Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В 2020-2024 ГОДЫ'

РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В 2020-2024 ГОДЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
378
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малое и среднее предпринимательство / экономические санкции / устойчивый рост / инновации / инвестиции / small and medium-sized enterprises / economic sanctions / sustainable growth / innovation / investment

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Б З. Кармова, Э А. Бухурова

В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в РФ за 2020-2024 гг. Так же анализируется эффективность мер государственной поддержки предпринимательства в условиях усиления экономических санкций западных государств и макроэкономической нестабильности национальной экономики. Авторами сделан вывод, что проводимая государственная политика в сфере развития малого и среднего предпринимательства должна корректироваться в соответствии с изменяющимися экономическими условиями и опираться на обеспечение инновационного развития данного сектора экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF RUSSIAN SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES ENTREPRENEURSHIP IN 2020-2024

The article discusses the problems and prospects of the development of small and medium-sized enterprises in the Russian Federation in 2020-2024. The mechanisms of state support for the small and medium-sized business sector in the context of increased economic sanctions and macroeconomic instability of the national economy are also analyzed. The authors conclude that the state policy in the field of business development should be adjusted in accordance with changing economic conditions and be based on ensuring the innovative development of this sector of the economy.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В 2020-2024 ГОДЫ»

РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В 2020-2024 ГОДЫ

Б.З. Кармова, старший преподаватель Э.А. Бухурова, магистрант

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова (Россия, г. Нальчик)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-8-117-122

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в РФ за 2020-2024 гг. Так же анализируется эффективность мер государственной поддержки предпринимательства в условиях усиления экономических санкций западных государств и макроэкономической нестабильности национальной экономики. Авторами сделан вывод, что проводимая государственная политика в сфере развития малого и среднего предпринимательства должна корректироваться в соответствии с изменяющимися экономическими условиями и опираться на обеспечение инновационного развития данного сектора экономики.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, экономические санкции,

устойчивый рост, инновации, инвестиции.

В настоящее время важно развитие малого и среднего предпринимательства (МСП) в силу его возможности не только повлиять на структуру и объем национального производства, но возможности внести значительный вклад в устойчивое развитие национальной экономики. Но в часто меняющихся российских реалиях МСП сложнее стать драйвером экономики, и как неустойчивая предпринимательская структура, зависимая от рыночных колебаний, нуждается в государственной поддержке. Поэтому исследование проблем МСП и определение влияния проводимой государственной политики по поддержке предпринимательской деятельности на их развитие, актуально в условиях кризисного состояния национальной экономики.

Цель исследования: выявление проблем развития российского МСП и нахождение путей их устранения в рамках проводимой государственной политики по поддержке предпринимательской деятельности.

Методы исследования: методы анализа и синтеза, метод научной абстракции, методы статистической обработки данных.

Выполнение возложенных на МСП функций возможно только при создании благоприятной для развития предпринимательства инвестиционно-инновационной

среды, на формирование которой влияют организационно-правовые факторы. К ним относятся: изменение законодательства с учетом макроэкономической нестабильности национальной экономики, доступность информации по антикризисной поддержке предпринимательства, защита прав национального производителя, улучшение условий перемещения капитала и др. В связи с чем Правительством РФ принимаются меры по поддержке МСП на всех этапах его развития [1].

Государственная поддержка МСП в РФ охватывает широкий спектр программ, включающих финансовую поддержку, налоговые льготы, снижение административных барьеров, поддержку экспорта и др. Среди основных, стоит отметить реализацию в 2019-2024 гг. Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» с общим бюджетом 481,5 млрд руб., включающего в себя реализацию еще четырех федеральных проектов [2].

Кроме этого, Правительство РФ и Банк России в 2020-2024 гг. выделили в качестве государственных мер поддержки МСП следующие программы:

1. Антикризисная программа, внедренная в период введения ограничительных

мер в связи с пандемией короновирусной инфекции, которая позволяла до конца I квартала 2022 года оформить льготный кредит или рефинансировать ранее полученные по ставке до 8,5%.

2. Программа «ПСК» + «1764», реализуемая Банком России и АО «Корпорацией МСП», предоставляет до конца 2024 года инвестиционный кредит на покрытие капитальных затрат МСП (более 70% инвестиционного кредита) и текущих расходов (до 30% инвестиционного кредита) [3].

