Научная статья на тему 'Развитие региональных экономик и территорий на основе кластерных технологий'

Развитие региональных экономик и территорий на основе кластерных технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРЫ / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / АПК / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гурфова С.А., Хочуева З.М., Халишхова Л.З.

На современном этапе развития страны в политике возрастает роль регионального управления в рамках повышении конкурентоспособности региональных экономических систем. В настоящей работе перспективная траектория развития экономики региона видится в модернизации территориальных хозяйственных систем на основе кластерных технологий с выделением таких дефиниций как инвестиции и инновационная деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гурфова С.А., Хочуева З.М., Халишхова Л.З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие региональных экономик и территорий на основе кластерных технологий»

УДК 332.1

РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИК И ТЕРРИТОРИЙ НА ОСНОВЕ

КЛАСТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ DEVELOPMENT OF REGIONAL ECONOMIES AND TERRITORIES: CLUSTER

STRATEGY

Гурфова С.А.,

доцент кафедры «Финансы предприятий и инвестиции» Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета им. В.М. Кокова,

кандидат экономических наук E-mail: gurf.sa@ mail. ru

Хочуева З.М.

доцент кафедры «Финансы предприятий и инвестиции» Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета им. В.М. Кокова,

кандидат экономических наук E-mail: akadem76@yandex.ru

Хали шхова Л. З.,

доцент кафедры «Финансы предприятий и инвестиции» Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета им. В.М. Кокова,

кандидат экономических наук E-mail: L_a_u_ r_a@inbox.ru

Аннотация

На современном этапе развития страны в политике возрастает роль регионального управления в рамках повышении конкурентоспособности региональных экономических систем. В настоящей работе перспективная траектория развития экономики региона видится в модернизации территориальных хозяйственных систем на основе кластерных технологий с выделением таких дефиниций как инвестиции и инновационная деятельность.

Annotaition

At the present stage of development of the country's politics, the role of regional government in the framework of enhancing the competitiveness of regional economies. In this paper, a promising path of development of the economy of the region is seen in the modernization of regional economic systems based on cluster technology with the release of such definitions as the investment and innovation.

Ключевые слова: кластеры, кластерный подход, АПК, конкурентоспособность региональной экономики.

Keywords: clusters, cluster approach, agribusiness, the competitiveness of the regional economy.

Современный этап развития России характеризуется нацеленностью экономической политики страны на создание системы необратимости позитивных изменений. В политике возрастает роль регионального управления, направленной на повышение конкурентоспособности страны через призму развития региональных экономик в которых, как показывает анализ событий, отсутствует должная мотивация к развитию благоприятного пространства. В условиях «активности глобализации» проблемы регионального развития до недавнего времени, оставались на периферии научных исследований. На отдельные фрагментарные исследования последнего времени слабо обращали внимание, поскольку считалось, что «мощное течение» глобализации не оставит и следа от самостоятельного развития региональных экономик и территорий, что самобытное хозяйственное развитие принадлежит прошлому. По крайней мере, такое понимание формировалось отдельными адептами глобализации. Между тем, очевидно, что не все так просто и прямолинейно в хозяйственном развитии. По крайней мере, уже в настоящее время имеют место и отклонения от этого магистрального пути развития. Причем эти отклонения связаны не, только с негативными моментами, но так, же и позитивными. Общая канва, которую дает научно-технический прогресс, позволяет развиваться оригинальным экономическим системам, в которых аграрные параметры становятся определяющими. В этих рамках, развитие региона должно в максимальной степени учитывать углубление специализации территории для эффективного использования ее природно-экономического потенциала и в то же время не нарушать межотраслевые пропорции экономики.

Функционирование экономического механизма развития агропромышленного комплекса, в этой связи, должно задействовать стимулы к повышению эффективности выработки наличествующей ресурсной базы с помощью стратегии синергизма, поскольку агропромышленный комплекс отличается своей целостностью, комплексным характером и включает в себя ряд взаимодействующих подсистем.

Оценивая состояние дел в аграрной сфере экономики региона возникает необходимость отметить тот факт, что для стабильного повышения эффективности отрасли, необходим стратегический механизм, способный устранить главную причину неэффективности - конкуренцию.

Перспективное направление в политике регионального развития, нами видится, в модернизации территориальных хозяйственных систем на основе кластерных технологий с выделением таких дефиниций как инвестиции и инновационная деятельность.

Экономические направления исследования в середине прошлого века уже характеризовались тенденцией связывать положительные результаты в развитии экономики в рамках страны или регионов со становлением и развитием кластеров.

