86 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №4 (22), 2017 УДК 332.14
РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ НА ПРИМЕРЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Елисина Кристина Владимировна, студент (e-mail:kristien elis@mail.ru) Титова Марина Владимировна, к.э.н., ст. преподаватель (titovamarina@yandex.ru)
Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г.Липецк, Россия
В данной статье раскрывается проблема перехода на инновационную направленность экономики России на примере Липецкой области, проведён анализ инновационной активности субъекта , а также показаны факторы, необходимые для реализации эффективной инвестиционной политики региона.
Ключевые слова: инновации, инновационная политика, инновационная активность, стратегия инновационного развития, форсайт, кластеры.
Современная Россия вступила в эпоху системных инноваций. Как известно, экономика каждой страны должна динамично и устойчиво развиваться и первостепенная роль в этом на современном этапе принадлежит именно инновациям и инновационной деятельности. Они обеспечивают непрерывное обновление технологий и технологической базы производства, освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции, а также проникновение на мировые рынки товаров и услуг.
Инновационная деятельность предполагает комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности и приводят к инновациям.
Разработка инновационной политики для каждого отдельно взятого субъекта России имеет огромное значение для экономики нашей страны в целом.
В современных кризисных условиях в РФ инновационному потенциалу её регионов отводится основополагающая роль.
Базовой отраслью Липецкой отрасли выступает металлургия. Однако, взятый руководством области курс на модернизацию и перестройку экономики на инновационную направленность позволил значительно снизить долю этой отрасли и направить силы на развитие других отраслей промышленности, сельского хозяйства, пищевой, текстильной, перерабатывающей промышленности, строительства и др.[3, с.248]
Такие успехи обусловлены разработкой и реализацией промышленно-инвестиционной политики, в основу которой легло создание особых экономических зон промышленно-производственного типа и одной региональной зоны технико- внедренческого типа, а также реализация кластерных проектов и поддержка индустриальных парков. Кроме того, для по-
вышения инвестиционной привлекательности сельского хозяйства региона в области созданы региональные особые экономические зоны агропромышленного типа. Данное направление нуждается в развитии и инновациях в связи с проблемой импортозамещения. Именно это обеспечило региону переход на инновационную направленность.
Для определения инновационного потенциала рассмотренного региона нами использовался рейтинговый подход. Липецкая область относится к регионам с высоким уровнем инновационной активности. Такой вывод можно сделать исходя из проведённого анализа на основе РРИИ (Российский региональный инновационный индекс). Он разработан НИУ ВШЭ и используется в качестве интегрального показателя регионального инновационного развития. Он формируется из следующих субиндексов: индекса социально- экономических условий инновационной деятельности (ИСЭУ), индекса научно- технического потенциала (ИНТП) , индекса инновационной деятельности (ИИД) и индекса качества инновационной политики (ИКИП). [2, с.16]
Что касается первого фактора, то исследования показали, что в Липецкой области недостаточно развиты социально - экономические условия для инновационной деятельности. Следовательно, регион нуждается в выработке конкретных проблем и методов их решения.
Фактор научно технического потенциала отражает развитие по таким составляющим как: кадровые финансовые ресурсы научных исследований и разработок, публикационная и патентная активность, разработка передовых производственных технологий и экспорт услуг технологического характера. Липецкая область обладает относительно скромными показателями научно-технического потенциала, как с точки зрения ресурсных параметров, так и результативности исследований и разработок. Но с каждый годом наблюдается тенденция к повышению показателя ИНТП: повышается потенциал научных исследований и разработок, в том числе увеличивается удельный вес средств предпринимательского сектора в объёме затрат на исследования и разработки, повышается число передовых производственных технологий, разработанных в регионе.
Следующий фактор - инновационная деятельность. Это фактор интенсивности процессов создания, внедрения и практического использования технологических организационных и маркетинговых инноваций в субъектах РФ. Позиция Липецкой области в рейтинге установлена согласно индексу ИИД, показывающий оценку ресурсов и результатов инвестиционной деятельности, активность малого, среднего и крупного бизнеса в освоении технологических инноваций. Согласно этому показателю, рассмотренный регион является лидером среди других субъектов, выделяясь инициативностью организаций в самостоятельной разработке нововведений. Это подтверждается заметной долей предприятий, разрабатывающих технологические инновации собственными силами. Передовую позицию региона обеспечивает высокая результативность инновационной деятельно-
сти. Тем не менее, показатель доли товаров, новых для рынка, очень мал, что объясняется преобладающей ролью процессных инноваций, не связанных с выпуском новой продукции.
