Научная статья на тему 'Развитие робототехники – новая задача ЕС'

Развитие робототехники – новая задача ЕС Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
320
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕС / робототехника / международная конкуренция / технические стандарты
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие робототехники – новая задача ЕС»

ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Акимов А.В.

д.э.н., зав. отделом экономических исследований Института востоковедения РАН

akimovivran@mail. ru

РАЗВИТИЕ РОБОТОТЕХНИКИ - НОВАЯ ЗАДАЧА ЕС

Ключевые слова: ЕС, робототехника, международная конкуренция, технические стандарты.

Быстрое развитие робототехники в последние годы и планы ведущих производителей вывести ее использование на новую ступень, обострили международную конкуренция в этой области и вызвали необходимость регулировать область технологий, которой, по мнению многих аналитиков, принадлежит будущее. В табл. 1 представлены данные по развитию робототехники в мире.

Таблица 1

Оценка парка промышленных роботов в основных странах на конец года, число роботов

Страна/регион 2013 г. 2014 г. 2015 г.* 2018 г.**

Америка, в том числе 226 071 248 430 272 000 343 000

Северная Америка (США, Канада, Мексика) 215 817 236 891 259 000 323 000

Бразилия 8564 9557 10 300 18 300

Прочие страны Америки 1690 1982 2500 1700

Азия и Австралия, в том числе 689 349 785 028 914 000 1 417 000

КНР 132 784 189 358 262 900 614 200

Индия 9677 11 760 14 300 27 100

Япония 304 001 295 829 297 200 291 800

Южная Корея 156 110 176 833 201 200 279 000

Тайвань 37 252 43 484 50 500 67 000

Таиланд 20 337 23 893 27 900 41 600

Прочие страны Азии и Австралия 29 188 43 871 60 000 96 300

Европа, в том числе 392 227 411 062 433 000 519 000

Чехия 8097 9543 11 000 18 200

Франция 32 301 32 233 32 300 33 700

Германия 167 579 175 768 183 700 216 800

Италия 59 078 59 823 61 200 67 000

Испания 28 091 27 983 28 700 29 500

Великобритания 15 591 16 935 18 200 23 800

Прочие страны Европы 81 490 88 777 97 900 130 000

Африка 3501 3874 4500 6500

Все прочие государства*** 21 070 32 384 40 500 41 500

Мир в целом 1 332 218 1 480 778 1 664 000 2 327 000

* оценка.

** прогноз.

*** данные, не отнесенные к определенным странам.

Источник: по данным IFR и национальных федераций робототехники. World Robotics 2015. Industrial Robots. International Federation of Robotics. - http://www.worldrobotics.org/uploads/tx_zeifr/Executive_Summary__WR_2015.pdf

По размерам парка роботов лидирует Япония. В этой стране ставка на развитие этой технологии была сделана раньше, чем в других промышленно развитых странах в немалой степени из-за отсутствия трудовой иммиграции, которая обеспечивала дешевой рабочей силой США и Европу. Вместе с КНР и Южной Кореей Япония обеспечивает лидерство Азии в распространенности робототехники в промышленности.

На втором месте в мире находится Европа (Европейский Союз), существенно опережающая Северную Америку, то есть США. Данные конкретно по США в обзоре не приводятся, но по имеющимся оценкам лидерство по странам выглядит следующим образом: Япония, КНР, США, Германия и Южная Корея. Последние две страны примерно на одном уровне.

Очевидно, что международная конкуренция в области робототехники очень остра, и европейские страны не являются лидерами в этой области. Только крупные игроки мирового уровня способны успешно выступать на рынке промышленных роботов. Германия является мировым игроком в этой области, но более мелкие страны Европы с менее развитым машиностроением имеют значительно более слабые позиции.

