Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КЛАСТЕРА НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА'

РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КЛАСТЕРА НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
28
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КЛАСТЕР / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ АГРОБИЗНЕСА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Савина Светлана Анатольевна, Калашников Дмитрий Владимирович, Земскова Ольга Михайловна

Статья посвящена исследованию актуальности вопроса кластеризации агропромышленного комплекса регионов России. Сформулированы основные проблемы сельхозтоваропроизводителей, возникшие в связи с иррациональностью использования производственных ресурсов и введенными экономическими санкциями. Обоснована стратегия развития региона с использованием авторской модели регионального агропромышленного кластера Сахалинской области на основе государственно-частного партнерства. Также представлен механизм реализации проекта, который может быть осуществим инициатором и управляющим звеном создаваемого агропромышленного кластера Сахалинского региона (представители Правительства). При этом частный сектор (концессионер), как и местный орган регионального управления, предлагается рассматривать равноправным партнером в рамках ГЧП. Реализация разработанного кластерного механизма будет привлекательна для частного бизнеса, рассматривающего перспективы своего развития в сферах агропромышленного комплекса, а реализация кластерной стратегии Сахалинской области в составе общей региональной стратегии развития даст возможность обеспечить продовольственную безопасности посредством стратегического управления экономикой аграрного сектора и рынка продовольственных товаров, повысить конкурентоспособность региона и вывести его на новую модель экономического роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Савина Светлана Анатольевна, Калашников Дмитрий Владимирович, Земскова Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A REGIONAL AGRO-INDUSTRIAL CLUSTER BASED ON PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

The article is devoted to the study of clustering of the agro-industrial complex in the Russian regions. The main problems of agricultural producers that arose in connection with the irrationality of the use of production resources and the economic sanctions imposed are formulated. The development strategy of the region is justified using the authors' model of the regional agro-industrial cluster of the Sakhalin region on the basis of public-private partnership (PPP). The project implementation mechanism is also presented, which can be implemented by the initiator and the managing link of the created agro-industrial cluster of the Sakhalin region (representatives of the Government). At the same time, the private sector (the concessionaire), as well as the local regional government body, is proposed to be considered equal partners in the framework of PPP. The implementation of the developed cluster mechanism will be attractive for private businesses considering the prospects for their development in the areas of the agro-industrial complex. The implementation of the cluster strategy of the Sakhalin region as part of the overall regional development strategy will provide an opportunity to ensure food security through strategic management of the economy of the agricultural sector and the food market, increase the competitiveness of the region and bring it to a new model of economic growth.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КЛАСТЕРА НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА»

ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО

Том 11 • Номер 5 • Май 2021 ISSN 2222-534Х Journal of Economics, Entrepreneurship and Law

>

Первое

экономическое издательство

развитие регионального агропромышленного кластера на основе государственного и частного партнерства

Савина С.А. 1, Калашников Д.В. 2, Земскова О.М. 3

1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» - Волгоградский филиал, Волгоград, Россия

2 Волгоградский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации», Волгоград, Россия

3 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный аграрный университет», Волгоград, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Статья посвящена исследованию актуальности вопроса кластеризации агропромышленного комплекса регионов России. Сформулированы основные проблемы сельхозтоваропроизводителей, возникшие в связи с иррациональностью использования производственных ресурсов и введенными экономическими санкциями. Обоснована стратегия развития региона с использованием авторской модели регионального агропромышленного кластера Сахалинской области на основе государственно-частного партнерства. Также представлен механизм реализации проекта, который может быть осуществим инициатором и управляющим звеном создаваемого агропромышленного кластера Сахалинского региона (представители Правительства). При этом частный сектор (концессионер), как и местный орган регионального управления, предлагается рассматривать равноправным партнером в рамках ГЧП. Реализация разработанного кластерного механизма будет привлекательна для частного бизнеса, рассматривающего перспективы своего развития в сферах агропромышленного комплекса, а реализация кластерной стратегии Сахалинской области в составе общей региональной стратегии развития даст возможность обеспечить продовольственную безопасности посредством стратегического управления экономикой аграрного сектора и рынка продовольственных товаров, повысить конкурентоспособность региона и вывести его на новую модель экономического роста.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: агропромышленный кластер, продовольственная безопасность, сельскохозяйственное производство, государственно-частное партнерство, региональное развитие экономики, цифровая трансформация агробизнеса.

