Научная статья на тему 'Развитие религиозной ситуации в современной России'

Развитие религиозной ситуации в современной России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2689
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / СВОБОДА СОВЕСТИ / РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ / ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / HUMAN RIGHTS / FREEDOM OF CONSCIENCE / RELIGIOUS SITUATION / INTERETHNIC RELATIONS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Себенцов Андрей Евгеньевич

Современный период развития российского общества характеризуется возрастанием роли религиозного фактора. В статье приводится мнение человека, работающего в сфере государственно-конфессиональных отношений двадцать лет, о состоянии религиозной ситуации, факторах её развития и роли государства в её формировании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modern period of Russian society development includes the increasing influence of religion factor. The article shows the opinion of the person who has been inside the process for about 20 years to the religious situation status and moving factors, the role of the state.

Текст научной работы на тему «Развитие религиозной ситуации в современной России»

Общество и религия

Андрей СЕБЕНЦОВ

РАЗВИТИЕ РЕЛИГИОЗНОМ СИТУАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Современный период развития российского общества характеризуется возрастанием роли религиозного фактора. В статье приводится мнение человека, работающего в сфере государственно-конфессиональных отношений двадцать лет, о состоянии религиозной ситуации, факторах её развития и роли государства в её формировании.

The modern period of Russian society development includes the increasing influence of religion factor. The article shows the opinion of the person who has been inside the process for about 20 years to the religious situation status and moving factors, the role of the state.

Ключевые слова:

права человека, свобода совести, религиозная ситуация, факторы влияния, межэтнические отношения; human rights, freedom of conscience, religious situation, interethnic relations.

Понятие «религиозная ситуация» обычно характеризуется качественной оценкой (спокойная, напряжённая, стабильная) и связывается со складывающимися на определённой территории государственно-конфессиональными или межкон-фессиональными отношениями, требующими внимания. Религия, являясь важной составляющей культуры, быта, духовной жизни, оказывает мощное влияние на формирование моральных критериев, мотивации, форм поведения больших социальных групп населения. Религиозные лидеры представляют в отношениях с властями интересы верующих, обращаются к властям по поводу реализации религиозных потребностей; пользуясь немалым авторитетом, всё чаще они формируют требования к властям и по вопросам, выходящим за рамки собственно культовой деятельности. Опираясь на представления своей религии и порой игнорируя права и законные интересы верующих других религий, нерелигиозной части населения, а также требования законодательства, активные группы верующих могут неожиданно создать серьёзные проблемы. Поэтому для государственных и муниципальных властей важно иметь представление о текущем состоянии и динамике религиозной ситуации, влияющих на неё факторах, быть готовым самим оказывать стабилизирующее влияние на её развитие. Учитывая, что Конституцией РФ гражданам предоставлены широкие права, а на власти возложены обязанности обеспечить реализацию конституционных прав граждан, администрациям всех уровней приходится уделять внимание контролю за религиозной ситуацией. Принятие правильных решений должно опираться на понимание факторов, определяющих статические и динамические характеристики религиозной ситуации, в том числе на нормативно-правовую базу.

В 2007—2008 гг. было немало заметных событий, в которых религиозные организации оказались в эпицентре политических процессов. К ним можно отнести празднование 1020-летия крещения Руси, проведённое в России и Украине, организованную Русской православной церковью осенью 2008 г. миссионерскую поездку по странам Латинской Америки, в которой приняли участие российские посольства и руководители межправительственных комиссий, и др.

Права и свободы человека реализуются в конкретных общественно-исторических условиях, сами являются поводом и инструментом изменений, а результаты пользования правами могут быть и довольно парадоксальными. Так, в ряде государств, ступивших на путь демократии, отмечаются попытки ужесточения законодательства, сужающие поле свободы совести, не говоря уже о практике

СЕБЕНЦОВ Андрей Евгеньевич — действительный государственный советник Российской Федерации 1-го класса,

ответственный секретарь Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации

избирательного его применения в отношении различных религиозных объединений. Это относится и к России, и к другим государствам постсоветского пространства — Украине, Белоруссии, Казахстану.

В России религиозную ситуацию в целом можно считать достаточно стабильной. Количество зарегистрированных религиозных организаций на протяжении последних лет менялось несущественно, в законодательстве нет резких изменений. Новые религиозные движения в основном сформировались и не демонстрируют резкого роста. Общественные дискуссии, как, например, о преподавании основ религиозной культуры в общеобразовательной школе, развиваются взвешенно. Религиозные организации в основном определили своё место в системе отношений в обществе, многие из них сформировали свои социальные доктрины.

