Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК И ОЖИДАНИЙ У ДЕВУШЕК В СТРУКТУРЕ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА РОДИТЕЛЬСТВА'

РАЗВИТИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК И ОЖИДАНИЙ У ДЕВУШЕК В СТРУКТУРЕ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА РОДИТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
531
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛЬСТВО / РОДИТЕЛЬСКАЯ РОЛЬ / СТРУКТУРА РОДИТЕЛЬСТВА / РОДИТЕЛЬСКИЕ УСТАНОВКИ И ОЖИДАНИЯ / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / PARENTING / PARENTAL ROLE / PARENTING STRUCTURE / PARENTAL ATTITUDES AND EXPECTATIONS / COGNITIVE COMPONENT / EMOTIONAL COMPONENT / BEHAVIORAL COMPONENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Романко Оксана Анатольевна, Снегирева Татьяна Владимировна, Ситдикова Анастасия Александровна

Статья посвящена востребованной на сегодняшний день проблеме развития родительских установок и ожиданий у молодежи. В условиях кризиса института родительства, фиксирующего как следствие, серьезную трансформацию атрибутов традиционной моногамной семьи, проблема готовности молодежи к родительству, осознанного принятия на себя родительской роли, ответственности за родительство определяется как одна из приоритетных в научном и социально-политическом пространстве современности. Теоретическое осмысление проблемы представлено авторами в рамках культурно-исторической концепции Л.С. Выготского; теория установки Д.Н. Узнадзе; системный подход к изучению родительства Р.В. Овчаровой, а также концепции культурно-исторической обусловленности развития материнства (И.С. Кон, М.С. Родионова, Э. Эриксон и др.). В статье выделены факторы, воздействующие на формирование родительских установок и ожиданий; определены составляющие родительства; раскрыто содержание понятия родительские установки и ожидания; выделены компоненты родительских установок и ожиданий; подчеркивается взаимообусловленность исследуемых компонентов. В статье отражены результаты экспериментального исследования, позволившие выделить специфику сформированности и степень выраженности родительских установок и ожиданий у девушек как элемента структуры когнитивного компонента. Объем выборки был определен 20 девушками-студентами в возрасте от 18 до 20 лет, обучающихся в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Нижневартовский государственный университет», на кафедре психологии образования и развития. Результаты исследования позволяют актуализировать проблему развития у молодежи составляющих когнитивного компонента родительских установок и ожиданий, а именно репродуктивной норме общества, распределении родительских ролей, идеальном образе ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Романко Оксана Анатольевна, Снегирева Татьяна Владимировна, Ситдикова Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PARENTAL ATTITUDES AND EXPECTATIONS IN GIRLS IN THE STRUCTURE OF THE COGNITIVE COMPONENT OF PARENTING

The article is devoted to the problem of development of parental attitudes and expectations among young people that is currently in demand. In the context of the crisis of the institution of parenthood, which as a consequence fixes a serious transformation of the attributes of the traditional monogamous family, the problem of youth readiness for parenthood, conscious acceptance of the parental role, responsibility for parenthood is defined as one of the priorities in the scientific and socio-political space of modern times. Theoretical understanding of the problem is presented by the authors in The framework of the cultural and historical concept of L.S. Vygotsky; the theory of set of D.N. Uznadze; a systematic approach to the study of parenting Ovcharovo R.V., as well as the concept of cultural-historical conditionality of development of motherhood (I.S. Kon, M.S. Rodionova, E. Erickson and others). The article highlights the factors influencing the formation of parental attitudes and expectations; identified components of parenting; the content of notion of parental attitudes and expectations; components of parental attitudes and expectations; emphasize the interdependence of the investigated components. The article reflects the results of an experimental study that allowed us to identify the specifics of formation and the degree of expression of parental attitudes and expectations in girls as an element of the structure of the cognitive component. The sample size was determined by 20 female students aged 18 to 20 years studying At the Federal state budgetary educational institution of higher education "Nizhnevartovsk state University", at the Department of psychology of education and development. The results of the study allow us to update the problem of developing the components of the cognitive component of parental attitudes and expectations in young people, namely, the reproductive norm of society, the distribution of parental roles, and the ideal image of the child.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК И ОЖИДАНИЙ У ДЕВУШЕК В СТРУКТУРЕ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА РОДИТЕЛЬСТВА»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №3, Том 8 / 2020, No 3, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-3-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/27PSMN320.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Романко О. А., Снегирева Т.В., Ситдикова А. А. Развитие родительских установок и ожиданий у девушек в структуре когнитивного компонента родительства // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №3, https://mir-nauki.com/PDF/27PSMN320.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Romanko O.A., Snegireva T.V., Sitdikova A.A. (2020). Development of parental attitudes and expectations in girls in the structure of the cognitive component of parenting. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/27PSMN320.pdf (in Russian)

