Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ОТРАСЛИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК'

РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ОТРАСЛИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
334
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ / ГРУЗООБОРОТ / ИНФРАСТРУКТУРА / ТРАНСПОРТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сазонов Евгений Владимирович, Коровин Максим Александрович, Грашков Сергей Александрович

В статье описывается текущая ситуация и основные тенденции развития российской отрасли автомобильных грузоперевозок. Замедление экономического роста, неблагоприятная конъюнктура на мировом рынке и пандемия COVID-19 привели к стагнации товарооборота российских товаров. Несмотря на это, автомобильные грузовые перевозки продолжают демонстрировать рост в 2021 году. Это связано с увеличением оборота розничной торговли и реализацией некоторых масштабных инфраструктурных проектов, включая строительство и ввод в эксплуатацию новых автомобильных дорог и мостов, а также реконструкцию и ремонт существующих объектов. Расширился объем перевозок, внедряется электронный документооборот и цифровой контроль транспортных средств и водителей перед поездкой. Перераспределение российских товаров из Европы в Азию. Однако по состоянию на август 2021 года как грузооборот, так и объем автомобильных грузоперевозок были ниже, чем в 2020 году. Для поддержания конкурентоспособности отрасли автомобильных грузоперевозок необходимы инвестиции в новые способы повышения качества обслуживания и его безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN AUTOMOBILE CARGO TRANSPORTATION INDUSTRY

The article describes the current situation and the main trends in the development of the Russian road freight industry. The slowdown in economic growth, unfavorable conditions on the world market and the COVID-19 pandemic have led to a stagnation in the turnover of Russian goods. Despite this, road freight transportation continues to show growth in 2019. This is due to an increase in retail trade turnover and the implementation of some large-scale infrastructure projects, including the construction and commissioning of new highways and bridges, as well as the reconstruction and repair of existing facilities. The volume of transportation has expanded, electronic document management and digital control of vehicles and drivers before a trip are being introduced. Redistribution of Russian goods from Europe to Asia. However, as of August 2021, both cargo turnover and the volume of road cargo transportation were lower than in 2020.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ОТРАСЛИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК»

Эксплуатация автомобильного транспорта

РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ОТРАСЛИ АВТОМОБИЛЬНЫХ

ГРУЗОПЕРЕВОЗОК Сазонов Евгений Владимирович, магистрант (evgenij.sazonov.2000@mail.ru) Коровин Максим Александрович, студент (korovinm52@gmail. com) Грашков Сергей Александрович, к.т.н., доцент (rigii46@mail.ru) Курская ГСХА, г.Курск, Россия

В статье описывается текущая ситуация и основные тенденции развития российской отрасли автомобильных грузоперевозок. Замедление экономического роста, неблагоприятная конъюнктура на мировом рынке и пандемия COVЮ-19 привели к стагнации товарооборота российских товаров. Несмотря на это, автомобильные грузовые перевозки продолжают демонстрировать рост в 2021 году. Это связано с увеличением оборота розничной торговли и реализацией некоторых масштабных инфраструктурных проектов, включая строительство и ввод в эксплуатацию новых автомобильных дорог и мостов, а также реконструкцию и ремонт существующих объектов. Расширился объем перевозок, внедряется электронный документооборот и цифровой контроль транспортных средств и водителей перед поездкой. Перераспределение российских товаров из Европы в Азию. Однако по состоянию на август 2021 года как грузооборот, так и объем автомобильных грузоперевозок были ниже, чем в 2020 году. Для поддержания конкурентоспособности отрасли автомобильных грузоперевозок необходимы инвестиции в новые способы повышения качества обслуживания и его безопасности.

Ключевые слова: автомобильные грузоперевозки; грузооборот; инфраструктура; транспорт.

Транспортная отрасль является важнейшим структурным элементом Российской экономики. Его доля в общей добавленной стоимости достигла 7%, а реализация проектов строительства транспортной инфраструктуры внесла значительный вклад в объем инвестиций в основной капитал. Для внутренней и внешней торговли транспорт является аналогом системы кровообращения человека: сбалансированное и своевременное развитие транспортной инфраструктуры является основой для увеличения объема торговли [1].

