Педагогика
УДК 378
Н.А. Абдыбекова, К.Д. Добаев
Развитие речевой деятельности студентов при изучении английского языка
Аннотация
В данной статье рассматривается вопрос развития речевой деятельности студентов по направлению «Физическая культура». Отмечено, что в современном вузовском образовании особое место среди дисциплин, являющихся обязательным образовательным компонентом, занимает английский язык для бакалавриата и профессиональный иностранный язык для магистратуры. И главная задача дисциплины - сделать обучение не только результативным, но и интересным, чтобы вовлечь студентов в процесс обучения, сделать их главными и активными участниками. Эффективность упражнений обусловлена в первую очередь повышением мотивации, интереса к предмету, а это является важной задачей процесса обучения.
| Ключевые слова: иностранный язык, ситуация, мотивация, речевая деятельность, система упражнений.
K.D. Abdybekova, N.A. Dobaev
Development of student's oral activity while learning English
Abstract
This article focuses on the problem of developing oral activity of students of educational program «Physical education». The authors noted that such obligatory subjects as English language for bachelor course and professional foreign language for master course occupy a special place in modern higher education. These subjects are aimed to make the educational process not only effective, but also engaging for students and to make them the main characters of this process. The exercises are effective mostly due to the raise of motivation, interest to the subjects, which are an important part of educational process.
| Keywords: foreign language, situation, motivation, oral activity, system of exercises.
Проблема лингводидактических основ формирования навыков речевой деятельности студентов-спортсменов актуальна и востребована на сегодняшний день.
В современном обществе наблюдается тенденция усиления роли иностранного языка во всех сферах жизнедеятельности человека, что требует нового подхода к обучению иностранным языкам, суть которого заключается не только в методике преподавания отдельных языковых аспектов, но и формировании нового мировоззрения.
Современное общественное развитие под влиянием научно-технической революции усиливает общественные потребности в межязыковой коммуникации, стимулирует необходимость в овладении иностранными языками как средством общения [1, с. 3].
По мнению исследователей, во время обучения в вузе студенту приходится перерабатывать множество текстов разных стилей и жанров, значительное место в учебной деятельности занимает продуцирование (создание) текстов. Образовательный носитель языка (волонтер) должен уметь менять коммуникативные роли, использовать в соответствии с ними разнообразные выразительные средства [2, с. 15].
Указом Президента Кыргызской Республики «О мерах по развитию государственного языка и совершенствованию языковой политики в Кыргызской Республике» от 1 июля 2013 года, №155 определены первоочередные задачи и приоритеты развития языковой политики.
В настоящее время иностранный язык является дисциплиной активно востребованной и развивающей-
Pedagogy
ся: увеличивается число студентов по направлению «Физическая культура», интересующихся изучением языков, разрабатываются новые подходы к обучению, которые активно внедряются в учебный порцесс.
В настоящее время сформировался социальный заказ на глубокое знание иностранных языков молодыми специалистами Кыргызстана, который нашел свое отражение в «Требованиях к обязательному минимальному уровню подготовленности выпускников вуза» и содержании образовательной программы по дисциплине «Иностранный язык» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. В соответствии с современным государственным образовательным стандартом высшего образования иностранный язык может преподаваться на двух уровнях: базовом и профильном. Совершенствование языковой подготовки будущих специалистов по направлению «Физическая культура» делает английский язык средством оптимизации их профессиональной деятельности. Это, в свою очередь, требует определить сущностную характеристику и содержание речевой деятельности будущих специалистов-тренеров, учителей по физической культуре и специалистов допризывной подготовки.
Изучение иностранного языка призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации. В центре нашего внимания находятся средства формирования навыков речевой деятельности на занятиях английского языка. Однако в настоящее время можно констатировать снижение мотивации студентов к изучению иностранного языка. Именно поэтому формирование положительной мотивации должно рассматриваться преподавателем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами студентов, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями. Но первая и естественная потребность студентов при изучении иностранного языка - коммуникация. Для организации благоприятного климата, ориентирующего студентов на коммуникацию, необходимо выбирать такие формы занятий, которые будут стимулировать их деятельность.
В различных работах по вопросам теории, методики обучения и воспитания исследователи-методисты по-разному дают толкование лингводидактических основ формирования навыков речевой деятельности на занятиях по английскому языку. В данном вопросе существует множество проблем и недостатков.
