Научная статья на тему 'Развитие рефлексивных умений учащихся старших классов'

Развитие рефлексивных умений учащихся старших классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1320
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модернизация образования / рефлексивные умения / рефлексия / старшеклассники

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Истомина Е. А.

Статья посвящена проблеме развития рефлексивных умений учащихся в старших классах. Актуальность данной темы подтверяедена стратегией модернизации образования (июнь 2002 г.). Обучение учащихся рефлексивно мыслить призвано решить поставленные стратегией задачи. Рассматриваются понятия «рефлексия», «рефлексивные умения». Дается краткий обзор группы рефлексивных умений и отмечается необходимость развития данных умений у учащихся старших классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of development of senior schoolchildren"s reflective skills. The urgency of this theme is confirmed by the educational modernisation strategy (June, 2002). Students" training in reflective thinking is expected to solve the problems put by the strategy. The concepts «reflection» and «reflective skills» are considered in the article. The author makes a brief review of the group of reflective skills and notes the necessity of their development in senior school.

Текст научной работы на тему «Развитие рефлексивных умений учащихся старших классов»

Е. А. Истомина

РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

Работа представлена кафедрой методики обучения географии и краеведению. Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент С. И. Махов

Статья посвящена проблеме развития рефлексивных умений учащихся в старших классах. Актуальность данной темы подтверждена стратегией модернизации образования (июнь 2002 г.). Обучение учащихся рефлексивно мыслить призвано решить поставленные стратегией задачи. Рассматриваются понятия «рефлексия», «рефлексивные умения». Дается краткий обзор группы рефлексивных умений и отмечается необходимость развития данных умений у учащихся стар -ших классов.

The article is devoted to the problem of development of senior schoolchildren’s reflective skills. The urgency of this theme is confirmed by the educational modernisation strategy (June, 2002). Students’ training in reflective thinking is expected to solve the problems put by the strategy. The concepts «reflection» and «reflective skills» are considered in the article. The author makes a brief review of the group of reflective skills and notes the necessity of their development in senior school.

Можно с уверенностью сказать, что понятие и термин «рефлексия» становится одним из наиболее популярных и частотных в различных научных публикациях, прямо или косвенно связанных с развитием системы образования. За последние 20 лет в отечественной и зарубежной педагогике и психологии появилось немало различных школ, направлений и разработок, связанных с использованием рефлексии1 .

Анализ различных позиций убеждает нас в том, что нет единого, исчерпывающего понимания рефлексии, но при этом в плане наиболее существенных элементов данного механизма большинство ученых считают установление связей между:

1)ситуацией (действиями человека в этой ситуации) и целями, которые лежат в ее основе;

2) позициями рефлексируемого и рефлексирующего;

3) пониманием ситуации и умением ее вербально зафиксировать;

4) действиями участников ситуации и морально-этическими принципами и нормами поведения;

5) имеющимися знаниями и потребностью в новых знаниях для решения новой задачи;

6) технологиями передачи и приобретения знаний.

Анализ теоретической литературы позволяет сделать вывод о необходимости рефлексии в познавательной деятельности.

Для ее успешной реализации необходимо овладение рефлексивными умениями, под которыми мы понимает умение осознавать и оценивать себя и других как субъектов познавательной деятельности и изменять свою деятельность в результате данного оценивания.

Формирование у учащихся рефлексивных умений заключается в уяснении основных способов построения теоретических объяснений в науке, общих особенностей фиксации теоретических знаний в знаковосимволических средствах и овладении спо-

собами их использования, в анализе с этих позиций определенного ряда конкретных теорий из различных предметных областей науки. При этом недостаточно задать учащимся в готовом виде образцы анализа конкретных теорий. Необходимо добиться того, чтобы учащиеся научились самостоятельно анализировать известные им теории. Такой анализ возможен только при овладении рефлексивными умениями. Действия самоконтроля должны формироваться организованно. Так, учащийся может совместно с учителем уяснить способ построения теории, затем критично отнестись к теоретическим знаниям, а также результатам своей мыслительной деятельности, обнаружить и исправить собственные ошибки и противоречия. После этого совместное действие контроля постепенно передается «в руки» учащегося, становится индивидуальным2.