Крупнейшие мировые экономики в последнее время выдвинули программы развития робототехники и ее проникновения во все сферы жизни общества. Лидером выступила Япония. Там штабом по экономическому оживлению японской экономики (Headquarters for Japan's Economic Revitalization), функционирующим при премьер-министре, в 2015 г. разработан документ «Стратегия Японии в области робототехники. Видение, стратегия, план действий» (Japan's Robot Strategy - Vision, Strategy, Action Plan)1. Стратегия разработана до 2020 г. и по ряду аспектов до 2025 г. Главной ее целью является внедрение роботов во все сферы жизни японского общества.

Провозглашается, что Япония является супердержавой в области робототехники (Japan as a Robotics superpower), и именно это обстоятельство должно быть использовано для решения проблем страны, в частности старения населения из-за низкой рождаемости и высокой продолжительности жизни. Признается, что Европа, США и Китай догоняют Японию по ряду аспектов развития и применения робототехники, и выдвигается тезис о необходимости сохранить лидерство.

Формулируется утверждение о революции в области робототехники, которая состоит в том, что существенно меняется степень автономности роботов, они становятся информационными терминалами и объединяются в сети. Применение роботов в ходе этой революции расширяется от обрабатывающей промышленности до многих аспектов повседневной жизни.

Задачи Японии в ходе революции - стать мировым центром нововведений в области робототехники (innovation hub of the world), стать мировым лидером по широте использования роботов в повседневной жизни, лидировать в сфере Интернета вещей (роботы объединяются в информационные сети через Интернет), построения роботов с искусственным интеллектом и объединением их в сети.

В США в начале 2015 г. принята Национальная инициатива по развитию робототехники (National Robot Initiative)2. Она проводится Национальным научным фондом с рядом других организаций, включая связанные со здравоохранением, исследованием космоса и созданием передовых технических систем для вооруженных сил (DARPA). В отличие от японской и европейской эта программа в значительно меньшей степени охватывает сферу промышленных роботов, а сосредоточена на сферах ответственности правительства: здравоохранение, космические исследования, национальная оборона.

В КНР аналогичная программа нацелена в первую очередь на повышение технического уровня и эффективности обрабатывающей промышленности. Программа должна достичь промежуточных целей к 2020 г., а полная перестройка обрабатывающей промышленности должна произойти в 2025 г.3

В этих условиях ЕС выдвинула инициативу по развитию роботизации ее членов - Дорожную карту ЕС Robotics 2020. Multi-Annual Roadmap For Robotics in Europe, принятую в 2015 г.4 Это не первая инициатива такого рода. Ранее в рамках ЕС была разработана концепция развития системы smart grid в странах Европы. Это технология «умных» электрических сетей, которые могут адаптироваться под сложные режимы работы с большими колебаниями мощности и выработки электроэнергии, которые возникают при использовании в сетях ветровых генераторов и солнечных бата-рей5. Развитие такого рода электрических сетей потребовало разработки и адаптации к новым условиям не только технических систем, но и межгосударственного регулирования в этой области.

Дорожная карта призвана объединить усилия науки, промышленности и государственной власти для развития робототехники и продвижения в мире европейских достижений в этой области. Программа обновляется ежегодно. Она носит общеевропейский характер.

Стратегическая дорожная карта является в значительной степени техническим и технологическим документом, детально описывающим перспективы развития робототехники в ЕС. Первая цель Стратегической дорожной карты -дать детальное описание рынка роботов, технологий в этой области и механизмов государственно-частного партнерства в этой сфере. Вторая - показать потенциал воздействия совершенствующейся робототехники на рынок и общество.

В свою очередь проект по электросетям и по робототехнике являются частью общеевропейских проектов по науке и технике, которые проводятся Европейской комиссией, являющейся главным исполнительным органом Европейского союза.

Дорожная карта состоит из трех блоков: требования к робототехнике в различных предметных областях (Domains), системные компетенции (System Abilities) и технологии (Technologies). Выделенные предметные области -это обрабатывающая промышленность, здравоохранение, сельское хозяйство, применение роботов в области гражданского управления властями разных уровней (civil domain), добывающая промышленность, строительство и услуги, транспорт и логистика, роботы для домашнего использования. Специальные разделы посвящены развитию летающих и морских роботов. В последнем случае специально рассматриваются возможности использования роботов в нефтяной и газовой промышленности для разработки внебереговых месторождений.

