Научная статья на тему 'Развитие регионального туризма с учетом национальных особенностей (на примере республики Татарстан)'

Развитие регионального туризма с учетом национальных особенностей (на примере республики Татарстан) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
430
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Бунаков Олег Александрович

В статье представлены результаты исследования состояния и перспектив развития регионального туризма на примере Республики Татарстан. Основной акцент сделан на отражении в региональном турпродукте национальных особенностей Республики Татарстан. Описанные в статье походы к созданию региональных турпродуктов, в том числе на основе создания искусственных аттракций, могут быть использованы и в других регионах РФ. Кроме того, материалы статьи могут быть использованы при подготовке кадров для российских турфирм, ориентированных на внутренний туризм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Бунаков Олег Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие регионального туризма с учетом национальных особенностей (на примере республики Татарстан)»

Развитие регионального туризма с учетом национальных особенностей (на примере Республики Татарстан) The development of regional tourism with due consideration of national characteristics (on the example of the Republic of Tatarstan)

Бунаков О.А.

Bunakov O.A.

В статье представлены результаты исследования состояния и перспектив развития регионального туризма на примере Республики Татарстан. Основной акцент сделан на отражении в региональном турпродукте национальных особенностей Республики Татарстан. Описанные в статье походы к созданию региональных турпродуктов, в том числе на основе создания искусственных аттракций, могут быть использованы и в других регионах РФ. Кроме того, материалы статьи могут быть использованы при подготовке кадров для российских турфирм, ориентированных на внутренний туризм.

The article presents the results of research on the state and prospects of regional tourism development on the example of the Republic of Tatarstan. The main focus is on how the regional tourism product reflects national characteristics of the Republic of Tatarstan. Described approaches to the creation of regional tourism products, in particular through the creation of man-made attractions can be used in other regions of the Russian Federation. In addition, the article materials may be used in the training of personnel for the Russian tourist agencies aimed at domestic tourism.

Ключевые слова: региональный туризм, национальные особенности, Республика Татарстан.

Keywords: regional tourism, national characteristics, the Republic of Tatarstan.

Внутренний туризм в России в настоящее время получил массовое развитие, чему в значительной степени поспособствовал рост курса валют и, как следствие, значительное подорожание отдыха за границей. Россияне стали более пристально обращать внимание на возможности путешествий внутри страны. Разумеется, особенно популярными направлениями были и остаются Москва и Санкт-Петербург, а также уникальный город-курорт Сочи, но в последнее время все

большее количество туристов стало интересоваться самобытностью народов, населяющих нашу необъятную Родину, и выбирать новые варианты туров. Наряду с основными достопримечательностями туристов интересуют местные традиции и обычаи, фольклор, кухня - то есть все то, чем славится данное конкретное место и его население [3, с. 39].

Республика Татарстан (РТ) является одним из наиболее динамично развивающихся регионов России, в том числе это касается и сферы туризма. Туристов привлекают Казанский Кремль, Древний Болгар, Остров-град Свияжск, а также спортивные объекты, которые остались после Универсиады-2013года. Однако для осмотра этих достопримечательностей достаточно буквально 2-3 дней, и именно на такой срок в настоящее время приезжают гости республики. Государственный комитет по развитию туризма РТ, а также Комитет содействия развитию туризма города Казани еще несколько лет назад поставили задачу расширить имеющуюся линейку туров в республику, в первую очередь за счет национальных традиций и особенностей [1, с. 62].

Первой «ласточкой» в данном вопросе стало всероссийское празднование Сабантуя (праздника окончания весенней посевной). Этот национальный праздник стал популярен далеко за пределами республики и страны после того, как в разные годы в нем принимали участие все три Президента России.

Президент России В.В.Путин достает монету из катыка на Сабантуе в

Казани

В рамках праздника проходят состязания в различных национальных видах спорта, таких как бег в мешках, лазание по голому столбу, бои мешками, перетягивание каната и, конечно же, традиционная борьба на поясах (куреш). Победитель борьбы на поясах (батыр) получает в награду барана, но самое главное - почет и уважение.

В Казани Сабантуй обычно приходится на третью субботу июня, однако иногда делаются исключения. Так, в 2013 году праздник перенесли на середину июля, чтобы он совпал с серединой соревнований Универсиады-2013 и продемонстрировал гостям национальные особенности республики.

В целом Сабантуй можно охарактеризовать как летний веселый семейный праздник, где каждый найдет занятие по душе. Вероятно, поэтому он и полюбился туристам, проживающим за пределами республики, и стал поистине международным событием. В ноябре 2016 года между Казанью и Парижем было заключено соглашение о дружбе, в рамках которого в 2017 году планируется проведение Сабантуя во Франции в Париже.