В 2018 году грузооборот увеличился на 2,8%, а объем перевезенных грузов увеличился на 2,4%; в 2019 году рост составил всего 0,4% и 0,2% соответственно. Основной причиной снижения активности следует назвать замедление экономического роста России. И неблагоприятные условия для

мирового рынка. По оценкам Федерального национального бюро статистики, темпы роста ВВП России в 2019 году замедлились впервые с 2015 года, достигнув 1,3% (2,5% в 2018 году), что соответствует ожиданиям экспертов на начало года.

6 -5.6

5 4 3 2 1

о ^

-1 -2

Грузооборот Перевозки грузов

Рисунок 1 - Динамика темпов прироста грузооборота и перевозок грузов, 2015- 2019 гг., %

Спад мировой торговли и общее замедление развития национальной экономики повлияли на снижение экспорта и темпов роста внутренних перевозок. Секторами, наиболее пострадавшими от российской транспортной отрасли, являются водный транспорт (морской и внутренний) и воздушный транспорт; железнодорожный транспорт в конце 2019 года продемонстрировал стагнацию: рост экспортных перевозок был компенсирован снижением внутренних перевозок. Вопреки этой пессимистичной ситуации, оборот грузов, перевозимых автомобильным транспортом, к концу 2019 года составил 151,87 миллиарда долларов. Тонн-километров, увеличившись на 6,18%, в том числе на коммерческой основе - на 9,5%. Снижение затрат на топливо и снижение транспортных расходов при транспортировке позволяют перераспределять некоторые грузы с других видов транспорта на автомобили (таблица 1) [2,3].

Согласно Международному союзу автомобильного транспорта (ГКи), перевозка грузов является: ключевым элементом всех категорий общества, и предоставляет больше возможностей для пространственной независимости и способствует более полному распределению благ между городскими и сельскими районами [4].

Перевозка грузов автомобильным транспортом является неотъемлемой частью современного общества, и без нее невозможно представить его существование. Главная роль автомобильного транспорта в эффективной цепочке поставок товаров, которая предоставляет услуги практически всем социальным секторам [5].

25 26 2017 2018 2014

-1.3

Таблица 1 - Годовые темпы прироста грузооборота (тонно-километров) _по видам транспорта, 2018-2021 гг., %_

ВИД ТРАНСПОРТА 2018г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ 1.65 6.36 4.21 0.15

АВТОМОБИЛЬНЫЙ 0.40 2.82 1.57 6.18

ТРУБОПРОВОДНЫЙ 1.84 5.06 2.03 0.67

МОРСКОЙ 2.38 16.28 -10.01 -18.87

ВНУТРЕННИЙ ВОДНЫЙ 4.69 0.00 -1.49 -5.02

ВОЗДУШНЫЙ 17.86 19.7 -1.27 -5.13

ГРУЗООБОРОТ ВСЕГО 1.76 5.58 2.70 0.67

Такая важная роль автомобильного транспорта в перевозке грузов связана со многими преимуществами его использования, которые проявляются в глобальной доступности; транспортировке "от двери до двери"; мобильности, гибкости и жизнеспособности; вариативности в организации различных маршрутов и планах доставки. Скорость обслуживания Современный автомобильный транспорт обеспечивает высокий уровень безопасной эффективности грузоперевозок и реагирования на изменения внешних условий и обладает гибкостью инфраструктуры. В том числе активное внедрение цифровых технологий

Статистика по объему грузоперевозок немного отличается от статистики по объему грузооборота - объем автомобильных грузоперевозок в 2019 году составил 5,74 млрд. тонн, увеличившись на 3,5% по сравнению с 2018 годом. Несмотря на положительные результаты в сегменте в целом, с точки зрения коммерческих перевозок, на долю которых пришлось 27% от общего объема, произошло снижение на 6,4% до 1,53 млрд. тонн (рисунок 2) оборота показывает, что средняя дальность транспортировки увеличилась [6]. Несмотря на увеличение логистических рычагов, автомобильный транспорт по-прежнему является вариантом для перевозок на короткие расстояния, что объясняет их относительно небольшую долю (около 5%) в грузообороте. Рост розничной торговли способствовал оживлению автомобильного транспорта (101,6% с 2019 по 2018 год в сопоставимых ценах) и электронной коммерции (125% в 2019 году) из которых автомобильный транспорт является основным видом грузоперевозок.