3. Программы по заемному финансированию предпринимательской деятельности, благодаря которым субъекты МСП получают кредит по меньшей ставке, а

По данным Единого реестра субъектов МСП, на начало 2020 года в категории «ИП» насчитывалось 3388195 субъекта, в том числе микро-предприятий - 3361628 единиц, малых предприятий - 26263 единицы, средних предприятий - 304 единицы. Такой рост численности МСП в 2020 году связан с включением в перечень МСП микропредприятий. Но уже в 2021 году наблюдается резкое снижение количества ИП, что связано с падением потребительского спроса, вызванного снижением реальных доходов населения.

Тенденция значительного снижения количества субъектов МСП была отмечена и в категории «ЮЛ», где с начала 2021 года наблюдается сокращение микро- и малых предприятий. А в 2023 году снижение количества микропредприятий, по отношению к началу 2020 года, составило 10,1% и

также невозвратные средства в виде грантов и субсидий [4].

Еще среди мер государственной поддержки МСП особое место занимает ввод моратория на проведение плановых проверок в 2022 году, который из-за эффективного влияния на деловой климат был продлен до конца 2024 года [5].

Для выявления проблем и определения эффективности предпринимаемых государством мер по поддержке предпринимательской деятельности в РФ, рассмотрим количество субъектов, отраслевую структуру и численность работников МСП за 2020-2024 гг. (табл. 1).

малых предприятий 6,5%. За этот же период наблюдается увеличение субъектов среднего предпринимательства в категории «ЮЛ» на 9,4%.

После пандемийных ограничений возобновился рост количества субъектов МСП в РФ. Только за 2023 год их количество составило 6,34 млн, что на 6% больше, чем в предыдущем 2022 году. А по итогам первого полугодия 2024 года уже зарегистрировано 6,5 млн субъектов МСП [6].

Такая динамика роста количества субъектов МСП в 2022-2024 гг. свидетельствует об эффективности введенных антикризисных мер Правительства РФ, направленных на: оздоровление бизнеса после пандемии короновирусной инфекции, решение проблемы импортозамещения, пре-

Таблица 1. Динамика количества субъектов МСП в РФ за 2020-2024 гг. [6]

№ Количество предприятий МСП (тыс. ед.) 10.01.2020 10.01.2021 10.01.2022 10.01.2023 10.01.2024

Всего предприятий МСП, в том числе: - ИП - ЮЛ 5916906 5684561 5866703 5991349 6347771

1. 3388195 3312646 3552645 3685962 4061916

2528711 2371915 2314058 2305387 2285855

1.1 Микро -предприятия: - ИП 3361628 3285859 3525482 3657257 4032285

- ЮЛ 2314128 2164402 2110815 2103812 2082325

1.2 Малые предприятия: - ИП 26263 26478 26837 28351 29229

- ЮЛ 197842 190137 185592 183920 185197

1.3 Средние предприятия: - ИП 304 309 326 354 402

- ЮЛ 16741 17376 17651 17655 18333

одоление антироссийских санкционных ограничений.

Рассматривая структуру оборота субъектов МСП в разрезе различных видов экономической деятельности, можно сделать вывод, что за 2020-2023 гг. отраслевые приоритеты под влиянием факторов внешней среды изменчивы:

1. В секторе малого предпринимательства большая часть оборота проявляется по ОКВЭД 41.20 - «Строительство жилых и нежилых зданий», что составляет 19% за 2020-2022 гг. и 20% за 2023 год. Не уступает по объему оборота и ВЭД 56.10 -«Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания», который варьируется в пределах значений 13-14%. Так же наблюдается тенденция роста и по видам деятельности: 62.01 - «Разработка компьютерного программного обеспече-

ния», 46.90 - «Торговля оптовая неспециализированная».

2. В 2022-2023 гг. в секторе среднего предпринимательства лидерами стали: 41.20 - «Строительство жилых и нежилых зданий» (оборот в пределах 21 -22%, что является самым высоким в секторе МСП), 62.01 - «Разработка компьютерного программного обеспечения» (рост только за 2023 год, т.к. данный вид экономической деятельности не представлен в 20202022 гг.).

Еще одним из показателей развития МСП является рост численности работников. Так, за 2020-2023 гг. численность работников на малых предприятиях сокращается. Причем, количество субъектов малых предприятий колеблется сильнее, что подтверждает их неустойчивость в условиях макроэкономической нестабильности и санкционных ограничений (рис. 1).