Туроператоры, разумеется, быстро отреагировали на популярность Сабантуя и стали заранее резервировать места в гостиницах Казани, а также предлагать различные варианты туров на праздник. Заслуживает внимания также и тот факт, что съемки популярной телепрограммы «Орел и Решка» в городе Казани также прошли в период проведения Сабантуя и показали его с самой положительной стороны для всех жителей страны. Еще одним событием последних лет в Казани стало проведение национального гастрономического фестиваля «Вкусная Казань». Фестиваль направлен на популяризацию национальной татарской кухни и дополнительное привлечение туристов. В 2016 году фестиваль состоялся второй раз и по подсчетам организаторов привлек около 40 тысяч туристов и гостей. Традицией мероприятия стало установление новых мировых рекордов (в 2016 году был приготовлен 500 метровый - самый длинный в мире хворост).

Национальный гастрономический фестиваль «Вкусная Казань»

На гастрономическом фестивале представлены кафе и рестораны города Казани, которые в течение 2 дней под открытым небом показывают свое искусство гостям и жителям города. Данное мероприятие также стало востребованным у туроператоров, и они с нетерпением ждут точных дат проведения в 2017 году, чтобы выставить предложения для туристов.

Ежегодно в августе месяце проводится фестиваль средневекового боя «Великий Болгар». Однако в рамках фестиваля проводятся не только бои, но и множество других мероприятий, что делает его местом семейного отдыха. Событие длится 3 дня, на которые город Болгар как будто возвращается в эпоху своего могущества и пика развития (УП-УШ века н.э.). Для гостей предлагается разнообразная шоу-программа, мастер-классы кузнечного, кожевенного дела, национальная болгарская кухня и, конечно же, увлекательные рыцарские соревнования. На время фестиваля организуется палаточный городок и большая парковка для гостей, прибывающих на своем транспорте.

Фестиваль средневекового боя «Великий Болгар»

В 2016 году гостями фестиваля стали 38 тысяч зрителей, причем значительная часть - жители других субъектов РФ. Несомненно, что проведение подобных мероприятий способствует росту популярности РТ у туристов, и они стремятся посетить не только Казань, но и древний город Болгар, которой в 2015 году стал объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

Долгое время в РТ практически отсутствовали зимние фестивали и программы, которые могли бы привлечь туристов именно в низкий сезон. Решение было найдено туристской фирмой ООО «Трэвэл-Эндвок» и ее директором Талановой Юлией. Совместно со своим компаньоном и подругой Оксаной Артеменко они организовали в Арском районе РТ резиденцию татарского Деда Мороза (Кыш Бабая) и Снегурочки (Кар Кызы). Компании пришлось преодолеть большое количество препятствий со стороны местных районных властей и лишь на четвертый год функционирования резиденции выйти на прибыль, хотя общие затраты проекта относительно невелики - всего 10 миллионов рублей. Благодаря информационной поддержке со стороны

Государственного комитета по туризму РТ на сегодняшний день резиденция принимает уже свыше 5000 туристов за сезон.

Г--J! —'< _ г.

; * а1- *' - "

Татарский Дед Мороз и Снегурочка (Кыш Бабай и Кар Кызы)

В ближайшие планы по развитию регионального туризма входит создание круглогодичной резиденции, которая к тому же будет находиться ближе к городу Казани. Возможно также создание летних программ и интерактивов для детей всех возрастов. Однако кроме представления своих национальных особенностей, республика также стремится показать туристам свое радушие и гостеприимство. В 2015 году был запущен проект «I Help Kazan», в рамках которого волонтеры оказывают гостям всяческую информационную поддержку. Передвижные стенды с яркой символикой уже полюбились туристам. Волонтерами могут выступать жители республики, а также студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Туризм» в рамках практики после первого курса обучения.

AZAN

Логотип проекта «I Help Kazan»

Участниками проекта был разработан кодекс гостеприимного жителя, который включает в себя не просто набор каких-то рекомендаций, а скорее направлен на индивидуальное развитие горожан, на благо города Казани. Вся эта информация размещена на сайте Сообщества гостеприимных жителей Казани.

Главная страница сайта Сообщества гостеприимных жителей Казани[4]

Сочетание Востока и Запада, Ислама и Православия, удачное географическое расположение, великая история и богатая культура, а также национальные особенности позволяют Республике Татарстан выделяться на туристском рынке и по итогам 2016 года перешагнуть отметку в 3 миллиона туристских прибытий.

Литература

1. Бунаков О. А. Эффективное использование объектов культурно-исторического наследия в индустрии туризма и гостеприимства на примере Республики Татарстан. Сборник материалов 6-й Международной научно-практической конференции «Научный поиск в современном мире». Махачкала, 2014, с. 62-64

2. Джанджугазова Е.А. Туристско-рекреационное проектирование. Учебник 2-е издание, М.: Академия, 2016 - 272.

3. Чудновский А.Д., Королев Н.В. Гаврилова Е.А., Жукова М.А. Зайцева Н.А. Менеджмент туризма. М. Федеральное агентство по туризму. 2014, с. 576.

4. Сайт Сообщества гостеприимных жителей Казани, http: // ihelpkazan. ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.