Development of a regional agro-industrial cluster based on public-private partnership

Savina S.A. 1, KalashnikovD.V. 2, Zemskova O.M. 3

1 Plekhanov Russian University of Economics - Volgograd Branch, Russia

2 Volgograd Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation, Russia

3 Volgograd State Agrarian University, Russia

Введение

Одним из важнейших условий продовольственной безопасности является устойчивое и гарантированное обеспечение региона продовольствием.

Сельскогохозяйственное производство выполняет функцию важнейшего источника доходов для абсолютного большинства его производителей. Готовая продукция сельского хозяйства составляет большую долю сырья предприятий перерабатывающей промышленности, тем самым в значительной степени формируя межотраслевые пропорции не только в АПК, но и во всем экономическом пространстве региона [6] (Vysochkina, 2007).

Современное развитие экономики России в условиях постоянно усиливающейся конкуренции и все более ужесточающихся санкций диктует необходимость поиска и внедрения более инновационных форм и технологий взаимодействия и управления. Важным моментом является тот факт, что высокая степень насыщенности отраслевых рынков уже не позволяет приоритетного развития конкуренции в рамках производственных технологий [11] (Shutkov, 2020).

ABSTRACT:_

The article is devoted to the study of clustering of the agro-industrial complex in the Russian regions. The main problems of agricultural producers that arose in connection with the irrationality of the use of production resources and the economic sanctions imposed are formulated. The development strategy of the region is justified using the authors' model of the regional agro-industrial cluster of the Sakhalin region on the basis of public-private partnership (PPP). The project implementation mechanism is also presented, which can be implemented by the initiator and the managing link of the created agro-industrial cluster of the Sakhalin region (representatives of the Government). At the same time, the private sector (the concessionaire), as well as the local regional government body, is proposed to be considered equal partners in the framework of PPP. The implementation of the developed cluster mechanism will be attractive for private businesses considering the prospects for their development in the areas of the agro-industrial complex. The implementation of the cluster strategy of the Sakhalin region as part of the overall regional development strategy will provide an opportunity to ensure food security through strategic management of the economy of the agricultural sector and the food market, increase the competitiveness of the region and bring it to a new model of economic growth.

KEYWORDS: agro-industrial cluster, food security, agricultural production, public-private partnership, regional economic development, agribusiness digital transformation

JEL Classification: L32, Q13, Q15, Q18 Received: 30.04.2021 / Published: 31.05.2021

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Savina S.A. (rjirf19750rambler.ru)

CITATION:_

Savina S.A., Kalashnikov D.V., Zemskova O.M. (2021) Razvitie regionalnogo agropromyshlennogo klastera na osnove gosudarstvennogo i chastnogo partnerstva [Development of a regional agro-industrial cluster based on public-private partnership]. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo. 11. (5). - 1117-1130. doi: 10.18334/epp.11.5.112115

Одним из возможных направлений развития в последние годы называют долгосрочные партнерские отношения в рамках производственно-сбытовых связей поставщиков и потребителей ресурсов. Именно данный вариант отношений позволяет снизить издержки предприятий, а также ведет к повышению уровня их конкурентоспособности. Формирование таких связей практикуется и с привлечением государственного капитала, что приводит к созданию государственно-частного партнерства (ГЧП). Участие представителей власти в подобных объединениях позволяет говорить о производственных кластерах, цель которых заключается в повышении конкурентоспособности его участников как на внешних, так и на внутренних рынках.

Именно практика подобного взаимодействия участников позволяет повысить уровень их профессиональных компетенций в рамках внутрикластерного распределения ресурсов. Таким образом, кластеризация и сетевой подход создают условия реализации концепции конструктивного взаимовыгодного диалога власти, бизнеса и институтов [2].

Цель исследования - разработка механизма формирования регионального кластера Сахалинской области на основе государственно-частного партнерства и обоснование приоритетных направлений развития III сферы АПК и продовольственного рынка в условиях цифровой трансформации агробизнеса.

Объектом исследования являются участники агропромышленного кластера, субъекты экономики и управления региона, участвующие в процессе принятия и реализации инвестиционных решений на мезоэкономическом уровне. Предметом исследования выступают организационно-экономические и управленческие отношения, возникающие в процессе создания и развития регионального агропромышленного кластера.