Мы согласны с мнением российского ислледовате-ля Л.Л. Нелюбиной, что «язык трактуется в широком смысле как средство общения людей, оружие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоение и передачи информации. Для того, чтобы эффективно воздействовать на чувства и разум, носитель данного языка должен хорошо владеть им, т.е. обладать речевой культурой. Речевая деятельность представляет собой систему умений творческого характера, направ-
ленную на решение коммуникативных задач».
«Есть лишь система речевых действий, входящих в какую-либо деятельность - целиком теоретическую, интеллектуальную или частично практическую». Согласно данной точке зрения, речевая деятельность представляет собой процесс активного, целенаправленного изучения языка и обуславливаемого ситуацией общения, взаимодействия людей между собой. Следовательно, и обучение речевой деятельности на иностранном языке должно осуществляется с позиции формирования самостоятельной, определяющейся всей полнотой своих характеристик, деятельности. Речевая деятельность реализуется в таких ее видах, как: 1. Аудирование. 2. Письмо. 3. Чтение. 4. Говорение. Эти виды речевой деятельности рассматриваются как основные формы взаимодействия людей в процессе вербального общения [3, с. 40].
Речевая деятельность - это один из видов деятельности человека, понимаемый методистами как «активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловленный ситуацией общения процесс передачи и приема сообщения» [4, с. 17].
Итак, для начала попробуем дать определение слову «говорение». Существует много определений, и все они считаются правильными и подходящими.
Говорение - это такой вид речевой деятельности, который реализуется, когда в сознании говорящего возникает потребность в речевом воздействии на собеседника. На процесс говорения влияют различные факторы, включающие: цель, ради которой совершается речевое действие; тему общения; время и место общения; отношения между собеседниками (нейтральное, официальное, дружеское, совет, согласие); социально-коммуникативную роль партнеров (студент и преподаватель, начальник и подчиненный, сокурсники) [4, с. 279].
Работа по обучению устной речи строится с учетом того, что реальная коммуникация может осуществляться в форме диалога и монолога.
Диалог (от греческого «беседа, разговор двоих») -это цепь или серия выссказываний, когда участники общения попеременно выступают в роли говорящего и в роли слушателя.
Монолог (от греческого «один и слово, речь»).
По мнению российских исследователей Л.С. Крючковой, Н.В. Мощинской, обучение говорению включает в себя три составные части: 1) введение в память учащихся языкового материала; 2) выработку навыков умений оперировать этим материалом; 3) развитие умений в использовании речи для реальных коммуникативных целей [4, с. 280-282].
К продуктивным видам речевой деятельности относятся говорение и письменная речь, к рецептивным - аудирование и чтение. Говорение и письмо играют в процессе общения активную роль, они нацелены на порождение речи, поэтому их относят к продуктивным видам речевой деятельности. Аудирование и чтение -
Педагогика
такой вид речевой деятельности, который нацелен на восприятие, прием информации и последующую ее переработку, поэтому их относят к рецептивным видам речевой деятельности.
Чтение - рецептивный вид речевой деятельности, т.к. он опирается на восприятие графических языковых знаков. Чтение не только восприятие, но и процесс извлечения информации. Значение чтения в жизни человека чрезвычайно велико, именно через чтение мы получаем большое количество необходимой для нас информации. В последнее время для грамотного человека считается важным умение читать на иностранном языке. Чтение развивает память, совершенствует речь. Кроме того, студенты через чтение знакомятся со странами изучаемого языка.
Немецкий методист Г. Пифо справедливо заметил, что едва ли найдётся человек, отрицающий большое значение ситуативности для обучения иноязычной речи. Ситуация - это стимул к речи и совокупность событий, отношений. Наиболее распространённым, пониманием ситуации является понимание ее как совокупности обстоятельств реальной действительности, того фона, на котором разворачиваются какие-то события, действия, при этом эти обстоятельства должны служить стимулом к речевому действию. Исходя из этого, методисты рекомендуют для создания ситуаций широко использовать наглядность.
Кроме того, как показывает практика преподавания, в результате выполнения системы упражнений обучаемые овладевают коммуникативной способностью управлять диалогическим общением, что способствует развитию инициативности обучаемых, а также развитию и совершенствованию умений и навыков устной речи [5, с. 126].
По мнению К.С. Кричевской, включение в целевую установку обучения иностраным языкам расширение их общего кругозора приведет также к повышению интереса к изучаемому иностранному языку и стойкой мотивации.