Показателем влияния на общество религиозного фактора стали события, связанные с кончиной патриарха Алексия II и выборами нового патриарха, которым стал Святейший патриарх Кирилл. Церковь выбрала своим предстоятелем наиболее яркого, талантливого и активного из своих иерархов, человека, известного во всём мире. Это был ожидаемый выбор. Вместе с тем изменение первого лица, безусловно, повлечёт за собой как внутрицерковные перемены, так и перестановку акцентов в отношениях с внешним миром — с государственными структурами Российской Федерации, с иными церквами; перемены могут затронуть многие грани мировой политики.

Во внутрицерковных отношениях накопились нелёгкие проблемы, которые не поддаются простому административному решению, такие как разномыслие о роли и путях развития церкви, вылившееся в конфликт с епископом Диомидом, устранение пропасти между епископатом и священниками, серьёзные вопросы церковной экономики.

Важнейшей темой для Русской православной церкви и её предстоятеля останется единство церкви при государственной раз-делённости её частей. Церковь не может быть свободной от политики, от влияния интересов государств, где она действует, особенно если является в них носителем религии большинства — как в России, Украине и Белоруссии. Но первостепен-

ными по важности для неё как организации должны быть собственные интересы.

Нельзя считать вполне спокойной ситуацию в исламской умме. Здесь, в отличие от православия, нет не только общего канонического главы, но и признанной группы авторитетных духовных лидеров, выступающих с единых позиций. Количество духовных управлений мусульман давно превысило число исторически сложившихся территориальных исламских общностей, многие из них конкурируют во влиянии на паству, создаваясь на территории имеющегося муфтията и поглощая его местные религиозные организации. Вместе с тем приближается срок естественной смены поколений муфтиев. Лидеры, выдвинувшиеся на переломе веков, ощущают давление молодых мусульман, получивших систематическое исламское образование в арабских странах. Эти молодые люди критически относятся к старшему поколению, к опыту и традициям прошлого, порой оторваны от них, но опираются на поддержку из стран, где получили религиозное образование. Особенно активные процессы, в которых сталкиваются религиозные, политические и экономические проблемы, идут в Кавказском регионе, где радикальные исламские течения получают поддержку по каналам «международного терроризма».

Коснувшись только двух наиболее массовых религий, мы уже можем сделать вывод, что в целом стабильная религиозная ситуация наполнена внутренней динамикой и надежды на её дальнейшее плавное развитие остаются пока надеждами, а не уверенными прогнозами.

Формирование религиозной ситуации в России происходит без организующей роли государства — скорее, оно само следует ходу развития ситуации1. Российское государство не имеет на федеральном уровне ни выработанной и опубликованной концепции государственно-конфессиональных отношений, ни институтов, в обязанности которых входило бы систематическое изучение религиозной ситуации, ни сколько-нибудь эффективных инструментов влияния на неё. Вместе с тем религиозные организации занимают активную позицию по многим вопросам, и в

1 Себенцов А.Е. Законодательство о свободе совести в России: применение и развитие // Религия и право : информационно-аналитический журнал. — М., 2008, № 1, стр. 4-9.

этих условиях превосходство получают организации, соответствующие религиозной ориентации большинства населения. В масштабах страны таким преимущественным положением пользуется Русская православная церковь, в регионах - организации традиционных для них религий. Несколько особое положение занимают иудейские организации: хотя еврейская часть населения и не велика, но многие члены политической и экономической элиты России помнят о мощи еврейского лобби в развитых странах, о собственных еврейских корнях, а противодействие антисемитизму на международном уровне принуждает государство к пиетету в отношении этих организаций.

Преимущество сказывается в готовности властей откликаться на обращения и запросы организаций традиционных религий, в приглашении их представителей к участию в проводимых государством и муниципалитетами мероприятиях, допуске в школу, пенитенциарную систему, в предоставлении земельных участков и помощи в строительстве молельных зданий, снисходительности к отдельным нарушениям законов. Преимущество часто состоит всего лишь в должном исполнении законов, тогда как другим религиозным организациям бывает невозможно пробиться к высоким руководителям, им отказывают в регистрации по надуманным основаниям, препятствуют проведению религиозных собраний и строительству молельных домов, отыскивают нарушения законов там, где их не было. Нельзя сказать, чтобы эта разница в отношении властей к религиозным организациям создавала тепличные условия для традиционных религий и не оставляла места для свободы совести последователей других религий, но она существует, ей посвящено немало материалов правозащитных организаций, и тому можно найти достаточно примеров1.

