Научная статья на тему 'Развитие речи дошкольников'

Развитие речи дошкольников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
7215
765
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / РЕЧЬ / АРТИКУЛЯЦИЯ / ДЫХАНИЕ / ГОЛОС / СЛУХ / ИГРА / АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ГОЛОСОВОГО АППАРАТА / ДИАЛЕКТ / ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Казгунова А.С.

Статья посвящена развитию речи дошкольников. Дошкольный возраст это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления всех сторон речи: фонетической, лексической и грамматической. В этом возрасте, когда еще не сформирована голосовая функция, особое внимание сле-дует обращать на развитие дыхательной и артикуляционной системы, занятия желательно строить в иг-ровой форме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие речи дошкольников»

Дисциплина «Слушание музыки» в младших классах школ искусств может реализовывать самые различные направления работы с детьми. Артпедагогические методы в значительной степени активизируют учебно-воспитательный, творческий и познавательный процессы. Искусство даёт толчок к реализации внутренних ресурсов человека, способствует его гармоничному развитию. Оно формирует отношение ребёнка к миру, ко всем явлениям бытия, к собственной личности, помогает освоить культурные ценности, стимулирует развитие творческого начала и его проявление во внешнем мире.

Список литературы

1. Никитин, А. А. Природа художественной одарённости / А. А. Никитин. - Хабаровск : Изд-во ХГИК, 2014. - 218 с.

2. Жилинская, С. А. Фольклор как средство художественного воспитания ребёнка / С. А. Жилинская // Изумрудные россыпи : репертуарно-метод. материалы. - Екатеринбург : СГОДНТ, 2007. - С. 43-45.

3. Зинкевич, Т. Д. Тренинг по сказкам / Т. Д. Зинкевич. - Москва: Детство-Пресс, 2006. - 176 с.

4. Петрушин, В. И. Музыкальная психология / В. И. Петрушин. - Москва : Акад. проект, 2008. - 401 с.

5. Коляденко, Н. П. Музыкально-эстетическое воспитание: синестезия и комплексное воздействие искусств / Н. П. Коляденко. - Новосибирск : НГК им. Глинки. - 2003. - 258 с.

УДК 808.5:372.461.1

А. С. Казгунова

Алтайский государственный институт культуры,

Барнаул, Россия

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Статья посвящена развитию речи дошкольников. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления всех сторон речи: фонетической, лексической и грамматической. В этом возрасте, когда еще не сформирована голосовая функция, особое внимание следует обращать на развитие дыхательной и артикуляционной системы, занятия желательно строить в игровой форме.

Ключевые слова: дошкольный возраст, речь, артикуляция, дыхание, голос, слух, игра, анатомо-физиологические особенности детского голосового аппарата, диалект, звукопроизношение.

A. S. Kazgunova Altai State Institute of Culture, Barnaul, Russia

DEVELOPMENT OF SPEECH IN PRESCHOOL CHILDREN

The article is devoted to the development of speech in preschool children. Preschool age is a period of active learning of a spoken language, the formation of all aspects of speech: phonetic, lexical, and grammatical. At this age, when the voice function is not yet formed, special attention should be paid to the development of the respiratory and articulatory systems, it is desirable to build classes in a playful form.

Keywords: preschool age, speech, articulation, breathing, voice, hearing, play, anatomical and physiological features of a child's voice apparatus, dialect, speech sound.

«Речь - основной показатель благополучия психического развития ребенка»

М. Львов

Человек овладевает речью в раннем детстве и на протяжении жизни совершенствует ее: обогащает словарь, учится владеть дыханием, голосом, интонациями, свободно строить предложение и текст.

Родную речь ребенок перенимает от близких людей, от родителей, из окружающей его речевой среды. Речевое развитие ребенка, по мнению Т. Н. Ушаковой, предстает как сторона общего психогенеза, протекающего на ранних этапах под преобладающим воздействием генетически заданной программы. То есть основа речевого развития у ребенка заложена в генах, а саморазвитие особенно активно происходит в детстве. Возраст с трех до семи лет является важнейшим в становлении и развитии речевой функции. Это обусловлено тем, что именно в этот период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное - она наиболее гибка и податлива. Этому способствует высокая пластичность мозга, способность все превращать в игру (дети охотно играют в разные игры с применением речи и тем самым

достигают более быстрых успехов в ней), а также любовь детей к звукам речи и стремление овладеть ими (они играют звуками, механически многократно повторяют их).