ВОООООО 6000000 шоооо 2000000 о

6189172 61434S9 5953434 5899033 5952308

224105 213481

216615 215823 228221

■Количество субъектов МП

•Количество работников МП

в1.В1.2(ИВ 0L01.2021 01.01.2022 01.01.2023 01.4)1.2024

Рис. 1. Динамика численности малых предприятий и их работников в РФ

за 2020-2024 гг. [6].

Количество же средних предприятий за исследуемый период увеличилось с 17,5 тыс. до 18,7 тыс. единиц, а численность работников с 1,7 млн чел. до 1,9 млн чел. Пиком снижения количества работников МСП является пандемийный 2020 год, по-

сле которого наблюдается резкое возрастание количества средних предприятий и их работников, что обусловлено «оживлением» экономики и эффективностью государственных мер поддержки. (рис.2).

2 500 ООО

2 ООО ООО 1 500 ООО

1 ООО ООО

=00 ООО

01.01.2020

01.01.2021

01.01.2022

01.01.2023

1 702 993 1 828 581 1 S66 336 1 914 002 1 947 Ш

17 045 17 685 17 977 18 009 la hj

•Количество работников СП

»Количество субъектов

СП

01.00024

Рис. 2. Динамика численности средних предприятий и их работников в РФ

за 2020-2024 гг. [6]

Такая динамика роста средних предприятий свидетельствует об их устойчивости к циклическим колебаниям в экономике за счет достаточно большого оборота и объема активов.

Действительно, проводимая Правительством РФ политика стимулирования МСП дала хороший результат, учитывая рост численности субъектов МСП и их работников. Но нельзя забывать и о том, что в пандемийный период снижение дохода вынуждало предпринимателей переводить работников на неполый рабочий день, вызывая этим рост уровня скрытой безработицы и искажая картину занятости. Поэтому существенный рост численности работников в сфере МСП за 2020-2021 гг. не говорит об их полной занятости [7].

Также моментом, требующего внимания, является медленный рост количества средних предприятий, который послужил сигналом о необходимости усиления качественной составляющей предпринимательства, способствующей их жизнеспособности и перерастанию мелкого предпринимательства в среднее, а среднего в крупное. В данном случае задача государства состоит в создании экономико-правовых условий, способствующих: улучшению качества и ассортимента производимой продукции; повышению квалификации работников в соответствии с изменяющимися условиями труда; внедрению инновационных технологий производства, способствующих снижению издержек и росту объема производства; ускорению цифровизации предпринимательства, которая открывает возможности для оптимизации бизнес-процессов, повышения конкурентных преимуществ и обеспечения устойчивого роста МСП. и т.д.

Таким образом, несмотря на эффективность мер, предпринимаемых государством, проблемы МСП обновляются под влиянием вновь возникающих

экзогенных и эндогенных угроз национальной экономики. Однако, к основным проблемам развития МСП можно отнести: неразвитость инфраструктуры для МСП, нестабильность законодательства, нехватка квалифицированных кадров, отсутствие

навыков ведения бизнеса у самих предпринимателей, повышение затрат на сырье и материалы из-за повышения курса доллара, рост цифровых расходов, снижение платежеспособности населения, сокращение льготных систем кредитования и налогообложения, дорожание кредитов, сложности с замещением иностранных поставщиков, проблема коррупции и др.

Исходя из выделенных проблем, основными направлениями совершенствования развития МСП в РФ должны стать:

1. Расширение доступа к финансовым ресурсам и контроль за их целевым использованием (разработка и внедрение механизмов государственной поддержки МСП, направленных на снижение кредитного риска и повышение доступности заемных средств, которое может быть достигнуто через расширение программ гарантирования кредитов, предоставление субсидий на проценты по займам и развитие системы беспроцентных кредитов).

2. Содействие инновационному развитию и совершенствованию отраслевой структуры МСП через создание условий для эффективного взаимодействия науки, бизнеса и системы образования (в рамках такого взаимодействия осуществляется внедрение инновационных производств, идет профессиональная подготовка и переподготовка специалистов по производству инновационной продукции) [8].

3. Расширение государственных закупок у МСП с упрощением процедур их участия в приоритетных направлениях развития отечественного предпринимательства [9].

4. Улучшение налогового климата, включающего снижение налоговой нагрузки, устранение административных барьеров по созданию и реорганизации предприятий МСП, ускорение процессов уплаты налогов и др.