Область применения результатов - обеспечение продовольственной безопасности Сахалинской области посредством стратегического управления экономикой аграрного сектора и рынка продовольственных товаров.

Научная новизна: предлагаемый механизм реализации проекта основан на государственно-частном партнерстве посредством заключения концессионного соглашения.

ОБ АВТОРАХ:_

Савина Светлана Анатольевна, доцент кафедры экономики, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент (rjirf19750rambler.ru)

Калашников Дмитрий Владимирович, доцент кафедры гуманитарных и правовых дисциплин, кандидат социологических наук, доцент (voin_710mail.ru)

Земскова Ольга Михайловна, доцент кафедры менеджмента и логистики в АПК, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент (zemskovevgeniy0mail.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Савина С.А., Калашников Д.В., Земскова О.М. Развитие регионального агропромышленного кластера на основе государственного и частного партнерства // Экономика, предпринимательство и право. - 2021. -Том 11. - № 5. - С. 1117-1130. doi: 10.18334/epp.11.5.112115

Предложено в рамках ГЧП рассматривать инициатором проекта создания агропромышленного кластера региона непосредственно местный орган регионального управления. При этом не исключена возможность инициативы и со стороны частного сектора, однако управление проектом остается функцией представителей Правительства.

Сахалинская область - единственный регион в России, расположенный на островах. В ее состав входят: остров Сахалин - первый по величине остров в России и Курильские острова, которые образуют две параллельные гряды. Большая Курильская гряда, протянувшаяся на 1200 км, включает около 30 островов, и Малая Курильская гряда протяженностью около 100 км.

В области функционируют 32 сельскохозяйственных предприятия различных форм собственности, включая пять предприятий с долей государственного участия, 648 крестьянских (фермерских) хозяйств, 26 599 личных подсобных хозяйств. При этом Сахалинская область - единственный российский регион, где в управлении хозяйством осталась форма совместного хозяйства (совхозы).

Произведенная сельскохозяйственная продукция подвергается дальнейшей переработке на существующих предприятиях пищевой промышленности Сахалинской области. Наибольший объем переработки в сфере агропромышленного комплекса области занимает рыбопереработка - 73%, на долю пищевых продуктов приходится всего 9%. Таким образом, потребительский рынок региона находится в постоянной зависимости от поставок большей части продовольствия с материка, следствием чего является удорожание продуктов питания для конечного потребителя - жителей Сахалинской области.

В основной массе производимая в регионе продукция реализуется на внутреннем региональном рынке, что в значительной мере способствует достижению стратегической цели продовольственной безопасности (рис. 1) в обеспечении населения региона необходимой сельскохозяйственной продукцией и продовольствием, а также наличии необходимых запасов и резервов.

Наличие доступного качественного продовольствия

Экономическая, социальная и физическая доступность продовольствия

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Стабильность на

Использование продовольствия

протяжении длительного периода времени

Рисунок 1. Продовольственная безопасность Сахалинской области Источник: составлено авторами.

Рисунок 2. Основные экономические факторы продовольственной безопасности региона

Источник: составлено авторами.

Продукты питания на о. Сахалин доставляются из Приморского и Камчатско го края. Регион обеспечивает бесперебойные поставки всего спектра продовольствия на Курильские острова, в том числе свежей продукции регионального агросектора (яйцо, молочная продукция, овощная и мясная продукция). На объектах торговли созданы запасы продовольствия, позволяющие осуществлять бесперебойную торговлю периодом до 3 месяцевв зависимости от товарной номенклатуры.

Поэтому к одной из основных задач правитеяьства региона можно отнести обеспечение продовольственной безопасности за счет производства качественных продовольственных товаров на территории острова, что существенно снизит зависимость области от материк а я избавит кт громад ных транспортных расходов.

К основным экономическим факторам продовольственной безопасности региона Сергеева Н.В. в своей исследовательской работе относит узкий перечень [10] (Sergeeva, 2011).

(Основная цель Доктрины продовольственной безопасности - повышение ктче-ства жизни граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения [3] (Altukhov, 2019).

