Научная статья на тему 'Развитие размерного анализа на основе применения кромочной модели деталей типа тел вращения'

Развитие размерного анализа на основе применения кромочной модели деталей типа тел вращения Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
308
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗМЕРНЫЙ АНАЛИЗ / ТОЧНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ / РАСПОЛОЖЕНИЕ / ДЕТАЛЬ / ПРОЦЕСС / КРОМКА / МОДЕЛЬ / DIMENSIONAL ANALYSIS / ACCURACY / TECHNOLOGICAL / ARRANGEMENT / DETAIL / PROCESS / EDGE / MODEL

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Масягин Василий Борисович

рассматриваются проблемы размерного анализа. Предлагается метод исследований точности конструкцмйн технологических процессов деталей тел вращения и более сложных явлений на основе составления кромочных моделей точности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Масягин Василий Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the dimensional analysis on the basis of edge model application

The problems of the dimensional analysis are considered. The method of analysys of accuracy of the designs and technological processesof details ol bodies of rotation and more complex phenomena is offered on the basis of drawing up the edge modelsof accuracy.

Текст научной работы на тему «Развитие размерного анализа на основе применения кромочной модели деталей типа тел вращения»

МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ

УДК *21.01 в. Б. МАСЯГИН

Омский государственный технический университет

РАЗВИТИЕ РАЗМЕРНОГО АНАЛИЗА НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ КРОМОЧНОЙ МОДЕЛИ ДЕТАЛЕЙ ТИПА ТЕЛ ВРАЩЕНИЯ_________________________________________

Рассматриваются проблемы размерного анализа. Предлагается метод исследования точности конструкции и технологических процессов деталей тел вращения и более сложных явлений на основе составления кромочных моделей точности.

Ключевые слова: размерный анализ, точность, технологический, расположение, деталь, процесс, кромка, модель.

Дальнейшее совершенствование размерного анализа связано с созданием более точных моделей и методов, пронеркой их путем сопоставлении с существующими моделями и методами, строгое теоретическое обоснование существующих методов, замена ручных методов подготовки, обработки информации и принятия решений на автоматизированные и автоматические, создание предпосылок более полного использовании результатов размерного анализа в инженерном анализе при конструировании и проектировании технологических процессов механической обработки.

Размерный анализ конструкций основывается на понятии точности деталей и машин и на аппарате размерных ценой. Понятие точности деталей и машин связано с параме трами точности, определяемы-

ми в процессе измерений. Данные параметры можно разделить на две группы — комплексные и аналитические. Комплексные параметры характеризуют точность детали с помощью одного значения и допуска на э го значение. Аналитические параметры входят в аналитические уравнения поверхности детали.

Проблема построения математических моделей машины является одной из составных частей проблемы исследования точности машины. Известны следующие принципы построения математических моделей машины: рассмотрение всех этапов изготовлении машины; построение ^ометрических структур качественной модели по исходной информации, которой являются чертеж и технология; использование представления о координатных системах, связанных

г деталями длн количественной оценки положения соединенных между собой деталей.

Метод размерных цепей разрабатывали Балакшин В. С., Пузанопа В. П., Брук С. И., Лившиц Б. И.. Базров Б. М., Дунаев П Ф , Леликов О. П., Иващенко И. Л. и другие ученые. Ими указаны возможности, которые представляют метод размерных цепей при рассмотрении конструкции машин: размерные цепи позволяют проверить взаимозаменяемость деталей, узлов и изделий в целом; проверить обеспеченность нормальных условий работы механизма; определить степень точности функционирования данного механизма; определить величины допусков и отклонений размеров при замене одной базовой поверхности другой; в некоторых случаях рационализировать конструкцию машины, обеспечить достижение требуемой точности В отношении технологии изготовления, размерные цепи позволяют: установить числовые данные сборочных размеров ми технических условий контроля, сборки и приемки узлов и изделий; установить возможные причины дефектов при сборке и испытании объектов; произвести увязку межопе-рациопных базовых поверхностей обрабатываемых деталей; установить оптимальные значения межопе-рационных припусков; установить допуски и согласовать их с технологией сборки и обработки машины; найти определяющие точность исходные данные для разработки технологии изготовления машины.

Специфические возможности при построении размерных цепей дает использование теории графов, примененной Б. С Мордвиновым.

