Научная статья на тему 'Развитие ракет-носителей среднего класса'

Развитие ракет-носителей среднего класса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евтифьев М.Д., Раскин А.А.

На материале из открытых источников делается анализ развития ракет-носителей среднего класса, а также производится сравнение их основных тактико-технических характеристик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING MISSILES OF A MEDIUM SIZE

The authors present analysis of launch vehicles of a medium size, as well as comparison of their basic performance characteristics.

Текст научной работы на тему «Развитие ракет-носителей среднего класса»

Проектирование и производство летательных аппаратов, космические исследования и проекты

просы размещения в бортовых системах КА датчиков тока и напряжения для контроля параметров кондук-тивных помех и вопросы управления режимами работы БА при обнаружении аномалий в процессе их мониторинга.

Таким образом, внедрение бортовых специализированных средств непрерывного контроля кондуктив-ных помех, позволяющих измерять их параметры в течение всего САС КА, и разработка методов, позволяющих улучшать ЭМО в бортовых системах в процессе летной эксплуатации КА, представляется своевременным и актуальным. Для успешного решения этой проблемы необходимо разработать общую программу работ для всех смежных предприятий - разра-

ботчиков БА и скоординировать совместные усилия в этом направлении.

Библиографические ссылки

1. Прибор контроля кондуктивных помех / Ю. М. Прокофьев, В. Ю. Прокофьев, С. Г. Кочура и др. // Навигац. спутниковые системы, их роль и значение в жизни соврем. человека : материалы Всерос. науч.-техн. конф. / под общ. ред. Н. А. Тестоедова ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2007. С. 99-101.

2. Горностаев А. И. Контроль параметров помех на шинах питания бортовой аппаратуры // Изв. вузов. Приборостроение. 2008. № 8. С. 28-33.

A. I. Gornostaev, A. N. Kapustin, V. N. Shkolnyi, A. V. Koltsov JSC «Academician M. F. Reshetnev «Information Satellite Systems», Russia, Zheleznogorsk

PROBLEM OF CONTINUOUS WATCH OF CONDUCTED INTERFERENCE ON VOLTAGE DISTRIBUTION BUSES OF ON-BOARD EQUIPMENT IN FLIGHT OPERATION OF SPACECRAFTS

Urgency of the continuous monitoring of conducted interference on voltage distribution buses of on-board equipment in flight operation of spacecrafts is shown. Necessary ways of solving this problem for the application of the onboard specialized instrument of conducted interference in the spacecrafts are defined.

© Горностаев А. И., Капустин А. Н., Школьный В. Н., Кольцов А. В., 2011

УДК 629.78

М. Д. Евтифьев, А. А. Раскин

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

РАЗВИТИЕ РАКЕТ-НОСИТЕЛЕЙ СРЕДНЕГО КЛАССА

На материале из открытых источников делается анализ развития ракет-носителей среднего класса, а также производится сравнение их основных тактико-технических характеристик.

В 1957 г. в СССР (России) была создана межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) Р-7, которая 4 октября 1957 г. вывела в космос первый искусственный спутник Земли (ИСЗ) и в результате этого стала первой в мире ракетой-носителем (РН), а впоследствии, с добавлением дополнительных блоков -РН среднего класса, закрепив за СССР (Россией) мировой приоритет в открытии космической эры. С этого дня РН получили реальное развитие.

Сегодня масштабы космической деятельности человечества огромны. Космические технологии используют более 110 стран, а около 40 из них являются владельцами КА различного назначения. Однако количество стран, в которых разрабатываются и производятся собственные РН, довольно ограничено, что является свидетельством сложности тех проблем, которые приходится решать при создании надежных средств выведения. В 1960-70-е гг. абсолютная монополия в этой области принадлежала двум странам -СССР и США. В течение 1980-90-х гг. к ним присое-

динился ряд стран Западной Европы, в настоящее время входящих в Европейское космическое агентство (ЕКА), а также Китай, Япония, Индия и др. [1; 2].

Из всех перечисленных стран ракетами-носителями среднего класса обладают Россия, США, Китай, Япония и Индия.

Если в период становления космонавтики работы в области ракетно-космической техники носили преимущественно закрытый характер, то начиная с 1990-х гг. особенностью развития космической деятельности явилось формирование мирового рынка космических товаров и услуг. В результате этого потребовалось значительное количество средств выведения различного класса.

В настоящее время в эксплуатации находятся следующие РН среднего класса. В России: РН «Союз-У», «Союз-ФГ», «Союз-2», «Зенит^Ь, ^ЬБ», разрабатывается «Ангара-3», налажено производство «Союз-ST» для запуска с территории Французской Гвианы; в США: РН «Дельта-2» модификации 7925, «Дельта-4»

Решетневскце чтения

различных модификаций, «Атлас-5» различных модификаций, создаются новые РН «Таурус-2» и «Афина-3», проходит испытания «Фалкон-9»; Европейское космическое агентство ориентируется на РН «Союз-ST» российского производства и пока не имеет своих ракет среднего класса, однако в планах есть такой проект; РН Китая: семейство «Лонг Мач» («Long March»), или как их называют, «Чан Чжэн» -«Великий поход», CZ-2E, CZ-2F, CZ-3A, CZ-3B, CZ-3C, CZ-4B, CZ-4C; в Индии: семейство GSLV, находится в разработке GSLV Mk. 3; в Японии: семейство ракет H-2A, проходит испытания H-2B [1; 2].

В процессе анализа развития РН среднего класса были выявлены их основные тактико-технические характеристики (ОТТХ) и по ним построены диаграммы. Для примера приводятся диаграммы надежности (рис. 1), стоимости запуска (рис. 2), тяговоору-женности (рис. 3) и массового совершенства (рис. 4). По этим диаграммам видно, что отечественные РН среднего класса по данным показателям пока еще находятся на мировом уровне. Однако с введением в эксплуатацию «Фалкон-9» в стоимости запусков намечается революция, если судить по высказываниям разработчиков этой ракеты. При этом на запуск оте-

чественных РН среднего класса придется снижать цены, которые и так уже на пределе. Фирма-разработчик РН «Фалкон-9» является коммерческой структурой и стремится занять лидирующее положение на рынке пусковых услуг в том числе и по стоимости запуска. Мы уже видели два удачных запуска этой ракеты. Поэтому отечественному разработчику РН среднего класса надо приложить достаточно усилий для того, чтобы создать что-то лучшее по сравнению с этой ракетой. В настоящее время в России разрабатывается РН среднего класса «Ангара-3» и желательно, чтобы в этом проекте были учтены тенденции развития изделий этого класса в мире.

Библиографические ссылки

1. Современные отечественные ракеты-носители. Ракетно-космическая техника : учеб. пособие / М. Д. Ев-тифьев, Л. А. Ковригин, В. В. Кольга и др. ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2005.

2. Современные ракеты-носители зарубежных стран. Ракетно-космическая техника : учеб. пособие / М. Д. Евтифьев, Л. А. Ковригин, В. В. Кольга и др. ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2010.

! 60,00 <■> 40,00

40 00

20 00

00

80 00

20 00

0,00

Рис. 1. Надежность

Рис. 2. Стоимость запусков

0,05

0,03

Рис. 3. Тяговооруженность Рис. 4. Относительная масса

M. D. Evtifiev, A. A. Raskin Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

DEVELOPING MISSILES OF A MEDIUM SIZE

The authors present analysis of launch vehicles of a medium size, as well as comparison of their basic performance characteristics.

© Евтифьев М. Д., Раскин А. А., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.