Отметим, что реализация основной цели и всео промежуточных задач Доктрины рассматривалаоь как; сояттегическое направление по обеспечению реальной потребительской продовольственной корзины. Данный вид потребительской корзины включает более широкий ассортимент тораров, чем предполагает минимальная потребительская корзина. К ее состову относят хлебобулочные итделия, молочную л мясную продукцию, яйцо, сахар, соль, а также овощи и фрукты. Формирование корзины осуществляется в соответствии с разработанными рациональными нормами потребления продуктов питания человект, предусматривающими достаточно высокий уровень удовлетворения разумных его потребностей [1].

Обеспечением потребительской продовольственной корзины в Сахалинской области занимаютсл местные товароар оизводители различных организоцио орт-правовых форм хозяйствования и собственности, в том числе сельскохозяйственные предприятия с государственной долей участия.

На данный момент ими производится овощная и мясная продукция, яйцо, молоко и продукты его переработки. В основной массе продукция реализуется на внутреннем региональном рынке, что в определенной мере способствует достижению стратегической цели продовольственной безопасности в обеспечении населения региона безопасной сельскохозяйственной продукцией и продовольствием, а также наличии необходимых резервов и запасов. Но период обеспеченности запасами основных видов продовольствия на предприятиях оптовой торговли Сахалинской области составляет всего от 18 до 115 дней в зависимости от товарной номенклатуры.

При этом регион должен обеспечивать бесперебойные поставки продовольствия на Курильские острова, в том числе свежей продукции регионального аграрного сектора (яйца, молочной продукции, овощей открытого и закрытого грунта и мясопродук-ции). С этой целью в объектах торговли создаются запасы продовольствия, позволяющие осуществлять бесперебойную торговлю периодом до трех месяцев в зависимости от товарной номенклатуры. Продукты питания доставляются в основном с о. Сахалин, а также из Приморского края и Камчатского края.

Глубокий анализ финансово-экономических показателей деятельности крупнейших предприятий области, получающих от государства субсидиарную помощь, позволил сформулировать ключевые проблемы аграрного сектора Сахалинского региона. Развитию второй сферы АПК (сельского хозяйства) препятствуют указанные ниже негативы:

• выбор экстенсивного пути развития производства продукции;

• неразвитость системы обеспечения основного производства стратегически важными видами сырья и материалов (корма, удобрения и др.);

• использование большого количества ручного труда в производственном процессе;

• не отлажена внутрихозяйственная система хранения готовой продукции предприятий сельского хозяйства;

• отсутствие высококвалифицированных кадров, особенно менеджеров по продажам, специалистов по складской логистике;

• практически не решается вопрос утилизации отходов всех типов и классов, начиная с потерявшей товарный вид продукции сельского хозяйства и заканчивая отходами производственного цикла;

• отсутствие глубокой переработки излишков и остатков производства продукции на предприятиях (заморозки, консервации, сублимации);

• практически полностью отсутствует межхозяйственная система логистики, включающая собственную розничную сеть.

Условием развития агропромышленного комплекса острова является выход ключевых предприятий острова на ведущие позиции в региональном продовольственном рынке. В настоящих реалиях среди достаточно высокой конкуренции каждому предприятию по отдельности такую задачу выполнить сложно.

С нашей точки зрения, решением проблемы круглогодичного самообеспечения региона качественными и доступными продуктами питания станет создание единого регионального агропромышленного кластера, основу которого будут составлять сельскохозяйственные товаропроизводители области, уверенные в гарантированном сбыте производимой ими продукции по среднерыночным ценам, покрывающим затраты, связанные с их производством.

При этом следует отметить, что для построения и реализации системы продовольственной безопасности промышленного региона (каковым является Сахалинская область) следует придерживаться основных принципов реализации системы продовольственной безопасности [4] (Атзксквпкв, 2013):

• экономическая и физическая доступность продовольствия населению;

• обеспечение рационального и сбалансированного развития отраслей сельского хозяйства;

• сбалансированность специализации и концентрации сельскохозяйственного производства с учетом принципов кооперации и интеграции;

• повышение конкурентоспособности российской продукции;

• регулирование импорта поставок продовольствия с учетом развития отечественного производства;

• модернизация материально-технической базы;

• рациональное использование ограниченных ресурсов;

• адаптация системы планирования и ценообразования к условиям стимулирования собственных товаропроизводителей;

• внедрение инновационных технологий, природоохранных мероприятий, достижений науки и передового опыта [10] (Бе^евуа, 2011);

• совершенствование внутрихозяйственных экономических отношений;

• оптимизация управления в сельском хозяйстве.

