Научная статья на тему 'Развитие региональных военно-экономических отношений (на основе кластерного подхода)'

Развитие региональных военно-экономических отношений (на основе кластерного подхода) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
31
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Федосеев С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие региональных военно-экономических отношений (на основе кластерного подхода)»

Однако эта политика транслирует на региональный уровень единые подходы, связанные с приоритетом задачи снижения рисков социальной напряженности над задачей уменьшения безработицы. Этим определяются общий низкий уровень финансирования политики занятости, значительное ограничение реципиентов поддержки и сильный упор на пассивную политику. За весь постсоветский период регистрируемая безработица не вышла за рамки уровня фрикционного вида, хотя в среднем по РФ даже в последние годы экономического роста она не опускалась ниже естественного уровня. Вследствие этого поддержка предоставляется в основном наиболее уязвимому контингенту, тогда как две трети безработных лишены государственной помощи. Кроме того, занижение официальной безработицы до уровня полной занятости ведет к оказанию поддержки, неадекватной реальным видам и социальным рискам безработицы.

Изучение практики финансирования политики занятости на региональном уровне за счет средств федерального бюджета позволило выявить ряд механизмов реализации общих подходов к этой политике.

Определено, как распределение финансовых ресурсов по регионам способствует ограничению регистраций. Несмотря на то, что душевые расходы федерального бюджета растут по мере увеличения регистрируемой безработицы, их нарастание происходит в убывающей прогрессии. В том же направлении действует финансирование активной политики: расходы на одного безработного при увеличении регистрируемой безработицы имеют тенденцию к снижению. Тем самым создаются стимулы для регионов уменьшать регистрируемый контингент.

Аналогичные стимулы, но уже для самих безработных формирует финансирование пассивной политики. После трансформации пособия по безработице из страхового в социальное распределение по регионам расходов на денежные выплаты стало уравнительным. С учетом низких размеров пособия заинтересованность безработных в регистрации тем ниже, чем выше региональный уровень жизни.

Такое финансовое обслуживание политики занятости на региональном уровне способствует селекции незащищенных безработных (самых уязвимых среди уязвимых), помощь которым носит более щедрый и более комплексный характер. Следует отметить, что ориентация на подобную селекцию - общая черта политики, направленной на помощь незащищенным слоям.

Федосеев С.В.

к.э. н., докторант Военного университета

РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ (НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА)

Движение Российской Федерации по рыночному курсу социально-экономического развития - явление многофакторное и многоаспектное. Проведение экономической реформы в России показало, что политика, в основе которой лежит представление об однородности хозяйственной системы, является в значительной степени ограниченной и неэффективной.

Огромные различия в экономических, природно-географических, социально-демографических, политических и других условиях в многочисленных регионах (в структуре экономического пространства 83 региона - субъекта Федерации) исключают унифицированный подход к проведению экономических реформ, ориентированных на средние условия, требуют проведения гибкой региональной политики с учетом особенностей каждого региона [5, с. 58].

В данной публикации под «регионом» мы понимаем субъект Российской Федерации, представляющий собой административно очерченное пространство и в то же время обособленный социально-экономический (хозяйственный) комплекс с сильной взаимосвязанностью своих структурных элементов, в котором складывается и реализуется совокупность процессов воспроизводства жизнеобеспечения данной территории.

Эта ситуация требует применения новых инструментов поддержания и повышения конкурентоспособности регионов.

На первое место выходит кластерный подход - поддержка и развитие кластеров в приоритетных сферах региональной экономики как групп географически соседствующих и взаимосвязанных предприятий и связанных с ними организаций, которые характеризуются общностью деятельности и взаимодополняют друг друга [3].

На федеральном уровне Министерство экономического развития Российской Федерации выступает координатором реализации кластерной политики в регионах.

Кластер - сконцентрированная на определенной территории группа взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга хозяйствующих субъектов (предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг), научно-исследовательских и образовательных организаций, которые находятся в отношениях функциональной зависимости в процессе производства и реализации товаров и услуг в определённой сфере.

Вариант схемы взаимодействия предприятий в кластере представлен на рис. 1.

Участниками кластера могут являться:

- предприятия и организации, специализирующиеся на профильных видах деятельности;

- предприятия и организации, поставляющие продукцию или оказывающие услуги для специализированных предприятий;

- предприятия и организации, обслуживающие отрасли общего пользования, включая транспортную, энергетическую, природоохранную, информационно-телекоммуникационную и инженерную инфраструктуру;

Рисунок 1.

