Научная статья на тему 'Развитие процессов диспетчерского управления в газораспределении'

Развитие процессов диспетчерского управления в газораспределении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
347
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А В. Минченко, А Р. Абзалов, В Г. Емец, Т М. Олийник

Под термином «диспетчерское управление» в области распределения и использования природного газа следует понимать функциональный бизнес-процесс регулирования запасов и потоков газа в системах газоснабжения, а также поставок его потребителям в целях выполнения договорных (контрактных) обязательств с максимально возможной надежностью и эффективностью. Непрерывное диспетчерское управление в системе ПАО «Газпром» осуществляют диспетчерские службы – структурные подразделения организации, предприятия или его филиала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие процессов диспетчерского управления в газораспределении»

РАЗВИТИЕ ПРОЦЕССОВ ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИИ

А.В. Минченко, А.Р. Абзалов, В.Г. Емец, Т.М. Олийник,

ООО «Газпром межрегионгаз» (Санкт-Петербург, РФ)

Под термином «диспетчерское управление» в области распределения и использования природного газа следует понимать функциональный бизнес-процесс регулирования запасов и потоков газа в системах газоснабжения, а также поставок его потребителям в целях выполнения договорных (контрактных) обязательств с максимально возможной надежностью и эффективностью. Непрерывное диспетчерское управление в системе ПАО «Газпром» осуществляют диспетчерские службы - структурные подразделения организации, предприятия или его филиала.

Г,

Совершенствование системы управления

Контроль

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

сетями газораспределения:

Управление процессами, обеспечивающими функционирование сетей газораспределения

Жизненный цикл сетей газораспределения

п

Планирование

t_

Реализация процессов

I

«J

Рис. 1. Схема управления процессами в системе газораспределения на основе цикла PDCA

На основании национального стандарта ГОСТ Р 55471-2013 в качестве методологии, позволяющей организации разработать и внедрить системууправления процессами, рекомендуется использовать циклическую модель РЭСД (Р[ап^о-сЬ|еск-ас^ или «Планирование - выполнение -контроль - усовершенствование») (рис. 1). Эта методология используется и в ПАО «Газпром» при разработке, внедрении и совершенствовании процесса диспетчерского управления.Данная работа ведется в соответствии с Концепцией стандартизации диспетчерского управления (утверждена Приказом ОАО «Газпром» от 10 июля 2011 г. № 179) и комплексом стандартов СТО Газпром «Диспетчерское управление».

Диспетчерское управление Единой системой газоснабжения Российской Федерации (ЕСГ) реализуется по четырехуровневой схеме (на рис. 2 эта схема демонстрируется применительно к сегменту газораспределения и газопотребления):

I уровень - Департамент 310 ПАО «Газпром» - высший орган диспетчерского управления ЕСГ Российской Федерации;

II уровень - диспетчерские управления или производственно-диспетчерские службы эксплуатирующих организаций ПАО «Газпром», центрально-производственная диспетчерская

служба (ЦПДС) ООО «Газпром ПХГ», ЦПДС ООО «Газпром переработка», Центральное производственно-диспетчерское управление ООО «Газпром межрегионгаз»;

III уровень - центральные диспетчерские службы газораспределительных организаций и оперативно-диспетчерские службы региональных компаний по реализации газа, а также диспетчерские службы независимых производителей газа и сторонних газораспределительных организаций;

IV уровень - диспетчерские подразделения филиалов га-

зораспределительных организаций, осуществляющие непосредственное управление режимами работы сетей газораспределения и аварийно-диспетчерское обслуживание покупателей газа.

В соответствии с Концепцией стандартизации диспетчерского управления во многих газораспределительных организациях (ГРО) оборудованы диспетчерские пункты с системой коллективного отображения информации, внедряется автоматизированная система диспетчерского управления объектами газораспределительных

систем (АСДУ ГС). Все это улучшило подконтрольность ГРО со стороны управляющей компании АО «Газпром газораспределение» и позволило применить единый подход к функционированию диспетчерских служб во всей газораспределительной отрасли. Это, в свою очередь, создало условия для интеграции Центрального производственно-диспетчерского управления (ЦПДУ), а также центральных диспетчерских служб (ЦДС) ГРО в многоуровневую систему диспетчерского управления объектами транспортировки газа ПАО «Газпром».

В настоящее время в оперативном подчинении ООО «Газпром межрегионгаз» - Управляющей организации АО «Газпром газораспределение» находятся ЦДС 74 газораспределительных организаций. Эти ЦДС контролируют, в свою очередь, работу 1138 аварийно-диспетчерских служб и режим работы сетей газораспределения протяженностью более 565 тыс. км, а также работу 166 тыс. газо-регуляторных пунктов.

ДИСПЕЧЕРСКИЙ ФУНКЦИОНАЛ

Функционал диспетчерских служб подразделяется на три направления:

1)управление транспортировкой газа по сетям газораспределения ГРО;

2) контроль и анализ эффективности деятельности ГРО по транспортировке газа;

3) координация и методическое руководство деятельностью ГРО в части, касающейся диспетчерского управления.

