РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ: ПОИСК КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ
С.Н. Ларин, канд. техн. наук, веду. науч. сотр. Н.А. Соколов, канд. физ.-мат. наук, вед. науч. сотр. О.Е. Хрусталев, канд. экон. наук, ст. науч. сотр. Центральный экономико-математический институт РАН (Россия, г. Москва)
DOLЮ.24412ШП-0450-2022-7-Ю4-Ш
Аннотация. С середины ХХ века наблюдается все более ускоряющийся рост производства в электронной промышленности. В настоящее время темпы ее развития составляют 17% ежегодно. Никакие другие промышленные сегменты никогда не демонстрировали аналогичных показателей роста производства. Это обстоятельство подтверждает высокую актуальность данной статьи.
Цель настоящего исследования заключается в выявлении зависимости развития электронной промышленности России от поставок импортных комплектующих. Кроме того, предстоит конкретизировать основные этапы и сценарии, предусмотренные Стратегией развития электронной промышленности России до 2030 года.
В качестве материалов для исследования были использованы зарубежные и отечественные публикации, интернет-источники и открытая статистическая информация о развитии электронной промышленности в мире и в России.
В работе раскрыто современное положение, даны оценки перспектив реализации Стратегии развития российской электронной промышленности, представлены ожидаемые результаты ее реализации. Полученные результаты можно использовать не только в электронной промышленности, но и для развития других высокотехнологичных отраслей российской экономики.
Ключевые слова: электронная промышленность, стратегия развития, управление знаниями, конкурентные преимущества.
Интеллектуализация всех сфер экономики на основе производства новых знаний придает особую важность процессам их распространения, тиражирования, трансформации и использования. Однако в реальных условиях отраслевые стратегии управления знаниями в основном используют информацию, которая обеспечивает своевременное реагирование на изменения внешней среды. Тем самым, нарушается устойчивость процесса извлечения ценности из знаний. Отраслевая стратегия управления знаниями не увязывается со стратегиями развития предприятий. В итоге снижается эффективность их деятельности, а также развития самой отрасли.
Между тем во многих странах запада неотъемлемым аргументом конкурентоспособного развития любой отрасли является разработка и реализация инновационной стратегии, включающей в себя набор
стратегических мероприятий по управлению знаниями. На мировых рынках темпы роста продаж продукции, произведенной по высоким технологиям, почти в три раза опережают темпы роста продаж продукции, произведенной по новым технологиям, и более чем в пять раз - продукции, произведенной по традиционным технологиям. Поэтому ускоренное развитие высокотехнологических производств и услуг стало одним из стратегических приоритетов получения новых конкурентных преимуществ [1].
Российская электронная промышленность с полным основанием может считаться базовой для других высокотехнологичных отраслей, поскольку она позволяет максимально использовать современные достижения научно-технического прогресса в других отраслях российской экономики. Темпы роста электронной промышлен-
ности во многом определяют уровни развития экономической, политической, военной, социальной и других составляющих государственного обустройства в современных условиях.
В конце 2019 года электронная промышленность России была представлено более 1700 предприятий. Основную выручку обеспечивали 422 предприятия с государственным участием - до 55%. На 1200 малых и средних предприятий приходилось до 23% выручки, а около 30 совместных предприятий с участием иностранного капитала получили до 22% выручки [2].
Однако, зависимость развития российской электронной промышленности от поставок импортных комплектующих и оборудования в настоящее время остается высокой настолько, что ставит под угрозу национальную безопасность нашей страны [3]. Не случайно, для устранения роста зависимости от импортных поставок и ускоренного создания отечественной электронной базы компонентов была разработана и утверждена Стратегия развития электронной промышленности России до 2030 года [4]. Она направлена, прежде всего, на обеспечение лидирующего положения электронной продукции российского производства на внутреннем рынке. Это одно из критически значимых условий для замещения поставок импортных комплектующих и оборудования, а также поддержания должного уровня национальной безопасности, обеспечения инновационно-технологического и социально-экономического развития нашей страны.