Экспресс-доставка также становится все более популярной для розничных продаж (особенно связанных с продуктами питания и другими скоропортящимися товарами), которые обычно осуществляются автомобильным транспортом "от двери до двери". Кроме того, на динамику статистических показателей, вероятно, повлияет тот факт, что с июля 2018 года резко увеличилась регистрация грузовых компаний в платной системе "Платон".

-8 -6 -4 -2 0 2 4 6 8

Коммерческие грузоперевозки ■ Общие грузоперевозки

Рисунок 2 - Годовые темпы прироста объема грузовых перевозок автомобильным транспортом, 2018-2021 гг., %

Следовательно, и принимая во внимание тот факт, что почти 70% большегрузных транспортных средств в системе принадлежат частным лицам, информация, которая ранее была "в тени", может быть использована для национальной статистики. Среди других факторов, оказывающих положительное влияние на рынок автомобильных грузоперевозок, можно отметить активное развитие транспортной инфраструктуры, включая строительство и ввод в эксплуатацию новых автомобильных дорог, а также реконструкцию и ремонт существующих объектов, особенно в 2019 году. Протяженность платных дорог, управляемых государственной компанией "Автодор", увеличилась на 200 километров, и в ближайшие шесть лет планируется построить еще 1700 километров (для сравнения, за последние десять лет было построено 1000 километров). Эксперты рынка отметили, что часть средств на строительство и модернизацию дорожной инфраструктуры выделяется из доходов бюджета в рамках системы "Платон" (в общей сложности система принесла стране 90 млрд рублей). Кроме того, в 20182019 гг. реализованы крупномасштабные инфраструктурные проекты и ре-гуляторные инновации: начато движение грузовых автомобилей через Керченский пролив; участники рынка заметили увеличение грузооборота в южном направлении; завершено строительство высокоскоростной платной автодороги Москва-Санкт-Петербург (М-11, река Нева); проект является одним из крупнейших проектов в России и является направлено на сокращение времени в пути между двумя главными торговыми центрами страны, увеличение пропускной способности и повышение безопасности дорожного движения; - Законодательство разрешает введение безальтернативных платных дорог для крайнего севера (70% территории страны); -Открытие трансграничного автомобильного моста между Россией и Кита-

ем через реку Амур (Благовещенск-Хэйхэ); планируемые грузоперевозки -630 грузовиков в сутки. Также в начале 2020 года Министерство транспорта Российской Федерации приступило к тестированию электронных путевых листов, электронных накладных и предрейсового контроля цифровых транспортных средств и водителей. Разработанная система будет протестирована практически до конца текущего года и направлена на снижение затрат оператора на обработку почти 3 млрд рублей. Основные документы являются ежегодными и упрощают процесс досмотра, а также повышают безопасность автомобильных перевозок грузов. К наиболее популярным товарам, перевозимым автомобильным транспортом, относятся товары народного потребления, сырье и промышленная продукция, а также строительные материалы. Основной объем перевозок в России приходится на направление восток-запад (Владивосток-Москва). Внутренние грузоперевозки являются одной из движущих сил дальнейшего развития отрасли -введенные санкции усугубили эту тенденцию за счет сокращения внешней торговли и увеличения внутренней. Поток товаров из Европы в Азию также перераспределяется. Одним из наиболее развитых и перспективных направлений являются грузоперевозки между Россией и Китаем (КНР). Соглашение, подписанное в 2018 году, способствовало развитию этого направления. Соглашение о международных автомобильных перевозках, подписанное с Китаем, изменило правила перевозок, чтобы обеспечить беспрепятственное транспортное сообщение между любым городом Китая и Россией (ранее это могло быть достигнуто только в приграничных районах и по заранее согласованным маршрутам). В 2019 году объем перевозок между Россией и европейскими странами стагнировал (+0,7%), достигнув 22 млн тонн, а доля импортируемой и экспортируемой продукции была почти равной (51% и 49% соответственно).