В последнее время развитию речи ребенка уделяется очень мало внимания как со стороны родителей, так и со стороны педагогов, отсюда возникает масса проблем в разных социальных и возрастных группах. Конечно, идеально говорящих людей нет, однако необходимо педагогам и родителям стремиться к повышению культурного уровня своего ребенка и воспитанника. Если какие-либо функции у ребенка нарушены с детства, например: плохой слух, голос, влияние неблагоприятной речевой среды, плохое психическое состояние, ребенок замкнут, эмоционально зажат, то это обязательно должно отразиться на голосе. В дошкольном возрасте одним из основных правил гигиены и охраны голоса детей являются систематические занятия речью. В данном возрасте можно укреплять дыхание, воспитывать умение регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения, развивать интонационную выразительность.

Воспитание хорошего голоса и грамотной речи нужно начинать рано, так как ребенок дошкольного возраста способен овладеть большим объемом знаний, конечно, с помощью грамотного и высококвалифицированного педагога. Самое незначительное расстройство речи может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, довольно быстро начинают понимать свой недостаток. Они становятся более замкнутыми, и в результате начинают развиваться комплексы, снижается успеваемость, появляется неуверенность в себе. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, так как письменная речь формируется на основе устной.

Очень важным фактором для развития речи является полноценный слух. Необходимо поправлять ребенка, чтобы неправильное произношение не стало привычкой, которую впоследствии будет довольно трудно преодолеть. В педагогических исследованиях подчеркиваются, что в период дошкольного детства у ребенка интенсивно развивается интонационная сторона речи, одновременно развивается его речевой слух - ощущение высоты тона, силы звука, чувство тембра и ритма. Дети рано начинают замечать недостатки в своей и чужой речи.

Конечно, такие характеристики звуковой культуры речи, как темп, громкость, дикция во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка, его темперамента, условий воспитания и той речевой среды, которая его окружает.

У младенцев носовые полости недоразвиты, носовые ходы узкие, нижний носовой ход в первые месяцы жизни ребенка недоразвит, глотка расположена вертикально, узкая относительно взрослой, имеет меньший объем, гортань имеет воронкообразную форму, расположена выше, чем у взрослых. Голосовая щель узкая, голосовые связки короче, чем у взрослых. Язык непропорционально большой, занимает почти полностью ротовую полость, сильнее смещен кпереди, по сравнению с его местоположением у взрослых. Органы дыхания в детском возрасте отличаются следующими особенностями: носовые ходы, глотка, гортань, трахея и бронхи у детей сравнительно узкие и покрыты нежной слизистой оболочкой; эластическая ткань этих органов, являющаяся опорной, и мышечная развиты слабо; хрящи гортани мягкие и легко сдавливаются. Грудная клетка как бы приподнята, ребра не могут опускаться при дыхании так низко, как у взрослых, поэтому дети не в состоянии делать глубокие вдохи, что ограничивает силу голоса и длительность звучания.

К анатомо-физиологическим особенностям детского голосового аппарата, которые имеют значение в процессе голосообразования, относятся также довольно высокое положение гортани, большое количество слизистых желез во всех отделах гортани, а также лимфатической и соединительной ткани, которая в раннем возрасте заменяет собой отсутствующие внутренние голосовые мышцы.

В первые дни жизни ребенка его дыхательные движения носят поверхностный характер. Вследствие узости носовых ходов воздух проходит через нос с большим сопротивлением, что обуславливает шумное дыхание. Небольшой размер хоан требует более частого дыхания, чем у взрослого. После трехмесячного возраста начинаются изменения конфигурации грудной клетки ребенка.

Обычно к третьему месяцу жизни начинается так называемое гуление: находясь в состоянии положительных эмоций и чаще всего в присутствии близкого человека - мамы, ребенок производит звуки, напоминающие «гу», оно повторяется: «гу-гу».

В четыре-восемь месяцев начинается изменение формы неба, которая приобретает куполообразную формы, и как следствие - увеличение полости рта. Короткий речевой тракт и короткие голосовые складки обуславливающего высоту голоса.

В пяти-, шестимесячном возрасте ребенок переходит от гуления к лепету - это существенный этап речевого развития ребенка, это уже настоящая школа артикуляции звукосочетаний, это слоговая тренировка: «ля-ля-ля», «дя-дя-дя» и другие ритмические сочетания по типу открытых слогов. Речь развивается в процессе подражания. По данным физиологов, подражание у человека - это безусловный рефлекс, инстинкт, то есть врожденное умение, которому не учатся, а с которым уже рождаются, такое же, как умение дышать, сосать, глотать.