Цель исследования. Основная цель данного исследования заключается в проведении анализа зависимости производства электронной продукции в России от закупки импортных комплектующих и оборудования, а также в конкретизации на этой основе этапов и сценариев развития российской электронной промышленности. Кроме того, будет показано за счет реализации каких мероприятий будет обеспечен рост конкурентоспособности этой отрасли на внутреннем и внешних рынках и выпуск высокотехнологичной и
высококачественной продукции отечественного производства.
Материалы и методы. Как известно, новая Стратегия развития электронной промышленности разработана Минпром-торгом России [4]. Включенные в ее состав мероприятия предусматривают наращивание объемов продаж электронной продукции отечественного производства до 100 млрд. долл. США в год без получения финансовой поддержки со стороны государства. Кроме задач финансового обеспечения, в этом документе определены первоочередные производственные задачи по девяти ключевым направлениям.
В Стратегии обоснованы три сценария отраслевого развития - консервативный, целевой и инновационный. Все они объединены общей целью активизации конкурентной борьбы за повышение доли электронной продукции российского производства на международных рынках. Указанные выше сценарии отличаются ожидаемыми темпами роста производства электронной продукции в нашей стране. Так, при консервативном сценарии ожидается ежегодное увеличение темпов роста до 2,8-3,0%, при целевом оно составит 3,03,4%, а при инновационном сценарии темпы роста будут ежегодно увеличиваться на 3,4-3,6% [4].
В числе первоочередных производственных задач на ближайшее время определены:
- переход от технологических процессов с нормами 130 нм и выше, обеспечивающих производство около 65% российской электронной продукции, на технологические процессы с нормами 65-45 нм, 28 нм, 1412 нм и 7-5 нм;
- организация производства российских комплектующих и оборудования первоначально на зарубежных совместных предприятиях с последующим переводом производства под российскую юрисдикцию и на территорию нашей страны; этот подход распространяется на твердотельные накопители с нормами 25-30 нм, OLED-дисплеи шестого поколения, баз компонентов BiCMOS НВТ, НЕМТ, рНЕМТ с нормами 65-45 нм и другого аналогичного оборудования и комплектующих;
- создание и ввод в эксплуатацию отечественных мощностей по производству фотомасок с нормами от 250 нм до 1614 нм и менее, а также других технологических линий для полного цикла производства ряда первоочередных современных электронных компонентов;
- создание в сжатые сроки российских производственных мощностей с нормами 28 нм, 14-12 нм, 7-5 нм, технологический цикл которых основан на использовании бизнес-модели «фаундри» (foundry) -принципиальная особенность которой предусматривает разработку и производство электронной продукции разными предприятиями или их подразделениями;
- расширение практики использования центров коллективного проектирования, разработка национальных отраслевых стандартов с последующим обеспечением их соответствия международным нормам;
- разработка мероприятий, направленных на подготовку высококвалифицированных специалистов и повышение мотивации для их привлечения в отрасль;
- обеспечение развития отрасли на основе внедрения цифровизации во все сферы ее управления и системы снижения рисков;
- развитие информационной среды в отрасли на основе расширения сфер применения баз данных, оборудования и компонентов, унификации устройств для обмена информацией [4].
Рынок электронной продукции российского производства наиболее динамично развивался в период с 2011 по 2017 годы, показав рост на 19%. Но уже в 2018 году он замедлился до 5%. А в 2019 году падение спроса на электронную продукцию российского производства привело к сокращению доли рынка еще на 9%, до 718 млн. дол. США. В результате на долю электронной продукции российского производства в 2019 год пришлось 26% рынка вместо 29% в 2017 году. К такому положению привел целый ряд причин объективного и субъективного характера, а именно: неритмичное финансирование привело к сокращению оборонного заказа по всем оборонно-промышленному комплексу (ОПК); в 2017 году были завершены многие крупные проекты, а новые проекты были еще в стадии разработки или согласования [5].
