УДК 37:01,301:151
РАЗВИТИЕ ПРОЦЕССОВ ГУМАНИЗАЦИИ И ГУМАНИТАРИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Л.Н. Антропянская
Томский политехнический университет E-mail: [email protected]
Рассматриваются происходящие сегодня в аспекте современного непрерывного образования процессы гуманизации и гуманитаризации. На фоне активизации процесса децентрализации высшего образования и ориентации на инновационное обучение происходит формирование и развитие молодого специалиста, креативного и конкурентоспособного на современном рынке труда.
Современная социокультурная ситуация в России привела постиндустриальное общество к необходимости существования новой образовательной системы, в основе которой лежит гуманизация образования. Одним из направлений демократизации сегодняшнего образования является также его гуманитаризация.
Гуманизация образования предполагает:
• создание комфортных условий для личности в процессе обучения, атмосферы оптимизма, успеха, радости;
• создание максимальных условий для раскрытия творческих способностей личности, раскрепощения, формирования одновременно открытости миру и защищенности от него. Гуманитаризация образования означает:
• рассмотрение на занятиях по разным видам дисциплин проблем взаимоотношения человека и природы, места человека во Вселенной и на планете, смысла жизни и т.д.;
• подготовку обучающихся к осознанию этих проблем и участию в их решении.
Сами по себе идеи гуманизации означают, что сегодняшнее высшее образование должно обеспечивать равенство в отношении возможностей социальной, академической, профессиональной и территориальной мобильности, гарантировать макси-соответствие содержания образования интеллектуальному потенциалу профессорско-преподавательского состава и обучающихся студентов, их интересам, возможности творческого преобразования у первых и возможности успешно начать трудовую деятельность у вторых [1, 2].
В широком понимании термином «гуманизация» характеризуются взгляды, идеи, произведения искусства, проникнутые уважением к достоинству человека, воспитывающие у людей высокие моральные качества. Гуманизация есть настоящий двигатель прогресса, очеловечивание процесса образования.
Гуманитаризация продолжает этот процесс в техническом вузе с помощью ввода в процесс образования общественных наук: философии, психологии, филологии, истории, иностранных языков. Смысл процессов гуманизации и гуманитаризации технического образования состоит в том, что в результате действия этих процессов происходит формирование
и дальнейшее развитие гармоничной личности будущего профессионала. Этот профессионал комфортно сосуществует в коллективе, ощущает себя частью мирового пространства, принимая его целостно, а себя самого воспринимая как нечто самоценное [3].
Сегодня идет процесс формирования специалиста, востребованного и конкурентоспособного в постиндустриальном обществе; во всех вузах происходит переход обучающихся на более высокий уровень деятельности (стремление к достижению цели, моделирование, программирование, оценка и ценностная ориентация своей деятельности, использование коммуникационных технологий, индивидуальное совершенствование, научение «жить здесь и сейчас» с учетом перемен и конкретной ситуации). Происходит переориентация преподавателя на конкретику жизни, продуктивную деятельность, а также саморазвитие и самосовершенствование студентов [4].
Современный студент должен уметь работать самостоятельно и творчески. Однако нередко возникают ситуации, когда и после получения высшего образования специалист еще не может подняться до уровня моделирования, абстрагирования, целостных концепций мира, с трудом осознавая себя как действующую развивающуюся личность, слабо ощущая собственную ценность, не являясь конкурентоспособным [5, 6].
Естественно, что сегодня личность в системе высшего образования испытывает неоправданные значительные нагрузки. Современное непрерывное высшее техническое образование пока еще не может полностью воспринять и решить задачи гуманизации. В то же время, системы непрерывного технического образования находятся в процессе становления, они пока неконсервативны, наполнены педагогами-новаторами и поэтому готовы воспринять новые гуманистические подходы скорее, чем традиционные схемы прошлых лет. На настоящий момент уже накоплен достаточно положительный опыт непрерывного технического образования в смысле формирования культуры и развития профессионализма личности обучающихся. В ряде российских вузов, где происходит развитие системы непрерывного технического образования, установлено, что выпускники имеют более высокий профессиональный уровень, более высокий уровень деятельности, комфортно сосуществуют в
коллективах, в достаточной степени креативны и конкурентоспособны [5, 6].
