Научная статья на тему 'Развитие процессов гуманизации и гуманитаризации в современном образовательном пространстве'

Развитие процессов гуманизации и гуманитаризации в современном образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
986
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антропянская Л. Н.

Рассматриваются происходящие сегодня в аспекте современного непрерывного образования процессы гуманизации и гуманитаризации. На фоне активизации процесса децентрализации высшего образования и ориентации на инновационное обучение происходит формирование и развитие молодого специалиста, креативного и конкурентоспособного на современном рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of humanisation and humanitarisation processes in the modern educational space

The humanisation and humanitarisation processes occurring today are considered in aspect of the modern continuous education. Formation and development of the young expert, creative and competitive on a modern labour market goes on the background of activization of decentralization process of higher education and orientation toward innovative training.

Текст научной работы на тему «Развитие процессов гуманизации и гуманитаризации в современном образовательном пространстве»

УДК 37:01,301:151

РАЗВИТИЕ ПРОЦЕССОВ ГУМАНИЗАЦИИ И ГУМАНИТАРИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Л.Н. Антропянская

Томский политехнический университет E-mail: [email protected]

Рассматриваются происходящие сегодня в аспекте современного непрерывного образования процессы гуманизации и гуманитаризации. На фоне активизации процесса децентрализации высшего образования и ориентации на инновационное обучение происходит формирование и развитие молодого специалиста, креативного и конкурентоспособного на современном рынке труда.

Современная социокультурная ситуация в России привела постиндустриальное общество к необходимости существования новой образовательной системы, в основе которой лежит гуманизация образования. Одним из направлений демократизации сегодняшнего образования является также его гуманитаризация.

Гуманизация образования предполагает:

• создание комфортных условий для личности в процессе обучения, атмосферы оптимизма, успеха, радости;

• создание максимальных условий для раскрытия творческих способностей личности, раскрепощения, формирования одновременно открытости миру и защищенности от него. Гуманитаризация образования означает:

• рассмотрение на занятиях по разным видам дисциплин проблем взаимоотношения человека и природы, места человека во Вселенной и на планете, смысла жизни и т.д.;

• подготовку обучающихся к осознанию этих проблем и участию в их решении.

Сами по себе идеи гуманизации означают, что сегодняшнее высшее образование должно обеспечивать равенство в отношении возможностей социальной, академической, профессиональной и территориальной мобильности, гарантировать макси-соответствие содержания образования интеллектуальному потенциалу профессорско-преподавательского состава и обучающихся студентов, их интересам, возможности творческого преобразования у первых и возможности успешно начать трудовую деятельность у вторых [1, 2].

В широком понимании термином «гуманизация» характеризуются взгляды, идеи, произведения искусства, проникнутые уважением к достоинству человека, воспитывающие у людей высокие моральные качества. Гуманизация есть настоящий двигатель прогресса, очеловечивание процесса образования.

Гуманитаризация продолжает этот процесс в техническом вузе с помощью ввода в процесс образования общественных наук: философии, психологии, филологии, истории, иностранных языков. Смысл процессов гуманизации и гуманитаризации технического образования состоит в том, что в результате действия этих процессов происходит формирование

и дальнейшее развитие гармоничной личности будущего профессионала. Этот профессионал комфортно сосуществует в коллективе, ощущает себя частью мирового пространства, принимая его целостно, а себя самого воспринимая как нечто самоценное [3].

Сегодня идет процесс формирования специалиста, востребованного и конкурентоспособного в постиндустриальном обществе; во всех вузах происходит переход обучающихся на более высокий уровень деятельности (стремление к достижению цели, моделирование, программирование, оценка и ценностная ориентация своей деятельности, использование коммуникационных технологий, индивидуальное совершенствование, научение «жить здесь и сейчас» с учетом перемен и конкретной ситуации). Происходит переориентация преподавателя на конкретику жизни, продуктивную деятельность, а также саморазвитие и самосовершенствование студентов [4].

Современный студент должен уметь работать самостоятельно и творчески. Однако нередко возникают ситуации, когда и после получения высшего образования специалист еще не может подняться до уровня моделирования, абстрагирования, целостных концепций мира, с трудом осознавая себя как действующую развивающуюся личность, слабо ощущая собственную ценность, не являясь конкурентоспособным [5, 6].