По нашему мнению, вышеперечисленным принципам обеспечения продовольственной безопасности региона в целом и решением вышеизложенных проблем, с которыми постоянно сталкиваются сельхозтоваропроизводители области, станет создание на территории Сахалинской области агропромышленного кластера - полноценными агентами которого станут предприятия, принадлежащие правительству региона, и предприятия, функционирующие на условиях ГЧП (государственного и частного партнерства).

В современной экономике уже окончательно сформирован многоэтапный организационно-экономический механизм построения региональных агропромышленных кластеров с подетальным функциональным подразделением промежуточных задач на государственном и частном уровнях.

Важно, что этот механизм обозревается дискретно по организационным и экономическим элементам. Совокупность элементов обозначает не только сам процесс формирования кластера, но и его внутреннюю детализацию, в том числе финансовое обеспечение формирования и достижения целевых показателей [5] (В&авуа, 2016).

Дефицит мощностей

- по хранению и подработке (потребности обеспечены не более, чем на 40-45%)

- по первичнои и глубокой переработке (потребности обеспечены не более, чем на 25-30%)

- распределительных мощностей (потребности обеспечены не более, чем на 50-60%)

Слабое стру ктурирование рынка

- недостаток опытных компаний,

консолидирующих и обслуживаю щих сделки с

продовольствием

- недостаток специализированных логистических операторов

- отсутствие предсказуемых отношений между участниками рынка

Несформированное государственное регулирование

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- отсутствие системы ценообразования (установки пороговых закупочных цен, организации ценовых и закупочных интервенций)

- отсутствие регулирования обеспечения продовольствием социальной сферы региона

- использование для продовольствия тех же механизмов закупок, что и для промышленных товаров

Рисунок 3. Обоснован не стратегии развития региона путем с оздания агропромышленного

кластера Источник: составлено авторами.

Создаваемый организационно-экономический механизм как региональный кластер четко отражает роли государственных и частных структур, указывая их функции и полномочия в экономике региона [9] (^гШ, Katochkov, Morozova, 2017).

Основными задачами, решаемыми со стороны органов управления АПК при формировании кластери, будут являться:

• пропаганде! преимуществ клисаеиа и вовлечение в него предприятий;

• разработка регикнальн ой программы формирования агропромышленного кластера с вариантами его финансирования и инвестирования (через ГЧП, концессионные соглашения, совместное акционирование и др.);

• создание рабочей группы по реализации кластерной политики;

• расчетное проектирование основных блоков пот енциального класт ера, их структуры, порядка формирования и экономическое обоснование такой формы интеграции;

• административная и финансовая поддержка подготовительных мероприятий;

• стимулирован ие развития созданных кластеров, субсидирование его участников.

Агропромышленный кластер Сахалинской области п редставляет собой объединенную группу взаимодействующих и географически соседствующих предприятий, а также связанные с ними организации, чья деятельность призвана обеспечить достижение общих целей. Данная производственная структура характеризуется чертами явного и неявного сотрудничества, что отражает формальное и неформальное взаи-

мовлияние, взаимодополнение и взаимовыручка, совокупность которых формирует эффекты конкурентных преимуществ [8] (Ка1а$кткву, Баута, Уузвоккта, 2012).

По нашему мнению, ядром данного кластера должен стать агропромышленный парк Сахалинской области, предпосылки создания которого уже долго муссируются в центре управления региона (рис. 4). Основой построения бизнеса в современных условиях является готовность агропредпринимателей к кардинальному изменению отношения к потребителю продукции и партнерам по бизнесу, а также совершенствование создаваемой цифровой платформы взаимодействия всех субъектов агробизнеса (преобразования системы бизнес-связей производителей, поставщиков и потребителей во взаимосвязанную систему гибких, так называемых сетей, которые снижают затраты на взаимодействие компаний между собой и с конечным потребителем). Создание цифровой инфраструктуры позволит превратить информацию в ресурс для экономического роста, положительно отразится на экономической безопасности предприятий, позволит приобрести конкурентны е преимущества.

Центр финансов

О

Управляющая компания

Центр Менеджмента качества

Центр маркетинга и цифровой логистики

¡5

V.