УДК 159.9 ГРНТИ 15.31.31

Романко Оксана Анатольевна

ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», Нижневартовск, Россия

Факультет «Педагогики и психологии» Доцент кафедры «Психологии образования и развития» Кандидат психологических наук, доцент E-mail: romankooa@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0394-6486 РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=631388

Снегирева Татьяна Владимировна

ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», Нижневартовск, Россия

Факультет «Педагогики и психологии» Доцент кафедры «Психологии образования и развития» Кандидат психологических наук, доцент E-mail: snegirevatanya@mail.ru ORCID: https ://orcid.org/0000-0001-7433-276X РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=439118

Ситдикова Анастасия Александровна

ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», Нижневартовск, Россия

Факультет «Педагогики и психологии» Магистрант кафедры «Психологии образования и развития»

E-mail: nastenka_berseneva@mail.ru

Развитие родительских установок и ожиданий у девушек в структуре когнитивного компонента родительства

Аннотация. Статья посвящена востребованной на сегодняшний день проблеме развития родительских установок и ожиданий у молодежи. В условиях кризиса института родительства, фиксирующего как следствие, серьезную трансформацию атрибутов традиционной моногамной семьи, проблема готовности молодежи к родительству, осознанного принятия на себя родительской роли, ответственности за родительство определяется как одна из приоритетных в научном и социально-политическом пространстве современности. Теоретическое осмысление проблемы представлено авторами в рамках культурно-исторической концепции Л.С. Выготского; теория установки Д.Н. Узнадзе; системный подход к изучению родительства Р.В. Овчаровой, а также концепции культурно-исторической

https:// mir-nauki. com

обусловленности развития материнства (И.С. Кон, М.С. Родионова, Э. Эриксон и др.). В статье выделены факторы, воздействующие на формирование родительских установок и ожиданий; определены составляющие родительства; раскрыто содержание понятия родительские установки и ожидания; выделены компоненты родительских установок и ожиданий; подчеркивается взаимообусловленность исследуемых компонентов.

В статье отражены результаты экспериментального исследования, позволившие выделить специфику сформированности и степень выраженности родительских установок и ожиданий у девушек как элемента структуры когнитивного компонента. Объем выборки был определен 20 девушками-студентами в возрасте от 18 до 20 лет, обучающихся в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Нижневартовский государственный университет», на кафедре психологии образования и развития. Результаты исследования позволяют актуализировать проблему развития у молодежи составляющих когнитивного компонента родительских установок и ожиданий, а именно репродуктивной норме общества, распределении родительских ролей, идеальном образе ребенка.

Ключевые слова: родительство; родительская роль; структура родительства; родительские установки и ожидания; когнитивный компонент; эмоциональный компонент; поведенческий компонент

Современный институт родительства подвергается серьезным изменениям. Речь идет о его отделении от брака и родства, которые в совокупности составляют основные атрибуты традиционной моногамной семьи. Также, происходит трансформация отцовства и материнства, а именно их содержательного наполнения, при котором теряется четкая дифференцированность материнских и отцовских функций, а на их место приходит смешанная форма распределения родительских обязанностей. Кризис современного института родительства можно наблюдать в таких показателях, как падение рождаемости, рост количества разводов, возникновение большого числа бездетных семей, сознательный отказ от рождения единственного ребенка; массовый отказ от детей, передача их в родильные или детские дома, бегство детей из дома; жестокое обращение с детьми вплоть до лишения жизни собственных детей [1].

На сегодняшний день родительство, в частности родительские установки и ожидания как его психологическая форма проявления изучается многими исследователями. В этом контексте интересны работы Д.Н. Узнадзе [2], где раскрывается понятие установок, их признаки и структура; исследования родительских установок и ожиданий с точки зрения их трехкомпонентной структуры Р.В. Овчаровой [3]; материалы исследований В.В. Бойко [4], где определены составляющие родительских установок и ожиданий. Во многих работах исследуются представления о родительстве (Т.Ф. Рудзинская [5], Е.В. Филиппова [6] и др.), готовность к родительству (С.Ю. Мещерякова [7], Г.Г Филиппова [8] и др.), а также образ будущего ребенка (А.А. Смирнова [9], Е.П. Чернова [9]).