Естественно, что сегодня личность в системе высшего образования испытывает неоправданные значительные нагрузки. Современное непрерывное высшее техническое образование пока еще не может полностью воспринять и решить задачи гуманизации. В то же время, системы непрерывного технического образования находятся в процессе становления, они пока неконсервативны, наполнены педагогами-новаторами и поэтому готовы воспринять новые гуманистические подходы скорее, чем традиционные схемы прошлых лет. На настоящий момент уже накоплен достаточно положительный опыт непрерывного технического образования в смысле формирования культуры и развития профессионализма личности обучающихся. В ряде российских вузов, где происходит развитие системы непрерывного технического образования, установлено, что выпускники имеют более высокий профессиональный уровень, более высокий уровень деятельности, комфортно сосуществуют в

коллективах, в достаточной степени креативны и конкурентоспособны [5, 6].

Можно предположить и другие положительные результаты непрерывного технического образования в смысле его гуманизации. Их необходимо исследовать, оценить, осмыслить. На наш взгляд, методами исследования могут стать анкетирование, беседа, целенаправленное педагогическое наблюдение, социологические эксперименты, изучение литературы, обобщение опыта, ретроспективный анализ деятельности и др. Результатами таких исследований является повышение культуры педагогической деятельности профессорско-преподавательского и студенческого состава, гуманизация отношений и технических знаний, разработка авторских рабочих программ и многое другое.

На основе исследования проблем гуманизации непрерывного технического образования и накопленного в этой сфере положительного опыта уже возможно выработать различные модели гуманизации и апробировать их в рамках технического вуза.

Позволим себе некоторые практические рекомендации:

1. Необходимо учесть региональные аспекты непрерывного образования (возможный многонациональный состав, разный уровень подготовки по регионам, особенности ценностных ори-ентаций учащихся).

2. Уместно дополнить учебные программы дисциплин материалом по истории развития техники, по перспективам и прогнозам отдаленных последствий ее влияния на мир.

3. Важно обеспечить осознание сегодняшнего инженера, бакалавра и магистра как действующего индивидуума современной социальной и технологической среды с помощью систем Интернет, виртуальных сред, информатизации образования.

4. Нужно учесть уникальную возможность непрерывного образования, проследить развитие личности под влиянием деятельности педагогов за порогом среднего специального образования в условиях вуза с помощью мониторинга и коррекции учебных программ.

В процессе слияния технического и гуманитарного образования человек овладевает знаниями разного характера, постигает законы окружающего мира, приобщается к общей культуре, познает себя, становится зрелым в своих суждениях, раскрывается как личность. Полученные знания и умения помогают ему в дальнейшем безболезненно включиться не только в профессию, но и в общественную жизнь. Современная система гуманитарного образования характеризуется многообразием форм и методов обучения. Образование может быть получено гражданином России в различных формах: очной, заочной, дистанционной. Совершенно естественно, что будущее нашего общества зависит от уровня гуманности его членов.

Несомненно, актуальным является сохранение преемственности в гуманитаризации вузовского образования (особо это касается технических вузов). И особую значимость при этом имеет система непрерывного многоуровневого образования. Основным содержанием гуманитарной подготовки будущего инженера является высокая профессиональная подготовка, связанная с саморефлексией и с практической реализацией результатов своей деятельности, а также с воспитанием чувства ответственности за результаты своей работы. Подготовка специалистов высокой квалификации происходит по вертикали с учетом постепенного, плавного перехода от низшего уровня к более высокому. Уровень подготовки высококвалифицированных специалистов связан с определенным уровнем культуры.

Полагаем, что для расширения гуманитарного образовательного пространства в рамках технического вуза необходимо воспитывать у современного студента свойства человека, выходящие за пределы прагматического, инструментального мышления пассивного обучения, а именно: воображение, рефлексию, ценностно-личностную ориентацию, активную дееспособность, нравственную самооценку, креативность. Современный специалист должен всегда стремиться осуществить все то, что приносит успех и его плоды, что является наиболее эффективным и результативным в сегодняшней жизни.

В нынешнем образовательном пространстве мы имеем дело с личностью. Современная система многоуровневого образования позволяет сформировать и соответствующую многоуровневую структуру гуманитарного образования. Новые социальные, экономические и политические преобразования обусловливают реформирование всей системы гуманитарного образования. Культура субъекта образовательного процесса становится все более изоморфной культуре общества, его индивидуальное существование все сильнее переплетается с судьбами социума, он все больше социализируется. Из носителя индивидуальной культуры, детерминированной внутренней жизнью, человек становится носителем социокультурности. Человек превращается в самостоятельный субъект социокультурного стиля и по форме, и по существу.

Сегодняшний профессионал, инженер должен в совершенстве овладеть своей специальностью, знать ее перспективы и связи со смежными областями деятельности, уметь реализовать научную идею в практическом результате. Поскольку в решении инженерных проблем возрастает роль информационно-технических средств, то неотъемлемым качеством конкурентоспособного инженера является эффективное использование в работе информационных технологий.

