Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРОЦЕДУРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА, ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СЕРТИФИКАЦИИ И МАРКИРОВКИ ПРОДУКЦИИ В ЦЕЛЯХ СОЗДАНИЯ РЫНКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ'

РАЗВИТИЕ ПРОЦЕДУРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА, ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СЕРТИФИКАЦИИ И МАРКИРОВКИ ПРОДУКЦИИ В ЦЕЛЯХ СОЗДАНИЯ РЫНКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СТАНДАРТ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МАРКИРОВКА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТОВАРЫ / СЕРТИФИКАЦИЯ / СТАНДАРТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бакашев Э.Д.

Цель представленной работы - анализ процесса развития процедуры экологического аудита, экологической сертификации и маркировки продукции для создания рынка экологических товаров, работ и услуг. В настоящей статье еще раз подчеркивается, что отсутствие в России разработанных методик оценки и систем сертификации все больше усугубляет проблему экологической безопасности. Складывается ситуация, когда производители готовы работать по новым стандартам, а этих стандартов нет. На международном уровне эта ситуация решена через ISO, однако в России не более 10 % товаров имеют экологическую маркировку. Основные выводы проведенного исследования - необходимость разработки авторитетного документа в виде методики или системы экологической маркировки продукции, которая позволит классифицировать товары на рынке по их соответствию требованиям экологической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROCEDURES FOR ENVIRONMENTAL AUDIT, ENVIRONMENTAL CERTIFICATION AND ECO-LABELLING IN ORDER TO CREATE A MARKET....FOR ENVIRONMENTAL GOODS, WORKS AND SERVICES

The purpose of this study is to analyze the process of developing the procedure for environmental audit, environmental certification and eco-labelling to create a market for environmental goods, works and services. This study emphasizes that the lack of developed assessment methods and certification systems in Russia is increasingly exacerbating the problem of environmental safety. In Russia now, the manufacturers are ready to work according to new standards, but these standards do not exist. At the international level, this situation is resolved through ISO, but in Russia, no more than 10 % of products have eco-labelling, most of them due to the request of consumers. There is a situation when the presence of environmental marking has become optional. The main conclusion of the study is the need of developing the special document either in the form of an environmental strategy or the eco-labelling set of rules.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРОЦЕДУРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА, ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СЕРТИФИКАЦИИ И МАРКИРОВКИ ПРОДУКЦИИ В ЦЕЛЯХ СОЗДАНИЯ РЫНКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ»

УДК 338.439

Бакашев Эмиди Дагаевич

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента инноваций и бизнеса Грозненского государственного нефтяного технического университета им. акад. М.Д. Миллионщикова

РАЗВИТИЕ ПРОЦЕДУРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА, ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СЕРТИФИКАЦИИ И МАРКИРОВКИ ПРОДУКЦИИ В ЦЕЛЯХ СОЗДАНИЯ РЫНКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ

Bakashev Emidi Dagayevich

PhD in Economics, Associate Professor, Innovation and Business Management Department, Grozny State Oil Technical University

DEVELOPMENT OF PROCEDURES FOR ENVIRONMENTAL AUDIT, ENVIRONMENTAL CERTIFICATION AND ECO-LABELLING IN ORDER TO CREATE A MARKET FOR ENVIRONMENTAL GOODS, WORKS AND SERVICES

Аннотация:

Цель представленной работы - анализ процесса развития процедуры экологического аудита, экологической сертификации и маркировки продукции для создания рынка экологических товаров, работ и услуг. В настоящей статье еще раз подчеркивается, что отсутствие в России разработанных методик оценки и систем сертификации все больше усугубляет проблему экологической безопасности. Складывается ситуация, когда производители готовы работать по новым стандартам, а этих стандартов нет. На международном уровне эта ситуация решена через ISO, однако в России не более 10 % товаров имеют экологическую маркировку. Основные выводы проведенного исследования - необходимость разработки авторитетного документа в виде методики или системы экологической маркировки продукции, которая позволит классифицировать товары на рынке по их соответствию требованиям экологической безопасности.