Размерный анализ технологичес ких процессом основывается на теории размерных цепей Балакшина Б. С и оригинальных методах расчета технологических размеров, разработанных Пакидовым П. Л., Мордвиновым Б. С., Иващенко И. А., Матвеевым В. В., Тверским М. М., Бойковым Ф И., Свиридовым Ю. Н., Блюмемкранцем Д. Л., Зайончиком Л. Л.. Сметаниным Ю. М , I Маминым В. Ю и другими учеными.

Наиболее существенные недостатки метода размерною анализа, которые выявились в результате его применения: 1. Установление размерных связей осуществляется путем построения линейных размерных цепей и цепей относительных поворотов. Оба подвида размерных связей строятся как независимые величины, без их взаимного согласования, что приводит к значительным ошибкам. 2. Для расчета допусков на несколько соответствующих звеньев размерной цепи имеется лишь одно уравнение. В дальнейшем производится корректировка допусков с учетом технологии изготовления, организационных условий и экономических соображений. Эта корректировка допусков осуществляется в большинстве случаев без серьезного анализа и изучения особенностей конструкции деталей. 3. Размерный анализ, расчет размерных цепей машины отличается высокой трудоемкостью из-за многочисленности размерных цепей •Г Большантрудоемкостьпредварительной подготовки исходных данных перед вводом в ЭВМ.

Для решения первой проблемы автором данной статьи разработан и теоретически исследован математический аппарат кромок |1, 2, 3, 4) Определено, что наряду г поверхностями на детали типа тела вращения имеются еще другие элементы — линии пересечения поверхностей, ребра или кромки (рис. 1), Существует связь ребер с поверхностями — каждую поверхностъможиоописатьконечным числом ребер. При рассмотрении связи ребер с поверхностями следует учитывать, что каждой поверхности можно поставить в соо тветствие одно и более ребер.

Ребро

В качестве объектов, у которых будут рассматриваться ребра, принимаем: а) собранную машину;

б) узлы и детали машины в процессе сборки, или, другими словами, технологический процесс сборки;

в) отдельные готовые детали машины; г) заготовки и детали машины в процессе механической обработки, или, другими словами, технологический процесс механической обрабо тки деталей.

Указанные выше объекты различаются с точки зрения рассматриваемых ребер. Для собранной машины — это ребра, посредством которых детали кон-тактируютдругс другом и ребра, взаимное расположение которых задано конструктором и необходимо ддя нормальной работы машины. Па сборочном чертеже рассматриваются все ребра и соприкосновения ребер, хотя это могут быть не явные ребра, а окруж ности на цилиндрической или плоской поверхности Для технологического процесса сборки к ребрам собранной машины добавляются ребра базовые, те, которыми детали контактируют со сборочными приспособлениями. Для отдельных готовых деталей рассматриваются все ребра этих деталей. Для технологического процесса механической обработки к ребрам деталей добавляются ребра заготовки и ребра маршрута обработки, возникающие и исчезающие в процессе обработки, причем некоторые из них служат базовыми ребрами в процессе механической обработки.

Для наглядного показа ребер должно быть построено структурное изображение объектов 11). На этом изображении показываются ребра в виде точек на сечении, проходящем через ось машины, детали.

На схеме машины (рис. 2) проводятся линии, связанные с плоскими поверхностями (базовыми при сборке и входящими в сопряжения между деталями) — вертикальные; и горизонтальные линии, связанные с аналогичными цилиндрическими поверхностями. Нумерация этих линий производится раздельно. Горизонтальные линии должны иметь возрастающие номера снизу вверх, а вертикальные — слева наираио (это требование не жесткое, а вводится только для определенности). Рядом с номерами линий ставится число, показывающее количество поверхностей, входящих в сопряжение, отмеченное линией.

10-Л

9-

8-

4-

э[

2 •

1

0-

0 12' Л 4 5 ~6~ 7 ~В ^ 10 11

Рис. 3. Координатное поле изображении машины

Ри. 4. Схема измерения биении и тгоретнческис параметры кромок

Сі роится координатное иоле изображении машины (рис. 3) Проводятся вертикальные и горизонтальные линии так, чтобы они девали координатную сотку. Количество линий на изображении определяется числом линий на схеме машины, причем линии удваиваются. утраиваются и т. д. в соответствии с числом, проставленным рядом с номером линии.