ф

Оптово-распределительный центр

Комплекс глубокой переработки с.-х. продукции

АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ПАРК САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Центр переработки органических и неорганических отходов

Региональный рынок

Пищевой комбинат

Рисунок 4. Агропромышленный кластер Сахалинской области - сфера цифровых технологий Источник: составлено авторами.

Данная структура должна объединить в себе высокотехнологичные и новационные процессы, которые обеспечат замкнутый цикл глубокой переработки всех видов производимой в регионе сельскохозяйственной продукции, а также помогут решить проблему утилизации отходов (особенно органических) - экологический сектор, путем их вторичной переработки, где конечным продуктом будет являться экструдированный комбикорм, себестоимость) которооо минимум в два раза меньше закупаемых в настоя-

щее время кормов предприятиями области. Владение цифровыми активами даст предпринимательским структурам АПК дополнительное конкурентное преимущество, так как уровень конкурентоспособности агропредприятий определяется уровнем их циф-ровизации [7] (Zemskova, Litvinova, Serebryakova, 2020).

Основными преимуществами создания агропромышленного кластера области для региона будут являться следующие аспекты:

1. Стабилизация цен на продукцию как для сельхозтоваропроизводителей, которые формируют блок поставщиков сырья для агропромышленного парка, так и для блока покупателей, включающих в себя не только торговые сети, но и предприятия общественного питания, а также организации социальной сферы, такие как ДДУ (детские дошкольные учреждения), общеобразовательные учреждения, объекты здравоохранения и другие государственные структуры.

2. Эффективное внутрирегиональное и межрегиональное перераспределение продукции.

3. Повышение эффективности мер государственной поддержки.

4. Увеличение числа занятых, создание новых рабочих мест.

5. Легализация теневого оборота сельскохозяйственной продукции.

6. Устойчивое развитие сельской местности.

7. Создание единой технологии хранения, распределения, переработки пищевой продукции, включающей в себя единую систему логистики товарооборота, а также создание необходимого оборудования и компонентов.

8. Рост налоговых отчислений.

9. Решение проблемы утилизации органических отходов (особенно актуальной для Сахалинской области в силу ее островного месторасположения).

10. Создание единой информационной системы учета потоков сельскохозяйственной продукции и прогнозирования.

11. Цифровая трансформация агробизнеса Сахалинской области в целом.

Агенты агропромышленного кластера - сельскохозяйственные предприятия области - также получат ряд преимуществ, являясь его участниками:

1. Гарантированный сбыт не ниже среднерегиональных закупочных цен.

2. Адаптация производства под особенности потребительского рынка региона.

3. Возможность прогнозирования объемов производства под потребности рынка.

4. Снижение себестоимости продукции животноводства за счет снижения стоимости кормовой базы.

5. Снижение расходов, связанных с утилизацией органических отходов путем их вторичной переработки.

6. Снижение транспортных издержек за счет централизованной логистики.

7. Внедрение цифровых инструментов в АПК за счет комплексных программных решений и привлечения специалистов в области 1Т-технологий.

Заключение

Таким образом, без государственной поддержки через систему субсидирования производства, целевого финансирования, а также отсутствие частного инвестирования сельскохозяйственным предприятиям Сахалинской области сложно осуществлять эффективную хозяйственную деятельность, которая в полной мере позволила бы им быть полноценными агентами продовольственного рынка - регионального и межрегионального - основной задачей которых является обеспечение продовольственной безопасности региона в частности и страны в целом.

Следовательно, предлагаемый агропромышленный кластер Сахалинской области позволит решить насущные проблемы сельхозтоваропроизводителей области через создание здоровой конкурентной среды; а региону в целом - решить проблему продовольственной безопасности через создание стратегических круглогодичных запасов продуктов питания собственного производства высокого качества с доступной ценовой политикой для конечного потребителя.

ИСТОЧНИКИ:

1. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 21 января 2020 г. № 20. Спс гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73338425 (дата обращения: 18.04.2021).

2. Постановление Правительства Сахалинской области от 24 марта 2017 года №133 об утверждении государственной программы Сахалинской области «Экономическое развитие и инновационная политика Сахалинской области». [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/446180734 (дата обращения: 18.04.2021).

3. Алтухов А.И. Парадигма продовольственной безопасности России. - М.: «Фонд кадрового резерва», 2019. - 684 c.