Доля электронной продукции в рыночной структуре мировой промышленности показана на рисунке 1 [6].
Рис. 1. Доля электронной продукции в рыночной структуре мировой промышленности
Принятие Стратегии [4] может стать действенным стимулом для ускоренного развития российской электронной промышленности за счет принятия обоснованных решений по организации произ-
водства уникальных компонентов электронной продукции, которые обеспечат ценовую конкуренцию с аналогами, произведенными в странах Европы и США, и конкуренцию по функциональным и каче-
ственным характеристикам с аналогами, произведенными в Китае. Повышение конкурентоспособности отечественной электронной продукции легко достигается за счет дешевых энергоресурсов, низких трудозатрат и наличия высококвалифицированных специалистов. Для сравнения отметим, что доля затрат труда при производстве электронной продукции составляет: в Германии - до 40%, в России - до 13%, в Китае - до 8%. Доля затрат на энергоресурсы, входящие в общую стоимость электронной продукции, в Китае свыше 36%, а в нашей стране не превышает 8% [2].
Результаты и обсуждение. До настоящего времени зависимость производства российской электронной продукции от поставок импортного оборудования и комплектующих остается очень высокой. Без развития отечественной электронной промышленности предприятия других отраслей российской экономики будут оставаться чувствительными к внешним угрозам - кибератакам, прекращению поставок комплектующих, незадекларированным возможностям использования зарубежного оборудования. Даже незначительные санкционные ограничения на поставку оборудования и комплектующих иностранного производства может привести к остановке производства российской электронной продукции.
Основными поставщиками оборудования и комплектующих для производства российской электронной продукции сегодня являются Китай, Тайвань и Малайзия. Так, в 2018 году импорт в Россию электронных компонентов из Китая составил 605,3 млн. долл. США. Объем импортных поставок аналогичной продукции из Тайвань оказался вдвое меньше и составил 327,8 млн. долл. США. Объем поставок из Малайзия составил 268,4 млн. долл. США (рис. 2) [2].
В числе крупнейших поставщиков оборудования и комплектующих для российской электронной промышленности присутствуют такие страны, как Южная Корея, Вьетнам, Япония. В 2018 году импорт комплектующих и оборудования из этих стран составил более 300 млн. долл. США. США и Германия выступают традиционно крупными поставщиками оборудования и комплектующих для российской электронной промышленности из числа развитых западных стран. Объем импорта электронных компонентов из этих стран в 2018 году составил 268 млн. долл. США. И это несмотря на действующие санкционные ограничения. За последние три года Россия импортировала из этих стран разрешенные электронные компоненты в объеме 388 млн. долл. США [2].
Всего: $2,4 млрд
Рис. 2. Объем импорта оборудования и комплектующих, 2018 год, млн. долл. США [5, 4]
Рис. 3. Объем импорта оборудования и комплектующих, за январь-май 2019 года, млн. долл. США [7, 8]
Представленные ФТС России и РБК расчетные данные свидетельствуют о том, что общий объем импорта оборудования и комплектующих из всех стран в 2018 году составил 2,37 млрд. долл. США [8]. Высокие объемы импорта из Малайзии и Вьетнама легко объяснить тем обстоятельством, что в этих странах происходит конечная сборка компонентов и их упаковка. При этом сами компоненты производятся в основном в Китае или Тайване. Из этого можно сделать вывод о том, что в реальности роль Китая и Тайваня в объем импорта оборудования и комплектующих намного больше тех цифр, которые приводит статистика.
Введенные западными странами санк-ционные ограничения пока не отразились на сфере производства электронной продукции гражданского назначений. А входящие в ОПК предприятия уже перешли на использование российского оборудования и комплектующих для производства электронной продукции. Имеют место проблемы с импортом продукции двойного назначения, которая с 2014 года попадает под санкционные ограничения стран ЕС и США. Попытки поиска возможностей для закупки такой продукции в обход санкционных ограничений приводят к серьезным проблемам с получением контрафактных изделий.
