Однако эта политика транслирует на региональный уровень единые подходы, связанные с приоритетом задачи снижения рисков социальной напряженности над задачей уменьшения безработицы. Этим определяются общий низкий уровень финансирования политики занятости, значительное ограничение реципиентов поддержки и сильный упор на пассивную политику. За весь постсоветский период регистрируемая безработица не вышла за рамки уровня фрикционного вида, хотя в среднем по РФ даже в последние годы экономического роста она не опускалась ниже естественного уровня. Вследствие этого поддержка предоставляется в основном наиболее уязвимому контингенту, тогда как две трети безработных лишены государственной помощи. Кроме того, занижение официальной безработицы до уровня полной занятости ведет к оказанию поддержки, неадекватной реальным видам и социальным рискам безработицы.
Изучение практики финансирования политики занятости на региональном уровне за счет средств федерального бюджета позволило выявить ряд механизмов реализации общих подходов к этой политике.
Определено, как распределение финансовых ресурсов по регионам способствует ограничению регистраций. Несмотря на то, что душевые расходы федерального бюджета растут по мере увеличения регистрируемой безработицы, их нарастание происходит в убывающей прогрессии. В том же направлении действует финансирование активной политики: расходы на одного безработного при увеличении регистрируемой безработицы имеют тенденцию к снижению. Тем самым создаются стимулы для регионов уменьшать регистрируемый контингент.
Аналогичные стимулы, но уже для самих безработных формирует финансирование пассивной политики. После трансформации пособия по безработице из страхового в социальное распределение по регионам расходов на денежные выплаты стало уравнительным. С учетом низких размеров пособия заинтересованность безработных в регистрации тем ниже, чем выше региональный уровень жизни.
Такое финансовое обслуживание политики занятости на региональном уровне способствует селекции незащищенных безработных (самых уязвимых среди уязвимых), помощь которым носит более щедрый и более комплексный характер. Следует отметить, что ориентация на подобную селекцию - общая черта политики, направленной на помощь незащищенным слоям.
Федосеев С.В.
к.э. н., докторант Военного университета
РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ (НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА)
Движение Российской Федерации по рыночному курсу социально-экономического развития - явление многофакторное и многоаспектное. Проведение экономической реформы в России показало, что политика, в основе которой лежит представление об однородности хозяйственной системы, является в значительной степени ограниченной и неэффективной.
Огромные различия в экономических, природно-географических, социально-демографических, политических и других условиях в многочисленных регионах (в структуре экономического пространства 83 региона - субъекта Федерации) исключают унифицированный подход к проведению экономических реформ, ориентированных на средние условия, требуют проведения гибкой региональной политики с учетом особенностей каждого региона [5, с. 58].
В данной публикации под «регионом» мы понимаем субъект Российской Федерации, представляющий собой административно очерченное пространство и в то же время обособленный социально-экономический (хозяйственный) комплекс с сильной взаимосвязанностью своих структурных элементов, в котором складывается и реализуется совокупность процессов воспроизводства жизнеобеспечения данной территории.
Эта ситуация требует применения новых инструментов поддержания и повышения конкурентоспособности регионов.
На первое место выходит кластерный подход - поддержка и развитие кластеров в приоритетных сферах региональной экономики как групп географически соседствующих и взаимосвязанных предприятий и связанных с ними организаций, которые характеризуются общностью деятельности и взаимодополняют друг друга [3].
На федеральном уровне Министерство экономического развития Российской Федерации выступает координатором реализации кластерной политики в регионах.
Кластер - сконцентрированная на определенной территории группа взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга хозяйствующих субъектов (предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг), научно-исследовательских и образовательных организаций, которые находятся в отношениях функциональной зависимости в процессе производства и реализации товаров и услуг в определённой сфере.
Вариант схемы взаимодействия предприятий в кластере представлен на рис. 1.
Участниками кластера могут являться:
- предприятия и организации, специализирующиеся на профильных видах деятельности;
- предприятия и организации, поставляющие продукцию или оказывающие услуги для специализированных предприятий;
- предприятия и организации, обслуживающие отрасли общего пользования, включая транспортную, энергетическую, природоохранную, информационно-телекоммуникационную и инженерную инфраструктуру;
Рисунок 1.