Ключевые слова:

экологический аудит, экологический стандарт, экологическая сертификация, экологическая маркировка, экологическая безопасность, товары, сертификация, стандарт

Summary:

The purpose of this study is to analyze the process of developing the procedure for environmental audit, environmental certification and eco-labelling to create a market for environmental goods, works and services. This study emphasizes that the lack of developed assessment methods and certification systems in Russia is increasingly exacerbating the problem of environmental safety. In Russia now, the manufacturers are ready to work according to new standards, but these standards do not exist. At the international level, this situation is resolved through ISO, but in Russia, no more than 10 % of products have eco-labelling, most of them due to the request of consumers. There is a situation when the presence of environmental marking has become optional. The main conclusion of the study is the need of developing the special document either in the form of an environmental strategy or the eco-label-ling set of rules.

Keywords:

environmental audit, environmental standard, environmental certification, eco-labelling, environmental safety, products, certification, standard

Тема экологической безопасности становится все более актуальной на фоне развития общественного сознания и появления новых технологий. Проблему на сегодняшний день представляет фактическое отсутствие в России разработанных методик и систем сертификации для подтверждения соответствия продукции стандартам экологической безопасности.

Складывается интересная тенденция, при которой производители продукции готовы к освоению новых технологий и прохождению сертификации, а ресурсная база для этого в виде методик и систем сертификации не выработана [1].

В системе международного права документом, положившим начало системы сертификации продукции на ее соответствие требованиям экологической безопасности, является Декларация ООН, принятая в Стокгольме в 1972 г. На основе данного документа в дальнейшем и стала разрабатываться система менеджмента качества.

На международном уровне сертификацию на предмет соответствия товаров нормам экологической безопасности взяла на себя Международная организация по стандартизации - ISO. Серия стандартов с требованиями к построению системы экологического менеджмента представлена ISO 14000 и ISO 14001. Примерно с 1990-х гг. российскими производителями стала активно проводиться сертификация в соответствии с ISO 14001. В настоящее время не более 10 % товаров, представленных на рынке, имеет экологическую маркировку. Поводом к активному использованию экологической маркировки стало требование потребителей. Теперь для них экологичность товаров является одним из критериев при выборе продукции конкретного производителя [2].

Авторитетные системы экологической маркировки продукции на территории России отсутствуют. Все это осложняет выбор товаров для потребителей, ориентирующихся на критерий экологической безопасности продукции. В мире существует более 30 систем экологической маркировки, которые соответствуют ISO 14024.

Экологическая маркировка продукции может быть представлена в виде экологического знака, экологической декларации или же самодекларируемого экологического заявления.

Требования к разным типам экологической маркировки приводятся в ISO 14020. Для получения права на использование экологической маркировки требуется разработать методику и критерии для оценки экологической безопасности продукции. Подразумевается, что подтверждение соответствия продукции экологическим требованиям осуществляется по результатам экспертизы. В мире чаще всего экологическая маркировка используется для маркировки непищевой продукции [3].

В России тоже есть системы и знаки экологической маркировки, но пока они не получили широкого распространения и их нельзя назвать авторитетными. В стране есть необходимость создания системы сертификации, которая бы позволила осуществить группировку товаров на рынке, исходя из их соответствия требованиям экологической безопасности. Такая система нужна для минимизации негативного воздействия на окружающую среду, расширения рынка товаров, соответствующих требованиям экологической безопасности.

Международными требованиями предусматривается разработка стандарта для оценки экологической безопасности того или иного товара. И этот стандарт должен быть представлен в виде методики и критериев оценки экологической безопасности. Для того, чтобы разработать методику, достаточно опираться на ISO 14041.

Многими производителями стройматериалов в России пройдена сертификация продукции, в том числе на предмет ее соответствия требованиям экологической безопасности [4]. Разработка методики и критериев для оценки экологической безопасности производимой продукции началась с определения этапов жизненного цикла продукции, в течение которого наиболее вероятно и сильно воздействие на окружающую среду.

Разработка продолжалась подготовкой описания для каждого из этапов, начиная с добычи сырья и заканчивая утилизацией материалов после завершения срока эксплуатации. Далее с целью выхода на сертификацию и использование экологической маркировки был проведен анализ по входящим и выходящим вредным веществам на каждом этапе жизненного цикла с оценкой степени воздействия этих веществ на окружающую среду.

После этой работы были определены параметры, подлежащие учету, выработаны критерии для оценки экологической безопасности. Для разработки критериев товаропроизводителями был использован комплексный подход.

Сформированные критерии стали рассматриваться в качестве требований к производимым стройматериалам. В результате получилась система экологических требований, в состав которой были включены требования к сырью, производству, наличию на предприятии системы экологического менеджмента, а также требования к продукции и упаковке.

