УДК 930:314
РАЗВИТИЕ РЕВИЗСКОГО УЧЕТА НАСЕЛЕНИЯ В XIX ВЕКЕ (НА МАТЕРИАЛАХ КУРСКОГО КРАЯ)
© 2014 А. А. Пархоменко
аспирант каф. истории Отечества e-mail: arktur1972@yandex.ru
Курский государственный университет
Ревизии податных сословий Российской империи, последняя из которых состоялась в 1856-1858 гг., оставались для правительства основным источником сведений о населении страны. Материалы ревизского учета по Курскому краю изучены недостаточно полно. В статье сделана попытка проследить усовершенствование процедуры обследования населения и осветить некоторые количественные итоги подсчета жителей Курщины.
Ключевые слова: Российская империя, ревизии населения, Х1Х век, Курский край.
Материалы ревизского учета населения - итоговые данные ревизских сказок, перечневых ведомостей и пр. - довольно часто встречаются в исследованиях, посвященных социальному составу населения Российской империи, положению крестьянства, состоянию налогообложения, социально-экономическому развитию отдельных регионов и пр. Между тем сами ревизии населения, их нормативная база, механизм осуществления, совершенствование процедуры обследования практически никогда не становились предметом самостоятельного изучения. В данной статье раскрывается процесс развития новой формы государственного учета населения -ревизий податных сословий на материалах Курского края.
Проведение шестой ревизской переписи началось с указа от 18 мая 1811 г. [2] В каждом уезде учреждали специальную ревизскую комиссию для непосредственного приема сказок, состоящую из уездного предводителя дворянства и стряпчего. По истечении установленного законодательным нормативом срока ревизские комиссии закрывались, все документы сосредотачивались в Казенных палатах, где составлялись общие перечни.
Шестая ревизия учла только мужское население и была окончена менее чем за год. Ревизия была прекращена неожиданно, без всяких проверок самим правительством перед дипломатическим разрывом с Францией и ввиду угрозы войны.
Осуществление седьмой ревизии было начато в 1815 г. после выхода соответствующего указа [3]. Основной ее целью было выявление реальных человеческих потерь в ходе военных действий 1812-1815 гг. Осуществление седьмой ревизии вместе с проверкой предоставленных сведений растянулось до 1825 г. включительно, а дополнительные сведения собирались даже во время производства восьмой ревизии. Продолжительность этой ревизии объясняется сложным положением в государстве после Отечественной войны 1812 г., когда, с одной стороны, убыль населения, с другой - беспрерывные передвижения жителей из одной местности в другую препятствовали успешному ходу переписи.
Формуляр ревизской сказки окончательно сложился в ходе этой ревизии и содержал исходные сведения: дату подачи сказки, название населенного пункта, имя владельца крепостного селения (если сказка давалась по помещичьему селу), состав
ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ И АРХЕОЛОГИЯ
переписываемой семьи «по последней ревизии», данные о «выбывших», «прибывших» или временно отсутствовавших лицах, итоговый подсчет всех «ныне налицо», то есть была введена новая, более простая форма учета людей.
В фондах РГВИА была обнаружена «Табель о числе душ, состоящих по Курской губернии по сей 7-й ревизии», подписанная вице-губернатором, губернским казначеем и другими чиновниками. Согласно документу, в губернии насчитали 653701 жителя. Отдельно указывалась численность по губернскому Курску, уездным городам и уездам. Самым населенным был губернский центр, где учли 12137 чел., в Белгороде - 4302 чел. Среди уездов по численности населения лидировал Обоянский уезд - 49027 чел., далее следовал Белгородский уезд - 43087 чел., потом Щигровский уезд - 41345 чел.; в Курском и Тимском уездах численность жителей была примерно одинаковой - 40297 чел. и 40135 чел. соответственно. Согласно полученным данным, в губернии проживало около 125 тыс. малороссиян и около 450-ти цыган [1].