В детском саду ребенок в своих речевых действиях будет подражать воспитательнице, в школе -учителям. Кроме того, он будет подражать речи всех людей, живущих в данной местности, и со временем,

если останется жить там же, речь его будет иметь все те общие для данной местности особенности языка, которые отличают его от строгой литературной нормы, то есть ребенок будет говорить на местном диалекте.

К подражанию в речи склонны и взрослые люди: человек, говорящий вполне литературно, прожив один-два месяца в местности с диалектной речью, непроизвольно, инстинктивно перенимает особенности этой речи. Но взрослый человек все же может осознанно регулировать свою речь. Ребенок же не в состоянии выбирать объект для подражания и бессознательно перенимает ту речь, которую слышит из уст окружающих. Он перенимает даже дефекты речи. Например, в семье, в которой старшие картавят, дети тоже оказываются картавыми, пока не попадают в детский сад или школу, где с ними начинает заниматься логопед.

Подражание окружающим людям и изучение норм поведения начинается с шести месяцев. Подражание - источник развития ребенка, воспроизведение ребенком в своих действиях поведение взрослого в различных ситуациях (Т. Н. Ушакова).

Л. С. Выготский считал, что подражание является источником всех специфически человеческих свойств сознания и видов деятельности, оно выполняет познавательную и коммуникативную функцию. Подражает ребенок сначала артикуляциям, речедвижениям, которые он видит на лице говорящего с ним человека (матери, воспитательницы).

Основным фактором развития в этом возрасте является игра, формируется общий эмоциональный фон, ребенок усваивает «язык» чувств. Общение детей в этом возрасте качественно изменяется: если до трех лет дети преимущественно общаются со взрослыми и игнорируют других детей, то после трех лет количество контактов с детьми быстро возрастает и к пяти-шести годам эти контакты завершаются образованием групп.

Овладение речью - это сложный, многосторонний психический процесс, ее появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигает определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит.

Если способность к речи воспитывается путем «слушания речей», то первым условием становления развития речи человека является наличие речевой среды. От того, в какой речевой среде человек приобрел навыки, зависит его речь, потому что, обучаясь речи, ребенок невольно начинает воспроизводить все особенности речи окружающих.

Итак, для приобретения речевых навыков необходимы три условия:

1) наличие речевой среды;

2) слуховое восприятие;

3) речевое воспроизведение.

Чтобы у ребенка в дальнейшем правильно развивалась речь, нужная речевая среда. Среда - окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования. Слушание и просмотр детьми телепередач требует внимательного руководства со стороны воспитателей и родителей. Отмечено, что частые просмотры создают обстановку пренасыщения зрелищами и снижают внимание детей. Правильно выбранные передачи способствуют расширению знаний детей о мире, в котором они живут. Однако, бессистемное, неорганизованное слушание и просмотр телевизионных передач не содействуют гармоничному воспитанию детей.

Нельзя допустить, чтобы перед маленькими зрителями, как в калейдоскопе, мелькали совсем непонятные им герои, развертывались неведомые им события. Огромное количество информации, не осмысленной по-настоящему детьми, часто не развивает, а раздражает малышей.

Если телевидение в большей степени воздействует на зрительные центры, то радио имеет в качестве средств воздействия только слова, следовательно, требует от ребенка внимания к слову, в огромной степени развивают его речь и интеллект.

Дети, начиная с младшего дошкольного возраста, даже без специального обучения, проявляют большой интерес к языковой действительности, «экспериментируют» со словами, создают новые, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Однако при стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, поэтому необходимо специальное обучение, направленное на освоение ребенком языка.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления всех сторон речи: фонетической, лексической и грамматической. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Часто по ходу занятий в роли побудительного мотива речевой деятельности выступает мама ребенка. Это делается сознательно, поскольку очевидно, что для ребенка мама - это лучший и самый желанный собеседник, слушатель. Этот прием будет по-настоящему действенным, если воспитатель будет искренним в своем желании помочь детям «разговориться».

При хорошем уровне речевого развития ребенок может неправильно произносить некоторые звуки.

Одним из важных звеньев становления у ребенка речи является овладения правильным звукопроиз-ношением.

