РАЗВИТИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ПРАВОВЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ
ИНФОРМАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ
Б.Н. Герасимов, д-р. экон. наук, профессор Самарский университет государственного управления «Международный институт рынка» (Россия, г. Самара)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-11219
Аннотация. Одним из важнейших факторов развития управленческой и операционной деятельности современных организаций является её информационный потенциал и адекватное его использование. Разработана технология развития процесса управления правовым обеспечением информации в организации. Подробно описан комплекс предложений по развитию процесса управления правовым обеспечением информационной деятельности. Проведено исследование результативности внедрения предложений по развитию процесса управления правовым обеспечением информации в конкретной организации.
Ключевые слова: организация, информация, технология, предложения, развитие, эффективность.
Информация, как известно, играет ответственную роль на каждом витке развития современного общества. Создание, поддержание и использование информационных ресурсов определяет возможности и перспективы прогрессивного развития различных сторон человеческих, экономических и общественных отношений. Параметры информации, формирование и деформирование процессов ее получения, переработки или хранения способствуют разработке и принятию адекватных или ошибочных решений в процессах мышления, деятельности и коммуникаций в системах отношений любого уровня.
Однако при этом, информация - это весьма особенный рыночный продукт, который может существовать в различных формах и измерениях [1, 2, 14]. Отсутствие четких границ во времени и пространстве осложняет определение информации, как объекта права, и применения законодательных норм по отношению к ней в различных феноменах (процессах, объектах, явлениях).
Правовое обеспечение информации -это совокупность законодательных актов, нормативных и других документов, положений, инструкций, руководств, требования которых применяются в информационной деятельности [12].
Правовое обеспечение информации в России включает как международные, так и национальные правовые нормы и положения. Основы российского правового и законодательного регулирования отношений в сфере информации и информационных систем обеспечивают Конституция РФ, Законы РФ, Кодексы, указы и другие нормативные акты. Среди этих законов особое место занимает базовый закон «Об информации, информатизации и защите информации», в котором заложены основы правового определения всех важнейших атрибутов информационного пространства.
Клиника эстетической косметологии «Здоровье и красота» осуществляет медицинские и косметологические услуги. Специалисты клиники «Здоровье и красота» обладают рядом профессиональных комплексными методик, позволяющих не только дарить красоту, но и выявлять проблемы со здоровьем, изучение и лечение этих проблем. Кроме того, специалисты клиники помогают лучше узнать свой организм и учат как бороться с недугами самостоятельно, пробуждая в организме природные силы.
Организационная структура клиники «Здоровье и красота» - проектная. Деятельность клиники предусматривает постоянное выполнение проектов, программ.
Под каждый проект или программу выделяются трудовые, финансовые, лекарственные ресурсы, которыми распоряжается руководитель проекта.
Каждый проект имеет свою структуру, а управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию работ, координацию действий исполнителей [13].
Но в тоже время клиника имеет и ряд проблем, среди которых выделим:
- нехватка медицинских препаратов, необходимых для косметических процедур, в связи со сложностью процесса их закупок;
- нехватка специалистов, имеющих специальные сертификаты на проведение определенных медицинских процедур;
- отсутствие специальных предложений, акций и скидок для постоянных клиентов;
- недостаточность информации о всех предоставляемых услугах на сайте.
Представленные выше проблемы могут серьезно повлиять на хозяйственную деятельность организации, в т.ч. на её экономические показатели [6]. Поэтому важно сформулировать основные положения, спроектировать и внедрить эффективную технологию управления правовым обеспечением информации и подключить её для применения во всех остальных процессах организации.
Технология содержит все необходимые операции, которые выполняются в рамках нескольких процессно-ориентированных этапов: подготовка; проведение; заключительные операции; мониторинг [5]. Фрагмент содержания технологии развития процесса «Управление правовым обеспечением информации» представлен на рисунке 1.
Принятие решения о разработке системы правового обеспечения организации
Подготовка документов по предоставлению акций и скидок
Подготовка квалифицированных специалистов, осуществляющих мел.