Линии на изображении машины обозначаются двойными номерами: первая цифра — помер линии, а вторая — номер 1, 2, 3 и т. д., обозначающий оди-нарігую, удвоенную, утроенную и т. д линию.

Пересечение вертикальной и горизонтальной линии дает ребро детали На координатной сетке отмечаются все |>ебра деталей маленькими кружками и соединяются ребра, относящиеся к отдельным деталям. Онисаниетехнолопіческого процесса также может осуществляться с помощью кромок.

Ребра теоретически [2] можно охарак теризовать рапиуссел /? Взаимное расположение двух ребер характеризуется расстоянием 5; расположение одного ребра относительно данной оси вращения — наклоном Ф и эксцентриситетом Е и углами их направления и фг І Іа рис 4 показано, как определяются теоретические параметры ребер (кромок): Е*— эксцентриситет і ребра по отношению к оси вращения (индекс N означает номер оси вращения); — угло-

вое положение отрезка, характеризующего эксцентриситет. отсчитываемое против часовой стрелки; 5„1У— расстояние между точками пересечения оси и плоскостей ребер і и у, Ф4 — угол наклона плоскости ребра к оси вращения; определяется между прямыми, перпендикулярными линии пересечения плоскости ребра и плоскости, перпендикулярной оси вращения, причем одна из прямых, между которыми определяется угол, принадлежит плоскости ребра, а другая — плоскости, перпендикулярной оси вращения; ф)(л’— угловое положение прямых, между которыми определяется уїхїл Ф". отсчитываемое против часовой стрелки.

Связь теоретических параметров ребер с результатами измерений кромок следующая. Должны быть измерены все необходимые параметры, причем, о общем случае, за несколько установок. Каждая новая установка означает новую ось вращения при измерении. поэтому результа ты измерений—функций А, (радиальноесмещение) и В1 (осевоесмещение) записываются с индексом N. обозначающим номер установки или оси — А" и В". Установка с наибольшим количеством измеренных ребер считается главной. Определяются теоре тические параметры ребер Я, Ф.

I Е, 5д\я главной и для остальных установок по резуль-

татам измерений. 11араметры определяются по формулам (для оси /V)

Я,= 0,(О)/2;

ф„*= ФИЛ..);

<*>”= (ВЛш, “ «ЛМ)/0.(О); (и радианах)

ф/- ф(*Л«.>:

5* - у/К "К /2+Л»)- (Д /2 + А,ч(0))}' + в<л'(0)-в;(0).

(1)

(2)

(3)

(4)

(5)

(6)

На основе теоретических параметров кромок составляются уравнения кромок. С учетом формы ребер вводится цилиндрическая система координат, в которой ось г совмещена с осью Л/, плоскость ф — 0 совмещена с плоскостью начала отсчета углов ф л и фУ)\ плоскость 2 = 0 совмещена с плоскостью Р одного из ребер. Положениеточек ребра / в данной системе ксюрдннатопределяется двумя уравнениями:

г, “ *„<ФЬ

- /«(ФЬ

(7)

18)

В эти уравнения войдут теоретические параметры ребер. При случае Ф* =0, т, е. ребро перпендикулярно оси / и имеются только параметры Е“ и фг|^, а положение ребра вдоль оси /определяется величиной ^ где / —базовое ребро, уравнения ребра / будут:

г, = Е" со*{ф" -ф) +■ V- (Е*)*(! - со$*(ф2 - ф)). (9)

г « V-

При случае Е(*= 0, т. с. ребро не имеет эксцентриситета, но имеются параметры наклона Ф'\ ф^ и параметр 8". Тогда уравнения ребра і будут:

г,-Я,. »И)

х, - 5* » Я,(ГдФ* )С08(Ф-ф"). (12)

Если все теоретические параметры ребра / имеют значения, отличные от нуля, то, пренебрегая взаимным влиянием параметров по малости величин Ф*и Е('\ записываются общие уравнения ребра:

Рис. 5. Параллельный перенос детали

г, - е;чсо*(ф: -ф) * (/•* . (13)

г, - .9^ . К,11дФ? )со*(ф - ф£). (14)

Если известны уравнения днух ребор I и у, то уравнения размерных связей (расстояний) можду ребрами определяются как разности уравнений ребер

*щл*Г*г

(15)

(16)

Уравнения расстояний можду ребрами содержат информацию о величинах зазорон, припусках и положении точек контакта ребер, когда рассматриваются ребра различных деталей в собранной машине. Например, условие, означающее точку контакта ребер, имеет вид:

*у"°

(17)

(18)

Основные задачи, связанные с размерным анализом конструкций и технологических процессов и решаемые с помощью аппарата кромок, следующие.