Введение санкционных ограничений влечет за собой переход на комплектующие других производителей, что равнозначно полной перепроектировке каждого блока или системы с последующим проведением всего комплекса испытаний для выявления соответствия их характеристик
заложенным требованиям. Для организации взаимодействий с новыми поставщиками комплектующих требуются определенные затраты времени и финансовых ресурсов, объем которых ограничен. Если же в системе используются уникальные по своим характеристикам комплектующие, то практически всегда оказывается выгоднее создать новое изделие, чем адаптировать импортируемые комплектующие для замены. Глобальный характер этой зависит не только от санкционных ограничений. Так, компания Altera выпускала отдельные комплектующие для российских производителей электронной продукции. Однако в 2015 году эта компания была куплена компанией Intel, после чего выпуск этих комплектующих был снят с производства. Поскольку эти комплектующие использовались в космической и военной промышленности, а также в системах управления промышленным производством и телекоммуникационном оборудовании, то потребовалось срочно искать других поставщиков.
Именно поэтому реализация Стратегии [4] направлена на постепенное сокращение доли импортных комплектующих и оборудования за счет организации их производства в нашей стране с перспективой наращивания объемов до полного замещения импортных поставок продукцией отечественного производства.
Стратегия [4] предусматривает три этапа реализации. На первом (2020-2021 гг.) предстоит обеспечить рост доли электронной продукции, произведенной на внутреннем рынке, главным образом, за счет наращивания объемов производства среди
существующих производителей. Этот этап также предусматривает создание необходимых условий для продвижения российской электронной продукции на внешние рынки. При этом основное внимание будет уделено разработке новых отечественных технологий, использованию современных бизнес-моделей производства, расширению ассортимента продукции и сервисов ее обслуживания, диверсификации инвестиций на развитие этих направлений. Кроме того, в 2020 г. будут внесены изменения в действующую госпрограмму «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности» с целью соответствия технических критериев развития российской электронной промышленности установленным стратегическим ориентирам развития отрасли.
На втором этапе реализации Стратегии (2022-2025 гг.) [4] предусмотрен рост доли российской электронной продукции на внутреннем рынке и расширение ее присутствия на внешних рынках. Для этого обоснован комплекс мероприятий, программ с участием иностранных партнеров, увеличение объемов привлечения частных инвестиций в развитие каждого из направлений при необходимости.
На третьем этапе (2026-2030 гг.) ожидается устойчивое увеличение объемов электронной продукции российского производства, который должен стать основанием для выхода на лидирующие позиции на рынках и «обеспечение глобального технологического лидерства» [4].
Для реализации каждого этапа Стратегии определены значимые результаты. Они заключаются в разработке новых технологий производства, комплектующих и оборудования, современных программно-информационных комплексов на основе применения сквозных технологий: систем обработки больших объемов данных, технологий искусственного интеллекта, квантовых технологий, компонентов промышленной робототехники, систем беспроводной связи, виртуальной и дополненной реальности.
Таким образом, реализация Стратегии обеспечит не только ускоренное развитие российской электронной промышленно-
сти, но и позволит ей получить дополнительные конкурентные преимущества на внутреннем и внешних рынках.
Заключение
Полученные в ходе проведенных исследований результаты позволили сформулировать следующие выводы.
1. В настоящее время электронная промышленность в большинстве стран мира относится к числу базовых отраслей, поскольку она обеспечивает не только развитие других высокотехнологичных отраслей, но и во многом определяют экономический, политический, военный, социальный и другие уровни развития современного государства.
2. Однако современный уровень развития российской электронной промышленности характеризуется значительной зависимостью от импортных поставок микросхем и комплектующих для производства продукции и оборудования. Для устранения этой зависимости разработана Стратегией развития электронной промышленности России до 2030 года, в которой определены основные этапы, сценарии, финансовые и технологические показатели, позволяющие отрасли стать конкурентоспособной на внутреннем и внешних рынках.