Можно предположить и другие положительные результаты непрерывного технического образования в смысле его гуманизации. Их необходимо исследовать, оценить, осмыслить. На наш взгляд, методами исследования могут стать анкетирование, беседа, целенаправленное педагогическое наблюдение, социологические эксперименты, изучение литературы, обобщение опыта, ретроспективный анализ деятельности и др. Результатами таких исследований является повышение культуры педагогической деятельности профессорско-преподавательского и студенческого состава, гуманизация отношений и технических знаний, разработка авторских рабочих программ и многое другое.
На основе исследования проблем гуманизации непрерывного технического образования и накопленного в этой сфере положительного опыта уже возможно выработать различные модели гуманизации и апробировать их в рамках технического вуза.
Позволим себе некоторые практические рекомендации:
1. Необходимо учесть региональные аспекты непрерывного образования (возможный многонациональный состав, разный уровень подготовки по регионам, особенности ценностных ори-ентаций учащихся).
2. Уместно дополнить учебные программы дисциплин материалом по истории развития техники, по перспективам и прогнозам отдаленных последствий ее влияния на мир.
3. Важно обеспечить осознание сегодняшнего инженера, бакалавра и магистра как действующего индивидуума современной социальной и технологической среды с помощью систем Интернет, виртуальных сред, информатизации образования.
4. Нужно учесть уникальную возможность непрерывного образования, проследить развитие личности под влиянием деятельности педагогов за порогом среднего специального образования в условиях вуза с помощью мониторинга и коррекции учебных программ.
В процессе слияния технического и гуманитарного образования человек овладевает знаниями разного характера, постигает законы окружающего мира, приобщается к общей культуре, познает себя, становится зрелым в своих суждениях, раскрывается как личность. Полученные знания и умения помогают ему в дальнейшем безболезненно включиться не только в профессию, но и в общественную жизнь. Современная система гуманитарного образования характеризуется многообразием форм и методов обучения. Образование может быть получено гражданином России в различных формах: очной, заочной, дистанционной. Совершенно естественно, что будущее нашего общества зависит от уровня гуманности его членов.
Несомненно, актуальным является сохранение преемственности в гуманитаризации вузовского образования (особо это касается технических вузов). И особую значимость при этом имеет система непрерывного многоуровневого образования. Основным содержанием гуманитарной подготовки будущего инженера является высокая профессиональная подготовка, связанная с саморефлексией и с практической реализацией результатов своей деятельности, а также с воспитанием чувства ответственности за результаты своей работы. Подготовка специалистов высокой квалификации происходит по вертикали с учетом постепенного, плавного перехода от низшего уровня к более высокому. Уровень подготовки высококвалифицированных специалистов связан с определенным уровнем культуры.
Полагаем, что для расширения гуманитарного образовательного пространства в рамках технического вуза необходимо воспитывать у современного студента свойства человека, выходящие за пределы прагматического, инструментального мышления пассивного обучения, а именно: воображение, рефлексию, ценностно-личностную ориентацию, активную дееспособность, нравственную самооценку, креативность. Современный специалист должен всегда стремиться осуществить все то, что приносит успех и его плоды, что является наиболее эффективным и результативным в сегодняшней жизни.
В нынешнем образовательном пространстве мы имеем дело с личностью. Современная система многоуровневого образования позволяет сформировать и соответствующую многоуровневую структуру гуманитарного образования. Новые социальные, экономические и политические преобразования обусловливают реформирование всей системы гуманитарного образования. Культура субъекта образовательного процесса становится все более изоморфной культуре общества, его индивидуальное существование все сильнее переплетается с судьбами социума, он все больше социализируется. Из носителя индивидуальной культуры, детерминированной внутренней жизнью, человек становится носителем социокультурности. Человек превращается в самостоятельный субъект социокультурного стиля и по форме, и по существу.
Сегодняшний профессионал, инженер должен в совершенстве овладеть своей специальностью, знать ее перспективы и связи со смежными областями деятельности, уметь реализовать научную идею в практическом результате. Поскольку в решении инженерных проблем возрастает роль информационно-технических средств, то неотъемлемым качеством конкурентоспособного инженера является эффективное использование в работе информационных технологий.
В настоящее время в аспекте гуманизации и гуманитаризации технического пространства российских университетов остро встает вопрос о качестве подготовки будущих профессионалов [2, 4]. Нам представляется, что качество подготовки будущих специалистов в вузе следует определять по уровню
развития их общего и технического интеллекта, и по сформированности психологической готовности к профессиональной деятельности. Каждый из этих компонентов имеет свою структуру, в ориентации на которую и следует формировать и развивать соответствующую составляющую структуры качества подготовки специалистов в вузе.