В учебном процессе студенты осваивают самые разные знания, навыки и умения. Это заставляет преподавателя использовать соответствующее многообразие методов. Для оценки знания чаще всего пользуются методами устного и письменного опроса. Беседы, тестирование, анкетирование, устный опрос организуются таким образом, чтобы побудить либо всех занимающихся к ответу, - фронтальный подход, либо отдельных из них - индивидуальный подход. Использование современных технологий стимулировало создание нами «Учебного пособия по английскому языку: развитие навыков устной речи студентов, обучающихся по направлению «Физическая культура». В пособии по развитию английской речи уделяется внимание формированию лингвострановедческой компетенции на занятиях по дисциплине «английский язык». Методика преподавания английского языка представлена тематическими заданиями, включающими тек-
сты, предтекстовые и послетекстовые упражнения и задания, ориентированные на изучение языка и культуры.
Далее мы приводим пример практического обучения английскому языку, который был использован со студентами второго года обучения. В качестве материала мы разработали систему упражнений.
Одна из основных задач обучения иноязычной речи - развитие навыков говорения. Но овладение этим видом речевой деятельности сопряжено с трудностями. Чтобы создать мотивацию общения на английском языке, необходимо использовать ситуацию, т. е. обстоятельства, в которые ставится говорящий, что вызывает у него потребность говорить. Техника применения данного метода была следующей:
Упражнение для развития говорения и аудирования: Situational teaching.
You were at the sportswear shop and lost your purse. You think another person took it. Think about your story. The other student in the group is a policewoman. Tell her exactly what happened.
The first exercise.
Students sit round facing the class, with her face to the board. One student goes out front board. Teacher writes a word on the board and students must define the word or give examples of its use - without saying the actual words itself. As soon as he guesses the word the teacher writes another word up and so until a time limit. For example: Sport Hall
Students: You train there. There is a big room. Sportsmen come every day there.
The second exercise.
You go to foreign country to participate the World Championship. Make the dialogue. Ask something and tell about yourself.
- Excuse me, where is the nearest supermarket? - It's not far. It's in the corner.
- Can I get by bus? - No, you can go on foot.
- Can I buy a battery to my phone? - Yes, of course.
- How much it costs? - It's about 2 dollars
- Thank you. - You are welcome.
Let me introduce myself. I am Alina. I'm from Kyrgyzstan. My nationality is Kyrgyz. My sport is a track and field. I train 5 times a week. I will take part in the World Championship.
Упражнение для развития письма и чтения: The third exercise «Making up the funny text».
The teacher explains the new theme to students and writes a sentence on a piece of paper connected with theme. She doesn't show the sentence. Students continue the sentence but they can't see the sentence before. Finally, after the writing sentences all students open the paper. Teacher or one of the students read this funny text.
The fourth exercise «Describe the famous people».
Teacher fixes photos of famous people on the board. The students circulate around the auditorium, take a desired photos of famous people and make up the sentence
Pedagogy
using the adjectives on the board. Students can begin the sentence with «I think». For example: I think Kanybek Osmonaliev is hardworking and responsible.
Следовательно, в комплекс целенаправленных учебных действий, развивающих умения и навыки речевой деятельности, должны входить как подготовительные, так и развивающие упражнения. Подобные упражнения требуют от студентов определенных интеллектуальных усилий, чтобы сформировать речевые навыки у студентов-спортсменов. Такие ситуации
и упражнения подтверждают реальную возможность овладения английским языком даже за небольшой период обучения. Мы будем делать все возможное, чтобы интерес студентов к иностранным языкам развивался.
Используемый нами такой подход как формирование навыков речевой практики студентов-спортсменов к их будущей профессиональной деятельности не только повысит мотивацию, но и интенсифицирует процесс их подготовки и поможет студентам чувствовать себя более уверенно в повседневной жизни.
Литература
1. Нелюбин Л.Л. Лингвостилистика современного английского языка: Учебное пособие. - 4-е издание, пер. и доп. - М.: Флинта: Наука, 2007. - 128 с.
2. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М., 1985. - 145 с.
3. Нелюбин Л.Л. Лингвостилистика современного английского языка: Учебное пособие. - 4-е издание, пер. и доп. - М.: Флинта: Наука, 2007. - 128 с.
4. Крючкова Л.С. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному / Л.С. Крючкова, Н.В. Мощинская // Русский язык как иностранный: Учеб. пособие. - 3-е изд. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. -480 с.
5. Функционирование русского языка в Кыргызстане и проблемы двуязычия: Материалы студенческой научно-практической конференции. - Бишкек, 2014. - 126 с.