Схема взаимодействия предприятий в кластере (вариант) [6]

- организации рыночной инфраструктуры (аудиторские, консалтинговые, кредитные и финансовые, страховые и лизинговые услуги, логистика, торговля, операции с недвижимостью);

- научно-исследовательские и образовательные организации;

- некоммерческие и общественные организации, объединения предпринимателей, торгово-промышленные палаты;

- организации инновационной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: бизнес-инкубаторы, технопарки, индустриальные (промышленные) парки, венчурные фонды, центры трансфера технологий, центры развития дизайна, центры энергосбережения, центры поддержки субподряда (субконтрактации); центры и агентства регионального и муниципального развития, привлечения инвестиций, агентства по поддержке экспорта товаров, государственные и муниципальные фонды поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства и др.

Основными признаками кластера являются:

- сильные конкурентные позиции на общероссийском и (или) международном рынках и (или) высокий экспортный потенциал участников кластеров;

- наличие конкурентных преимуществ территории;

- географическая концентрация и близость расположения участников кластера, обеспечивающая возможности для их активного взаимодействия;

- количество участников, достаточное для возникновения позитивных эффектов кластерного взаимодействия;

- эффективное взаимодействие между участниками кластера, включая, в том числе использование механизмов аутсорсинга и субконтрактации;

- высокие показатели темпов роста новых рабочих мест, выручки и рентабельности участников кластера.

Типы кластеров. С учетом отраслевой специфики выделяются следующие типы кластеров [4]:

1. Дискретные кластеры включают предприятия, производящие продукты (и связанные услуги), состоящие из дискретных компонентов, включая предприятия автомобилестроения, авиационной промышленности, судостроения, двигателестроения, иных отраслей машиностроительного комплекса и др.

2. Процессные кластеры образуются предприятиями, относящимися к так называемым процессным отраслям, таким как химическая, целлюлозно-бумажная, металлургическая отрасль, а также сельское хозяйство, пищевая промышленность и др.

3. Инновационные и «творческие» кластеры развиваются в так называемых «новых секторах», таких как информационные технологии, биотехнологии, новые материалы, а также в секторах услуг, связанных с осуществлением творческой деятельности (например, кинематографии).

4. Туристические кластеры формируются на базе туристических активов в регионе и состоят из предприятий различных секторов, связанных с обслуживанием туристов;

5. Транспортно-логистические кластеры включают в себя комплекс инфраструктуры и компаний, специализирующихся на хранении, сопровождении и доставке грузов и пассажиров.

Кластерная политика может быть новым, более эффективным инструментом повышения конкурентоспособно-

Рисунок 2.

Место кластерной политики в региональном развитии

Кластерный подход наиболее органично сочетает интересы бизнеса и территории, поскольку при данной форме организации экономики возможно взаимное усиление их конкурентоспособности.

На федеральном уровне задачи кластерной политики могут заключаться в следующем:

- формирование четкой позиции по отношению к кластерному подходу в Российской Федерации;

- разграничение полномочий в области кластерной политики между федеральными, региональными и местными уровнями управления;

- разработка методологического и методического сопровождения использования кластерного подхода в региональном развитии и др.

Функциями муниципальных органов в кластерной политике являются:

- отслеживание кластерных инициатив и информирование о них региональных органов власти;

- организация на территории коммуникационных площадок для участников кластера;

- содействие в развитии инфраструктуры (технопарки, индустриальные парки, центры образования, инженерно-техническая инфраструктура и др.) кластера на своей территории;

- налоговое стимулирование реализации кластерных инициатив по налогам, зачисляемым в бюджет территории. На уровне субъекта РФ (региона) кластерную политику можно рассматривать как систему отношений между

органами государственной власти региона и хозяйствующими субъектами по поводу повышения их конкурентоспособности на основе формирования и развития кластеров.

Цель кластерной политики - повышение качества социально-экономического роста в регионе на основе создания условий для усиления конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, образующих региональные кластеры. Основные элементы кластерной политики региона представлены на рис. 3.