Итак, в группу рефлексивных умений мы включаем следующие психологические умения:

1) умение осмысленного запоминания. Часто в школе осмысленное запоминание подменяют «зубрежкой», которая является малоэффективным средством и задействует только кратковременную память;

2)умение быть внимательным. В 70-е гг. XX в. П. Я. Гальпериным было установлено, что внимание выполняет контрольную функцию и его воспитание надо начинать с воспитания у учащегося контроля. Внешний контроль, превращенный в контроль внутренний, автоматизированный, и есть внимание;

3) умение планировать свою деятельность;

4) умение сотрудничать с другими людьми;

5) умение учиться. Часто учащийся идет в школу с большим желанием учиться, но без умения этого делать. В умение учиться входят следующие действия: планирование, контроль, оценивание, корректирование своей деятельности; также знаково-симво-

лические действия: моделирование, кодирование, декодирование;

6) умениеработать с текстом. Важнейший компонент умения учиться. Он часто оказывается несформированным у учащихся старших классов. Умение работать с текстом прежде необходимо для его понима-ния, что, в свою очередь, обеспечивает осмысленное запоминание текста. Включает в себя разделение текста на смысловые единицы и объединение смысловых единиц в целое3.

Отсутствие самостоятельности в мыслительной деятельности - один из существенных недостатков в работе старших школьников , который объясняется такой поста-новкой учебной задачи, когда от школьников не требуется размышления, самостоятельной мысли, собственного мнения, когда все сводится к воспроизведению чужой мысли, чужой аргументации. Хотя старшие школьники склонны обращать большое внимание на аргументированность и доказательность тех или иных положений, принимать на веру все сказанное учителем или прочитанное в учебнике старший школьник не желает, слепо следовать авторитетам не в его правилах.

Овладение современными знаниями предполагает развитие навыков и способов мыслительной деятельности, позволяющих ориентироваться среди предметов и явлений окружающего мира, а также формирование теоретических обобщений, которые обеспечивают объяснение и предсказание многообразия наблюдаемых фактов и явлений4 . В старших классах подача информации базируется на основных принципах, на которых строится научное знание:

• не существует абсолютно достоверных теорий, положений, мнений;

• любое мнение или суждение ценно, так как несет в себе субъективную истину, а также служит источником рождения мысли;

• любая информация может быть подвержена критическому анализу или оценке;

• нет таких суждений, которые должны быть однозначно приняты на веру.

Для того чтобы достаточно глубоко усваивать программу, необходимо развивать рефлексивные умения. При овладении рефлексивными умениями увеличивается доля самостоятельного мышления, ведь старшие школьники зачастую выносят из средней школы лишь пассивное слушание учителя, зубрение учебника с последующим воспроизведением, иногда - с некоторыми практическими действиями (демонстрация

опытов или решение задач). Причина трудностей, которые испытывают многие ученики-старшеклассники, заключается в неумении пользоваться обобщающими понятиями в целях познания окружающей действительности, а неумение это рождается, потому что обобщающие понятия, выводы, заключения не формируются путем исследования явлений и фактов, а заучиваются5. Поэтому так важно именно в старшем школьном возрасте развивать рефлексивные умения.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Алексеев Н. Г. Проектирование условий развития рефлексивного мышления: Автореф. докторской диссертации. М., 2002; Щедровицкий Г. П. Избранные труды. М.: Шк.Культ.Полит., 1995. С. 124; Fred A. J. and Korthagen. Linking practice and theory. The pedagogy of realistic teacher edication. Mahwah, New Jewsey, London: Lawrens Erlbaum Associates Pablishers, 2001.

2 Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Книга 2. Казань: Издательство Казанского ун-та, 1998. С. 112; Брушлинский А. В. Субъет, мышление, учение, воображение. М.; Воронеж, 1996.

3 Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974; Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. М.: Academia, 1998.

4 Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1997; Волков Б. С., Волкова Н. В. Возрастная психология. СПб.: Владос, 2006. С. 267-269.

5 Зорина Л. Я. Дидактические основы формирования системности знаний у старшеклассников. М., 1978; Мальковская Т. Н. Позиция личности школьника в учебном процессе // Советская педагогика. 1970. № 1. С. 40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.