Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ВУЗОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВЛИЯНИЕ НА ОБЪЁМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИММИГРАЦИИ'

РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ВУЗОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВЛИЯНИЕ НА ОБЪЁМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИММИГРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональные вузы / государственная поддержка региональных вузов / федеральные университеты / национальные исследовательские университеты / опорные университеты / образовательная иммиграция / иностранные студенты / regional universities / state support for regional universities / federal universities / national research universities / flagship universities / educational immigration / foreign students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Тамара Васильевна

Актуальность: анализ научных работ в области международной образовательной миграции показывает, что большинство зарубежных и отечественных исследований проведено на страновом уровне и посвящено характеристике объёмов экспорта национальных образовательных услуг, изменению государственной политики в области привлечения на обучение иностранных граждан, особенностям адаптации иностранных студентов и интеграции выпускников на национальном рынке труда. При этом в меньшей степени исследуется влияние международной образовательной иммиграции на процессы, происходящие на отдельных территориях государств – в регионах, районах, городах, в которых привлечение иностранных граждан на обучение в расположенные там вузы рассматривалось бы в качестве приоритета развития и конкурентного преимущества не только конкретного высшего учебного заведения, но и территориального образования в целом. Поэтому определение особенностей современного развития вузов российских регионов, изменение объёмов и распределение образовательных мигрантов являются важным и актуальным направлением научных исследований. Цель: выявление особенностей развития региональных вузов и влияния происходящих в них изменений на объёмы образовательной иммиграции. Методы: статистический анализ, сравнение, обобщение, контент-анализ документов, структурный метод изложения материала. Результаты: в статье проанализированы основные нормативно-правовые документы реформирования системы высшего образования в российских регионах, отмечены особенности и результаты выполнения проектов и программ повышения эффективности деятельности региональных вузов. Особое внимание уделено характеристике объёмов и направлений образовательной иммиграции в вузах российских регионов. Выводы: развитию и укреплению системы высших учебных заведений российских регионов способствовали формирование федеральных вузов, национальных исследовательских университетов, создание сети опорных региональных университетов. Позитивные изменения, произошедшие в вузовских системах регионов страны, привели к увеличению контингента иностранных студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебедева Тамара Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF REGIONAL UNIVERSITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION: IMPACT ON EDUCATIONAL IMMIGRATION

Relevance. An analysis of scientific papers on international educational migration shows that most foreign and domestic studies have been carried out at the country level. These studies characterize the volume of exports of national educational services, state policy changes in attracting foreign citizens to study, features of adapting foreign students and integrating graduates in the national labor market. At the same time, the influence of international educational immigration on the processes, taking place in certain territories of states, in regions, districts, cities, is studied to a lesser extent. In these regions, the attraction of foreign citizens to study at local universities would be considered as a development priority and competitive advantage not only of a specific higher educational institution, but also territorial education in general. Therefore, identifying the features of modern development of universities in Russian regions and changing the volumes and directions of educational immigration are important and relevant areas of scientific research. The study aims at identifying the features of development of regional universities and impact of the changes, taking place in them, on educational immigration volume. Methods: statistical analysis, comparison, generalization, content analysis of documents, structural method of presenting the material. Results. The article analyzes the main legal documents of reforming the higher education system in Russian regions, highlights the features and results of implementation of projects and programs to improve the efficiency of regional universities. Particular attention is paid to the characteristics of the volumes and directions of educational immigration in the universities of the Russian regions. Conclusions. The formation of federal universities, national research universities, and the creation of a network of flagship regional universities contributed to the development and strengthening of the system of higher educational institutions in the Russian regions. The positive changes that have taken place in the higher education systems of the regions of the country contributed to an increase in the contingent of foreign students there.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ВУЗОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВЛИЯНИЕ НА ОБЪЁМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИММИГРАЦИИ»

УДК 378.014:314.74

РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ВУЗОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВЛИЯНИЕ НА ОБЪЁМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИММИГРАЦИИ

Лебедева Тамара Васильевна,

shonohova@rambler.ru

Высшая школа современных социальных наук (факультет) Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Россия, 119991, г. Москва, ул. Ленинские горы, 1, стр. 13

Лебедева Тамара Васильевна, кандидат географических наук, доцент, научный сотрудник кафедры демографии Высшей школы современных социальных наук (факультета) Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Актуальность: анализ научных работ в области международной образовательной миграции показывает, что большинство зарубежных и отечественных исследований проведено на страновом уровне и посвящено характеристике объёмов экспорта национальных образовательных услуг, изменению государственной политики в области привлечения на обучение иностранных граждан, особенностям адаптации иностранных студентов и интеграции выпускников на национальном рынке труда. При этом в меньшей степени исследуется влияние международной образовательной иммиграции на процессы, происходящие на отдельных территориях государств - в регионах, районах, городах, в которых привлечение иностранных граждан на обучение в расположенные там вузы рассматривалось бы в качестве приоритета развития и конкурентного преимущества не только конкретного высшего учебного заведения, но и территориального образования в целом. Поэтому определение особенностей современного развития вузов российских регионов, изменение объёмов и распределение образовательных мигрантов являются важным и актуальным направлением научных исследований. Цель: выявление особенностей развития региональных вузов и влияния происходящих в них изменений на объёмы образовательной иммиграции. Методы: статистический анализ, сравнение, обобщение, контент-анализ документов, структурный метод изложения материала. Результаты: в статье проанализированы основные нормативно-правовые документы реформирования системы высшего образования в российских регионах, отмечены особенности и результаты выполнения проектов и программ повышения эффективности деятельности региональных вузов. Особое внимание уделено характеристике объёмов и направлений образовательной иммиграции в вузах российских регионов. Выводы: развитию и укреплению системы высших учебных заведений российских регионов способствовали формирование федеральных вузов, национальных исследовательских университетов, создание сети опорных региональных университетов. Позитивные изменения, произошедшие в вузовских системах регионов страны, привели к увеличению контингента иностранных студентов.

Ключевые слова: региональные вузы, государственная поддержка региональных вузов, федеральные университеты, национальные исследовательские университеты, опорные университеты, образовательная иммиграция, иностранные студенты.

Введение

Под международной образовательной миграцией в современной науке и образовательной практике понимается перемещение людей между странами с целью получения образования различного уровня и на различные сроки. В её составе наиболее многочисленным и активным в мире является поток студенческих перемещений. В соот-

219

БО! 10.18799/26584956/2023/3/1625

ветствии с оценками Международной организации по миграции (МОМ) численность студентов-иностранцев в 2020 г. составляла более 6 млн чел. [1]. За 2000-2020 гг. данный показатель увеличился в три раза - с 2,1 до 6,1 млн студентов [2]. Доходы от обучения иностранных студентов в мире в последние годы достигают около 200 млрд долларов в год [3].

Известно, что получение образования за границей не только способствует приобретению специальности, возможности профессионального овладения иностранным языком, росту шансов на трудоустройство. У мигранта, прибывшего в страну с образовательными целями, повышается интеллектуальный уровень, развивается умение мыслить самостоятельно, обретается уверенность в себе, появляется возможность изучения особенностей культур разных народов.

При этом солидную выгоду получает национальная система образования принимающей страны, поскольку экспорт образовательных услуг содействует её ускоренному развитию, расширению занятости профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного персонала. Ощутимый доход экономике государства иностранные студенты приносят в виде возмещения стоимости обучения, а также оплаты культурных и бытовых расходов, поскольку немалые средства они вынуждены тратить на жильё, питание, проезд, учебную литературу, оплату связи, досуга и другие нужды. Выпускники-иностранцы, которые после окончания учебного заведения трудоустраиваются в стране получения образования, способствуют положительным экономическим и демографическим изменениям в данном государстве. Значителен вклад образовательной иммиграции в укрепление межгосударственного партнёрства и сотрудничества.

Позитивное влияние образовательной миграции на социально-экономическое развитие стран-экспортёров образовательных услуг обусловило возникновение и рост конкуренции среди государств мира за привлечение на обучение иностранных студентов. В настоящее время ведущие места на рынке образовательных услуг в мире занимают развитые страны. Так, данные исследовательского проекта Project Atlas свидетельствуют, что по итогам 2022 г. лидерами международного высшего образования по числу обучавшихся иностранных студентов являлись США, Великобритания и Канада (табл. 1) [4].

Таблица 1. Страны мира - лидеры международного высшего образования по числу обучавшихся иностранных студентов по итогам 2022 г.

Table 1. Countries leading in international higher education by the number of foreign students studying in 2022

Страны мира Countries of the world Численность иностранных студентов (тыс. чел.) Number of foreign students (thousand people) Доля (в %) от общего числа студентов-иностранцев в мире Share (in %) of the total number of foreign students in the world

США/USA 948,5 16,2

Великобритания/UK 693,8 11,9

Канада/Canada 552,6 9,5

Франция/France 364,8 6,2

Австралия/Australia 363,9 6,2

Россия/Russia 351,5 6,0

Итого/Total 3274,7 56,0

Весь мир/The whole world 5852,1 100

Источник: составлено автором по [4].