Многогранность психологической составляющей понятия «родительство» раскрывается многими исследователями. Так, А.Р. Вагапова в своем исследовании рассматривает родительские установки и ожидания как одну из важных составляющих феномена родительства, подчеркивая при этом, что они представляют собой определенный взгляд на роль родителя, и являются основополагающими для остальных компонентов родительства и отражаются в направленности личности родителя и направленности его поведения [10; 11].

Р.В. Овчарова, в своей работе «Родительство как психологический феномен», определяет родительство как интегральное психологическое образование личности. Оно

https:// mir-nauki. com

включает в себя материнство и отцовство, но рассматривается шире их простой совокупности. Родительство включает в себя: ценностные ориентации супругов (семейные ценности); родительские: установки и ожидания, отношение, чувства, позиции, ответственность, стиль семейного воспитания. Каждое составляющее структуры родительства содержит эмоциональные, когнитивные и поведенческие компоненты. Родительские установки и ожидания как форма проявления родительства включают в себя следующие компоненты: когнитивный - знания и представления о репродуктивной норме общества, о распределении родительских ролей, данный компонент также включает в себя реальный и идеальный образ ребенка; эмоциональный - совокупность взглядов, суждений, оценок, и доминирующий эмоциональный фон относительно реализации родительских установок и ожиданий; поведенческий компонент - проявляется в репродуктивном поведении, во взаимоотношениях супругов, в родительском отношении и стиле семейного воспитания. Эти три составляющие родительской компетентности представляют собой сплав эмоций, чувств, убеждений и поведенческих проявлений, иначе говоря, взаимосвязь этих компонентов прочна, а воздействие на одну из них сразу отображается на других двух. Автор утверждает, что на формирование родительства воздействуют несколько факторов, представленные несколькими уровнями: макросистема - уровень влияния общества; мезосистема - уровень влияния родителей; микросистема - уровень собственной семьи; уровень определенной личности [3].

Когнитивный компонент является определяющим для остальных, поскольку умения и навыки формируются на основе знаний, которые являются основой нравственных убеждений, эстетических взглядов, мировоззрения. Необходимо помнить, что для результативного осуществления социально-психологических родительских функций необходимо наличие компетенций, ценностных ориентаций, знаний о психофизиологических особенностях детей и осознание родительской роли, что подчеркивает важность когнитивного компонента в структуре родительства.

Формирование готовности к родительству целесообразно начинать задолго до зарождения ребенка. Общеизвестно, что воспитание ребенка начинается с воспитания его родителей. Более осмысленное отношение к этому вопросу складывается у молодых людей в юношеском возрасте.

Исследование проводилось на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Нижневартовский государственный университет». Объем выборки составил 20 девушек-студенток в возрасте от 18 до 20 лет, обучающихся в Нижневартовском государственном университете на кафедре психологии образования и развития. В качестве инструментов исследования были использованы следующие методы и методики: опросный метод (методика «Изучение родительских установок PARI» E.C. Шеффера и P.K. Белла, адаптированная Т.В. Нещерет, в модификации Р.В. Овчаровой); метод семантического дифференциала (методика «Представления об идеальном родителе» Р.В. Овчаровой).

Результаты методики «Представления об идеальном родителе» Р.В. Овчаровой представлены в виде таблиц 1 и 2, отображённых в тексте статьи.

Ранее было сказано, что компоненты родительских установок и ожиданий взаимосвязаны, и то, что воздействие на один из них, влечет за собой изменения двух других

Материалы и методы исследования

Результаты исследования и их обсуждение

[12]. В таблице 1 находятся средние баллы, распределенные по трем компонентам родительских установок и ожиданий.