Конституция РФ предусматривает правовое равенство граждан вне зависимости от их отношения к религии, равенство перед законом религиозных объединений, запрет установления государственной религии и государственной идеологии. Однако действие конституционных норм в реальных условиях определяется обще-

1 Верховский А., Сибирева О. Проблемы реализации свободы совести в России в 2007 году // http://religion.sova-center.ru/publications/ AA3B942/AA3BAD2?print=on

ственной психологией, которая преломляет их содержание иногда до неузнаваемости. Часто говорят, что Россия может служить примером мирного сосуществования народов, отличающихся образом жизни, что нашему обществу свойственна веротерпимость и другим государствам было бы неплохо перенять наш опыт. Однако, как представляется, своеобразие нашей веротерпимости состоит в том, что она относится к сфере прав народов, а не прав человека. Отношение конкретного человека к религии оценивается окружающими с учётом этноконфессионального контекста, в котором этнический русский должен быть православным, татарин, башкир и даргинец - мусульманином, поляк - католиком и так далее. Если человек по языку татарин, но по вере православный - это уже представитель особого народа, не татарин, а кряшен. Вспомним, что переход из одной веры в другую (кроме как в государственную религию) до 1905 г. запрещался, считался преступлением.

ХХ в. внёс поправку: не обязательно быть практикующим верующим, можно быть атеистом. Но несовпадение между этнической и религиозной принадлежностью требует объяснения, которое признается уважительным (например, как результат брачных отношений), либо оставляет некоторую занозу, рассматривается как причуда, отступление от нормы. Выход за пределы «этнической конфессиональной принадлежности» всегда вызывал настороженность, а выход за пределы «традиционности» был некоторым вызовом общественному мнению, таких людей называли «сектантами»; при царизме их религиозной жизни создавали препятствия. В советский период, когда шла общая борьба с религией как пережитком, от которого следует избавиться, религиозные объединения, чьи руководящие центры находятся за рубежом, преследовались государством особенно жёстко. Их считали злостными распространителями враждебного западного влияния, потенциальными шпионами. Пропаганда такого отношения оставила след в общественном сознании. Этот же стереотип сказывается по отношению к новым религиозным движениям (НРД). Приверженцы данного стереотипа стремятся провести законодательство, по которому традиционные религии получали бы узаконенные привилегии, а нетрадиционные религии преследовались. Од-

нако на уровне федеральных законодателей пока побеждает понимание, что равенство религиозных объединений перед законом должно сохраняться.

Религиозная ситуация складывается в рамках развития гражданского общества в России, находится в динамике, имеющей внутренние и внешние факторы. Среди внутренних факторов необходимо выделить явления, процессы, противоречия собственно религиозной сферы, учитывать возникающие в ней движущие импульсы. Для России в целом - это исторически сложившееся конфессиональное пространство, его изменения в связи с демографическими процессами, возрастание веса и влияния одних и ослабление других религий, повышение разнообразия составляющих религиозной ситуации, возникающие в связи с этим противоречия, поиск и формирование союзнических отношений в религиозной среде. Скорость изменений в этой сфере снизилась, но переход количественных изменений в качественные может привести к новым мощ-

ным импульсам, особенно в исламских регионах.

Среди внешних к религиозной ситуации факторов следует учитывать, в первую очередь, нормативную основу деятельности религиозных организаций в российском обществе и практику правоприменения. Со стороны государства создана довольно стройная система, основанная на концепции прав человека и правах религиозных объединений как производных от прав на свободу совести и свободу вероисповедания. Религиозные организации, особенно традиционных религий, принимают такие основания отношений с государством с оговорками, настаивают на своих особых правах и привилегиях.

К внешним факторам религиозной ситуации можно отнести и межнациональные отношения. Среди внешних факторов, влияющих на религиозную ситуацию в России, нередко называют и интересы геополитических противников, готовых поддерживать любые происходящие процессы, если они препятствуют объединению российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.