Source: compiled by the author according to [4].

В совокупности в представленных в таблице шести странах мира в 2022 г. обучалось более половины (56 %) всех студентов-иностранцев мира.

Численность иностранных студентов в Российской Федерации, занимавшей в 2022 г. 6-е место в мире, несущественно отличается от значений данного показателя Австралии и Франции. В последние годы Россия уверенно входит в десятку лидеров международного высшего образования по числу обучающихся в вузах иностранных граждан, находясь в середине данного списка. По данным Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (Минобрнауки России) в настоящее время в России больше студентов-иностранцев осваивают программы высшего образования, чем в советское время [5]. Российское высшее образование продолжает оставаться привлекательным для граждан целого ряда иностранных государств, таких как Казахстан, Узбекистан, Китай, Туркменистан, Таджикистан, Индия, Египет, Беларусь, Украина и Кыргызстан [6].

Минобрнауки России рассчитывает, что, несмотря на русофобские настроения в целом ряде стран мира, имеющиеся сложности с переводом денежных средств, высокую стоимость авиаперелётов и другие трудности, число студентов-иностранцев в российских вузах в 2023 г. останется на прежнем уровне или даже увеличится [7]. Расчёт министерства строится на повышении конкурентоспособности российского высшего образования вследствие увеличения Правительством Российской Федерации за 2020-2023 гг. квот на бесплатное образование иностранных граждан в российских вузах с 15 до 30 тыс. [8]. Иностранные граждане поступают в российские вузы на бюджетные места в общем порядке или на коммерческой основе, а также за счёт средств направляющей на учёбу страны.

В 2022 г. принято постановление Правительства Российской Федерации о выделении грантов иностранным студентам. Согласно документу, грантовая поддержка с 2025 г. ежегодно будет предоставляться 8,5 тысячам иностранных граждан и лиц без гражданства из числа принятых на обучение по квоте Правительства Российской Федерации, что будет способствовать повышению численности иностранных студентов в столичных и региональных вузах страны [9].

Влияние государственной поддержки высшего образования

в российских регионах на изменение объёмов и потоков образовательной иммиграции: результаты исследования

В целом в последние полтора десятилетия экспорт образовательных услуг занимает всё более важное место в стратегии социально-экономического развития Российской Федерации. В целях повышения конкурентоспособности российских вузов государством осуществлён целый ряд достаточно эффективных мер по поддержке современных университетов, направленных на их материально-техническое переоснащение, актуализацию учебных программ и учебно-методических материалов, создание базы научных исследований, организацию академической мобильности студентов и преподавателей. При этом необходимо особо отметить, что значительная государственная помощь была оказана не только столичным вузам Москвы и университетам Санкт-Петербурга, но и высшим учебным заведениям других регионов страны.

Так, конструктивным оказался Проект 5-100 (2013-2020 гг.), участники которого значительно повысили свою узнаваемость и конкурентоспособность, сформировали современную научную инфраструктуру и совершенствовали инструменты дальнейшего развития [10]. Из 21 вуза Проекта 5-100 12 университетов (57 %) являлись региональными. Все они стали не только лидерами образовательной и интеллектуальной жизни в своих регионах, но и экономическими акторами международного рынка образования и

научных исследований. Позднее большинство из региональных вузов, принимавших участие в Проекте 5-100, получили более высокий статус и государственную поддержку в рамках других программ и проектов.

Самое важное системное нововведение в развитие высших учебных заведений регионов Российской Федерации - это организация сети федеральных университетов, имеющих высший статус в системе образования страны [11]. Федеральным университетам оказывается большая государственная помощь, чем обычным университетам, что позволяет им обеспечивать высокий уровень образования за счёт привлечения высококвалифицированных кадров, использования новых технологий в образовательном процессе и развития инновационных образовательных проектов. Наличие развитой научный базы в федеральных университетах - технопарков, научно-исследовательских центров, лабораторий мирового уровня - способствует проведению передовых научных исследований под руководством ведущих учёных. Федеральные вузы активно сотрудничают со многими университетами и научными организациями разных стран мира, что способствует обретению преподавателями и студентами навыков работы в интернациональной научной и образовательной среде.

Сеть федеральных университетов сформирована в федеральных округах страны на основе объединения нескольких региональных вузов. Главной целью создания федеральных университетов была модернизация высшего образования в регионах на основе интеграции науки, образования и производства, подготовки квалифицированных кадров для обеспечения долгосрочных потребностей инновационной экономики региона. Как уже было отмечено, сегодня это образовательные организации мирового уровня, в которых сочетаются фундаментальное образование и устойчивое развитие научных исследований, что способствует укреплению связей вузов с экономикой и социальной сферой федеральных округов. Финансирование деятельности таких университетов осуществляется не только за счёт средств федерального бюджета, но и участия местных органов власти и ответственного бизнеса.

Федеральные университеты России являются достаточно привлекательными как для российских абитуриентов, так и для иностранных граждан, желающих получить высшее образование. Так, даже за последний учебный год, сложный с геополитической точки зрения, во всех из них выросла общая численность российских студентов, а также увеличился контингент иностранных граждан, обучавшихся по основным профессиональным образовательным программам высшего образования (ОПОП ВО) - бакалавриата, специалитета и магистратуры (табл. 2).

Согласно табл. 2, общая численность иностранных студентов, обучавшихся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры в федеральных университетах России, только за один учебный год увеличилась почти на 5 тыс. чел., или на 20 %. Подобная ситуация сложилась вследствие успешной международной деятельности федеральных университетов и активного продвижения возможностей экспорта образовательных услуг.

В наибольшей степени - более чем в полтора раза - увеличился контингент иностранцев в Крымском федеральном университете имени В.И. Вернадского и в Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова, практически на треть выросла численность иностранных студентов, обучающихся по ОПОП в Казанском (Приволжском) федеральном университете.

Поскольку в большинстве федеральных университетов страны доля иностранцев в составе всех студентов, осваивающих ОПОП ВО, за рассматриваемый период возросла, то и по федеральным вузам в целом данный показатель вырос на 1,6 % (табл. 2). Снизи-

лось его значение только в Уральском федеральном университете имени первого Президента России Б.Н. Ельцина при приросте абсолютного числа студентов-иностранцев, поскольку на 13 % увеличилось количество россиян, осваивающих программы бакалавриата, специалитета и магистратуры в вузе. В Сибирском и Дальневосточном федеральных университетах величина исследуемого показателя осталась без изменений.

Таблица 2. Изменение численности иностранных граждан, осваивающих образовательные программы высшего образования бакалавриата, специалитета, магистратуры всех форм обучения в федеральных университетах Российской Федерации в 2021/22-2022/23 академических годах Table 2. Change in the number of foreign citizens studying in higher education educational programs of bachelor's, specialist's, master's degrees of all forms of study at federal universities of the Russian Federation in the 2021/22-2022/23 academic years

Наименование федерального университета и его местонахождение Federal university and its location Общая численность студентов в вузе, обучавшихся по ОПОП ВО*, чел. Total number of students at the university who studied under the OPOP HE**, men Общая численность иностранных граждан, обучавшихся по ОПОП ВО, чел. Total number of foreign citizens, who studied in the OPOP HE, men Доля иностранцев в составе всех обучавшихся по ОПОП ВО, % Share of foreigners among all students of the OPOP HE, %

2021/22 2022/23 2022/23 в % к VC 2021/22 2021/22 2022/23 2022/23 в % к VC 2021/22 2021/22 2022/23

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan 49106 51788 105,5 8939 11520 128,8 18,2 22,3

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg 34883 38797 111,2 4500 4600 102,2 14,0 11,9

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск Siberian Federal University, Krasnoyarsk 25232 26234 104,0 1012 1054 104,2 4,0 4,0

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону Southern Federal University, Rostov-on-Don 23742 25160 106,0 2375 2626 110,1 10,0 10,4

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky, Simferopol 23641 23 702 100,3 1862 2932 157,5 7,9 12,4

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток Far Eastern Federal University, Vladivostok 18055 19383 107,4 2184 2345 107,4 12,1 12,1

Северо-Кавказский федеральный

университет, г. Ставрополь North Caucasian Federal Universi- 17300 17418 100,7 1439 1526 106,1 8,3 8,8

ty, Stavropol

Северо-Восточный

федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск Northeast Federal University 16406 16777 102,3 744 890 119,6 1,7 5,3

named after M.K. Ammosov, Ya-

kutsk

Северный (Арктический) феде-

ральный университет имени М.В. Ломоносова, г. Архангельск Northern (Arctic) Federal Universi- 12013 12346 102,8 863 1296 150,2 7,1 10,5

ty named after M.V. Lomonosov,

Arkhangelsk

Балтийский федеральный уни-

верситет имени Иммануила Канта, г. Калининград 8899 9101 102,3 1157 1274 110,1 13,0 14,0

Immanuel Kant Baltic Federal

University, Kaliningrad

Всего/Total 229277 240706 105,0 25075 30063 119,9 10,9 12,5

*ОПОП ВО - основные профессиональные образовательные программы высшего образования (бакалавриат, специалитет и магистратура).