К трехлетнему возрасту, ребенок с нормально развивающейся речью овладевает правильным произношением всех сравнительно простых по своей артикуляции (то есть по положению речевых органов) звуков речи. К числу артикуляционно более сложных звуков относятся свистящие (С, З, Ц), шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ), а также звуки Р и Л. В силу того, что для правильного произношения этих звуков требуются достаточно тонкие и дифференцированные движения речевых органов (особенно языка), эти звуки появляются в детской речи обычно уже после трех лет. Так, по М. Е. Хватцеву, правильным произношением свистящих и шипящих звуков большинство детей овладевает в возрасте от трех до пяти лет, а Р и твердое Л появляются в детской речи примерно в пяти-, шестилетнем возрасте.

Для усвоения сложных по артикуляции звуков характерно то, что они усваиваются ребенком не сразу в окончательном виде, а сначала заменяются более простыми по произношению звуками, проходя в своем становлении как бы несколько этапов. Например, звук Ш ребенок сначала заменяет на Т (мягкое) (ТЯПКА вместо ШАПКА), затем - на С (мягкое) (САПКА вместо ШАПКА) и лишь позднее он усваивает, наконец, правильную артикуляцию этого довольно сложного звука. Устранение выявленных звуковых замен в устной речи ребенка должно быть обязательно проведено до начала обучения грамоте. А поскольку в основе таких замен чаще всего лежит неразличение (или неустойчивое различие) ребенком соответствующих звуков на слух, то и работу здесь нужно начинать с воспитания у него четкой слуховой дифференциации заменяемых в речи звуков.

Во многих случаях дети, научившиеся различать эти звуки на слух, смогут самостоятельно овладеть и их правильной артикуляцией. Если же этого не произойдет, то нужно обратиться за помощью к логопеду, но обязательно в дошкольном возрасте.

В целях профилактики звуковых замен проверку слуховой дифференциации звуков лучше всего проводить на третьем году жизни ребенка. Ранее оказание необходимой помощи в различении звуков на слух позволит ребенку своевременно преодолеть так называемые «возрастные» замены звуков в устной речи, которые уже не задержаться до более позднего возраста. Необходимость специальной проверки правильности звукопроизношения вызвано и тем, что многие родители не замечают дефектных звуков у своих детей, хотя и слышат их речь ежедневно, те же, которые замечают, нередко относятся к этому обстоятельству спокойно, объясняя это тем, что они и сами тоже «так говорят» или «в детстве так говорили».

Для профилактики у детей как звуковых замен, так и других нарушений звукопроизношения особенно важно наличие правильного образца для подражания - ясной, четкой, неторопливой и правильной речи окружающих ребенка взрослых людей. Нельзя забывать о том, что ребенок усваивает речь исключительно по подражанию. Некоторые родители, не учитывая этого обстоятельства, «сюсюкают» с ребенком, подлаживаясь под его детскую речь (говорят ДОЛОГОЙ вместо ДОРОГОЙ, ХОЛОСЫЙ вместо ХОРОШИЙ и другие). В подобных случаях звуковые замены в речи детей обычно задерживаются надолго.

Искусству, которое формирует эстетические чувства ребенка и эстетическое отношение к жизни, отводится особая роль именно в дошкольном возрасте. Оно является не только средством познания действительности, но и источником воспитания, развития чувства и переживаний, ничем не заменимых впечатлений, которые передаются в творчестве.

В процессе приобщения к искусству ребенок учится самостоятельно воспринимать и осмысливать художественный образ произведения, эмоционально переживать его, находить изобразительно-выразительные средства для воплощения собственного видения этого образа в разных видах деятельности.

Особого внимания требует работа по воспитанию и развитию голоса ребенка в любом возрасте. Голос требует подбора особых приемов воздействия и индивидуальной проработки.

В дошкольном возрасте, когда еще не сформирована голосовая функция, особое внимание следует обращать на развитие дыхательной и артикуляционной системы, занятия желательно строить в игровой форме.

В заключение данной работы отметим, что единой методики развития речи для разных возрастов не существует. Есть единая основа, опираясь на которую, мы должны рассматривать физиологические особенности детей дошкольного возраста, как ключ к подбору способов и методов воспитания природы голоса и речи.

Список литературы

1. Ермакова, И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков : кн. для логопеда / И. И. Ермакова. -2-е изд., перераб. - Москва : Просвещение ; Учеб. лит., 1996. - 143 с.

2. Максимов, И. Фониатрия / И. Максимов ; пер. с болгар. В. Д. Сухарева. - Москва : Медицина, 1987. -288 с.

3. Юссон, Р. Певческий голос / Р. Юссон. - Москва : Музыка, 1974. - 261 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.