Подготовка документов для правового обеспечения информации в клинике
Подготовка стандартов и тр е о ов аний для использования, обра о о тки информации клиники
Подготовка условий по оказанию медицинских услуг в клинике
Разработка методики по рассмотрению и разр а -б отке р ешений пр етензий клиентов
Подготовка доку- Подготовка доку-
ментов для ооес- ментов на ооеспе-
печения конфи- чение конфиден-
денциально сти циальности пер-
пер сональных ГПНЯ .ТГЫТКПС 1ГЯИ-
Подготовка про1рам-мы хранения информации с указанием сроков ее хранения
Подготовка документов для закупок необходимых медицинских препаратов
Разработка программы р азвития упр а ел ения пр авовым о о еспечением
Выработка управленческих решений по развитию управления правовым рбеспечением
Подготовка документов по использованию специального оборудования
Подготовка полного перечня услуг, их описания для размещения на сайте клиники
Проведение мероприятий по предоставлению скидок для клиентов, спецналь-
Прсведение мероприятий для подготовки кабинетов и помещений клиники
Проведение набора
специалистов, имеющих специальные сертификаты
Пр о вед ение мер о -приятии по обеспечение техническими ресурсами и оборудованием
Проведение мероприятий по подготовке и обучению сотрудников клн-
Прсведение мероприятий по утверждение 1рафика работ и выполнения ус-
Проведение мероприятий по планированию и учету
Т '
Проведение мероприятии по составление календарного плана-графика ра-
Повышение квалификации специалистов и сотрудников клиники
Проведение анкетирования по качеству обслуживания клиники среди сотрудников и клиентов
Проведение проверки функционирования оборудования
Рис. 1. Технология развития процесса «Управление правовым обеспечением информации»
(фрагмент)
Эффективная поддержка и реализация представленной технологии требует обращения особого внимания на выполнение некоторых ключевых операций.
Для составления новых стандартов по работе с информацией, необходимо провести следующие действия: исследование используемых стандартов, нормативов и образцов деятельности в информационной сфере, выявление сильных и слабых сторон протекания операционных и управленческих процессов, а также нахождение патологий менеджмента в рамках информационных процессов на рабочих места, подразделения и организации в целом [16, 17].
Правильная профессиональная ориентация, расстановка и адаптация компетентных специалистов и управленцев могут значительно повлиять на увеличение производительности труда, качество оказываемых услуг и формирование конкурентных преимуществ клиники [10].
Важную роль играет повышение профессиональной компетенции специалистов и управленцев, которые могут происходить на рабочих местах, в учебном центре организации, а также в других организациях, обладающими ключевыми компетенциями, актуальными для данной клиники. В этом случае процесс обучения должен быть лучше спланирован и глубже проработан. К числу подобных методов относятся: игры, тренинги, конкретные ситуации [15].
Также важными операциями являются утверждение в организации документов и договоров о конфиденциальности информации как сотрудников, так и клиентов, защите их персональных данных, а также хранение, обработка и использование данной клиентами информации.
Большое значение приобретает получение всех необходимых разрешений и лицензий на проведение определенных медицинских процедур и оказания услуг клиникой, а также привлечение специали-
стов, которые имеют сертификаты на оказания таких услуг.
Организация должна тщательно подходить к подготовке и оформлению документов по подготовке, поддержанию и развитию правового обеспечения информации, особенно в сфере формирования соответствующих договоров с клиентами, информации по услугам, специалистам и очередности формирования их предоставления. При этом выполнение исследования выполненных услуг клиники, учет всех операционных факторов позволит более эффективно реализовать данную технологию, которая приведет к устранению имеющихся проблем так как от эффективности операционной и управленческой деятельности клиники будут зависеть все экономические показатели организации, наличие торгового знака, имиджа в рыночной среде [8].
Клиника «Здоровье и красота» за время своей работы на рынке зарекомендовала себя как надежный и ответственный исполнителя услуг, отличается высоким уровнем и надежностью, предлагает качественные, сертифицированные и проверенные услуги и товары клиенту, а также несущий полную юридическую ответственность.
Сегодня подобная область предпринимательства - одна из наиболее перспективных и быстроразвивающихся отраслей. С каждым годом растет количество таких клиник, а потребители, в свою очередь, хотят обеспечения комфорта, надежности, конфиденциальности, а это значит, что они выбирают лучшие варианты.
Жесткая конкуренция на рынке подобных услуг побуждает организацию идти навстречу ожиданиям клиентов, не останавливаясь на пути к совершенству [9]. Для этого был разработан комплекс инновационных предложений по развитию процесса управления правовым обеспечением информации, представленный в виде мероприятий (табл. 1).
Таблица 1. Предложения по развитию процесса управления правовым обеспечением информации_
Наименование мероприятия Средства реализации Ожидаемые результаты
1. Совершенствование условий договоров по правовому обеспечению информации 1.1. Разработка специальных стандартов, правил и требований 1.2. Постоянный контроль и проверка документов и договоров 1.3. Обратная связь с клиентами 1.4. Изучение требований и запросов потребителей 1.5. Выявление слабых и сильных сторон обслуживания потребителей 1.6. Рассмотрение претензий потребителей и решение всех возникающих при этом вопросов 1.1. Завоевание доверия потребителей 1.2. Повышение спроса со стороны потребителей 1.3. Создание благоприятных отношений с клиентами 1.4. Удовлетворение потребителей 1.5. Создание положительного имиджа клиники
2. Получение сертификатов и лицензий на оказание определенных медицинских услуг и процедур 2.1 Непрерывное освоение инновационных технологий и разработок 2.2. Обучение сотрудников, получение ими сертификатов на оказание новых видов услуг и процедур 2.3. Аккумулирования идей новых услуг и процедур 2.1. Внедрение передовых технологий 2.2. Повышение конкурентоспособности организации 2.3. Уникальность услуг 2.4. Заинтересованность потребителей.