**OPOP HE - basic professional educational programs of higher education (bachelor's, specialist's and master's degrees).

Источник: составлено автором по [12-22]. Source: compiled by the author according to [12-22].

Необходимо отметить, что общее число иностранных граждан, получающих знания в федеральных университетах российских регионов, значительно выше, поскольку часть из них обучается на подготовительных отделениях, в аспирантуре и ординатуре, проходит курсы повышения квалификации, принимает участие в академических обменах.

В 2008 г. в российской системе высшего образования появилась новая категория вузов - национальный исследовательский университет (НИУ), когда согласно указу Президента России два московских вуза стали участниками пилотного проекта и получили соответствующий статус - Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» и Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» [23]. Отличительной особенностью НИУ является осуществление образовательной и научной деятельности на основе принципов интеграции науки и образования. Формирование сети НИУ страны осуществлялось в 2009-2016 гг.

В настоящее время в список НИУ России входит 29 вузов, из которых 12 - московские, 4 - вузы Санкт-Петербурга и 13 - других регионов страны [24]. Значительная часть иностранных абитуриентов выбирает место обучения из данной категории вузов: в 2022 г. в российских НИУ осваивали ОПОП ВО 47,3 тыс. иностранцев (табл. 3).

Данные табл. 3 наглядно показывают, что лидерами по абсолютной численности иностранных студентов, обучавшихся в российских НИУ по ОПОП в 2022 г., являлись авторитетные в мировом образовательном пространстве вузы - Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (5,2 тыс. чел.) и московский Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (5,2 тыс. чел.). При этом последующие три места в топ-5 заняли региональные вузы - Томский государственный университет (3,3 тыс. чел.), Белгородский государственный национальный исследовательский университет (2,9 тыс. чел.) и Томский политехнический универси-

тет (2,6 тыс. чел.), которые присутствуют в мировых рейтингах вузов в числе ведущих образовательных организаций мира.

Таблица 3. Численность иностранных граждан и доля от всех студентов российских национальных исследовательских университетов, обучавшихся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры в 2022 г. Table 3. Number of foreign citizens and share of all students of Russian national research universities enrolled in bachelor, specialist and master programs in 2022

Наименование вуза University name Общий контингент обучавшихся в вузе по ОПОП ВО, чел. General contingent of students at the university according to the OPOP HE people Численность иностранных граждан, обучавшихся по ОПОП ВО, чел. The number of foreign citizens who studied under the OPOP HE Human Доля иностранных граждан от общего числа обучавшихся по ОПОП ВО, в % The share of foreign citizens in the total number of students in the OPOP HE, in %

Белгородский государственный национальный исследовательский университет Belgorod State National Research University 18020 2889 16,0

Иркутский национальный исследовательский технический университет Irkutsk National Research Technical University 15334 1220 8,0

Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev 9880 931 9,4

Казанский национальный исследовательский технологический университет Kazan National Research Technological University 16171 2351 14,5

Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва Mordovia State University named after N.P. Ogaryov 14662 1842 12,6

Московский авиационный институт Moscow Aviation Institute 18001 1568 8,7

Московский государственный строительный университет Moscow State Construction University 12080 810 6,7

Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана Moscow State Technical University named after N.E. Bauman 22566 1211 5,4

Московский физико-технический институт Moscow Institute of Physics and Technology 7664 1261 16,5

Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» National Research Technological University «MISiS» 8624 1334 15,5

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» National Research University «Higher School of Economics» 37856 4456 11,8

Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники»/National Research University «Moscow Institute of Electronic Technology» 4849 305 6,3

Национальный исследовательский университет «МЭИ» National Research University «MPEI» 17837 2027 11,4

Национальный исследовательский университет ИТМО, г. Санкт-Петербург National Research University ITMO, St. Petersburg 13951 2587 18,5

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» National Research Nuclear University «MEPhI» 6059 1305 21,5

Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky 19457 1477 7,6

Новосибирский национальный исследовательский государственный университет Novosibirsk National Research State University 7944 612 7,7

Пермский государственный национальный исследовательский университет Perm State National Research University 12543 528 4,2

Пермский национальный исследовательский политехнический университет Perm National Research Polytechnic University 13217 652 4,9

Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина Russian State University of Oil and Gas named after I.M. Gubkin 9489 677 7,1

Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова Pirogov Russian National Research Medical University 10003 851 8,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва Samara National Research University named after Academician S.P. Korolev 15517 982 6,3

Санкт-Петербургский горный университет St. Petersburg Mining University 9573 1185 12,4

Санкт-Петербургский национальный исследовательский Академический университет имени Ж.И. Алфёрова РАН St. Petersburg National Research Academic University named after Zh.I. Alferov RAS 252 11 4,4

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого St. Petersburg Polytechnic University of Peter the Great 29347 5224 17,8

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Saratov National Research State University named after N.G. Chernyshevsky 17047 1148 6,7

Национальный исследовательский Томский государственный университет National Research Tomsk State University 13481 3254 24,1

Национальный исследовательский Томский политехнический университет National Research Tomsk Polytechnic University 11156 2606 23,4

Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) South Ural State University (National Research University) 20103 1997 9,9

Всего/Total 412683 47301 11,5

Источник: составлено автором по [24,25]. Source: compiled by the author according to [24, 25].

Сравнение НИУ по относительной величине, характеризующей масштабы привлечения иностранных студентов - доли иностранных граждан от общего числа обучавшихся, - показывает, что лидерами здесь являются сибирские вузы (Томский государственный университет (24,1 %) и Томский политехнический университет (22,4 %). Московский Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (21,5 %) и вузы «северной столицы» страны - Национальный исследовательский университет ИТМО (18,5 %) и Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (17,8 %) - занимают только третье, четвёртое и пятое места.

Таким образом, в настоящее время национальные исследовательские университеты российских регионов являются крупными значимыми центрами подготовки кадров высокой квалификации, успешно осуществляющими экспорт образовательных услуг. По объёмам привлечения на обучение иностранных граждан они вполне успешно конкурируют со столичными вузами страны.

Федеральной целевой программой развития образования на 2016-2020 г., принятой в мае 2015 г., было предусмотрено формирование сети опорных региональных университетов [26]. Реализация проекта «Развитие сети опорных университетов» началась в мае 2015 г., тогда же Минобрнауки России объявило конкурсный отбор участников. На основе двух волн конкурсного отбора статус опорного университета в 2016-2017 гг. получили 33 региональных университета [27].

Статус опорного университета предполагал приоритетную ориентированность высшего учебного заведения на содействие позитивным социально-экономическим процессам, протекающим в соответствующих субъектах Российской Федерации, в том числе за счёт создания университетских центров инновационного, технологического и социального развития. Проект был рассчитан на решение следующих ключевых проблем высшего образования российских регионов: сокращение оттока молодёжи из субъекта в другие крупные города страны; активизация научных исследований, ориентированных на региональную исследовательскую повестку; организация собственной подготовки кадров в магистратуре и аспирантуре; превращение крупных университетов в драйверы позитивных изменений городской и региональной среды [28].

На реализацию мероприятий проекта опорные вузы получали государственное финансирование при условии софинансирования из бюджетов регионов или за счёт собственных средств. Однако часть победителей второго конкурсного отбора (2017 г.) вообще не получила федерального финансирования - им по статусу опорного вуза была оказана только методическая поддержка Минобрнауки России [29].

В результате реализации мероприятий проекта «Развитие сети опорных университетов» участникам удалось запустить процесс по созданию региональной инновационной инфраструктуры - открытие технопарков, бизнес-инкубаторов, центров коллективного пользования оборудованием и других инфраструктурных объектов, интенсифицировать работу со стратегическими партнёрами, наладить взаимодействие с региональными властями по совершенствованию деятельности местных сообществ, по улучшению региональной и городской среды.

Полученные опорными вузами результаты в большинстве своём способствовали изменению своего позиционирования в регионе и участию в содействии социально-экономическому развитию соответствующих субъектов Российской Федерации. При этом общая численность обучавшихся по ОПОП ВО в вузах с таким статусом с 2017 по 2022 г. сократилась на 2,3 %. Рост контингента осваивающих программы бакалавриата, специалитета и магистратуры отмечался только в 14 опорных вузах из 33 (табл. 4).