Деловое сотрудничество позволяет студентам овладеть методологией самостоятельного, постоянного приобретения новых знаний. Творчество, проявляемое студентами в процессе обучения, является необходимым свойством труда конкурентоспособного специалиста. Необходимость развития творческих способностей у студентов в процессе обучения диктуется темпом изменения жизни. Задача высшей школы состоит в том, чтобы воспитать новый тип инженера, в сущности новый тип человека, который не чувствовал бы себя «потерянным» в быстро меняющемся мире, человека, которого изменения воодушевляли бы, человека, способного к импровизации [1]. Естественно, что научить импровизации, творчеству может только творческий человек. В чем же проявляется творчество и одновременно мастерство преподавателя?
Позволим себе привести здесь некоторые, на наш взгляд, необходимые положения, касающиеся этих понятий:
1. В выборе содержания предмета, который возможен в рамках образовательного стандарта. Не перечень требований, положений и "безжизненных" фактов, чем грешат многие учебники, а закономерности, проблемы, противоречия, обоснованные прогнозы, "неочищенные ситуации".
2. В выборе методики или технологии освоения знаний и наращивания умений, в основе которых - совместный со студентами поиск закона или решения, в создании проблемной ситуации (например, в ходе деловой игры) и активизации подсознательной сферы, без чего нет творчества.
3. В использовании на пути творчества не только логического, но и образного мышления, что требует широкой эрудиции. Творческая мысль должна свободно растекаться по всему древу знаний.
4. В применении в обучении принципов художественно-сценического и научно-технического творчества: построение идеальной модели или сверхзадачи, маневр в пространстве и времени, введение промежуточного поля для разрешения противоречий и т.д. Гуманитарная среда и искусство необходимы также для "собирания себя как личности", создания того "каркаса', который гармонично уравновешивает внутренние и внешние силы [1].
Философы спорят о первоначальном толчке творческой мысли, о предвосхищении или антиципации. Автор придерживается той точки зрения, что импульс творчества связан с чувством дисгармонии, со стремлением (скорее неосознанным) соединить два несовпадающих мира - образа: внутреннего и внешнего. И в этом плане всестороннее и
гармоническое развитие обучаемых (и самих преподавателей) предстает в новом свете - как необходимое условие творчества.
Важнейшим орудием творчества является интуиция как способность увидеть целое, минуя детали, как способность быстро решить совершенно новую, никогда не бывшую в опыте, задачу. Эту способность идентифицируют с высокой скоростью протекания мыслительного процесса, который при этом приобретает новое качество, а также с развитым пространственным воображением, которое особенно развито у людей технических специальностей [1, 5].
Традиционная система образования до сих пор была ориентирована на усвоение готового дифференцированного знания и репродуктивный характер мышления. Сегодня мы стоим перед проблемой преодоления инертности, академической «закрытости» этой системы и придания ей новых качественных параметров на основе способности активно реагировать на запросы современности, опережающей стратегии обучения, универсальности. Переход к инновационному обучению есть заманчивая альтернатива современного образования.
Инновационные методы уже приобрели устойчивые черты, оформляются их различные технологии. Инновационное обучение ориентировано на поисковую парадигму образования и гуманитарно-аксиологические ориентиры (в отличие от традиционной базовой парадигмы образования, в которой господствует сциентистско-технократический подход, а качество обучения мыслится как полное усвоение эталонов). Ряд исследователей «мегатенденций» в современном образовании выделяет два основных типа инновационного обучения: инновационные модернизации и инновации-трансформации [2, 7]. Первый тип совершенствует, но принципиально не меняет учебный процесс. Второй его преобразует и направлен на исследовательский характер обучения.
Таким образом, в заключение можно с достаточной уверенностью констатировать факт активизации современного процесса децентрализации преподавания, раскрепощения, восстановления культурно-образующей функции высшей школы. На первый план в ее деятельности выдвигаются идеи личностно ориентированного образования.
Деятельность педагога, работа студентов, качества личности каждого играют в этом процессе главную роль. Работа преподавателя со студентами должна проводиться под эгидой гуманистического направления образования как педагогически управляемого процесса, направленного на раскрытие индивидуальных качеств обучаемых, их субъективных свойств и творческой самореализации, способствующих высвечиванию и развитию личности каждого. Профессиональная зоркость преподавателя высшей школы позволяет педагогу фиксировать существенные изменения в развитии личности студента, создавая на этой основе систему собственной деятельности и находит свое оптимальное решение в эффективности прогнозирования перспектив развивающейся личности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ванюрихин Г.И. Развивающее обучение на современном этапе // Качество образования: Труды III Междунар. научно-метод. конф. - Новосибирск, 2000. - C. 17-19.