Таблица 1

Средние показатели компонентов родительских установок и ожиданий у девушек

Компоненты родительских установок и ожиданий (средние баллы)

Когнитивный Эмоциональный Поведенческий

12 19,2 14

Как видно из таблицы, выраженность показателей эмоционального компонента у девушек преобладает над выраженностью показателей когнитивного и поведенческого (по средним бальным значениям). Высокие показатели в данном компоненте свидетельствуют о его выраженности, и доминировании над остальными компонентами родительских установок и ожиданий. Что позволяет констатировать крайне эмоциональное оценивание девушками своей будущей роли родителя, а также и самих детско-родительских взаимоотношений. Показатели по поведенческому компоненту находятся в среднем значении. Полученные данные говорят о том, что девушки имеют общие представления о том, об умениях и навыках по уходу за ребенком. Когнитивный компонент включает в себя знания и представления о репродуктивной норме общества, о распределении родительских ролей, а также идеальный образ ребенка. Низкие показатели в данном компоненте родительских установок и ожиданий говорят о незначимости знаний о вышеперечисленных составляющих данного компонента родительских установок и ожиданий у девушек. Поскольку умения и навыки формируются на основе знаний, которые являются основой нравственных убеждений, эстетических взглядов, мировоззрения, их недостаток в вопросах касающихся репродуктивной нормы общества, распределении родительских ролей в семье, и знаний о самом ребенке, может сказаться на исполнении будущих родительских обязанностях, а также на психологическом благополучии будущего ребенка.

Далее, был проведен содержательный анализ антиномий и характеристика отдельных ответов испытуемых (ТАБЛИЦА 2). В данной таблице в процентном соотношении представлены результаты содержательного анализа антиномий и характеристика отдельных ответов, опосредованные когнитивным компонентом родительских установок и ожиданий, так как именно данный компонент был наиболее выражен в ответах респондентов.

Таблица 2

Когнитивный компонент родительских установок и ожиданий

Антиномии Характеристика родителя Частота (%)

Положительное - отрицательное Сильный Благоразумный 100

Должное - необязательное Должен быть справедливым Должен ставить детей на первое место 70

Теплое - холодное Доверяющий детям Сотрудничающий с детьми 90

Предлагаемое - отвергаемое Альтруист Бескорыстный 90

Достижимое - неосуществимое Всегда прав Всегда терпелив 70

Простое - сложное Требовательный Решающий за детей 40

По данным таблицы видно, что «идеальный» родитель в представлении девушек - это сильный (100 %), благоразумный (100 %), альтруистичный (90 %) и бескорыстный человек (90 %). Родитель должен быть справедливым (70 %), терпеливым (70 %), требовательным (40 %), доверяющим (90 %), он должен всегда быть прав (70 %), он должен сотрудничать с ребенком (90 %), при этом, решать все за него (40 %). Ребенок у такого родителя должен всегда быть на первом месте (70 %). Иными словами, респонденты единодушны в представлениях о том, что чувствует и делает идеальный родитель, нежели в представлениях, что он думает и знает. Девушки с заботой, любовью и другими также положительными чувствами размышляют

о будущем ребенке и будущей родительской роли. Они считают, что родительство в первую очередь принесет им радость и счастье, а затем уже рассматривают родительство как ответственность. Это может быть связано с тем, что девушки идеализируют, и не видят других сторон родительства. Ребенок для них - предмет обожания, друг. Сами же себя они видят полностью посвященными в общение с ним, однако, не думая при этом о возможных материальных затратах, различных трудностях в воспитании и обучении.

В методике «Изучение родительских установок PARI» (Е. Шеффер и Р. Белл), модифицированной Р.В. Овчаровой имеются 8 признаков, описывающих отношение к семейной роли, только в 5 признаках были выявлены высокие и низкие показатели, они представляют для исследования наибольший интерес: признак 3 (ограниченность интересов женщины/мужчины рамками семьи, заботами исключительно о семье); признак 5 (ощущение самопожертвования в роли матери/отца); признак 11 (сверхавторитет родителей); признак 13 (неудовлетворенность ролью хозяйки/хозяина дома); признак 23 (зависимость и несамостоятельность матери/отца). Выбранные признаки представлены в процентном соотношении в виде таблицы (таблица 3).

Таблица 3

Отношение к семейной роли

——^^Признаки (%) Респонденты ——^^ 3 5 11 13 23

В Н В Н В Н В Н В Н

Девушки 20 - 60 - 40 - 35 - 40 -

*в - высокий уровень выраженности признака; *н - низкий уровень выраженности признака

