Научная статья на тему 'Развитие процесса управления производственной стратегией предприятия'

Развитие процесса управления производственной стратегией предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
382
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС / PROCESS / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / ПРЕДПРИЯТИЕ / ENTERPRISE / ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY / ПРОИЗВОДСТВО / PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герасимов К. Б., Клевцов Д. В.

Показана важность процесса создания и развития производственной стратегии предприятия. Рассмотрена технология процесса управления производственной стратегией, которая состоит в формировании стратегических целей развития предприятия и каждого подразделения в отдельности на долгосрочный период времени. Представлены предложения по развитию подпроцесса управления производственной стратегией предприятия. Составлен прогноз эффективности влияния предложений на экономические показатели предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT PROCESS OF MANUFACTURING COMPANY STRATEGY

The importance of the creation and development of industrial business strategy. The technology of production process control strategy, which consists in the formation of the strategic objectives of the company and each business unit separately for the long period of time. Presents proposals for the development management sub-process manufacturing enterprise strategy. The prognosis of the effectiveness of the impact of the proposals on the economic performance of the enterprise.

Текст научной работы на тему «Развитие процесса управления производственной стратегией предприятия»

РАЗВИТИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СТРАТЕГИЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ

К.Б. Герасимов, канд. экон. наук, доцент Д.В. Клевцов, канд. экон. наук, доцент

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева (Россия, г. Самара)

Аннотация. Показана важность процесса создания и развития производственной стратегии предприятия. Рассмотрена технология процесса управления производственной стратегией, которая состоит в формировании стратегических целей развития предприятия и каждого подразделения в отдельности на долгосрочный период времени. Представлены предложения по развитию подпроцесса управления производственной стратегией предприятия. Составлен прогноз эффективности влияния предложений на экономические показатели предприятия.

Ключевые слова: процесс, стратегия, предприятие, технология, производство.

Для успешной деятельности каждое предприятие должно иметь долгосрочный план. Этот план, который предназначен для обеспечения и поддержания финансовой устойчивости предприятия и есть стратегия организации. Чтобы добиться максимальной эффективности своей деятельности, организации необходимо разрабатывать стратегию для каждого отдельного процесса предприятия, такого как производство, финансы, маркетинг и т.д. сонаправленно с общей стратегией данной организации [1].

В производственном менеджменте стратегия - это детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии предприятия и достижение его целей.

Постановка и развитие процесса управления производственной стратегией - это залог существования организации в долгосрочной перспективе и основа функционирования любого предприятия вне зависимости от отрасли экономики и сферы деятельности.

Эффективность производственной стратегии напрямую зависит от гармоничного сочетания стратегий каждого отдельного процесса предприятия и их соответствия общей стратегии, так как любая организация является постоянно развивающейся системой, можно даже сказать организмом, составляющие которого неразрывно

взаимосвязаны и взаимозависимы, а также испытывают сильное влияние факторов внутренней и внешней среды каждого подразделения [2].

Производство является основой всего предприятия. Оно создает продукт (товар или услугу), реализация которого приносит прибыль, которая и есть цель деятельности всего предприятия. Поэтому зачастую основным фактором успеха такой организации оказывается правильно выбранная производственная стратегия [4].

Процесс управления производственной стратегией заключается в разработке общей политики и планов использования ресурсов фирмы, нацеленных на максимально эффективную поддержку ее долговременной конкурентной стратегии. Производственная стратегия, в совокупности с корпоративной стратегией, охватывает весь спектр деятельности предприятия и предполагает долговременный процесс, что призвано обеспечить предприятию возможность реагировать на любые изменения в будущем, это набор правил и приемов, с помощью которых достигаются основополагающие цели развития производственной системы.

При разработке производственной стратегии, чтобы обеспечить развитие производственного потенциала в соответствии с новыми научно-техническими достижениями необходимо учитывать появляющиеся новые технологии, выводимое на

рынок новое производственное оборудование [31.

Разрабатывая производственную производства стратегию, необходимо учитывать конкурентную среду в отрасли, сильные и слабые стороны в организации производства у конкурентов. Для этого необходим мониторинг производственной деятельности предприятий-конкурентов, позволяющий своевременно реагировать на новые тенденции в производственной сфере отрасли, учитывая их в производственной стратегии предприятия.

