Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПЕНИЯ'

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
83
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ РЕЧИ / ПЕНИЕ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕЧЕВАЯ АКТИВНОСТЬ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хованская А. А., Яхонтова Т. Г., Буланова И. Н.

В статье речь идёт о том, что в последние годы отмечается значительное увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Пение в рамках музыкального воспитания детей в детском саду, имеет большое значение для активизации речи детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Хованская А. А., Яхонтова Т. Г., Буланова И. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPEECH DEVELOPMENT OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN THROUGH SINGING

In recent years there has been a significant increase in the number of children with speech disorders. Singing as part of the musical education of children in kindergarten is of great importance for activating the speech of older preschool children.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПЕНИЯ»

Педагогика

8. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Избранные педагогические соч.: в 2 т. Т. 2. / А.С. Макаренко. - М., 1977.

9. Маслоу А. Самоактуализация / А. Маслоу // Психология личности. - М., 1982.

10. Зейгарник Б.В. О патологическом развитии личности / Б.В. Зейгарник // Психология личности. - М., 1982.

11. Ананьев Б.Г. Некоторые черты психологической структуры личности / Б.Г. Ананьев // Психология личности. - М., 1982.

12. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. - М., 1977.

УДК 37

DOI 10.21661/r-560074

Хованская А.А., Яхонтова Т.Г., Буланова И.Н.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством пения

Аннотация

В статье речь идёт о том, что в последние годы отмечается значительное увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Пение в рамках музыкального воспитания детей в детском саду, имеет большое значение для активизации речи детей старшего дошкольного возраста.

I

Ключевые слова: речевая активность, музыкальная деятельность, музыкальный руководитель, пение, развитие речи, дошкольный возраст._

В последние время наблюдается увеличение роста детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Великий русский педагог К.Д. Ушинский утверждал, что «родной язык есть основа всякого умственного развития и хранилище всех знаний». Поэтому очень важно своевременно способствовать развитию речи ребенка, обращать внимание на ее чистоту и правильность.

Развитие речи может быть достигнуто следующими путями:

- работа над связной речью;

- развитие словарного запаса;

- формирование грамматического строя речи;

- развитие звуковой культуры речи;

- подготовка к обучению чтению и письму.

Наименьшей единицей речи является звук.

Звук-слог-слово-предложение. Музыка и речь имеют много общих черт. Одно из них заключается в том, что и музыка, и речь имеют общее начало-звук. Звук музыки, как и речь, воспринимается ухом. Выразительные возможности музыкального языка схожи с возможностями речи. Музыка, как и речь, богата интонациями. Голос передает эмоциональное состояние человека с помощью интонации. А музыка своей интонацией передает настроение и характер. Поэтому очень важно сочетать обучение речи детей дошкольного возраста с развитием их музыкальных навыков.

Музыка и речь тесно связаны между собой. Исследования показывают, что музыка содержит множество элементов, которые также являются компонентами языка. Музыка развивает способность различать звуки на слух, воспитывает детское воображение и развивает способность выражать свои мысли с помощью слов, движений и жестов.

На музыкальных занятиях в детском саду большое внимание уделяется развитию речи. Конечно, основным видом музыкальной деятельности, наиболее тесно связанным с развитием речи, является пение.

Пение - один из самых популярных видов музыкальной деятельности для детей. Благодаря тексту, пение более до-

ступно детям, чем любой другой вид музыки. Пение в хоре объединяет детей и позволяет им общаться музыкально и эмоционально. Выразительная сила песни помогает детям наиболее ярко и глубоко переживать содержание песни, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности. Пение успешно развивает сложный комплекс музыкальных способностей, включая эмоциональную реакцию на музыку, чувство гармонии, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Кроме того, дети учатся музыке различными способами. Пение удовлетворяет музыкальные потребности детей, поскольку они могут свободно петь знакомые и любимые песни в любое время.

Пение тесно связано с общим развитием детей и развитием их личности. Пение активизирует умственные способности детей. Понимание музыки требует внимания и наблюдательности. Слушая музыку, дети сравнивают мелодию, понимают смысл, который она выражает, разбираются в структуре песни и сравнивают музыку и текст.

Влияние пения на физическое развитие детей очевидно. Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывая реакции, связанные с изменениями в кровообращении и дыхании. Многие дошкольники испытывают огромные трудности в построении монолога, у них отсутствуют навыки культуры речи: они не умеют использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи, наблюдается плохая дикция.