Проанализировав данные таблицы, можно констатировать следующее. Высокие оценки по признаку 3 говорят о том, что для 20 % девушек характерна зависимость от семьи, т. е. интересы родителя ограничены рамками семьи, и заботами исключительно о семье, обязанности каждого из родителей в будущей семье у юношей и девушек определены нечетко. Девушки, чьи баллы высокие по данному признаку, видят самореализацию только в родительстве. Родительство для них становится смыслом жизни, и может иметь характер чрезмерной заботы и зависимости. Это может быть детерминировано тем, что респонденты являются молодыми девушками, которые только на пути реального опыта родительства, а как правило, в молодые семьи много экспериментируют с развитием ребенка, хотят быть, по возможности, идеальными родителями. Данные по признаку 5 говорят о том, что 60 % девушек считают себя жертвой роли родителя. Имеется в виду, что девушки видят родительскую роль как принуждение, считают, что женщина должна выполнять свои функции в семье лишь формально. Желания развивать и совершенствовать будущего ребенка желания респонденты также не имеют, а процесс воспитания пускается родителями на «самотек». Высокие оценки девушек (40 %) по признаку 11 свидетельствуют о том, что опрошенные девушки детерминируют родителя как авторитарного человека, и считают, что авторитет родителя важен для создания успешных семейных отношений. Они считают, что все члены семьи должны признавать ее доминирующую позицию, в том числе и мужем. Такая позиция препятствует установлению оптимального эмоционального контакта в семье, содействует формированию непонимания в детско-родительских отношениях, а также лишает супруга его полноценной роли, создавая ситуацию неопределенности. У 35 % девушек наблюдаются высокие оценки по признаку 13. Это говорит о том, что наибольшее внимание в будущей семейной жизни испытуемые предпочитают отдавать ценностям сферы общественной жизни. Движущей силой в этой ситуации является ориентация родителя на внесемейные сферы, а именно, на сферу общественной жизни. Социальная активность вне семьи рассматривается как психологическая защита от каких-то семейных неурядиц. В последнем признаке у 40 % испытуемых преобладают высокие показатели. Такие девушки безынициативно и скованно подходят к родительской роли и по отношению к будущему ребенку. Неуверенность в себе

ведёт за собой подчиненность, которая проявляется в зависимости от мнения окружающих, боязни сделать что-то неправильно, и беспомощности. Остальные показатели по данной шкале находятся в пределах средних значений, что является наиболее благоприятным для данной методики.

Также в методике «Изучение родительских установок PARI» имеется ряд признаков, которые касаются отношения к будущему ребенку. Для оценки контакта отношений испытуемых с будущим ребенком с точки зрения его оптимальности, сравниваются средние оценки по следующим шкалам: оптимальный контакт, эмоциональная дистанция, излишняя концентрация. Результаты представлены в таблице 4.

Таблица 4

Контакт отношений к будущему ребенку

Оптимальный контакт отношений (ср. баллы) Излишняя эмоциональная дистанция (ср. баллы) Излишняя концентрация (ср. баллы)

15,6 12,1 12,3

Исходя из результатов таблицы, можно говорить о том, во взаимоотношениях между ребенком и родителем преобладает оптимальный контакт отношений с ребенком. Данную шкалу описывает ряд признаков, а именно: побуждение словесных проявлений; партнерские отношения; развитие активности ребенка; уравнительные отношения между родителями и ребенком. Специальный интерес для моего исследования представляет анализ отдельных признаков шкалы «Отношение к будущему ребенку», имеющих высокие и низкие показатели, а именно: признак 1 (побуждение словесных проявлений, вербализаций); признак 15 (развитие активности ребенка); признак 21 (уравнительные отношения между родителями и ребенком). Данные признаки описывают оптимальный контакт отношений с ребенком. Результаты представлены в следующей таблице (таблица 5):

Таблица 5

Отношение к будущему ребенку

"——Признак (%) Респонденты " —— 1 15 21

В Н В Н В Н

Девушки 20 - 10 - 40 -

*в - высокий уровень выраженности признака; *н - низкий уровень выраженности признака

Итак, показатели по шкале «Отношение к будущему ребенку» распределились следующим образом:

• высокие показатели по признаку 1 свидетельствуют о том, что 20 % девушек считают, что родитель должен давать возможность высказываться ребенку, иметь свои взгляды и, не боясь, говорить о них, даже если они расходятся с взглядами родителей;

• высокие показатели у 10 % испытуемых по признаку 15, говорят о том, что они считают необходимостью заставлять ребенка проявлять умственную и физическую активность. Вероятно, в будущем, они будут устанавливать обязанности, которые не соответствующего возрасту их ребенка, отдавать своих детей в различные секции, занимать ребенка в каждую свободную минуту;

• 40 % респондентов имеют высокие показатели по признаку 21 - уравнительные отношения. Имеется в виду равенство родителя и ребенка, оптимальный эмоциональный контакт, а также стремление к установлению партнерских отношений. Равенство контактеров в семье не должно зависеть от семейного

статуса и роли. Прежде всего, это касается детско-родительских отношений в семье.