В последние десятилетия в контексте политики экономического развития страны определяющим стал акцент, направленный к концепции кластеров и кластерному подходу. Политику кластеризации можно визуализировать как в виде четко выстроенной политики, так и в виде других политических инициатив, таких как региональные стратегии или мероприятия по поддержке локальной системы производства. Акцентирование внимания в рамках выдвижения политических инициатив привело к возрастанию интереса к факторам, влияющим на результативность реализации кластерной политики.

Однако, отсутствие однонаправленности в трактовке кластерных направлений развития экономики территории, привело к появлению разнообразия практических подходов к кластерной политике. Таким образом, государственные структуры и в их лице - государство склонны к максимально расширенному пониманию кластера, приближая его к административным границам тех или иных территорий. Государственные органы здесь склоняются к использованию обычно очень широких, общих определений, основанных, на макроэкономических показателях оценки потенциала региона. Зарубежный опыт в данной проблематике позволяет констатировать тот факт, что кластерная политика как таковая не имеет права на существование, по крайней мере, в виде четко определенного набора политических инструментов (как, например, инвестиционная политика). Несмотря на это, при разработке стратегических направлений развития очевидным является необходимость детального изучения примеров успешных практик, и оценки их возможного использования в конкретных регионах [6]..

Первоочередной задачей в вопросах определения основных направлений разработки политики кластеризации является изучение (анализ) кластеров региональной экономической системы. Данное исследование охватывает с одной стороны, исследование кластеров, не делая акцента на системных проблемах макроэкономического уровня, не имеющих ясности во взаимодействии в рамках сдвигов в экономике в целом и деятельностью отдельных хозяйственных единиц.

Исследования, в рамках обозначенного имеют в своей основе поэтапный характер проведения. В рамках первого этапа исследуется вопрос наличия в экономике региона потенциально работающих кластеров. Второй этап характеризуется детализированным изучением выделенных кластеров, для которых впоследствии будут предложены механизмы поддержки.

Исследуя первый этап, отметим, что обобщающая оценка линейности развития при определении устойчивости экономики Кабардино-Балкарской республики указывает на отсутствие поступательного и непрерывного роста и развития под влиянием факторов внутренней и внешней среды. Республика в этом смысле находится далеко не на ведущих позициях в рамках страны, характеризуясь невысоким уровнем конкурентоспособных императивов. Необходимо отметить что, проблематика, имеющаяся в регионе свойственна и другим субъектам Российской Федерации в территориальных границах СевероКавказского федерального округа в части природы возникновения этих проблем. Природа же возникновения и усугубления экономических проблем характеризуется низкими показателями эффективности использования ресурсов.

В рамках выявления основных проблем, с учетом динамических структурных сдвигов по региону можно выделить в качестве сильных сторон экономики республики уникальный природно-рекреационный потенциал; обозначить благоприятные почвенно-климатические условия для аграрно-торгово-перерабатывающей специализации с развивающимся туристско - рекреационным комплексом.

Вышеперечисленные факторы предполагают возможность достижения устойчивого экономического роста в регионе и как следствие, повышения благосостояния населения страны. Но, в контексте исследуемой проблематики, нельзя нивелировать влияние факторов, ослабляющих позиции пространственного роста экономики региона, как экономического, так и социального характера, что в конечном итоге может привести к росту импорта на рынках республики и свертыванию производства, технологическому и техническому отставанию и потере конкурентоспособности в стратегических направлениях.

Оптимизация отраслевой структуры экономики Кабардино-Балкарской Республики, которая должна быть сформирована к 2030 году, опирается на перспективность развития не только исторически сложившихся на ее территории сфер деятельности, но и тех отраслей мировой экономики, продукция которых востребована и будет востребована на мировом уровне.

А уже основой положительных долгосрочных тенденции в эволюции экономики республики должен стать детальный учет особенностей республики в контексте выбора приоритетных отраслей для развития [2].

Наличие в КБР достаточных условий для развития отрасли

Наличие экспортного потенциала

>

ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ В РЕСПУБЛИКЕ

Значимость отрасли в настоящее время и в перспективе

Способность отрасли к синергии с другими секторами экономики

Рис. 1 Потенциал развития отрасли в республике.

Исследования экономики отрасли, учитывая риски, которые могут возникнуть, если развитие экономики республики пойдет в векторе «моноотраслевой» направленности, привело к тому, что в качестве приоритета можно выделить и те отрасли, для развития которых есть база, которая может дать положительную динамику в развитии путем реализации целенаправленных действий органов государственной власти. В результате в числе наиболее перспективных направлений для выхода на высокий уровень конкурентоспособности экономики Кабардино-Балкарской Республики могут быть признаны:

- туризм с обеспечением развития сопутствующих ему видов деятельности;

- производство и переработка сельскохозяйственного сырья.