Таблица 4. Изменение общей численности студентов и контингента иностранных граждан, обучавшихся по образовательным программам высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) в российских опорных

университетах в 2017 и 2022 гг. Table 4. Changes in the total number of students and the contingent of foreign citizens studying in educational programs of higher education for bachelor's, specialist's, and master's degrees at Russian flagship universities in 2017 and 2022

Наименование опорного университета Flagship university Общая численность студентов в вузе, чел. Total number of students at the university, men Общая численность иностранных граждан, чел. Total number of foreign citizens, men Доля иностранцев в общей численности студентов, % Share foreigners in the total number of students, % Изменение доли иностранцев за 2017-2022 гг., % Change in Share of foreigners for 2017-2022, %

2017 2022 2017 2022 2017 2022

Алтайский государственный университет Altai State University 11909 13631 909 2668 7,6 19,6 12,0

Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov 15502 12382 1184 1508 7,6 12,2 4,6

Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs 17199 14531 509 557 3,0 3,8 0,8

Волгоградский государственный технический университет Volgograd State Technical University 14830 13033 697 1337 4,7 10,3 5,6

Воронежский государственный технический университет Voronezh State Technical University 16861 15768 619 787 3,7 5,0 1,3

Вятский государственный университет (г. Киров) Vyatka State University (Kirov) 22053 16231 263 412 1,2 2,5 1,3

Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону) Don State Technical University (Rostov-on-Don) 29751 28687 1666 1723 5,6 6,0 0,4

Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov 7097 7330 449 1406 6,3 19,2 12,9

Кемеровский государственный университет Kemerovo State University 8278 12796 17 951 0,2 7,4 7,2

Костромской государственный университет Kostroma State University 7453 6096 22 125 0,3 2,1 1,8

Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov 12702 10472 500 294 3,9 2,8 -1,1

Марийский государственный университет Mari State University 7087 8461 628 2180 8,9 25,8 16,9

Мурманский арктический государственный университет Murmansk Arctic State University 4580 2057 32 19 0,7 0,9 0,2

Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева Nizhny Novgorod State Technical University named after R.E. Alekseeva 10251 9593 141 294 1,4 3,1 1,7

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого Yaroslav the Wise Novgorod State University 7523 7702 379 796 5,0 10,3 5,3

Новосибирский государственный технический университет Novosibirsk State Technical University 13433 14567 2314 1814 17,2 12,5 -4,7

Омский государственный технический университет Omsk State Technical University 16752 14762 3160 1702 18,9 11,5 -7,0

Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева Orel State University named after I. S. Turgenev 16564 14177 547 1969 3,3 13,9 10,6

Петрозаводский государственный университет Petrozavodsk State University 9191 8480 199 456 2,2 5,4 3,2

Псковский государственный университет Pskov State University 7774 7596 986 860 12,7 11,3 -1,4

Самарский государственный технический университет Samara State Technical University 18527 16687 490 616 2,7 3,7 1,0

Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина/Saratov State Technical University named after Yu.A. Gagarin 11138 11847 348 393 3,1 3,3 0,2

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнёва (г. Красноярск) Siberian State University of Science and Technology named after Academician M.F. Reshetnev (Krasnoyarsk) 15598 14616 496 391 3,2 2,7 -0,5

Сибирский государственный медицинский университет Минздрава России (г. Томск) Siberian State Medical University of the Ministry of Health of Russia (Tomsk) 5079 6939 1026 1595 20,2 23,0 2,8

Сочинский государственный университет Sochi State University 3983 3558 181 102 4,5 2,9 -1,6

Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin 7351 6164 134 186 1,8 3,0 1,2

Тольяттинский государственный университет Togliatti State University 11651 19717 372 1905 3,2 9,7 6,5

Тульский государственный университет Tula State University 14971 18422 1335 1044 8,9 5,7 3,2

Тюменский индустриальный университет Tyumen Industrial University 23564 17932 1172 1065 5,0 6,0 1,0

Ульяновский государственный университет Ulyanovsk State University 9521 10489 385 2122 4,0 20,2 16,2

Уфимский государственный нефтяной технический университет Ufa State Oil Technical University 14985 15724 827 933 5,5 5,9 0,4

Череповецкий государственный университет Cherepovets State University 5872 6813 45 184 0,8 2,7 1,9

Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова P.G. Demidov Yaroslavl State University 5915 6054 35 31 0,6 0,5 -0,1

Всего/Total 404945 393314 22067 32425 5,5 8,3 2,8

Источник: составлено автором по [25,27,30]. Source: compiled by the author according to [25, 27,30].

Статистические данные табл. 4 свидетельствуют о том, что максимальные темпы прироста численности обучающихся по ОПОП ВО среди опорных университетов продемонстрировали Тольяттинский государственный университет (69 %), Кемеровский государственный университет (55 %), Сибирский государственный медицинский университет Минздрава России (37 %) и Тульский государственный университет (23 %). Ещё в трёх опорных вузах регионов страны прирост отмечен на уровне 10-20 %; в остальных семи вузах, где отмечалась положительная динамика численности студентов, обучающихся по ОПОП ВО, данный показатель был ниже 10 %.

Среди опорных университетов за 2017-2022 гг. контингент осваивающих программы бакалавриата, специалитета и магистратуры наиболее значительно снизился в Мурманском арктическом государственном университете (на 55 %), в Вятском государственном университете (на 26 %), в Тюменском индустриальном университете (на 24 %) и в Белгородском государственном технологическом университете имени В.Г. Шухова (на 20 %). Восемь опорных университетов потеряли от 10 до 19 % численности обучающихся по ОПОП ВО, ещё 7 вузов данной категории недосчитались за этот период до 10 % своего контингента (табл. 4).

При этом количество иностранных студентов в опорных вузах в целом за 2017-2022 гг. увеличилось практически наполовину - с 22,2 до 32,4 тыс. человек (табл. 4). При сокращении общего контингента обучающихся по ОПОП ВО (на 11,6 тыс. чел.) и росте численности иностранцев (на 10,2 тыс. чел.) в опорных университетах заметно вырос показатель доли иностранных граждан в общей численности студентов - с 5,5 % в 2017 г. до 8,3 % в 2022 г.

Самое большое количество иностранцев, обучавшихся в 2022 г. в опорных вузах по ОПОП ВО, насчитывалось в Алтайском государственном университете (2,7 тыс. чел.), в Марийском государственном университете (2,2 тыс. чел.) и в Ульяновском государственном университете (2,1 тыс. чел.). За 2017-2022 гг. особенно значительно контингент иностранных студентов увеличился в следующих опорных вузах: Кемеровский государственный университет (в 7 раз), Костромской государственный университет (в 6 раз), Марийский государственный университет (в 3,5 раза), Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова и Алтайский государственный университет (в 3 раза).

Согласно специальной программе, утверждённой приказом Минобрнауки России от 7 августа 2015 г. № 811 [31], в целом на поддержку опорных университетов за 2016-2019 гг. было потрачено 5,313 млрд руб. из федерального бюджета, ещё 15,71 млрд привлечено из других источников софинансирования. В ходе выполнения программы в 1,6 раза выросло число выпускников системы дополнительного профессионального образования (ДПО), а доход от реализации программ ДПО - в 1,4 раза. Также в опорных вузах в 1,6 раза увеличился объём средств на проведение научно-исследовательской деятельности, привлечённых от индустриальных партнёров. Также повысилась доля выпускников (на 7 %, до 74,3 %), трудоустроившихся в регионах расположения опорных университетов, осуществлён переход на новые практики взаимодействия опорных вузов с регионами месторасположения [29].

В 2020 г. действие программы поддержки опорных университетов закончилось. Однако не всем опорным университетам за время выполнения программы удалось достичь плановых показателей в полном объёме, об одном из них - численность обучающихся по ОПОП ВО - речь уже шла. Не все опорные вузы увеличили долю доходов от научной деятельности; им не удалось снизить зависимость от федерального финансирования [32]. При этом участие в программе позволило университетам с данным стату-

сом усилить интеграцию с регионами месторасположения и значительно укрепить свои позиции на национальном и глобальном научно-образовательных рынках [33]. В результате региональные опорные вузы значительно увеличили контингент иностранных граждан, обучающихся по ОПОП ВО.

Государственная программа, которой было предусмотрено создание опорных вузов, в настоящее время уже не актуальна. При этом основные идеи данного проекта развиваются в новой программе - «Приоритет-2030» [34]. Целью данного проекта является формирование в России к 2030 г. более 100 прогрессивных современных университетов - центров научно-технологического и социально-экономического развития страны. Программа «Приоритет-2030» будет способствовать концентрации ресурсов для обеспечения вклада российских университетов в достижение национальных целей государства, в повышение научно-образовательного потенциала университетов и научных организаций, а также в усиление роли вузов в позитивных социально-экономических преобразованиях в российских регионах. Для участия в программе «Приоритет-2030» в настоящее время отобрано 132 университета из 56 субъектов Российской Федерации [35].

В настоящее время большие надежды по совершенствованию деятельности региональных вузов федеральные органы власти возлагают не только на осуществление мероприятий программы «Приоритет-2030», но также и на реализацию национального проекта «Наука и университеты» и федерального проекта «Россия - привлекательная для учёбы и работы страна» [36].

Органами власти в субъектах Российской Федерации, которые осуществляют переданные федеральным центром полномочия в сфере образования, являются министерства образования и науки республик, краёв и областей страны, в ряде субъектов - департаменты образования и науки. Они осуществляют государственный контроль в сфере образования на территории соответствующего субъекта, в том числе, за реализацией полномочий в сфере образования органами местного самоуправления [37].