Схема взаимодействия предприятий в кластере (вариант) [6]
- организации рыночной инфраструктуры (аудиторские, консалтинговые, кредитные и финансовые, страховые и лизинговые услуги, логистика, торговля, операции с недвижимостью);
- научно-исследовательские и образовательные организации;
- некоммерческие и общественные организации, объединения предпринимателей, торгово-промышленные палаты;
- организации инновационной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: бизнес-инкубаторы, технопарки, индустриальные (промышленные) парки, венчурные фонды, центры трансфера технологий, центры развития дизайна, центры энергосбережения, центры поддержки субподряда (субконтрактации); центры и агентства регионального и муниципального развития, привлечения инвестиций, агентства по поддержке экспорта товаров, государственные и муниципальные фонды поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства и др.
Основными признаками кластера являются:
- сильные конкурентные позиции на общероссийском и (или) международном рынках и (или) высокий экспортный потенциал участников кластеров;
- наличие конкурентных преимуществ территории;
- географическая концентрация и близость расположения участников кластера, обеспечивающая возможности для их активного взаимодействия;
- количество участников, достаточное для возникновения позитивных эффектов кластерного взаимодействия;
- эффективное взаимодействие между участниками кластера, включая, в том числе использование механизмов аутсорсинга и субконтрактации;
- высокие показатели темпов роста новых рабочих мест, выручки и рентабельности участников кластера.
Типы кластеров. С учетом отраслевой специфики выделяются следующие типы кластеров [4]:
1. Дискретные кластеры включают предприятия, производящие продукты (и связанные услуги), состоящие из дискретных компонентов, включая предприятия автомобилестроения, авиационной промышленности, судостроения, двигателестроения, иных отраслей машиностроительного комплекса и др.
2. Процессные кластеры образуются предприятиями, относящимися к так называемым процессным отраслям, таким как химическая, целлюлозно-бумажная, металлургическая отрасль, а также сельское хозяйство, пищевая промышленность и др.
3. Инновационные и «творческие» кластеры развиваются в так называемых «новых секторах», таких как информационные технологии, биотехнологии, новые материалы, а также в секторах услуг, связанных с осуществлением творческой деятельности (например, кинематографии).
4. Туристические кластеры формируются на базе туристических активов в регионе и состоят из предприятий различных секторов, связанных с обслуживанием туристов;
5. Транспортно-логистические кластеры включают в себя комплекс инфраструктуры и компаний, специализирующихся на хранении, сопровождении и доставке грузов и пассажиров.
Кластерная политика может быть новым, более эффективным инструментом повышения конкурентоспособно-
Рисунок 2.
Место кластерной политики в региональном развитии
Кластерный подход наиболее органично сочетает интересы бизнеса и территории, поскольку при данной форме организации экономики возможно взаимное усиление их конкурентоспособности.
На федеральном уровне задачи кластерной политики могут заключаться в следующем:
- формирование четкой позиции по отношению к кластерному подходу в Российской Федерации;
- разграничение полномочий в области кластерной политики между федеральными, региональными и местными уровнями управления;
- разработка методологического и методического сопровождения использования кластерного подхода в региональном развитии и др.
Функциями муниципальных органов в кластерной политике являются:
- отслеживание кластерных инициатив и информирование о них региональных органов власти;
- организация на территории коммуникационных площадок для участников кластера;
- содействие в развитии инфраструктуры (технопарки, индустриальные парки, центры образования, инженерно-техническая инфраструктура и др.) кластера на своей территории;
- налоговое стимулирование реализации кластерных инициатив по налогам, зачисляемым в бюджет территории. На уровне субъекта РФ (региона) кластерную политику можно рассматривать как систему отношений между
органами государственной власти региона и хозяйствующими субъектами по поводу повышения их конкурентоспособности на основе формирования и развития кластеров.
Цель кластерной политики - повышение качества социально-экономического роста в регионе на основе создания условий для усиления конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, образующих региональные кластеры. Основные элементы кластерной политики региона представлены на рис. 3.