3. Повышение уровня успеваемости выполнения услуг в срок, при большом потоке клиентов 3.1. Мотивация сотрудников 3.2. Увеличение размера штрафа за несвоевременное и некачественное выполнение работ 3.3. Найм новых и квалифицированных сотрудников 3.1. Улучшения качества и уровня обслуживания потребителей 3.2. Хорошие отзывы клиентов 3.3. Своевременное и качественное выполнение работ 3.4. Увеличение прибыли
4.Повышение квалификации сотрудников 4.1. Семинары, курсы, тренинги 4.2. Прохождение повышения квалификации 4.3. Стажировка в других клиниках 4.4. Наставничеств 4.5. Аттестация 4.6. Командировки 4.1. Высококвалифицированный персонал 4.2. Повышение производительности труда 4.3. Расширение навыков выполняемой работы 4.6. Умение выполнять сложные виды процедур
5. Повышение уровня мотивации персонала. 5.1. Создание системы стимулирования для сотрудников 5.2. Проведение культурно-массовых мероприятий 5.3. Предоставление бесплатного обучения, повышения квалификации 5.4. Давать возможность сотрудникам участвовать в принятии решений 5.5. Предоставление работникам льгот и выплат 5.6. Надбавки за высокую производительность труда, качество работы, личный вклад в результаты организации 5.7. Социальные выплаты и компенсации 5.8. Индивидуальный подход к каждому сотруднику 5.1. Повышение производительности труда 5.2. Заинтересованность персонала в достижении целей организации 5.3. Нацеленность сотрудников на лучший результат 5.4. Уважение начальства организации со стороны работников 5.5. Совершенствование развития, опыта и умения сотрудников 5.6. Повышение приверженности персонала
Прежде чем приступить к реализации приведенных выше мероприятий, следует создать и осуществить определенные условия [3], благодаря которым организация сможет достичь наибольшей результативности, повышения качества предоставляемых услуг в клинике «Здоровье и красота».
Каждая организация должна заботиться о своих клиентах, а, следовательно, изучать требования и запросы клиентов, рассматривать претензии потребителей и решать все возникающие вопросы [7]. Обратная связь с потребителями является одним из самых важных процессов организация. Правильное управление этим про-
цессом требует его регламентирования, контроля, оценки, анализа и развития [4].
Совершенствование системы стимулирования труда направлена на достижения целей организации и представляет компенсационный пакет, который является весомым конкурентным преимуществом перед остальными организациями в борьбе за ценные трудовые ресурсы.
Большое внимание уделяется внешнему виду и деловой этике работника клиники, непосредственно обслуживающего клиента, в также коммуникабельности, тактичности и вежливости [11].
Исследование эффективности внедряемых мероприятий проведено на основе наличия представлений об основных финансовых показателях организаций в предшествующие периоды и сведено в таблице 2.
Наименование показателей 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016г. 2017 г. 2018 г.
Доход, тыс. руб. 2l 534 22374 23457 2474В 249В7 25325
Себестоимость, тыс. руб. l9 34б 19576 20343 2l232 23475 2432l
Валовая прибыль, тыс. руб. 2 1ВВ 279В 3ll4 35l6 l5l2 l004
Чистая прибыль, тыс. руб. l750 223В 249l 28l3 l2l0 В03
Рентабельность, % l0,2 l2,5 l3,3 l4,2 6,l 4
Таблица 2. Сведения о деятельности клиники «Здоровье и красота» в 2013-18 гг.
Для прогнозирования деятельности клиники были представлены сведения о его деятельности в 2013-18 гг. В состав группы экспертов вошло 5 чел. Возглавлял группу экспертов заместитель директора, а также в её состав вошли менеджер по работе с клиентами, директор клиники, заместитель директора по закупке оборудования и начальник отдела маркетинга. Экспертам было предложено сделать три прогноза.
Первый прогноз определяет показатели деятельности клиники на текущий период времени (2019 г.).
Второй прогноз на 2020 г. выполняется экспертами без учёта предложений. При этом учитывается только предполагаемая конъюнктура продукции/услуг на рынке. Третий прогноз деятельности клиники «Здоровье и красота» на 2020 г. с учётом внедрения предложений.
Сведения о деятельности и прогнозах деятельности клиники за 2017-20 гг. сведены воедино и представлены в таблице 3.
Таблица 3. Сведения красота» за 2017-20 гг.