1. Задача контроля деталей, исходной и обработанных заготовок, сборочных единиц.

2. Задача сборки-соединения деталей. Известны

параметры деталей, которые соединяются. Необходимо найтн новые теоретические параметры после соединения и найти положения точек контакта между ребрами.

3 Задача расчета технологических параметров (размеров, эксцентриситетов и наклонов) при механической обработке.

Задача контроля связана с тем. ч то невозможно определить параметры всех ребер детали за одну установку при измерениях, и для некоторых ребер теоретические параметры будут определены относительно одной оси, а для других — относительно друг ой или даже третьей оси (3|. Для оценки же взаимного расположения всех ребер требуется, чтобы все их параметры были определены относительно одной оси, которая н дальнейшем будет принята за ось /. цилиндрической системы координат. Следует отметить. что для приведения теоретических параметров ребер к одной оси необходимо, ч тобы одно из ребер было измерено при двух различных установках. Только в этом случае возможен пересчет теоретических параметров. Ось, к которой будут приводиться теоретические параметры ребер, является главной, например, на I й установке при измерениях. Для ребра / главной установки определены параметры £\<рг)', Ф Ф)1|. На Л-Ой установке были измерены параметры двух ребер I, / и определены параметры /?,\ фг/, Ф/,

Ф„*. Ф*. Ф *,Требуется найти величины Е*. Фл'| ф/. ф,,1. •>,/ Общий подход к определению искомых величин следующий, нужно так мысленно дни-гать деталь в пространстве, чтобы сначала параметр Л/стал равным нулю, а затем равным Е' при ф,.,1 и неизменных Ф(\ ф)(‘ (параллельный перенос детали, рис. 5); затем, чтобы параметр Ф/ стал равным нулю и, далее, стал равным Фг' при ф)(' и при неизменных Е/, фґ1' (поворот детали, рис. 6, 7).

В процессе этих движений будут изменяться значения £(\ ф^\ Ф* фг *, 5у\ в результате получаются П'. Ф,./. Ф/. ф}/. 5Ч . Предполагается совмещение плоскости ф^Одля начальної!) и конечного положении детали, то есть деталь не вращается вокруг оси.

Расчет параметров выполняется на основе векторных уравнений:

Я,’1"*

я;- -

Ф*.если ребро і слева ОТ І,

ф = <

[Ф,, + я, если ребро / справа от г, ф| , • л, если ребро у слева от І. ф'„, если ребро / справа от/.

(19)

(201

(21)

•г

Деталь перемещается, а ось чертит на плоскостях ребер отрезок С;'"" и £**|пп

1 ~•

(22)

(23)

Рис. 6. Поворот детали

угяоп

Рис. 7. Движение нормали к плоскости

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При соединении 2-х деталей предполагается, что теоретические параметры ребер 2-х деталей известны. Одна из деталей принимае тся за базовую и считается неподвижной, закрепленной в таком положении, ч то реализую тся теоретические параметры, известные ранее. Вторая деталь присоединяется к первой де тали, при этом теоретические параметры второй детали изменяются.

Рассмотренный подход при объединении моделей объектов на основе кромок с методом расчета на основе матричного представления графа [5|, ме тода визуализации и метода обеспечения информационной связи всех моделей позволяют полностью автоматизировать подготовку и обработку информации при размерном анализе, позволяет выполнить размерный анализ в случае наложения поверхностей на размерной схеме и в случае заранее неизвестных направлении звеньев размерных цепей, а также позволяет учесть взаимное влияние радиальных смешений и перекосов при размерном анализе |6]

В результате проведенных теоретических исследований получены следующие новые научные результаты:

— математическая модель точности деталей типа тел вращения на основе понятия кромки с соответствующим аппаратом теоретических и измеряемых параметров и их преобразования и метод его применения для решения технологических задач обеспечения точности деталей и сборочных единиц:

— совершенствование теоретических основ размерного анализа объектов машиностроения путем введения в число объектов размерного анализа новых элементов формы деталей — кромок;

— описание формы деталей типа тел вращения кромочной моделью, охватывающей большее число возможных о тклонений взаимного расположения поверхностей за счетонисания отклонений расположения кромок.