8
Я
»
К
Ъу
е
>4
о н
а о
е
' • Выработка общей позиции в отношении 4 ' • кластеров: принятие Концепции развития кластеров в РФ
» Распределение полномочий в сфере кластерной политики
» Разработка и поддержка пилотных проектов по развитию национальных кластеров
Поддержка региональных кластерных инициатив на муниципальном уровне Создание коммуникационных площадок для участников кластера
Содействие в развитии технической инфраструктуры кластера на территории региона
• Идентификация национальных и региональных кластеров
• Оценка конкурентоспособности кластеров и направлений их «достраивания»
• Формирование портфеля кластерных инициатив в регионе
• Ранжирование кластеров по приоритетности с позиций регионального развития
• Выделение организа-ции-фасилитатора и содействие его усилиям по формированию кластера
• Содействие созданию группы лидеров
• Институализация кластерной инициативы
• Разработка видения кластера, направлений его деятельности, стратегического плана, плана мероприятий по его реализации
• Содействие реализации мер по развитию кластера:
- организационная помощь в координации усилий участников кластера
- поддержка создания и развития инфраструктуры
- содействие в подготовке кадров и обучении
- налоговые и другие льготы для участников кластера и др.
• Разработка системы показателей развития кластера и методики их сбора и анализа
• Оценка эффективности кластера в целом и для отдельных его участников
• Оценка социально-экономической эффективности кластера с позиций регионального развития
• Оценка эффективности кластерной политики региона
лс '
^ Методики идентификации кластеров, оценки их конкурентоспособности и направлений «достраивания» в регионе ^ Методика отбора приоритетных кластеров ^ Государственный заказ на НИР по идентификации кластеров и разработке методик отбора наиболее приоритетных
^ Проведение конференций, круглых столов; рабочих встреч с участием фасилита-тора, группы лидеров, представителей органов власти ^ Принятие постановления по созданию Координационного совета по формированию и развитию кластера в регионе и др.
^ Государственный заказ на НИР по разработке стратегии развития кластера
^ Организация серии встреч, консультаций участников кластера ^ Выделение финансовых средств в рамках региональных социально-экономических программ для развития инфраструктуры кластера
^ Организация в регионе центров обучения, приглашение консультантов и др. ^ Принятие НПА по налоговым и иным льготам для участников кластера
Методика оценки развития кластера, его эффективности с позиций его участников и регионального сообщества ^ Методика оценки эффективности кластерной политики региона ^ Система мониторинга результативности кластеров региона
ФОРМИРОВАНИЕ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТНОСТИ
Рисунок.
Основные элементы кластерной политики в регионе
По нашему мнению, кластерная модель экономического взаимодействия хозяйствующих субъектов вполне применима и к военной сфере, а именно, к организации процесса экономического (тылового) обеспечения повседневной деятельности подразделений силовых министерств (служб) в пунктах их постоянной дислокации.
Особое место в системе экономического обеспечения военной организации государства принадлежит тыловой составляющей - системе тылового обеспечения (СТО).
Принципиальное отличие экономических связей СТО с субъектами экономики от аналогичных отношений с ними других элементов военной организации заключается в том, что в ней:
- создаются условия, необходимые для нормальной жизнедеятельности, строительства, подготовки и применения силовых министерств (служб);
- происходит обеспечение потребностей силовых министерств (служб) продукцией и услугами преимущественно общего назначения, которые потребляются как специальными (военными), так и гражданскими потребителями;
- службы (департаменты) тыла вступают во взаимодействие с субъектами экономики в качестве равноправных субъектов рыночных отношений.
На этапе перехода к новому облику, в силовых министерствах (службах) ведется активная работа по интеграции систем тылового и технического обеспечения и привлечению сторонних организаций к оказанию услуг [1].
Это позволяет постепенно освободиться от функций, которые напрямую не влияют на боевую готовность, и передать их на аутсорсинг (исполнение) специализированным гражданским организациям. В настоящее время проводятся следующие мероприятия [8]:
Обеспечение горючим (ГСМ). Оказания услуг по заправке горючим автомобильной техники частей и подразделений через сеть гражданских АЗС. Размещение часть запасов горючего в гражданских магистральных нефтепро-дуктопроводах (МШШ).
Продовольственное обеспечение. Переход на новые методы питания и обеспечение воинских частей и учреждений продовольствием напрямую от поставщика (минуя окружные базы и склады).
Банно-прачечное обслуживание войск. Оказание услуг по банно-прачечному обслуживанию войск гражданскими предприятиями и т. д.
Материальные ресурсы Финансовые ресурсы Информационные ресурсы
Рисунок 4.