И, наконец, оценка качества инновационной политики (ИКИП) в Липецкой области позволяет построить целостную картину их инновационного развития. Она определяется: проработанностью нормативной правовой базы, наличием в регионе специализированного органа и институтов развития, курирующих региональную инновационную политику, а также уровнем бюджетных затрат на науку, технологические инновации и инновационную инфраструктуру. Липецкая область занимает лидирующую позицию среди других субъектов исходя из этого показателя. Это обеспечивается благодаря активной государственной поддержке инновационной деятельности в регионе. Осуществляется это благодаря комплексу следующих инструментов: бюджетно-налоговые инструменты (субсидии, льготы, государственный заказ и т. д.), институциональные инструменты (нормативно-правовое регулирование, программы инновационного развития региона и т.д.), организационно- управленческие инструменты (взаимодействие агентов инновационной среды и др.), а также маркетинговые инструменты (проведение конференций, пиар- поддержка, позиционирование и т. д.).
Исходя из проведённого анализа, мы можем прийти к выводу, что Липецкая область входит в группу регионов-доноров, отличающихся высокой инновационной активностью, но нуждающихся в её поддержке и дальнейшем развитии.[4, с.158] Кроме того, факторами, обеспечивающими рост для Липецкой области могут стать: научно-технический потенциал и повышение качества инновационной политики. Региону требуется более пристальное изучение государством с точки зрения улучшения социально-экономических условий инновационной деятельности и поиска путей ускорения инновационного развития данного субъекта РФ.
Инновационное развитие экономики данного региона основано, прежде всего, на институциональном аспекте. В течение последнего десятилетия происходит целенаправленное и интенсивное институциональное строительство, что привело регион на инновационный путь развития. [5, с.252]
Следует отметить, что экономический рост региона зависит не только от географического положения и богатого запаса природными ресурсами, которыми располагает регион, но и от таких факторов как интеллектуальный потенциал, использование передовых технологий в производстве, коммерциализация передовых научно-технических разработок и инновационных решений в различных отраслях. На территории региона идёт процесс развития институциональной среды для поддержания активной инновационной деятельности экономическими субъектами региона.
Хозяйствующим субъектам, внедряющим современную технику в производство и создающим высокотехнологичные рабочие места, предоставляются налоговые льготы, государственные гарантии при выдаче банков-
ских кредитов и другие преференции. Существуют различные, поддерживающие инновационный бизнес, программы, например такие как: «Развитие инновационной деятельности в Липецкой области на 2014 - 2020 годы» , «Модернизация и инновационное развитие экономики Липецкой области» и др.
Кроме того в Липецкой области создан фонд поддержки малого и среднего предпринимательства. В настоящее время в регионе созданы комфортные условия для развития предпринимательства. Регион стремиться к интеграции трёх сфер экономики: государства, бизнеса и науки. И именно эта интеграция способна обеспечить наиболее эффективное инновационное развитие региона.
В 2017 году Липецкая область осуществляет инновационно-производственную поддержку следующих программ:
1. РЦИ ( Региональный центр инжиниринга) - осуществляют поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства Липецкой области в вопросах развития, модернизации и внедрения новых технологий в производство. Речь идет о помощи бизнесу в повышении экономической эффективности, а также о том, чтобы способствовать освоению выпуска инновационной продукции предприятиями МСП в рамках курса на импортозаме-щение.
2. ЦКР (Центр кластерного развития Липецкой области) - создаёт условия для эффективного взаимодействия предприятий-участников территориальных кластеров; учреждений образования и науки; некоммерческих и общественных организаций; органов государственной власти и инвесторов.
3. Технопарки - осуществление инновационных разработок в обрасти машиностроения, медицины, энергетики и металлургии.
Таким образом, при разработке эффективной стратегии развития инновационного развития региона наиболее важными ,как мы считаем, является разработка и реализация следующих стратегий.
Во-первых, это применение кластерного подхода. Кластеры улучшают кадровую инфраструктуру , обеспечивают появление инфраструктуры для исследований и разработок , обеспечивают снижение издержек, появление возможности для более успешного выхода на международные рынки. Свою эффективность в Липецкой области уже доказал производственно-образовательный кластер металлургического профиля. Кроме того, уже созданы и должны далее развиваться кластеры машиностроительного, агропромышленного и строительного профилей. Рациональным решением будет создание кластеров во всех социально-экономических отраслях, необходимость этого заложена концепцией интеграции бизнеса, образования и науки.
Во-вторых, при формировании стратегии инновационного развития муниципального образования можно использовать технологию форсайта, являющегося инструментом активного стратегического прогнозирования.