3. Использование инструментов стратегического управления знаниями содействует тому, что научно-технологический потенциал концентрируется на создании высокотехнологичных, с ускоренным развертыванием специализированных инновационных производств, не только в отрасли электронной промышленности, но и в таких отраслях, как микроэлектроника, нано- и биотехнологии, фотоника, лазерная и космическая техника и др. Они призваны способствовать достижению целевого критерия конкурентоспособности страны - вхождения в число мировых лидеров по индексу экономики знаний.
4. Реализация Стратегии обеспечит не только ускоренное развитие российской электронной промышленности, но и позволит ей получить дополнительные конкурентные преимущества на внутреннем и внешних рынках. В качестве значимых результатов ее реализации следует выделить разработку новых технологий производ-
ства, материалов и комплектующих, тех- искусственного интеллекта, систем рас-нологического оборудования, создание со- пределенного реестра, квантовых техноло-временных программно-информационных гий, компонентов промышленной роботокомплексов на основе применения сквоз- техники, систем беспроводной связи, вирных технологий: систем обработки боль- туальной и дополненной реальности. ших объемов данных, нейротехнологий и
Библиографический список
1. Тюкавкин Н.М. Подходы к формированию инновационных стратегий промышленных предприятий // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. - 2019. -Т. 10, №2. - С. 53-58.
2. Электроника в России: исследования, рынок, статистика. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: Ьйрв:// www.elektro-expo.ru/ru/ui/17019/ (дата обращения 16.06.2022).
3. Татарских Б.Я., Федоров О.В. Технологические и экономические факторы повышения эффективности заготовительных производств в машиностроении России // Экономические науки. - 2019. - №170. - С. 55-59.
4. Стратегия развития электронной промышленности России до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ №20-р от 17 января 2020 года.
5. Орлов С. Российские производители электронных компонентов теряют заказы. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.computerra.ru/237965/rossijskie-proizvoditeli-elektronnyh-komponentov-teryayut-zakazy/ (дата обращения 21.06.2022).
6. Главными поставщиками микроэлектроники в Россию оказались три страны Азии. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/10/07/2019/ 5d2478bc9a7947fb4f267654 (дата обращения 20.07.2022).
7. Официальный сайт компании «РосБизнесКонсалтинг» (РБК). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/ (дата обращения 27.06.2022).
8. Официальный сайт Федеральной таможенной службы России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://customs.ru/ (дата обращения 20.06.2022).
DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN ELECTRONIC INDUSTRY: SEARCHING FOR COMPETITIVE ADVANTAGES UNDER SANCTIONS
S.N. Larin, Candidate of Technical Sciences, Leading Researcher
N.A. Sokolov, Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Leading Researcher
O.E. Khrustalev, Candidate of Economic Sciences, Senior Researcher
Central Economics and Mathematics Institute of the Russian Academy of Sciences
(Russia, Moscow)
Abstract. Since the mid-twentieth century, there has been an ever-accelerating growth in production in the electronics industry. Currently, the rate of its development is 17% annually. No other industrial segments have ever shown similar production growth rates. This circumstance confirms the high relevance of this article.
The purpose of this study is to identify the dependence of the development of the electronic industry in Russia on the supply of imported components. In addition, it is necessary to specify the main stages and scenarios provided for by the Strategy for the Development of the Electronic Industry of Russia until 2030.
As materials for the study, foreign and domestic publications, Internet sources and open statistical information on the development of the electronics industry in the world and in Russia were used.
The paper reveals the current situation, estimates the prospects for the implementation of the Strategy for the Development of the Russian Electronics Industry, and presents the expected results of its implementation. The results obtained can be used not only in the electronics industry, but also for the development of other high-tech sectors of the Russian economy.
Keywords: electronics industry, development strategy, knowledge management, competitive advantages.