Остальные показатели находятся в пределах средних значений, что является наиболее благоприятным по критериям анализа данной методики.

Итак, высокие показатели по отдельным признакам шкал «Отношение к семейной роли» и «Отношение к будущему ребенку» у девушек говорят о неготовности к выполнению роли родителя, и к семейной роли в целом. Не смотря на то, что девушки проявляют чувство любви, заботы и уважения по отношению к своим будущим детям, некоторые считают, что после замужества и рождения ребенка они станут жертвой семьи, где женщина должна выполнять свои функции в семье лишь формально. Инициативы в воспитании будущего ребенка они проявлять не хотят, пуская все «на самотек». Наибольшее внимание в будущей семейной жизни такие девушки, вероятно, будут предпочитать отдавать ценностям сферы общественной жизни. Другие напротив, лишь в семье и в родительстве видят путь для самореализации. Такие девушки, вероятно в будущем, будут устанавливать обязанности, которые не будут соответствовать возрасту их ребенка, отдавать своих детей в различные секции, занимать ребенка в каждую свободную минуту. Некоторые не уверены в том, что смогут правильно воспитать ребенка и стать хорошим семьянином, что подчеркивает их зависимость от мнения окружающих, боязни сделать что-то неправильно. Другие, считают, что все члены семьи должны признавать ее доминирующую позицию, в том числе и мужем. Такая позиция препятствует установлению оптимального эмоционального контакта в семье, содействует формированию непонимания в детско-родительских отношениях, а также лишает супруга его полноценной роли, создавая ситуацию неопределенности.

Выводы

Результаты теоретического исследования проблемы позволяют сделать вывод о том, что родительство включает в себя: ценностные ориентации супругов (семейные ценности); родительские: установки и ожидания, отношение, чувства, позиции, ответственность, стиль семейного воспитания. Каждое составляющее структуры родительства содержит эмоциональные, когнитивные и поведенческие компоненты. Когнитивный компонент включает в себя знания и представления о репродуктивной норме общества, о распределении родительских ролей, реальный и идеальный образ ребенка, а также является определяющим для остальных [13].

По результатам эмпирического исследования, можно констатировать, что респонденты единодушны в представлениях о том, что чувствует и делает идеальный родитель, нежели в представлениях о том, что он думает и знает. Девушки с заботой, любовью и другими также положительными чувствами размышляют о будущем ребенке, однако не задумываются о возможных материальных затратах, различных трудностях в воспитании и обучении. Несмотря на положительные представления о будущем ребенке, девушки считают себя жертвой роли родителя. Они считают, что женщина должна выполнять свои функции в семье лишь формально. Наибольшее внимание в будущей семейной жизни испытуемые предпочитают отдавать ценностям сферы общественной жизни. Безынициативность и скованность по отношению к родительской роли и по отношению к будущему ребенку, говорит о неуверенность в себе как в будущем родителе.

В целом, полученные данные говорят о том, что у девушек не сформирован содержательный контекст составляющих когнитивного компонента родительских установок и ожиданий, а именно знания о репродуктивной норме общества, о специфике распределении родительских ролей, об идеальном образе ребенка. Поскольку умения и навыки формируются

на основе знаний, которые являются основой нравственных убеждений, эстетических взглядов, мировоззрения, их недостаток в вопросах касающихся репродуктивной нормы общества, распределении родительских ролей в семье, и знаний о психофизиологических особенностях детей, может сказаться на исполнении в будущем родительских обязанностей, а также на психологическом благополучии будущего ребенка. В результате проведенного исследования, полученные эмпирические данные свидетельствуют о необходимости создания психологических условий, направленных на развитие родительских установок и ожиданий у девушек, находящихся в возрастной категории от 18 до 20 лет.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лущенко Э.М. Проблемы и противоречия института родительства в российском обществе // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2016. №3 (224). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-protivorechiya-instituta-roditelstva-v-rossiyskom-obschestve.

2. Узнадзе Д.Н. Психология установки. - М.: Институт практической психологии, МОДЭК. 1997. 448 с.

3. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. -М.: Московский психолого-социальный институт. 2006. 496 с.