Согласно действующему законодательству, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе организовывать предоставление высшего образования на конкурсной основе в образовательных организациях высшего образования субъектов Российской Федерации. Они имеют право осуществлять финансовое обеспечение получения высшего образования в федеральных государственных организациях и принимать участие в реализации их программ развития, сотрудничать в формировании учебной, производственной, социальной инфраструктуры [38].

Органы местного самоуправления в пределах своих зон ответственности принимают непосредственное участие в жизнедеятельности городов и других типов поселений, на территории которых расположены высшие учебные заведения [39]. Местные власти тщательно готовятся к приёму студентов, в том числе иностранных граждан, поскольку город должен быть комфортным, удобным, уютным и безопасным, чтобы быть достаточно привлекательным для пребывания. Студентам, в том числе и иностранным, должны быть доступны не только объекты образовательной и социальной инфраструктуры образовательного учреждения, но и находящиеся на территории муниципального образования кинотеатры, магазины, предприятия бытового обслуживания и другие объекты, необходимые для обеспечения их жизнедеятельности [40]. Поэтому активная политика региональных и местных властей в области привлечения на учёбу и создания условий для благополучного пребывания российских и иностранных студентов также даёт свои положительные результаты в виде увеличения в вузах контингента иностранных граждан.

В 2022 г. из 1208 организаций высшего образования 1118 вузов России (93 %) выразили готовность принять иностранных студентов [41]. Из общего числа вузов, в которых в 2022 г. проходили обучение иностранцы, 133 - это московские вузы и 64 - вузы г. Санкт-Петербурга, все остальные - это высшие учебные заведения других регионов страны.

Всего осваивающих программы бакалавриата, специалитета и магистратуры студентов в российских вузах в 2022 г. насчитывалось 4076,4 тыс. чел., из которых иностранные граждане составляли 351,5 тыс. чел. (8,6 %). В столичных вузах гг. Москвы и Санкт-Петербурга иностранцев обучалось 74,7 и 34,6 тыс. чел. соответственно, то есть в сумме 109,3 тыс. человек, или 31,1% от общего числа студентов-иностранцев в стране. При этом в российских региональных вузах проходили обучение 242,2 тыс. иностранных граждан, или 69 % от всех студентов-иностранцев, получающих образование по ОПОП ВО в России (рассчитано автором по [25]). Почти 85 тыс. чел. из числа иностранцев (24 % от всех иностранных студентов, обучавшихся в России) получали образование в федеральных университетах, в региональных научно-исследовательских университетах и в опорных университетах субъектов Российской Федерации (табл. 2-4).

Активная государственная поддержка региональных вузов в Российской Федерации привела к тому, что в последние полтора десятилетия происходит перенаправление потоков образовательных иммигрантов из мегаполисов страны в сторону республиканских, краевых, областных центров и других городов. Так, только за 2007/08-2018/19 академические годы число иностранных граждан, осваивавших ОПОП ВО в мегаполисах России (в Москве и Санкт-Петербурге), сократилось на 17 %. При этом в республиканских, краевых и областных центрах отмечен прирост более чем на 14 процентных пунктов. Контингент иностранных граждан, получающих образование в других городах РФ, вырос более чем в 2 раза. Подобная переориентация студенческой миграции связана не только с высокой стоимостью обучения и проживания в столичных российских городах, с выходом значительной части мигрантов из провинциальных местностей и наличием фобий в отношении пребывания в мегаполисах. Немаловажное значение имеет доверие иностранцев к высокому уровню образования и достойные социально-бытовые условия пребывания, которые могут обеспечить региональные вузы России [42, 43].

Известно, что иностранные граждане, приезжающие в регионы России на учёбу, приносят доход не только путём оплаты образовательных услуг, но и осуществляют значительные расходы на социально-бытовые и культурные нужды, которые сопоставимы с суммами оплаты обучения, а иногда и превосходят их [44]. Кроме того, экспорт образовательных услуг способствует обеспечению занятости административно-хозяйственного, профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного состава российских организаций высшего образования. Используя право подработки во время учёбы, иностранные студенты компенсируют дефицит кадров на местных рынках труда, особенно в сфере услуг, а также и в профессиональной занятости по направлению осваиваемой образовательной программы. Иностранцы - выпускники российских вузов, выразившие желание остаться в регионе после окончания вуза, - не только пополняют ряды кадров высокой квалификации. Реализация ими репродуктивных намерений положительным образом сказывается на оздоровлении демографической ситуации в регионах страны. Поэтому власти российских регионов заинтересованы в привлечении в региональные вузы иностранных студентов, чтобы с их помощью решать насущные экономические, демографические, кадровые и имиджевые задачи.

Заключение

В Российской Федерации за последние полтора десятилетия органами государственной власти всех уровней принят целый ряд нормативно-правовых документов и обеспечено их выполнение по развитию системы высшего образования в регионах страны.

Как показал проведённый анализ, конструктивным оказался Проект 5-100, участники которого значительно повысили свою узнаваемость и конкурентоспособность, сформировали современную научную инфраструктуру и усовершенствовали инструменты своего дальнейшего развития. Важнейшим нововведением оказалось и формирование в стране сети федеральных университетов, которые не только предоставляют образовательные услуги высокого уровня, но и организовывают проведение научных исследований мирового уровня. На основе принципов интеграции науки и образования в Российской Федерации создана новая категория вузов - национальный исследовательский университет, - которые являются крупными центрами подготовки кадров высокой квалификации и имеют достаточно высокий авторитет в мировом образовательном пространстве.

Развитию и укреплению вузовской системы регионов страны способствовало и формирование сети опорных региональных университетов, которые не только предоставляют образовательные услуги высокого качества и проводят глубокий анализ региональных проблем, но и являются локомотивами благоприятных перемен городской и региональной среды.

Высокие стандарты качества образования, наличие возможностей организации научных-изысканий в лабораториях мирового уровня, доступность социально-бытовой инфраструктуры и высокий уровень обслуживания положительно влияют на повышение привлекательности региональных вузов для иностранных граждан. Поэтому численность иностранных студентов, осваивающих образовательные программы бакалавриата, специалитета и магистратуры в вузах российских регионов, постоянно возрастает.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. World Migration Report 2022 (Russian). Доклад о миграции в мире 2022 // Publications Platform IOM un Migration. URL: https://publications.iom.int/books/world-migration-report-2022-russian (дата обращения 12.05.2023).

2. Black J. Global migration indicators 2021. International Organization for Migration (IOM). - Geneva, 2021. - 72 p. URL: https://publications.iom.int/system/files/pdf/Global-Migration-Indicators-2021_0.pdf (дата обращения 12.05.2023)

3. Николаев В.К. Экспорт образования в вузах России в условиях новой реальности // Высшее образование в России. - 2022. - № 2. - Т. 31. - С. 149-166. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-2-149-166.

4. Майер А. Россия заняла шестое место в мире по числу иностранных студентов // Ведомости. 13 марта 2023 г. URL: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2023/03/13/966139-rossiya-zanyala-6-e-mesto-po-chislu-inostrannih-studentov?ysclid=ljyl9tmsdm282074947 (дата обращения 15.03.2023).

5. Мы гостеприимны и рады видеть абитуриентов из разных стран // Мир 24. Новости. URL: https://mir24.tv/news/16558671/zamministra-obrazovaniya-rf-my-gostepriimny-i-rady-videt-abiturientov-iz-raznyh-stran (дата обращения 14.07.2023).

6. Число иностранных студентов в России за три года выросло на 26 тысяч // Минобрнауки России. Новости. URL: https ://minobrnauki. gov. ru/press-center/news/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/46158/ (дата обращения 18.02.2023).

7. Фальков рассчитывает, что число иностранных студентов в вузах России не сократится // ТАСС. URL: https://tass.ru/obschestvo/17623459?ysclid=lk162d5pc9192898589 (дата обращения 14.05.2023).

8. Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 № 2150 // Правительство Российской Федерации. URL: http://government.ru/docs/all/131611/ (дата обращения 17.02.2023).

9. О грантовой поддержке талантливых иностранных граждан и лиц без гражданства, обучающихся в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.2022 № 1352 // Правительство Российской Федерации. URL: http://government.ru/docs/all/142429/ (дата обращения 25.04.2023).

10. Проект 5-100 подводит итоги уходящего года: вузы-участники в рейтингах // Минобрнауки России. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/nauka-i-obrazovanie/23049/ (дата обращения 12.02.2023).

11. О федеральных университетах: указ Президента РФ от 07.05.2008 № 716 // Гарант. URL: https://base.garant.ru/193234/?ysclid=lkz8y4b49v248226954#friends (дата обращения 20.04.2023).

12. Федеральные вузы России: список 2023 // Zaochnik. URL: https://zaochnik.ru/blog/federalnye-vuzy-rossii/ (дата обращения 16.05.2023).

13. Отчёт о результатах самообследования федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» за

2022 год // Казанский (Приволжский) федеральный университет. URL: https://kpfu.ru/sveden/files/ 001780.pdf (дата обращения 16.05.2023).