Эта технология позволяет улучшить процесс принятия решений на основе анализа не только имеющихся возможностей, но и реальных потребностей, активизирует и кооперирует всех участников процесса, формулирует инновационный подход к политике социально- экономического развития муниципального образования, что сейчас очень необходимо для рассмотренного нами региона.
Следствием инновационного развития региона является то, что новые и высокотехнологичные отрасли испытывают дефицит кадров. Залогом быстрой окупаемости инвестиций, экономического роста на современном этапе выступает кадровая обеспеченность производства и профессиональная компетентность управляющего персонала.
Региональный рынок труда существенно изменил запросы к структуре рабочей силы и повысил требования к качеству образовательных программ.
Изменение технологий требует постоянного повышения квалификации работающего персонала, поэтому необходимо постоянное проведение мониторинга внутрифирменной подготовки кадров на производстве, а также обучение любого специалиста в процессе его профессиональной деятельности. Ещё одной проблемой, которой следует уделить особое внимание со стороны государства является гуманитарная ориентация высшего профессионального образования, в то время как наиболее востребованными работодателями являются специалисты инженерно- технических, технологических и агропромышленных профессий. Государство должно обеспечить усиление взаимодействия образовательных учреждений и бизнес-сообществ и уделять этому моменту особое внимание, так как вклад в человеческий капитал является неотъемлемым фактором успешного инновационного развития региона.
Таким образом, на уровне субъекта Российской Федерации необходимо проведение институциональных преобразований с целью развития среды для обеспечения роста инновационной активности Липецкой области, повышения уровня внедрения и использования инноваций во всех сферах жизнедеятельности.
При этом необходимо консолидировать усилия органов государственной власти региона относительно интеграции бизнес-сообщества, образования и науки, сформировать профессиональные компетенции. Кроме того, государство должно в совокупности использовать методы реализации региональной инвестиционной политики, отдавать предпочтение наиболее приоритетным инновационным проектам, кооперировать и интегрировать агентов инновационной среды, стимулировать те процессы, которые в конечном итоге приведут к повышению уровня и качества жизни населения.
Список литературы
1. Администрация Липецкой области - официальный портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://admlip.ru/
2. Гохберг Л.М. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Выпуск 4 / под ред. Л. М. Гохберга; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономи-
ки». — М.: НИУ ВШЭ, 2016. — 248 с.
3. Есина Ю.Л., Агафонова Е.Е., Интеграция бизнес- сообщения и образования как фактор инновационного развития экономики региона на примере Липецкой области// Вестник ВГУИТ.2015.№3.С.247-252.
4. Титова М.В. Методы разработки и реализации региональной инновационной политики в условиях экономики знаний// Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2016. № 1. С. 156-159.
5. Петров А.М. Инновационное развитие экономики регионов России в современных условиях: институциональный аспект// Вестник Кемеровского государственного университета. 2014.№ 1(4) С. 252-255.
Elisina Kristina Vladimirovna, student (e-mail:kristien_elis@mail.ru)
Russian Academy of national economy and public administration under the President of the Russian Federation, Lipetsk, Russia
Titova Marina Vladimirovna, Cand.Econ.Sci.,senior Lecturer (titovamarina@yandex.ru)
Russian Academy of national economy and public administration under the President of the Russian Federation, Lipetsk, Russia
THE DEVELOPMENT OF REGIONAL INNOVATION ECONOMY ON THE EXAMPLE OF LIPETSK REGION
Abstract: This article deals with the problem of transition to the innovative nature of the Russian economy on the example of Lipetsk region, the analysis of the innovative activity of the subject and also the factors necessary for the realization of effective investment policy in the region.
Keywords: innovations, innovative policy, innovative activity, strategy of innovative development, foresight, clusters.
УДК 339.1
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТОВАРОВ ПОВСЕДНЕВНОГО
СПРОСА В РОССИИ Капустина Ирина Васильевна, к.э.н., доцент Истомин Георгий Юрьевич, студент Михайлова Юлия Михайловна, студент Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Рассмотрены основные изменения предпочтений потребителей на рынке товаров повседневного спроса за 2016 год. Приведены рекомендации по увеличению объема реализации продукции для предприятий.
Ключевые слова: тенденции, рынок, товары повседневного спроса
Рынок товаров повседневного спроса можно смело назвать наиболее обширным и привлекательным для домохозяйств не только из-за необходимости наличия таких товаров в потребительской корзине, но и из-за массовости представленной продукции на полках магазинов.
Российский рынок FMCG (рынок товаров повседневного спроса) пережил за 2016 год немало событий, вызвавших волатильность спроса и, соответственно, объемов продаж данного вида продукции, что привело к изме-