5. Развитие инфраструктуры поддержки МСП, предусматривающих развитие сети бизнес-инкубаторов, центров поддержки предпринимательской деятельности, банковских и консультационных услуг и др. [10].

6. Повышение квалификации предпринимателей для улучшения навыков управ-

ления, маркетинга, финансового планиро- экономической политики, и она не являет-вания, использования необходимых для ся совершенной в условиях санкционных развития бизнеса цифровых технологий и ограничений. Проблемой является то, что других аспектов предпринимательской де- в настоящее время МСП перестроилось на ятельности, влияющих на адаптацию к из- альтернативное производство решая, про-меняющимся экономическим условиям. блему импортозамещения, а реализация

7. Цифровизация МСП для повышения выше приведенных направлений совер-конкурентоспособности, улучшения взаи- шенствования их развития настроит МСП модействия с клиентами, снижения издер- на инновационный путь развития и усилит жек производства и реализации продук- его роль в достижении устойчивого роста ции, повышения эффективности управле- национальной экономики. При этом, важ-ния и др. ной задачей при обновлении государ-

8. Проведение постоянного мониторин- ственной политики в области развития га эффективности предпринимаемых мер МСП является необходимость их вовлече-по развитию предпринимательской дея- ния во все сферы деятельности, содействие тельности и применению инновационных более широкому участию в ведущих от-технологий, а также их совершенствова- раслях российской экономики, так как это ние. позволит существенно увеличить вклад

Государственная поддержка МСП в РФ данного сектора в ВВП России. является одним из основных направлений

Библиографический список

1. Шидов, А.Х. Повышение социально-экономического потенциала региона в развитии конкурентных преимуществ предприятий регионального производственного комплекса / А.Х. Шидов, Б.З. Батова // Terra Economicus. - 2010. - Т. 8, № 2-3. - С. 192-199. - EDN NBOTVL.

2. Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/directions/nacionalnyy_proekt.

3. Развитие малого и среднего предпринимательства в России в контексте реализации национального проекта / М.П. Антонова, В.А. Баринова, В.В. Громов, С.П. Земцов, А.Н. Красносельских, Н.С. Милоголов, А.А. Потапова, Ю.В. Царева. - М: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020.

4. Сайт Министерства экономического развития РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://invest.economy.gov.ru/programma-stimulirovaniya-kreditovaniya-subektov-msp-ao-korporaciya-msp.

5. Постановление Правительства РФ № 2140 от 14.12.2023 г. о внесении изменения в постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336.

6. ФНС РФ. Единый реестр субъектов МСП. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ofd.nalog.ru.

7. Кармова, Б.З. Особенности безработицы в России на современном этапе / Б.З. Кармова, Л.О. Асланова // Фундаментальные исследования. - 2020. - № 12. - С. 88-92.

- DOI 10.17513/fr.42914. - EDN CGGHHT.

8. Кармова, Б.З. Решение проблемы импортозамещения в России в условиях санкций / Б.З. Кармова, А.А. Кожаев // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2024. - № 3-1(109).

- С. 151-157. - DOI 10.24412/2411-0450-2024-3-1-151-157. - EDN BEKOZV.

9. Повышение инвестиционной активности и наращивание инновационных ресурсов малого и среднего бизнеса в условиях обеспечения государственными закупками и развитием льготного кредитования / Ю.К. Альтудов, А.Х. Шидов, Б.З. Батова, Ф.М. Мамбетова // Фундаментальные исследования. - 2017. - № 11-2. - С. 355-359. - EDN ZWNHAR.

10. Хисамеева, Д.Р. Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России / Д.Р. Хисамеева // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2024. - № 1(89). - С. 296-301. -EDN CSHDBQ.

DEVELOPMENT OF RUSSIAN SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ENTREPRENEURSHIP IN 2020-2024

B.Z. Karmova, Senior Lecturer E.A. Bukhurova, Graduate Student

Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov (Russia, Nalchik)

Abstract. The article discusses the problems and prospects of the development of small and medium-sized enterprises in the Russian Federation in 2020-2024. The mechanisms of state support for the small and medium-sized business sector in the context of increased economic sanctions and macroeconomic instability of the national economy are also analyzed. The authors conclude that the state policy in the field of business development should be adjusted in accordance with changing economic conditions and be based on ensuring the innovative development of this sector of the economy.

Keywords: small and medium-sized enterprises, economic sanctions, sustainable growth, innovation, investment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.