Организационно-функциональная схема кластера экономического (тылового) обеспечения
силовых министерств (служб)
В результате проведенных мероприятий (экспериментов) были получены положительные эффекты: удалось повысить качество тылового обеспечения войск, сократить численность обеспечивающих и обслуживающих подразделений, уменьшить отрыв личного состава воинских частей от мероприятий боевой подготовки.
Кроме того, на сегодняшний день в штате силовых министерств (служб) существует масса структур (служб), которые не нужны им на постоянной основе. Делегировав им определенную степень самостоятельности, они смогут в «свободное» время выполнять заказы сторонних предприятий (организаций), станут местом трудоустройства высококвалифицированных кадров. Организационно-функциональная схема кластера экономического обеспечения силовых министерств (служб) представлена на схеме (рис. 4.)
Выбор региона в качестве территориальной платформы обусловлен структурой существующей системы экономического (тылового) обеспечения силовых министерств (служб) и механизмом ее функционирования. На региональном уровне функционируют территориальные органы управления силовых министерств (служб), которые координируют служебную и хозяйственную деятельность своих структурных подразделений и обеспечивают в масштабах своих полномочий необходимыми материальными ресурсами и услугами.
После создания единого регионального органа управления - территориального центра экономического обеспечения (ТЦЭО) и объединения разрозненных органов снабжения в отделы ТЦЭО, появится возможность оптимизировать их деятельность: выявить и устранить «параллельные» структурные звенья, идентифицировать схемы движения материальных ресурсов (услуг) и определить их общую (консолидированную) потребность в материальных средствах и услугах.
В свою очередь ТЦЭО и региональный отдел Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (ФАПВВСТиМС) выступят основой - «ядром» - будущего кластера экономического (тылового) обеспечения силовых министерств (служб) [2].
Кроме того, сформировавшиеся на территории регионов кластеры - центры экономического (тылового) обеспечения силовых министерств (служб) могут стать точками регионального экономического роста.
Список литературы
1. Указ Президента РФ от 5 февраля 2010 г. «Военная доктрина Российской Федерации».
2. Указ Президента РФ от 14 мая 2010 г. № 589 «Вопросы Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств».
3. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
4. Винокурова Ю.В. Основные характеристики и типы кластеров // Новое в экономике и управлении. Вып. 12. - М.: МАКС Пресс, 2007. - С. 23-29.
5. Герасимова И.А. О тенденциях дифференциации субъектов Российской Федерации на уровне социально-экономического развития // Вопросы статистики. - М., 2008. - № 2. - С. 56-64.
6. Портер М.Э. Конкуренция: Пер. с англ.: Уч. пос. - М.: Изд. дом «Вильямс», 2000. - 495 с.
7. Татаркин А.И., Лаврикова Ю.Г. Кластерная политика региона / [Electronic resource]. - Mode of access: Word Wide Web. URL: http: // www.clusters-net.ru
8. Военно-промышленный курьер. «Гражданский сектор интегрируется в систему тылового обеспечения» / [Electronic resource]. -Mode of access: Word Wide Web. URL: http: // www.vpk-news.ru/ article. asp? pr_sign =archive.2005.95.articles.army_02
Ферова И. С.
д.э.н., зам. директора Института экономики, управления и природопользования СФУ, Красноярск
ferova@lan.krasu.ru)
Бухарова Е.Б.
к.э.н., директор ИЭУиП СФУ
Самусенко С.А.
к.э.н., доцент ИЭУиП СФУ
ОЦЕНКА СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ В КОНТЕКСТЕ МИРОВЫХ ТРЕНДОВ ИННОВАЦИОННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В целях ускорения перехода к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития необходимо сформировать концепцию инновационной политики, способную обеспечить создание институциональных условий и технологических заделов для устойчивого социально-экономического развития Красноярского края. Актуальность исследования вызвана следующими причинами.
Инновационный аспект конкурентоспособности присутствует практически у всех современных исследователей конкурентных преимуществ социально-экономических систем. На наш взгляд, следует рассматривать конкурентоспособность как результат способности регионов к инновациям в среде, способной стимулировать обмен знаниями, взаимодействие и сетевые отношения между предприятиями на местном уровне.
К традиционным факторам конкурентоспособности относят выгодное географическое положение, обеспеченность большими запасами природных ресурсов, относительно низкие цены на основные факторы производства и др.