14. Отчёт о самообследовании деятельности Уральского федерального университета. - Екатеринбург,

2023 // Уральский федеральный университет. URL: https://urfu.ru/fileadmin/user_upload/urfu.ru/ docu-ments/self/2023/samoobsledovanie_URFU_Ekaterinburg.pdf (дата обращения 17.05.2023).

15. Отчёт о самообследовании федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» в 2022 году // Сибирский федеральный университет. URL: https://about.sfu-kras.ru/docs/8991/pdf/830858 (дата обращения 18.05.2023).

16. Отчёт о самообследовании федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Южный федеральный университет» за 2022 год // Южный федеральный университет. URL: https://sfedu.ru/docs/ufudoc/spec/samoobsled_2022.pdf (дата обращения 18.05.2023).

17. Отчёт о самообследовании за 2022 год // Крымский федеральный университет. URL: https://cfuv.ru/wp-content/uploads/2023/06/0тчет-осамообследовании-за-2022-г.-в-ред.-от-20.04_итог-меж..pdf (дата обращения 19.05.2023).

18. Отчёт о самообследовании федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Дальневосточный федеральный университет» // Дальневосточный федеральный университет. URL: https://www.dvfu.ru/upload/medialibrary/1c3/fs2a5id1v3mvz46sz06 ctlkaiyms266m/ ДВФУ%20подписано.pdf (дата обращения 19.05.2023).

19. Отчёт о самообследовании федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» за 2022 г. // СевероКавказский федеральный университет. URL: https://www.ncfu.ru/export/uploads/docs-university/ Dokumenty-Samoobsledovanie/SKFU-samoobsledovanie-za-2022.pdf (дата обращения 18.05.2023).

20. Отчёт о результатах самообследования ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» за 2022 год // Северо-Восточный федеральный университет. URL: https://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/strukturnye-podrazdeleniya/DSR/YearResults/ NEFU_2022.pdf (дата обращения 19.05.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Отчёт о самообследовании федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» // Официальный сайт Северного (Арктического) федерального университета. URL: https://narfu.ru/upload/medialibrary/e7c/samoobsledovanie2023.pdf (дата обращения 19.05.2023).

22. Отчёт о самообследовании федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта» за 2022 год // Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта. URL: https://kantiana.ru/ upload/iblock/aad/pqcqngdja18b3p8fpkax4087726v1zu6/0tchyet-o-samoobsledovanii-BFU-im.-I.-Kanta-za-2022-god.pdf (дата обращения 19.05.2023).

23. О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов: указ Президента Российской Федерации от 07.10.2008 № 1448 // Президент России. Документы. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/28121 (дата обращения 27.05.2023).

24. Национальные исследовательские университеты России: список 2023 // Zaochnik. Учебный сервис для студентов. URL: https://zaochnik.ru/blog/natsionalnye-issledovatelskie-universitety-rossii/?ysclid= lkz9y81xhp568623082 (дата обращения 27.05.2023).

25. Характеристика системы высшего образования в РФ. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования. 2022 // Главный информационно-вычислительный центр. URL: https://monitoring.miccedu.ru/ ?m= vpo&year=2022 (дата обращения 23.04.2023).

26. О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 № 497 // Гарант. URL: https://base.garant.ru/ 57407977/?ysclid=llarwi1wpq944172091 (дата обращения 17.04.2023).

27. Опорные вузы России: что это значит, список - 2023 // Zaochnik. Учебный сервис для студентов. URL: https://zaochnik.ru/blog/opornye-vuzy-rossii/ (дата обращения 27.05.2023).

28. Итоги реализации программ развития опорных университетов в 2016 г. / И.В. Аржанова, А.Б. Воров, Д.О. Дерман, Э.А. Дьячкова, А.В. Клягин // Университетское управление: практика и анализ. -2017. - № 4. - Т. 21. - С. 11-21. DOI: https://doi.org/10.15826/umpa.2017.04.045.

29. Ерохина Е. Опорный университет: что это за статус // Skillbox Media. Образование. URL: https://skillbox.ru/media/education/opornyy-universitet-chto-eto-za-status/?ysclid=lldzm8izs8992288863 (дата обращения 28.05.2023).

30. Отчёт о самообследовании федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Костромской государственный университет» // Костромской государственный университет. URL: https://ksu.edu.ru/files/Svedeniya_ob_organisacii/Dokumenty/ Othet_o_samoobsledovanii_20.04.2018.pdf (дата обращения 27.05.2023).

31. О проведении конкурсного отбора образовательных организаций высшего образования на финансовое обеспечение программ развития федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счёт средств федерального бюджета в 2016-2018 годах: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.08.2015 № 811 // Гарант. URL: https://base.garant.ru/71244466/?ysclid=llbdvshti8982471512 (дата обращения 17.05.2023).

32. Корчагина И. В. Доходы опорных университетов России: динамика и тенденции // Университетское управление: практика и анализ. - 2021. - № 2. - Т. 25. - С. 141-157. DOI: https://doi.org/10.15826/umpa.2021.02.020.

33. Опорные университеты - потенциал развития регионов и отраслей / А.В. Берестов, А.И. Гусева,

B.М. Калашник, В.И. Каминский, С.В. Киреев, С.М. Садчиков // Высшее образование в России. -2020. - № 8/9. - С. 9-25. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-9-25.

34. О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» (с изменениями и дополнениями): постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.2021 № 729 // Гарант. URL: https://base.garant.ru/400793960/?ysclid=llnn56nbzc426602138 (дата обращения 26.04.2023).

35. Программа «Приоритет-2030». Лидерами становятся // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Аналитика программы «Приоритет-2030». URL: https://priority2030.ru/ analytics (дата обращения 11.05.2023).

36. Лебедева Т. В. Высшее образование Российской Федерации в условиях интернационализации образовательной среды: нормативно-правовое обеспечение // Миграционное право. - 2022. - № 3. -

C. 25-36. DOI: 10.18572/2071-1182-2022-3-25-36.

37. Об образовании в Российской Федерации. Глава 1. Статьи 7, 8, 9: федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Официальный сайт Президента России. Документы. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/ 36698/page/2 (дата обращения 14.04.2023).

38. О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» и статью 8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»»: федер. закон от 16.042022 № 108-ФЗ // Официальный сайт Президента России. Документы. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47726 (дата обращения 14.04.2023).

39. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (в последней редакции): федер. закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_44571/?ysclid=llntn1j5by695732566 (дата обращения 05.08.2023).

40. Лебедева Т.В. Взаимодействие российских вузов и органов местного самоуправления по вопросам образовательной миграции // Муниципальные образования регионов России: проблемы исследования, развития и управления: материалы V Всероссийской межведомственной научно-практической конференции с международным участием (г. Воронеж, 10-12 ноября 2022 года). - Воронеж: Цифровая полиграфия, 2022. - С. 648-653.

41. Лебедева Т.В. Влияние международной образовательной миграции на развитие современной системы высшего образования в Российской Федерации // Векторы благополучия: экономика и социум. -2022. - № 4 (47). - С. 23-39. D0I: 10.18799/26584956/2022/4/1345.

42. Лебедева Т. В. Региональные особенности образовательных иммиграционных потоков // Международный демографический форум «Демография и глобальные вызовы». - Воронеж: Цифровая полиграфия, 2021. - С. 944-949.

43. Фофанова К.В., Сычев А.А. К проблеме привлечения иностранных студентов в российские регионы // Гуманитарные и политико-правовые исследования. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-privlecheniya-inostrannyh-studentov-v-rossiyskie-regiony (дата обращения 25.05.2023).

44. Воробьёва О.Д., Гребенюк А.А., Лебедева Т.В. Учебная миграция в Российскую Федерацию: региональная дифференциация и вклад в социально-экономическое развитие регионов // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. URL: https://eee-region.ru/article/6506/ (дата обращения 28.05.2023). DOI: 10.24412/1999-2645-2021-165-6.

Поступила: 03.07.2023.

Принята после рецензирования: 20.09.2023.

UDC 378.014:314.74

DEVELOPMENT OF REGIONAL UNIVERSITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION: IMPACT ON EDUCATIONAL IMMIGRATION

Tamara V. Lebedeva,

shonohova@rambler.ru

Lomonosov Moscow State University, 1, bld. 13, Leninskie Gory street, Moscow, 119991, Russia

Tamara V. Lebedeva, Cand. Sc., associate professor, research scientist, Lomonosov Moscow State University.