События первой половины 2020 года принесли новые трудности для дальнейшего развития экономики и торговли, включая вспышку СОУГО-19 и блокаду почти всех отраслей промышленности во время пандемии, кризис ОПЕК+ и снижение цен на нефть более чем на 30%. С января по август 2020 года автомобильные перевозки сократились на 5,6%, а грузооборот -на -4,5% (на коммерческой основе -5,5%)

Среди факторов, влияющих на объем грузоперевозок в текущей экономической ситуации, наиболее важными являются: введение карантина и закрытие производственных объектов в странах с самым высоким уровнем распространения СОУГО-19; в связи с угрозой распространения СОУГО-19 введение система повышенной готовности, обязательная самоизоляция населения в некоторых регионах, прежде всего в Москве: очевидно, что закрытие торговых точек, развлекательных центров и особенно производственных предприятий вызвало сокращение и задержку поставок готовой продукции.; В то же время многие крупные торговые сети полностью перешли на онлайн-операции, что увеличило спрос на экспресс-доставку товаров (сегмент ЬТЬ); - Увеличено транзитное время: 17 марта 2020 года из-

за распространения СОУГО-19 Европейская комиссия запретила поездки по шенгенской визе- свободная зона из-за значительного увеличения пограничных очередей в европейских странах, а время доставки товаров увеличилось на 2-3 дня. Эксперты отметили, что воздействие пандемии на транспортную отрасль, вероятно, превысит негативное воздействие, которое испытает вся национальная экономика. Кроме того, среди факторов, оказывающих негативное влияние на развитие рынка услуг по перевозке грузов, можно выделить следующие: - Рост затрат на топливо: хотя отрасли удалось избежать повторения "дизельного шока" 2018 года, в том числе, благодаря новым технологиям цементации топливной аппаратуры при производстве двигателей грузовых автомобилей [7].

Ужесточить нормативные требования: усилить контроль за превышением весогабаритных норм в рамках системы "Платон" и планируемой автоматической системы контроля веса и габаритов (ЛБУОС), в результате чего перевозчик будет выплачивать штрафы в случае нарушений; - Отменить льготы по транспортному налогу для пользователей системы "Платон" с 2019 года; - Обсудить предложение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации об увеличении транспортного налога на коммерческие транспортные средства на уровне Евро-3 и ниже для защиты окружающей среды и обновления грузового парка, так же уделять большее внимание безопасности труда [8,9].

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70%

Низкая прозрачность рынка автомобильных перевозок

Демпинг недобросовестных перевозчиков

Высокая фрагментированность рынка автомобильных грузоперевозок

Устаревший парк транспортных средств

Недостаточно быстрое развитие автомобильной инфраструкутры Низкие темпы роста экономики РФ

Устаревшая нормативная база

Длительность процедур документарного, таможенного оформления грузов

Другое

Рисунок 3. Ответы респондентов на вопрос: «Что, по Вашему мнению, мешает развитию автомобильных грузоперевозок в наибольшей степени»

Наиболее развитые транспортные компании все больше полагаются на автоматизацию и цифровые инструменты (транспортные сценарии, роботы, ИТ-решения и т.д.). Станции, данные геолокации и т.д.), применение данных технологий способно в ближайшее время повысит надежность эксплуатируемых транспортных средств [10].

Однако в целом темпы перехода сектора на цифровизацию все еще очень низкие, в том числе из-за нестабильности коммуникаций вдоль магистралей. В отчете об исследовании российской отрасли грузоперевозок, проведенном компанией Ernst&Young Global Limited, представлены результаты опроса представителей рынка автомобильных грузоперевозок об ограничениях, препятствующих его развитию (рисунок 3).

Поэтому участники отрасли обратили внимание на проблему низкой прозрачности рынка (63% респондентов) и недобросовестных операторов (53% респондентов), искусственно занижающих цены. Некоторые представители малого бизнеса не уделяют достаточного внимания техническому обслуживанию транспорта, страхованию ответственности и другим обязанностям грузоперевозчиков. Таким образом, снижаются издержки участников рынка, а также снижается стоимость грузоперевозок для конечных пользователей. Поэтому некоторые клиенты переключаются на недобросовестных перевозчиков. Решение этих проблем возможно за счет внедрения новых технологий и сервисов, повышения прозрачности рынка и усиления контроля над недобросовестными операторами. Для поддержания конкурентоспособности отрасли необходимы инвестиции в новые способы повышения качества обслуживания и его безопасности (включая сохранность груза).

Список литературы

1. Реконструкция производственно-технической базы ООО "Автомир" / Е. В. Агеев, Ю. Г. Алехин, С. А. Грашков, Н. В. Сариго // Известия Юго-Западного государственного университета. - 2017. - № 6(75). - С. 32-43.