Восьмая ревизия была объявлена манифестом от 16 июля 1833 г., в котором содержались основные положения этого исчисления: «переписи подвергаются все наличные люди податного состояния, подданные России, всякого возраста, пола, поколения или племени и закона, не исключая и тех, которые состоят на льготах или вместо подушного оклада отбывают другие государственные повинности».
В целом восьмая ревизия продолжалась три года. На продление срока ревизии повлияли форс-мажорные обстоятельства, а именно сильная засуха в южных губерниях России в сентябре 1833 года. Под воздействием данной непростой ситуации правительство приказало на время прекратить производство ревизии.
По указу от 1 января 1850 г. о проведении девятой ревизии в первый раз подробно перечислялись все лица, которые по своему положению в обществе не включались в перепись как не платящие подушных податей: дворяне, чиновники, домашние учителя, военные чины, почетные граждане, отставные канцелярские служители, придворные и многие другие [4].
В ревизском учете отдельно не выделялись раскольники, чиновники объединялись с дворянством, белое духовенство - с черным. К податным сословиям относились и разночинцы, среди которых числились дворяне, не состоящие на службе, «городовые служилых и разных служб служилых людей», ямщики, монастырские служители, однодворцы и пр.
Девятая ревизия, состоявшаяся в Курске в 1850 г., для многих губерний изменила свой общий характер. При ее проведении старались учитывать нравы, образ жизни и т. п. разных народов и местностей России.
Населению объявляли, что перепись делается для их же пользы и благосостояния, для облегчения платежа податей, равномерного разложения повинностей и т. п. Девятая ревизия закончилась в два года, за исключением Сибири, где она продолжалась еще во время десятой ревизии.
Последняя, десятая ревизия, проведенная в Курском крае в 1858 г., ставила своей целью, как и седьмая, подсчитать потери значительной «убыли в народе»: с одной стороны, вследствие Крымской войны, с другой - из-за массовой смертности по причине эпидемий и неурожаев. Принципы проведения десятой ревизии практически не отличались от девятой. Манифест вышел 26 августа 1856 г. [5]. В нем назначался для Европейской России двенадцати-, а для Сибири - четырнадцатимесячный срок подачи сказок; был установлен трехмесячный срок для исправления замеченных ошибок [6]. Принципы проведения десятой ревизии нисколько не отличались от положений девятой. Десятая ревизия была закончена в целом по стране в 1860 г., за исключением некоторых районов Сибири.
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 4 (32)
Пархоменко А. А. Развитие ревизского учета населения в XIX веке
(на материалах Курского края)
В сводном виде перечень ревизских обследований, где учтены годы проведения ревизий, различные категорий населения Российской империи, включая учет женщин, выглядит следующим образом.
Таблица 1
*
Список ревизий податного населения Российской империи_________
№ ревизии Годы проведения Учитываемые категории населения Учет женщин Население, человек
1 1718-1727 крестьяне, посадские люди, купцы, чиновники, разночинцы - 15738 000
2 1743-1747 - 21200 000
3 1761-1767 + 23200 000
4 1781-1782 + 28400 000
5 1794-1795 крестьяне, посадские люди, купцы (кроме 1 -ой гильдии) + 37400 000
6 1811 - 41010 400
7 1815 + 46300 000
8 1833 + 59132 955
9 1850 + 68500 000
10 1856-1858 + 74556 400
Кабузан В.М. Народонаселение России в XVIII - первой половине XIX в.: По материалам
ревизий. М., 1963. С. 59-170.
Отмена крепостного права в 1861 г. означала, помимо прочего, что ревизии потеряли свое значение как средство учета податного населения. И потому они больше не проводились.