Вырабатывая производственную стратегию, необходимо учитывать особенности предприятия, а именно требования со стороны маркетингового комплекса, особенности менеджмента и организационной структуры, уровень организационной культуры, инновационного потенциала, финансовых возможностей предприятия.

Технология процесса управления производственной стратегией состоит в формировании стратегических целей развития предприятия и каждого подразделения в отдельности на долгосрочный период времени, определении средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач. Технология

включает в себя операции, которые проходят в несколько этапов. Любая технология состоит из нескольких ступеней или этапов, каждый из которых в равной степени важен: подготовка, проведение, оформление документации, мониторинг и т.д. [51. Далее рассмотрим подробнее наиболее важные фрагменты технологии подпроцесса управления производственной стратегией по работам [7, 10].

Особенность этапа анализа элементов производственной стратегии и подготовка планов состоит в том, что через него в той или иной степени проходят все организации и мелкие и крупные - чем крупнее организация, тем сложнее процесс разработки производственной стратегии, тем больше операций он в себя включает [12]. Даже небольшие фирмы обязательно должны формировать собственную стратегию, делать расчеты и прогнозы для осуществления своей производственной деятельности, будь то оказание простых услуг или производство сложной продукции (рис. 1).

Важность этого этапа невозможно недооценивать - проявление гибкости в стратегических производственных целях компании залог ее конкурентоспособности и устойчивости к изменчивой внешней рыночной среде [9]. Способность

Рис. 1. Реализация производственной стратегии и ее корректировка по мере необходимости правильно определить показатели производственной деятельности, имеющие высокую чувствительность к изменениям рыночной среды, общему состоянию экономики, вовремя и правильно их интерпретировать и, главное, изменяться в соответствии с полученными данными - вот что обеспечивает устойчивый финансовый успех современных производственных предприятий [6, 11].

Разрабатывая производственную стратегию, следует учитывать технический потенциал производства, уровень подготовки производственного персонала, особенности производственного процесса и производственной культуры, сложившейся на предприятии [8].

На основании этого подхода были подготовлены предложения по развитию под-

процесса управления производственной стратегией конкретного предприятия, которые показаны в табл. 1.

Для выяснения целесообразности применения на практике данных предложений был составлен прогноз эффективности их влияния на экономические показатели предприятия - торговая сеть «Пятерочка» (Pyaterochka Holding N.V).

Таблица 1. Мероприятия по развитию подпроцесса «Управление производственной

стратегией» предприятия Пятерочка

Наименование мероприятия Средства реализации Ожидаемые результаты

1. Изучение потребительских предпочтений 1. 1 Маркетинговое исследование 1.2 Сбор информации 1.3 Изучение статистики продаж 1.1 Изучение спроса 1.2 Определение предпочитаемых качеств товара 1.3 Осознание картины спроса

2. Оценка изделий конкурентов по критериям качества 2.1 Анализ по удовлетворению потребности покупателя 2.2 Анализ цены конкурента 2.3 Анализ соотношения цена/качества конкурента 2.1 Выяснение уровня полезности 2.2 Определение ценового сегмента рынка 2.3 Определение спроса

3. Повышение рентабельности продаж путем реализации продукции СТМ (собственной торговой марки) 3.1 Выбор наиболее продаваемых товаров из ассортиментной матрицы магазинов 3.2 Выбор производственной стратегии с минимальным объемом издержек - размещение заказов на выпуск продукции СТМ у стратегических партнеров 3. 1 Увеличение прибыли за счет реализации по минимальной цене 3.2 Возможность снижения цены за счет отмены затрат на продвижение товара 3.3 Создание ассортиментной матрицы СТМ

4. Изучение способов и возможности производства товаров СТМ 4.1 Анализ технологий 4.2 Анализ оборудования 4.3 Анализ квалификации персонала 4.1 Определение технологических возможностей 4.2 Определение технических возможностей производства 4.3 Выбор стратегических партнеров и размещение заказов на производство товаров СТМ

5. Тестирование производимой продукции с позиции покупателя 5.1 Анализ удовлетворения потребителей 5.2 Анализ ценовой политики 5.3 Анализ соотношения цена/качество продукции 5.1 Определение ценового сегмента рынка 5.2 Определение спроса на товар 5.3 Определение объемов производства СТМ