В настоящее время в аспекте гуманизации и гуманитаризации технического пространства российских университетов остро встает вопрос о качестве подготовки будущих профессионалов [2, 4]. Нам представляется, что качество подготовки будущих специалистов в вузе следует определять по уровню

развития их общего и технического интеллекта, и по сформированности психологической готовности к профессиональной деятельности. Каждый из этих компонентов имеет свою структуру, в ориентации на которую и следует формировать и развивать соответствующую составляющую структуры качества подготовки специалистов в вузе.

Деловое сотрудничество позволяет студентам овладеть методологией самостоятельного, постоянного приобретения новых знаний. Творчество, проявляемое студентами в процессе обучения, является необходимым свойством труда конкурентоспособного специалиста. Необходимость развития творческих способностей у студентов в процессе обучения диктуется темпом изменения жизни. Задача высшей школы состоит в том, чтобы воспитать новый тип инженера, в сущности новый тип человека, который не чувствовал бы себя «потерянным» в быстро меняющемся мире, человека, которого изменения воодушевляли бы, человека, способного к импровизации [1]. Естественно, что научить импровизации, творчеству может только творческий человек. В чем же проявляется творчество и одновременно мастерство преподавателя?

Позволим себе привести здесь некоторые, на наш взгляд, необходимые положения, касающиеся этих понятий:

1. В выборе содержания предмета, который возможен в рамках образовательного стандарта. Не перечень требований, положений и "безжизненных" фактов, чем грешат многие учебники, а закономерности, проблемы, противоречия, обоснованные прогнозы, "неочищенные ситуации".

2. В выборе методики или технологии освоения знаний и наращивания умений, в основе которых - совместный со студентами поиск закона или решения, в создании проблемной ситуации (например, в ходе деловой игры) и активизации подсознательной сферы, без чего нет творчества.

3. В использовании на пути творчества не только логического, но и образного мышления, что требует широкой эрудиции. Творческая мысль должна свободно растекаться по всему древу знаний.

4. В применении в обучении принципов художественно-сценического и научно-технического творчества: построение идеальной модели или сверхзадачи, маневр в пространстве и времени, введение промежуточного поля для разрешения противоречий и т.д. Гуманитарная среда и искусство необходимы также для "собирания себя как личности", создания того "каркаса', который гармонично уравновешивает внутренние и внешние силы [1].

Философы спорят о первоначальном толчке творческой мысли, о предвосхищении или антиципации. Автор придерживается той точки зрения, что импульс творчества связан с чувством дисгармонии, со стремлением (скорее неосознанным) соединить два несовпадающих мира - образа: внутреннего и внешнего. И в этом плане всестороннее и

гармоническое развитие обучаемых (и самих преподавателей) предстает в новом свете - как необходимое условие творчества.

Важнейшим орудием творчества является интуиция как способность увидеть целое, минуя детали, как способность быстро решить совершенно новую, никогда не бывшую в опыте, задачу. Эту способность идентифицируют с высокой скоростью протекания мыслительного процесса, который при этом приобретает новое качество, а также с развитым пространственным воображением, которое особенно развито у людей технических специальностей [1, 5].

Традиционная система образования до сих пор была ориентирована на усвоение готового дифференцированного знания и репродуктивный характер мышления. Сегодня мы стоим перед проблемой преодоления инертности, академической «закрытости» этой системы и придания ей новых качественных параметров на основе способности активно реагировать на запросы современности, опережающей стратегии обучения, универсальности. Переход к инновационному обучению есть заманчивая альтернатива современного образования.

Инновационные методы уже приобрели устойчивые черты, оформляются их различные технологии. Инновационное обучение ориентировано на поисковую парадигму образования и гуманитарно-аксиологические ориентиры (в отличие от традиционной базовой парадигмы образования, в которой господствует сциентистско-технократический подход, а качество обучения мыслится как полное усвоение эталонов). Ряд исследователей «мегатенденций» в современном образовании выделяет два основных типа инновационного обучения: инновационные модернизации и инновации-трансформации [2, 7]. Первый тип совершенствует, но принципиально не меняет учебный процесс. Второй его преобразует и направлен на исследовательский характер обучения.

Таким образом, в заключение можно с достаточной уверенностью констатировать факт активизации современного процесса децентрализации преподавания, раскрепощения, восстановления культурно-образующей функции высшей школы. На первый план в ее деятельности выдвигаются идеи личностно ориентированного образования.