1 http://www.meti.go.jp/english/press/2015/pdf/0123_01b.pdf

2 http://www.nsf.gov/pubs/2015/nsf15505/nsf15505.htm

3 China plans to realize intelligent manufacturing by 2025. - http://english.cntv.cn/2015/05/22/VIDE1432284846519817.shtml

4 http://sparc-robotics.eu/wp-content/uploads/2014/05/H2020-Robotics-Multi-Annual-Roadmap-ICT-2016.pdf

5 Strategic Research Agenda for Europe's Electricity Networks of the Future. Directorate-General for Research Cooperation. Energy. EUR 22580, 2007.

К системным компетенциям отнесены адаптационные возможности роботов, конфигурация, возможности автономного принятия решений, зависимость от оператора, возможности взаимодействовать с другими роботами, манипу-ляционные способности, диапазон движений и возможности восприятия и анализа.

Технологии объединены в группы по признаку назначения: системы и составляющие их инструменты, улучшения взаимодействия человека и робота, мехатроника, навигация и познавательные способности. По каждому кластеру уточняются конкретные требования и характеристики.

В целом программа описывает все многообразие направлений развития робототехники в Европе. Как подчеркивается в документе, программа составлена на основе консенсуса робототехнического сообщества. Дорожная карта объединяет области применения и технологии. Таким образом, дорожная карта ЕС по роботизации имеет множество составляющих, которые можно характеризовать как технико-экономическое задание для развития роботизации в странах Европы до 2020 г.

Таким образом, механизм ЕС оказывается эффективно действующим инструментом в условиях стремительно меняющейся конкурентной среды. Ни одна европейская страна не была бы равным партнерам таким экономическим гигантом как США и Япония, которые активно развивают робототехнику. Объединенная Европа вполне успешна в этой конкурентной среде.

Одним из мощных способов подстраивания рыночных условий в обрабатывающей промышленности в пользу регулятора является создание технических стандартов. Оно было важной частью интеграционной политики ЕС на всех этапах его развития. Первоначально предусматривалось обязательного согласования всех технических аспектов и принятия законодателями национальных государств соответствующих норм1. Этот процесс к середине 1980-х годов забуксовал. Причиной было сопротивление отдельных стран введению общих норм, которые были невыгодны для них.

С 1985 г. Европейский Союз применяет новую систему выработки и применения технических норм. Система стала двухуровневой, включающей обязательные требования, применяемые ЕС повсеместно, и оставляющей ряд нормативов на усмотрение стран-членов. Это сразу разблокировало процедуру создания и принятия нормативов, поскольку старая система требовала очень большой работы от законодателей, а новая облегчила законодательный процесс.

В рамках ЕС проводится большая работа по стандартизации, в частности робототехники. Разработаны директивы ЕС по общей безопасности (General Product Safety Directive), по нормативам электробезопасности и стандартизации электрооборудования в ЕС (Low Voltage Directive), по требованиям к электромагнитным параметрам оборудования (Electromagnetic Compatibility Directive), по требованиям к безопасности к устройствам, обладающим свойствами, характерными для робототехники (Machinery Directive), по медицинской технике (Medical Device Directive), по безопасности игрушек (Toy Directive).

Большая работа по стандартизации и безопасности внутри ЕС позволяет создать единый европейский рынок и защититься от импорта. Помимо работы внутри ЕС европейские институты участвуют в разработке международных стандартов в соответствующих сферах, что позволяет лоббировать технические требования к изделиям, которые производятся в Европе.

Европейская интеграция, начавшаяся как объединение рынков угля и стали, сделавшая много для интеграции сельскохозяйственных рынков, переходит к решению задач для новых технических систем, и выработанные ранее механизмы взаимодействия, оказываются вполне продуктивными в новых условиях глобальной технологической конкуренции.

1 Kerler M. How Decision-Making Procedures Create Good Governance: Technical Regulation in the European Union / Otto-Friedrich-University. - Bamberg, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.