6. Улучшение процесса реализации контрактов со стратегическими партнерами - производителями СТМ 6.1 Уменьшение времени оформления заказов 6.2 Разбор всех условий с производителем, разработка четких требований к производимой продукции СТМ 6.3 Ведение процесса общения с производителем в процессе производства заказа 6.1 Ускорение процессов управления производством заказов 6.2 Четкие и прозрачные условия контрактов 6.3 Увеличение уровня удовлетворенности покупателей СТМ

7. Увеличение надежности заключенных договоров 7.1 Анализ возможных рисков 7.2 Разработка стандартных условий контрактов для производителей СТМ 7.1 Повышение надежности заключаемых договоров с партнерами-производителями 7.2 Уменьшение недопонимания и споров с партнерами-производителями

Экспертам был представлен отчет о Расчеты показали, что срок окупаемо-

продажах компании по полугодиям 2016 сти вложений в СТМ составляет 1,5 года. г., на основе которого они должны были Ожидаемый экономический эффект от спрогнозировать экономические показате- реализации данной производственной ли на первое и второе полугодие стратегии за 2017 г. составит 110 млн. 2017 г. [13]. рублей, и принесет Компании Пятерочка

Результаты продаж в 2017 г. рассматри- дополнительную прибыль в сравнении с вались как с принятием предложенных ме- основными продажами 32,6 млн. руб., что роприятий, так и без их реализации. По- дает увеличение общей рентабельности следним шагом в оценке эффективности продаж на 1,4% в год. предложенных рекомендаций является со- Данные расчеты позволяют признать,

ставление сводной таблицы и определение что предложенная производственная стра-отклонений в процентах между прогноза- тегия имеет экономическую целесообраз-ми основных показателей деятельности ность и эффективна.

сети Пятерочка на первое полугодие 2017 Таким образом, на данном примере мы

г., на второе полугодие 2017 г. без учета видим, что управление производственной предложенных рекомендаций и на второе стратегией является одним из ключевых полугодие 2017 г. с учетом предложенных факторов, непосредственно влияющих на рекомендаций. финансовый результат компании.

Библиографический список

1. Авдеева Т.В. Формирование производственной стратегии на промышленном предприятии // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2008. № 3. С. 33-35.

2. Богатырев В.Д., Герасимов Б.Н. Основы теории управления экономическими системами. Самара: Изд-во Самар. гос. аэрокосм. ун-та, 2008. 260 с.

3. Герасимов Б.Н. Операционный менеджмент. Самара: СФ МГПУ, 2009. 368 с.

4. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Теория организации. Пенза: МАКУ, ПГУ, 2010. 160 с.

5. Герасимов Б.Н., Чумак В.Г. Социальный менеджмент. Самара: СНЦ РАН, МИР, 2004. 218 с.

6. Герасимов Б. Функции управления: состав, содержание, параметры // Проблемы теории и практики управления. 2016. № 7. С. 91 -100.

7. Герасимов Б.Н. Основы российского менеджмента: Технологии менеджмента. ч. 2. Самара: СГАУ, МИР, 2006. 228 с.

8. Герасимов Б.Н., Чуриков Ю.В. Управленческие решения. - Самара: МГПУ, 2007. -304 с.

9. Кувардин А.М. Организационно-методический механизм разработки и внедрения гибких систем планирования в инновационно-активных малых предпринимательских структурах // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2009. №3. С. 150-161.

10. Герасимов Б.Н. О моделировании технологии совершенствования корпоративного управления компанией // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2007. №2. С. 90-94.

11. Герасимов Б.Н., Рубцова М.Н. Экономическая устойчивость в деятельности предприятия. Вестник Оренбургского государственного университета. - 2006. №8 (58). С. 108111.

12. Герасимов Б.Н. Чуриков Ю.В. Управление качеством. М.: Вузовский учебник: ИН-ФРА-М, 2011. 304 с.

13. Герасимов Б.Н. Организационное поведение. Самара: СГАУ, 2010. 168 с.

DEVELOPMENT PROCESS OF MANUFACTURING COMPANY STRATEGY

K.B. Gerasimov, candidate in economics, associate professor D.V. Klevtsov, candidate in economics, associate professor Samara national research university (Russia, Samara)

Abstract. The importance of the creation and development of industrial business strategy. The technology of production process control strategy, which consists in the formation of the strategic objectives of the company and each business unit separately for the long period of time. Presents proposals for the development management sub-process manufacturing enterprise strategy. The prognosis of the effectiveness of the impact of the proposals on the economic performance of the enterprise.

Keywords: process, strategy, enterprise, technology, production.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.