В данном контексте, ключевым звеном в стратегии модернизационно-

инвестиционно-инновационного развития, в том числе в аграрной сфере экономики

5

является построение кластерной системы на базе регионального отраслевого комплекса. Значительному динамизму в вопросе становления и развития в республике ряда кластеров будет способствовать наличие возможностей существующей политики поддерживать кластерный подход с. реализацией направления «Кабардино-Балкарская Республика - центр здоровья и эффективного природопользования» Стратегии развития Кабардино-Балкарской Республики до 2030 года.

В ходе реализации процесса разработки политики кластерный подход вносит ряд преимуществ в сам процесс, и его ценность в этом смысле позиционирует в рамках трех позиций. В первую очередь, кластерный подход позволяет более эффективно сфокусировать политику, не допуская угрозы усиления секторно-ориентированной (отраслевой) политики. Во-вторых, кластерный подход полезен для интеграции политики. На уровне проектов кластерный подход поддерживает концентрацию различных мероприятий вокруг одной приоритетной промышленности. Мероприятия и проекты также могут интегрироваться на уровне отдельных кластерных программ.

В-третьих, кластерный подход является эффективным источником политической информации. При использовании кластерного подхода может быть собрана более детальная и полезная информация о секторах экономики. Благодаря активному вовлечению частного сектора, актуальная информация о состоянии кластера и оценка его потребностей может быть эффективно использована при разработке политики. Ценность кластерной политики заключается в возможности встраивать сегменты "старых" политик и планов мероприятий, придавая им современные установки, что для нашего региона в высшей степени актуально.

Реализация кластерной политики даст возможность поставить на современную основу сельскохозяйственное производство, увязать его с переработкой продукции, придать динамизм отрасли, обеспечивая высокий уровень конкурентоспособности.

Поэтому, кластерная политика в рамках агропромышленного комплекса должна иметь императивы к объединению производств по глубокой переработке сельскохозяйственного сырья и обеспечению высокого качества продукции, пользующейся растущим спросом на внутреннем (за счет развития туризма) и внешнем рынках.

.В случае, если кластеры в кластерной политике определяются как основанные на

уникальной компетенции, которая увязывает деятельность с компаниями в других

секторах и отраслях, то ключевым моментом в определении значимости такого типа

кластеров является именно то, что они выводят на траекторию роста экономические

6

показатели развития в регионе, укрепляя базовые отрасли и стимулируя рост прогрессивных направлений деятельности в области экономики. [2].

В этих рамках уникальность природных условий Кабардино-Балкарской Республики позволяет создать определенное количество конкурентоспособных хозяйственных единиц кластера АПК в направлении производства и переработки продукции из овощей, фруктов и ягод, мяса, молочной продукции, спирта и безалкогольных напитков.

Потенциал агропромышленного производства, имеющийся в направлении развития производства мясо-молочной подукции подразумевает создание в рамках интеграционного механизма, структур между сельхозтоваропроизводителями и крупными предприятиями по переработке мясо-молочной продукции.

Таким образом, в процессе реализации стратегических направлений развития экономики усилия органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики будут направлены на создание более эффективной экономики. Ее развитие будет опираться на уникальные особенности Кабардино-Балкарии, в результате чего полярная симметрия анализируемого показателя - относительная производительность труда в экономике (объем ВРП по отношению к численности населения, занятого в экономике) увеличится в 9,8 раза (с 118,6 тыс. руб./чел. в 2005 году до 1171,3 тыс. руб. в 2030

году), средняя заработная плата вырастет более чем в 9,2 раза (с 3,6 до 33,4 тыс. рублей), а бюджет будет формироваться, главным образом, за счет собственных налоговых поступлений (обеспеченность республиканского бюджета собственными доходами увеличится с 22,6 до 88 процентов) [5]..

В республике будут созданы, по сути, новые отраслевые комплексы по производству качественных, экологически чистых продуктов питания, лечебных и профилактических препаратов, оказанию всесторонних туристических услуг для лечения, укрепления здоровья и отдыха граждан России и зарубежных стран.

Сформированная таким образом структура экономики обеспечит высокие и устойчивые темпы ее развития (среднегодовой за период 2006-2030 годов темп роста ВРП составит 11 процентов). Республика превратится в один из наиболее успешных субъектов Российской Федерации в пределах Северо-Кавказского федерального округа, характеризующихся высокими стандартами качества жизни (безработица сократится с 26 до 3 процентов) и безопасности населения и отдыхающих [5]..