Приведенный пример работы производителей стройматериалов в России показывает нам, как для производителя и потребителя важно работать с продукцией, соответствующей стандартам экологической безопасности. По информации на 2018 г., разработаны и используются стандарты сертификации в соответствии с требованиями экологической безопасности для изделий на основе листового стекла, ПВХ, напольных покрытий и теплоизоляции.

Сертификация продукции в части ее соответствия требованиям экологической безопасности регламентирована и начинается с подачи заявки на прохождение процедуры. По результатам прохождения сертификационных проверок устанавливается, соответствует ли выпускаемая предприятием продукция требованиям экологической безопасности.

В рамках работы по сертификации проводится комплексная проверка в отношении продукции, которая выпускается производителем. В оценке результатов сертификационных проверок принимает участие независимая экспертная группа. При положительном результате проверки выдается сертификат соответствия. При отрицательном результате в экспертном заключении указывается, что сертификат соответствия не может быть выдан из-за несоответствия конкретным требованиям.

Те предприятия, которые получили сертификаты, ежегодно принимают у себя группу экспертов для проведения инспекционного контроля. Инспекционный контроль может носить плановый и внеплановый характер, например, при наличии жалоб со стороны потребителей. Опыт по сертификации продукции производителей стройматериалов в России позволил установить, что самым сложным этапом является оценка стадий получения сырья [5].

Применение экологической маркировки по результатам сертификации требует от производителей разработки и внедрения системы поставщиков сырья, поскольку многие предприятия сами не получают его, а покупают у поставщиков. Все это осложняет прохождение производителями сертификации на предмет соответствия экологическим требованиям. Тем не менее в связи с запросом потребителей есть острая необходимость в формировании и расширении рынка экологически чистых товаров.

Российскому бизнесу требуется активно вкладывать инвестиции в научные разработки методов для оценки экологической безопасности конкретной продукции. В конечном итоге прохождение сертификации и использование производителем экологической маркировки можно будет рассматривать в качестве конкурентного преимущества.

Условия и регламент для аудита при экологической сертификации товаров и услуг в России были созданы с принятием ФЗ «О защите прав потребителей» еще в 1992 г. [6]. В соответствии с этим ФЗ отдельные виды продукции стали в обязательном порядке сертифицироваться. С 1992 г. действует ГОСТ Р, но только в отношении тех товаров и услуг, которые по стандартам и актам должны сертифицироваться. В иных случаях прохождение экологического аудита и сертификации является добровольным для каждого производителя.

За последние 30 лет произошли серьезные изменения в стране и в мире - на уровне сознания общества сформировано ответственное отношение к окружающей среде, приняты программы по снижению негативного воздействия на нее и т. д. Однако система экологического менеджмента внедрена лишь на отдельных предприятиях.

Интересная ситуация сложилась на рынке товаров для упаковки. Здесь имеется высокий уровень конкуренции между производителями упаковки, сделан упор на использование биораз-лагаемых материалов или материалов, подлежащих переработке и повторному использованию. Если бы практика использования экологически чистых материалов для упаковки получила более широкое распространение среди производителей, то можно было бы не вести разговор о введении утилизационных сборов и экологического налога на упаковку.

Г. Моткин в своем исследовании обращает внимание на интересный опыт экологического менеджмента среди гостиничных сетей в Германии [7]. Там система экологического менеджмента используется крупными отельерами и является частью ответственной социальной политики компаний. Экологический аудит на базе данных компаний позволяет установить возможности для снижения негативного воздействия на окружающую среду. Упор делается на применение инноваций, например, использование возобновляемых источников энергии. Все такие отели имеют определенное количество звезд в соответствии с пройденной сертификацией. Данный опыт был бы полезен и для российских владельцев и управляющих гостиницами.

Соответственно, важно как можно больше реализовывать и стимулировать к использованию возобновляемых источников энергии и иных инновационных объектов, которые позволят минимизировать уровень негативного воздействия на экологическую обстановку.

На необходимость развития экологического аудита указывает в своем исследовании Е. Скобликова [8]. Автор отмечает, что экологическую сертификацию следовало бы более широко использовать в системе государственных закупок, т. к. именно государство своей политикой и поведением властвующих лиц подает пример поведения для граждан. Следовательно, если государство будет делать упор на сотрудничество с экологически ответственными предприятиями-поставщиками, то и простые граждане могли бы последовать данному примеру.