Деятельность педагога, работа студентов, качества личности каждого играют в этом процессе главную роль. Работа преподавателя со студентами должна проводиться под эгидой гуманистического направления образования как педагогически управляемого процесса, направленного на раскрытие индивидуальных качеств обучаемых, их субъективных свойств и творческой самореализации, способствующих высвечиванию и развитию личности каждого. Профессиональная зоркость преподавателя высшей школы позволяет педагогу фиксировать существенные изменения в развитии личности студента, создавая на этой основе систему собственной деятельности и находит свое оптимальное решение в эффективности прогнозирования перспектив развивающейся личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ванюрихин Г.И. Развивающее обучение на современном этапе // Качество образования: Труды III Междунар. научно-метод. конф. - Новосибирск, 2000. - C. 17-19.

2. Глухачев В.В. Интеллектуальное обеспечение и качество образования // Качество образования: Труды II Междунар. научно-ме-тод. конф. молодых ученых. - Новосибирск, 1999. - С. 230-231.

3. Данилкова М.П. К вопросу о ценностных аспектах современного гуманитарного образования // Вопросы философии. -2003. - № 6. - С. 17-19.

4. Кузнецова С.В. К вопросу о личностно-ориентированном образовании // Вестник ТГУ. Проблемы образования. - 2003. -№ 277. - С. 256-261.

5. Агранович Б.Л., Чучалин А.И., Соловьев М.А. Инженерное инновационное образование // Инженерное образование. -2003. - № 1. - С. 11-14.

6. Поправко Н.В. Мир молодежи: профессионально - коммуникативная среда в поле образования // Менталитет и коммуникативная среда в транзитивном обществе / Под ред. В.И. Ка-брина и О.И. Муравьевой. - Томск: Томский гос. ун-т, Владимир Даль, 2002. - 473 с.

7. Кобрин Ю. Инновации - условие конкурентоспособности // Экономист. - 2004. - № 12. - С. 23-29.

УДК 77.01:316.7

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИК НА ДИСКУРСИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО ФОТОГРАФИИ

Е.В. Гиниятова

Томский политехнический университет E-mail: [email protected]

Анализируется влияние рекламы и телесных практик на фотографическое изображение. Проделанный анализ показывает, что под воздействием этих явлений сущностные характеристики фотографии вытесняются на периферию.

На сегодняшний момент, когда развитие научно-технического прогресса не только не замедляется, а все более набирает обороты, может показаться странным выбор такого объекта исследования как фотография. Куда больший интерес, а соответственно и широкий спектр проблематизации, вызывает все, что связано с компьютерными технологиями.

Заинтересованность автора данным объектом была вызвана постоянным ощущением полумарги-нальности, сопровождавшим фотографию практически на всех этапах ее существования. Возникновение фотоизображения стало новаторским для своего времени. При всем этом фотография начинает позиционировать себя в обществе не как нечто новое, беспрецедентное, а в контексте изобразительного искусства, пытаясь соответствовать тем канонам, которые полностью уничтожают ее как самобытный объект.

Со временем становится очевидным невозможность сведения фотоизображения к художественному творчеству. В. Беньямин следующим образом описал эту ситуацию: «... впустую потратили немало умственных сил, пытаясь решить вопрос, является ли фотография искусством - не спросив себя прежде: не изменился ли с изобретением фотографии и весь характер искусства ...» [1. С. 58]. Далее появляется кинематограф, в очередной раз лишая фотографию шанса быть осмысленной в своей уникальности. Теперь о ней размышляли не в контексте вопрошания о возможности соотнесения фотографии с традиционным произведением изобразительного искусства, а как об объекте, предше-

ствующем кинематографу и имеющим с ним схожие характеристики.

Разразившийся кризис рациональности, вылившийся в деконструкцию метафизических оснований, и ставший причиной, пожалуй, главного потрясения в истории философии, имел для фотографии позитивное значение. Прежде всего, ее включили в область эстетических объектов - то есть фотография получила статус искусств, что произошло благодаря разрушению канонов традиционной эстетической парадигмы.

Но основное последствие этого кризиса заключалось в постановке вопроса об адекватной замене метафизического центра. Можно сказать, что на сегодняшнем культурном этапе из всего многообразия категорий, претендующих на статус нового ме-таоснования, предпочтение было отдано тому понятию, которое долгое время угнеталось в угоду разуму. Даже если мельком взглянуть на философские тенденции последних трех - четырех десятилетий, то обнаруживается следующее: практически все крупные мыслители нашего времени так или иначе проблематизировали тело и все, что имеет к нему непосредственное отношение. Например, В. Подо-рога в книге «Феноменология тела» ставит вопрос о том, как можно помыслить тело, при условии, что мыслить его как объект мы не можем. Своей задачей автор полагает возможность научиться «. размышлять о собственном телесном опыте не с позиции нормативной установки, а с позиции нашей возможности быть в живом мире в качестве живого, обладающего телом и «духом» существа» [2. С. 8].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.