В результате выделения кластеров в агропромышленной деятельности республики,

нельзя не отметить финансовую компоненту реализации кластерной стратегии развития

экономики. Поскольку ключевым моментом для кластеризации является привлечение

7

инвестиций в регион. Пути притока инвестиций каждый регион определяет для себя сам, посредством региональной власти. Необходимость поддержки кластерного подхода основными политическими силами региона в реализации стратегических направлений развития экономических систем не вызывает сомнения. Исходя из этого, кластерный подход должен продвигаться отдельным агентством либо разрабатываться в условиях политического консенсуса. В случае продвижения кластерной политики отдельным агентством, большего успеха можно добиться, когда это агентство является основным поставщиком финансирования для реализации политики в регионе. Оператором кластерной политики республики, механизмом стимулирования создания и развития точек инновационного и промышленного роста, инструментом привлечения инвесторов и строительства инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры в Кабардино -Балкарской республике является Агентство инвестиций и развития республики, созданное в 2007 году с целью содействия развитию инвестиционных процессов в республике и продвижению ее инвестиционной привлекательности.

Разработчики кластерной политики должны представлять себе экономический рост как статичное и динамичное явление, которое впрямую зависит от синтеза усилий предприятий, исследовательских учреждений (таких как университеты). Анализ показывает слабую связь научных организаций с агропромышленным производством. Хотя в сфере АПК республики уже создана система взаимодействия Министерства сельского хозяйства с научно-образовательными учреждениями, все же наблюдается существенный разрыв междисциплинарных связей в цепочке «фундаментальные и прикладные исследования - инновационные проекты - агропромышленное производство». Низкая эффективность использования достижений науки в основном обусловлена отсутствием государственной системы внедрения НИОКР в производство в сфере АПК. На этой основе предлагается модель совместной работы Министерства сельского хозяйства Кабардино - Балкарской республики и Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета им. В.М. Кокова на стадии внедрения новых технологий и разработок[1].

Взаимодействие научной организации с правительством и органами управления АПК приведет к системному синергетическому эффекту, который и является экономической сущностью кластера.

Роль оценки кластера на развитие территорий в данном случае состоит не только и не столько в том, чтобы установить, происходит ли рост в кластерах, но и определить, оказывает ли этот рост положительное влияние на всю экономику региона.

Таблица 1

Влияние развития кластера на развитие территории

Действие кластера на территорию региона Измеряемое воздействие Способы оценки

Перераспределение ресурсов Изменения издержек (доступности) ресурсов в других частях экономики Исследования фирм, не относящихся к кластеру Анализ стоимости ресурсов

Концентрация роста распределение эффектов роста, относящихся к кластерам Анализ схемы роста на субрегиональном уровне

Эффекты перелива на территории Прямые (косвенные) эффекты роста кластера на остальные компоненты экономики Исследования фирм, входящих или не входящих в кластер Составление межотраслевого баланса

В результате вышеперечисленных стратегических позиций, конкурентоспособный кластер на наш взгляд в конечном итоге, должен обладать следующими характеристиками:

- устойчивым позиционированием, а впоследствии и лидирующим положением на перспективном для данного кластера сегменте рынка, так как априори конкурентоспособность кластера, определяется зависимостью как от его доли на внешних рынках, так и от динамики роста этой доли;

- технологическим превосходством в отрасли и способностью к инновациям, так как способность к проведению научно-технических разработок и умение обратить технологическое превосходство в успешно реализуемую продукцию характерно для всех успешных кластеров (даже для отраслей, находящихся в фазе зрелости или спада, где темпы технологических изменений ограничены) [3].

От внедрения кластерных структур для региональной экономики должны быть получены следующие результаты:

- обеспечение конкурентоспособности продукции;

- внедрение передовых инновационных технологий;

- улучшение показателей инвестиционной привлекательности;

- формирование и развитие конкурентных преимуществ;

- повышение государственной поддержки инвестиционной и инновационной деятельности.

В результате, реализация предлагаемой кластерной структуры развития народного хозяйства республики должна обеспечить переход экономики региона на траекторию развития, характеризуемую эффективным функционированием агропромышленного комплекса в долговременной перспективе.

Список литературы

1. Дарбасов В., Егоров Н. Инновационно-экономический кластер агропромышленного комплекса Якутии // АПК: экономика и управление. 2008. №8.

2. Созаева Т.Х. Кластерная концепция устойчивого хозяйственного развития Южного федерального округа. // Региональная экономика: теория и практика. 2008. №25.

3. Романов А., Арашуков В. Формирование агропромышленных кластеров в России// АПК: экономика и управление. 2008. №3.

4. Рыжаков Е.Д., Царегородцев Е.И. Кластерные стратегии развития экономики региона // Региональная экономика: теория и практика. 2008. №9

5. Стратегия развития Кабардино-Балкарской Республики до 2030. (электронный ресурс: www.pravitelstvokbr.ru)

6. http://politanaliz.ru/articles_695.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.