Следует отдельно рассмотреть вопрос о точности сведений, содержащихся в ревизских сказках и других материалах ревизского учета населения. Государство стремилось максимально увеличить количество «душ», облагаемых налогом, а подлежащие учету слои населения (или их владельцы, если речь шла о помещичьих крестьянах) были заинтересованы в обратном. В отечественной историографии неоднократно отмечались недостатки в организации ревизий (проводились не на всех территориях, охватывали только податные слои населения, длительные по времени и пр.) и неполнота собираемых сведений.
Отметим, что хорошая степень сохранности ревизских сказок Курской губернии позволила высоко оценить достоверность и информативность документов, что может способствовать более детальному изучению ревизского периода организации учета населения в России. Автором на основе архивных документов уточнены сведения В.М. Кабузана о численности населения Курского края по материалам ревизского учета населения.
Таблица 2
Численность населения Курской губернии
*
в первой половине XIX столетия по материалам ревизий ________
визии Все население Податные сословия Неподатные сословия
Все крестьяне; дворцовые Государственные, экономические Церковные, непомещичьи и помещичьи Всего крепостных; % ко всему населению и всем крестьянам Городские сословия
363 287 343 642; 117 802, 41 839, 84 001 225 840 62,34% 65,72 % 7332 11 313
386 525 379 114; 140 208, 12 308, 226 598 238 906; 61,81; 7411 -
ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ И АРХЕОЛОГИЯ
63,02
418 104 408 684; 10471 142 950, 18731 172 152, 236 532 8137 1 283
516 208 496 609; 11 450 228 644, 26 463 -, 266 557; 230 052 9627 9972
593 216 561 214; 4 156 258 038, 25 087 -, 287 231, 273 933 14 130 17 872
680 503 647 946;, 6 195 -удельные 294 302, 36 775 -, 337 272, 310 674 21 890 10667
632 947 588 207; 5939 -удельные 276 439, -, 282 428, 305 779 Состоящие на льготе 204 22 050 22 486
757 200 695 284; 9300 -удельные 342 554, -, 351 854, 343 430 Состоящие на льготе 5 688 30 805 25 423
831 587 763 159; 412 078, -, 412 078, 351 081 Состоящие на льготе 1 623 36 511 30 294
857 842 785 111 435 410, -, 435 410, 349 701 Состоящие на льготе 958 35 719 36 054
Кабузан В.М. Народонаселение России в XVIII - первой половине XIX в.: По материалам ревизий. М., 1963. С. 59-170.
Таким образом, ревизии населения явились следующим этапом в развитии общегосударственных учетов населения. Переход к ревизионному учету состоялся в первые десятилетия XVIII столетия, когда стало очевидным - подворные переписи населения не способны решить важнейшие задачи государственной внутренней политики. Старая податная система, основанная на данных подворных переписей, была не в состоянии обеспечить возросшие потребности армии в связи с длительной Северной войной.
С течением времени процедура проведения ревизий совершенствовалась: отменялись жесткие карательные меры за несоблюдение сроков, законодательно был определен порядок проведения обследования, появился переписной бланк, записи в переписных книгах делались по единому для всей страны образцу и пр. Они стали большим шагом вперед в развитии демографического учета населения России и позволяют не только дать оценку общей численности населения, но и определить его возрастно-половой состав, социальную (сословную) структуру. Несмотря на присущие им недостатки, поступательное развитие ревизий с усовершенствованием процедуры обследования и качеством итоговых данных стало одним из атрибутов становления и укрепления Российской империи.
1. Пархоменко А.А. Проведение 7 ревизии в Курской губернии // Курский край в истории Отечества: материалы обл. науч.-практ. конф., Курск, 16 мая 2012 г. Курск, 2012. С. 144-147.
2. Полное собрание законов Российской империи. СПб, 1838 (далее ПСЗ). Т. XXXI. № 24635.
3. ПСЗ. Т. XXXIII. № 25882.
4. ПСЗ. Т. XXV. № 23817.
5. ПСЗ. Т. XXXI. № 30877.
6. ПСЗ. Т. XXXII. № 31918.
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 4 (32)