2. Глухачев В.В. Интеллектуальное обеспечение и качество образования // Качество образования: Труды II Междунар. научно-ме-тод. конф. молодых ученых. - Новосибирск, 1999. - С. 230-231.
3. Данилкова М.П. К вопросу о ценностных аспектах современного гуманитарного образования // Вопросы философии. -2003. - № 6. - С. 17-19.
4. Кузнецова С.В. К вопросу о личностно-ориентированном образовании // Вестник ТГУ. Проблемы образования. - 2003. -№ 277. - С. 256-261.
5. Агранович Б.Л., Чучалин А.И., Соловьев М.А. Инженерное инновационное образование // Инженерное образование. -2003. - № 1. - С. 11-14.
6. Поправко Н.В. Мир молодежи: профессионально - коммуникативная среда в поле образования // Менталитет и коммуникативная среда в транзитивном обществе / Под ред. В.И. Ка-брина и О.И. Муравьевой. - Томск: Томский гос. ун-т, Владимир Даль, 2002. - 473 с.
7. Кобрин Ю. Инновации - условие конкурентоспособности // Экономист. - 2004. - № 12. - С. 23-29.
УДК 77.01:316.7
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИК НА ДИСКУРСИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО ФОТОГРАФИИ
Е.В. Гиниятова
Томский политехнический университет E-mail: [email protected]
Анализируется влияние рекламы и телесных практик на фотографическое изображение. Проделанный анализ показывает, что под воздействием этих явлений сущностные характеристики фотографии вытесняются на периферию.
На сегодняшний момент, когда развитие научно-технического прогресса не только не замедляется, а все более набирает обороты, может показаться странным выбор такого объекта исследования как фотография. Куда больший интерес, а соответственно и широкий спектр проблематизации, вызывает все, что связано с компьютерными технологиями.
Заинтересованность автора данным объектом была вызвана постоянным ощущением полумарги-нальности, сопровождавшим фотографию практически на всех этапах ее существования. Возникновение фотоизображения стало новаторским для своего времени. При всем этом фотография начинает позиционировать себя в обществе не как нечто новое, беспрецедентное, а в контексте изобразительного искусства, пытаясь соответствовать тем канонам, которые полностью уничтожают ее как самобытный объект.
Со временем становится очевидным невозможность сведения фотоизображения к художественному творчеству. В. Беньямин следующим образом описал эту ситуацию: «... впустую потратили немало умственных сил, пытаясь решить вопрос, является ли фотография искусством - не спросив себя прежде: не изменился ли с изобретением фотографии и весь характер искусства ...» [1. С. 58]. Далее появляется кинематограф, в очередной раз лишая фотографию шанса быть осмысленной в своей уникальности. Теперь о ней размышляли не в контексте вопрошания о возможности соотнесения фотографии с традиционным произведением изобразительного искусства, а как об объекте, предше-
ствующем кинематографу и имеющим с ним схожие характеристики.
Разразившийся кризис рациональности, вылившийся в деконструкцию метафизических оснований, и ставший причиной, пожалуй, главного потрясения в истории философии, имел для фотографии позитивное значение. Прежде всего, ее включили в область эстетических объектов - то есть фотография получила статус искусств, что произошло благодаря разрушению канонов традиционной эстетической парадигмы.
Но основное последствие этого кризиса заключалось в постановке вопроса об адекватной замене метафизического центра. Можно сказать, что на сегодняшнем культурном этапе из всего многообразия категорий, претендующих на статус нового ме-таоснования, предпочтение было отдано тому понятию, которое долгое время угнеталось в угоду разуму. Даже если мельком взглянуть на философские тенденции последних трех - четырех десятилетий, то обнаруживается следующее: практически все крупные мыслители нашего времени так или иначе проблематизировали тело и все, что имеет к нему непосредственное отношение. Например, В. Подо-рога в книге «Феноменология тела» ставит вопрос о том, как можно помыслить тело, при условии, что мыслить его как объект мы не можем. Своей задачей автор полагает возможность научиться «. размышлять о собственном телесном опыте не с позиции нормативной установки, а с позиции нашей возможности быть в живом мире в качестве живого, обладающего телом и «духом» существа» [2. С. 8].