8

Я

»

К

Ъу

е

>4

о н

а о

е

' • Выработка общей позиции в отношении 4 ' • кластеров: принятие Концепции развития кластеров в РФ

» Распределение полномочий в сфере кластерной политики

» Разработка и поддержка пилотных проектов по развитию национальных кластеров

Поддержка региональных кластерных инициатив на муниципальном уровне Создание коммуникационных площадок для участников кластера

Содействие в развитии технической инфраструктуры кластера на территории региона

• Идентификация национальных и региональных кластеров

• Оценка конкурентоспособности кластеров и направлений их «достраивания»

• Формирование портфеля кластерных инициатив в регионе

• Ранжирование кластеров по приоритетности с позиций регионального развития

• Выделение организа-ции-фасилитатора и содействие его усилиям по формированию кластера

• Содействие созданию группы лидеров

• Институализация кластерной инициативы

• Разработка видения кластера, направлений его деятельности, стратегического плана, плана мероприятий по его реализации

• Содействие реализации мер по развитию кластера:

- организационная помощь в координации усилий участников кластера

- поддержка создания и развития инфраструктуры

- содействие в подготовке кадров и обучении

- налоговые и другие льготы для участников кластера и др.

• Разработка системы показателей развития кластера и методики их сбора и анализа

• Оценка эффективности кластера в целом и для отдельных его участников

• Оценка социально-экономической эффективности кластера с позиций регионального развития

• Оценка эффективности кластерной политики региона

лс '

^ Методики идентификации кластеров, оценки их конкурентоспособности и направлений «достраивания» в регионе ^ Методика отбора приоритетных кластеров ^ Государственный заказ на НИР по идентификации кластеров и разработке методик отбора наиболее приоритетных

^ Проведение конференций, круглых столов; рабочих встреч с участием фасилита-тора, группы лидеров, представителей органов власти ^ Принятие постановления по созданию Координационного совета по формированию и развитию кластера в регионе и др.

^ Государственный заказ на НИР по разработке стратегии развития кластера

^ Организация серии встреч, консультаций участников кластера ^ Выделение финансовых средств в рамках региональных социально-экономических программ для развития инфраструктуры кластера

^ Организация в регионе центров обучения, приглашение консультантов и др. ^ Принятие НПА по налоговым и иным льготам для участников кластера

Методика оценки развития кластера, его эффективности с позиций его участников и регионального сообщества ^ Методика оценки эффективности кластерной политики региона ^ Система мониторинга результативности кластеров региона

ФОРМИРОВАНИЕ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТНОСТИ

Рисунок.

Основные элементы кластерной политики в регионе

По нашему мнению, кластерная модель экономического взаимодействия хозяйствующих субъектов вполне применима и к военной сфере, а именно, к организации процесса экономического (тылового) обеспечения повседневной деятельности подразделений силовых министерств (служб) в пунктах их постоянной дислокации.

Особое место в системе экономического обеспечения военной организации государства принадлежит тыловой составляющей - системе тылового обеспечения (СТО).

Принципиальное отличие экономических связей СТО с субъектами экономики от аналогичных отношений с ними других элементов военной организации заключается в том, что в ней:

- создаются условия, необходимые для нормальной жизнедеятельности, строительства, подготовки и применения силовых министерств (служб);

- происходит обеспечение потребностей силовых министерств (служб) продукцией и услугами преимущественно общего назначения, которые потребляются как специальными (военными), так и гражданскими потребителями;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- службы (департаменты) тыла вступают во взаимодействие с субъектами экономики в качестве равноправных субъектов рыночных отношений.

На этапе перехода к новому облику, в силовых министерствах (службах) ведется активная работа по интеграции систем тылового и технического обеспечения и привлечению сторонних организаций к оказанию услуг [1].

Это позволяет постепенно освободиться от функций, которые напрямую не влияют на боевую готовность, и передать их на аутсорсинг (исполнение) специализированным гражданским организациям. В настоящее время проводятся следующие мероприятия [8]:

Обеспечение горючим (ГСМ). Оказания услуг по заправке горючим автомобильной техники частей и подразделений через сеть гражданских АЗС. Размещение часть запасов горючего в гражданских магистральных нефтепро-дуктопроводах (МШШ).

Продовольственное обеспечение. Переход на новые методы питания и обеспечение воинских частей и учреждений продовольствием напрямую от поставщика (минуя окружные базы и склады).

Банно-прачечное обслуживание войск. Оказание услуг по банно-прачечному обслуживанию войск гражданскими предприятиями и т. д.

Материальные ресурсы Финансовые ресурсы Информационные ресурсы

Рисунок 4.