Relevance. An analysis of scientific papers on international educational migration shows that most foreign and domestic studies have been carried out at the country level. These studies characterize the volume of exports of national educational services, state policy changes in attracting foreign citizens to study, features of adapting foreign students and integrating graduates in the national labor market. At the same time, the influence of international educational immigration on the processes, taking place in certain territories of states, in regions, districts, cities, is studied to a lesser extent. In these regions, the attraction of foreign citizens to study at local universities would be considered as a development priority and competitive advantage not only of a specific higher educational institution, but also territorial education in general. Therefore, identifying the features of modern development of universities in Russian regions and changing the volumes and directions of educational immigration are important and relevant areas of scientific research. The study aims at identifying the features of development of regional universities and impact of the changes, taking place in them, on educational immigration volume. Methods: statistical analysis, comparison, generalization, content analysis of documents, structural method of presenting the material. Results. The article analyzes the main legal documents of reforming the higher education system in Russian regions, highlights the features and results of implementation of projects and programs to improve the efficiency of regional universities. Particular attention is paid to the characteristics of the volumes and directions of educational immigration in the universities of the Russian regions. Conclusions. The formation of federal universities, national research universities, and the creation of a network of flagship regional universities contributed to the development and strengthening of the system of higher educational institutions in the Russian regions. The positive changes that have taken place in the higher education systems of the regions of the country contributed to an increase in the contingent of foreign students there.

Key words: regional universities, state support for regional universities, federal universities, national research universities, flagship universities, educational immigration, foreign students.

REFERENCES

1. World Migration Report 2022 (English). World Migration Report 2022. Publications Platform IOM un Migration. Official website of IOM. Available at: https://publications.iom.int/books/world-migration-report-2022-russian (accessed 12 May 2023).

2. Black J. Global migration indicators 2021. International Organization for Migration (IOM). Geneva, 2021. 72 p. Available at: https://publications.iom.int/system/files/pdf/Global-Migration-Indicators-2021_0.pdf (accessed 12 May 2023).

3. Nikolaev V.K. Exporting Russian higher education in the conditions of a new reality. Vysshee Obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, 2022, no. 2, vol. 31, pp. 149-166. In Rus. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-2-149-166.

4. Mayer A. Rossiya zanyala shestoe mesto v mire po chislu inostrannykh studentov [Russia ranked sixth in the world in terms of the number of foreign students]. Vedomosti. March 13, 2023. Available at: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2023/03/13/966139-rossiya-zanyala-6-e-mesto-po-chislu-ino-strannih-studentov?ysclid= ljyl9tmsdm282074947 (accessed 15 March 2023).

5. My gostepriimny i rady videt abiturientov iz raznykh stran [We are hospitable and glad to see applicants from different countries]. Mir 24. News. Available at: https://mir24.tv/news/16558671/zamministra-obrazovaniya-rf-my-gostepriimny-i-rady-videt-abiturientov-iz-raznyh-stran (accessed 14 June 2023).

6. Chislo inostrannykh studentov v Rossii za tri goda vyroslo na 26 tysyach [The number of foreign students in Russia has increased by 26 thousand in three years]. Minobrnauki Rossii. Available at: https:// minobr-nauki.gov.ru/press-center/news/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/46158/ (accessed 18 February 2023).

7. Falkov rasschityvaet, chto chislo inostrannykh studentov v vuzakh Rossii ne sokratitsya [Falkov expects that the number of foreign students in Russian universities will not decrease]. TASS. Available at: https://tass.ru/obschestvo/17623459?ysclid=lk162d5pc9192898589 (accessed 14 May 2023).

8. Ob ustanovlenii kvoty na obrazovanie inostrannykh grazhdan i lits bez grazhdanstva v Rossiyskoy Fede-ratsii [On establishing a quota for the education of foreign citizens and stateless persons in the Russian Federation]. Postanovlenie Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 18.12.2020 no. 2150 [Decree of the Government of the Russian Federation of December 18, 2020 No. 2150]. Pravitelstvo Rossiyskoy Federatsii. Available at: http://government.ru/docs/all/131611/ (accessed 17 February 2023).

9. O grantovoy podderzhke talantlivykh inostrannykh grazhdan i lits bez grazhdanstva, obuchayushchikhsya v rossiyskikh organizatsiyakh, osushchestvlyayushchikh obrazovatelnuyu deyatelnost na territorii Rossiyskoy Federatsii [On grant support for talented foreign citizens and stateless persons studying in Russian organizations carrying out educational activities on the territory of the Russian Federation]. Postanovlenie Pravi-telstva Rossiyskoy Federatsii ot 29.07.2022 no. 1352 [Decree of the Government of the Russian Federation of July 29, 2022 No. 1352]. Pravitelstvo Rossiyskoy Federatsii. Available at: http://government.ru/docs/ all/142429/ (accessed 25 April 2023).

10. Proekt 5-100 podvodit itogi ukhodyashchego goda: vuzy-uchastniki v reytingakh [Project 5-100 sums up the results of the outgoing year: participating universities in ratings]. Minobrnauki Rossii. Available at: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/nauka-i-obrazovanie/23049/ (accessed 12 February 2023).

11. O federalnykh universitetakh [On federal universities]. Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2008 no. 716 [Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2008 N 716]. Garant. Available at: https://base.garant.ru/193234/?ysclid=lkz8y4b49v248226954#friends (accessed 20 April 2023).

12. Federalnye vuzy Rossii: spisok 2023 [Federal universities of Russia: list 2023]. Zaochnik. Available at: https://zaochnik.ru/blog/federalnye-vuzy-rossii/ (accessed 16 May 2023).

13. Otchet o rezultatakh samoobsledovaniya federalnogo gosudarstvennogo avtonomnogo obrazovatelnogo uchrezhdeniya vysshego obrazovaniya «Kazanskiy (Privolzhskiy) federalny universitet» za 2022 god [Report on the results of self-examination of the federal state autonomous educational institution of higher education «Kazan (Volga Region) Federal University» for 2022]. Kazan (Volga Region) Federal University. Available at: https://kpfu.ru/sveden/files/001780.pdf (accessed 16 May 2023).

14. Otchet o samoobsledovanii deyatelnosti Uralskogo federalnogo universiteta [Report on the self-examination of the activities of the Ural Federal University]. Ural Federal University. Available at: https://urfu.ru/fileadmin/user_upload/urfu.ru/documents/self/2023/samoobsledovanie_URFU_Ekaterinburg. pdf (accessed 17 May 2023).

15. Otchet o samoobsledovanii federalnogo gosudarstvennogo avtonomnogo obrazovatelnogo uchrezhdeniya vysshego obrazovaniya «Sibirskiy federalny universitet» v 2022 g. [Report on self-examination of the federal state autonomous educational institution of higher education «Siberian Federal University» in 2022]. Siberian Federal University. Available at: https://about.sfu-kras.ru/docs/8991/pdf/830858 (accessed 18 May 2023).

16. Otchet o samoobsledovanii federalnogo gosudarstvennogo avtonomnogo obrazovatelnogo uchrezhdeniya vysshego obrazovaniya «Yuzhny federalny universitet» za 2022 god [Self-examination report of the federal state autonomous educational institution of higher education «Southern Federal University» for 2022]. Southern Federal University. Available at: https://sfedu.ru/docs/ufudoc/spec/samoobsled_2022.pdf (accessed 18 May 2023).

17. Otchet o samoobsledovanii za 2022 god [Self-examination report for 2022]. Crimean Federal University. Available at: https://cfuv.ru/wp-content/uploads/2023/06/Self-examination-report-for-2022-as-ed.-dated-20.04_total-inter.pdf (accessed 19 May 2023).

18. Otchet o samoobsledovanii federalnogo gosudarstvennogo avtonomnogo obrazovatelnogo uchrezhdeniya vysshego obrazovaniya «Dalnevostochny federalny universitet» [Report on self-examination of the federal state autonomous educational institution of higher education «Far Eastern Federal University»]. Far Eastern Federal University. Available at: https://www.dvfu.ru/upload/medialibrary/1c3/ fs2a5id1v3mvz46sz06ctlkaiyms266m/FEFU%20signed.pdf (accessed 19 May 2023).

19. Otchet o samoobsledovanii federalnogo gosudarstvennogo avtonomnogo obrazovatelnogo uchrezhdeniya vysshego obrazovaniya «Severo-Kavkazskiy federalny universitet» za 2022 g. [Self-examination report of the federal state autonomous educational institution of higher education «North Caucasus Federal Universi-

ty» for 2022]. North Caucasus Federal University. Available at: https://www.ncfu.ru/export/uploads/docs-university/Documenty-Samoobsledovanie/SKFU-samoobsledovanie-za-2022.pdf (accessed 18 May 2023).

20. Otchet o rezultatakh samoobsledovaniya FGAOU VO «Severo-Vostochny federalny universitet imeni M.K. Ammosova» za 2022 god [Report on the results of self-examination of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «North-Eastern Federal University named after M.K. Ammo-sov» for 2022]. North-Eastern Federal University. Available at: https://www.s-vfu.ru/universitet/ rukovod-stvo-i-struktura/strukturnye-podrazdeleniya/DSR/YearResults/NEFU_2022.pdf (accessed 19 May 2023).

21. Otchet o samoobsledovanii federalnogo gosudarstvennogo avtonomnogo obrazovatelnogo uchrezhdeniya vysshego obrazovaniya «Severny (Arkticheskiy) federalny universitet imeni M.V. Lomonosova» [Self-examination report of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov»]. Northern (Arctic) Federal University. Available at: https://narfu.ru/upload/medialibrary/e7c/samoobsledovanie2023.pdf (accessed 19 May 2023).