2. Агеев, Е. В. Совершенствование технической эксплуатации автомобилей с газобаллоным оборудованием, работающем на метане / Е. В. Агеев, Ю. Г. Алехин, С. А. Грашков // Современные автомобильные материалы и технологии (САМИТ-2018) : Сборник статей Х Международной научно-технической конференции, Курск, 26 октября 2018 года / Ответственный редактор Е.В. Агеев. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2018. - С. 7-12.

3. Белан, Э. А. Построение сетевого графика создания нового метода восстановления коленчатых валов / Э. А. Белан, С. А. Грашков, Ю. Г. Алехин // Современные автомобильные материалы и технологии (САМИТ-2016) : сборник статей VIII Международной научно-технической конференции, Курск, 24-25 ноября 2016 года / Ответственный редактор Е.В. Агеев. - Курск: Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2016. - С. 46-50.

4. Sysoev, A. A. X-ray diffraction analysis of sintered products from electro-erosion materials, obtained from Cr17 alloy waste / A. A. Sysoev, S. A. Grashkov, N. A. Pivovar // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, Yalta, Crimea, 25-29 мая 2020 года. - Yalta, Crimea, 2020. - P. 012003.

5. Повышение информативности процесса диагностирования двигателей автомобилей за счет технической эндоскопии / Е. В. Агеев, А. В. Щербаков, Ю. Г.

Алехин, С. А. Грашков // Известия Юго-Западного государственного университета. -2018. - № 1(76). - С. 18-26.

6. Макарова, А. В. Состояние отечественного сельхозмашиностроения и пути повышения эффективности сельскохозяйственного бизнеса / А. В. Макарова, С. А. Грашков, Д. И. Еськов // Современные проблемы и направления развития агроинженерии в России : сборник научных статей Международной научно-технической конференции, Курск, 30 октября 2021 года. - Курск: Курская государственная сельскохозяйственная академия имени И.И. Иванова, 2021. - С. 59-63.

7. Грашков, С. А. Влияние состава пастообразного карбюризатора на цементацию низколегированной стали ХВГ / Грашков С.А., Пивовар Н.А., Алехин Ю.Г. // В сборнике: Инновационные тенденции развития российской науки. материалы XI Международной научно-практической конференция молодых ученых. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации; Департамент научно-технологической политики и образования; Красноярский государственный аграрный университет. 2018. С. 170-171

8. Сазонов, Е. В. К понятию «экологическая безопасность» / Е. В. Сазонов, М. Е. Пахомов, С. А. Грашков // Юность и знания - гарантия успеха - 2022 : сборник научных статей 9-й Международной молодежной научной конференции : в 3 т., Курск, 15-16 сентября 2022 года. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. - С. 185-189.

9. Сазонов, Е. В. Обеспечение безопасности труда при работе в мастерских сельскохозяйственных предприятий / Е. В. Сазонов, Д. И. Еськов, С. А. Грашков // Ресурсосбережение и экология строительных материалов, изделий и конструкций : сборник научных трудов 5-й Международной научно-практической конференции, Курск, 05 октября 2022 года. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. - С. 251-254.

10. Сазонов, Е. В. Способы повышения надежности и долговечности машин / Е. В. Сазонов, И. С. Шуклин, С. А. Грашков // Поколение будущего: Взгляд молодых ученых - 2022 : сборник научных статей 11-й Международной молодежной научной конференции, Курск, 10-11 ноября 2022 года. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. - С. 457-460.

Sazonov Evgeny Vladimirovich, Master 's student Maxim Alexandrovich Korovin, student

Grashkov Sergey Alexandrovich, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor Kursk State Agricultural Academy, Kursk, Russia

DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN AUTOMOBILE CARGO TRANSPORTATION INDUSTRY

Annotation. The article describes the current situation and the main trends in the development of the Russian road freight industry. The slowdown in economic growth, unfavorable conditions on the world market and the COVID-19 pandemic have led to a stagnation in the turnover of Russian goods. Despite this, road freight transportation continues to show growth in 2019. This is due to an increase in retail trade turnover and the implementation of some large-scale infrastructure projects, including the construction and commissioning of new highways and bridges, as well as the reconstruction and repair of existing facilities. The volume of transportation has expanded, electronic document management and digital control of vehicles and drivers before a trip are being introduced. Redistribution of Russian goods from Europe to Asia. However, as of August 2021, both cargo turnover and the volume of road cargo transportation were lower than in 2020.

Keywords: automobile cargo transportation; cargo turnover; infrastructure; transport.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.