасли считались Александровский завод и завод Ч. Берда в Санкт-Петербурге, Сормовский механический завод (постройка первых речных пароходов). Основанное в 1857 г. производство, перешедшее затем под контроль российских золотопромышленников П. Ф. Семянни-кова и В. А. Полетики и ставшее крупным судостроительным центром — «Невский литейный и механический завод Семянникова и Полетики» и пр. В целом, в период 1850 — 1860 гг. общее число отечественных механических заводов увеличилось с 25 до 99.
Тем не менее устаревшая феодально-крепостническая система оказывала сдерживающее воздействие на темпы технической перестройки российской индустриальной сферы. Особенно заметно это проявилось в тех отраслях, где в отличие от хлопчатобумажного дела для России традиционно широко применялся труд крепостных (металлургия, суконно-шерстяная, полотняная, стекольная отрасли промышленности).
Реформа 1861г. обусловила открытие новой эпохи в промышленном развитии России. Именно преобразования Александра II создали условия для
формирования в стране иных социально-экономических отношений, которые имели свою специфику. Это было обусловлено более поздним в сравнении с другими европейскими державами вступлением Российской империи на путь эволюционного развития рыночных отношений. Наряду с Германией (если шире, то Японией) страна оказалась вынужденной использовать траекторию догоняющего развития.
На практике, конец 1850-х — начало 1860-х гг. оказались во многом переломными в развитии отечественной экономики в целом и российской промышленности, в частности. Именно в этот период происходила адаптация предприятий отечественной индустрии к новым условиям хозяйствования.
Следующее десятилетие вплоть до середины 1870-х гг. отличалось довольно интенсивным промышленным развитием. Наиболее отчетливо прогресс просматривался в отраслях, которые обслуживали нужды железнодорожного транспорта и получали поддержку казны.
Как считается, на рубеже 1870 — 1880 гг. происходило завершение (второго этапа) промышленного переворота в России. К этому времени формируется развитое отечественное машиностроение. Совокупные объемы выпуска продукции в отрасли за первые три пореформенных десятилетия возросли в семь раз. Кроме того, из-за неудовлетворенного спроса на машиностроительную продукцию повысились масштабы импорта машин и оборудования — в ходе осуществления промышленного переворота в России его ежегодные показатели увеличились примерно в восемьдесят раз.
Проявившиеся в ходе ускоренного индустриального развития в России монополистические тенденции обусловили появление в 1882 г. первого в отечественной промышленности объединения заводчиков — Союза рельсовых фабрикантов.
Однако во второй половине 1870 — 1880-х гг. отечественная индустрия переживала в основном кризисный период. Кризисные явления были обусловлены неустойчивостью спроса, узостью внутреннего рынка. С одной стороны, проявилась ограниченность потребительского спроса, а с другой, — нестабильность промышленного развития. Ситуацию осложняло также ведение Россией войны с Турцией (1877 - 1878 гг.).
Тем не менее в результате существенного прогресса в области индустриального развития объемы промышленного производства в стране за первые три пореформенных десятилетия увеличились в семь раз.
Этим были подготовлены и обусловлены неординарные достижения отечественной промышлен-
ности, состоявшиеся на протяжении следующего, заключительного десятилетия XIX в. Именно это последнее десятилетие XIX века принято считать «золотым десятилетием» для России.
Действительно, промышленность страны вошла в полосу невиданного ранее подъема—производство продукции увеличилось практически вдвое. При этом ускоренные темпы роста демонстрировали предприятия в таких отраслях, как горнодобыча, металлургия и машиностроение. За эти годы объемы добыча нефти и каменного угля возросли более чем в два раза, а выпуск чугуна и машиностроительной продукции — в три раза. Подобные успехи позволили Российской империи выйти на первое место в мире по добыче нефти, а по производству чугуна — на третье.