1. Масягин, В Б Структурное изображение конструкции машины (при осесимметричной форме дотолей| и технологии ее изготовлении [Тексті / В В. Млсигии. В. Ф ВмгояскнЛ // Изв. вузов Машиностроение. - I98U. No 1. - C.I46— 148 Ьиб-ЛИОгр.с. 148.

2. Масягин. В. Б Размерный анализ конструкции машины (при осесимметричной форме деталей) и технологии ее наготов* ленин |Текс*т| / И В Масягин. В. Ф. Выговский // Иэп. вузов Машиностроении. - 1988 - Ne3. - С. 102—106. — Библиогр с. 106

3. Масніші. В. В. Совершенствование контроля точности деталей м.іиіин на основе компьютерного моделирования |'Гекст| / В В. Масягин // Развитие оборонно-промышленного комплекса на современном ттппо сб. матер. II Межлунар. гехнол. контр. / Омск : Идд-во ОмП'У. 2003. Ч. 3. - С 200 - 203. - Библиогр. с. 203. - ISBN 5-8149 0161-6.

4. Масягин, В. Б Анализ понятия точности детали [Текст] / В В Масягин // Анализ и синтез механических систем сб науч. гр. иод ред. В В. Евстнфоева. - Омск Изд во ОмІТУ. 200ft -С. 66-71.

5. Масягин, В Б Метод расчета линейных технологических

размеров на основе матричного представления графа |Текст| / В.Б Масягнн//Технологии машиностроении - 7004 №2-

С*. 35—40. - Библиогр.: с. 40

G Масягин. В В. Размерный анализ технологических процессов деталей типа тел вращения с учетом отклонений расположении на основе применения кромочной модели деталей / В,В. Масягин // Справочник. Инженерный журнал - 2009. -N■•2 - С. 20-25.

МЛСЯГИН Василий Борисович, кандидат технических наук, доцент кафедры «Технология машиностроения»

Адрес д\я переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 24.09.2009 г.

© В. Б. Масягин

Книжная полка

Дунаев, П. Ф. Детали машин. Курсовое проектирование [Текст]: учеб. пособие для учреждений сред. проф. образования по мапшногтроит. специальностям / П. Ф. Дунаев, О. П. Лели ков. — 5-е изд., доп. — М.: Машиностроение, 2007. —559, [11с.: рис., табл. — Библиогр.: с. 522—523. — Предм. указ.: с. 549-554. — ISBN 5-217-03253-7.

Изложена методика расчета и конструирования узлов и деталей машин общепромышленного применения. Приведены методические указания но выполнению чертежей типовых деталей машин, правила оформления учебной конструкторской документации.

В пятом издании приведены изменения, внесенные в ГОСТ 2.309-73 на обозначения шероховатостей поверхностей и правил их нанесения на чертеж, атакже выдержки из вновь вводимых стандартов на общие допуски размеров (ГОСТ 30893.1-2002) и общие допуски формы и расположения поверхностей (ГОСГ 30893.2-2002).

Маслов, А. Р. Приспособления для металлообрабатывающей) инструмента (Текст) / А. Р. Маслов. — 3-є изд., испр. и доп. — М.: Машиностроение, 2008. — 319 с.: рис., табл. — (Библиотека инструментальщика). — Библиогр.: с. 319. — ІБІШ 978-5-217-03439-0.

І Іриведеньї справочные сведения о прогрессивной технологической оснастке: приспособлениях для крепления и регулировки сверл, метчиков, фрез, разверток и другою металлорежущею инструмента. Рассмотрены конструкции приспособлений, вспомогательного инструмента и специального режущего инструмента для высокоскоростной и высокопроизводительной обработки на станках с ЧПУ. Даны сведения о приспособлениях для подачи смазывающе-охлаждающих технических сред в зону резания.

Предназначен для технологов и конструкторов машиностроительных предприятий, может быть использован студентами технических университетов для курсового проектирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.