22. Otchet o samoobsledovanii federalnogo gosudarstvennogo avtonomnogo obrazovatelnogo uchrezhdeniya vysshego obrazovaniya «Baltiyskiy federalny universitet imeni Immanuila Kanta» za 2022 god [Self-examination report of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Immanuel Kant Baltic Federal University» for 2022]. Immanuel Kant Baltic Federal University. Available at: https://kantiana.ru/upload/iblock/aad/pqcqngdja18b3p8fpkax4087726v1zu6/Otchyet-o-samoobsledovanii-BFU-im.-I.-Kanta-za-2022-god.pdf (accessed 19 May 2023).

23. O realizatsii pilotnogo proekta po sozdaniyu natsionalnykh issledovatelskikh universitetov. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 07.10.2008 № 1448 [On the implementation of a pilot project to create national research universities. Decree of the President of the Russian Federation of October 7, 2008 No. 1448]. Pre-zidentRossii. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/28121 (accessed 27 May 2023).

24. Natsionalnye issledovatelskie universitety Rossii: spisok 2023 [National Research Universities of Russia: List 2023]. Zaochnik. Available at: https://zaochnik.ru/blog/natsionalnye-issledovatelskie-universitety-rossii/?ysclid=lkz9y81xhp568623082 (accessed 27 May 2023).

25. Kharakteristika sistemy vysshego obrazovaniya v RF. Informatsionno-analiticheskie materialy po rezulta-tam provedeniya monitoringa deyatelnosti obrazovatelnykh organizatsiy vysshego obrazovaniya. 2022 [Characteristics of the system of higher education in the Russian Federation. Information and analytical materials based on the results of monitoring the activities of educational institutions of higher education. 2022]. Glavny informatsionno-vychislitelny tsentr. Available at: https://monitoring.miccedu.ru/?m= vpo&year=2022 (accessed 23 April 2023).

26. O Federalnoy tselevoy programme razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gody [On the Federal Target Program for the Development of Education for 2016-2020]. Postanovlenie Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 23.05.2015 no. 497 [Decree of the Government of the Russian Federation of May 23, 2015 No. 497]. Garant. Available at: https://base.garant.ru/ 57407977/?ysclid=llarwi1wpq944172091 (accessed 17 April 2023).

27. Opornye vuzy Rossii: chto eto znachit, spisok - 2023 [Flagship universities in Russia: what does it mean, list - 2023]. Zaochnik. Available at: https://zaochnik.ru/blog/opornye-vuzy-rossii/ (accessed 27 May 2023).

28. Arzhanova I.V., Vorov A.B., Derman D.O., Dyachkova E.A., Klyagin A.V. Results of pillar universities development program implementation for 2016. University Management: Practice and Analysis, 2017, no. 4, vol. 21, pp. 11-21. In Rus. DOI: https://doi.org/10.15826/umpa.2017.04.045.

29. Erokhina E. Oporny universitet: chto eto za status [Flagship university: what is this status]. Skillbox Media. Education. Available at: https://skillbox.ru/media/education/opornyy-universitet-chto-eto-za-status/?ysclid=lldzm8izs8992288863 (accessed 28 May 2023).

30. Otchet o samoobsledovanii federalnogo gosudarstvennogo byudzhetnogo obrazovatelnogo uchrezhdeniya vysshego obrazovaniya «Kostromskoy gosudarstvenny universitet» [Report on self-examination of the federal state budgetary educational institution of higher education «Kostroma State University»]. Kostroma State University. Available at: https://ksu.edu.ru/files/Svedeniya_ob_organisacii/Documenty/Othet_o_ sa-moobsledovanii_20.04.2018.pdf (accessed 27 May 2023).

31. O provedenii konkursnogo otbora obrazovatelnykh organizatsiy vysshego obrazovaniya na finansovoe obespechenie programm razvitiya federalnykh gosudarstvennykh obrazovatelnykh organizatsiy vysshego obrazovaniya za shchet sredstv federalnogo byudzheta v 2016-2018 godakh [On the competitive selection of educational institutions of higher education for financial support of development programs for federal state educational institutions of higher education at the expense of the federal budget in 2016-2018]. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 07.08.2015 № 811 [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated August 7, 2015 No. 811]. Garant. Available at: https://base.garant.ru/71244466/?ysclid=llbdvshti8982471512 (accessed 17 May 2023).

32. Korchagina I.V. Russian flagship universities' incomes: dynamics and tendencies. University Management: Practice and Analysis, 2021, no. 2, vol. 25, pp. 141-157. In Rus. DOI: https://doi.org/10.15826/ umpa.2021.02.020.

33. Berestov A.V., Guseva A.I., Kalashnik V.M., Kaminsky V.I., Kireev S.V., Sadchikov S.M. Flagship universities as development potential of regions and industries. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, 2020, vol. 29, no. 8/9, pp. 9-25. In Rus. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-9-25.

34. O merakh po realizatsii programmy strategicheskogo akademicheskogo liderstva «Prioritet-2030» (s iz-meneniyami i dopolneniyami) [On measures to implement the program of strategic academic leadership «Priority-2030» (with amendments and additions)]. Postanovlenie Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 13.05.2021 no. 729 [Decree of the Government of the Russian Federation of May 13, 2021 No. 729]. Garant. Available at: https:/ /base.garant.ru/400793960/?ysclid=llnn56nbzc426602138 (accessed 26 April 2023).

35. Programma «Prioritet-2030». Liderami stanovyatsya [Program «Priority-2030». Leaders become]. Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation. Analytics of the Priority-2030 program. Available at: https://priority2030.ru/analytics (accessed 11 May 2023).

36. Lebedeva T.V. Higher education in the Russian Federation in the conditions of internationalization of the educational environment: regulatory support. Migration law, 2022, no. 3, pp. 25-36. In Rus. DOI: 10.18572/2071-1182-2022-3-25-36.

37. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii. Glava 1. Stati 7, 8, 9 [On education in the Russian Federation. Chapter 1. Articles 7, 8, 9]. Federalny zakon ot 29.12.2012 no. 273-FZ [Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FL]. President of Russia. Documentation. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/ 36698/page/2 (accessed 14 April 2023).

38. O vnesenii izmeneniy v statyu 12 Federalnogo zakona «O nauke i gosudarstvennoy nauchno-tekhnicheskoy politike» i statyu 8 Federalnogo zakona «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» [On Amendments to Article 12 of the Federal Law «On Science and State Science and Technology Policy» and Article 8 of the Federal Law «On Education in the Russian Federation»]. Federalny zakon ot 16.04.2022 no. 108-FZ [Federal Law of April 16, 2022 No. 108-FL]. President of Russia. Documentation. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47726 (accessed 14 April 2023).

39. Ob obshchikh printsipakh organizatsii mestnogo samoupravleniya v Rossiyskoy Federatsii (v posledney redaktsii) [On the General Principles of Organization of Local Self-Government in the Russian Federation (as amended)]. Federalny zakon ot 06.10.2003 no. 131-FZ [Federal Law of 06.10.2003 No. 131-FL]. Con-sultantPlus. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/?ysclid= llntn1j5by695732566 (accessed 5 June 2023).

40. Lebedeva T.V. Vzaimodeystvie rossiyskikh vuzov i organov mestnogo samoupravleniya po voprosam obrazovatelnoy migratsii [Interaction between Russian universities and local governments on educational migration]. Materialy V Vserossiyskoy mezhvedomstvennoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdu-narodnym uchastiem. Munitsipalnye obrazovaniya regionov Rossii: problemy issledovaniya, razvitiya i up-ravleniya [Municipal formations of Russian regions: problems of research, development and management. Materials of the V All-Russian Interdepartmental Scientific and Practical Conference with International Participation]. Voronezh, Digital Printing Publ. House, 2022. pp. 648-653.

41. Lebedeva T.V. Impact of international educational migration for the development of the modern system of higher education in the Russian federation. Journal of Wellbeing Technologies, 2022, no. 4 (47), pp. 23-39. In Rus. DOI: 10.18799/26584956/2022/4/1345.

42. Lebedeva T.V. Regionalnye osobennosti obrazovatelnykh immigratsionnykh potokov [Regional features of educational immigration flows]. Mezhdunarodny demograficheskiy forum. Demografiya i globalnye vyzovy [International Demographic Forum. Demography and Global Challenges]. Voronezh, Digital Printing Publ. House, 2021. pp. 944-949.

43. Fofanova K.V., Sychev A.A. Towards the problem of attracting foreign students to Russian regions. Gumanitarnye i politiko-pravovye issledovaniya. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-privlecheniya-inostrannyh-studentov-v-rossiyskie-regiony (accessed 25 May 2023).

44. Vorobeva O.D., Grebenyuk A.A., Lebedeva T.V. Educational migration to the Russian federation: regional differentiation and contribution to the socio-economic development of regions. Regional economy and management: electronic scientific journal. In Rus. Available at: https://eee-region.ru/article/6506/ (accessed 28 May 2023). DOI: 10.24412/1999-2645-2021-165-6.

Received: 3 July 2023.

Reviewed: 20 September 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.