На рубеже XIX — XX столетий в хозяйстве России наметилось усиление процессов монополизации. Весьма активно протекал процесс концентрации производства на наиболее крупных предприятиях [2]. К примеру, в 1902 г. был основан крупнейший в дореволюционной России синдикат — Продамет («Общество для продажи изделий русских металлургических заводов»). На его долю приходилось около 9/10 всего металлургического производства Южного региона страны. В этот период возникали также другие крупные синдикаты, такие как «Продпаровоз» (1901 г.), «Гвоздь» (1903 г.), «Продвагон» (1904 г.), который контролировал до 9/10 всех заказов на железнодорожные вагоны.
Закономерно при этом, что вследствие своего феноменально бурного развития отечественное хозяйство приобретало на рубеже XIX — XX вв. все большую открытость, становилось объективно уязвимым перед мировыми экономическими кризисами. Это обусловливало чередование в динамике его эволюции периодов подъемов и спадов.
В начале — середине первого десятилетия ХХ в. подъем в российской экономике сменился затяжным промышленным и финансовым кризисом. В данном случае ситуация с перепроизводством товаров была обусловлена заметным снижением платежеспособности населения страны. Начавшееся сокращение промышленного производства охватило рекордное число (15) отраслей отечественной индустрии.
При этом кризисные процессы в хозяйственной сфере усугублялись вновь тяжестью ведения войны (русско-японская война 1904 — 1905 г.), революционными событиями в России 1905 — 1907 г.
Новый подъем отечественной экономики начался позднее, в 1910 — 1913 гг. и оказался в достаточной мере масштабным. Его наступление было обусловлено рядом факторов. Среди них можно было бы отметить техническую модернизацию российской
промышленности, повышение урожайности в сельском хозяйстве, совершенствование финансовой системы, наконец, политическую стабилизацию в послереволюционный период. Рост казенных заказов дополнительно оказывал стимулирующее влияние на развитие российской индустрии.
В результате в России среднегодовые темпы прироста промышленной продукции за этот период составили 9 %. Показатели экономического роста оказывались еще выше — в среднем ежегодно 10 — 12 %. Только за пятилетие 1908 — 1913 годов общее число российских промышленных предприятий увеличилось примерно на 1/3, а работников на них — почти на 1/4. К 1914 г. в стране уже функционировало свыше 29, 3 тыс. фабрично-заводских заведений с общей численностью рабочих 3,12 млн чел. При этом продукция отечественной промышленности покрывала 4/ 5 внутреннего спроса, а по своим объемам была сопоставима или больше аналогичных показателей в ряде ведущих западноевропейских государств и США. Как показывают статистические данные, в этот период Российская империя по праву занимала солидное положение в мировом хозяйстве. Среди прочих государств мира Россия находилась на второй позиции по объемам добычи нефти, на третьей — по потреблению хлопка, на четвертой — по изготовлению продукции машиностроения, на пятой — по выплавке стали и добыче каменного угля, на шестой — по добыче железной руды.
Тем не менее развитие российской экономики в целом, отечественной промышленности, в частности, заметно осложнялось функционированием отсталой политической и социальной системы. В новых условиях самодержавие по-прежнему стремилось удержать власть. Кроме того, также сохранялись сословная структура общества и крестьянская община. Все эти обстоятельства привели к чрезвычайно острым катаклизмам в последующий период российской истории.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большая советская энциклопедия. — М., 1977.
2. Гладков И. С., Пилоян М. Г. История мировой экономики. - М., 2007. С. 69-90.
3. Киняпина Н. С. Организация и деятельность Мануфактурного совета в крепостной России (1828-1860) // Вестник МГУ, Серия 9, История, 1963, № 1.
4. Светухина А. История взаимоотношений организаторов и участников выставок в России // Новые известия. 17 октября 2006 г.
5. Сметанин С. И., Конотопов М. В. Развитие промышленности в крепостной России. — М., 2000. — 463 с.
6. Нttp://dptf.drezna.ru/theory/articles.
7. Нttp://www.finhistory.org.