В первые несколько лет жизни формируются и развиваются все психические процессы. В этот период речь ребенка состоит из отдельных слов и небольших предложений. Ребенок подражает интонациям, с которыми говорят взрослые. Слух ребенка контролирует точность звукоподражания. Поэтому при обучении маленьких детей большое внимание уделяется развитию слухового внимания и слуховой памяти. Работа всего голосового аппарата, включая движения губ и языка, имеет решающее значение для успешного произнесения речи. Поэтому простые упражнения для лица следует проводить с самого раннего возраста.

Педагогика

К четырем- пяти годам, когда дети начинают посещать среднюю группу, они уже немного лучше подготовлены, их певческие навыки улучшились, голос окреп, дыхание лучше регулируется, и они более точно произносят отдельные слова и звуки. Это позволяет им использовать песни в развитии речи с самого начала, когда их словарный запас обогащается благодаря тому, что они узнают настроение песни и описывают происходящее в ней. Поэтому следует поощрять детей говорить как можно больше о музыке, поощрять активную речь, а детям с ограниченным словарным запасом давать возможность обобщать определения и постепенно говорить самим. На более поздних этапах обучения особое внимание следует уделять вниманию. Поскольку певческое дыхание неотделимо от речевого, эта работа благотворно влияет на развитие речи.

Для развития дыхания полезно пропевание или произнесение на выдохе гласных звуков, открытых слогов (да, ля, ба), фраз, начиная с коротких, и, постепенно переходя к более длинным: «Я иду гулять», «Песни звонко мы поем». При этом идет работа и над дыханием, и над дикцией.

К старшему возрасту увеличивается познавательная и, особенно, развивающая роль пения, так как общее развитие ребенка, укрепление его физических сил оказывает положительное влияние на совершенствование голосового аппарата. Поскольку дети уже обладают некоторыми навыками

звукообразования, дыхания и дикции, усилия по развитию речи через пение оказываются более плодотворными.

Говоря о роли песен в развитии речи детей, нельзя не упомянуть о положительных результатах, которых можно достичь благодаря использованию фольклора. Прежде всего, фольклор выполняет воспитательную функцию. Другими словами, он воспитывает любовь к родине, местной природе и народным традициям. Кроме того, значение фольклора заключается в следующем:

- способствует развитию памяти: в произведениях устного народного творчества встречается много повторов, что помогает лучше запомнить, а потом воспроизвести их содержание;

- влияет на оздоровление организма ребенка в целом: такие потешки, как «Сорока-сорока», «Куй, куй, молоток, подкуй чеботок» приносят радость и помогают детям самостоятельно делать массаж рук и ног, воздействовать на биологически активные точки давления на руках и ногах.

Таким образом, можно сделать вывод, что прослушивание, заучивание и воспроизведение песенного материала является эффективным способом работы по развитию речи детей дошкольного возраста. Изученный песенный материал способствует эффективному исполнению детьми песен на праздниках, развлечениях, что облегчает работу педагогов при подготовке к праздникам.

Литература

1. Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения / О.Н. Арсенев-ская. - Волгоград: Учитель, 2011.

2. Бабаева Т.И. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. - СПб: Детство-Пресс, 2014. - 352 с.

3. Гогоберидзе А.Г. Образовательная область «Музыка». Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие / А.Г. Гогоберидзе; науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. - СПб: Детство-Пресс, 2012.

4. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: мет. пособие / М.Ю. Картушина. - М.: Сфера, 2004.

УДК 37

РС! 10.21661/Г-560065

Хованская А.А., Яхонтова Т.Г., Буланова И.Н.

Современные формы организации деятельности дошкольников по формированию финансовой грамотности

Аннотация

Актуальность вопросов, представленных в работе, определяется возрастающим в настоящее время интересом к вопросам финансовой грамотности детей дошкольного возраста, отражающим необходимость повышения финансовой грамотности населения. В 2018 году появился ряд основополагающих документов, которые закрепили серьезность намерений государственной власти повысить финансовую грамотность населения. Это «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации» и «Стратегия развития финансового рынка РФ до 2020 года», где финансовая грамотность рассматривается как ресурс и условие развития страны.

■ Ключевые слова: дошкольное образование, экономическое образование дошкольников, финансовая грамотность, финансовые представления._

Финансовый аспект - один из ведущих аспектов жизни человека, он включает в себя практически все сферы общественной и частной жизни. Каждый человек на протяжении

своей жизни вынужден решать финансовые вопросы в сфере получения доходов и личных расходов. Финансовая грамотность в XXI веке представляет собой важную компетенцию, которая так же жизненно важна для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.