Для реализации указанных функций, а также для управления, контроля и оценки деятельности ГРО со стороны ООО «Газпром межрегионгаз» необходимы специальные ^-инструменты, одним из которых является автоматизированная система диспетчерского управления объектами газораспре-

делительных систем. С учетом роли и значения диспетчерского управления в функционировании систем газоснабжения АСДУ ГС предназначена для решения следующих стратегических и тактических задач:

• обеспечение выполнения основных условий договоров ГРО и АО «Газпром газораспределение» с поставщиками и потребителями газа;

• повышение эффективности деятельности ГРО и АО «Газпром газораспределение» по транспортировке газа;

Рис. 2. Функциональная схема диспетчерского управления в системе газораспределения

• повышение надежности и качества услуг по транспортировке газа по сетям газораспределения;

• повышение безопасности эксплуатации объектов газораспределительных систем;

• повышение производительности персонала диспетчерских подразделений, входящих в Группу компаний ООО «Газпром межрегионгаз» за счет автоматизации процессов диспетчерского управления.

В настоящее время в ООО «Газпром межрегионгаз» выполняются работы по раз-

работке и внедрению АСДУ ГС. Основными целями ее создания являются:

• повышение эффективности и качества диспетчерского управления объектами сетей газораспределения за счет обеспечения диспетчерского персонала средствами поддержки принятия решений и оперативной информацией (включая технологические параметры, события) о технологическом процессе транспортировки газа по сетям газораспределения;

• повышение производительности труда диспетчерского персонала за счет автоматизации ряда процессов диспетчерского управления:

- прогнозирование и оперативно-календарное планирование транспортировки газа по сетям газораспределения, расхода газа на собственные и технологические нужды ГРО, потерь газа в сетях газораспределения;

- оперативный контроль и управление режимами транспортировки газа;

- контроль и анализ режимов транспортировки газа;

- контроль и анализ расхода газа на собственные и технологические нужды ГРО, потерь газа в сетях газораспределения;

- учет объемов транспортировки газа по сетям газораспределения, расхода газа на собственные и технологические нужды ГРО, потерь газа в сетях газораспределения, в том числе аварийных выбросов;

• формирование Единого ин-формационно-технологиче-ского пространства диспетчерских служб Группы компаний ПАО «Газпром»;

• повышение трудовой и технологической дисциплины диспетчерского персонала.

Еще одним важным инструментом управления,контроля и оценки деятельности ГРО со стороны ООО «Газпром

межрегионгаз» служит оперативно-календарное планирование. Основные цели его внедрения -оперативный контроль транспортировки газа по сетям газораспределения, отслеживание изменений в их работе и возможность эффективно реагировать на эти изменения. Оперативно-календарное планирование включает также контроль работ, производимых на ПРГ и сетях газораспределения.

Не менее важным инструментом в процессе диспетчерского управления может считаться система оценки ключевых показателей эффективности (КПЭ) деятельности дочерних и зависимых обществ АО «Газпром газораспределение». Ее основными целями являются:

• определение приоритетности задач для ГРО;

• утверждение единых методов и процедур расчета значений КПЭ деятельности ГРО;

• выявление ГРО, имеющих наиболее высокие результаты показателей КПЭ.

Система оценки ключевых показателей применяется для разработки и контроля исполнения мероприятий по повышению эф-

фективности деятельности ГРО, в частности:

• для оценки уровня финансово-экономического состояния и тенденций развития в целом по ГРО;

• для оценки результатов финансово-хозяйственной деятельности ГРО за отчетный период;

• для оценки эффективности эксплуатации газораспределительных сетей ГРО;

• для оценки уровня бесперебойности и промышленной безопасности оказываемых услуг ГРО;

• для оценки степени технического развития производственных процессов ГРО;

• для принятия управленческих решений руководством ГРО;

• для оценки эффективности деятельности руководителей ГРО.

Разумеется, указанные выше инструменты считаются основными, но не единственными. В дальнейшем предусмотрено как эволюционное развитие существующих, так и появление новых систем.

Помимо контроля и корпоративного управления ООО «Газпром межрегионгаз» осуществляет и

другие функции, необходимые для совершенствования процессов диспетчерского управления:

• мониторинг включения ГРО в создание, развертывание и эксплуатацию «Системы-112» -единого номера вызова экстренных оперативных служб «112»;

• рассмотрение и согласование перспективных планов технического развития газораспределительных систем ГРО до 2020 г.;

• повышение квалификации персонала диспетчерских подразделений ГРО.

В Группе компаний ПАО «Газпром» уделяется большое внимание развитию процессов диспетчерского управления. Осуществляется постепенная интеграция диспетчерских служб ГРО в Единое информационно-технологическое пространство ПАО «Газпром». Процесс этот не сиюминутный, но он не прекращается ни на мгновение. По сути, процессы диспетчерского управления эволюционируют вместе с развитием самой системы газоснабжения ПАО «Газпром» и неотделимы от него. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.