Для развития системы экологического менеджмента и аудита в России на уровне государственной власти следовало бы применять инструменты мотивации для перехода товаропроизводителей на выпуск продукции, прошедшей экологическую сертификацию. В частности, стимулом могло бы стать снижение налоговых ставок при условии применения на предприятии экологически чистых технологий и сырья. Что касается рынка экологически безопасных товаров, то он в России пока только формируется. Создание условий для прохождения экологической сертификации - дорогостоящий и продолжительный процесс. Именно по этой причине следует уделить особое внимание развитию рынка экологически безопасных товаров. Ведь в современных условиях экологические проблемы стоят наиболее остро, соответственно, стимулирование рынка экологически безопасных товаров позволит минимизировать потери в данной области и усовершенствовать окружающую среду.

Как уже сказано ранее, прохождение экологической сертификации - затратная и достаточно долгая процедура. Уменьшение стоимости экологической сертификации в современных условиях практически невозможно, однако, на наш взгляд, необходимо сократить время, которое затрачивается на данный процесс. Пожалуй, это одно из важнейших направлений в экологической отрасли. Поэтому его необходимо рассматривать как инвестиционный проект. И эффект здесь сводится не столько к увеличению показателей продаж и прибыли, сколько к продвижению

бренда на рынке как ответственно относящегося к экологии. Как показывает практика, лишь крупные предприятия могут позволить себе прохождение экологической сертификации с целью использования маркировки при производстве продукции.

С учетом того, что ситуация на рынке технологий и оборудования меняется в свете создаваемых инноваций, развивать систему экологического менеджмента необходимо соответственно. Активное участие в этом процессе должно принять государство, оказывая информационную и консультационную поддержку производителям товаров и услуг, ведя соответствующие реестры и разъяснительную работу среди населения по вопросам присутствия на рынке товаров и услуг, произведенных ответственными по отношению к экологии производителями.

Именно поэтому мы можем утверждать, что государство является одним из важнейших источников формирования устойчивого экологического аудита. Основная цель государства в данном случае должна базироваться на формировании целостной поддержки: такой подход позволит улучшить и усовершенствовать экологическую сертификацию и экологический аудит.

Ссылки:

1. Environmental Labelling in OECD Countries. Paris, 1991. 133 p.

2. Rotherham T. The Trade and Environmental Effects of Ecolables: Assessment and Response [Электронный ресурс] // UN Environment Programme. URL: https://wedocs.unep.org/bitstream/handle/20.500.11822/8313/-The%20Trade%20and%20Environ-mental%20Effects%20of%20Ecolabels_%20Assessment%20and%20Response-20053751.pdf?sequence=3&amp%3BisAl-lowed= (дата обращения: 14.01.2021).

3. Earley J., Anderson L.K. Developing-country Access to Developed-Country Markets under Selected Ecolabelling Programmes [Электронный ресурс] // OECD. Better Policies for Better Lives. URL: http://www.oecd.org/officialdocuments/pub-licdisplaydocumentpdf/?cote=COM/ENV/TD(2003)30/FINAL&docLanguage=En (дата обращения: 14.01.2021).

4. Eco-labeling Standards, Green Procurement and the WTO: Significance for World Bank Borrowers [Электронный ресурс] // Center for International Environmental Law. URL: https://www.ciel.org/wp-content/uploads/2015/03/Ecolabel-ing_WTO_Mar05.pdf (дата обращения: 14.01.2021).

5. Соглашение по техническим барьерам в торговле [Электронный ресурс] // Центр экспертизы ВТО. URL: wto.ru > ffb > ffba41 f1873343839b0f4bbcec18d305 (дата обращения: 14.01.2021).

6. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 08.12.2020) «О защите прав потребителей» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Моткин Г.А. Экологическое страхование: итоги и перспективы // Труды Х Юбилейной Всероссийской и Y Международной конференции «Теория и практика экологического страхования: итоги и перспективы». М., 2010. 70 с.

8. Скобликова Е.В., Звягинцева Е.Н. Пути внедрения системы государственных экологических закупок в действующий механизм государственных закупок // Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Перспективы развития технологий переработки вторичных ресурсов в Кузбассе. Экологические, экономические и социальные аспекты». Новокузнецк, 2012. С. 209-219.

Редактор, переводчик: Невзорова Наталья Викторовна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.