Организационно-функциональная схема кластера экономического (тылового) обеспечения

силовых министерств (служб)

В результате проведенных мероприятий (экспериментов) были получены положительные эффекты: удалось повысить качество тылового обеспечения войск, сократить численность обеспечивающих и обслуживающих подразделений, уменьшить отрыв личного состава воинских частей от мероприятий боевой подготовки.

Кроме того, на сегодняшний день в штате силовых министерств (служб) существует масса структур (служб), которые не нужны им на постоянной основе. Делегировав им определенную степень самостоятельности, они смогут в «свободное» время выполнять заказы сторонних предприятий (организаций), станут местом трудоустройства высококвалифицированных кадров. Организационно-функциональная схема кластера экономического обеспечения силовых министерств (служб) представлена на схеме (рис. 4.)

Выбор региона в качестве территориальной платформы обусловлен структурой существующей системы экономического (тылового) обеспечения силовых министерств (служб) и механизмом ее функционирования. На региональном уровне функционируют территориальные органы управления силовых министерств (служб), которые координируют служебную и хозяйственную деятельность своих структурных подразделений и обеспечивают в масштабах своих полномочий необходимыми материальными ресурсами и услугами.

После создания единого регионального органа управления - территориального центра экономического обеспечения (ТЦЭО) и объединения разрозненных органов снабжения в отделы ТЦЭО, появится возможность оптимизировать их деятельность: выявить и устранить «параллельные» структурные звенья, идентифицировать схемы движения материальных ресурсов (услуг) и определить их общую (консолидированную) потребность в материальных средствах и услугах.

В свою очередь ТЦЭО и региональный отдел Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (ФАПВВСТиМС) выступят основой - «ядром» - будущего кластера экономического (тылового) обеспечения силовых министерств (служб) [2].

Кроме того, сформировавшиеся на территории регионов кластеры - центры экономического (тылового) обеспечения силовых министерств (служб) могут стать точками регионального экономического роста.

Список литературы

1. Указ Президента РФ от 5 февраля 2010 г. «Военная доктрина Российской Федерации».

2. Указ Президента РФ от 14 мая 2010 г. № 589 «Вопросы Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств».

3. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

4. Винокурова Ю.В. Основные характеристики и типы кластеров // Новое в экономике и управлении. Вып. 12. - М.: МАКС Пресс, 2007. - С. 23-29.

5. Герасимова И.А. О тенденциях дифференциации субъектов Российской Федерации на уровне социально-экономического развития // Вопросы статистики. - М., 2008. - № 2. - С. 56-64.

6. Портер М.Э. Конкуренция: Пер. с англ.: Уч. пос. - М.: Изд. дом «Вильямс», 2000. - 495 с.

7. Татаркин А.И., Лаврикова Ю.Г. Кластерная политика региона / [Electronic resource]. - Mode of access: Word Wide Web. URL: http: // www.clusters-net.ru

8. Военно-промышленный курьер. «Гражданский сектор интегрируется в систему тылового обеспечения» / [Electronic resource]. -Mode of access: Word Wide Web. URL: http: // www.vpk-news.ru/ article. asp? pr_sign =archive.2005.95.articles.army_02

Ферова И. С.

д.э.н., зам. директора Института экономики, управления и природопользования СФУ, Красноярск

ferova@lan.krasu.ru)

Бухарова Е.Б.

к.э.н., директор ИЭУиП СФУ

Самусенко С.А.

к.э.н., доцент ИЭУиП СФУ

ОЦЕНКА СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ В КОНТЕКСТЕ МИРОВЫХ ТРЕНДОВ ИННОВАЦИОННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В целях ускорения перехода к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития необходимо сформировать концепцию инновационной политики, способную обеспечить создание институциональных условий и технологических заделов для устойчивого социально-экономического развития Красноярского края. Актуальность исследования вызвана следующими причинами.

Инновационный аспект конкурентоспособности присутствует практически у всех современных исследователей конкурентных преимуществ социально-экономических систем. На наш взгляд, следует рассматривать конкурентоспособность как результат способности регионов к инновациям в среде, способной стимулировать обмен знаниями, взаимодействие и сетевые отношения между предприятиями на местном уровне.

К традиционным факторам конкурентоспособности относят выгодное географическое положение, обеспеченность большими запасами природных ресурсов, относительно низкие цены на основные факторы производства и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.