о деятельности и прогнозах деятельности клиники «Здоровье и
Наименование показателей Значения показателей
2017 г. 2018 г. 2019 г. (прогноз) 2020 г. без предложений (прогноз) 2020 г. с учетом предложений (прогноз)
средние изменения, в % средние изменения, % средние изменения, %
Доход, тыс. руб. 249В7 25325 2393В - 5,5 23577 - 1,5 25326 5,В
Себестоимость, тыс. руб. 23475 2432l 22253 -8,5 2l3l9 - 4,2 232l2 4,3
Валовая прибыль, тыс. руб. l5l7 l004 16В6 68 225В 33,9 2ll4 25,4
Чистая прибыль, тыс. руб. l2l0 В03 l349 68 l376 2 l692 25,4
Рентабельность, % 6,l 4 7,l 7,5 l0 40 В,4 1В,3
Таким образом, если клинике «Здоровье На основе составленных прогнозов
и красота» удастся создать, адекватно можно сделать вывод, что комплекс меро-сформировать свои возможности, а также приятий по развитию процесса управления полностью реализовать предложенную правовым обеспечением информации при-технологию при минимальных издержках несут значительный экономический эф-и с максимальной результативностью для фект для клиники, повысить имидж, кон-управления правовым обеспечением ин- курентоспособность, укрепится доверие формации, то прогноз эффективности их клиентов, что весьма значимо, а также воздействия на экономические показатели появится возможность отправлять своих организации может быть осуществлен уже сотрудников на большее количество тре-в 2020 г. нингов, семинаров и курсов повышения
квалификации в ближайшем будущем.
Библиографический список
1. Анисимов О.С., Деркач А.А. Основы общей и управленческой акмеологии. - М.; Новгород: «СЕТ», 1995. 268 с.
2. Брацлавский А.А. Направления использования информационных систем в управлении инновационной деятельностью // Экономика и предпринимательство. 2016. №12-3 (77-3). С. 1039-1044.
3. Васяйчева В.А., Герасимов Б.Н. Развитие процесса инновационной деятельности организация // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2018. №10 (168). С. 69-76.
4. Герасимов Б.Н. Развитие функциональной структуры организации. - Самара: СГЭА. 2003. - 164 с.
5. Герасимов Б.Н. Исследование роли и места менеджмента в управленческой деятельности организации // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2016. №1 (135). С. 55-60.
6. Герасимов Б.Н. Операционный менеджмент. Самара: МГПУ, 2009. 368 с.
7. Герасимов Б.Н. Типология управления в социальных и экономических средах // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2019. №1. С. 30-42.
8. Герасимов Б., Герасимов К. Построение систем управления: теория, методология, технологии. Саарбрюккен: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. 288 с.
9. Герасимов Б.Н. Шимельфениг О.В. Онтология как рефлексивная картина представления экономических систем // Креативная экономика и социальные инновации. 2018. Вып. 8. № 2 (23). С. 7-26.
10. Илюхин И.В. Основные направления использования информационных систем в управлении организациями // Сервис в России и за рубежом. 2011. № 3 (22). С. 6-12.
11. Ладенко И.С. Развитие интеллектуальных инноваций в современном обществе. Комплексная программа исследований. Новосибирск: ИИФиФ СО АН СССР, 1990. 62 с.
12. Неизвестный С.М. Мозг проекта. М.: Russian Science Publisher, 2007. 400 с.
13. Цыганов В.В., Бухарин С.Н. Информационный менеджмент. Механизмы управления и борьбы в бизнесе и политике. М.: Академический Проект, 2009. 512 c.
14. Чараев Г.Г., Посевин Д.П. Организационно-информационный менеджмент. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 136 c.
15. Шимельфениг О.В., Герасимов Б.Н. Развитие жизнедеятельности человека на основе постижения мира и самоопределения // Креативная экономика и социальные инновации. 2018. Вып. 8. № 4 (25). С. 113-130.
16. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М.: Школа культурной политики, 1995. 759 с.
17. Gerasimov B.N., Vasyaycheva V.A., Gerasimov K.B. Identification of the factors of competitiveness of industrial company based on the module approach // Entrepreneurship and sus-tainability issues. 2018. V.6. №2. Р. 677-690.
DEVELOPMENT OF THE LEGAL MANAGEMENT PROCESS PROVIDING INFORMATION TO THE ORGANIZATION
B.N. Gerasimov, Doctor of Economic Sciences, Professor Samara State University of Management «International market institute» (Russia, Samara)
Abstract. One of the most important processes in the development of management and operational activities of modern organizations is its information potential and its adequate use. The technology of development of process of management of legal support of information in the organization is developed. A set of proposals for the development of the process of legal support management of information activities is described in detail. The study of the effectiveness of the implementation of proposals for the development of the process of legal information management in a particular organization.
Keywords: organization, information, technology, proposals, development, efficiency.