4. Бойко В.В. Репродуктивное поведение семьи и личности: Социально-психологическое изучение рождаемости: Дис. докт. психол. наук / В.В. Бойко. Л., 1981. 632 с.

5. Рудзинская Т.Ф. Современные представления студенческой молодежи о проблеме родительства // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2013. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-predstavleniya-studencheskoy-molodezhi-o-probleme-roditelstva.

6. Карпова В.М., Филиппова Е.В. Представления о родительской и будущей семье в подростковом и юношеском возрасте // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 4. С. 84-96. URL: https://psyj ournals.ru/psyedu/2013/n4/66303.shtml.

7. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. 2000. №5. С. 18-27. URL: http://psychlib.ru/mgppu/periodica/VP052000/MPG-018.HTM#$p18.

8. Филиппова Г.Г., Абдуллина С.А. Формирование внутренней позиции родителя в онтогенезе [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 4. C. 142-152 URL: https://psyjournals.ru/files/84428/psyedu_2016_n4_Filippova.pdf.

9. Смирнова А.А., Чернова Е.П. Особенности образа будущего ребенка у современной молодежи // Перинатальная психология и психология репродуктивной сферы. 2011. № 1-2. С. 202-219. URL: http://www.perinataljourn.ru/zhumal/vyipuski_zhumala/1_2_2011/smirnova_a_a_che rnova_e.

10. Вагапова А.Р. Представления о материнстве/отцовстве и родительские установки у молодежи // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. №2 (14). URL:

https:// mir-nauki. com

http://cyberleninka.ru/article/n/predstavleniya-o-materinstve-ottsovstve-i-roditelskie-ustanovki-u-molodezhi.

11. Вагапова А.Р. Формирование представлений у молодежи о материнстве и отцовстве // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-predstavleniy-u-molodezhi-o-materinstve-i-ottsovstve.

12. Крайлюк А.И. Родительские установки: теоретические аспекты // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/roditelskie-ustanovki-teoreticheskie-aspekty.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Посходиева Д.В., Дугарова Т.Ц. Психолого-педагогические основы формирования материнства и отцовства у студентов // Вестник БГУ. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osnovy-formirovaniya-materinstva-i-ottsovstva-u-studentov.

27PSMN320

Romanko Oksana Anatolievna

Nizhnevartovsk state university, Nizhnevartovsk, Russia E-mail: romankooa@yandex.ru

Snegireva Tatyana Vladimirovna

Nizhnevartovsk state university, Nizhnevartovsk, Russia E-mail: snegirevatanya@mail.ru

Sitdikova Anastasia Aleksandrovna

Nizhnevartovsk state university, Nizhnevartovsk, Russia E-mail: nastenka_berseneva@mail.ru

Development of parental attitudes and expectations in girls in the structure of the cognitive component of parenting

Abstract. The article is devoted to the problem of development of parental attitudes and expectations among young people that is currently in demand. In the context of the crisis of the institution of parenthood, which as a consequence fixes a serious transformation of the attributes of the traditional monogamous family, the problem of youth readiness for parenthood, conscious acceptance of the parental role, responsibility for parenthood is defined as one of the priorities in the scientific and socio-political space of modern times. Theoretical understanding of the problem is presented by the authors in The framework of the cultural and historical concept of L.S. Vygotsky; the theory of set of D.N. Uznadze; a systematic approach to the study of parenting Ovcharovo R.V., as well as the concept of cultural-historical conditionality of development of motherhood (I.S. Kon, M.S. Rodionova, E. Erickson and others). The article highlights the factors influencing the formation of parental attitudes and expectations; identified components of parenting; the content of notion of parental attitudes and expectations; components of parental attitudes and expectations; emphasize the interdependence of the investigated components.

The article reflects the results of an experimental study that allowed us to identify the specifics of formation and the degree of expression of parental attitudes and expectations in girls as an element of the structure of the cognitive component. The sample size was determined by 20 female students aged 18 to 20 years studying At the Federal state budgetary educational institution of higher education "Nizhnevartovsk state University", at the Department of psychology of education and development. The results of the study allow us to update the problem of developing the components of the cognitive component of parental attitudes and expectations in young people, namely, the reproductive norm of society, the distribution of parental roles, and the ideal image of the child.

Keywords: parenting; parental role; parenting structure; parental attitudes and expectations; cognitive component; emotional component; behavioral component

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.