4. Анищенко А.Н. Оценка продовольственной безопасности региона // Проблемы развития территорий. - 2013. - № 4 (66). - c. 30-39.

5. Батаева П.С. Организационно-экономический механизм формирования и развития рынка органической продукции (на материалах Чеченской Республики). / диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Пятигорск, 2016.

6. Высочкина, С.А. Развитие рынка зерна в российском регионе. / автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Волгоград, 2007.

7. Земскова О.М., Литвинова Т.Н., Серебрякова М.Ф. Логистический менеджмент как инструмент конкурентоспособности предприятий АПК // Оптимизация сельскохозяйственного землепользования и усиление экспортного потенциала АПК РФ на основе конвергентных технологий: Материалы Международной научно-пра-

ктической конференции, проведенной в рамках Международного научно-практического форума, посвященного 75-летию Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 гг. 2020. - с. 236-242.

8. Калашников Д.В., Савина С.А., Высочкина С.А. Кластеризация как инструмент повышения конкурентоспособности экономики региона // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2012. - № 2 (19).

9. Карх Д.А., Каточков В.М., Морозова М.П. Создание логистических интегрированных распределительных центров сельскохозяйственной продукции на основе государственно-муниципально-частного партнерств // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». - 2017. - № 3. - с. 168-179.

10. Сергеева Н.В. Обеспечение продовольственной безопасности региона в условиях инновационной экономики. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Чебоксары, 2011.

11. Шутьков А.А. Ресурсно-инновационная стратегия роста агропромышленного производства: новые подходы к формированию и реализации // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2020. - № 3. - с. 2-9.

REFERENCES:

Altukhov A.I. (2019). Paradigma prodovolstvennoy bezopasnosti Rossii [The paradigm

of food security in Russia] (in Russian). Anischenko A.N. (2013). Otsenka prodovolstvennoy bezopasnosti regiona [Assessment of food security in the region]. Problemy razvitiya territoriy. (4 (66)). 30-39. (in Russian).

Bataeva P.S. (2016). Organizatsionno-ekonomicheskiy mekhanizm formirovaniya i razvitiya rynka organicheskoy produktsii (na materialakh Chechenskoy Respubliki) [Organizational and economic mechanism of formation and development of the organic products market (based on the materials of the Chechen Republic)] (in Russian).

Kalashnikov D.V., Savina S.A., Vysochkina S.A. (2012). Klasterizatsiya kak instrument povysheniya konkurentosposobnosti ekonomiki regiona [Clusterization as a tool for increasing the competitiveness of the regional economy]. Business. Education. Law. Bulletin of the Volgograd Business Institute. (2 (19)). (in Russian). Karkh D.A., Katochkov V.M., Morozova M.P. (2017). Sozdanie logisticheskikh integ-rirovannyh raspredelitelnyh tsentrov selskokhozyaystvennoy produktsii na osnove gosudarstvenno/munitsipalno-chastnogo partnerstv [Creation of integrated logistics distribution centers for agricultural products based on public/municipal-private partnerships]. Vestnik YuUrGU. Seriya «Ekonomika i menedzhment». (3). 168-179. (in Russian).

Sergeeva N.V. (2011). Obespechenieprodovolstvennoy bezopasnosti regiona v usloviyakh innovatsionnoy ekonomiki [Ensuring food security in the region in an innovative economy] (in Russian).

Shutkov A.A. (2020). Resursno-innovatsionnaya strategiya rosta agropromyshlennogo proizvodstva: novye podkhody k formirovaniyu i realizatsii [Resource-innovative strategy for the growth of agro-industrial production: new approaches to the formation and implementation]. Economics of agricultural and processing enterprises. (3). 2-9. (in Russian).

Vysochkina, S.A. (2007). Razvitie rynka zerna v rossiyskom regione [Development of the grain market in the Russian region] (in Russian).

Zemskova O.M., Litvinova T.N., Serebryakova M.F. (2020). Logisticheskiy menedzh-ment kak instrument konkurentosposobnosti predpriyatiy APK [Logistics management as a tool for the competitiveness of agricultural enterprises] Optimization of agricultural land use and strengthening of the export potential of the agro-industrial complex of the Russian Federation on the basis of convergent technologies. 236-242. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.